Научная статья на тему 'К вопросу о защите интеллектуальной собственности Научной лаборатории дидактического дизайна'

К вопросу о защите интеллектуальной собственности Научной лаборатории дидактического дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«PEDAGOGICAL RAIDER» / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОРРЕКТНОЕ И НЕКОРРЕКТНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ / «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РЕЙДЕРСТВО» / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ / INTELLECTUAL PROPERTY / CORRECT AND INCORRECT LOAN / THE COPYRIGHT / A CITING INDEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейнберг Валерий Эмануилович

Рассматриваются с необщепринятой точки зрения перипетии одной разработки в области инструментальной дидактики; приводятся возможные причины и приемы некорректного заимствования, «алгоритм педагогического рейдерства» и конкретные примеры из практики Научной лаборатории дидактического дизайна, а также соответствующие дефиниции и определения, представленные в жанре «дидактической микроюмористики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE DUALISM QUADRATURE», OR TRICKS OF FORTUNE ONE INTELLECTUAL PROPERTY

Are considered with not the standard point of view of a peripetia of one working out in the field of tool didactics; the possible reasons and receptions of incorrect loan, «algorithm pedagogical raider» and concrete examples from pr+actice of Scientific laboratory of didactic design, and also corresponding definitions and the definitions executed executed in a genre «didactic microhumor» are resulted.

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите интеллектуальной собственности Научной лаборатории дидактического дизайна»

злоупотреблении, которое много хуже и опаснее простой халатности. Для борьбы с такими злоупотреблениями необходимы совместные усилия как контролирующих органов, так и научного сообщества. По отдельности с этой проблемой не справиться: любые жесткие административные меры при отсутствии заинтересованности научного сообщества будут саботироваться, а попытки научного сообщества нормализовать ситуации окажутся безрезультатными без административной поддержки. В качестве одной из первых мер целесообразно рекомендовать использовать для оценки самостоятельности научных работ не понятие «плагиат», а понятие «некорректное заимствование», зафиксировав его строгое определение в нормативных документах Министерства образования. Это же определение должно обязательно присутствовать в Положении о присвоении ученых степеней. Первоочередная задача в таком случае - заблокировать применение описанного выше инструментария отмывания авторства. Пока же, к сожалению, в российской науке велика доля тех, кто предпочитает стоять не «на плечах», а на костях предшественников, и не видеть дальше своего носа.

Список цитированной литературы

1. Брусакова, И.А. Имитационное моделирование в информационных системах [Текст] і учеб. пособие. - СПб. і СПбГИЭУ, 2004. - 151 с.

2. Воскобойникова, Н.П., Галыгина, И.В., Галыгина, Л.В. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе. 2005. № 5. - С. 42-45.

3. Воскобойникова, Н.П., Галыгина, Л.В., Галыгина, И.В. Повышение эффективности обучения решению задач // Химия в школе. 2006. № 4. - С. 38-44.

4. Галыгина, И.В., Галыгина, Л.В., Воскобойникова, Н.П. Современные технологии преподавания химии і 8-11 классы і учебно-метод. пособие. - М. і Вентана-Граф, 2009. - 160 с.

5. Гельфанд, М. «Все так делают» // Троицкий вариант. - 2011. - № 90. - С. 9. Доступно онлайн по адресуі http://trv-science.ru/2011/10/25/vse-tak-delayut/. Проверено 07.02.2013.

6. Итоговый доклад Комиссии Минобрнауки России по проведению экспертной оценки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук, защищенных в совете Д212.154.01. Доступно онлайн по адресуі http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3029. Проверено 07.02.2013.

7. Котляров, И. Д. Рецензия на книгу : Брусакова И.А. Имитационное моделирование в информационных системах [Текст] : учеб. пособие. - СПб. : СПбГИЭУ, 2004 // Математика в вузе, №15, февраль 2008 г. - август 2008 г. Доступно онлайн по адресу: http://www.spbstu.ru/public/m_v/N_015/Kotlyarov_01 .doc. Проверено 05.07.2011.

8. Штейнберг, В.Э. «Квадратура дуализма», или Перипетии судьбы одной интеллектуальной собственности // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн : теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний : материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва - Уфа [В печати]. -С.48-50.

В.Э. Штейнберг

К ВОПРОСУ О ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, корректное и некорректное заимствование, «педагогическое рейдерство», авторское право, индекс цитирования.

Аннотация: Рассматриваются с необщепринятой точки зрения перипетии одной разработки в области инструментальной дидактики; приводятся возможные причины и приемы некорректного заимствования, «алгоритм педагогического рейдерства» и конкретные примеры из практики Научной лаборатории дидактического дизайна, а также соответствующие дефиниции и определения, представленные в жанре «дидактической микроюмористики».

Традиционные размышления исследователей и разработчиков, приступающих к решению перспективных педагогических задач, - это тревога за грядущие перипетии внедрения их детища. Мало кто в эти моменты предполагает, что судьба их разработок может иметь и иные варианты, например, «принудительно-отъемное» внедрение. Подобная участь, наряду с общепринятым внедрением в педагогическую практику, постигла ключевые разра-

ботки Научной лаборатории дидактического дизайна (далее - НЛДД), долгие годы бывшей экспериментальной площадкой Уральского отделения РАО. Что позволяет писать о проблеме сохранения авторских прав не с позиции наблюдателя-аналитика, а непосредственно «из гущи событий».

Методическое самообеспечение происходящей модернизации образования диктует не только интенсивную разработку новых технологий, но и не менее интенсивную квазитвор-ческую деятельность (в диапазоне от компиляции до плагиата), так как для эффективного решения новых задач модернизации необходим научный задел (в том числе время и усилия для его создания). Проблема же защиты интеллектуальной собственности в области образования продолжает оставаться не решенной, обсуждается лишь Торговопромышленной палатой РФ, Российской государственной академией интеллектуальной собственности, Академией профессионального образования и рядом вузов при участии федеральных журналов.

Опыт продуктивных поисковых исследований НЛДД, а также опыт в области технического изобретательства, патентоведения и педагогического изобретательства позволяет нам выделить существенные препятствия на пути правовой защиты интеллектуальной собственности в области образования.

1. Трудность формализованного описания гуманитарных - педагогических объектов, которая несопоставимо выше трудности формализации описания технических (механических, физических, химических, биологических) объектов.

2. Сложность установления объективных причинно-следственных связей в педагогических системах, которая несопоставимо выше сложности установления причинноследственных связей в технических системах.

3. Трудность определения реального экономического эффекта при использовании педагогических новшеств в образовательном процессе, которая несопоставимо выше трудности определения экономического эффекта при промышленном производстве или эксплуатации изделий, основанных на изобретениях.

Кроме юридически нормативного описания новых образовательных продуктов и их правовой защиты, весьма актуальна задача отграничения последних от «контрафактных» продуктов - компиляции, некорректного заимствования и плагиата, псевдоусовершенствований и псевдоизобретений. Для этого необходимы убедительные методические разработки и экспертные исследования, а также неиндифферентное отношение педагогической общественности к фактам нарушения авторского права. Заинтересованность разработчиков очевидна: во-первых, хорошие научные результаты легко и быстро получить невозможно, следовательно, моральный урон оказывается достаточно весом; а во-вторых, наносится ущерб индексу цитирования разработчиков - часть показателя либо канет в лету при некорректном заимствовании, либо зачтется производителям «информационных клонов».

Исходя из изложенного, можно утверждать, что проблема защиты интеллектуальной собственности в области образования обладает четко выраженной «квадратурным дуализмом» [4]:

а-|) позитивные аспекты защиты интеллектуальной собственности (создание правового института в образовании) и б-|) негативные аспекты защиты ее же (трудности создания упомянутого института);

а2) негативные аспекты нарушения интеллектуальной собственности (нарушение прав авторов и незаконное присвоение чужой интеллектуальной собственности) и б2) позитивные аспекты нарушения ее же (свидетельство определенной творческой активности и подтверждения полезности разработок).

Проиллюстрируем изложенные положения на примере разработок НЛДД [3]: результаты мониторинга учебно-методических и научных изысканий работников образовательных учреждений, опубликованных в Интернете, сгруппированы в двух проектах (1~|Нр://хп--

90azde.xn--p1ai/telTlplate/guest/partner/mdex.php?id=6). На 01.01.2013 в первом проекте -«Наши коллеги (и не только) - 1» - представлено свыше двухсот работ преподавателей с корректным заимствование разработок лаборатории; во втором проекте - «Наши коллеги (и не только) - 2» - представлено почти двести работ с некорректным заимствованием. То есть практически каждая вторая публикация носит некорректный характер, что, между прочим, вызывает, наряду с досадой на нетактичность коллег, также и гордость за удачно выполненную разработку.

Возвращаясь к негативной стороне «квадратуры дуализма», целесообразно, с познавательной точки зрения, отметить применяемые на практике основные «технологические приемы» некорректного заимствования, методология анализа которого и критерии оценки обстоятельно рассмотрены в работе И.Д. Котлярова [1]. Укрупненный алгоритм такого заимствования включает три шага:

- шаг 1: выполнение первых публикаций в соответствии с общепринятыми требованиями и ссылками на первоисточники, то есть с корректным заимствованием (Галыгина И.В., Галыгина Л.В., Воскобойникова Н.П. Логико-смысловые модели в развивающем обучении // Химия в школе, 2005. - №5. - С. 42-45);

- шаг 2: добавление в последующих публикациях примеров из собственных практических разработок, сведение критики первоисточника к односложным замечаниям, включение попыток теоретизирования без самостоятельной доказательной публикации, использование одной-двух ранних ссылок на первоисточники (Сущность дидактической многомерной технологии [Электронный ресурс] / авт. Галыгина Л.В. - Режим доступа : http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2005/galygina2s.pdf/ Дата обращения : 23.12.2012);

- шаг 3: завершение «научного творчества» выполнением публикаций «третьего поколения» со ссылками лишь на собственные предшествующие публикации, то есть объявление заимствованного своей «авторской» интеллектуальной собственностью (Галыгина И.В., Галыгина Л.В. Представление психологических моделей обучающихся по особенностям восприятия информации с использованием дидактической многомерной технологии // Фундаментальные и прикладные исследования, инновационные технологии, профессиональное образование : сб. трудов XI науч. конф. ТГТУ : в 2 ч. / Тамб. гос. техн. ун-т. Тамбов, 2006. Ч. 2. 200 с. - С. 72-73; Галыгина И.В. Современные технологии преподавания химии для 8-11 классов [Текст] : учебно-методическое пособие / И.В. Галыгина, Л.В. Галыгина, Н.П. Воскобойникова. - М. : Вентана-Граф, 2009. - 160 с.; Авторские педагогические технологии, используемые для реализации ФГОС второго поколения / авт. Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В.Галыгина [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Сайт ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ, www.vgf.ru. Дата обращения : 23.12.2012; Содержание и особенности нового УМК по химии основной школы / авт. Н.П. Воскобойникова, И.В. Галыгина, Л.В.Галыгина [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Сайт ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ, www.vgf.ru. Дата обращения :

23.12.2012).

Наряду с приведенным алгоритмом, в одиночных публикациях наблюдаются также и менее сложные («одношаговые») приемы заимствования:

- применение чужих разработок без ссылок, то есть как собственных (Использование логико-смысловых моделей (ЛСМ) в активизации познавательной деятельности на уроках природоведения [Электронный ресурс] / авт. Н.А. Кочеткова. - Режим доступа : http://tirschool.orgfree.com/article28.htm/. Дата обращения : 23.12.2012);

- использование чужих разработок с незначительным изменениями также без ссылок (Повышение качества образования путем внедрения интенсивных технологий (Многомерная дидактическая технология (МДТ) и Логико-смысловые модели (ЛСМ)) [Электронный ресурс] / авт. А.И. Добриневская. Режим доступа : www.svgimnazia1.grodno.by/bank/13.doc. Дата обращения : 23.12.2012);

- применение чужих разработок без указаний авторства среди ряда других, с указанием их авторов (Логико-смысловая модель «Уравнения» [Электронный ресурс] / авт. Н.А. Иванова. - Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/612990/. Дата обращения : 23.12.2012).

Напомним также о нарушении индекса цитирования, когда описывается оригинальный материал и указывается его автор, а в списке цитируемой литературы не приводятся соответствующие публикации упоминаемого автора (Особенности технологии педагогического синтеза потенциалов казахской народной и современной педагогики [Электронный ресурс] / авт. Ерназарова С.Т., Марданова Ш.С., Изатова А.Е. - Режим доступа : http://kaznmu.kz/press/2012/05/24/особенности-технологии-педагогическ/. Дата обращения :

23.12.2012); (Решение расчетных задач на основе дидактической многомерной технологии педагогики [Электронный ресурс] / авт. Кинжалова И. А. - Режим доступа : http://pedsovet.org/component/option,com mtree/task,viewlink/link id,123/Itemid,0/. Дата обращения : 23.12.2012); (Педагогическое проектирование в условиях интеграции учебных программ на примере элективных курсов [Электронный ресурс] / авт. Мальцева Е.С., Старостина С.Е. - Режим доступа : http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/2/l-2-5995.html. Дата обращения : 23.12.2012); (Алгоритм конструирования логико-смысловых моделей [Электронный ресурс] / авт. Минигалиев А.Н. - Режим доступа : http://a-minigaliev2012.narod.ru/lsm/. Дата обращения : 23.12.2012).

Заметим, что несложно ввести механизм уточнения (повышения) индекса цитирования действительных авторов образовательных новшеств и, одновременно, уточнения (уменьшения) индекса цитирования нарушителей авторского права. Тем более, что негативные тенденции в науке (аналогичные негативным тенденциям в рыночной экономике) придают проблеме защиты интеллектуальной собственности в области образования высокое социальное звучание, так как существующие формы приоритетного опубликования (т.н. «копирайт») лишь формально фиксируют приоритет [2], но не служат формой непосредственной юридической защиты интеллектуальной собственности.

Вместо резюме. Учитывая полную неясность в плане перспектив решения рассмотренной проблемы, автор счел целесообразным отложить формулирование строгих научных дефиниций до прояснения ситуации (то есть до получения ответа на вопрос «Если справедливость есть, то почему ее нет?!» (цит. из Интернета)). Полагая целесообразным относиться к плагиату философски - то есть как к своеобразному подтверждению полезности, попытаемся ввести в оборот соответствующие дефиниции и определения, выполненные в жанре «дидактической микроюмористики»:

- «цитырование» - набирающий популярность научный термин, означающий некорректное заимствование или плагиат (от лат. plagio - «похищаю»);

- «плагиавторы» - не менее популярный научный термин; синонимичное выражение -«субъекты цитырования»;

- «информационные клоны» - новый научный термин, означает «контрафактную» педагогическую продукцию;

- «собирание с мира по нитке на новую методическую обновку» - новое научное определение, обозначение компилятивной «творческой» деятельности;

- «списывание по дидактическим кусочкам у классиков и современников» - новое научное определение технологии компилятивной «творческой» деятельности;

- «педагогическое рейдерство» - новый научный термин, обобщающий случаи осознанного некорректного заимствования, и откровенного плагиата, или «принудительноотъемного» внедрения; по ассоциации с известным экономическим явлением, «творчески» перенесенным в сферу образования;

- «Самая большая беда в образовании - это когда списать негде!» - данное научное определение в обобщенной форме характеризует предпосылки компилятивной «творческой» деятельности;

- «Настоящий ученый-педагог должен писать так, чтобы другой ученый-педагог мог у него списывать без затруднений!» - данное научное определение в обобщенной форме характеризует объекты компилятивной «творческой» деятельности;

- « Ученому-педагогу, у которого так ничего и не списали за всю его научную жизнь, не место в педагогической науке!» - данное научное определение в обобщенной форме характеризует субъектов, которые вызывают возмущение деятелей компилятивного «творчества».

Список цитированной литературы

1. Котляров, И.Д. Некорректные заимствования: сущность, проблемы оценки и методы противодействия // Педагогический журнал Башкортостана - 2011 - № 5(36), С. 23-32.

2. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология: история разработки // Педагогический журнал Башкортостана - 2011 - № 5(36), С. 87-94.

3. Штейнберг, В.Э. Защита интеллектуальной собственности в области образования: дуализм проблемы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - № 3 (7). - С. 58-64.

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. Т.1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). (Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга. - С. 507-520).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.