12. Никонова Е.З. Элементы искусственного интеллекта в образовании / Е.З. Никонова, Е.А. Криволапова // International Journal of Advanced Studies. - 2018. - Т. 8. № 2-2. - С. 13-18.
13. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении / Е.С. Павлюк. // Современное педагогическое образование. - 2020. -№ 1. - С. 65-72.
14. Пичужкина Д.Ю. Искусственный интеллект: возможности в системе образования / Д.Ю. Пичужкина, Е.С. Смекалова, И.И. Сулима // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1 (30). -С. 619-623.
15. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта / Э.М. Пройдаков // Науковедческие исследования. - 2018. - № 2018. - С. 129-153.
16. Прохорова М.П. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева, К.М. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 235-238.
17. Пырнова О.А. Технологии искусственного интеллекта в образовании / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 41-44.
18. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм / А.И. Ракитов // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 6. - С. 41-49.
19. Сазанова Л.А. Использование технологий искусственного интеллекта в системе высшего образования / Л.А. Сазанова // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - Пенза. - 2020. - С. 177-182.
20. Сиротюк О.Л. Использование искусственного интеллекта в западном образовании / О.Л. Сиротюк // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. - Москва. - 2019. - С. 126-139.
21. Спичак К.Д. Мировой опыт применения искусственного интеллекта в сфере образования / К.Д. Спичак // Место и роль России в мировой экономике. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, посвященной 90-летию со дня рождения профессора И.М. Русанова. - 2020. - С. 175-180.
22. Титов В.А. Искусственный интеллект в образовании / В.А Титов. // Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Пенза. - 2020. - С. 40-43.
23. Торосян Р.А. Искусственный интеллект в сфере образования: положительные и отрицательные стороны / Р.А. Торосян. // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 65-67.
24. Чулюков В.А Искусственный интеллект и будущее образования / В.А. Чулюков, В.М. Дубов. // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 3. - С. 27-31.
Педагогика
УДК 378.4
старший преподаватель Дун Сюе
Хэйхэский университет (Хэйхэ, КНР); старший преподаватель Се Хуэйцзюань
Хэйхэский университет (Хэйхэ, КНР)
К ВОПРОСУ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Аннотация. Настоящая статья имеет своей целью охарактеризовать современное состояние организации идеологической работы, проводимой в университетах Китая. Автором обозначаются основные тенденции развития сегодняшнего идеологического образования в вузах, связанные с требованиями эпохи обновления. В работе обращается внимание на современные принципы идеологической работы в Китае, которые основываются на традиционных ценностях самобытной китайской культуры, а также учитывают передовые образцы других процветающих культур, развивают свои идеи посредством диалога «Восток-Запад». Кроме того, отдельно в статье акцентируется необходимость усиления руководства идеологической работой на местах за счёт тесного сотрудничества и объединения усилий всех субъектов идеологического образования, включая партийные верхушки, ректорский аппарат и потенциал всего профессорско-преподавательского состава университетов, а также студенческого сообщества.
Ключевые слова: идеологическая работа, идеологическое образование, высшее образование в Китае, руководство идеологической работой, марксистская идеология, социалистическая идеология.
Annotation. This article aims to describe the current state of the organization of ideological work carried out in universities in China. The author identifies the main trends in the development of today's ideological education in universities, associated with the requirements of the era of renewal. The work draws attention to the modern principles of ideological work in China, based on the traditional values of the original Chinese culture, and also takes into account the advanced examples of other prosperous cultures, develop their ideas through the East-West dialogue. In addition, the article separately emphasizes the need to strengthen the leadership of ideological work on the ground through close cooperation and combining the efforts of all subjects of ideological education, including the party elite, the rector's office and the potential of the entire faculty of universities, as well as the student community.
Keywords: ideological work, ideological education, higher education in China, leadership of ideological work, Marxist ideology, socialist ideology.
Данная статья является результатом научно-исследовательского проекта 2018 г. провинциальных вузов Хэйлунцзяна «Исследование по усилению партийного руководства в идеологической работе в китайских университетах в новую эпоху». Номер проекта: 2018-KYYWF-1273
Введение. В контексте экономической глобализации и всестороннего развития мировой мульти поляризации китайская экономика претерпевает ряд глобальных изменений. В связи с этим происходит неизбежное реформирование всех сфер жизни общества, в том числе и системы высшего образования, от успешности функционирования которой во многом зависит качество новой экономической политики КНР. Симптоматично, что университеты суть сосредоточение тех людей, которые впоследствии окажутся устроителями нового времени. Следовательно, в настоящее время пересмотру и значительной корректировке подвергаются многие аспекты вузовского образования, в том числе принципы и содержание идеологической работы в высших образовательных организациях Китая.
Опираясь на прочную культурную основу, преподаватели и студенты должны иметь ясное представление о текущих делах государства и национальных обязанностях посредством формирования прочной идеологической основы для преобразования в сфере социалистического строительства.
Не вызывает сомнения тот факт, что экономические и социальные преобразования изменения привели к процветанию и развитию идеологии и культуры. Но одновременно с этим наблюдается широкое распространение идей «отсталых» и «упадочных» культуры, пропагандирующих такие низменные ценности, как поклонение деньгам, гедонизм и т.д. Симптоматично, что одной из задач организаторов идеологической работы в университетах оказывается недопущение дальнейшего внедрения указанных выше и подобных им тенденций. Поэтому усиление руководства идеологической работой в университетах и пересмотр ориентационных векторов идеологического и культурного воспитания чрезвычайно важны для укрепления позиций социализма, содействия здоровому развитию экономики Китая и развития социалистической идеологии и культуры с китайскими особенностями.
Изложение основного материала статьи. Самые прочные идеологические идеи, распространённые в китайских университетах, происходят из постулатов марксизма [1]. Научная и практическая природа указанного мировоззрения более века подвергалась испытаниям и многочисленной критике, однако в 21 веке оно обрело новый виток развития. Преподаватели и студенты университетов признаются своеобразной «элитой», иными словами, теми социальными группами, которые являются создателями, носителями и последователями различного рода плодотворных идей. Их основное качество заключается в способности учиться и систематизировать знания, что в свою очередь оказывается гарантом обеспечения прочной человеческой основы для дальнейшего развития и реализации конкретных задач. Помимо этого, университеты также являются локациями проведения различных научных исследований широкого круга профессиональных знаний. Иными словами, вузы суть сосредоточение интеллектуального потенциала страны. Следовательно, богатые знания и глубокий культурный опыт преподавателей и студентов университетов могут поспособствовать развитию марксистского мышления в более «чистом» и более глубоком направлении. Таким образом, органическая интеграция развития марксистской идеологии (с китайскими особенностями) и высшего образования позволит эффективно задействовать преимущества как субъектов образовательного процесса, так и марксистской идеологии, что в свою очередь положительно скажется на укреплении идеологической работы в университетах.
Так, основная задача идеологической работы в университетах заключается в укреплении чувства отождествления собственных идей с устоями социализма. И это чувство идентичности достигается в основном за счет использования ресурсов системы высшего образования, в процессе получения которого идёт закрепление теоретической базы, повышение теоретического уровня руководителей и участников идеологической работы. С одной стороны, в настоящее время существует практика подготовки теоретиков марксизма как самостоятельных специалистов. Такая система уже наработала большой арсенал разнообразных методов обучения [2]. Следует признать, что в настоящее время социальные науки и технологии претерпевают стремительное развитие. А быстрые темпы совершенствования и укрупнения ресурсов сети Интернет позволяют обучиться данному делу самостоятельно, дистанционно. Однако даже в сегодняшних условиях университеты остаются важной частью системы образования Китая: они имеют выдающиеся преимущества в изучении, принятии, понимании и применении знаний. Университеты могут не только использовать все возможности учебных аудиторий для эффективной передачи теоретических знаний, но также органично интегрировать традиционные и современные методы обучения и использовать преимущества уникальных материальных ресурсов сетевых платформ и так называемых селф-медиа для углубления изучения и исследования теории марксизма. С другой стороны, независимое (самостоятельное и/или дистанционное) обучение посредствам множества различных каналов информации также обнаруживает свою эффективность в деле более глубокого распространения марксистской теории. Это требует от университетов разработки программ по усилению основного направления марксистской теории посредством организационного обучения и целенаправленной подготовки специалистов. Под руководством партийного комитета университеты на постоянной основе проводят систематическое обучение преподавательского состава и студентов марксистской теории, анализируют и интерпретируют теоретические результаты китаизации марксизма в разные периоды [3]. Современный этап такого рода образовательной деятельности в вузах характеризуется обогащением марксистской идеологической теории, укреплением теоретических основ предмета идеологической работы, созданием более удобных условия для дальнейшего развития и реализации идеологической работы.
Следует отдельно сказать и том, что различие культур, своеобразие истории и реалии национальных условий определяют специфику развития высшего образования в Китае. Укрепление культурного руководства идеологической работой в университетах, основывающегося на марксизме и опирающегося на культурный фон конкретного университета, способствует проявлению ценности традиционной китайской культуры и анализу значения современной китайской культуры [4]. Университеты оказываются своеобразным центром, где сосредотачиваются основные силы для содействия сохранения культурного наследия, а также для выполнения важную миссию по унаследованию устоев человеческой цивилизации, аккультурации кадров и распространению нравственности. Идеологическая работа в вузах, таким образом, черпает свои ресурсы непосредственно из культурных реалий прошлого и современности. С одной стороны, культурные различия и историческая уникальность предоставляют разные отправные точки для укрепления культурного руководства в идеологическом университетском образовании. Имея долгую историю, насчитывающую более 5000 лет, он сформировал свои уникальные культурные особенности в создании, развитии и процветании культуры. Основы китайской традиционной культуры - это вопрос, который необходимо учитывать для усиления идеологической работы вузов. Углубленное изучение образцов
традиционной культуры Китая, демонстрация ценностей различных эпох китайской традиционной культуры и органическое объединение идеологической работы в университетах с традиционным культурным образованием поможет консолидировать идеологическую работу в университетах. В то же время китайские университеты не могут не задействовать в процессе идеологического образования и реалии других культур, которые также заслуживают внимания и толерантного к ним отношения, что является необходимым условием развития современного мира. Данный факт требует от руководства идеологической работы в университетах умения грамотного сочетания и последующего воплощения идей укрепления национального духа в университетской среде, с одной стороны, и духа времени, отвечающего сегодняшним культурным реалиям.
Поэтому с приходом новой эпохи идеологическая работа в университетах также подверглась реформированию. Китайская культура является инклюзивной. В процессе постепенного развития она не только сохраняет собственные характеристики и национальные особенности, но и ищет точки соприкосновения с другими передовыми культурами. На стыке истории и реальности, в процессе реализации диалога между Востоком и Западом и достигается эффективная интеграция социалистической культуры (с китайскими особенностями) и идеологической работы в университетах [5].
В качестве системы высшего образования университеты охватывают множество групп, таких как группы руководителей, учителей, студентов, и группы управления. Различные группы университетов играют различные роли в идеологической работе. Поэтому грамотное построение идеологической работы в университетах напрямую зависит от усилий всех сторон: руководства партийного комитета, эффективности выполнения обязанностей ректора, общего осознания политического уровня идеологической работы и т.д. На эффективность реализации идеологической работы в университетах также оказывает влияние усиление эффективности управления, прояснение разделения труда и укрепление идеологической работы на уровне управления. Уровень управления - это та магистраль, которая играет ключевую роль в соединении всех субъектов идеологического образования, вертикаль, объединяющая верхние (руководящие) и нижние (непосредственно исполняющие) организации, участвующие в планировании и реализации мероприятий идеологической работы. Обновление идеологических концепций руководителей будет способствовать дальнейшему расширению образовательных идей и эффективному развитию идеологической работы, и, наконец, осуществит трансформацию идеологических образовательных концепций в реальные модели поведения субъектов образования.
Кроме того, положительное влияние на эффективность реализации идеологической работы вуза оказывает всестороннее задействование потенциала широкой группы преподавателей и студентов и укрепление позиций идеологической работы по привитию ценностей и норм. Консолидация второй из названных деятельности должна начинаться с учёта особенностей повседневной жизни преподавателей и студентов, среды обучения и общей ситуации времени. Именно анализ данных обстоятельств позволит создать насколько это возможно благоприятные условия для реализации идеологической работы в коллективе преподавателей и студентов, а затем обновить идеологические концепции, внедрить идеологические образовательные модели поведения и продвигать идеологическую работу в университетах в целом.
Выводы. Построение идеологической работы в университетах - это, несомненно, долгосрочный проект. С наступлением новой эры консолидация идеологической работы в университетах в области идеологии, теории, культуры и организации также будет продолжать развиваться и углубляться. Поэтому изучение дальнейшего развития руководительского пути идеологической работы в университетах и продвижение инноваций в сфере идеологического образования в университетах - это вопросы, которые нам срочно необходимо решить с целью дальнейших исследований в данной области.
Литература:
1. Чэнь Сянда. Об отстаивании руководящей позиции марксистской мысли // Марксизм и реальность. - 2011.
2. Ван Пин, Хэ Чэнли. Исследование марксистского теоретического образования молодых учителей и студентов в китайских университетах // Northeast Normal University Press. - 2005.
3. Чжао Линьбинь. Интерпретация марксизма в Китае // Tongji University Press. - 2008.
4. Хуан Цзяньцзюнь, Чжоу Чжоу. Проблемы и меры противодействия идеологической работе в колледжах и университетах // Исследования марксизма. - 2017.
5. Чжэн Юнтин, Линь Бохай. Придерживайтесь лидерства и дискурса идеологической работы в колледжах и университетах // Идеологическое и теоретическое образование. - 2015.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Марина Германовна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)
УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о психологической динамике общения с учётом разных социотипов личности. Применение математических тестов в выявлении основных качеств личности и поведения обучающихся позволяет будущим сотрудникам полиции правильно интерпретировать намерения, внешние и внутренние взаимосвязи в межличностном общении говорящих. Умение взаимодействовать в решении общих вопросов - эта одна из задач успешного моделирования речевого поведения в деловом общении.
Ключевые слова: особенности личности, поведение, психогеометрия, типология личности, деловое общение, диалоговые технологии.
Annotation. This article deals with the question of the psychological dynamics of communication, taking into account different sociotypes of the individual. The use of mathematical tests in identifying the basic personality characteristics and behaviuor of students allows future police officers to interpret correctly the intentions, external