Одним из показателей продуктивности кейс-метода является его комбинаторность с другими методами обучения, к которым относятся:
- метод моделирования;
- метод системного анализа;
- метод мыслительного эксперимента;
- метод описания;
- проблемный метод;
- игровые методы;
- метод «мозгового штурма»;
- метод дискуссии.
Взаимодействуя друг с другом, эти методы повышают эффективность усвоения учебного материала и способствуют формированию и развитию критического и творческого типов мышления, опыта сравнения различных подходов к решению одной проблемы и ведения конструктивного диалога, способности определить характер ситуации, предвосхитить её развитие, а также системы ценностей и жизненных навыков, составляющих основу компетентности будущего специалиста.
Выводы. Использование кейс-метода в качестве дидактического инструмента практикуется в обучении специалистов самых разнообразных профессий. Кейс-метод используют как инструмент, обеспечивающий профессиональное становление личности современного специалиста, например, в системе высшего педагогического образования.
Литература:
1. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 266-268.
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
3. Нечаев, М.П., Кальней, В.А. Интерактивные педагогические технологии в современной образовательной среде // Вестник РАМТ - 2017. - №2 С. 46
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата): приказ от 04.12.2015 № 1426 // http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
5. Осваиваем социальные компетентности / под ред. И.А. Зимней. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЕК, 2011.
6. Плаксина, И.В. Интерактивные образовательные технологии : учеб. пособие для академического бакалавриата - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 13-14.
7. Попова, С.Ю. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: учебное пособие для академического бакалавриата - М: Издательство Юрайт, 2019. - С. 11.
8. Сорокопуд Ю.В., Романюк Е.В., Локтионова И.А., Арипов М.А. Развитие коммуникативных навыков у студентов учреждений СПО на основе интерактивных форм обучения и воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 97-99.
9. Фоменков, А.И. Социология организаций и управления.: Словарь основных понятий. Смоленск: СГПУ, 2005.
10. Шатравко Н.С. Использование кейс-метода при формировании профессиональных качеств личности специалиста. Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22 ноября 2018 г., Красноярск) - Красноярск, 2019. - С. 59-61.
11. Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. С. 7
Педагогика
УДК 378:004.9
кандидат педагогических наук, доцент Дробахина Анастасия Николаевна
Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Аннотация. В статье систематизированы сведения о применении искусственного интеллекта в образовании: описана цель применения, перечислены функции искусственного интеллекта в образовании, освещены наиболее перспективные направления внедрения; рассмотрены преимущества и возможные риски. Ключевые слова: информационные технологии, искусственный интеллект, образование. Annotation. The article systematizes information on the use of artificial intelligence in education: describes the purpose of the application, lists the functions of artificial intelligence in education, highlights the most promising areas of implementation; the advantages and possible risks are considered. Keywords: information technology, artificial intelligence, education.
Введение. Тема применения информационных технологий в образовании - одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых, популярное направление диссертационных исследований, научных статей и конференций. И это не случайно. Как справедливо замечено [1], применение информационных технологий в образовании позволяет изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний.
Информационные технологии стремительно развиваются и совершенствуются - сейчас они позволяют решить творческие задачи, которые раньше мог решить только человек. Такой информационной технологией является искусственный интеллект.
В связи с проникновением искусственного интеллекта в различные сферы деятельности человека пристального изучения требует рассмотрение возможностей и перспективных направлений развития искусственного интеллекта, границ его применения и потенциальных угроз.
Термин «искусственный интеллект» (artificial intelligence, AI) был введен американским ученым Джоном Маккарти в 1956 г. Искусственный интеллект как научное направление имеет более чем полувековую историю, однако именно сейчас мы наблюдаем возрастание интереса к нему. Это объясняется развитием необходимых технических средств, распространением сети Интернет, так и далеко продвинувшиеся работы в этой области [15].
Отметим, что существует большое количество интерпретаций определения понятия «искусственный интеллект». Не ставя перед собой целью выбрать одно, которое будет наиболее полно характеризовать данное понятие, мы разделяем точку зрения А.И. Ракитова, что искусственные интеллект - «... это система программных продуктов и лежащих в их основе алгоритмов, способных выполнять действия, которые до сих пор были специфической функцией человеческого интеллекта» [14, с. 46]. К таким интеллектуальным действиям А.И. Ракитов относит: способность различать и идентифицировать визуально и акустически воспринимаемые образы предметов окружающего мира (в том числе - поведение животных и людей), способность различать устную и письменную речь, способность ставить и решать задачи, встречающиеся в различных сферах бытовой и профессиональной деятельности, умение осуществлять поиск, классификацию и использование любых видов информации и знаний.
Отметим, что искусственный интеллект - это общий термин для описания ряда технологий и методов, таких как машинное обучение, обработка естественного языка, интеллектуальный анализ данных, нейронные сети или алгоритмы [16].
Технологии искусственного интеллекта применяются с целью моделирования интеллектуальной деятельности человека в различных областях: медицине, банковской сфере, в сельском хозяйстве, промышленности, на транспорте и др.
Цель статьи - систематизировать сведения о применении искусственного интеллекта в образовании (описать цель и функции искусственного интеллекта в образовании, ознакомить с перспективными направлениями внедрения, получаемыми преимуществами и возможными рисками).
Изложение основного материала статьи. На технологии искусственного интеллекта в сфере образования возлагаются большие надежды. Об интересе к данному вопросу свидетельствует достаточно широкая тематика научных и прикладных работ в этом направлении, а также полученные конкретные практические результаты.
Так, например, анализ влияния технологий искусственного интеллекта на изменения содержания современного образования и обзор возможных проблем выполнен в трудах М.А. Измайловой [7], С.В. Карпухина [8], Р.А. Торосян [23] и др. авторов [14; 22; 24].
Обзор мирового опыта применения искусственного интеллекта в сфере образования отражен в работах Е.С. Павлюк [12], О.А. Пырновой и Р.С. Зариповой [17Ошибка! Источник ссылки не найден.], О.Л. Сиротюк [20], К.Д. Спичак [21].
Особый интерес исследователей вызывает рассмотрение перспективных направлений применения искусственного интеллекта в сфере образования, отраженный в работах таких исследователей, как: Р.А. Амиров и У.М. Билалова [2Ошибка! Источник ссылки не найден.], М.В. Белоконь [4], А.К. Горин [6], А.О. Маркарян и И.Ф. Хараберюш [10], И.С. Михайлова, В.В. Шевцов [11], Л.А. Сазанова [19], В.А. Титов [22], В.А. Чулюков, В.М. Дубов [24].
Наиболее важным вопросом, вставшим перед исследователями на современном этапе применения технологий искусственного интеллекта в образовании, является определение того, что в деятельности педагога может быть автоматизировано и передано искусственному интеллекту, а что потребует усилий человека.
В основе искусственного интеллекта в образовании лежит основная цель - сделать вычислительно точными и явными формы образовательных, психологических и социальных знаний, которые часто остаются неявными, то есть представить эти знания в формализованном виде, чтобы с помощью компьютерных программ проанализировать полученные результаты и на основе проведенного исследования получить соответствующую модель обучения [3].
В настоящее время технологии искусственного интеллекта в образовании выполняют следующие функции [12]:
- интеллектуализация обучающих систем;
- погружение в учебный материал с помощью технологий виртуальной реальности;
- составление индивидуальной образовательной траектории обучающихся и их сопровождение;
- организация групповой работы;
- прогнозирование достижений обучающихся;
- адаптация в процессе обучения;
- проведение экзаменов;
- проверка выполненных заданий;
- организация обратной связи.
Как отмечают исследователи [2; 22], внедрение искусственного интеллекта позволит сделать процесс обучения более эффективным и удобным как для преподавателя, так и для обучающегося, помочь в организации эффективного учебного процесса и выстраивании необходимых коммуникаций, позволит осуществлять подбор наиболее оптимальной для обучающегося стратегии обучения, а так же максимально автоматизировать сам процесс обучения.
К перспективным направлениям использования технологий искусственного интеллекта в образовании в первую очередь относят [2; 3; 4; 9; 17]:
- персонализированное и адаптивное обучение, подразумевающие подбор учебного содержания, темпа обучения и учебный подход под потребности отдельного обучающегося с учетом когнитивных и
личностных особенностей, с возможностью отслеживания прогресса в обучении и изменения его траектории в зависимости от достигнутых результатов;
- систему автоматического оценивания, позволяющую осуществить оценку уровня знаний студентов, анализировать информацию о результатах обучения, давать рекомендации, разрабатывать индивидуальные планы обучения;
- промежуточное интервальное обучение, позволяющее студенту эффективно закреплять пройденный материал. Технология позволяет определить, когда будет проявляться вероятность забывания учебного материала и предлагает его повторить;
- смарт-кампус (чат-кампус, умный кампус) - проект, позволяющий оперативно и в любое время суток отвечать на различные вопросы, связанные с учебой (расписание занятий, номер аудитории, связь с преподавателем и т.п.);
- чат-боты, позволяющие автоматизировать работу менеджеров образовательных программ (отправку почты, новой информации по интересующей тематике, рассылку напоминаний и пр.). Чат-бот может быть установлен на любой сайт, в мессенджер или приложение;
- прокторинг - механизм наблюдения за повелением обучаемого во время проведения проверочных испытаний, проводимых дистанционно, способный осуществлять биометрическую верификацию личности, анализировать поведение и вести учет нарушений в ходе проведения испытаний.
Перечисленные выше технологии искусственного интеллекта уже используются на практике. Так, например, программа Knewton учитывает специфику обучения каждого студента и разрабатывает для него персонализированный план обучения, на онлайн-платформах Coursera, EdX и Udasity искусственный интеллект оценивает тесты и эссе [5], чат-боты используются при проведении массовых открытых онлайн-курсов, автоматизировать функции прокторинга позволяет популярная на российском рынке платформа Proctoredu.
Отметим, что при всей своей привлекательности технологии искусственного интеллекта содержат потенциальные риски, например, высокую стоимость использования и конкуренцию с преподавателями [21]. Вызывает озабоченность исследователей и возможность использования во вред накопленных данных об обучаемых и преподавателях [20], потенциальная возможность копирования искусственным интеллектом недостойного поведение людей (например, агрессию, троллинг, сексизм и т.п.) [23].
Выводы. Прогресс в сфере образования невозможно представить без использования информационных технологий, основанных на искусственном интеллекте, и его роль образовании непрерывно растет.
Использование технологий искусственного интеллекта может привести к существенным изменениям в сфере образования, предоставляя новые возможности, и остановить или ограничить его применение уже практически невозможно.
По всей вероятности, в ближайшее время технологии искусственного интеллекта не смогут полностью заменить педагога, но могут взять часть его нагрузки на себя, сократить время, требуемое на действия, которые могут быть выполнены автоматически. И в этом смысле технологии искусственного интеллекта являются, как отмечают Р.А. Амиров и У.М. Билалова [2], вспомогательным, но ценным инструментом. Инструментом, который позволит автоматизировать большое количество различных функций, выполняемых педагогом в его работе, помочь эффективно удовлетворить разнообразные потребности обучающихся.
Важно учитывать, что технологии искусственного интеллекта в образовании только начинают применяться и поэтому используются фрагментарно. Однако следует ожидать, что в будущем искусственный интеллект станет неотъемлемой частью образовательных программ, и образование невозможно будет представить без участия искусственного интеллекта, который будет контролировать все этапы образовательного процесса.
Литература:
1. Аксюхин А.А. Информационные технологии в образовании и науке / А.А. Аксюхин, А.А. Вицен, Ж.В. Мекшенева // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 11. - С. 50-52
2. Амиров Р.А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р.А. Амиров, У.М. Билалова. // Управленческое консультирование. - 2020. - № 3 (135). -С. 80-88.
3. Батаев А.В. Технологии искусственного интеллекта в высших учебных заведениях: модель адаптивного обучения / А.В. Батаев, К.И. Батаева // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. - 2019. - Т. 1. - С. 30-34.
4. Белоконь М.В. Перспективные направления внедрения искусственного интеллекта в образование / М.В. Белоконь // Информационные технологии в образовании. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 37-41.
5. Борисова Е.В. Современный тренд образовательной среды - искусственный интеллект и цифровая педагогика / Е.В. Борисова. // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 84-87.
6. Горин А.К. Искусственный интеллект в сфере образования / А.К. Горин // Конвергентные технологии XXI: вариативность, комбинаторика, коммуникация. Материалы IV Международной междисциплинарной научной конференции. Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Институт иностранной филологии. - 2020. - С. 149-152.
7. Измайлова М.А. Возможности и угрозы искусственного интеллекта в образовании / М.А. Измайлова// Психология обучения. - 2020. - № 3. - С. 84-94.
8. Карпухин С.В. Актуальные проблемы использования искусственного интеллекта в образовании / С.В. Карпухин // Вестник Национальной академии туризма. - 2019. - № 2 (50). - С. 40-41.
9. Карпухин С.В. Использование искусственного интеллекта в образовании: перспективы и проблемы / С.В. Карпухин, В.В. Лобажевич// Философия и культура информационного общества. Тезисы докладов Седьмой международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 206-209.
10. Маркарян А.О. Интеллектуальные системы в сфере образования: история и перспективы / А.О. Маркарян, И.Ф. Хараберюш. // Studia Humanitatis. - 2018. - № 4. - С. 9-21.
11. Михайлова И.С. Перспективы использования искусственного интеллекта в сфере образования / И.С. Михайлова, В.В. Шевцов //Современные научные исследования и разработки. 2018. - № 6 (23). -С. 475-476.
12. Никонова Е.З. Элементы искусственного интеллекта в образовании / Е.З. Никонова, Е.А. Криволапова // International Journal of Advanced Studies. - 2018. - Т. 8. № 2-2. - С. 13-18.
13. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении / Е.С. Павлюк. // Современное педагогическое образование. - 2020. -№ 1. - С. 65-72.
14. Пичужкина Д.Ю. Искусственный интеллект: возможности в системе образования / Д.Ю. Пичужкина, Е.С. Смекалова, И.И. Сулима // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1 (30). -С. 619-623.
15. Пройдаков Э.М. Современное состояние искусственного интеллекта / Э.М. Пройдаков // Науковедческие исследования. - 2018. - № 2018. - С. 129-153.
16. Прохорова М.П. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева, К.М. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 235-238.
17. Пырнова О.А. Технологии искусственного интеллекта в образовании / О.А. Пырнова, Р.С. Зарипова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. - Т. 10. - № 3. - С. 41-44.
18. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм / А.И. Ракитов // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 6. - С. 41-49.
19. Сазанова Л.А. Использование технологий искусственного интеллекта в системе высшего образования / Л.А. Сазанова // Современные технологии в российской и зарубежных системах образования. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - Пенза. - 2020. - С. 177-182.
20. Сиротюк О.Л. Использование искусственного интеллекта в западном образовании / О.Л. Сиротюк // Язык. Культура. Общество. Актуальные вопросы, методы исследования и проблемы преподавания. - Москва. - 2019. - С. 126-139.
21. Спичак К.Д. Мировой опыт применения искусственного интеллекта в сфере образования / К.Д. Спичак // Место и роль России в мировой экономике. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных, посвященной 90-летию со дня рождения профессора И.М. Русанова. - 2020. - С. 175-180.
22. Титов В.А. Искусственный интеллект в образовании / В.А Титов. // Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Пенза. - 2020. - С. 40-43.
23. Торосян Р.А. Искусственный интеллект в сфере образования: положительные и отрицательные стороны / Р.А. Торосян. // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 65-67.
24. Чулюков В.А Искусственный интеллект и будущее образования / В.А. Чулюков, В.М. Дубов. // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 3. - С. 27-31.
Педагогика
УДК 378.4
старший преподаватель Дун Сюе
Хэйхэский университет (Хэйхэ, КНР); старший преподаватель Се Хуэйцзюань
Хэйхэский университет (Хэйхэ, КНР)
К ВОПРОСУ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ
Аннотация. Настоящая статья имеет своей целью охарактеризовать современное состояние организации идеологической работы, проводимой в университетах Китая. Автором обозначаются основные тенденции развития сегодняшнего идеологического образования в вузах, связанные с требованиями эпохи обновления. В работе обращается внимание на современные принципы идеологической работы в Китае, которые основываются на традиционных ценностях самобытной китайской культуры, а также учитывают передовые образцы других процветающих культур, развивают свои идеи посредством диалога «Восток-Запад». Кроме того, отдельно в статье акцентируется необходимость усиления руководства идеологической работой на местах за счёт тесного сотрудничества и объединения усилий всех субъектов идеологического образования, включая партийные верхушки, ректорский аппарат и потенциал всего профессорско-преподавательского состава университетов, а также студенческого сообщества.
Ключевые слова: идеологическая работа, идеологическое образование, высшее образование в Китае, руководство идеологической работой, марксистская идеология, социалистическая идеология.
Annotation. This article aims to describe the current state of the organization of ideological work carried out in universities in China. The author identifies the main trends in the development of today's ideological education in universities, associated with the requirements of the era of renewal. The work draws attention to the modern principles of ideological work in China, based on the traditional values of the original Chinese culture, and also takes into account the advanced examples of other prosperous cultures, develop their ideas through the East-West dialogue. In addition, the article separately emphasizes the need to strengthen the leadership of ideological work on the ground through close cooperation and combining the efforts of all subjects of ideological education, including the party elite, the rector's office and the potential of the entire faculty of universities, as well as the student community.
Keywords: ideological work, ideological education, higher education in China, leadership of ideological work, Marxist ideology, socialist ideology.
Данная статья является результатом научно-исследовательского проекта 2018 г. провинциальных вузов Хэйлунцзяна «Исследование по усилению партийного руководства в идеологической работе в китайских университетах в новую эпоху». Номер проекта: 2018-KYYWF-1273