гревания животного достоверно (Р<0,02) уменьшается на 44%, а в течение 2-го часа нагревания содержание меди в ткани почек несколько повышается, но не достигает исходного уровня.
В скелетных мышцах содержание меди и марганца через 1 час теплового воздействия уменьшается на 31 и 32% соответственно. По истечении 3 часов количество меди и марганца в ткани мышц подопытных крыс по сравнению с интактными животными снижается на 30 и 44% соответственно.
Наблюдаемое при тепловом воздействии повышение содержания меди и марганца в крови животных мы рассматриваем как ответную рефлекторную реакцию организма на температурное раздражение, которое приводит к мобилизации микроэлементов из тканей и поступлению их в кровь. По данным Н. К. Кадыровой и Л. С. Клемешевой в условиях действия высокой температуры происходит перераспределение меди в организме. Некоторое постоянство содержания ее в крови, по мнению авторов, обусловлено уменьшением количества меди в тканях печени и мышц и поддерживает стабильность минерального состава внутренней среды.
Резкие изменения в состоянии вегетативной нервной системы в процессе перегревания могут сопровождаться увеличением концентрации адреналина в крови (А. Ю. Тилис). Вероятно, повышению содержания микроэлементов в крови подопытных животных в условиях гипертермии способствует гиперадреналинемия, появляющаяся вследствие усиления функции надпочечников. Действительно, данные литературы (В. Р. Сорока) свидетельствуют о мобилизации меди и марганца из ткани печени в общий круг кровообращения под влиянием адреналина, кортизона, АКТГ и тиреоидина. Не исключена возможность, что изменение распределения воды в организме при воздействии на него высокой температуры среды может быть причиной нарушений обменных процессов и функций ряда органов. М. А. Хвойницкая показала, что при действии высокой температуры среды на организм наряду с общей небольшой потерей воды (около 1—2%) происходит значительное перераспределение воды в органах и тканях, заключающееся в увеличении количества внеклеточной и снижении содержания внутриклеточной воды. Р. В. Чаговец выразил предположение, что в указанных условиях происходит своеобразное «высыхание клеток» без значительных потерь общего количества воды тканей, связанное с изменениями обмена веществ при перегревании и, в частности, с глубокими изменениями белков тканей. Очевидно, сущность этого явления заключается также в изменении физико-химических свойств внутриклеточных коллоидов, вернее, в возникновении состояний, которые сопровождаются пониженной способностью коллоидов протоплазмы к набуханию и связыванию определенных ионов (М. А. Хвойницкая). Последнее обстоятельство, вероятно, также способствует выходу изучаемых микроэлементов из тканей в кровь.
ЛИТЕРАТУРА
Кадырова Н. К., КлемешоваЛ. К. В кн.: Проблемы физиологии че -ловека и животных в условиях жаркого климата. Ташкент, 1965, с. 81. — Сорока В. Р . В кн.: Материалы итоговой научной конференции Донецк, мед. ин-та. Донецк, 1966, с. 81. — Т и л и с А. Ю. Гемодинамика и биохимические сдвиги при солнечно-тепловом перегревании. Ташкент, 1964. — X в о й и и ц к а я М. А. Бюлл. экспер. биол., 1959, № 5, с. 53. — Ч а г о в е ц Р. В. Оводненность мышечной ткани и ее регуляция. Дисс. докт. Киев, 1952.
Поступила 19/XI 1968 г.
УДК 614.7:1615.285.7:632.95: 548.5
к вопросу о загрязнении почвы и плодов медьсодержащими пестицидами
Г. В. Меренюк, 3. Э. Меджибовская Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии
Соединения меди широко применяются для защиты садов и виноградников от болезней. Ежегодный расход этих препаратов на 1 га составляет 60 кг и более. В связи с высокой стабильностью соединений меди во внешней среде они участвуют в кругообороте веществ в природе, переходят из почвы в растения, употребляемые человеком и животными в пищу. Возникла необходимость изучить загрязнение почвы, воды и пищевых продуктов медью в результате использования" медьсодержащих фунгицидов, степень перехода пестицидов из почвы в растения через корневую систему, а также определить степень влияния остаточного количества меди на биоценоз почвы.
Объектами наблюдения мы избрали яблоневые сады и виноградники, которые обрабатывались различными медьсодержащими пестицидами — бордосской жидкостью, купро-
заном и нафтенатом меди. Степень загрязнения объектов внешней среды этими пестицидами определяли по разности содержания в них меди на опытных и контрольных участках.
Применение купрозана и бордосской жидкости для опрыскивания яблоневого сада, ранее не обрабатываемого никакими пестицидами, приводило к увеличению содержания меди в почве. До обработки содержание меди в почве составляло 7—8 мг/кг, после опрыскивания деревьев 0,6% суспензией купрозана концентрация меди значительно повысилась и к концу обработки в слое почвы глубиной 0—30 см достигла 18 мг/кг, а после применения 1% бордосской жидкости — 14,2 мг/кг. В результате применения медьсодержащих пестицидов (бордосской жидкости, нафтената меди и купрозана) почва виноградников также значительно загрязнялась медью. За вегетационный сезон в слое почвы глубиной 0—10 см накопилось меди сверх контрольного от 12 до 25 мг/кг, а в слое 0—30 см — до 23 мг/кг. Наибольшее количество меди (до 50 мг/кг) найдено в почве опытного участка виноградника, который обрабатывался в течение 5 лет 1 % бордосской жидкостью.
Поведение попавших в почву медьсодержаших пестицидов зависит в основном от типа почвы, ее физико-химических свойств, содержания гумуса, влажности и др. Попавшие в почву соединения меди, которыми обрабатывают виноградники, выращиваемые на обыкновенном черноземе, накапливаются в верхнем слое глубиной 0—20 см и очень медленно проникают в более глубокие слои. Иная картина наблюдается при их применении на легких супесчаных почвах (участки сада). Так, через 3 месяца после первой обработки на участке, опрысканном 0,6% купрозаном, содержание меди повысилось на глубине до 1 м, но все же наиболее высокая концентрация ее осталась в слое почвы 0—10 см. Внесение в супесчаную почву медного купороса путем полива ее раствором пестицида в количестве 12 и 112 г медного купороса на 1 м2 показало, что за 3 месяца в поверхностном (0—10 см) слое почвы осталось 25—27% внесенного количества его. Основная же масса пестицида проникла за это время на глубину до 1 м.
При внесении пестицидов в почву, а также при различных способах обработки надземных частей растений остатки пестицидов с дождевыми и талыми водами могут попадать как в открытые водоемы, так и в подземные источники водоснабжения. Нами было установлено, что в воде пруда концентрация меди до обработки расположенных рядом садов составляла 1,1 мг/л, а после обработок — 2,03 мг/л. В воде колодца, питающегося грунтовыми водами и расположенного на супесчаной почве, количество меди за вегетационный период повысилось в 10 раз.
Изучая загрязнение плодов пестицидами, мы нашли, что концентрация меди в яблоках, обработанных 0,6% суспензией купрозана (30,75 кг меди на 1 га) и 1% бордосской жидкостью (18,75 кг меди на 1 га), составляла соответственно 5,10 и 4,16 мг/кг, тогда как в яблоках, отобранных на контрольном участке, она не превышала 0,93 мг/кг. Следовательно, существует прямая зависимость содержания меди в яблоках от интенсивности применения соединений ее и количества меди в почве (см. таблицу).
Содержание меди в яблоках, обработанных медьсодержащими пестицидами (в мг/кг)
Участок Количество меди (в мг/га) Содержание меди в 0—30 см слое почвы (в мг/кг) Содержание меди в плодах (в мг/кг) день после обработки
20-й 30-й 50-й 100-й
Не обработанный соединением меди (конт- 0,91
рольный) .............. — 7,5 0,85 0,90 0,92
Обработанный 0,6% купрозансм: 5,95 5,95 5,10
немытые плоды.......... 30,75 14,0 4,90
мытые » .......... 2,95 3,58 4,04 4,16
Обработанный 1% бордосской жидкостью: 12,2 3,89 4,75 4,16
немытые плоды.......... 18,75 3,50
мытые » .......... — 2,00 — 3,11
Как видно из таблицы, после прекращения обработок содержания меди в яблоках не уменьшается, а нарастает. Так как деревья больше не обрабатывались медьсодержащими пестицидами, можно предположить, что увеличение концентрации меди в яблоках происходит за счет поступления ее из загрязненной почвы, а также через устья листьев.
Повышается и относительное содержание меди в ткани плодов к общему ее количеству. Так, через 20—30 дней после обработки сада концентрация пестицидов в ткани мытых яблок составляет 57—60%, а через 100 дней — 77—80% общего содержания меди в них. Это косвенно подтверждает предположение о возможном поступлении соединений меди в плоды через корневую систему, а также через устья листьев и кожуру.
Остаточное количество меди в винограде, обработанном 1% бордосской жидкостью, 0,6% купрозаном и 1,2% нафтенатом меди, сильно варьирует и составляет 1,1 — 2,13 мг/кг, тогда как в пробах, отобранных с контрольного участка, оно равно 0,8—0,84 мг/кг.
В условиях эксперимента мы определяли остаточное количество меди в винограде и луке в зависимости от степени загрязнения почвы медьсодержащими соединениями (путем
их внесения непосредственно в почву). Установлено, что при увеличении содержания меди в почве на 190 и 650% концентрация её в винограде увеличилась соответственно на 170 и 390%, а при увеличении содержания меди в почве на 160 и 300% содержание меди в луке возросло на 180 и 260%.
Таким образом, остаточное количество медьсодержащих пестицидов в сельскохозяй-, ственных продуктах зависит от того, сколько пестицида применено на единицу площади и от концентрации меди в почве. i
Известно, что медь и ее соединения обладают высокими бактерицидными свойствами по отношению как к чистым культурам микроорганизмов, так и к микробной флоре водоемов и почвы (О. П. Опарина; А. С. Колтунова; Ш. Т. Атабаев). Влияние медьсодержащих пестицидов на микробилологические процессы в почве (микробное число, количество спороносных микроорганизмов и титр нитрифицирующих бактерий) мы изучали на участках сада, обработанных 0,6% суспензией купрозана и 1% бордосской жидкостью. Исследования показали, что общее количество микроорганизмов в почве опытных участков во время обработок составляло 18,5—79% микробного числа почвы контрольного участка. Более выраженным оказалось угнетающее влияние меди на развитие спороносных микроорганизмов. В период обработок количество таких микроорганизмов в почве опытных участков составляло 8—77% показателей контрольного участка; только через 4 месяца после заключительной обработки оно стало практически одинаковым. Параллельно с резким снижением количества спороносных микроорганизмов происходило угнетение нитрифицирующих бактерий. В 13 из 14 определений титра нитрифицирующих микроорганизмов опытных участков сада он был ниже, чем в почве контрольного участка.
Внесение медного купороса прямо в почву путем полива ее раствором пестицида (что обусловило увеличение концентрации меди в ней на 10 мг/кг) приводит не только к резкому угнетению развития указанных выше представителей почвенной микробной флоры, но и к снижению азота аммонийного и нитратного, а также к сдвигу реакции (рН) почвы в щелочную сторону.
Таким образом, загрязнение супесчаной почвы медью в результате применения медьсодержащих пестицидов в сельском хозяйстве в количестве 3 мг/кг и более может привести к угнетению почвенной микрофлоры и процессов минерализации органических веществ, а также к значительному переходу меди в растения из почвы через корневую систему.
ЛИТЕРАТУРА
Атабаев Ш. Т. Мед. ж. Узбекистана, 1967, № 7, с. 16. — О п а р и н а О. П. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1949, с. 201.
Поступила 3/111 1969 г.
УДК 613.281-078:576.851.136
о выделении листерий из туш и органов свиней при желто-глинистой окраске печени
Г. Т. Порталимов
Барановичская городская санэпидстанция
Известна возможность заражения человека лисгериозом от животных и через продукты питания. По сообщениям Ю. А. Малахова и И. В. Шура, в лабораториях мясокомбинатов листериоз регистрируется редко, а у убойных животных отсутствуют патологоанатоми-ческие изменения, которые указывали бы на листериозную инфекцию.
Нами на мясокомбинате было отобрано 249 проб мяса и органов от 32 свиных туш, печень которых имела желто-глинистую окраску. В остальных органах и тканях этих туш не обнаруживались какие-либо патологоанатомические изменения или они были столь незначительны и бессистемны, что не могли быть причиной изменения цвета печени у свиней.
Пробы для посевов отбирали на мясокомбинате на линии переработки свиней до проведения мокрого туалета мяса. Первичные посевы производили через Р/а—2 часа после отбора проб в мясо-пептонный бульон и на скошенный мясо-пептонный агар.
Выделенные культуры изучали по обычной методике. Результаты бактериологических исследований проб приведены в таблице.
Для дифференциации листериЛ от возбудителя рожи свиней бульонные культуры исследовали пробой на каталазу с 3% раствором перекиси водорода. Во всех случаях установлена положительная реакция.
Выделение листерий из проб мяса и печени свиней свидетельствует о том, что желто-глинистая окраска печени имеет отношение к листериозу и, возможно, является одним из