Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КРУПНОГО ГОРОДА ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИМИ АРОМАТИЧЕСКИМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ'

К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КРУПНОГО ГОРОДА ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИМИ АРОМАТИЧЕСКИМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — А.Я. Хесина, Г.А. Смирнов, Л.В. Кривошеева, Л.М. Шабад, В. Прич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КРУПНОГО ГОРОДА ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИМИ АРОМАТИЧЕСКИМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ»

В связи с этим унификация методических подходов может стимулировать проведение более широких исследований по указанной важной проблеме с последующим сопоставлением результатов, полученных разными авторами.

ЛИТЕРАТУРА

Красовский Г. Н., Саркисянц Э. Э., Белоусов А. 3. и др. — В кн.: Всесоюзный симпозиум по изучению влияния химических веществ на молодой организм и вопросы возрастной токсикологии. Материалы. М., 1969, с. 119—126. Розанова В. Д. — Успехи совр. биол., 1960, т. 49, вып. I, с. 86—103. Розанова В. Д. Очерки по экспериментальной возрастной фармакологии. Л., 1968. Русяев В. А. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны внешней среды в условиях научно-технического прогресса. Минск, 1974, с. 82—83. Савченков М. Ф. — В кн.: Вопросы гигиены и профпатологии в основных отраслях промышленности Восточной Сибири. М., 1975, с. 103—107. Goldenthal Е. J.— Toxicol, appl. Pharmacol., 1971, v. 18, p. 1.

Поступила 26/111 1979 r.

За рубежом

УДК 814.72:66.062.231(47-21)

А. Я- Хесина, Г. А. Смирнов, Л. В. Кривошеева, Л. М. Шабад, В. Прич, М. Науманн, Н. Яскулла, Э. Хюниген

К ВОПРОСУ О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КРУПНОГО ГОРОДА ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИМИ АРОМАТИЧЕСКИМИ УГЛЕВОДОРОДАМИ

1 Основная цель работы — выявление роли автотранспорта в загрязне-

нии атмосферного воздуха полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) на фоне других источников. Пробы воздуха отбирали на улицах Берлина в ГДР (Рг1е1зсЬ, 1977). Опыт спланировали таким образом, чтобы выявить роль автотранспорта наряду с системами индивидуального отопления угольными брикетами, что еще распространено в некоторых городах Европы, в частности в старых районах Берлина и Будапешта, и наряду с фоном, создаваемым выбросами промышленных предприятий.

С этой целью пробы брали в районе старой застройки в центре города, отапливаемом индивидуальными котельными с использованием буроуголь-ных брикетов, выделяющих при сжигании большое количество ПАУ (Вгоск-Ьаш и Топцг^аэ; А. Я. Хесина и соавт., 1977). Первый пункт отбора — А (см. таблицу) находился на перекрестке с интенсивным автомобильным движением, второй, контрольный (Б) — в непосредственно примыкающем к нему микрорайоне, но на тихой улице, в тупике с запрещенным проездом автомашин. Третий пункт отбора проб (В) находился в старом окраинном районе с индивидуальным отоплением, четвертый (Г) — в новом районе с центральным отоплением, но практически без автомобильного движения (контроль). Для выяснения роли отопительных систем, главным образом систем индивидуального отопления буроугольными брикетами, пробы отбирали посезонно. В качестве «чистого» контроля пробы отбирали в зоне отдыха на окраине города (Д).

В таблице указаны места отбора, действующие источники и средние концентрации бекз(а)пирена (БП) как индикатора, вычисленные на основе результатов 240 измерений концентрации его в указанных пунктах. Во фракциях БП определяли по квазилинейчатым спектрам флюоресценции (Э. В. Шпольскии и соавт.) в замороженных н-октановых растворах при температуре жидкого азота. Пробы отбирали на фильтры из стекловолокна, которые затем подвергали 8-часовой экстракции перегнанным бензолом в аппаратах Сокслета. Экстракты концентрировали, хроматографировали в

Места отбора проб атмосферных загрязнений, источники ПАУ и средние концентрации БП

. ш Б

о н о о Характеристика н ч я о о я ■ О >.£ «о Х V Sou з£ Средняя концентрация БП,

0 01 са о п о н 5 = * 5 А X «я о а CL Г. мкг/100 м*

£ о. О < ~ ^ о Ssi сё

А Перекресток с интенсивным автомобиль- Зима + + + " 3,04

ным движением, старый район в Лето + — + 1,45

центре города, индивидуальное отоп-

ление

Б Район, примыкающий к А, но без авто- Зима — + + 2,11

мобильного движения Лето — — + 0,55

В Перекресток с интенсивным автомобиль- Зима + + + 2,05

ным движением, старый окраинный Лето + — + 0,87

район, индивидуальное отопление

Г Новый район с центральным отоплени- Зима — — + 0,73

ем, примыкающий к В, но без авто- Лето 1— — + 0,36

мобильного движения

д Зона отдыха на окраине города Зима — — — 0,41

Лето 0,21

Примечание. + наличие; — отсутствие.

тонком слое окиси алюминия на пластинках и БП-фракцию подвергали качественному и количественному анализу на содержание БП. Методика фракционирования и анализа была та же, что мы применяли ранее при анализе отработавших газов автомобилей (JI. М. Шабад и соавт.). Статистическая обработка результатов по критерию Стьюдента показала, что существуют статистически достоверные различия между всеми приведенными группами. Полученные результаты позволили вычислить в процентах тот вклад, который вносят различные источники в загрязнение воздуха БП.

Наряду с БП в загрязнениях воздуха мы определили ряд других ПАУ — обнаружены и определены количественно 14 ПАУ, из которых 12 являются представителями этого класса, выбранными для характеристики суммарного загрязнения ПАУ выхлопных газов автотранспорта (Grimmer и Hil-debrandt; Grimmer и Bohnke).

Использована методика экстракции, хроматографии, идентификации и количественного определения ПАУ по квазилинейчатым спектрам флюоресценции и фосфоресценции, разработанная и примененная нами ранее при анализе ПАУ в отработавших газах автомобилей (А. Я. Хесина и соавт., 1978).

Во всех пробах, взятых из различных пунктов большого города, были обнаружены те или иные количества БП. Наряду с этими веществами выявлены и другие ПАУ. Всего мы идентифицировали и измерили количественно 14 ПАУ. При сопоставлении относительных концентраций различных ПАУ в их сумме с таковыми в выхлопных газах автотранспорта удалось установить известную закономерность: для загрязнений ПАУ воздуха в районах города с интенсивным движением состав ПАУ и их относительные концентрации близки к имевшимся в выхлопных газах автомобилей, и в этом случае БП также может служить индикатором не только присутствия, но и количества других ПАУ (А. Я. Хесина и соавт., 1978).

Количества БП, обнаруженные в различных районах города, были различны — значительно меньше в зоне отдыха и больше в индустриальных районах, зонах интенсивного автомобильного движения и районах старой застройки с системами индивидуального отопления.

В загрязнении атмосферы города участвуют все три основных источника: отопительные системы, промышленные предприятия и автотранспорт. Однако совершенно ясно, что тот или иной из этих источников может превалировать в зависимости от определенных условий. Например, значение

отопительных систем проявляется в зимний сезон и притом лишь в районах старой застройки, где еще преобладает индивидуальное домовое отопление, при котором используются брикеты из^ бурого угля. Роль промышленных источников сказывается в отдельных пунктах, где расположены соответствующие предприятия и, как правило, промышленные выбросы распространяются до известной степени локально.

Такие же закономерности в зависимости от источников загрязнения отмечены и в отношении других ПАУ, а также их суммы.

Таким образом, наши испытания на выбранных местах отбора проб в Берлине (ГДР) показали, что на первый план выдвигается загрязнение, обусловленное выхлопами автомобилей, их доля превышает 50% общего загрязнения атмосферы ПАУ. Даже зимой, на фоне действующих отопительных систем этот показатель равен 17%. Наибольшее загрязнение выхлопами двигателей внутреннего сгорания установлено в пунктах интенсивного уличного движения. Не следует забывать, что автомобильные выхлопы имеются на уровне дыхания человека и благодаря движению машин они легче всего распространяются на большие расстояния.

Проведенное исследование со статистической обработкой более 240 результатов измерений достоверно показало, что вклад в загрязнение атмосферного воздуха города ПАУ на 20—60 % обусловлен выбросами автомобилей и уменьшение содержания ПАУ в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания — основной путь снижения концентраций ПАУ, в частности канцерогенных, в атмосфере крупного города.

ЛИТЕРАТУРА

Хесина А. Я-, Гаевая Т. Я.. Линник А. Б. — Гиг. и сан., 1977, № 8, с. 107—109. Хесина А. Я-, Смирнов Г. А., Шабад Л. М. и др. — Там же, 1978, № 1, с. 44—48. LL/абадЛ. М. О циркуляции канцерогенов в окружающей среде. М., 1973. Шабад Л. М., Хесина А. Я-. Смирнов Г. А. и др. — Гиг. и сан., 1976, № 10, с. 50—53. Шпольский Э. В., Ильина А. А., Климова Л. А. — Докл. АН СССР, 1952, т. 87, с. 935—939.

Brockhaus А., Tomingas R. — Staub, 1976, Bd 36, N3, S. 96—101. Grimmer G., Hildebrandt A., Bohnke H. — Erdöl u. Kohle, 1972, Bd 25, S. 442—447; 531 — 536.

Grimmer G., Hildebrandt A., Bohnke H. — Zbl. Bakt. I. Abt. Orig. A., 1973, Bd 158, S. 22_49.

Grimmer G., Hildebrandt A. — Ibid., 1975, Bd 161, S. 104—124.

Grimmer G., Bohnke H. — Chromatographia, 1976, N 9, p. 30—40.

Prietseh W., Wettig K.. Kahl H. — Z. ges. Hyg., 1971, Bd 17, S. 573—576.

Prietseh W., Jaskulla N.. Hünigen E. — Kraftfahrzeugtechnik, 1976, Bd 26, S. 177—178.

Prietseh W., Jaskulla N.. ChesinaA. et al. — Ibid., 1978, Bd 7, S. 205—206.

Поступила 26/VI 1978 г.

УДК 614.777:632.95

Ю. Выберальски, M. Матеевска

О САМООЧИЩЕНИИ ВОДОЕМОВ ОТ ПЕСТИЦИДОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ

ТЕМПЕРАТУРАХ

Институт химии н хранения Сельскохозяйственной академии, Щецин (Польша)

С увеличением использования различных пестицидов возрастает возможность заражения воды, что вызывает необходимость дальнейших исследований в области самоочищения водоемов от пестицидов при разной температуре воды. В качестве объекта исследования выбран пестицид хлор-фенвинфос. Процесс его распада в воде недостаточно изучен. Целью данной работы являлось исследование кинетики распада хлорфенвинфоса в воде в зависимости от температуры и с учетом чистоты воды. Опыты проведены в течение 120 дней на водах различной чистоты. Исследовали питьевую воду 1 класса чистоты, а также натуральные воды II и III классов чистоты. Образцы воды отбирали из озера Бендзин, реки Одры и Поморского залива. Характеристики образцов воды даны в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.