Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И ФРУСТРИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И ФРУСТРИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / УЧЕБНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / СТУДЕНТЫ / УРОВНИ ФРУСТРИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казанцева Н.В.

В работе рассматривается проблема взаимосвязи успеваемости студентов и уровня их фрустрированности в вузе. Описаны результаты эмпирического изучения уровней социальной фрустрированности в группах «отличников», «хорошистов» и «троечников». Предположение о взаимосвязи успеваемости и фрустрированности студентов не нашло эмпирического подтверждения.The paper discusses the relationship between student academic achievement and the level of their frustration at the university. Describes the results of the empirical study of social frustration of students with different academic achievement. The assumption about the relationship between academic achievement and frustration of students has not found empirical evidence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казанцева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И ФРУСТРИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ»

осуществляется путем групповой и массовой работы через организацию разнообразных занятий творческих лабораторий, проведение культурно-досуговых мероприятий. Социализация личности направлена как на усвоение всего культурного опыта, накопленный человечеством на протяжении истории, так и на развитие всех потенциальных возможностей личности.

Воспитательная работа в единстве с другими факторами формирования личности создает естественный педагогический процесс, который вытекает из специфики взаимодействия личности с окружающим миром (люди, природа, искусство). Важными формами социально-педагогической помощи подросткам-инвалидам является индивидуальная и групповая работа.

Содержание индивидуальной работы с подростком с особыми потребностями составляет:

- анализ индивидуальных биологических функций и функциональных возможностей (биологический и социальный возраст, уровень функционального ограничения, биологические ритмы, способности);

- выявление специфики социокультурного развития (влияние разноуровневых социальных факторов, социальных потребностей, социальных ожиданий, культурных и субкультурных ценностей, норм);

- осознание психологических характеристик (восприятие, память, способность к решению проблем, характер самооценки, уровень зависимости, адекватность реакций);

- исследование особенностей социальной адаптации.

Использованные источники:

1. Иванов Г.Г. Современные концепции профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт работы профессионально-реабилитационного центра. // Социальная работа. Вестник Нижневартовского государственного университета . - № 2 - 2012.

2. Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: цели и варианты институционализации. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №2 (10), 2012.

УДК 37.046.16

Казанцева Н.В. студент 4 курса Марийский государственный университет

Россия, г. Йошкар-Ола К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И ФРУСТРИРОВАННОСТИ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В работе рассматривается проблема взаимосвязи успеваемости студентов и уровня их фрустрированности в вузе. Описаны результаты эмпирического изучения уровней социальной фрустрированности в группах «отличников», «хорошистов» и «троечников». Предположение о

взаимосвязи успеваемости и фрустрированности студентов не нашло эмпирического подтверждения.

Ключевые слова: социальная фрустрированность, учебная успеваемость, студенты, уровни фрустрированности.

Abstract. The paper discusses the relationship between student academic achievement and the level of their frustration at the university. Describes the results of the empirical study of social frustration of students with different academic achievement. The assumption about the relationship between academic achievement and frustration of students has not found empirical evidence.

Keywords: social frustration, academic achievement, students, levels of frustration.

Современный человек должен быть способным противостоять жизненным трудностям, успешно преодолевать различного рода препятствия и достигать поставленных целей. В этой связи становится актуальным изучение различного рода фрустраторов, т.е. препятствий, барьеров, трудностей, которые могут быть как внешними, так и внутренними, оказывающими дезорганизующее влияние на поведение и деятельность человека. Психическое состояние фрустрации, возникающее вследствие неудачи, неудовлетворения какой-либо значимой потребности, негативно влияет на общее качество жизни [2]. Основным показателем продуктивности учебно-профессиональной деятельности как ведущей в юношеском возрасте, является успеваемость студента, свидетельствующая о качестве формирования профессиональных компетенций, знаний, умений, навыков и личностных качеств [3].

Логично предположить, что трудности в осуществлении ведущего для определенного возраста вида деятельности могут приводить к повышению фрустрированности личности. Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование со студентами вуза в количестве 50 человек. Респондентам была предложена «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности (Л.И. Вассермана)» [1], в которой социальная фрустрированность (СФ) рассматривается как следствие невозможности реализации личностью своих актуальных социальных потребностей. Значимость этих потребностей для каждой личности индивидуальна, зависит от самосознания, системы жизненных целей и ценностей, опыта решения проблемных и кризисных ситуаций. С помощью названной методики был измерен уровень социальной фрустрированности у трех групп учащихся, условно названных «отличники», «хорошисты» и «троечники».

социальная фрустрированность

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1

■ ■

к

1 III ■ ■ ■

^ ^ У

¿Г

отличники I хорошисты I троечники

Рис.1. Показатели социальной фрустрированности у студентов с различной успеваемостью

Полученные данные на рис.1 показывают, что:

- для отличников характерны неопределенный (57%), умеренный (29%) и пониженный (14%) уровни социальной фрустрированности, т.е. почти 9 из 10 студентов-отличников (с неопределенным и умеренным уровнями СФ) проявляют стереотипность поведения и ситуативную эмоциональность (57%), испытывают дистресс и ощущение некомпетентности (29%). Только у 14% отличников, имеющих пониженный уровень фрустрированности, отсутствуют проблемы с реализацией актуальных потребностей;

- для хорошистов характерны неопределенный уровень (43%), пониженный уровень СФ (35%), умеренный уровень (13%) и очень низкий (9%) уровни фрустрированности, т.е. почти 8 из 10 студентов-хорошистов проявляют стереотипность поведения и ситуативную эмоциональность (43%), не имеют проблем с реализацией актуальных потребностей (35%), испытывают дистресс и ощущение некомпетентности (13%). При очень низком уровне фрустрированности, который проявляется у 9% хорошистов, испытуемые демонстрируют снижение эффективности деятельности;

- для троечников характерны неопределенный уровень (35%), пониженный уровень СФ (30%), умеренный уровень (15%), очень низкий уровень СФ (10%), повышенный и высокий (по 5%). Студенты с неопределенным уровнем СФ проявляют стереотипность поведения и ситуативную эмоциональность (35%), отсутствуют проблемы с реализацией актуальных потребностей у 30%, испытывают дистресс и ощущение некомпетентности 15%, а 10% испытуемых демонстрируют снижение эффективности деятельности.

Проверка корреляционной связи с помощью метода ранговой корреляции Спирмена показала, что уровень социальной фрустрированности

студентов не зависит от их успеваемости (коэффициент ранговой корреляции составил 0,03 при критическом значении 0.35). Следовательно, выдвинутое предположение не нашло эмпирического подтверждения и успеваемость студентов не является основным фрустратором. Сделанный вывод является основой для нового поиска подлинных фрустраторов в юношеском возрасте.

Использованные источники:

1. Вассерман Л.И. Медотика для психологической диагностики уровня социальной фрустированности и её практическое применение. Методические рекомендации. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2004.

2. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Психологические механизмы преодоления фрустрации у студентов на начальном этапе обучения в вузе // Психология обучения. - 2008. — № 5. - С. 66-74.

3. Мешков Н.И. Мотивация учебной деятельности студентов: Учебное пособие. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 1995.

УДК 614

Крыловский А. Ю. студент 4 курса лечебный факультет Тиканов А. О. студент 4 курса лечебный факультет Недорезков К. В. студент 3 курса лечебный факультет Алтайский государственный медицинский университет

Россия, г. Барнаул МОНИТОРИНГ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Аннотация: В статье проанализированы результаты медицинского обследования студентов первого курса Алтайского государственного медицинского университета. Произведен подсчет учащихся, распределенных в специальные медицинские группы (СМГ). Рассмотрена распространенность заболеваний различных систем среди них.

Ключевые слова: анализ, физическая культура, здоровье, заболевания, специальная медицинская группа.

Krylovskii A. Y. student

4 course, medical faculty Altai State Medical University Russia, Barnaul Tikanov A. O.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.