_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
УДК 159.923
Кошенова Марина Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
Волохова Валентина Игоревна
Старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], Новосибирск
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕМПОРАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы темпоральной компетентности в их взаимосвязи с психологическими границами личности, анализируются подходы зарубежных и российских психологов к пониманию роли темпоральной компетентности в эффективности деятельности, обосновывается необходимость изучения компетентности во времени через призму психологических границ личности. Определяются дальнейшие перспективы изучения конструкта «темпоральные и личностные границы» как ответа на запрос общества в воспитательных и образовательных практиках, позволяющих формировать и корректировать пространственно-временную компетентность личности, обеспечивающую самостоятельность и способность к полноценной самореализации.
Ключевые слова: темпоральность, психологические границы, психологическое пространство, временная перспектива, временная организация психики, темпоральная компетентность, временная компетентность.
Введение. Компетентность личности во времени традиционно относится как зарубежными (Ф. Зимбардо, Р. Мэй, Э. Шостром и др.), так и отечественными психологами (К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Голо-ваха, А. А. Кроник, В. С. Хомик и мн. др.) к базальным характеристикам, т. к. существенным образом определяет и сознание, и поведение человека, задавая систему координат самореализации или накладывая достаточно жесткие ограничения. Многомерность конструкта «психологическое время», его полифоничность определяют и множество подходов к его изучению.
В нашем исследовании мы рассматриваем темпоральность, которая означает протяженность во времени, «размеры во времени». Разделение понятий «время» и «пространство» невозможно, их развитие происходит в одном модусе. Темпоральность или темпоральная протяженность - это такая же его характеристика, как и его размеры в пространстве, т. е. границы этого психического явления. Говоря о темпоральности, мы подразумеваем именно их событийную насыщенность, а не характерное время. Такая событийная насыщенность определяется сложностью пространственных связей. Рассмотрение психических явлений через пространственно-темпоральную структуру
раскрывает новые перспективы изучения данного вопроса, и как пространственные -имеющие границы между психическими образованиями, и как темпоральные - протяженные во времени. Именно исследование пространственно-темпоральной особенности позволяет рассматривать психику в онтогенезе согласно принципу развития, т. к. любое пространство вне времени не измеримо.
Целью исследования является изучение когерентности психологического пространства и психологического времени. Содержательные характеристики психологического времени личности, с точки зрения исследователей, определяют характер ее взаимоотношений с социальным окружением.
Теоретический анализ проблемы. В сво -ем исследовании Ф. Зимбардо разделяет людей, ориентированныхнапрошлое,настоящее и будущее, и выделяет ряд присущих им индивидуальных особенностей [4]. Так, человек, ориентированный на будущее, более успешен в профессии и учебе, правильно питается, регулярно занимается спортом, но такой человек меньше всего готов бескорыстно заботиться о благополучии других. Человек, ориентированный на настоящее, готов помогать окружающим, но, по-видимому, не готов помогать себе. Согласно Ф. Зимбардо, люди, ориентированные на настоящее, чаще
демонстрируют сексуальное поведение, склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, увлекаются азартными играми. У людей же со временной перспективой, направленной на прошлое, эмоциональная окраска воспоминаний и установка в восприятии своего прошлого играют роль в принятии решения в настоящем и становятся ограничивающими точками зрения.
Э. Шостром, развивая концепцию А. Мас-лоу, пришел к убеждению, что именно компетентность во времени является залогом полноценной самоактуализации личности. Под компетентностью во времени он понимал способность субъекта жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего. С его точки зрения, человек, фиксирующийся на прошлом или всецело устремленный в будущее, так же, как и человек, фиксирующийся исключительно на настоящем или отличающийся дискретным восприятием своего жизненного пути, не способны быть самоактуализаторами, свободными в своем выборе, не могут руководствоваться собственными целями, убеждениями и принципами, так как вектор их развития определяют другие люди [11].
В отечественной психологии, в частности в работах Н. Ю. Григоровской,
A. С. Ковдры, В. И. Ковалева, Л. Кублицкине,
B. Ф. Серенковой, особое внимание при изучении темпоральных характеристик личности уделяется их взаимосвязи с успешностью в деятельности, причем как на операциональном, так и на ценностно-смысловом уровнях.
А. Ю. Прокопенко в своем исследовании удалось показать, как темпоральная компетентность студента связана с его профессиональной компетентностью. Автор описывает уровни сформированности темпоральной компетентности, которым были даны условные обозначения:
1) 0-й уровень - «дезорганизованный», который характеризуется отсутствием представлений о своем жизненном пути как целостном;
2) 1-й уровень - «потенциальный», предполагающий сформированность компетентности во времени, представляющей собой единство прошлого, настоящего и будущего, что является необходимым потенциалом для формирования темпоральной компетентности;
3) 2-й уровень - «адаптивный», характеризующийся наличием знаний о закономерностях и методах формирования жизненной перспективы у детей;
4) 3-й уровень - «технологический». Студенту с таким типом сформированности темпоральной компетентности свойственно с легкостью организовывать деятельность на всех этапах социально-педагогического процесса, выдвигать обоснованные цели деятельности; такие студенты способны не только действовать по образцу, но и полагаться на собственный опыт, проявлять творческий подход [8].
Таким образом, есть все основания утверждать, что успешность жизнедеятельности человека тесно связана с темпоральной компетентностью. И в то же время событийная канва жизни, личностные изменения, рост или стагнация влияют на темпоральную компетентность. В связи с этим представляется очевидным, что психологическое время личности сущностно связано с психологическими границами личности. Не случайно К. А. Абульханова и Т. Н. Березина подчеркивают, что изменения во внешней среде часто приводят к изменению темпоральных переживаний и темпорального поведения, отмечая, что даже изменение отношения к другому человеку, и уж тем более изменение собственной активности личности, могут стать «пусковым механизмом» для темпоральных изменений [1].
Анализ различных подходов к выявлению сущности влияния психологических границ на темпоральную компетентность позволяет определить данный феномен как базисную интегративную характеристику личности, отражающую процесс построения отношений с другими людьми, обеспечивающую овладение ситуацией развития и дающую возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от социальной ситуации в соответствии с принятыми в социуме нормами.
Психологические границы позволяют человеку защищать, контролировать и развивать свое психологическое пространство, организовывать личное время; обозначают пределы личной ответственности и определяют идентичность человека, являются инструментом равноправного взаимодействия. Толковый словарь определяет границы как
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
линию раздела между территориями, рубеж [7]. Граница указывает на то, что за ее пределами не распространяется какая-либо функция или деятельность. Так, помимо данного значения, термин «граница» используется в переносном смысле для обозначения абстрактной близости. Вместе с тем существует разнообразие типологических характеристик границ, таких как «внешние - внутренние» (К. Левин, Э. Хартман, З. Фрейд), «сильные - слабые» (Д. Брад-шоу, К. Левин), «открытые - закрытые» (Б. Ландис, К. Левин, Ф. Перлз), «сохранные - рваные» (П. Федерн), «здоровые - поврежденные» (Г. Клауд, Дж. Таунсенд), «селективные - ригидные», «гибкие - жесткие» (Н. Браун), «тонкие - толстые» (Г. Аммон, Э. Хартманн), «психологическое пространство личности» (С. К. Нартова-Бочавер) [9]. Согласно С. К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство личности - это понятие, которое включает в себя сложные, множественные и темпоральные (чувствительности ко времени) явления [6]. В концепции терминологии психологических границ определенная «толщина границ» (проницаемость) является основополагающей для нормального психологического функционирования. Так, относительно «тонкие психологические границы» означают большое количество социальных связей, позволяют легко проникать в психический мир другого. Слишком «толстые психологические границы» означают черствость, наличие мощных барьеров в отношениях с людьми. Так, согласно Э. Хартманну, люди с более «толстыми границами» тратят больше времени на размышления и продуктивную умственную деятельность, в то время как люди с более «тонкими границами» много времени проводят, мечтая и фантазируя [10].
При нарушенных психологических границах (дефицитных, нецелостных) переживания времени и характер темпоральных переживаний будут сопровождаться такими особенностями, как «ощущение остановки времени», «замедленное или ускоренное время», «выпадение из времени», сужение границ реальности жизненного пространства или искажение его психологического временного измерения. В то же время при отсутствии сформированной временной перспективы пространство жизненного мира
превращается в «психологическое поле», а поведение становится «полевым» (например, у маленьких детей, умственно отсталых; иногда у нормальных людей, особеннов ситуацияхмотивационнойнеопре-деленности), на что справедливо указывает Д. М. Мельникова [5].
Рассматривая личное время через призму психологических границ, можно выделить следующие особенности данной взаимоо-бусловенности.
1. Результат. Люди с «тонкими психологическими границами» склонны к мечтательности, фантазированию, им очень сложно сосредоточить свои мечты и усилия. Компонент результата остается незаполненным, т. е. субъективное эмоциональное предвкушение и переживание о предстоящем будущем деле объективно не подтверждается сделанной работой и решенной задачей. На другом конце континуума можно говорить о человеке с более «толстыми психологическими границами», где компонент результата будет насыщенным, а эмоциональная составляющая, наоборот.
2. Незавершенные дела. Незавершенное действие создает психологическое напряжение, от которого стремится избавиться человек с более «толстыми границами», стремится закончить то, что было запланировано. В силу творческой организации психики у людей с «тонкими границами» наблюдается тенденция начинать многие дела одновременно, прерванные и перенесенные дела могут не реализовываться вообще.
3. Использование неадекватных границ пространственных эквивалентов может приводить к недопониманию, переживанию насильственного обращения со временем, искусственному ускорению или замедлению его хода [6].
Таким образом, деформация личностных границ и темпоральная некомпетентность в равной степени могут стать препятствием для осуществления эффективной деятельности и выстраивания конструктивных темпоральных стратегий.
Выводы. Мы полагаем, что справедливо и обратное предположение: развитие темпоральной компетентности, являющейся эффективным временным регулятором поведения (поскольку устанавливает границы допустимого, выбор вариантов поведения, способов решения задач), целенаправлен-
ная работа с содержательным пониманием психологических границ личности помогут обеспечить эффективность деятельности, и, более того, будут способствовать развитию полноценного Self (в терминологии Дж. Мида).
В эпоху процесса модернизации педагогического образования в Российской Федерации [2], перспективным направлением исследований является анализ оснований и значений психологических границ личности, закономерностей и факторов его влияния и функционирования в контексте развития и регуляции жизненного пути личности во всей ее протяженности. Основываясь на концепции личностной организации времени, мы придерживаемся постулата об активной роли психики в организации жизни, тем самым выделяя самый высший темпоральный пласт - личностное время. В процессе такой личностной активности человек организует время своей жизни, влияя на него. С идеей личностного времени впервые в психологии появилась возможность рассматривать тем-
поральную активность личности [1]. Специфика нашего исследования заключается в рассмотрении темпоральной компетентности через призму психологических границ.
Заключение. Современное общество предъявляет достаточно жесткие требования к самостоятельности и самоэффективности личности, определяя их в качестве ключевых критериев социально-психологической адаптированности [2; 3]. Очевидный запрос на воспитательные и образовательные практики, позволяющие формировать и корректировать пространственно-временную компетентность личности, обеспечивающую самостоятельность и способность к полноценной самореализации, определяет необходимость изучения конструкта «темпоральные и личностные границы». В условиях модернизации современного российского образования особо пристального внимания, на наш взгляд, требует исследование данного проблемного поля в преломлении задачи подготовки будущего профессионала - студента педагогического вуза.
Библиографический список
1. Абульханова К А., Березина Т. Н. Вре- становления будущего педагога // Прикладная мя личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, психология и психоанализ. - 2013. - № 1. - С. 9.
2001. - 304 с.
2. Андриенко Е. В. Деятельностный подход в подготовке педагогических кадров: реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся // Вестник педагогических инноваций. - 2015. - № 4 (40). - С. 5-10.
3. Белобрыкина О. А. Психолог: проблемы профессионального становления в современных условиях // Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве: Материалы XXVII региональной научно-практической конференции с международным участием (22-23 апреля 2015 года) / отв. ред. Е. В. Бурмистрова, А. Ю. Асриев. - Омск: Издатель-Полиграфист, 2015. - Часть 1. - С. 137-144.
4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
5. Мельникова Д. М. Временная компетентность личности в контексте профессионального
6. Нартова-Бочавер С. К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. -М.: Генезис, 2011. - 320 с.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Изд-во А ТЕМП, 2010. - 943 с.
8. Прокопенко А. Ю. Модель формирования темпоральной компетентности будущих социальных педагогов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=9124 (дата обращения: 03.10.2016).
9. Рягузова Е. В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Известия Саратовского университета. - 2011. - Т. 11, Вып. 1. - С. 89-94.
10. Hartmann E. Boundaries: A New Way to Look at the World. - Copyright, 2011. - 109 p.
11. Shostrom E. L. Time as integrating factor // Buhler Ch., Massarik F. (eds). The course of human life. - N. Y.: Springer, 1968. - P. 351-359.
Поступила в редакцию 25.09.2016
_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_
Koshenova Marina Ivanovna
Cand. Sci. (Psychol.), Assoc. Prof. of the Department of Social Psychology and victimology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
Volokhova Valentina Igorevna
Senior Teacher of the Department of Social Psychology and victimology, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], Novosibirsk
TO THE QUESTION OF INTERRELATION OF TEMPORAL COMPETENCE AND PSYCHOLOGICAL BORDERS OF THE PERSONALITY
Abstract. The article considers questions of temporal competence in their interrelation with psychological borders of personality, analyses approaches of foreign and Russian psychologists to understanding the role of temporal competence in efficient activities, proves the need of studying competence in time through a prism of psychological borders of personality. In the light of the context of modernisation of Russian education the need of studying of a construct "temporal and personal borders" is declared as a reply to the request of society in upbringing and educational practices allowing to create and adjust the space and temporal competence of personality providing independence and a capability to full self-realisation.
Keywords: temporality, psychological borders, psychological space, temporal perspective, temporal organisation of mentality, temporal competence.
References
1. Abul'hanova, K. A., Berezina, T. N., 2001. Vremya lichnosti i vremya zhizni [Time of the personality and time of life]. Saint Petersburg: Aletheia Publ., 304 p. (in Russ.).
2. Andrienko, E. V., 2015. Deyatel'nostnyj podxod v podgotovke pedagogicheskix kadrov: re-alizaciya individual'nyx obrazovatel'nyx traektorij obuchayushhixsya [Activity approach in preparation of a pedagogical personnel: implementation of individual educational trajectories of students]. Vestnik pedagogicheskix innovacij [Journal of pedagogical innovations], 4 (40), pp. 5-10 (in Russ.).
3. Belobrykina, O. A., 2015. Psixolog: proble-my professional'nogo stanovleniya v sovremennyx usloviyax [Psychologist: problems of professional formation in modern conditions]. Aktual'nye prob-lemy razvitiya cheloveka v sovremennom obrazova-tel'nom prostranstve: Materialy XXVII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarod-nym uchastiem (22-23 aprelya 2015 goda) [Urgent problems of development of the person in modern educational space: Materials XXVII of a regional scientific and practical conference with the international participation on April 22-23, 2015]. Omsk: Izdatel'-Poligrafist Publ., Part 1, pp. 137-144 (in Russ.).
4. Zimbardo, F., Bojd, Dzh., 2010. Paradoks vre-meni. Novaya psixologiya vremeni, kotoraya uluch-shit vashu zhizn' [Time paradox. New psychology of time that will improve your life]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 352 p. (in Russ.).
5. Mel'nikova, D. M., Vremennaya kompetentnost' lichnosti v kontekste professional'nogo stanovleniya bu-dushhego pedagoga [Temporary competence of the personality in the context of professional formation of future teacher]. Prikladnaya psixologiya i psixoanaliz [Applied psychology and psychoanalysis], 1, p. 9 (in Russ.).
6. Nartova-Bochaver, S. K., 2011. Zhiznennoe prostranstvo sem'i: ob"edinenie i razdelenie [Living space of a family: consolidation and separation]. Moscow: Genezis Publ., 320 p. (in Russ.).
7. Ozhegov, S. I. Tolkovyj slovar' russkogo ya-zyka [Explanatory dictionary of Russian]. Moscow: A TEMP Publ., 943 p. (in Russ.).
8. Prokopenko, A. Ju., 2013. Model' formirovani-ya temporal'noj kompetentnosti budushhix so-cial'nyx pedagogov [Model of forming of temporal competence of future social teachers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2 [online]. Available at: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=9124 (Accessed 03 October 2016) (in Russ.).
9. Rjaguzova, E. V., 2011. Vidy i funkcii granic v psixologicheskix issledovaniyax [Types and functions of borders in psychological researches]. Izves-tiya Saratovskogo universiteta [Izvestiya of Saratov University], T. 11, 1, pp. 89-94 (in Russ.).
10. Hartmann, E., 2011. Boundaries: A New Way to Look at the World. Copyright, 109 p.
11. Shostrom, E. L., 1968. Time as integrating factor. The course of human life. N. Y.: Springer Publ., pp. 351-359.
Submitted 25.09.2016