Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ НАВЫК ЧТЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казанцева Виктория Владимировна, Дарханова Татьяна Матвеевна

В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между показателями уровня навыка чтения и скоростью чтения учащихся 1-й классов. Данное исследование актуально в связи с запросом заказчиков образовательных услуг (родителей) на обучение детей осмысленному чтению. Навык чтения - один из основных метапредметных навыков, которому дети должны обучиться в начальной школе. Но в реальной практике всеми участниками педагогического процесса ставится акцент только на одном компоненте навыка чтения - скорости. В нашем исследовании мы проверяли, насколько возможно опираться на скорость чтения при оценке уровня навыка чтения детей. Выборка составила 67 человек. Исследование осуществлялось в два этапа: на первом из них были проведены диагностика учащихся с помощью теста навыка чтения Л. А. Ясюковой и измерение скорости чтения, на втором этапе исследования с помощью статистических методов обработки оценивалась взаимосвязь уровня навыка чтения и скорости чтения. Была установлена заметная прямая корреляция между показателями, но при дальнейшем исследовании методом группировки и анализа было выявлено, что высокая скорость чтения не всегда соотносится с высоким уровнем навыка чтения. Разница в количестве детей, попадающих в группу риска, при измерении скорости чтения и при измерении уровня навыка чтения достаточно велика. Во избежание дальнейшей остановки развития уровня навыка чтения и подмены уровня навыка чтения скоростью чтения разработаны рекомендации для развития и коррекции процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTERRELATION OF READING SKILL LEVEL INDICATORS AND READING SPEED OF FIRST GRADERS

The results of a study of the interrelation between reading skill indicators and reading speed of 1st grade schoolchildren is presented in the article. This study is relevant in connection with the request of customers of educational services (parents) to teach children conscious reading. Reading is one of the main meta-subject skills that children should learn in primary school. But in practice, all participants in the pedagogical process emphasize only one component of the reading skill - speed. In our study, we tested to what extent it was possible to rely on reading speed in assessing the reading skill of children. The sample included 67 people. The study had two stages. At the first of them, students were diagnosed using the L.A. Yasyukova reading skill test and measuring the speed of reading. At the second stage of the study, interrelation between the level of reading skill and reading speed was assessed using statistical processing methods. There was a noticeable direct correlation between the indicators, but upon further research by the method of grouping and analysis, it was found that a high reading speed does not always correlate with a high level of reading skill. The difference in the number of children at risk when measuring only reading speed and when measuring the level of reading skill is quite big. In order to avoid further stopping the development of the reading skill level and substituting the reading skill level with the reading speed, recommendations have been worked out for the development and correction of the learning process.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Научная статья УДК 373.31

DOI: 10.18101/2307-3330-2021-4-53-58

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

© Казанцева Виктория Владимировна

магистрант,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а kzncvica@gmail .com

© Дарханова Татьяна Матвеевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а darhanova2015@yandex. ru

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между показателями уровня навыка чтения и скоростью чтения учащихся 1-й классов. Данное исследование актуально в связи с запросом заказчиков образовательных услуг (родителей) на обучение детей осмысленному чтению. Навык чтения — один из основных метапредметных навыков, которому дети должны обучиться в начальной школе. Но в реальной практике всеми участниками педагогического процесса ставится акцент только на одном компоненте навыка чтения — скорости. В нашем исследовании мы проверяли, насколько возможно опираться на скорость чтения при оценке уровня навыка чтения детей. Выборка составила 67 человек. Исследование осуществлялось в два этапа: на первом из них были проведены диагностика учащихся с помощью теста навыка чтения Л. А. Ясюковой и измерение скорости чтения, на втором этапе исследования с помощью статистических методов обработки оценивалась взаимосвязь уровня навыка чтения и скорости чтения. Была установлена заметная прямая корреляция между показателями, но при дальнейшем исследовании методом группировки и анализа было выявлено, что высокая скорость чтения не всегда соотносится с высоким уровнем навыка чтения. Разница в количестве детей, попадающих в группу риска, при измерении скорости чтения и при измерении уровня навыка чтения достаточно велика. Во избежание дальнейшей остановки развития уровня навыка чтения и подмены уровня навыка чтения скоростью чтения разработаны рекомендации для развития и коррекции процесса обучения.

Ключевые слова: учебная деятельность, развитие навыка чтения, дистанционное обучение, универсальные учебные действия, метапредметный навык чтения.

Для цитирования

Казанцева В. В., Дарханова Т. М. К вопросу о взаимосвязи показателей уровня навыка чтения и скорости чтения у первоклассников // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021. № 4. С. 53-58.

Современное образование характеризуется взаимосвязью и взаимодействием заказчиков (общество и родители) и исполнителей (образовательные организации). Заказ общества сформулирован в Федеральном государственном образовательном стандарте, одним из результатов, обеспечивающим функциональную грамотность, обозначено развитие техники чтения, включающую в себя развитие смысловое, т.е. осознание прочитанного, и техническую составляющую.

Один из самых распространенных запросов родителей — развить у детей навык чтения. И это касается не скорости, выразительности и правильности чтения. Как раз этому педагоги учат, это они и развивают. Смысл запроса заключается в понимании текста и той информации, которую этот текст несет. Фактически вопрос заключается в том, что обучение навыку чтения в образовательных организациях сходится на одних показателях, а у родителей, а также и у современного общества в целом, запрос на другие. Попробуем с этим разобраться.

Итак, именно корректное освоение навыка чтения, основанное на понимании, а не выразительности и скорости, способствует пониманию ребенком любых текстов, в том числе текстов учебников. А это в свою очередь помогает ему правильно решать задачи и выполнять задания. Этот навык является метапредметным, то есть развивается на многих школьных предметах, а также нужен для корректного освоения многих из них [1]. От навыка чтения зависит и уровень многих других навыков, например, навыка учебной самостоятельности [5].

Озвучивание текста — это метод контроля над процессом чтения, его механикой. Оно не позволяет проверить понимание текста и даже мешает ему, потому что чтение вслух — это совмещение двух операций: чтения и озвучивания [2]. Здесь под чтением подразумевается именно понимание текста, считывание информации, заложенной в графические символы. Из-за совмещения этих операций страдает целостное, полное выполнение каждой. Когда ребенок читает вслух простые детские тексты с короткими предложениями, он может успешно выполнять обе операции, но, когда тексты и предложения усложняются, осложняется и одновременное озвучивание и понимание, что приводит к тому, что один из этих навыков перестает развиваться и даже деградирует. Чаще всего происходит остановка в развитии именно навыка чтения, так как основной метод контроля чтения — это проверка скорости чтения, которая осуществляется вслух.

Согласно ФГОС, техника чтения — это:

• скорость чтения;

• способ чтения;

• правильность чтения;

• осознанность чтения;

• выразительность чтения [3].

Но из всех этих показателей только скорость чтения измеряется конкретными числовыми значениями — количеством слов в минуту. Критериями правильности чтения являются знание букв (звуков) и умения сливать их в слоги и слова и т.д. Выразительность и осознанность напрямую зависит от осмысленного понимания текста, которая требует осознания каждого слова, предложения, абзаца, их взаимосвязи в тексте. Это сложный когнитивный процесс, требующий определенного уровня мышления, времени и определенного методического инструментария. То есть наиболее понятны, как учителю, так и родителю и ребенку, именно

54

показатели скорости чтения и поэтому чаще всего именно на ней делается акцент при проверке техники чтения. Так у детей и у родителей формируется восприятие уровня скорости чтения вслух как уровня навыка чтения. Дети учатся быстро читать вслух, чтобы пройти такую проверку и получить высший балл. Сложности с пониманием текста при этом взрослыми сначала не берутся во внимание, а детьми — маскируются.

Перед нами встал вопрос: коррелируются ли показатели уровня навыка чтения и скорости чтения.

Для достижения данной цели мы поставили перед собой такие задачи:

• Провести измерение скорости чтения и уровня навыка чтения у учеников 1 класса

• Соотнести показатели с использованием ранговой корреляции Спирмена

• Сопоставить и проанализировать результаты

В эксперименте приняло участие 67 детей, учеников 1 «А» и 1 «В» классов МАОУ СОШ № 35 города Улан-Удэ. Из них 32 ребенка — девочки, 35 — мальчики. Эксперимент проводился в 3 четверти 2020-2021 учебного года.

У детей замерялась скорость чтения за минуту, а также проводился тест навыка чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой [6]. Сама Л. А. Ясюкова объясняет, что данный тест можно использовать для определения уровня навыка чтения у людей любого возраста, в отличие от многих других тестов из этого же методического комплекса, которые имеют возрастные ограничения.

По результатам тестирования экспериментальная группа была поделена на три подгруппы по уровню навыка чтения: хороший уровень (5 детей), средний уровень (19 детей), слабый уровень (43 детей). По скорости чтения экспериментальная группа также была разделена на три подгруппы: высокая скорость (36 детей, чья скорость чтения выше 45 слов в минуту), средняя скорость (17 детей, чья скорость чтения не ниже 35 слов в минуту), низкая скорость (14 детей, чья скорость чтения ниже 35 слов в минуту). Уровни скорости чтения мы разделили исходя из того, что средний показательно нормы скорости чтения по всем программам на настоящее время в 3 четверти 1 класса составляет 35 слов в минуту. Пересечения при делении на подгруппы по уровню навыка чтения и скорости чтения анализировались.

Обобщенные результаты измерений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимозависимость уровня навыка чтения и скорости чтения

Уровни навыка чтения Высокая Средняя Низкая

скорость скорость скорость

Хороший уровень 5 - -

Средний уровень 18 1 -

Низкий уровень 13 16 14

В таблице мы видим, что обладатели хорошего уровня навыка чтения читают с высокой скоростью, обладатели среднего уровня навыка чтения читают как

с высокой скоростью, так и со средней, но со средней скоростью читает всего один человек. Дети, имеющие низкий уровень навыка чтения читают и быстро, и медленно, и средне.

Количественной оценкой линейной связи между уровнем навыка чтения и скоростью чтения с использованием коэффициента ранговой корреляции Спир-мена мы установили, что связь между исследуемыми признаками прямая, а теснота связи по шкале Чеддока — заметная. Коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0.698. Таким образом, уровень навыка чтения коррелируется со скоростью чтения. Взаимосвязь заметна и в таблице.

Однако дети, читающие с высокой скоростью, могут обладать и хорошим, и средним, и низким уровнем чтения, как мы видим по результатам наших исследований. То есть высокая скорость чтения не может являться прямым доказательством высокого уровня навыка чтения.

Это доказывает, что учителю не стоит опираться только на показатель скорости чтения при оценке уровня навыка чтения. А также важно не преподносить детям высокую скорость чтения как то, к чему нужно стремиться. Действительная цель обучения метапредметному навыку чтения — формирование у учащихся умений извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной коммуникативной задачи. В цели не говорится о скорости. Низкая скорость чтения может помешать пониманию текста, но высокая скорость чтения никак понимание текста не обеспечит.

Также по результатам нашего исследования можно выделить группу детей, которым требуется дополнительная работа по развитию навыка чтения, так называемую группу риска. В нее входят все дети, результат которых по тесту уровня навыка чтения — низкий. Таких детей насчитывается 43. Здесь важно отметить, что если бы мы брали во внимание только скорость чтения детей, то в группу риска попало бы всего 14 детей.

Если упустить из зоны повышенного внимания детей, которые читают быстро, но обладают низким уровнем навыка чтения, эти дети с большой вероятностью так и не смогут развить навык чтения. Они уже способны подменять навык чтения скоростью чтения, так что смогут или уже смогли научиться маскировать его низкий уровень и другими навыками, и способностями. Это может затруднить освоение ими не только школьной программы, но и вообще все их дальнейшее обучение.

В связи с этим учителям важно замерять не только скорость чтения, несмотря на то, что это единственный количественный показатель в навыке чтения, удобный для обработки и понимания, но и другие показатели навыка чтения, а также не делать на скорости чтения большой акцент. Информацию о том, что скорость чтения не определяет уровень навыка чтения нужно донести и до родителей, а также до самих детей.

Основным результатом исследования является то, что скорость чтения и уровень навыка чтения имеют прямую корреляцию, но во избежание рисков остановки развития уровня навыка чтения необходимо измерять не только скорость чтения, но и другие его компоненты, а также необходимо обращать внимание всех участников образовательного процесса на понимании текста как основной цели развития навыка чтения.

Литература

1. Белопольский В. И., Гусев В. В. О взаимосвязи между читаемостью текста и уровнем развития навыка чтения // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 5. С. 48-56. Текст: непосредственный.

2. Гак О. Д. Теоретическое обоснование проблемы овладения навыком чтения младшими школьниками // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 ч. Новосибирск, 2017. С. 151-153. Текст: непосредственный.

3. Казанцева В. В., Шапкин Н. С. Развитие навыка чтения посредством комиксов // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: материалы XIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции / ответственный редактор С. А. Калашникова; Забайкальский государственный университет. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2021. С. 77-81. Текст: непосредственный.

4. Лахмотова Е. А., Лахмотова С. А. Диагностика и развитие метапредметного навыка «смысловое чтение» // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2017. С. 194-197. Текст: непосредственный.

5. Соловьев Я. С. Формирование навыка смыслового чтения при работе с источниками информации // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. Пенза, 2017. С. 190-192. Текст: непосредственный.

6. Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6-х классах: методическое руководство. Изд. 2-е, испр. и доп. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2014. Ч. II. 216 с. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 15.12.2021.

TO THE QUESTION OF INTERRELATION OF READING SKILL LEVEL INDICATORS AND READING SPEED OF FIRST GRADERS

Victoria B. Kazantseva

Master's degree student

Dorzhi Banzarov Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000, Russia

kzncvica@gmail.com

Tatiana M. Darkhanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000, Russia darhanova2015@yandex.ru

The results of a study of the interrelation between reading skill indicators and reading speed of 1st grade schoolchildren is presented in the article. This study is relevant in connection with the request of customers of educational services (parents) to teach children conscious reading. Reading is one of the main meta-subject skills that children should learn in primary school. But in practice, all participants in the pedagogical process emphasize only one component of the reading skill — speed. In our study, we tested to what extent it was possible to rely on reading speed in assessing the reading skill of children. The sample included 67 people. The study had two stages. At the first of them, students

57

were diagnosed using the L.A. Yasyukova reading skill test and measuring the speed of reading. At the second stage of the study, interrelation between the level of reading skill and reading speed was assessed using statistical processing methods. There was a noticeable direct correlation between the indicators, but upon further research by the method of grouping and analysis, it was found that a high reading speed does not always correlate with a high level of reading skill. The difference in the number of children at risk when measuring only reading speed and when measuring the level of reading skill is quite big. In order to avoid further stopping the development of the reading skill level and substituting the reading skill level with the reading speed, recommendations have been worked out for the development and correction of the learning process.

Keywords: learning activity, reading skill development, distance learning, universal learning activities, meta-subject reading skill

The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 15.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.