essary for effective professional development of cadets in higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
6. Bolotin, A.E. and Bukhanov, A.V. (2013), “Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.
7. Bolotin, A.E., Panchenko I.A. and Volkov, A.V. (2014), “Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-35.
8. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), “The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.
9. Zyukin, A.V. and Napalkov, Yu.A. (2014), “Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 40-44.
10. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), “Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to fighting activity with use of means of fire and physical preparation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2014.
УДК 378
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» С АДАПТАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Освоение образовательных программ по направлению «Физическая культура» предусматривает формирование у студентов адаптационного потенциала, который является системообразующим фактором психофизиологического, интеллектуального, философского и нравственного потенциалов. Тренер по спортивному ориентированию должен обладать этими качествами в системном виде, поскольку он должен формировать эти качества у своих учеников. В рамках компетент-ностного подхода дифференцированный подход к формированию отдельных общекультурных компетенций, не дает возможность оценить адаптационный потенциал личности тренера в системном (интегральном) виде.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, системный подход, компетенции.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.07.113.p81-86
TO THE ISSUE OF CORRELATION OF THE GENERAL CULTURAL COMPETENCIES OF THE UNIVERSITY GRADUATES IN "PHYSICAL CULTURE” WITH INDIVIDUAL ADAPTIVE CAPACITY OF THE ORIENTEERING COACH
Sergey Alexandrovitch Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
Mastering of the educational programs in "Physical culture" requires the formation among the students the adaptation capacity that is a key factor for the psycho-physiological and intellectual, philosophi-
cal and moral competences. Orienteering coach should possess these qualities in the system form because he must build up these qualities at the students. Within the framework of the competence-based approach, a differentiated approach to the formation of the general cultural competencies does not give the opportunity to evaluate the adaptive capacity of the coach in a system (integral) form.
Keywords: adaptive capacity, system approach, competence.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) говорится, что объектами профессиональной деятельности выпускников вуза по направлению «физическая культура» (бакалавров и магистров), являются, в частности, «процессы формирования мировоззренческих, мотивационно-ценностных ориентаций и установок на сохранение и укрепление здоровья, ведения здорового образа жизни, оптимизации психофизического состояния человека, освоения им разнообразных двигательных умений и навыков, и связанных с ними знаний, развития двигательных способностей и высокой работоспособности». Можно сказать, что в данном определении речь идет об адаптации человека к условиям внешней (социальной и природной) среды.
В опубликованной нами статье [2] была рассмотрена психолого-педагогическая модель, объединяющая внутренние, по отношению к личности, адаптационные потенциалы (субъективные условия) и внешние (объективные) условия (рис. 1).__________________
Адаптационный потенциал личности Педагогические условия Социальные условия
Исторические условия Интеллектуальный потенциал Философский потенциал
Жизненные обстоятельства Психофизиологический потенциал Нравственный потенциал
Рис. 1. Психолого-педагогическая модель адаптационного потенциала личности
Субъективные условия несут в себе адаптационный потенциал, включающий: интеллектуальный, философский (мировоззренческий), нравственный, психофизиологический потенциалы.
Эти четыре потенциала соответствуют четырем уровням описания человека - индивиду (психофизиологический потенциал), субъекту (интеллектуальный потенциал), личности (нравственный потенциал) и индивидуальности (философский потенциал) (по Б.Г.Ананьеву [1]).
Внешние условия можно рассматривать как объективные условия, влияющие на формирование адаптационного потенциала личности. Это исторические условия, жизненные обстоятельства, социальные условия, педагогические условия.
Психофизиологический потенциал, обуславливает способность индивида к выживанию, т.е. способность противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Интеллектуальный потенциал определяет способность человека к психологической адаптации в условиях изменяющейся внешней среды. Но по-настоящему проявить свой интеллект, свою профессиональную адаптированность и способность к работе в условиях свободного выбора человек может тогда, когда он вынужден не просто решать самостоятельно задачи, но, в первую очередь, ставить их перед собой.
Нравственный потенциал. Обобщая многочисленные высказывания на тему морали и нравственности, можно систематизировать их с помощью системного базиса: общее
- особенное - индивидуальное.
К общему относятся: законы, правила, принципы, кодексы, нормы, т.е. все то, что определяет моральные устои общества и регулирует поведение человека в социальном и физическом пространстве.
К особенному относится отношение людей к этим моральным категориям, их принятие или игнорирование. Эти отношения регулируются нормами нравственности, которые могут отличаться у разных людей.
Индивидуальное (единичное) - это духовность, которая делает личность устойчивой к любым колебаниям нравственности, нормы которой могут изменяться под действием различных обстоятельств. По сути, - это и есть сила духа, которая отличает людей, убежденных в своей правоте и делающих их «несгибаемыми».
Мораль, нравственность, духовность - это своеобразная психологическая защита людей, повышающая их адаптивность к разрушающей внешней среде.
Философский потенциал - это система взглядов и представлений об устройстве окружающего мира, изменений происходящих в нем под влиянием исторических условий. Систему глобальных изменений в мире представляют ее элементы: изменения науки, культуры, религии и цивилизации. В свою очередь, они влияют на элементы структуры психики человека, вызывая у него изменения в картине мира, образе жизни, мировоззрении, жизненной позиции.
Картина мира дает представление об образе окружающего мира. Формированию картины мира способствуют информация, которая может быть, в том числе, и разрушающей для психики (СМИ, агрессивная реклама, современная литература, кино и т. п.). Картина мира человека, устойчивого к проявлению негативных явлений, дает ему возможность иметь четкие представления о том, что составляет здоровую среду и здоровый образ жизни. Образ жизни, в философском плане, означает борьбу между телесным искушением и духовным аскетизмом. В частности, эта борьба устанавливает границы допустимого в питании, употреблении алкоголя, предельных нагрузках на организм, способах лечения и т. п. Современный мир коренным образом изменяет образ жизни человека.
Мировоззрение как нравственная форма защиты человека является еще одним способом адаптации к жизни. Мировоззрение - это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции, программы деятельности людей.
Жизненная позиция - это волевая форма психологической защиты. Строго говоря,
это:
1) формирование мышления, позволяющего отличить существенное от несущественного;
2) развитие воли, делающей поведение человека произвольным;
3) придание своим аффектам социально одобряемой, конструктивной формы;
4) усвоение стереотипов и стандартов поведения, защищающих от внешнего произвола.
Жизненная позиция является гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека.
Таким образом, философский потенциал - это своего рода системная оценка способности человека видеть мир широко, и способного оценить скрытые мотивы информационной экспансии современного общества.
Итак, психологические наблюдения, практический опыт и персонажи художественной литературы свидетельствуют о том, что, рассматриваемые в рамках субъективных условий адаптационные потенциалы: психофизиологический, интеллектуальный, нравственный, философский, по отдельности не дают гарантии устойчивости людей к негативным влияниям внешней среды. Все эти качества взаимосвязаны и они должны присутствовать у человека в системном виде.
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
В зависимости от анализируемого нами круга явлений, в которых рассматривается адаптивная личность, объективные условия можно рассматривать в различных кон-
текстах. Объективные условия - это факторы, так или иначе влияющие на развитие человека и на качество человеческой жизни. Сюда относятся: исторические условия, жизненные обстоятельства, социальные условия, педагогические условия.
Исторические условия. Наиболее обобщенным историческим событием из числа тех, что произошли в нашей стране за последние 20 лет, и которое отразилось на психическом здоровье людей, является вступление страны в межгосударственные рыночные отношения. Произошли глобальные изменения в политической и экономической жизни государства, которые повлияли не только на экономику страны, но и на психологию граждан. Психологические изменения произошли в картине мира, мировоззрении людей, в их жизненной позиции и в их образе жизни. Другой обобщенной характеристикой современной цивилизации является скачек информационных технологий, которые позволяют значительно увеличить информационный поток, к восприятию которого человечество еще не готово. Исторические условия, изменяют сознание людей и устанавливают новые нормы поведения.
Жизненные обстоятельства. Существуют периоды в жизни людей, когда они переживают трудные психические состояния, вызванные жизненными обстоятельствами.
Люди не одинаково реагируют на «удары судьбы», которые вызывают у них разные психические состояния. Одни реагируют бурно и эмоционально, другие, наоборот, надолго впадают в депрессию и замыкаются в себе. Как показывают психологические исследования, важным качеством людей является психологическая устойчивость. Однако психологическая устойчивость не остаются одинаковой при разных жизненных обстоятельствах. Например, одни люди сохраняют спокойствие и контролируют себя в эмоциональной обстановке, но плохо переносят дискомфорт в условиях изменения окружающей среды. Психическое состояние может изменяться под влиянием сильного физического и психического утомления. Таким образом, переживания людей, вызванные различными жизненными обстоятельствами, могут вызывать различные состояния сознания. Поведение людей может быть адекватным возникшей ситуации, или не адекватным. В первом случае люди за счет разума, волевых качеств контролируют свое поведение, а во втором
- разум и воля отсутствуют, а остается только аффективное поведение, основанное на чувствах и эмоциях. В этом случае люди сами не могут контролировать свое поведение, и они становятся «непредсказуемыми» для других.
Социальные условия. Можно рассматривать «социум», как одну из составляющих пространства, окружающего человека (другими составляющими являются физическое пространство и индивидуальное пространство).
В физическом пространстве всегда присутствует множество всевозможных вирусов - возбудителей болезней. Чтобы противостоять этим вирусам организм имеет иммунную систему, назначение которой - уничтожать вирусы и предотвращать возникновение болезней. Если организм не обладает иммунитетом против вирусов, то вероятность заболеть будет высокой. Для формирования иммунитета людям делают прививки от разных инфекционных заболеваний.
Вероятность приобретения «вируса» психологической зависимости «обитающего» в социальной среде также велика, особенно в современных исторических условиях, когда нет никаких ограничений к распространению «социальных болезней личности». К сожалению, у человека нет специальной «иммунной системы», которая бы противостояла формированию психологической зависимости. Устойчивостью к этой «болезни» владеют люди, обладающие верой в собственные силы. Иммунитет против этой «болезни» вырабатывается в процессе формирования мировоззрения, позволяющего человеку самостоятельно принимать решения в выборе допустимого и недопустимого и различать добро и зло.
Психолого-педагогические условия. В качестве психолого-педагогических условий формирования адаптационного потенциала и, в частности, устойчивости к негативному
влиянию внешней среды на психику человека общество предлагает различные меры, которые могут быть направлены на формирование, например, интеллектуального потенциала (творческое развитие), философского потенциала (например, мировоззрение, образ жизни), нравственного потенциала (религиозное воспитание), психофизиологического (физические упражнения). Проблема состоит в том, что формированием каждого из этих качеств занимается какая-то организация (отрасль деятельности), которая мало уделяет внимания развитию всех качеств в системном виде. Более того, есть не так много видов деятельности, где все эти качества были бы востребованы в совокупности и влияли бы на результативность деятельности.
Одним из видов деятельности, где все указанные качества проявляются в системном виде и влияют на результативность деятельности, является спортивное ориентирование как вид соревновательной и рекреационной деятельности.
Системный психологический анализ этого вида спорта позволяет утверждать, что результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании обусловлена психофизиологическими и интеллектуальными качествами, а субкультурная среда в этом виде деятельности предполагает развитие философского и нравственного потенциалов.
Предложенная нами модель исследования адаптационного потенциала личности, является универсальной и ее можно применить не только для исследования явлений спорта, но в более широком понимании личности, устойчивой к влиянию внешней среды, например, к влиянию вредных привычек, приводящих к психологической зависимости.
Таким образом, спортивное ориентирование в нашем исследовании мы будем рассматривать как систему психолого-педагогических условий формирования адаптационного потенциала личности. Ведущим звеном в этой системе рассматривается тренер, который должен обладать необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями для выполнения своих функций. Подготовка бакалавра и магистра по профилю «спортивно-оздоровительный туризм» предполагает освоение им общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций в соответствии с профилем профессиональной деятельности. В контексте рассматриваемой нами модели адаптационного потенциала личности тренера рассмотрим некоторые общекультурные компетенции, которыми должен обладать бакалавр физической культуры.
ОК-1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постанове цели и выбору путей ее достижения. (Интеллектуальный потенциал).
ОК-3. Осознает движущие силы и закономерности исторического процесса: роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества. (Философский потенциал).
ОК-12. Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы и процессы. (Философский потенциал).
ОК-19. Способен принимать нравственные обстоятельства по отношению по отношению к окружающей природе и самому себе на основе системы жизненных ценностей, сформированной на гуманистических идеалах. (Нравственный потенциал).
Аналогично рассмотрим некоторые общекультурные компетенции, которыми должен обладать магистр физической культуры.
ОК-1. Способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности. (Нравственный, философский и психофизиологический потенциалы),
ОК-8. Способностью принимать нестандартные решения. (Интеллектуальный потенциал).
ОК-10. Способностью решать проблемные ситуации (Интеллектуальный потенциал).
ОК-15. Расширяет и углубляет свое научное мировоззрение. (Философский потенциал).
ПК-14 Способностью управлять своим физическим и психическим состоянием в целях повышения результативности тренерской деятельности. (Психофизиологический потенциал).
Таким образом, освоение образовательных программ по направлению «Физическая культура» предусматривает формирование у студентов психофизиологического, интеллектуального, философского и нравственного потенциалов. Однако тренер по спортивному ориентированию должен обладать этими качествами в системном виде. Тренер, не обладающий, например, нравственным потенциалом будет равнодушен к проявлениям нечестной борьбы у своих воспитанников.
Таким образом, дифференцированный подход к оценке отдельных общекультурных компетенций, не дает возможность формировать адаптационный потенциал личности тренера в системном (интегральном) виде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1986. - 339 с.
2. Казанцев, С.А. Адаптационный потенциал личности тренера по спортивному ориентированию / С.А. Казанцев // Акмеология. - 2013. - Вып. 3 (47). - С. 64-68.
3. Стратегическая психология глобализации: психология человеческого капитала : учеб. пособие / под науч. ред. А.И. Юрьева. - СПб. : Logos, 2006. - 512 с.
REFERENCES
1. Ananyev, B. G. (1986), Person as knowledge subject, publishing house LSU, Leningrad.
2. Kazantsev, S.A. (2013), “Adaptation potential of the identity of the coach on sports orientation”, Akmeology. Scientific and practical journal, Issue 3 (47), pp. 64-68.
3. Ed. Yuryev A.I. (2006), Strategic psychology of globalization: Psychology of the human capital, publishing house Logos, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2014.
УДК 796.92
ДИНАМИКА СЛОЖНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ДИСТАНЦИЙ И СКОРОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В ЛЫЖНОМ СПРИНТЕ
Владимир Игоревич Колыхматов, аналитик,
Центр спортивной подготовки сборных команд России (ФГБУ ЦСП), Москва, Александр Иванович Головачев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник,
Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК),
Москва
Аннотация
В настоящей статье представлена характеристика сложности соревновательных дистанций для проведения лыжного спринта и динамика среднедистанционной скорости за последние годы, характеризующие особенности соревновательной деятельности в спринте. Установлена взаимосвязь исследуемых параметров и определена разнонаправленная динамика изменения сложности лыжных трасс при увеличении среднедистанционной скорости в зависимости от стиля передвижения.
Ключевые слова: лыжные гонки, спринт, соревновательная деятельность, сложность лыжной трассы, скорость передвижения.