Казанцев С.А.
АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором деятельность, как спортсменов, так и тренеров подвержена негативным воздействиям различных факторов внешней среды. В первую очередь - это местность, на которой проходят соревнования, и которую организаторы соревнований подбирают, исходя из принципа: «чем хуже, тем лучше», в расчете на то, что участники должны уметь проявить свои спортивные качества на любой местности. Это могут быть скальные участки с каменистым грунтом, заболоченный лес, непроходимые заросли с колючим кустарником, крутые подъемы и спуски. Кроме того, соревнования нередко проходят под проливным дождем в жаркую или, наоборот, холодную погоду.
Условия деятельности требуют, чтобы спортсмены и тренер обладали таким важным качеством, как устойчивость к условиям окружающей среды и эти качества тренер должен формировать у своих спортсменов.
В психологии понятие «устойчивость личности» определяется как сохранение последовательности действий личности и предсказуемость ее поведения. Однако не менее важным качеством является изменчивость, адаптивность личности. Адаптивность личности -это умение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Изменение личностных качеств и поведения свидетельствуют о развитии личности.
Углубление в тему определения понятий «адаптивность», «адаптационный потенциал», убеждает нас в том, что это более широкое понятие, чем способность к адаптации на физиологическом или психофизиологическом уровне.
Анализ определений данного феномена, приводимых в различных источниках, позволяет выделить некоторые его общие, основные черты и показать, что, как правило, личностный адаптационный потенциал: рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации; имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию; включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адапто-генных факторов; определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций; связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.
Множество определений понятия «адаптационный потенциал личности» требует применения системного подхода для его описания (А.М. Богомолов.[2]).
Для системного исследования личности, устойчивой к изменениям внешней среды, нами разработана психолого-педагогическая модель, объединяющая внутренние, по отношению к личности, адаптационные потенциалы (субъективные условия) и внешние (объективные) условия (табл.1).
Таблица 1
Модель для изучения адаптационного потенциала личности
Адаптационный потенциал личности Педагогические условия Социальные условия
Исторические условия Интеллектуальный потенциал Философский потенциал
Жизненные обстоятельства Психо физиологический потенциал Нравственный потенциал
Субъективные условия несут в себе адаптационный потенциал, включающий: интеллектуальный, философский (мировоззренческий), нравственный, психофизиологический потенциалы.
Эти четыре потенциала соответствуют четырем уровням описания человека - индивиду (психофизиологический потенциал), субъекту (интеллектуальный потенциал), личности (нравственный потенциал) и индивидуальности (философский потенциал). (по Б.Г. Ананьеву [1]).
Внешние условия можно рассматривать как объективные условия, влияющие на формирование адаптационного потенциала личности. Это исторические условия, жизненные обстоятельства, социальные условия, педагогические условия.
Психофизиологический потенциал, обуславливает способность субъекта к выживанию, т.е. способность противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды. Психофизиологический потенциал можно рассматривать как системное явление на сетке уровней описания человека, предложенной Ганзеным В.А. [3]
Считается, что человек уже на генетическом уровне обладает некоторыми задатками, которые повышают его адаптивность во внешней среде обитания. На протяжении жизни человек либо совершенствует свои задатки, либо, наоборот, растрачивает их.
На физиологическом уровне жизнеспособность рассматривается как характеристика соматического и психического здоровья. Существуют различные определения понятия «жизнеспособность». Жизнеспособность человека можно рассматривать как форму проявления его активности и адаптивности.
На психофизиологическом уровне рассматривается совокупность познавательных психических процессов, которые обеспечивают адаптивность человека. В целом психофизиологический потенциал человека способствует укреплению его жизненной позиции как волевой формы психологической защиты;
На психическом уровне рассматривается связь интеллектуального развития человека с психофизиологическим потенциалом. Интеллектуальное развитие в психологии определяется как развитие интеллекта - целостно функционирующей системы познавательных психических процессов, обеспечивающих прием, хранение и переработку информации и определяющих способность человека ставить и решать различные по масштабу и уровню сложности проблемы
Интеллектуальный потенциал. Интеллект, по сути, это и есть способность человека к адаптации в условиях изменяющейся внешней среды. Но по-настоящему проявить свой интеллект, свою профессиональную адаптированность и способность к работе в условиях свободного выбора человек может тогда, когда он вынужден не просто решать самостоятельно задачи, но, в первую очередь, ставить их перед собой.
Нравственный потенциал. В педагогике рассматриваются вопросы духовности и духовно-нравственного воспитания личности. Проблема духовно-нравственного бытия человека является основополагающей, поскольку ее решение, в конечном счете, определяет характер и направление его развития, формы взаимодействия с миром.
Обобщая многочисленные высказывания на тему морали и нравственности, можно систематизировать их с помощью системного базиса: общее - особенное - индивидуальное.
К общему относятся: законы, правила, принципы, кодексы, нормы, т.е. все то, что определяет моральные устои общества и регулирует поведение человека в социальном и физическом пространстве.
К особенному относится отношение людей к этим моральным категориям, их принятие или игнорирование. Эти отношения регулируются нормами нравственности, которые могут отличаться у разных людей.
Индивидуальное (единичное) - это духовность, которая делает личность устойчивой к любым колебаниям нравственности, нормы которой могут изменяться под действием различных обстоятельств. По сути, - это и есть сила духа, которая отличает людей, убежденных в своей правоте и делающих их «несгибаемыми».
Мораль, нравственность, духовность - это своеобразная психологическая защита людей, повышающая их адаптивность к разрушающей внешней среде.
В спорте нравственный потенциал проявляется в виде системы правил и принципов, главным из которых является fair play (честная игра).
Философский потенциал - это система взглядов и представлений об устройстве окружающего мира, изменений происходящих в нем под влиянием исторических условий. Систему глобальных изменений в мире представляют ее элементы: изменения науки, культуры, религии и цивилизации. В свою очередь, они влияют на элементы структуры психики человека, вызывая у него изменения в картине мира, образе жизни, мировоззрении, жизненной позиции.
Картина мира дает представление об образе окружающего мира. Формированию картины мира способствуют информация, которая может быть, в том числе, и разрушающей для психики (СМИ, агрессивная реклама, современная литература, кино и т. п.). Картина мира человека, устойчивого к проявлению негативных явлений, дает ему возможность иметь четкие представления о том, что составляет здоровую среду и здоровый образ жизни.
Образ жизни, в философском плане, означает борьбу между телесным искушением и духовным аскетизмом. В частности, эта борьба устанавливает границы допустимого в
питании, употреблении алкоголя, предельных нагрузках на организм, способах лечения и т. п. Современный мир коренным образом изменяет образ жизни человека.
Мировоззрение как нравственная форма защиты человека является еще одним способом адаптации к жизни. Мировоззрение - это система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и позиции, программы деятельности людей.
Жизненная позиция - это волевая форма психологической защиты. Строго говоря, это: 1) формирование мышления, позволяющего отличить существенное от несущественного; 2) развитие воли, делающей поведение человека произвольным; 3) придание своим аффектам социально одобряемой, конструктивной формы; 4) усвоение стереотипов и стандартов поведения, защищающих от внешнего произвола.
Жизненная позиция является гарантией правильной, честной, уважаемой жизни человека.
Таким образом, философский потенциал - это своего рода системная оценка способности человека видеть мир широко, и способного оценить скрытые мотивы информационной экспансии современного общества.
Итак, психологические наблюдения, практический опыт и персонажи художественной литературы свидетельствуют о том, что, рассматриваемые в рамках субъективных условий адаптационные потенциалы: психофизиологический, интеллектуальный, нравственный, философский, по отдельности не дают гарантии устойчивости людей к негативным влияниям внешней среды. Все эти качества взаимосвязаны и они должны присутствовать у человека в системном виде.
В зависимости от анализируемого нами круга явлений, в которых рассматривается адаптивная личность, объективные условия можно рассматривать в различных контекстах. Объективные условия - это факторы: так или иначе, влияющие на развитие человека и на качество человеческой жизни. Сюда относятся: исторические условия, жизненные обстоятельства, социальные условия, педагогические условия.
Исторические условия. Наиболее обобщенным историческим событием из числа тех, что произошли в нашей стране за последние 20 лет, и которое отразилось на психическом здоровье людей, является вступление страны в межгосударственные рыночные отношения. Произошли глобальные изменения в политической и экономической жизни государства, которые повлияли не только на экономику страны, но и на психологию граждан. Психологические изменения произошли в картине мира, мировоззрении людей, в их жизненной позиции и в их образе жизни. Другой обобщенной характеристикой современной цивилизации является скачек информационных технологий, которые позволяют значительно увеличить информационный поток, к восприятию которого человечество еще не готово. Исторические условия, изменяют сознание людей и устанавливают новые нормы поведения.
Жизненные обстоятельства. Существуют периоды в жизни людей, когда они переживают трудные психические состояния, вызванные жизненными обстоятельствами.
Люди не одинаково реагируют на «удары судьбы», которые вызывают у них разные психические состояния. Одни реагируют бурно и эмоционально, другие, наоборот, надолго впадают в депрессию и замыкаются в себе. Как показывают психологические исследования, важным качеством людей является психологическая устойчивость. Однако психологическая устойчивость не остаются одинаковой при разных жизненных обстоятельствах. Например, одни люди сохраняют спокойствие и контролируют себя в эмоциональной обстановке, но плохо переносят дискомфорт в условиях изменения окружающей среды. Психическое состояние может изменяться под влиянием сильного физического и психического утомления. Таким образом, переживания людей, вызванные различными жизненными обстоятельствами, могут вызывать различные состояния сознания. Поведение людей может быть адекватным возникшей ситуации, или не адекватным. В первом случае люди за счет разума, волевых качеств контролируют свое поведение, а во втором - разум и воля отсутствуют, а остается только аффективное поведение, основанное на чувствах и эмоциях. В этом случае люди сами не могут контролировать свое поведение, и они становятся «непредсказуемыми» для других.
Социальные условия. Можно рассматривать «социум», как одну из составляющих пространства, окружающего человека (другими составляющими являются физическое пространство и индивидуальное пространство).
В физическом пространстве всегда присутствует множество всевозможных вирусов -возбудителей болезней. Чтобы противостоять этим вирусам организм имеет иммунную систему, назначение которой - уничтожать вирусы и предотвращать возникновение болезней. Если организм не обладает иммунитетом против вирусов, то вероятность заболеть будет
высокой. Для формирования иммунитета людям делают прививки от разных инфекционных заболеваний.
Вероятность приобретения «вируса» психологической зависимости «обитающего» в социальной среде также велика, особенно в современных исторических условиях, когда нет никаких ограничений к распространению «социальных болезней личности». К сожалению, у человека нет специальной «иммунной системы», которая бы противостояла формированию психологической зависимости. Устойчивостью к этой «болезни» владеют люди, обладающие верой в собственные силы. Иммунитет против этой «болезни» вырабатывается в процессе формирования мировоззрения, позволяющего человеку самостоятельно принимать решения в выборе допустимого и недопустимого и различать добро и зло.
Психолого-педагогические условия. В качестве психолого-педагогических условий формирования адаптационного потенциала и, в частности, устойчивости к негативному влиянию внешней среды на психику человека общество предлагает различные меры, которые могут быть направлены на формирование, например, интеллектуального потенциала (творческое развитие), философского потенциала (например, мировоззрение, образ жизни), нравственного потенциала (религиозное воспитание), психофизиологического (физические упражнения). Проблема состоит в том, что формированием каждого из этих качеств занимается какая-то организация (отрасль деятельности), которая мало уделяет внимания развитию всех качеств в системном виде. Более того, есть не так много видов деятельности, где все эти качества были бы востребованы в совокупности и влияли бы на результативность деятельности.
Одним из видов деятельности, где все указанные качества проявляются в системном виде и влияют на результативность деятельности, является спортивное ориентирование как вид соревновательной и рекреационной деятельности.
Системный психологический анализ этого вида спорта позволяет утверждать, что результативность соревновательной деятельности в спортивном ориентировании обусловлена психофизиологическими и интеллектуальными качествами, а субкультурная среда в этом виде деятельности предполагает развитие философского и нравственного потенциалов.
Предложенная нами модель исследования адаптационного потенциала личности, является универсальной и ее можно применить не только для исследования явлений спорта, но в более широком понимании личности, устойчивой к влиянию внешней среды, например, к влиянию вредных привычек, приводящих к психологической зависимости.
Таким образом, спортивное ориентирование в нашем исследовании мы будем рассматривать как систему психолого-педагогических условий формирования адаптационного потенциала личности. Ведущим звеном в этой системе рассматривается тренер, который должен обладать необходимыми профессиональными и общекультурными компетенциями для выполнения своей функции.
Спортивное ориентирование относится к видам спорта группы выносливости. По В.И. Вернадскому, организм представляет собой открытую термодинамическую систему, устойчивость которой (жизнеспособность) определяется ее энергопотенциалом. Чем больше мощность и емкость реализуемого энергопотенциала, а также эффективность его расходования, тем выше жизнеспособность. Так как доля аэробной энергопродукции является преобладающей в общей сумме энергопотенциала, то именно максимальная величина аэробных возможностей организма является основным критерием его физического здоровья и жизнеспособности. Таким образом, спортивное ориентирование - это вид спорта, средствами которого тренер имеет возможность повышать психофизиологический адаптационный потенциал спортсменов.
Влияние спортивного ориентирования на интеллектуальное развитие связано с тем, что соревновательная деятельность в этом виде спорта связана с необходимостью принятия решений в условиях неопределенности ситуации и интеллектуального риска, обусловленных соревновательной обстановкой. Принятие решений в условиях неопределенности - это и есть мышление.
Мы установили, что понятие «нравственный потенциал» подразумевает разумное поведение индивида адекватное требованиям общества, одной из разновидностей которого является спортивная субкультура, обладающая свойственной ей системой ценностей.
Систему ценностей в спортивном ориентировании можно анализировать с помощью системного базиса СПВЭИ (субстрат, пространство, время, информация).
Субстрат. В данном случае - это сообщество людей, которых объединяет особый образ жизни. Это сообщество дает возможность самореализоваться людям любого возраста: от детей дошкольного возраста до людей весьма преклонного возраста. «Среда обитания» сообщества, дает возможность реализации потребностей, таких как: общение с природой, физическая активность, умственная активность, потребность в риске (интеллекту-
альном и физическом), большой спектр возможностей для реализации своих спортивных амбиций и повышения социального статуса.
Число признаков, составляющих систему ценностей спортивного ориентирования, можно было бы бесконечно продолжить, но, несомненно, одно: всех этих людей объединяют положительное мышление, оптимизм, состояние радости и счастья. Такое сообщество увлеченных людей обладает огромным воспитательным потенциалом и оказывает благотворное влияние на всех, кто, так или иначе, втянут в этот круг общения.
Пространство в спортивном ориентировании - это, прежде всего, местность, на которой проводятся соревнования. Практически для проведения соревнований пригодны любые ландшафтные зоны: лес, горы, болота, поймы рек и т.п. Все это можно определить словом «природа».
Соревнования по спортивному ориентированию проводятся каждый раз по новой местности, и участие в соревнованиях позволяет путешествовать не только в границах своего региона, но и по всей стране и по всему миру. Таким образом, жизненные ценности, такие как: потребность в общении с природой и потребность «в перемене мест» естественным образом реализуются в спортивном ориентировании.
Время. Одной из основных жизненных ценностей является возможность самостоятельно структурировать свое время, занимаясь любимым делом, в данном случае спортивным ориентированием.
Энергия. Спортивное ориентирование - это одна из спортивных субкультур, в систему ценностей, которой входит возможность в реализации потребности «вгонять себя в мыло». Эта потребность связана, по всей видимости, с избыточной энергией, которая проявляется у людей в виде гиперактивности.
Информация. Есть значительное количество людей, которые испытывают потребность в реализации умственной активности и потребности в интеллектуальном риске. Однако существует не так много видов спорта, где потребность в интеллектуальном риске проявляется, сопряжено с потребностью в двигательной активности. В каком еще виде спорта, можно немного подумав, обогнать соперника, который намного сильнее тебя в беге, но не очень «дружит с головой»?
Однако не только возможность реализации принципов здорового образа жизни притягивает людей в спортивное ориентирование. Нередко люди в силу жизненных обстоятельств сталкиваются с «психологическими феноменами глобализации». Это - страх перед жизнью, одиночество, скука, апатия. Здесь люди приобретают: смысл жизни - средство против страха перед ней, многочисленных друзей - средство против одиночества, цель жизни - средство против скуки, жизненную энергию и силу - средство против апатии.
Литература
[1]. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекознания. М.1977.
[2]. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа: Психологическая наука и образование. №1, 2008.
[3]. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
[4]. Казанцев С.А. Тренер по спортивному ориентированию. Теория и практика профессиональной подготовки. LAP Lambert. 2013.