Научная статья на тему 'Опыт построения информационных моделей для прогнозирования индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков'

Опыт построения информационных моделей для прогнозирования индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальковский Владислав Андреевич, Казанцев Сергей Александрович

Проблема индивидуального прогнозирования в спорте и в спортивном ориентировании, в частности, имеет большое социальное значение. Наряду с проблемой прогнозирования спортивных результатов, существует проблема оценки перспективности или не перспективности отдельных спортсменов. В построении системы прогнозирования успешности спортсменов-ориентировщиков особая роль принадлежит информационному моделированию. В статье рассматривается опыт построения информационных моделей на основе системных психологических описаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вальковский Владислав Андреевич, Казанцев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of building up information models to predict individual success of orienteers

Problem of individual prediction in sports and orienteering, in particular, is of great social importance. Along with the problem of predicting the sports results, there is the problem of evaluating the prospect or not prospect potential of individual athletes. In building up the system of forecasting the success of orienteers the special role belongs to the information modelling. The article describes the experience of building up the information models based on the system of psychological descriptions.

Текст научной работы на тему «Опыт построения информационных моделей для прогнозирования индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков»

УДК 796.56

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-

ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

Владислав Андреевич Вальковский, аспирант, Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, доцент Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Проблема индивидуального прогнозирования в спорте и в спортивном ориентировании, в частности, имеет большое социальное значение. Наряду с проблемой прогнозирования спортивных результатов, существует проблема оценки перспективности или не перспективности отдельных спортсменов. В построении системы прогнозирования успешности спортсменов-ориентировщиков особая роль принадлежит информационному моделированию. В статье рассматривается опыт построения информационных моделей на основе системных психологических описаний.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, прогнозирование успешности, информационная модель, системный подход.

EXPERIENCE OF BUILDING UP INFORMATION MODELS TO PREDICT INDIVIDUAL SUCCESS OF ORIENTEERS

Vladiclav Andreevich Valkovskiy, the post-graduate student, Sergey Alexandrovich Kazantsev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Problem of individual prediction in sports and orienteering, in particular, is of great social importance. Along with the problem of predicting the sports results, there is the problem of evaluating the prospect or not prospect potential of individual athletes. In building up the system of forecasting the success of orienteers the special role belongs to the information modelling. The article describes the experience of building up the information models based on the system of psychological descriptions.

Keywords: orienteering, prediction of success, information model, systematic approach.

Методологической основой прогнозирования в спорте является системный подход с использованием методических возможностей различных научных дисциплин. Для решения проблем связанных с прогнозированием успешности в спортивном ориентировании необходимо изучение характеристик спортсменов с использованием различных физиологических, морфологических, психологических, педагогических, спортивных и пр. показателей с целью выбора для каждой отдельной индивидуальности оптимальной модели прогнозирования, определяемой соотношением ее специфических свойств и требованиями спортивной деятельности.

Проблема индивидуального прогнозирования в спорте и в спортивном ориентировании, в частности, имеет большое социальное значение. На начальном этапе спортивной подготовки тренеры сталкиваются с проблемой постоянной «ротации» участников, набираемых в группы. Вследствие этого работа тренера становится малоэффективной.

На последующих этапах спортивной подготовки, вплоть до этапа высшего спортивного мастерства, наряду с проблемой прогнозирования спортивных результатов, существует проблема оценки перспективности или не перспективности отдельных спортсменов. Здесь есть риск отчислить способного ученика, который имеет задержку развития.

При разработке проблемы прогнозирования успешности в спортивном ориентировании, как ситуационном виде спорта, приходится учитывать: многофакторную сущность этого вида спорта, наиболее значимые селекционные критерии, взаимосвязи и взаимо-

обусловленность параметров, используемых для прогнозирования.

Цель работы - создать эффективную систему прогнозирования успешности деятельности спортсменов-ориентировщиков на этапах спортивной подготовки.

Основная задача состоит в том, чтобы выявить наиболее информативные для прогнозирования успешности спортивно-педагогические показатели: генетически заданные, типологические особенности свойств нервной системы; функциональные особенности; психологические особенности; способность к обучению; способность к инновациям и др.

При построении системы прогнозирования большое значение имеет построение информационных моделей, отражающих специфику вида спорта с позиций системного подхода. Модельные показатели отражают конечную цель системы подготовки и прогнозируемого спортивного результата. /

Особенность прогнозирования в спортивном ориентировании заключается в том, что прогнозировать успешность деятельности здесь следует поэтапно. Системообразующим фактором на каждом из этапов является целевая функция деятельности.

Так на начальном этапе подготовки важно прогнозировать устойчивый интерес к занятиям спортивным ориентированием. Этот интерес обусловлен наличием генетически заданных склонностей и задатков к данному виду деятельности. В этом виде спорта сопряжённо проявляются физические и умственные качества, которые проявляются, к тому же, в условиях дискомфортной окружающей среды.

В качестве системообразующего фактора на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) выступает способность к обучению (тренируемость). Этот фактор обусловлен наличием определенных психофизиологических качеств, которые проявляются в особенностях психических процессов, личностных особенностях и психических состояниях, продуцируемых в соревновательной остановке на фоне интенсивной физической деятельности, преимущественно аэробно-анаэробной направленности. Результирующим фактором, прогнозируемым на этом этапе, является время обучения, необходимое для формирования надежной системы соревновательных действий и положительная динамика соревновательной деятельности.

Целевой функцией прогнозирования на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства является оценка тренированности и подготовленности спортсменов-ориентировщиков и, как следствие, прогнозирование надежности соревновательной деятельности.

В построении системы многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков особая роль принадлежит моделированию потому, что с его помощью осуществляется эффективное управление процессом подготовки даже в отсутствие количественного выражения спортивного результата.

Для прогнозирования успешности на начальном этапе подготовки нами разработана информационная модель, представленная на рисунке 1, которая включает взаимосвязанные блоки: генетические особенности, физические качества, психологические особенности, социальная и природная среда. Системный анализ информационной модели предполагает, что все эти качества проявляются у спортсменов в интегральном виде.

Генетические особенности обуславливают задатки и склонности к занятиям тем или иным видом спорта. Эти задатки прогнозируются на уровне типологических особенностей свойств нервной системы [1, 3]. В частности, для спортивного ориентирования характерны выраженность таких качеств как быстрота формирования зрительного образа, память произвольная на знаковую информацию, тип мышления - словесно-логический, которые подтверждают склонность к умственной активности. (Психологические особенности)

Выраженность таких особенностей психомоторики, как двигательная память, координация движений, скорость расслабления мышц, подтверждают потребности в двигательной активности в видах выносливости. (Физические особенности).

Потребность к активности на природе подтверждается устойчивостью к неблагоприятным природным условиям, таким как: толерантность к неблагоприятным факторам внешней среды, терпеливость, упорство, устойчивость к состоянию монотонии. (Социальная и природная среда).

Рисунок 1 - Информационная модель для исследования индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков на начальном этапе спортивной подготовки

На этапе обучения (спортивной специализации) можно предложить другую информационную модель (рисунок 2), которая, по сути, представляет собой системное психологическое описание деятельности, на основе философского базиса СПВЭИ (субстрат, пространство время, энергия, информация). С помощью этой информационной модели можно анализировать количественные и качественные показатели индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков на этом этапе.

Когнитивные (познава- N Способность к обуче-

тельные) способности с / V, нию

-1 V- > / /

/ \ Прогноз успешности / N

обучения (тренировки)

N У > /

Двигательные г > Способность адаптации к

способности соревновательной среде

Рисунок 2 - Информационная модель для прогнозирования индивидуальной успешности на этапе обучения

(тренировки)

Исходными модельными характеристиками для оценки двигательных способностей являются нормативы общей физической и специальной физической подготовки, представленные в Федеральном стандарте по виду спорта: спортивное ориентирование.

Однако в спортивном ориентировании успешность соревновательной деятельности не ограничивается только двигательными способностями, а она связана с познавательными процессами и способностями к адаптации к окружающей среде, которые диагностируются с помощью психологических тестов.

Однако общий прогноз успешности соревновательной деятельности можно делать, если обучаемость и тренируемость являются одинаково успешными. На практике это проявляется в сроках усвоения учебного материала и формирования навыков спортивного ориентирования, а также результативности и стабильности соревновательной деятельности.

В процессе спортивной тренировки в спортивном ориентировании совершенствуются физические и психические качества, необходимые для повышения результативности и стабильности спортивных результатов.

Однако по мере спортивного совершенствования, задачи, которые стоят перед спортсменами, не могут быть решены только средствами спортивной тренировки. Здесь большую роль играют, как факторы тесно связанные со спортивной тренировкой, так и другие факторы, влияющие на спортивный результат, которые в системном виде, представлены в рассматриваемой информационной модели (рисунок 3)

Адаптационный потенциал лич- Социальные Педагогические условия

ности условия

Исторические Интеллектуальный потенциал Философский

условия потенциал

Жизненные Психофизиологический потенциал Нравственный

обстоятельства потенциал

Рисунок 3 - Информационная модель для изучения адаптационного потенциала личности

Успешность соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства обусловлена системой субъективных (внутренних) и объективных (внешних) факторов. При этом высокий психофизиологический потенциал не является достаточным для прогнозирования индивидуальной успешности в спортивном ориентировании [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт прогнозирования индивидуальной успешности спортсменов-ориентировщиков показывает, что прогноз необходимо делать на основе информационного моделирования индивидуальных особенностей спортсменов на каждом из этапов спортивной подготовки. Предлагаемые нами информационные модели основаны на применении системного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дроздовский, А.К. Использование программно-аппаратного комплекса «Прогноз» в работе практического психолога / А.К. Дроздовский // Педагогика и психология. Теория и практика. - 2016. - № 1 (3). - С. 47-61.

2. Казанцев, С.А. Адаптационный потенциал личности тренера по спортивному ориентированию / С.А. Казанцев // Акмеология. - 2013. - Вып. 3 (47). - С. 64-68.

3. Казанцев, С.А. Опыт изучения профессионально важных качеств в различных видах спорта на основе свойств нервной системы спортсменов / С.А. Казанцев, В.В. Вальковский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 214-217.

REFERENCES

1. Drozdovsky, A.K. (2016), "Use of hardware-software complex "Forecast" in the practical psychologist", Pedagogy and psychology. Theory and practice, No. 1 (3), pp. 47-61.

2. Kazantsev, S.A. (2013), "Personality adaptation potential orienteering coach", Akmeology, Issue 3 (47), pp. 64-68.

3. Kazantsev S.A. and Valkovskiy, V.V. (2015), "Experience study of professionally important qualities in various sports based on properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp 214-217.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.