Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТЫ РФ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЪЕКТЫ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ГОСЗАКУПКИ / ТОРГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данелян Р.Н., Яковлев-Чернышев В.А.

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами на примере организации государственных закупок. Авторами выделены функции во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами на основе анализа действующей нормативной системы. В заключении авторы приходят к выводу, что с каждым годом совершенствуются механизмы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами в сфере госзакупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данелян Р.Н., Яковлев-Чернышев В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELATIONSHIP OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH ECONOMIC ENTITIES

The article deals with topical issues of relations between state authorities of the Russian Federation and economic subjects on the example of the organization of public procurement. The authors highlight the functions in the relationship between public authorities of the Russian Federation with economic entities on the basis of the analysis of the current regulatory system. In conclusion, the authors conclude that every year the mechanisms of interaction between public authorities ofthe Russian Federation and economic entities in the field of state procurement are improved.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ»

УДК 342.553

К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ

Данелян Р.Н.,

кандидат юридических наук, доцент, Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России)

E-mail: ruzka@yandex.ru

Яковлев-Чернышев В.А.,

студент 2 курса,

Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России)

В статье рассматриваются актуальные вопросы взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами на примере организации государственных закупок. Авторами выделены функции во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами на основе анализа действующей нормативной системы.

В заключении авторы приходят к выводу, что с каждым годом совершенствуются механизмы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами в сфере госзакупок.

Ключевые слова: органы государственной власти, субъекты РФ, экономические субъекты, взаимоотношения, госзакупки, торги

ON THE RELATIONSHIP OF PUBLIC AUTHORITIES OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH ECONOMIC ENTITIES

R.N. Danelyan,

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Sochi branch of the Russian State University of Justice

(Russian Ministry of Justice) E-mail: ruzka@yandex.ru

V.A. Yakovlev-Chernyshev,

2nd year student, Sochi Branch of the Sochi State University of Law (Russian Ministry of Justice)

The article deals with topical issues of relations between state authorities of the Russian Federation and economic subjects on the example of the organization of public procurement. The authors highlight the functions in the relationship between public authorities of the Russian Federation with economic entities on the basis of the analysis of the current regulatory system.

In conclusion, the authors conclude that every year the mechanisms of interaction between public authorities ofthe Russian Federation and economic entities in the field of state procurement are improved.

Keywords: State authorities, constituent entities ofthe Russian Federation, economic agents, relations, public procurement, tender.

Введение

Развитие взаимоотношений органов государственной власти субъектов Российской Федерации с экономическими субъектами преследует цель достижения динамичного, устойчивого развития экономики субъектов РФ, обеспечения рационального использования ресурсов, эффективного функционирования всех форм собственности. Указанная цель предполагает не только качественный механизм взаимодействия, но и обеспечение свободы предпринимательства, улучшение инвестиционного климата, которое было бы невозможно без ст. 8 Конституции РФ1, предписывающей и гарантирующей единство экономического пространства и равенство государственных, муниципальных и частных форм собственности.

Описание исследования

Для проведения анализа данных взаимоотношений необходимо будет обратиться к нормативно-правовой базе и рассмотреть организационно-правовые механизмы их реализации.

Если говорить о нормативно-правовой базе, то к ней относится множество нормативных правовых актов, которые регулируют исследуемые отношения. В их основе лежат: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе-

дерации»2, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»3 (далее - 44-ФЗ), иные акты налогового, бюджетного, гражданского, земельного законодательства.

Также необходимо учитывать специфику каждого субъекта РФ, так как у каждого из них имеется своя Конституция, устав.

Если говорить об анализе действующей нормативной системы во взаимоотношениях органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами, то в юридической литературе предлагается выделять следующие функции:

-нормативно-правового регулирования; -административного регулирования; -контрольную (учет, отчеты, плановые проверки и т.д.);

-координирующую (при реализации государственных программ);

-информационно-методическую и аналитическую (к примеру, анализ эффективности заключаемых договоров, разработка методических материалов и др.);

-государственной поддержки (льготное налогообложение, стимулирующие программы и пр.) [1, с. 3-4].

Эти функции отображают все стороны взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами, все аспекты их деятельности,

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

2 Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (последняя редакция)// СПС "КонсультантПлюс".

3 Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (последняя редакция) // СПС "Консультант Плюс".

связанные в их совместной координации [см.: 2; 3; 4; 5].

Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами можно раскрыть на примере взаимодействия в сфере госзакупок. "Закупки органов государственной власти субъектов РФ 44-ФЗ". Он подробно, в деталях описывает, как должны закупаться товары, работы и услуги. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения.

Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она выглядит таким образом:

- статьи 1-15 раскрывают общие положения, сферы применения данного закона, дают определение основным понятиям и терминам, устанавливают принципы взаимодействия государственных заказчиков с экономическими субъектами при осуществлении госзакупок;

- статьи 16-23 определяют порядок планирования рассматриваемых процедур;

- статьи 24-96 содержат подробную информацию о порядке осуществления закупок, видах, участниках закупок и предъявляемых к ним требованиях;

- статьи 97-98 посвящены вопросам мониторинга и аудита в сфере закупок;

- статьи 99-104 содержат подробную информацию о видах и формах контроля в сфере госзакупок. Данные статьи часто претерпевают внесение изменений и дополнений с целью усиления надзора в области закупок;

- статьи 105-107 устанавливают порядок разрешения споров между поставщиком и заказчиком;

- статьи 108-111 дают информацию о том, как заключать договоры и каковы основные принципы их исполнения при отдельных видах госзакупок;

- статьи 112-114 подводят краткие итоги и устанавливают порядок вступления в силу данного федерального закона.

Закупки, проводимые по 44-ФЗ, можно найти на девяти федеральных электронных площадках (Сбербанк-АСТ, Национальная электронная площадка, РТС-Тендер и др.).

Рассмотрим, какие виды госзакупок пре-

дусматривает 44-ФЗ. Они делятся на 2 группы: конкурентные и неконкурентные.

Конкурентные госзакупки предусматривают большое количество участников, которые соперничают друг с другом за право подписать контракт с заказчиком. К конкурентным видам госзакупок относятся следующие:

- с проведением торгов (аукцион, конкурс);

- без проведения торгов (запрос котировок, запрос предложений).

Неконкурентные госзакупки представлены единственным видом закупкой у единственного поставщика. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика. Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 600 тыс. руб.), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной). Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентную госзакупку.

Рассмотрим более подробно, как проводятся конкурентные госзакупки. Наиболее распространенный вид конкурентных госзакупок - электронный аукцион. С использованием данной процедуры, позволяющей выбрать поставщика, который предлагает саму низкую стоимость контракта, проводят более половины всех закупок. В отличие от аукциона, конкурс применяется в тех случаях, когда важна не только стоимость, но и качество приобретаемых товаров, работ, услуг. Запрос котировок - это намного более простая процедура, смысл которой в том, что по запросу заказчика поставщики единожды предоставляют заявки с указанием стоимости, после этого из всех предоставленных заявок заказчик определяет лучшую.

Запрос предложений применяется, если по тем или иным причинам не состоялся аукцион либо возникла необходимость в повторном проведении конкурса.

Если кратко изложить процесс осуществления конкурентных госзакупок в виде электронного аукциона как наиболее популярной процедуры, то можно выделить следующие основные этапы, предусмотренные Федеральным законом №44-ФЗ:

- государственный заказчик публикует запрос о необходимости в проведении закупки на поставку товаров или проведения работ путем размещения извещения и прочих документов;

- поставщик, который соответствует требованиям ст. 31 44-ФЗ, направляет соответствующую заявку на участие в проводимой закупке. В ней обязательно указываются все сведения и параметры о потенциальном участнике;

- государственный заказчик рассматривает поданные заявки и проводит электронную закупочную процедуру, которая определяет наиболее выгодное предложение;

- в результате определяется победитель и стороны заключают контракт электронным способом;

- поставщик принимает на себя и качественно выполняет указанные в договоре обязательства, после чего государственный заказчик оплачивает услуги.

В качестве примера возьмем объявленный Администрацией Краснодарского края электронный аукцион «Оказание услуги по транспортному обслуживанию депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на территории Краснодарского края в 2021 году»4.

9 ноября 2020 года на электронной площадке «РТС-Тендер» была размещена документация аукциона, проводимого в электронной форме. Документация включает 9 разделов, в том числе:

Раздел 1. Информационная карта

Раздел 2. Описание объекта закупки Раздел 3. Проект контракта Раздел 4. Порядок предоставления обеспечения заявок на участие в закупке

Раздел 5. Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению

Раздел 6. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги

Раздел 7. Изменение условий контракта Раздел 8. Инструкция по заполнению заявки

Раздел 9. Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе

В частности, в документации оговаривается место оказания услуг - Краснодарский край, срок оказания услуг - с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 года по заявкам ответственного представителя Заказчика, начальная цена единицы услуги - 622,43 руб., максимальное значение цены контракта -3 500 000,00 руб., условия оплаты - по факту оказания услуг (аванс не предусмотрен), источник финансирования - Краевой бюджет, 2021 год - 3 500 000,00 руб., способ определения поставщика - электронный аукцион, срок подачи заявок участников -(начало срока подачи: с даты и времени фактической публикации извещения о проведении настоящего электронного аукциона; окончание срока подачи (дата и время): 17.11.2020 г. в 01-00), размер обеспечения заявки - 35 000,00 руб. (1% от начальной (максимальной) цены контракта), размер обеспечения исполнения контракта - 1 050 000,00 руб. (30 % от начальной (максимальной) цены контракта), а также другая информация, размещение которой предусмотрено Федеральным законом №44-ФЗ.

В течение установленного срока организаторам электронного аукциона поступила всего одна заявка, которую подал ИП Бузмаков Юрий Анатольевич. Его ценовое

4 Электронная площадка «РТС-Тендер» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rts-tender.ru/poisk/id/ 10818500000820005600-1/(Дата обращения: 27.12.2020)

предложение было равно 622,00 руб. Заявка была допущена, 18 ноября было принято решение о признании его победителем, зафиксированное в Протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18 ноября 2020 г.

Оценивая, насколько эффективен действующий механизм госзакупок, нельзя не подчеркнуть принципы прозрачности и свободного, безвозмездного доступа контрактной системы, которые определяются ст. 7 №44-ФЗ.

Немаловажной является и ст. 31 №44-ФЗ, которая регламентирует требования к участникам закупки и способствует не только повышению эффективности уровня взаимодействия между органами государственной власти и экономических субъектов, но и выступает инструментом правового регулирования данных отношений. К примеру, согласно п. 7 ст. 31 №44-ФЗ участник должен не иметь никакой судимости, связанной с экономическими преступлениями либо преступлениями, указанными в УК РФ ст. 289, 290, 291 и 291.1, то есть данная статья не позволяет заказчику и поставщику совершать махинации в сфере контрактной системы в данной области.

Также орган государственной власти не может заключить контракт с недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или офшорной компанией.

Еще одним инструментом правового регулирования является ст. 8 №44-ФЗ «Принцип обеспечения конкуренции», которая позволяет избежать искусственного сокращения числа участников, сговора между заказчиком и потенциальным поставщиком, а также обеспечивает равенство всех участников данных взаимоотношений. Именно с этими вопросами возникает множество проблем.

Например, Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2019 по делу № А10-3052/20185 признали торги недействительными из-за того, что применялась схема «таран»6.Участник аукциона обратился в суд, посчитав, что на торгах другие участники сговорились. Суд установил, что два участника создали видимость борьбы, снизив цену более чем на 90%. Они составили заявки заведомо с нарушением, и заказчик их отклонил. Контракт заключили с третьим соучастником схемы по максимально возможной цене. Добросовестные участники, сбитые с толку резким падением цены, не смогли участвовать в торгах. В итоге суд признал торги недействительными.

ФАС России часто возбуждает дела по результатам проверки действий поставщиков и заказчиков и раскрывает картельный сговор между ними.

Так, комиссия УФАС по Ленинградской области выявила сговор компаний при проведении открытых аукционов по поставке витаминно-минерального комплекса для нужд бюджетных учреждений здравоохранения в период с 2017 года по 2018 год (решение комиссии УФАС по Ленинградской области от 1 июля 2019 года по делу № 3-04-А/18)7. По результатам исследования состояния конкуренции при проведении открытых аукционов в электронной форме она установила:

- хозяйствующие субъекты, участвовавшие в торгах, использовали единую инфраструктуру, включавшую одинаковые 1Р-адреса;

- файлы, содержавшиеся в составе заявок организаций, схожи и созданы с небольшим временным интервалом;

- между компаниями осуществлялись денежные транзакции, что свидетельствует о наличии деловых связей;

5 Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2019 по делу № А10-3052/2018 [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/WQU9HBMo6GYP/ (Дата обращения: 27.12.2020).

6 Сговор поставщиков на примере схемы «Таран» [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki-kontur.ru/ news/sgovor-postavshhikov-na-primere-sxemy-taran/ (Дата обращения : 27.12.2020).

7 Решение комиссии УФАС по Ленинградской области от 1 июля 2019 года по делу № 3-04-А/18) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/files/1/2/1286621/reshenie_b_n_reshenie_po_delu_3_04_a_18.pdf

(Дата обращения: 27.12.2020).

- аукционы завершились с минимальным снижением цены контракта, что подтверждает отсутствие честной конкурентной борьбы.

Комиссия Ленинградского УФАС России отметила, что «в аукционах, где участвовали только определенные компании, отсутствовала честная конкурентная борьба и их действия были направлены на поддержание цен на торгах. В связи с этим она приняла решение передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 14.32 КоАП РФ»8.

Заключение

Если говорить об эффективности правового регулирования, то следует сказать, что с каждым годом совершенствуются механизмы взаимодействия органов государ-

ственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами в сфере госзакупок. Однако вместе с тем остаются проблемы, например, такие, как картельный сговор, которые еще предстоит решить.

Исходя из вышесказанного, взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ с экономическими субъектами на сегодняшний день нельзя назвать эффективным в полной мере, но, несмотря на это, нельзя не отметить и позитивные тенденции в данном направлении, которые следует и дальше поддерживать. Несомненно, данная задача лежит на органах государственной власти субъектов РФ, только с их помощью и активностью в налаживании контактов возможно перейти на качественно новый уровень взаимоотношений с экономическими субъектами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андриченко Л.В. Взаимоотношения органов власти субъектов Российской Федерации с экономическими субъектами // Журнал российского права. 2005. №6. С. 3-15.

2. Асадов А.М. Косвенное (опосредованное) правовое отношение как специфическое средство для повышение эффективности деятельности исполнительных органов власти // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 1 (46). С. 46-55.

3. Асадов А.М. Административно-правовое воздействие на экономические отношения // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 2 (27). С. 3-14.

4. Асадов A.M. К вопросу об административно-властных отношениях в системе финансовых органов государственной власти // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2008. № 4 (5). С. 3-13.

5. Попов Н.Е. К вопросу государственного стимулирования социально-экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов // Социальная политика и социология. 2013. № 6-2 (101). С. 42-50.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andrichenko L.V. Vzaimootnosheniya organov vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii s ekonomicheskimi sub"ektami // ZHurnal rossijskogo prava. 2005. №6. S. 3-15.

2. Asadov A.M. Kosvennoe (oposredovannoe) pravovoe otnoshenie kak specificheskoe sredstvo dlya povyshenie effektivnosti deyatel'nosti ispolnitel'nyh organov vlasti // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2019. № 1 (46). S. 46-55.

3. Asadov A.M. Administrativno-pravovoe vozdejstvie na ekonomicheskie otnosheniya // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2014. № 2 (27). S. 3-14.

8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

4. Asadov A.M. K voprosu ob administrativno-vlastnyh otnosheniyah v sisteme finansovyh organov gosudarstvennoj vlasti // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 2008. № 4 (5). S. 3-13.

5. Popov N.E. K voprosu gosudarstvennogo stimulirovaniya social'no-ekonomicheskih vzaimootnoshenij hozyajstvuyushchih sub"ektov // Social'naya politika i sociologiya. 2013. № 6-2 (101). S. 42-50.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Данелян Рузана Нориковна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права, Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Сочи.

E-mail: ruzka@yandex.ru

Яковлев-Чернышев Василий Александрович, студент 2 курса юридического факультета, Сочинский филиал ВГУЮ (РПА Минюста России), г. Сочи.

Дата поступления статьи: 26.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.