Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ: ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ'

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ: ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление заинтересованными сторонами / корпоративное управление / участие / помолвка / некоммерческие компании / stakeholder management / corporate governance / participation / engagement / non-profit companies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мусса Идрис

Во многих странах проводится консультационный процесс, посвященный введению новой правовой формы компании — компании с общественными интересами Community Interest Company (CIC). Организации, выбирающие эту форму регистрации, будут подчиняться закону о привлечении своих заинтересованных сторон к управлению компанией. Это событие является лишь последним примером повышенного интереса к тому, чтобы компании стали более «отзывчивыми» по отношению к своим заинтересованным сторонам. Установленная законом обязанность, возложенная на компании, принимающие форму CIC, увеличивает возможность принятия в дальнейшем законодательства, чтобы заставить все компании более формально привлекать заинтересованные стороны к своему управлению. В данной статье исследуется модель участия и вовлечения заинтересованных сторон, предложенная в законодательстве CIC. Эта модель уже широко используется в секторе некоммерческих компаний. Сравнение проводится с моделью взаимодействия с заинтересованными сторонами, которая является наиболее популярной формой в корпоративном секторе. На основании изученных проблем, возникающих в результате предоставления заинтересованным сторонам такой важной роли в стратегическом управлении организацией сделан вывод о целесообразности применения указанной модели участия для корпораций в коммерческом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In many countries, a consultation process is being conducted on the introduction of a new legal form of a company – a company with a public interest Community Interest Company (CIC). Organizations choosing this form of registration will be subject to the law on the involvement of their stakeholders in the management of the company. This event is just the latest example of the increased interest in companies becoming more responsive to their stakeholders. The statutory duty imposed on companies adopting the CIC form increases the possibility of further legislation to force all companies to involve their stakeholders in their management more formally. This article examines the model of participation and involvement of stakeholders proposed in the CIC legislation. This model is already widely used in the non-profit companies’ sector. The comparison is made with the model of interaction with stakeholders, which is the most popular form in the corporate sector. Subsequently, conclusions are drawn about the feasibility of a participation model for corporations in the commercial sector by examining the problems that arise as a result of providing stakeholders with such an important role in the strategic management of the organization.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ: ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ»

УДК 347.7 ББК 67.404

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕИСТВИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ:ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

Аннотация. Во многих странах проводится консультационный процесс, посвященный введению новой правовой формы компании — компании с общественными интересами Community Interest Company (CIC). Организации, выбирающие эту форму регистрации, будут подчиняться закону о привлечении своих заинтересованных сторон к управлению компанией. Это событие является лишь последним примером повышенного интереса к тому, чтобы компании стали более «отзывчивыми» по отношению к своим заинтересованным сторонам. Установленная законом обязанность, возложенная на компании, принимающие форму CIC, увеличивает возможность принятия в дальнейшем законодательства, чтобы заставить все компании более формально привлекать заинтересованные стороны к своему управлению.

В данной статье исследуется модель участия и вовлечения заинтересованных сторон, предложенная в законодательстве CIC. Эта модель уже широко используется в секторе некоммерческих компаний. Сравнение проводится с моделью взаимодействия с заинтересованными сторонами, которая является наиболее популярной формой в корпоративном секторе. На основании изученных проблем, возникающих в результате предоставления заинтересованным сторонам такой важной роли в стратегическом управлении организацией сделан вывод о целесообразности применения указанной модели участия для корпораций в коммерческом секторе.

Ключевые слова: управление заинтересованными сторонами; корпоративное управление; участие; помолвка; некоммерческие компании.

Идрис Мусса

магистрант

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

moussaidriss730@gmail.com

125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1

I. MUSSA, Undergraduate

Financial University under the Government Russian Federation

moussaidriss730@gmail.com 51/1, Leningradsky ave., Moscow, 125993

BEYOND STAKEHOLDER ENGAGEMENT: CHALLENGES OF STAKEHOLDER PARTICIPATION IN CORPORATE GOVERNANCE

Annotation. In many countries, a consultation process is being conducted on the introduction of a new legal form of a company - a company with a public interest Community Interest Company (CIC). Organizations choosing this form of registration will be subject to the law on the involvement of their stakeholders in the management of the company. This event is just the latest example of the increased interest in companies becoming more responsive to their stakeholders. The statutory duty imposed on companies adopting the CIC form increases the possibility of further legislation to force all companies to involve their stakeholders in their management more formally. This article examines the model of participation and involvement of stakeholders proposed in the CIC legislation. This model is already widely used in the non-profit companies' sector. The comparison is made with the model of interaction with stakeholders, which is the most popular form in the corporate sector. Subsequently, conclusions are drawn about the feasibility of a participation model for corporations in the commercial sector by examining the problems that arise as a result of providing stakeholders with such an important role in the strategic management of the organization/

Key words: stakeholder management; corporate governance; participation; engagement; non-profit companies.

В последнее десятилетие утверждение о том, что частные компании должны управляться исключительно в интересах своих акционеров вызвало серьезные дискуссии. Обзоры корпоративного управления, такие как Отчет Кэдбери в 1992 году [1] и Отчет Хиггса в 2003 году [2] указывает на повышенное внимание, уделяемое тому, как работают компании и в чьих интересах. Многие компании отреагировали на эти события, приняв подход к управлению заинтересованными сторонами, который требует одновременного внимания к законным интересам всех соответствующих заинтересованных сторон как при создании организационных структур, так и при создании общей политики.

В основном существует две формы управления заинтересованными сторонами: 1) взаимодействие и 2) участие. Взаимодействие обычно предполагает участие компании в таких мероприятиях, как проведение регулярных встреч с ключевыми представителями заинтересованных сторон и проведение встреч с общественностью по месту их деятельности. Участие заинтересованных сторон выходит далеко за рамки вовлечения с точки зрения степени активного участия заинтересованных сторон в процессе принятия стратегических решений в организации. Часто это означает, что

заинтересованные стороны напрямую участвуют в управлении компанией через членство в совете директоров.

Форма участия — участие заинтересованных сторон — отдается предпочтению в предложении правительства Великобритании об учреждении новой формы компании — компании Community Interest Company (CIC). Форма CIC соответствует существующей модели компании с ограниченной ответственностью, тем самым ограничивая ответственность лиц, назначенных директорами. Форма CIC специально разработана для некоммерческих торговых организаций, работающих на благо общества в таких областях, как социальное жилье. Следовательно, чтобы зарегистрироваться в качестве CIC, организация должна продемонстрировать, что она существует в основном для пользы широкой общественности. У CIC не было бы благотворительного статуса в отличие от многих добровольных организаций, которые существуют, чтобы служить сообществу различными способами. Следовательно, любая организация, выбравшая форму CIC, откажется от льгот, предоставляемых благотворительным статусом, таких как налоговые льготы. Однако это также избавило бы организацию от бремени законодательства о благотворительности, которое стало более обременительным в последние годы.

Форма CIC формально институционализирует понятие участия заинтересованных сторон в принятии решений на стратегическом уровне посредством требования, изложенного в предложениях правительства для организаций, обеспечить участие заинтересованных сторон в их управлении, чтобы соответствовать требованиям демократической подотчетности. Например, ожидается, что CIC, созданный для предоставления услуг по уходу за детьми, будет иметь родителей в качестве представителей совета директоров, поскольку они являются основными пользователями услуг, предлагаемых компанией. Теоретически это может привести к демократической подотчетности, поскольку родители будут иметь право и возможность предлагать и голосовать по любой политике компании, которая может повлиять на их детей, пока они находятся на попечении компании.

В некоторых случаях такое участие заинтересованных сторон можно свести к требованию просто запрашивать мнения заинтересованных сторон по определенным вопросам, а не формально вовлекать их в процесс принятия стратегических решений, особенно если заинтересованные стороны находятся далеко от компании. Например, компания, стремящаяся импортировать товары, продаваемые на справедливой основе, не обязательно должна консультироваться с широко рассредоточенными и географически удаленными производителями. Однако все CIC должны будут официально отчитываться непосредственно перед независимым органом о степени, в которой они вовлекают заинтересованные

стороны в свою деятельность, и, следовательно, учитывать любое отсутствие активности в этой области своей деятельности. Учитывая текущую атмосферу интереса к заинтересованным сторонам, в этом документе исследуются формы участия и взаимодействия при управлении заинтересованными сторонами. Затем он переходит к отображению проблем корпоративного управления, которые могут возникнуть из-за этих форм. В частности, внимание уделяется модели участия, чтобы оценить ее потенциал для более широкой занятости за пределами некоммерческого сектора. С этой целью в последнем разделе документа дается оценка того, насколько полезной может быть модель участия для коммерческих компаний при управлении своими заинтересованными сторонами.

Многие компании на сегодняшний день понимают важность решения вопросов, которые поднимаются широким кругом заинтересованных сторон об оперативно-хозяйственной деятельности юридического лица. Компаниям, желающим более активно взаимодействовать со своими заинтересованными сторонами, доступны два основных метода: 1) вовлечение заинтересованных сторон; 2) участие заинтересованных сторон.

Относительно взаимодействия с заинтересованными сторонами следует отметить, что многие крупные компании пытаются управлять потребностями своих заинтересованных сторон посредством данного метода. К таким относятся, в частности: BP, Monsanto, Nike, The Gap и Premier Oil. Все эти компании решили удовлетворить высокие требования общественности, предъявляемые к ним, начав диалог с целым рядом заинтересованных сторон. Среди заинтересованных сторон, привлеченных компаниями, были некоторые из наиболее ярых критиков корпоративного поведения. Один из примеров этого касался агрохимической компании Monsanto, которая решила вступить в диалог с глобальной экологической группой Greenpeace, чтобы попытаться ответить на волну критики, которая приветствовала попытки компании внедрить генетически модифицированные культуры в Европейский союз. Исполнительный директор Monsanto даже согласился принять участие в публичной дискуссии о генетической модификации на конференции Гринпис в конце 1999 г., чтобы противостоять негативным комментариям, высказываемым как о продуктах компании, так и о методах продаж, которые она применяла в то время.

Модель участия для взаимодействия с заинтересованными сторонами используется в качестве основы для формы CIC и встречается во многих некоммерческих торговых компаниях. Это предполагает, что заинтересованные стороны принимают активное участие в управлении. Эта модель управления заинтересованными сторонами объединяет заинтересованные стороны в рамках организации, а не удерживает их на расстоянии от любых прямых процессов

принятия решений. Одним из ярких примеров компании, использующей участие заинтересованных сторон, является Network Rail, некоммерческая компания с ограниченной гарантией, которая заменила Railtrack. У Network Rail нет акционеров, но вместо этого есть участники. Жилищные ассоциации являются еще одним примером некоммерческих компаний, которые используют этот метод управления заинтересованными сторонами. Эти организации, которые взяли на себя управление государственным жилищным фондом от местных властей, включают в свой совет целый ряд заинтересованных сторон, в том числе представителей местных органов власти, представителей как собственников, так и арендаторов.

В отличие от модели взаимодействия, мнения заинтересованных сторон не могут быть отброшены в сторону, как только представителям будет предоставлено место в совете директоров. Для заинтересованных сторон это самая сильная сторона модели участия. Если заинтересованная сторона не согласна с планом действий, который в целом рассматривается Правлением как наилучший путь вперед, то у нее есть все возможности для срыва таких планов из-за отсутствия сотрудничества. В отличие от внешних заинтересованных сторон, это является серьезным недостатком для тех, кто находится внутри компании и хочет видеть решительные действия со стороны правления. Модели взаимодействия и участия не обеспечивают безотказных решений для учета мнений заинтересованных сторон в решениях, принимаемых компанией. Например, управленцев беспокоит вопрос о том, какие группы заинтересованных сторон следует включить. Если использовать определение заинтересованной стороны, предложенное Фрименом, то теоретически можно было бы проконсультироваться с огромным кругом заинтересованных сторон или привлечь их к функции управления [3].

Представляется необходимым признать, что группы заинтересованных сторон могут являться неоднородными. Например, в населенных пунктах может существовать множество подгрупп, для которых нужны разные решения, также в многокультурных районах необходимо принять решение о том, с какими слоями населения следует консультироваться компаниям, работающим в данной местности. Эти вопросы становятся более острыми в случае участия заинтересованных сторон. Следствием не включения определенной части сообщества в управление компанией, представляющей интересы сообщества можно считать не что иное, как подрыв значимых основ компании. Это может привести к тому, что компания столкнется с угрозой судебных разбирательств со стороны заинтересованных сторон, утверждающих, что они несправедливо отстранены от управления компанией.

Представляется необходимым рассмотреть также понятие «доминирующие заинтересованные стороны». Когда заинтересованные стороны взаимодействуют с компаниями, их основной задачей является продвижение интересов группы заинтересованных сторон, к которой они принадлежат. Следовательно, они должны лоббировать компанию и четко формулировать, чего они хотят от организации. Однако, когда заинтересованные стороны преследуют свои личные интересы в модели участия, это может оказать гораздо более прямое влияние на достижение другими заинтересованными сторонами своих целей. В случае Жилищного товарищества, например, могут возникнуть конфликты между требованиями существующих и будущих жильцов (например, бездомных), проживающих в жилом фонде компании. Также арендаторам можно отвести важную роль в советах жилищных ассоциаций. В некоторых случаях каждый третий член правления является физическим лицом, представляющим интересы арендаторов. Однако будущие арендаторы, по определению, не входят в эту группу представителей. Очевидно, что отреагировать на это отсутствие будет сложно как при определении возможных будущих арендаторов, так и населения, из которого могут быть привлечены такие представители. Это затрагивает вопросы о демократическом потенциале модели участия заинтересованных сторон, а также подчеркивает, что действия одной законно вовлеченной группы заинтересованных сторон могут негативно повлиять на интересы других заинтересованных сторон.

Чтобы проиллюстрировать один аспект этого негативного воздействия, рассмотрим политику, принятую многими ассоциациями, которая позволяет арендаторам покупать свое нынешнее жилье у компании. Любая попытка отменить такую политику, вероятно, встретит сопротивление со стороны представителей арендаторов. Они вряд ли поддержат отказ в возможности, предоставленной другим в прошлом. Арендаторы, приобретающие недвижимость, могут извлечь выгоду как моральную от владения собственным домом, так и финансовую в долгосрочной перспективе, особенно на растущем рынке жилья. Однако каждый раз, когда недвижимость продается Жилищной ассоциацией, общий доступный запас уменьшается, если он не заменяется дальнейшими приобретениями. Такая политика продажи лишит тех, кто в будущем нуждается в жилье места для проживания. Представитель заинтересованных сторон, вступающий в диалог с компанией, требуется исключительно для того, чтобы дать представление о точке зрения, которой в настоящее время придерживается их группа заинтересованных сторон в отношении деятельности компании. Одним из примеров этого является случай, когда компания консультируется с экологической неправительственной организацией. Ожидается, что представители НПО, с которыми встречается

компания, смогут обговорить ключевых экологических проблем, деятельностью компании.

Модель участия требует гораздо большего от заинтересованных сторон. В то время как в модели взаимодействия заинтересованные стороны эффективно действуют просто как неоплачиваемые консультанты, в модели участия ожидается, что они будут играть значительную роль в принятии стратегических решений через членство в совете директоров. Таким образом, форма участия требует, чтобы заинтересованные стороны обладали способностью выходить за рамки своих собственных узких личных интересов и вносить позитивный вклад в общее управление организацией. Это требует таких навыков, как способность понимать неотъемлемые перспективы и риски, связанные со стратегическим выбором корпорации.

Для принятия решений между возможными направлениями действий для достижения целей директоры компании должны знать, какая информация им необходима для проведения стратегических оценок и как ее получить. В связи с этим возникает необходимость в том, чтобы директоры обладали стратегическими способностями. Директорам также необходимо иметь представление о коммерческих реалиях, независимо от того, стремится ли компания получать прибыль или нет. Некоммерческие организации должны стремиться к безубыточности или уметь генерировать прибыль от своей деятельности, даже если это формально не называется прибылью. Анализ управления некоммерческими компаниями показал, что существует проблема с определенными заинтересованными сторонами в функции управления, учитывая, что компании часто имеют советы директоров или попечителей, которые являются выходцами из добровольного сектора, а не из бизнеса. Это может привести к отсутствию бизнес-ориентированности.

Потребность в заинтересованных сторонах с высоким уровнем способностей была признана теми, кто работает в некоммерческом секторе. В недавнем докладе о жилищных ассоциациях было высказано мнение, что «сложные и конкурентоспособные организации, как некоммерческие, так и стремящиеся к получению прибыли, нуждаются в компетентных людях в расцвете сил, чтобы управлять ими» [4].

Действующие директоры компаний могут неохотно воспринимают введение участия заинтересованных сторон по ряду причин. Один из вопросов касается привлечения заинтересованных сторон к функции управления, которые имеют небольшой опыт и которые обсуждались выше в отношении некоммерческих организаций. Некоммерческие организации, как правило, имеют довольно узкую направленность своей деятельности и поэтому обычно работают в одном секторе экономики. Многие коммерческие организации

работают в ряде секторов экономики и на разных территориях. Неопытность заинтересованных сторон будет еще более усиливаться и увеличит нагрузку на действующих директоров для устранения дефицита опыта. Влияние такой неопытности на управление коммерческой деятельностью может быть негативным, если заинтересованным сторонам не будет оказана поддержка и обучение в принятии обоснованных решений о стратегическом выборе компании.

Привлечение заинтересованных сторон к функции управления также будет затруднено для коммерческих организаций поскольку они работают за пределами одного сектора. В связи с этим необходимо принимать решения относительно того, из каких секторов и территорий следует привлекать заинтересованные стороны. Управление отбором групп заинтересованных сторон, из которых следует привлекать представителей, и последующий набор этих заинтересованных сторон — задача, которая потребует много времени и усилий. Количество заинтересованных сторон, которые могут быть вовлечены в управление усложнит процесс вовлечения должностных лиц компании. После набора такое большое число заинтересованных сторон может быть наилучшим образом учтено путем формирования совета заинтересованных сторон.

Проблемы, с которыми столкнется участие директоров, могут быть в некоторой степени компенсированы преимуществами, которые может принести эта модель управления заинтересованными сторонами. Например, присутствие представителей пользователей товаров и услуг компании в совете директоров может быть ценным и недорогим источником маркетинговых исследований. Еще одно преимущество может возникнуть в результате привлечения к управлению наиболее суровых критиков компании. Одним из примеров этого является участие неправительственных организаций.

Затронем отношения с акционерами. Учитывая корпоративные скандалы последних лет, которые привели к снижению акционерной стоимости, акционеры могут рассматривать любые изменения в корпоративном управлении как желательные. Следовательно, они могут приветствовать участие заинтересованных сторон, хотя бы на том основании, что это дает возможность порвать с прошлым, когда директоры могли действовать без особого тщательного контроля. В отчете Хиггса о корпоративном управлении предлагаются изменения в заседаниях общего собрания, которые приведут к усилению контроля за действиями директоров. Центральное предложение Хиггса состоит в том, чтобы неисполнительным директорам отводилась более заметная роль и эти должности заполнялись разными представителями населения [5].

Еще один вопрос для акционеров касается целей управления. Управление в первую очередь направлено на достижение целей организации путем привлечения отдельных лиц к ответственности за свои действия путем строгого распределения обязанностей и четко определенных ролей. В коммерческих компаниях обязанность директоров отчитываться перед акционерами за привлечение корпоративных сотрудников к ответственности предусмотрены в локальных актах. С точки зрения акционеров, участие заинтересованных сторон можно рассматривать как переход от исключительно фидуциарной обязанности перед акционерами к многосторонним фидуциарным обязательствам перед целым рядом заинтересованных сторон. Другими словами, если заинтересованным сторонам будут предоставлены некоторые полномочия по принятию решений, они могут использовать их для продвижения интересов своей собственной группы в конфликте с акционерами. Такого рода проблемы наблюдались при участии в некоммерческом секторе, где Жилищные ассоциации уже признали, что «конкретные интересы арендаторов (не) обязательно совпадают с требованиями финансовой осмотрительности, например, в отношении арендной платы или программ технического обслуживания» [6].

Таким образом, при взаимодействии с заинтересованными сторонами в корпоративном управлении необходимо продумывать мероприятия по взаимодействию с целевой аудиторий, с акционерами, с иными участниками различных сообществ. Также можно создавать функциональные планы, в которых предусматриваются действия связанные с решением проблемы участия заинтересованных сторон в корпоративном управлении.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. OECD Corporate Governance // OECD. — Paris, 1998. — pp.17, 49.

2. Walker D. «Fissure price» // The Guardian. — January 8. — 2003. — p. 10.

3. Freeman's R.E. definition of stakeholders in his landmark book Strategic Management: A Stakeholder Approach. — London, Pitman. 1984.

4. Tickell James «National Housing Federation» // The Housing Association Model: A Template for the Social Enterprise Sector? — 2003. — pp.12, 18, 20.

5. «Strategy unit», Private Action, Public Benefit: A Review of Charities and the Wider Not-for-profit Sector. — Cabinet Office, 2002. — p. 69.

6. DTI «Social enterprise: a strategy for success» // Social Enterprise Unit. — 2002. — p. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.