Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЫСШЕМ ДОЛЖНОСТНОМ ЛИЦЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ'

К ВОПРОСУ О ВЫСШЕМ ДОЛЖНОСТНОМ ЛИЦЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации / конституционная реформа / единая система публичной власти / Государственный Совет Российской Федерации / органы местного самоуправления / государственное строительство / федерализм / the highest official of a constituent entity of the Russian Federation / constitutional reform / the unified system of public authority / State Council of the Russian Federation / local self-government bodies / state construction / federalism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Разуваев Николай Викторович, Колобов Марк Александрович

Статья посвящена анализу отдельных изменений в законодательстве, которые затронули конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вследствие проходящей в России конституционной реформы. Особое внимание уделено вопросу положения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в рамках единой системы публичной власти – правовой категории, введенной в текст Конституции Российской Федерации в связи с принятием в 2020 году поправки. Через призму анализа изменений, произошедших с правовым статусом Государственного Совета Российской Федерации, авторами отмечено повышение роли высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Отдельно рассмотрен вопрос отнесения к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации трех новых полномочий, связанных с привлечением органов местного самоуправления и их должностных лиц к конституционно-правовой ответственности. Кроме того, в статье рассматриваются изменения, произошедшие с институтом конституционно-правовой ответственности самого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Через анализ соответствующих изменений авторами предпринята попытка оценить те проблемы, которые возникают сегодня в сфере государственного строительства России и предложить свое видение в вопросе их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Разуваев Николай Викторович, Колобов Марк Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

воON THE ISSUE OF THE HIGHEST OFFICIAL OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF CONSTITUTIONAL REFORM

This article is devoted to the analysis of changes in legislation that affected the legal status of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation, as a result of the constitutional reform taking place in Russia. The authors pay special attention to the issue of the position of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation in the unified system of public authority – a new legal institution that appeared in the text of the Russian Constitution as a result of amendments to it in 2020. Through the prism of the analysis of the changes that have occurred with the legal status of the State Council of the Russian Federation, the authors note the increasing role of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation in the decision-making at the federal level. The authors separately consider three new powers of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation related to the involvement of local self-government bodies and their officials to constitutional and legal responsibility. In addition, the authors analyzed the changes that have occurred with the institution of constitutional and legal responsibility of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation. Through the analysis of the relevant changes, the authors attempt to assess the problems that arise today in the sphere of state-building in Russia and offer their vision in the issue of their solution.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЫСШЕМ ДОЛЖНОСТНОМ ЛИЦЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ»

УДК 342

DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-4

Разуваев Николай Викторович,

доцент, доктор юридических наук, заведующий кафедрой гражданского и трудового права, Северо-Западный институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 199178, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43, ешаШ nrasuvaev@yandex.ru

Колобов Марк Александрович,

аспирант 2-го курса, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 199178, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43, ешаШ kolobovmark.94@gmail.com

Razuvaev, Nikolay V.,

Associate Professor, Doctor of Law,

Head of the Department of Civil and Labor Law

of the North-West Institute of Management

the branch of Russian Presidential Academy

of National Economy

and Public Administration

57/43, Sredny prospect VO, St. Petersburg,

199178, Russian Federation,

email: nrasuvaev@yandex.ru

Kolobov, Mark A.,

Postgraduate Student, North-West Institute of Management the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 57/43, Sredny prospect VO, St. Petersburg, 199178, Russian Federation, email: kolobovmark.94@gmail.com

К ВОПРОСУ О ВЫСШЕМ ДОЛЖНОСТНОМ ЛИЦЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ

КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ

ON THE ISSUE OF THE HIGHEST OFFICIAL OF A CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF CONSTITUTIONAL REFORM

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу отдельных изменений в законодательстве, которые затронули конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации вследствие проходящей в России конституционной реформы. Особое внимание уделено вопросу положения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в рамках единой системы публичной власти - правовой категории, введенной в текст Конституции Российской Федерации в связи с принятием в 2020 году поправки. Через призму анализа изменений, произошедших с правовым статусом Государственного Совета Российской Федерации, авторами отмечено повышение роли высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Отдельно рассмотрен во-

ABSTRACT. This article is devoted to the analysis of changes in legislation that affected the legal status of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation, as a result of the constitutional reform taking place in Russia. The authors pay special attention to the issue of the position of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation in the unified system of public authority - a new legal institution that appeared in the text of the Russian Constitution as a result of amendments to it in 2020. Through the prism of the analysis of the changes that have occurred with the legal status of the State Council of the Russian Federation, the authors note the increasing role of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation in the decision-making at the federal level. The authors separately consider three new powers of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation

© H. В. Разуваев, M. А. Колобов, 2024

прос отнесения к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации трех новых полномочий, связанных с привлечением органов местного самоуправления и их должностных лиц к конституционно-правовой ответственности. Кроме того, в статье рассматриваются изменения, произошедшие с институтом конституционно-правовой ответственности самого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Через анализ соответствующих изменений авторами предпринята попытка оценить те проблемы, которые возникают сегодня в сфере государственного строительства России и предложить свое видение в вопросе их решения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации; конституционная реформа; единая система публичной власти; Государственный Совет Российской Федерации; органы местного самоуправления; государственное строительство; федерализм.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Разуваев, Н. В. К вопросу о высшем должностном лице субъекта Российской Федерации в условиях конституционной реформы / Н. В. Разуваев, М. А. Колобов. - Текст : непосредственный // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2024. - Т. 11, № 2. - С. 38-46. - Б01: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-4

Введение. В 2020 году по инициативе главы государства в нашей стране был дан старт масштабной конституционной реформе [17].

Вследствие реформы в Конституцию было внесено 206 изменений [15]. Указанные изменения затронули различные аспекты государственного строительства России. В то же время все они, так или иначе, были направлены на реформирование организации публичной власти.

Одной из ключевых инициатив явилось закрепление в тексте Конституции такой правовой категории как единая система публичной власти. Данная система объединила в себе органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепление на конституционном уровне принципа единства системы публичной власти обосновывалось необходимостью выстроить эффективное взаимодействие между вышеуказанными органами в целях единообразного обеспечения общих для всех граждан прав, возможностей и гарантий вне зависимости от региона и муниципального образования [17].

39

related to the involvement of local self-government bodies and their officials to constitutional and legal responsibility. In addition, the authors analyzed the changes that have occurred with the institution of constitutional and legal responsibility of the highest official of a constituent entity of the Russian Federation. Through the analysis of the relevant changes, the authors attempt to assess the problems that arise today in the sphere of state-building in Russia and offer their vision in the issue of their solution.

KEYWORDS: the highest official of a constituent entity of the Russian Federation; constitutional reform; the unified system of public authority; State Council of the Russian Federation; local self-government bodies; state construction; federalism.

FOR CITATION:

Razuvaev, N. V., Kolobov, M. A. (2024) On the Issue of the Highest official of a Constituent Entity of the Russian Federation in the Context of Constitutional Reform. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 11(2): 38-46 [in Russ.]. DOI: 10.18522/2313-6138-2024-11-2-4

Интеграция органов, относящихся к различным уровням публичной власти, в единую систему обусловила необходимость выстраивания (совершенствования) на законодательном уровне между соответствующими органами внутрисистемных связей.

Вследствие этого в качестве одного из первостепенных элементов новой единой системы выступает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Главе региона отведена своего рода роль связующего звена между федеральным уровнем данной системы и наиболее приближенным к населению ее муниципальным уровнем.

Соответствующее положение главы региона в рамках новой единой системы обуславливает повышенный интерес к тем законодательным изменениям, которые затронули его правовой статус в ходе конституционной реформы. Через анализ указанных изменений можно, как нам кажется, установить общие законодательные тенденции в сфере реформирования организации публичной власти в России, а также выявить те проблемы, которые может таить в себе конституционная реформа в целом.

К числу таких проблем, по нашему мнению, относятся, в частности, возможное нарушение баланса в федеративных отношениях, а также риск нивелирования закрепленного в Основном законе принципа самостоятельности органов местного самоуправления. Схожие опасения высказываются многими учеными в области права, в частности, О. Ю. Болдыревым [2], О. В. Брежневым [3], Е. В. Гриценко [4].

С учетом изложенного целью исследования является выявление соответствующих проблем и выработка предложений по их решению. Предметом исследования являются те изменения в законодательстве, которые в ходе конституционной реформы затронули правовой статус главы региона, в их концептуальной взаимосвязи с тенденциями, прослеживаемыми сегодня в отечественном праве в области реформирования организации публичной власти в России. В ходе исследования были использованы диалектический, системно-структурный и формально-юридический методы.

Основная часть. О том, что главе региона в рамках новой единой системы отведена особая связующая роль, свидетельствуют, в первую очередь, те преобразования, которые произошли с Государственным Советом Российской Федерации.

Состоящий преимущественно из глав регионов, Госсовет до реформы являлся одним из многих совещательных органов, образованных при Президенте Российской Федерации, а его статус был определен подзаконным актом главы государства [13].

Вместе с тем вследствие тех изменений, которые были внесены в Основной закон, Госсовет стал конституционным государственным органом [6], к задачам которого относится оказание содействия главе государства в обеспечении согласованного функционирования органов, входящих в единую систему публичной власти [12].

Согласимся с О. А. Кожевниковым, А. В. Безруковым и А. Н. Мещеряковым, которые указывают, что, несмотря на юридическое преемство с предыдущим, имеющим аналогичное название совещательным органом, Госсовет является принципиально новым, уникальным государственным институтом, органом с присущими только ему конституционными целями [5, с. 61]. Более того, развивая мысль о статусе

нового конституционного государственного органа, ученые не без оснований делают вывод, что указанный государственный орган «обладает признаками органа государственной власти в современной интерпретации теории разделения властей, поддерживаемой многими представителями науки конституционного права, - президентской власти» [5, с. 66].

Обосновывая необходимость закрепления в Конституции соответствующего статуса Госсовета, глава государства буквально указывал на необходимость повышения роли глав регионов в выработке решений, принимаемых на федеральном уровне, в целях учета особенностей и опыта различных субъектов Российской Федерации [17].

Отведение соответствующей роли главам регионов не случайно.

Еще в 2005 году Конституционный суд РФ указал, что по своему статусу главы регионов - в силу принципа единства системы государственной власти - находятся в отношениях субординации непосредственно с главой государства. Кроме того, глава региона ответственен за обеспечение исполнения на территории субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов как регионального, так и федерального уровня. В этой связи, заключил Суд, главы регионов участвуют не только в отношениях, складывающихся на уровне региона, но и в отношениях, имеющих общефедеральное значение [16].

Таким образом, в рамках новой единой системы глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие входящих в нее органов, а главы регионов, находящиеся в тесной с ним «субординационной» связи, участвуют в реализации соответствующего координационного полномочия главы государства.

Для этих целей в ходе реформы усиливается положение главы региона относительно органов, относящихся к региональному и муниципальному уровням новой единой системы.

Так, на смену диспозитивной норме Закона № 184-ФЗ, согласно которой наличие должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации зависело от ее установления в региональной конституции (уставе) [9], Закон № 414-ФЗ предписывает обязательное наличие в субъекте Российской Федерации соответствующей должности [7].

Данное изменение направлено, как представляется, на сепарацию главы региона от регионального правительства, и более четкое определение первого в качестве самостоятельного органа государственной власти, обладающего собственными публично-властными полномочиями. Так, исходя из анализа положений Закона № 184-ФЗ, можно сделать вывод, что в случае, если должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не была установлена конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, его функции осуществлял руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации [7].

При этом, несмотря на такое отграничение главы региона от регионального правительства, за первым сохранены полномочия по формированию и руководству высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в ходе реформы глава региона наделяется тремя новыми полномочиями, которые, как нам кажется, во многом характеризуют его положение в рамках новой единой системы.

В данном случае речь идет о предусмотренных в пунктах 12-14 статьи 25 Закона № 414-ФЗ правах главы региона на вынесение предупреждения, объявление выговора главе муниципального образования и главе местной администрации; на отрешение указанных должностных лиц местного самоуправления от должности (в связи с непринятием ими мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения им предупреждения, объявления выговора); на обращение главы региона в представительный орган муниципального образования с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку, в том числе в случае систематического недостижения показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления [10].

При этом в отношении последнего из вышеуказанных полномочий необходимо отметить, что перечни соответствующих показателей эффективности для органов отдельных видов муниципальных образований утверждены правовыми актами главы государства [11] и Правительства Российской Федерации [14].

Таким образом, интегрируя главу региона в единую систему публичной власти, федеральный законодатель наделяет его полномочиями, связанными с привлечением должностных лиц местного самоуправления к конституционно-правовой ответственности.

При этом с учетом того, что наступление данной ответственности связано с исполнением органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению осуществления переданных государственных полномочий, а также достижением данными органами определенных главой государства и федеральным правительством показателей для оценки эффективности их деятельности, можно высказать следующие предположения.

Перечисленные полномочия главы региона и вытекающие из них основания привлечения рассматриваемых должностных лиц местного самоуправления к конституционно-правовой ответственности представляют собой новые формы взаимодействия органов, относящихся к различным уровням публичной власти, в рамках новой единой системы. Их установление в законодательстве призвано повысить ответственность местного самоуправления перед государством и обеспечить, как это предусмотрено в Основном законе, наиболее эффективное решение задач в интересах жителей.

Необходимо отметить, что и до принятия Закона № 414-ФЗ существенная роль в вопросах привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к конституционно-правовой ответственности была отведена именно главам регионов, в связи с чем отнесение новых полномочий, связанных с привлечением должностных лиц местного самоуправления к конституционно-правовой ответственности, к компетенции именно глав регионов представляется вполне последовательным шагом законодателя.

В то же время некоторые ученые выражают обеспокоенность тем, что наделение глав регионов правом отрешать от должности рассматриваемых должностных лиц местного самоуправления в административном порядке без судебного решения ведет к трансформации участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, назначении и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в

принятие окончательного решения по соответствующим вопросам [4]. Это, в свою очередь, по их мнению, влечет несоблюдение предусмотренного в статье 12 Конституции принципа невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти [4].

Отметим, что право на принятие решения об отрешении рассматриваемых должностных лиц местного самоуправления от должности было у глав регионов и до принятия Закона № 414-ФЗ (в силу положений Закона № 131-ФЗ [8]). Однако предусмотренные в пункте 13 статьи 25 Закона № 414-ФЗ новые основания принятия главой региона решения об отрешения глав муниципальных образований и глав местных администраций (в отличие от оснований, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 74 Закона № 131-ФЗ [8]) не предполагают наличия предварительного судебного контроля [10].

Это, по нашему мнению, действительно ставит соответствующих должностных лиц местного самоуправления в состояние непосредственной зависимости от единоличного решения главы региона. Такое положение дел, в том числе в условиях отсутствия четко определенных в законодательстве критериев «ненадлежащего» исполнения органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению осуществления переданных государственных полномочий, несет в себе риски возникновения ситуации, при которой решение об отрешении рассматриваемых должностных лиц местного самоуправления, принято не вследствие объективных причин, а продиктовано, например, политическими мотивами.

В целях обеспечения полноты исследования необходимо остановиться и сделать следующую оговорку. В рамках реформы законодатель планирует принять новый федеральный закон, который должен заменить Закон № 131-ФЗ [8]. На момент проведения исследования соответствующий проект соответствующего нового федерального закона находится на рассмотрении Государственной Думы на стадии второго чтения [9]. При этом в тексте Законопроекта учтены и предусмотренные в Законе № 414-ФЗ основания для привлечения рассматриваемых должностных лиц местного самоуправления к конституционно-правовой ответственности, о которых было указано выше [9]. В этой связи

отметим позицию ряда ученых, оценивающих аналогичные нормы в рамках Законопроекта.

Так, по мнению О. В. Брежнева, данные положения влекут за собой достаточно серьезную личную зависимость рассматриваемых должностных лиц местного самоуправления от органов государственной власти, при том, что формально Законопроект (равно как и Закон № 131-ФЗ [8]) устанавливает подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования только населению и представительному органу муниципального образования, главы местной администрации - только представительному органу муниципального образования [3].

О. Ю. Болдырева, оценивая соответствующие нормы Законопроекта, а также отмечая отсутствие в Законопроекте такого вида конституционно-правовой ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления, как отзыв их населением, приходит к выводу об отдалении местных органов от жителей муниципального образования и усилении их зависимости от государственной власти [2].

С учетом изложенного обеспечение согласованного взаимодействия органов, относящихся к различным уровням публичной власти, в рамках новой единой системы видится федеральному законодателю, как нам кажется, в том числе путем формирования «субординационных» связей между главами регионов и главами муниципальных образований, главами местных администраций.

Об этом в том числе свидетельствует использование при установлении мер конституционно-правовой ответственности такой несвойственной для соответствующего вида правоотношений формулировки, как «объявление выговора». Использование данной формулировки, как нам кажется, обусловлено сознательным смешением с терминологической точки зрения разных видов юридической ответственности - конституционно-правовой и дисциплинарной.

При этом, укрепляя положение главы региона по отношению к местному уровню публичной власти, законодатель усиливает его зависимость от главы государства. Об этом среди прочего свидетельствует исключение законодательно определенных пределов усмотрения Президента России в вопросе оснований от-

решения главы региона от должности в связи с утратой доверия главы государства [10].

Такое решение законодателя особенно примечательно на фоне того, что из перечня оснований для досрочного прекращения полномочий главы региона исключен его отзыв избирателями [10] (при этом, как мы указывали ранее, в планах законодателя - отказаться от отзыва населением, в том числе депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления [9]).

В этой связи (если говорить об избрании главы региона в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона № 414-ФЗ) возникает, как нам кажется, парадоксальная ситуация.

С одной стороны, законодатель, сохраняя выборную природу должности главы региона, исключает возможность для его отзыва избирателями [10]. С другой стороны, в вопросе отрешения главы региона от должности в связи с утратой доверия главы государства законодатель предоставляет Президенту России полную свободу действия [10] (хотя строго говоря, глава государства не оказывал доверия лицу, избираемому на должность главы региона).

Следует также отметить, что наряду с вышеуказанными новеллами Закона № 414-ФЗ, законодатель также предусмотрел право для главы государства объявлять главе региона выговор, что, безусловно, коррелирует с установленной в пункте 12 статьи 25 Закона № 414-ФЗ мерой конституционно-правовой ответственности для должностных лиц местного самоуправления [10].

При этом в случае, если глава региона не примет меры по устранению причин, послуживших основанием для объявления ему выговора, глава государства вправе отрешить его от должности [10].

Все это является наглядным примером того, что в рамках новой единой системы идет формирование «субординационных» связей между органами, относящимися к ее различным уровням. Дальнейшее движение законодательной мысли по такой небезопасной траектории может в итоге нивелировать закрепленные в Основном законе принципы федерализма и самостоятельности местного самоуправления.

Выводы. Подводя итоги проведенному исследованию, считаем необходимым отметить следующее.

Убеждены, что при оценке тех масштабных перемен в законодательстве, которые несет в себе конституционная реформа, требуется учитывать тот исторический контекст, в условиях которого эта реформа проходит.

Как справедливо замечают А. Г. Аннин и В. А. Чирикин, конституционно-правовое закрепление института новой единой системы способствует укреплению российской государственности в условиях резкого обострения международной обстановки и усиления напряженности внутренней ситуации [1, с. 9].

В то же время настолько масштабные перемены в законодательстве, безусловно, таят в себе много рисков. К ним, в частности, относится нарушение баланса в федеративных отношениях, нивелирование конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления под предлогом защиты суверенитета и обеспечения целостности страны. Это, по нашему мнению, несет в себе не меньшую угрозу безопасности государства, чем те обстоятельства, которые явились причиной проведения конституционной реформы.

Сохранение баланса между вышеуказанными конституционными принципами, на наш взгляд, может быть достигнуто путем установления дополнительных форм взаимного контроля между всеми ветвями государственной власти и уровнями новой единой системы.

Так, относительно принятия главой региона решений, предусмотренных в пунктах 12 и 13 статьи 25 Закона № 414-ФЗ, следует отметить, что процедура их принятия нуждается в детальной регламентации. В частности, требуется, как нам кажется, установить четкие критерии «ненадлежащего» исполнения органами местного самоуправления своих обязанностей. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, установить обязательное наличие судебного решения, подтверждающего, что данными органами не исполняются или ненадлежащим образом исполняются соответствующие обязанности.

Относительно процедуры принятия Президентом России решения об отрешении от должности главы региона в связи с утратой доверия главы государства полагаем также необходимым установить формально определенные основания для принятия такого решения, что впоследствии позволит в полной мере оценить правомерность его принятия.

Парадоксальное, с нашей точки зрения, решение законодателя по исключению возможности отзыва главы региона избирателями при одновременном сохранении выборной природы соответствующей должности могло бы быть, если не преодолено, то, во всяком случае, компенсировано путем усиления положения регионального парламента в вопросе досрочного прекращения полномочий главы региона.

Действующее законодательство не предполагает возможности принятия единоличного решения региональным парламентом в этом вопросе.

Предусмотренная законодательством процедура выражения главе региона недоверия региональным парламентом порождает только право главы государства отрешить от должности главу региона.

В этой связи отказ федерального законодателя от процедуры отзыва главы региона избирателями может быть компенсирован, на наш взгляд, установлением обязанности (вместо предусмотренного в настоящее время в законодательстве права) главы государства по принятию решения об отрешении от должности главы региона в связи с выражением главе региона недоверия региональным парламентом.

Это, с одной стороны, позволит сохранить участие главы государства в указанной процедуре, с другой - повысит роль регионального парламента в вопросе досрочного прекращения полномочий главы региона.

Безусловно, выдвинутые нами предложения не являются исчерпывающим комплексом мер по сохранению баланса между вышеупомянутыми конституционными принципами. Убеждены, что проводимая в России конституционная реформа поставит перед наукой отечественного права еще много вопросов, что позволяет говорить об актуальности научных исследований, проводимых в указанной сфере.

В свою очередь в рамках настоящего исследования нами была предпринята попытка оценить через призму изменений, затронувших правовой статус главы региона, те проблемы, которые возникают сегодня в сфере государственного строительства России, и предложить свое видение в вопросе их решения.

Список использованных источников

1. Аннин А. Г., Чирикин В. А. Роль института единой системы публичной власти в укреплении российской государственности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 2 (206). С. 9-11.

2. Болдырев О. Ю. Проект нового закона о местном самоуправлении без самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 65-70.

3. Брежнев О. В. Законопроект об общих принципах организации местного самоуправления 2022 г.: новеллы и преемственность в правовом регулировании // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2022. № 2. С. 11-15.

4. Гриценко Е. В. Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок) // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 50-57.

5. Кожевников О. А., Безруков А. В., Мещеряков А. Н. Конституционно-правовой статус Государственного Совета Российской Федерации в зеркале современных конституционных преобразований // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 3. С. 57-74.

6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01.07.2020 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 20.04.2023).

7. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ: ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022 // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_14058 (дата обращения: 20.04.2023).

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: ред. от 15.05.2024 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_44571 (дата обращения: 20.04.2023).

9. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: проект федерального закона // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/40361-8 (дата обращения: 20.04.2023).

10. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ: ред. от 06.02.2023 // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_404070 (дата обращения: 20.04.2023).

11. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов: указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607: ред. от

11.06.2021 // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://

www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576 (дата обращения: 20.04.2023).

12. О Государственном Совете Российской Федерации: федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ: ред. от 19.12.2020 // СПС «Консультант-Плюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370105 (дата обращения: 20.04.2023).

13. О Государственном совете Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 01.09.2000 №1602:ред. от21.12.2020// СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28447 (дата обращения: 20.04.2023).

14. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317: ред. от 30.06.2021 // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 139508 (дата обращения: 20.04.2023).

15. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // СПС «Консультант-Плюс. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019 (дата обращения: 20.04.2023).

16. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 № 13-П // СПС «Консультант-Плюс». URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_57388 (дата обращения: 20.04.2023).

17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_342959 (дата обращения: 20.04.2023).

References

1. Annin A. G., Chirikin V. A. The role of the institute of a unified system of public authority in strengthening Russian statehood. Law and the State: theory and practice. 2022. No. 2 (206). P. 9-11 [in Russ.].

2. Boldyrev O. Yu. Draft of a new law on local self-government without self-government. Constitutional and municipal law. 2022. No. 2. P. 65-70 [in Russ.].

3. Brezhnev O. V. Draft law on the general principles of the organization of local self-government 2022: novelties and continuity in legal regulation. Municipal service: legal issues. 2022. No. 2. P. 11-15 [in Russ.].

4. Gritsenko E. V. What will remain of local self-government in the unified system of public authority? (Problems of legislative interpretation of constitutional amendments). Constitutional and municipal law. 2022. No. 5. P. 50-57 [in Russ.].

5. Kozhevnikov O. A., Bezrukov A.V., Meshcheryakov A. N. The constitutional and legal status of the State Council of the Russian Federation in the mirror of modern constitutional transformations. Law enforcement. 2021. Vol. 5. No. 3. P. 5774 [in Russ.].

6. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

7. On the general principles of the organization of legislative (representative) and Executive bodies of State Power of the subjects of the Russian Federation: Federal Law No. 184-FZ of 06.10.1999: ed. from Dec. 21, 2021, as amended from July 14, 2022. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_14058 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

8. On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003: ed. from May 15, 2024. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

9. On the general principles of the organization of local self-government in the unified system of public authority: draft federal law. The system of ensuring legislative activity. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/40361-8 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

10. On the general principles of the Organization of Public Power in the subjects of the Russian Federation: Federal Law No. 414-FZ dated Dec. 21, 2021: ed. from Febr. 06, 2023. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

11. On the assessment of the effectiveness of the activities of local governments of municipal, urban districts and municipal districts: Decree of the President of the Russian Federation dated April 28, 2008, No. 607: ed. from June 11, 2021. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76576 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

12. On the State Council of the Russian Federation: Federal Law No. 394-FZ dated 08.12.2020: ed. from 19.12.2020. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370105 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

13. On the State Council of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 01.09.2000 No. 1602: ed. from 21.12.2020. Law assistance system "Consul-tantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28447 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

14. On measures to implement Decree of the President of the Russian Federation dated April 28, 2008 No. 607 "On

evaluating the effectiveness of local Self-government bodies of municipal, urban Districts and municipal Districts" and subparagraph "i" of paragraph 2 of Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2012 No. 601 "On the main directions of improving the public administration system": Resolution of the Government of the Russian Federation dated Dec. 17, 2012, No. 1317: ed. from June 30, 2021. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139508 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

15. On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power: the Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020, No. 1-FKZ. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

16. In the case of checking the constitutionality of certain provisions of the Federal Law "On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation" in connection with complaints from a number of citizens: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated Dec. 21, 2005, No. 13-P. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_57388 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

17. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated Jan. 15, 2020. Law assistance system "ConsultantPlus". Available at: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_342959 (Accessed: April 20, 2023) [in Russ.].

Поступила в редакцию 09.01.2024 Received January 09, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.