Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА'

ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция / субъект Российской Федерации / высшее должностное лицо / правовой статус / Constitution / constituent entity of the Russian Federation / highest official / legal status

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Федорович Малый

Актуальность и цели. Перманентно меняющееся законодательство о системе органов власти субъектов РФ актуализирует не только анализ элементов этой системы, но и выбор методов исследования. Рассмотрен правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Избранная для анализа терминологическая конструкция «правовой статус» позволяет акцентировать внимание на наиболее существенных юридических характеристиках высшего должностного лица субъекта РФ. Материалы и методы. Поставленные задачи были достигнуты на основе анализа теоретических конструкций, нормативных правовых актов, практики реализации установлений федерального регулирования в субъектах РФ. Использованные методы базируются на инструментарии общей теории государства и права, а также конституционного права. В ходе исследования использованы общенаучные методы, а также частные методы правовой науки: формально-юридический анализ, сравнительный подход и др. Результаты. Представлены основные подходы к пониманию структуры правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, обосновано выделение элементов правового статуса, изложены основания такого выделения. Выводы. Содержание правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ определяется федеральным законодательством и имеет временные границы. Началом реализации норм, определяющих правовой статус, является день принесения присяги высшим должностным лицом, их завершением становится прекращение полномочий должностного лица. За рамками этого временного промежутка у лица нет соответствующих полномочий, а значит, нет и правового статуса. Иные нормы, объединяемые в институт высшего должностного лица (процедура избрания на должность, права лица, прекратившего выполнение обязанностей), не могут включаться в понятие «правовой статус».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Федорович Малый

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHEST OFFICIAL IN THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL STATUS ISSUES

Background. The constantly changing legislation on the system of authorities in the constituent entities of the Russian Federation actualizes not only the analysis of the elements of this system, but also the choice of research methods. The article discusses the legal status of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation. The terminological construct “legal status” chosen for study allows focusing on the most essential legal characteristics of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation. Materials and methods. The set tasks are achieved through the analysis of theoretical structures and regulatory legal acts and the practice of implementing federal regulations in the constituent entities of the Russian Federation. The methods used are based on the tools of the general theory of state and law, as well as constitutional law. General scientific methods are used in the study, as well as special methods of legal science: formal legal analysis, comparative approach, etc. Results. The main approaches to understanding the structure of the legal status of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation are presented, the elements of the legal status are substantiated, and the grounds for such a distinction are stated. Conclusions. The content of the legal status of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation is determined by federal legislation and has time limits. The beginning of implementing the norms fixing the legal status is the day of taking the oath by the highest official and ends with the termination of powers of the official. Beyond this period, the person does not have the appropriate powers, and therefore has no legal status. Other norms combined into the concept of the highest official (procedure for election to an office, rights of a person who has ceased to perform duties) cannot be included in the concept of “legal status”.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья УДК 342 EDN: DODYGA

doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-6

ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Александр Федорович Малый

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия afm-10@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Перманентно меняющееся законодательство о системе органов власти субъектов РФ актуализирует не только анализ элементов этой системы, но и выбор методов исследования. Рассмотрен правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Избранная для анализа терминологическая конструкция «правовой статус» позволяет акцентировать внимание на наиболее существенных юридических характеристиках высшего должностного лица субъекта РФ. Материалы и методы. Поставленные задачи были достигнуты на основе анализа теоретических конструкций, нормативных правовых актов, практики реализации установлений федерального регулирования в субъектах РФ. Использованные методы базируются на инструментарии общей теории государства и права, а также конституционного права. В ходе исследования использованы общенаучные методы, а также частные методы правовой науки: формально-юридический анализ, сравнительный подход и др. Результаты. Представлены основные подходы к пониманию структуры правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, обосновано выделение элементов правового статуса, изложены основания такого выделения. Выводы. Содержание правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ определяется федеральным законодательством и имеет временные границы. Началом реализации норм, определяющих правовой статус, является день принесения присяги высшим должностным лицом, их завершением становится прекращение полномочий должностного лица. За рамками этого временного промежутка у лица нет соответствующих полномочий, а значит, нет и правового статуса. Иные нормы, объединяемые в институт высшего должностного лица (процедура избрания на должность, права лица, прекратившего выполнение обязанностей), не могут включаться в понятие «правовой статус».

Ключевые слова: Конституция, субъект Российской Федерации, высшее должностное лицо, правовой статус

Для цитирования: Малый А. Ф. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: вопросы правового статуса // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 2. С. 56-65. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-6 EDN: DODYGA

© Малый А. Ф., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES

Original article

THE HIGHEST OFFICIAL IN THE CONSTITUENT ENTITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: LEGAL STATUS ISSUES

Alexander F. Maly

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia afm-10@mail.ru

Abstract. Background. The constantly changing legislation on the system of authorities in the constituent entities of the Russian Federation actualizes not only the analysis of the elements of this system, but also the choice of research methods. The article discusses the legal status of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation. The terminological construct "legal status" chosen for study allows focusing on the most essential legal characteristics of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation. Materials and methods. The set tasks are achieved through the analysis of theoretical structures and regulatory legal acts and the practice of implementing federal regulations in the constituent entities of the Russian Federation. The methods used are based on the tools of the general theory of state and law, as well as constitutional law. General scientific methods are used in the study, as well as special methods of legal science: formal legal analysis, comparative approach, etc. Results. The main approaches to understanding the structure of the legal status of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation are presented, the elements of the legal status are substantiated, and the grounds for such a distinction are stated. Conclusions. The content of the legal status of the highest official in the constituent entity of the Russian Federation is determined by federal legislation and has time limits. The beginning of implementing the norms fixing the legal status is the day of taking the oath by the highest official and ends with the termination of powers of the official. Beyond this period, the person does not have the appropriate powers, and therefore has no legal status. Other norms combined into the concept of the highest official (procedure for election to an office, rights of a person who has ceased to perform duties) cannot be included in the concept of "legal status".

Keywords: Constitution, constituent entity of the Russian Federation, highest official, legal status For citation: Maly A.F. The highest official in the constituent entity of the Russian Federation: legal status issues. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2):56-65. (In Russ.). doi: 10.21685/2307-9525-202412-2-6

Введение

Науку конституционного права называют политико-правовой, поскольку она «всегда была политической наукой в том плане, что она не могла и не может отвлекаться от политических процессов, происходивших и происходящих в обществе и государстве» [1, с. 153]. Конституция характеризуется как многомерный, богатый по своему информационному и регулятивному потенциалу государственно-правовой институт [2, с. 6]. Действительно, Конституция закрепляет основы организации государства и общества, политический режим, который рождается или в процессе социальных взрывов (революций), или в процессе эволюции политических движений, определяемых победившей в обществе идеологией. Не вдаваясь в разбор взглядов Ф. Лассаля о сущности конституции [3, с. 446], отметим, что содержание конституции определяется политиками (которые часто имеют юридическое образование), юристам остается перевести принятые политические решения в юридическую плоскость

© Maly A.F., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

с учетом имеющегося правового инструментария. Кардинальные изменения правовой системы, как это было в 1917 г. в России, не только порождают новые правовые конструкции, но и закладывают новые принципы построения правовой системы в целом. Поэтому надо разделять собственно политические решения и их юридическое оформление. Для закрепления новых или измененных правоотношений существует набор правовых категорий, конструкций, терминов и понятий, используемых в национальной правовой системе. К числу таких основополагающих правовых конструкций относится и понятие «правовой статус». Оно позволяет охарактеризовать субъект права, определить его особенности, правовые возможности, правовое содержание (права, обязанности, ответственность).

Не всегда в научных исследованиях внимание акцентируется на особенностях структуры высшего должностного лица субъекта РФ [4]. При рассмотрении различных аспектов организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ категория «правовой статус» не является приоритетной [5].

Материалы и методы

Теоретики права большей частью не используют конструкцию «правовой статус» для характеристики органа государства. Рассматриваются признаки органа, дающие общее представление о нем как о ячейке государственного механизма. В числе этих признаков властные полномочия, экономическая и организационная обособленность, компетенция, функции, обладание материальными средствами [6, с. 95-96]. Подобный или дополненный набор специфических признаков органа используется и в иных работах по теории права [7, с. 345]. Учебники дают общую характеристику государственного органа, приводят их классификацию, определяют место в системе механизма государства. Но когда речь идет о характеристике конкретного государственного органа возникает необходимость раскрыть правовое содержание его как субъекта права. Орган государства, должностное лицо, иные субъекты права являются носителями субъективных прав [8, с. 175], раскрывая которые можно получить представление об особенностях их правового положения.

Обобщающим понятием, включающим в себя всю совокупность характерных юридических признаков субъекта права, является как раз конструкция «правовой статус». Это понятие широко используется в науке публичного права. Подобный подход при исследовании юридического содержания стороны правоотношения применим ко всем субъектам права, в том числе к публично-территориальным образованиям [9, с. 157]. Вместе с тем каждый субъект права, обладая правовым статусом, имеет свое собственное юридическое содержание, т.е. набор элементов правового статуса.

Наиболее подробно структура правового статуса исследована применительно к правовому положению человека и гражданина. Л. Д. Воеводин выделял следующие элементы правового статуса личности (структура): гражданство, правосубъектность, принципы, конституционные права и свободы человека и гражданина, обязанности, гарантии [10, с. 32-37]. Законодатель решает более прагматические задачи. Для него важно определить структуру особого правового статуса (государственный служащий, муниципальный служащий, лицо, занимающее государственную должность, и пр.). Например, в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 26 февраля 2024 г.) «О статусе военнослужащих» дается следующее определение: «Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих»1. Такая трактовка правового статуса военнослужащего позволяет акцентировать внимание на основных правовых характеристиках лица, обладающего специальным статусом. Поскольку Закон допускает обладание статусом военнослужащего Российской Федерации иностранным гражданином, то и, например, такой элемент статуса, как гражданство, не имеет принципиального значения.

1 Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 1998. № 22. Ст. 2331. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

Результаты

Для различных субъектов права набор структурных элементов правового статуса будет тоже разным. Например, в структуре правового статуса субъекта РФ выделяют следующие элементы: а) статическая составляющая статуса (наименование, символика); б) функциональная составляющая статуса (предметы ведения и полномочия); в) юрисдикционная составляющая статуса (ответственность) [9, с. 157]. Аналогичный подход в определении элементов правового статуса встречается и в исследованиях, анализирующих правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ. Так, Н. Н. Синдянкин выделяет следующие элементы: а) постоянная (статическая) составляющая статуса; б) компетенционная основа (права и обязанности); в) ответственность высшего должностного лица [11, с. 6].

Методически правильно начинать изучение правового статуса высшего должностного лица с определения его структуры. Ключом к выявлению ее элементов являются положения нормативных правовых актов, закрепляющих статусные характеристики субъекта права. Для высшего должностного лица таким актом является Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»1. Закон включает нормы, закрепляющие широкий круг отношений, касающихся как процедур замещения должности глав субъекта РФ, так и его полномочий, обязанностей, ответственности, взаимоотношений с иными органами публичной власти. Совокупность этих норм составляет институт высшего должностного лица, что по своему нормативному охвату шире норм, закрепляющих его правовой статус. В рамках этого общего института возможны исследования, раскрывающие порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ [12, с. 29]. Нормы, закрепляющие правовой статус главы субъекта РФ, составляют отдельный блок нормативных предписаний. Его формирование предполагает выделение оснований, позволяющих определить искомую совокупность норм.

Критерием выделения норм, закрепляющих правовой статус высшего должностного лица, является временной период их действия в отношении лица, приступившего к выполнению своих обязанностей до момента прекращения их исполнения. Такой вывод обусловлен тем, что у кандидата на замещение должности главы субъекта РФ нет соответствующих статусных характеристик, также они отсутствуют и у лица, прекратившего свои полномочия.

Содержание правового статуса позволяет дать правовую характеристику субъекта права, т.е. показать его признаки и свойства, оказывающие влияние на содержание правоотношений, в которые вступает в связи с занимаемой должностью глава субъекта РФ. Личные качества и характеристики, не влияющие на выполнение должностных обязанностей, не могут быть элементом статуса (возраст, пол, национальная принадлежность).

Высшее должностное лицо приступает к выполнению своих функциональных обязанностей после принесения присяги. К этому моменту данное лицо соответствует всем критериям (гражданство, возраст, ценз оседлости и пр.), поэтому эти требования законодателя к кандидатам на должность главы субъекта РФ не являются элементом его правового статуса.

Закон № 414-ФЗ определяет и время прекращения отношений, связанных с выполнением полномочий должностного лица. Они прекращаются с истечением срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Возможно досрочное прекращение полномочий главы субъекта. Случаи досрочного прекращения определены законом № 414-ФЗ. Они не могут быть элементом правового статуса, поскольку не влияют на исполнение полномочий должностным лицом, будучи фактом индивидуального, личностного характера. Например, решение уйти с занимаемой должности по собственному желанию - сугубо личное, не влияющее на правосубъектность лица, исполняющего обязанности должностного лица. Это решение ведет к прекращению полномочий, но на статусные характеристики в период исполнения лицом полномочий не влияет. В отношении

1 СЗ РФ. 2021. № 52, ч. 1. Ст. 8973. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

такого основания для прекращения полномочий, как выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, вывод можно сделать тот же.

Наименование должности (статическая характеристика) позволяет идентифицировать лицо как субъекта права, участника определенного вида правоотношений. Закон предусматривает два варианта наименования главы субъекта: «губернатор» и «глава». Допускается и иное, дополнительное наименование должности с учетом исторических, национальных и иных традиций конкретного субъекта РФ. Например, Конституция Республики Татарстан в ч. 2 ст. 89 закрепляет норму: «Наименование должности высшего должностного лица Республики Татарстан - Глава (Раис) Республики Татарстан. Сокращенное наименование должности высшего должностного лица Республики Татарстан - Раис Республики Татарстан»1.

Закон допускает назначение указом Президента РФ временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта РФ. Временно исполняющий обязанности имеет некоторые ограничения: не может инициировать внесение изменений в конституцию (устав) субъекта РФ; распускать законодательный орган. В целом же он обладает всем набором прав и обязанностей, несет ответственность как высшее должностное лицо, но имеет указанные выше особенности, что и отражено в наименовании «временно исполняющий...».

Высшее должностное лицо может возглавить высший исполнительный орган субъекта РФ или учредить должность председателя высшего исполнительного органа. Это влечет корректировку полномочий в части распределения прав и обязанностей между руководителями.

В день принесения присяги вступающему в должность вручаются символы власти (например, «должностной знак»). Символы не влияют на содержание правового статуса, но могут атрибутивно дополнять наименование должности.

Компетенционная (права и обязанности) составляющая. Совокупность прав и обязанностей высшего должностного лица не зависит от способа замещения должности. Правосубъектность лица определена Федеральным законом № 414-ФЗ и не может быть изменена законом субъекта РФ. Однако возможно перераспределение полномочий между органами государственной власти, касающихся вопросов ведения субъекта РФ. Поэтому права и обязанности глав субъектов могут отличаться, что определяется конституцией (уставом) субъекта. Так, возможно перераспределение полномочий между законодательным органом власти и высшим должностным лицом, высшим исполнительным органом субъекта РФ. Например, полномочия в сфере наградных отношений могут принадлежать как главе, так и представительному органу [13, с. 158].

Глава субъекта РФ может обладать полномочиями, закрепляемыми за ним конституцией (уставом), региональным законодательством. Субъекты РФ могут учреждать государственные органы, например свои представительства в иных субъектах РФ и за рубежом, что ведет к возложению на главу дополнительных прав и обязанностей. Например, Республика Татарстан только за пределами России открыла 13 зарубежных представительств2. Первоначально (до внесения изменений в нормативное регулирование) данные зарубежные представительства были отдельной структурой в системе органов исполнительной власти и именовались государственными органами (Указ Главы Республики Татарстан от 18 сентября 2020 г.). Указом Главы Республики Татарстан от 4 мая 2023 г. «О системе и структуре органов исполнительной власти Республики Татарстан»3 их статус как государственных органов был понижен (вошли в состав министерства промышленности и торговли), но они сохранились и продолжили работу. Соответственно, представительства находились в зоне влияния Главы Республики и расширяли его компетенционную составляющую. После реформирования структуры органов исполнительной власти они выполняют свои задачи и являются частью системы исполнительных органов.

1 Конституция Республики Татарстан // Министерство юстиции Республики Татарстан : сайт. URL: https://minjust.tatarstan.ru/konstitutsiya.htm?pub_id=1084014 (дата обращения: 20.03.2024).

2 Правительство Республики Татарстан : сайт. URL: https://prav.tatarstan.ru/ (дата обращения: 20.03.2024).

3 Раис Республики Татарстан : офиц. сайт. URL: https://rais.tatarstan.ru/ (дата обращения: 20.03.2024).

Законодательством субъектов РФ предусматривается учреждение представительств в зарубежных странах, но реально не все из них воспользовались этой возможностью.

Дискуссионным является вопрос выделения в качестве элемента правового статуса принятие Главой нормативных правовых актов. Субъекты РФ самостоятельно закрепляют виды нормативных правовых актов, порядок их принятия и вступления в силу. Но можно отметить, что издание актов главой является его правом и обязанностью, это часть его полномочий. Поэтому издание правовых предписаний не может являться отдельным, самостоятельным элементом правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ.

Основной обязанностью главы субъекта РФ является должное исполнение предписаний нормативных правовых актов при проведении организационных мероприятий, принятии решений и нормативное их оформление (издание актов). Предусмотренные законом запреты и ограничения сформулированы в виде обязанностей, которые обусловлены занятием гражданином РФ должности главы субъекта РФ. Глава не вправе занимать какие-либо иные государственные должности, должности государственной гражданской службы, муниципальные должности, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Он «не может входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации»1.

Закон возлагает на высшее должностное лицо обязанность прохождения «процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну»2.

Обязанностью главы является предоставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных сведений о финансовом состоянии супруги и несовершеннолетних детей.

Поскольку перечисленные запреты и ограничения обусловлены должностным положением главы субъекта РФ, они должны быть включены в элементный состав его правового статуса.

Принятый в 2021 г. Федеральный закон № 414-ФЗ оформил вхождение высшего должностного лица субъекта РФ в систему исполнительных органов власти Российской Федерации. Статья 20 (ч. 6) Закона 414-ФЗ подтверждает вхождение главы в единую систему публичной власти, провозглашая, что «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации одновременно замещает государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации»3.

Подобное положение взаимосвязано с участием главы субъекта РФ в работе Государственного совета, который «является конституционным государственным органом, формируемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства»4. В состав Госсовета по должности входят высшие должностные лица субъектов Российской Федерации. Они участвуют в выработке предложений Президенту РФ по различным вопросам государственного строительства, в частности по вопросам «укрепления основ федерализма и местного самоуправления», по вопросам, связанным с определением «приоритетных направлений и целей социально-экономического развития государства», «основных направлений

1 СЗ РФ. 2021. № 52, ч. 1. Ст. 8973.

2 Там же.

3 Там же.

4 О Государственном Совете Российской Федерации : федер. закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) : информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/75016707/ (дата обращения: 22.03.2024).

регионального и муниципального развития, формирования механизмов согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации»1.

Включение высшего должностного лица в вертикаль органов исполнительной власти Российской Федерации не только обязывает его участвовать в работе государственных органов федерального уровня, но и, как следствие, порождает закрепление субординационных элементов в отношениях главы субъекта РФ и Президента РФ. Эти отношения проявляются в законодательном закреплении усиления ответственности перед главой государства.

В связи с закреплением полномочий Президента РФ по привлечению главы к юридической ответственности и наличию набора соответствующих, свойственных субординационным отношениям мер (отрешение от должности, объявление предупреждения, выговора, временное отстранение от выполнения своих обязанностей) можно сделать вывод о значительном влиянии Президента РФ на содержание правового статуса главы субъекта РФ.

Ответственность высшего должностного лица. Содержание юридической ответственности, ее место в системе нормативного регулирования общественных отношений являются предметом многочисленных исследований [14, с. 9; 15; 16].

Традиционное понимание юридической ответственности базируется на постулате о том, что ее применение влечет наступление неблагоприятных последствий для лица, нарушившего нормативно установленные предписания. Ключевым фактором для наступления юридической ответственности является наличие правонарушения. Закон № 414-ФЗ закрепляет деяния, послужившие основанием для применения мер ответственности в отношении главы субъекта РФ, порядок привлечения к ответственности, возможность разрешения возникшего спора относительно обоснованности выдвинутых обвинений в нарушении законодательства главой субъекта РФ.

Исследователями подробно рассмотрены вопросы привлечения главы субъекта РФ к ответственности, дана классификация применяемых мер. По силе юридического воздействия выделяются предупредительные (предупреждение, выговор), пресекательные (временное отстранение от исполнения обязанностей) и карательные (отрешение от должности) меры [17, с. 41].

Для характеристики такого элемента правового статуса высшего должностного лица, как ответственность, важны основания привлечения главы к ответственности. Во-первых, они в равной мере касаются всех глав независимо от вида субъекта РФ и способа избрания на должность. Если при выборах высшего должностного лица предусмотрена возможность всенародного голосования, избрания на заседании законодательного органа и закреплена особенность процедуры выдвижения кандидата для избрания главой автономного округа, входящего в состав области, то при оценке качества работы главы эти различия в избрании не имеют значения. Во-вторых, в большей части оценке Президента РФ подвергаются деятельность главы субъекта РФ, эффективность выполнения возложенных на него обязанностей, соответствие принимаемых решений актам вышестоящей юридической силы.

Оценка деятельности главы может быть дана и законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Он может выразить недоверие высшему должностному лицу. Решение принимается двумя третями голосов от числа депутатов по инициативе не менее одной трети. Решение о недоверии направляется Президенту РФ для рассмотрения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности.

Возможность влияния представительного органа субъекта РФ на оценку работы высшего должностного лица базируется на конституционном принципе разделения власти [18, с. 9]. Каждая из ветвей власти является самостоятельным звеном в системе органов власти субъекта РФ и обладает полномочиями, оказывающими сдерживающее влияние в отношении друг друга. Это влияние может быть большим или меньшим, зависеть от политической конъюнктуры, но оно есть и закреплено законодательно. Набор полномочий, определяющих

1 СЗ РФ. 2020. № 50, ч. 3. Ст. 8039.

Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(2). http://esj.pnzgu.ru

взаимоотношения ветвей власти, является частью правового статуса органа и тоже требует своего изучения.

Заключение

Содержание правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется действующим федеральным и региональным законодательством. Поскольку массив нормативных правовых предписаний, касающихся различных процедур занятия должности высшего должностного лица субъекта РФ, закрепления его прав, обязанностей, достаточно широк, важно определить круг норм, позволяющих дать правовую характеристику гражданина РФ, занимающего должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, определить временные рамки действия этих норм. Началом исполнения обязанностей главы субъекта РФ считается день принесения им присяги. До этого момента кандидат на занятие должности обладает правосубъектностью кандидата, но не высшего должностного лица. Прекращение полномочий высшим должностным лицом свидетельствует и о прекращении его особого статусного состояния. На содержание правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации влияет его включение в систему единой публичной власти. Подробное исследование всех аспектов функционирования этой системы [19, с. 7; 20, с. 24; 21, с. 16; 22] позволяет вычленить права и обязанности главы, особенности их закрепления в различных субъектах РФ.

Исходя из изложенного, можно сформулировать определение: под правовым статусом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации следует понимать совокупность правовых предписаний, определяющих правосубъектность гражданина Российской Федерации в период исполнения им полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Список литературы

1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учеб. курс : в 2 т. Т. 1. М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. 863 с.

2. Ким Ю. В. Конституционные и квазиконституционные феномены в структуре российской государственности: к вопросу об особенностях российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 12. С. 2-16. doi: 10.18572/1812-3767-2023-12-2-16 EDN: USECMT

3. Хрестоматия по конституционному праву : учеб. пособие : в 3. т. Т. 1 : История, теория и методология конституционного права. Учение о конституции / сост. Н. А. Богданова, Д. Г. Шустов. СПб. : АЛЕФ-Пресс, 2012. 856 с. EDN: QSSRVJ

4. Малый А. Ф. Организация органов государственной власти области как субъекта Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.02. Северодвинск, 2000. 342 с. EDN: QDHOBD

5. Ишеков К. А. Общие принципы организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: содержание и правовое регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 18-22. doi: 10.18572/1812-3767-2023-7-18-22

6. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. : Юрист, 1997. 672 с.

7. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс. М. : Норма, 2009. 383 с. EDN: QRAMGN

8. Явич Л. С. Общая теория права. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. 287 с.

9. Чернов С. Н. Конституционно-правовой статус Республики Карелия. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. 377 с.

10. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России : учеб. пособие / отв. ред. Н. А. Богданова. М. : Проспект, 2023. 296 с.

11. Синдянкин Н. Н. Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: понятие, структура, содержание (на примере Республики Мордовия) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Саратов, 2004. 25 с.

12. Марков Р. С. Конституционно-правовое регулирование порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 5.1.2. Курск, 2023. 29 с.

13. Нигметзянов А. А. Наградные правоотношения: теория, история, техника : монография. СПб. : Алетейя, 2020. 208 с. EDN: LKUDWV

14. Юридическая ответственность в правовой системе России: концепция взаимодействия, взаимосвязей и устранения противоречий с иными элементами правовой системы : монография / Д. А. Ли-пинский, А. В. Малько, А. А. Мусаткина [и др.] ; под ред. А. В. Малько, Д. А. Липинского, А. А. Мусаткиной. М. : РИОР, 2021. 363 с. doi: 10.29039/02077-7 EDN: NBWJNM

15. Проблемы взаимодействия юридической ответственности и механизма обеспечения национальной безопасности : монография / Д. А. Липинский, Н. В. Макарейко, А. А. Фомин [и др.] ; под ред. Д. А. Липинского. М. : РИОР, 2021. 387 с. doi: 10.29039/02078-4 EDN: SDCBXY

16. Чухарев М. Д. Конституционно-правовая ответственность: старые проблемы и новые решения // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 11. С. 60-64. doi: 10.18572/1812-3767-202211-60-64 EDN: UROCKN

17. Акчурина А. В. Новации мер конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемента системы публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 1. С. 38-41. doi: 10.18572/1812-3767-2023-1-38-41 EDN: GVVUMW

18. Малый А. Ф. Разделение власти: к вопросу о юридическом содержании принципа // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 7. С. 9-12. doi: 10.18572/1812-3767-2023-7-9-12 EDN: WMAGLR

19. Безруков А. В. Правовая природа публичной власти в России: взгляд конституционалиста // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 11. С. 7-11. doi: 10.18572/1812-3767-2023-11-7-11 EDN: LMWGCH

20. Иванов И. В. Публичная власть в Российской Федерации: конституционно-правовое содержание // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 4. С. 24-27. doi: 10.18572/1812-37672023-4-24-27 EDN: XLFHMQ

21. Блещик А. В. К вопросу о содержании понятия «единая система публичной власти в субъекте Российской Федерации» // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 12. С. 16-21. doi: 10.18572/1812-3767-2022-12-16-21 EDN: KEEGZG

22. Романовская О. В. Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации // Реформы и право. 2009. № 2. С. 35-53. EDN: ONLTUR

References

1. Avakyan S.A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: ucheb. kurs: v 2 t. T. 1 = Constitutional law of Russia: discipline: in 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Norma: INFRA-M, 2010:863. (In Russ.)

2. Kim Yu.V. Constitutional and quasi-constitutional phenomena in the structure of Russian statehood: on the features of Russian constitutionalism. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2023;(12):2-16. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2023-12-2-16

3. Bogdanova N.A., Shustov D.G. (comp.). Khrestomatiya po konstitutsionnomu pravu: ucheb. posobie: v 3. t. T 1: Istoriya, teoriya i metodologiya konstitutsionnogo prava. Uchenie o konstitutsii = Anthology on constitutional law: study guide: in 3 volumes. Vol. 1: History, theory and methodology of constitutional law. Doctrine of the constitution. Saint Petersburg: ALEF-Press, 2012:856. (In Russ.)

4. Malyy A.F. Organization of state authorities in the region as a constituent entity of the Russian Federation. DSc dissertation. Severodvinsk, 2000:342. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ishekov K.A. General principles of organization and activity of public authorities in the constituent entities of the Russian Federation: content and legal regulation. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2023;(7):18-22. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2023-7-18-22

6. Matuzov N.I., Malko A.V. (eds.). Teoriya gosudarstva i prava: kurs lektsiy = Theory of state and law: series of lectures. Moscow: Yurist, 1997:672. (In Russ.)

7. Marchenko M.N. Teoriya gosudarstva i prava. Elementarnyy kurs = Theory of state and law. Elementary course. Moscow: Norma, 2009:383. (In Russ.)

8. Yavich L.S. Obshchaya teoriya prava = General theory of law. Leningrad: Izd-vo Leningr. un-ta, 1976:287. (In Russ.)

9. Chernov S.N. Konstitutsionno-pravovoy status Respubliki Kareliya = Constitutional and legal status of the Republic of Karelia. Saint Petersburg: Yuridicheskiy tsentr Press, 2003:377. (In Russ.)

ISSN 2307-9525 (Online)

10. Voevodin L.D. Yuridicheskiy status lichnosti v Rossii: ucheb. posobie = Legal status of an individual in Russia: study guide. Moscow: Prospekt, 2023:296. (In Russ.)

11. Sindyankin N.N. The highest official in a constituent entity of the Russian Federation: concept, structure, content (case study of the Republic of Mordovia). PhD abstract. Saratov, 2004:25. (In Russ.)

12. Markov R.S. Constitutional and legal regulation of the procedure for substituting the highest official in a constituent entity of the Russian Federation. PhD abstract. Kursk, 2023:29. (In Russ.)

13. Nigmetzyanov A.A. Nagradnyepravootnosheniya: teoriya, istoriya, tekhnika: monografiya = Award legal relations: theory, history, technology: monograph. Saint Petersburg: Aleteyya, 2020:208. (In Russ.)

14. Lipinskiy D.A., Malko A.V., Musatkina A.A. et al. Yuridicheskaya otvetstvennost v pravovoy sisteme Rossii: kontseptsiya vzaimodeystviya, vzaimosvyazey i ustraneniya protivorechiy s inymi elementami pravovoy sistemy: monografiya = Legal responsibility in the legal system of Russia: concept of interaction, relationships and elimination of contradictions with other elements of the legal system: monograph. Moscow: RIOR, 2021:363. (In Russ.). doi: 10.29039/02077-7

15. Lipinskiy D.A., Makareyko N.V., Fomin A.A. et al. Problemy vzaimodeystviya yuridicheskoy ot-vetstvennosti i mekhanizma obespecheniya natsionalnoy bezopasnosti: monografiya = Problems of interaction between legal responsibility and mechanism for ensuring national security: monograph. Moscow: RIOR, 2021:387. (In Russ.). doif 10.29039/02078-4

16. Chukharev M.D. Constitutional and legal responsibility: old problems and new solutions. Konsti-tutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2022;(11):60-64. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2022-11-60-64

17. Akchurina A.V. Innovations in measures of constitutional and legal responsibility of the highest official in a constituent entity of the Russian Federation as an element of the system of public power. Konsti-tutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2023;(1):38—41. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2023-1-38-41

18. Malyy A.F. Separation of power: on the legal content of the principle. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2023;(7):9-12. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-37672023-7-9-12

19. Bezrukov A.V. Legal nature of public power in Russia: view of a constitutionalist. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2023;(11):7—11. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2023-11-7-11

20. Ivanov I.V. Public authority in the Russian Federation: constitutional and legal content. Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2023;(4):24-27. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2023-4-24-27

21. Bleshchik A.V. On the content of the concept "unified system of public authority in a constituent entity of the Russian Federation". Konstitutsionnoe i munitsipalnoe parvo = Constitutional and Municipal Law. 2022;(12): 16-21. (In Russ.). doi: 10.18572/1812-3767-2022-12-16-21

22. Romanovskaya O.V. Organization of state power in the constituent entities of the Russian Federation in the decisions of the Supreme Court of the Russian Federation. Reformy i parvo = Reforms and Law. 2009;(2):35-53. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

А. Ф. Малый - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

A.F. Maly - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kazan (Volga Region) Federal University, 18 Kremlevskaya street, Kazan, 420008.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 04.04.2024

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 27.04.2024 Принята к публикации / Accepted 30.05.2024

ISSN 2307-9525 (Online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.