Научная статья на тему 'Трансформация законодательного регулирования организации публичной власти в «новых» субъектах Российской Федерации (есть ли место федерализму)'

Трансформация законодательного регулирования организации публичной власти в «новых» субъектах Российской Федерации (есть ли место федерализму) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичная власть / новый субъект Российской Федерации / федерализм / федеральный закон / public authority / new subject of the Russian Federation / federalism / federal law

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексей Александрович Ходусов

Актуальность исследования обусловлена включением в состав Российской федерации новых субъектов (территорий). Целью исследования является обоснование необходимости трансформации (определения возможности) законодательного регулирования организации публичной власти в новых субъектах Российской Федерации. Исходя из этого, приведен обзор основных аспектов феномена публичной власти в рамках конституционного права, а также организации публичной власти на территории РФ; проанализированы последние изменения отечественного законодательства в области публичной власти (изменения в Конституции, принятие Федерального закона № 414-ФЗ), которые внесли ясность в распределение публичной власти в РФ и другие особенности. При написании статьи использованы материалы законодательства Российской Федерации и научные статьи по проблемам конституционных изменений. В качестве методов исследования были использованы: общенаучные (системный, анализа, синтеза и др.), специальные (формально-юридического анализа, исторический, социологический, а также сравнительный метод).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Алексей Александрович Ходусов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of legislative regulation of the organisation of public authority in the «new» constituent entities of the Russian Federation (is there a place for federalism)

The relevance of the study is due to the inclusion of new subjects (territories) in the Russian Federation. The purpose of the study is to substantiate the need for transformation (determination of the possibility) of legislative regulation of the organization of public power in the new subjects of the Russian Federation. Based on this, an overview of the main aspects of the phenomenon of public power within the framework of constitutional law, as well as the organization of public power in the territory of the Russian Federation, is given.; The article analyzes the latest changes in domestic legislation in the field of public power (amendments to the Constitution, the adoption of Federal Law No. 414-FZ), which clarified the distribution of public power in the Russian Federation and other features. When writing the article, materials of the legislation of the Russian Federation and scientific articles on the problems of constitutional changes were used. The following research methods were used: general scientific (systematic, analysis, synthesis, etc.), special (formal legal analysis, historical, sociological, as well as comparative method).

Текст научной работы на тему «Трансформация законодательного регулирования организации публичной власти в «новых» субъектах Российской Федерации (есть ли место федерализму)»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.552

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-149-152 EDN: https://elibrary.ru/iybqef NIION: 2015-0066-2/24-968 MOSURED: 77/27-011-2024-02-167

Трансформация законодательного регулирования организации публичной власти в «новых» субъектах Российской Федерации

(есть ли место федерализму)

Алексей Александрович Ходусов

Международный юридический институт, Москва, Россия,

yustas-73@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена включением в состав Российской федерации новых субъектов (территорий). Целью исследования является обоснование необходимости трансформации (определения возможности) законодательного регулирования организации публичной власти в новых субъектах Российской Федерации. Исходя из этого, приведен обзор основных аспектов феномена публичной власти в рамках конституционного права, а также организации публичной власти на территории РФ; проанализированы последние изменения отечественного законодательства в области публичной власти (изменения в Конституции, принятие Федерального закона № 414-ФЗ), которые внесли ясность в распределение публичной власти в РФ и другие особенности.

При написании статьи использованы материалы законодательства Российской Федерации и научные статьи по проблемам конституционных изменений. В качестве методов исследования были использованы: общенаучные (системный, анализа, синтеза и др.), специальные (формально-юридического анализа, исторический, социологический, а также сравнительный метод).

Ключевые слова: публичная власть, новый субъект Российской Федерации, федерализм, федеральный закон

Для цитирования: Ходусов А. А. Трансформация законодательного регулирования организации публичной власти в «новых» субъектах Российской Федерации (есть ли место федерализму) // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 149-152. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-149-152. EDN: IYBQEF.

Original article

Transformation of legislative regulation of the organisation of public authority in the «new» constituent entities of the Russian Federation

(is there a place for federalism)

Alexey A. Khodusov

International Law Institute, Moscow, Russia,

yustas-73@mail.ru

Abstract. The relevance of the study is due to the inclusion of new subjects (territories) in the Russian Federation. The purpose of the study is to substantiate the need for transformation (determination of the possibility) of legislative regulation of the organization of public power in the new subjects of the Russian Federation. Based on this, an overview of the main aspects of the phenomenon of public power within the framework of constitutional law, as well as the organization of public power in the territory of the Russian Federation, is given.; The article analyzes the latest changes in domestic legislation in the field of public power (amendments to the Constitution, the adoption of Federal Law No. 414-FZ), which clarified the distribution of public power in the Russian Federation and other features.

When writing the article, materials of the legislation of the Russian Federation and scientific articles on the problems of constitutional changes were used. The following research methods were used: general scientific (systematic, analysis, synthesis, etc.), special (formal legal analysis, historical, sociological, as well as comparative method).

Keywords: public authority, new subject of the Russian Federation, federalism, federal law

For citation: Khodusov A. A. Transformation of legislative regulation of the organisation of public authority in the «new» constituent entities of the Russian Federation (is there a place for federalism). Bulletin of economic security. 2024;(2):149-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-149-152. EDN: IYBQEF.

© Ходусов А. А., 2024

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Для Российской Федерации характерна парадигма административно-территориального устройства государства, в основе которой лежит подход к распределению государственной власти по отношению к территории сверху вниз. Эта модель, построенная на принципах авторитарных режимов, достаточно стабильна, но исключает местную инициативу и мобилизацию собственных ресурсов для развития. Очевидно, что данная модель территориальной организации публичной власти требует реформирования [5, с. 44].

Основные особенности организации публичной власти характеризуют собой сущность устройства государства. Они включают в себя такие аспекты как пути взаимодействия форм публичной власти на государственном и муниципальном уровне, наделяют определенными полномочиями глав субъектов РФ, а также описывают ее пределы и особенности функционирования.

Особенности организации публичной власти в РФ включают в себя следующие аспекты:

- разграничение полномочий между органами государственной власти и местными и региональными органами власти;

- сотрудничество между уровнями государственной власти.

Концепция организации публичной власти - это не просто синтетическое и последовательное видение, которое доступно для восприятия и реализации, но и система знаний и научных исследований в полном развитии, поскольку все ее компоненты могут развиваться и дополнять друг друга.

Организация публичной власти отвечает двум основным задачам:

- самодостаточности местных сообществ;

- обеспечению условий для функционирования местной демократии.

Парадигма организации публичной власти основана на следующих утверждениях: в современных государствах власть народа реализуется на разных уровнях, имея различные формы. На каждом уровне существования население, как составная часть народа, непосредственно или через органы власти, достигает в своих территориальных пределах публичной власти в соответствии с правовыми положениями. Власть каждого субнационального сообщества представляет собой составную часть публичной власти, которая вместе с государственной властью образует унитарную систему публичной власти [6, с. 107]. Правовую основу этой публичной власти составляют Конституция и законы государства, которые наделяют выборные органы местных сообществ полномочиями, а также необходимой компетентностью для того, чтобы реализовать свою власть. Территориальные аспекты местной власти влияют на способы действия местной власти и эффективность ее деятельности.

Парадигма территориальной организации публичной власти включает в себя следующие составные части:

- территориальная организация государственной власти;

- территориальная организация местной власти;

- разумное распределение обязанностей между органами государственной власти и местными органами власти;

- сотрудничество уровней публичной власти в достижении общих интересов.

Важно отметить, что к феномену публичной власти в современном демократическом государстве следует подходить не только применительно к государству, но и гораздо шире, с точки зрения существования как публичной власти народа, так и существования и функционирования публичной власти местных сообществ, как власть той же социальной природы, но отличающаяся по форме и содержанию от государственной. Эти общины имеют свою собственную публичную власть, основанную на двух существенных элементах: местном населении и местных выборах, посредством которых избираются их представительные органы (директивные и исполнительные).

Парадигма организации публичной власти дает возможность рассматривать проблему территориальной организации публичной власти с точки зрения процессов демократизации, характерных для современного мира. Многоуровневый характер публичной власти, определяемый территориальными пределами, в которых она применяется, предполагает изучение данного явления во всех его формах проявления и выработку единых критериев для анализа организации структур публичной власти. При таком подходе важно проанализировать эффективность организации публичной власти в соответствии с территориальным принципом, тех ресурсов, которыми она располагает и будет пользоваться для того, чтобы легитимизовать или укрепить свои позиции. Будучи последовательной и достаточно доступной для восприятия и применения, парадигма территориальной организации публичной власти является полезным исследовательским инструментом для изучения феномена публичной власти в современных обществах.

В новых условиях общественного развития, отмеченных процессом переоценки концепций и ценностей, особенно тех, которые закрепились в прошлом, существует необходимость в разработке современного видения территориальной организации публичной власти, которое отражало бы и соответствовало новым реалиям, без идеологических ограничений и пропагандистских догм. Учитывая, что за последние три десятилетия были разработаны и продвигались различные взгляды на организацию публичной власти, возникла объективная необходимость систематизировать подходы, идеи и знания, полученные в рамках парадигмы организации публичной власти. Реалии современного общества (политические, экономические, социальные) также требуют определения новых механизмов и методов развития публичной власти как на центральном, так и на местном уровнях и институционализации циви-

JURISPRUDENCE

лизованных, очень четко определенных и юридически регулируемых механизмов, которые бы устанавливали сотрудничество между уровнями публичной власти. Постановка теоретических и практических вопросов, связанных с территориальным измерением публичной власти, в рамках парадигмы организации публичной власти позволит должностным лицам, работающим в органах государственной власти, местным выборным должностным лицам, а также всем заинтересованным и вовлеченным лицам понять процессы, происходящие в обществе, тем самым стимулирование их гражданского участия.

Часть третья статьи 132 обновленной Конституции Российской Федерации [1] постановляет, что органы местного самоуправления (далее - органы МСУ) и органы государственной власти совместно организуют единую систему публичной власти в нашей стране и взаимодействуют друг с другом в интересах эффективного решения проблем и задач, с которыми сталкивается население того или иного региона РФ. Внесенные поправки в Конституцию РФ 2020 г. дают нам основания предполагать, что в настоящий момент требуется новое видение и прочтение деятельности и функционирования публичной власти на территории нашей страны. Новеллы главного документа нашей страны влекут за собой пересмотр достаточно крупного пласта законодательства, включающего в себя законы и подзаконные акты, действующие как на федеральном, так и на региональном уровне, а также нормативно-правовые документы муниципальных субъектов. Среди них можно выделить федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2] и от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3].

Об изменении и приведении законодательных актов к «общему знаменателю» специалисты и эксперты в области конституционного права рассуждали еще несколько лет назад, поскольку назрела большая необходимость в оптимизации законодательства, которое регулировало бы осуществление власти на разных уровнях в едином подходе, чтобы точно соответствовать ожиданиям граждан и решению важных задач. Стоит отметить, что удачная модернизация вышеуказанных нормативно-правовых актов зависит, в первую очередь, от ответственного и тщательного подхода законодателя к подробному изменению базовых законов, а также от того, в какой степени и насколько полно они будут учитывать реальное положение дел на всей обширной территории Российской Федерации. Нам видится, что работа по трансформации публичной власти в Российской Федерации займет несколько лет, однако о некоторых ее аспектах уже можно составить определенное мнение.

В июне 2022 года вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной

власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ [4] (далее - Федеральный закон № 414-ФЗ), который был принят в рамках новых положений Конституции РФ.

Обращаясь к его анализу, можно отметить, что нормы Федерального закона № 414-ФЗ систематизировали данные из других нормативно-правовых актов, содержащие разрозненные сведения об осуществлении публичной власти в РФ, а также отразил в себе строгое распределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями. Федеральный закон № 414-ФЗ также закрепил общие принципы функционирования власти, действующей на территории нашего страны, согласно которым все уровни власти должны функционировать единообразно [4].

Нормы Федерального закона № 414-ФЗ содержат в себе предписание о наименование руководителей глав субъектов (глава, губернатор, мэр) в зависимости от тех или иных сложившихся в регионе традиций, однако за исключением слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента Российской Федерации [4]. Изменения коснулись также и ответственности, которую несет глава региона согласно закону, Президент РФ имеет право сделать выговор руководителю того или иного субъекта в том случае, если он выполняет свои обязанности ненадлежащим образом. Если же высшее должностное лицо субъекта не исправил свои ошибки, которые повлекли за собой выговор от президента- глава субъекта может быть уволен со своего поста и в течение 5 лет не сможет заниматься государственной деятельностью ни в своем, ни в другом регионе.

В завершении отметим, что на текущем этапе Россия находится в непростой политической ситуации, отношения со многими странами обострены, что оказывает влияние на политический курс и экономику нашей страны [7, с. 50]. Есть надежда, что предложенные законодателем меры по изменению организационных особенностей публичной власти, затрагивающие глубинные основы конституционного строя, помогут более успешно осуществлять публичную власть как в старых, так и новых субъектах РФ, а взаимодействие между ними будет осуществляться более эффективно.

Список источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // URL://http://www.consultant.ru/ document/co№s_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 25.01.2023).

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

государственной власти субъектов Российской Федерации» // URL://http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_14058/ (дата обращения: 25.01.2023).

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // URL://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 25.01.2023).

4. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» //URL://http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/ (дата обращения: 25.01.2023).

5. Бухвальд Е. М. Конституционные изменения и новый этап развития российского федерализма // Федерализм. 2021. Т. 26. № 1 (101). С. 44-61.

6. Кискин Е. В. Некоторые направления развития законодательства о местном самоуправлении в свете поправок к Конституции Российской Федерации // Федерализм. 2020. Т. 25. № 4 (100). С. 107-126.

7. Глигич-Золотарева М. В., Лукьянова Н. И. Новые контуры трансформации публичной власти в Российской Федерации. Федерализм. 2022. № 27 (1). С. 23-50.

References

1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 12/30/2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014

No. 2-FKZ, dated 01.07.2020 No. 11-FKZ, dated

06.10.2022) // URL://http://www.consultant.ru/document/ coNo.s_doc_LAW_28399/ (accessed: 25.01.2023).

2. Federal Law No. 184-FZ of October 6, 1999 «On the General Principles of the Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of State Power of the Subjects of the Russian Federation». [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_14058 / (accessed: 25.01.2023).

3. Federal Law of October 6, 2003 No. 131-FZ «On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation». [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571 / (accessed: 25.01.2023).

4. Federal Law of December 21, 2021 No. 414-FZ «On the general principles of the organization of public power in the subjects of the Russian Federation». [electronic resource]. Access mode: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_404070 / (accessed:

25.01.2023).

5. Buchwald E. M. Constitutional changes and a new stage in the development of Russian federalism // Federalism. 2021. Vol. 26. No. 1 (101). P. 44-61.

6. Kiskin E. V. Some directions of development of legislation on local self-government in the light of amendments to the Constitution of the Russian Federation // Federalism. 2020. vol. 25. No. 4 (100). P. 107-126.

7. Gligich-Zolotareva M. V., Lukyanova N. I. New contours of transformation of public power in the Russian Federation. Federalism. 2022. No. 27 (1). P. 23-50.

Информация об авторе

А. А. Ходусов - заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author A. A. Khodusov - Head of the Department of Criminal Law Disciplines of the International Law Institute, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 26.12.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 18.03.2024.

The article was submitted 26.12.2023; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 18.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.