К вопросу о ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ
л.в. БУЛДЫГИНА
ON A QUESTION OF EXPRESSIVENESS OF RUSSIAN SPEECH
L.V. BULDYGiNA
В статье анализируется содержание понятия «выразительность речи», приводятся различные определения данного термина и подчеркивается роль внешней произносительной выразительности речи, которая является для автора предметом профессиональной деятельности.
Ключевые слова: выразительность устной речи, средства выразительности, внешняя выразительность; произношение, произносительная культура, нормы произношения; фонетический строй русского языка.
In article analyses the concept «expressiveness of speech», various definitions of the given term are presented and the role of external pronounceable expressiveness of speech, which is a professional work subject of the author, is underlined.
Keywords: expressiveness of oral speech, means of expressiveness, external expressiveness; pronunciation, culture of pronunciation, norms of pronunciation; phonetic system of Russian language.
Выразительность речи - важный аспект культуры речи, для говорящих и слушающих одна из актуальных лингвистических проблем современного общества.
Во всех профессиональных сообществах и социально обусловленных и структурированных группах людей существуют свои нормативные представления о том, что и, главное, как можно говорить. Но как ни разнообразны и ни широки эти правила, они подчинены более обобщенным, единым для всех нормам, нарушив которые, говорящий рискует обидеть собеседника либо не достигнуть желаемого коммуникативно- успешного результата [3:6].
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на адресата звучащая речь не одинакова. Два человека, проговорившие один и тот же текст, оказывают на слушающих в схожих коммуникативных ситуациях совершенно разное воздействие, эффект которого зависит от степени выразительности звучащей речи.
Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность устной речи говорящего: «самостоятельность мышления, проявляющаяся в устной речевой деятельности; неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков (технологических, в том числе); умение контролировать свою речь в процессе её реализации, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо; сознательное намерение автора речи говорить выразительно, психологическая целевая установка на выразительность» [6: 68].
В широком смысле термин выразительность речи трактуется как «совокупность таких её качеств (прежде всего - целесообразности, уместности, точности, логичности, ясности, экспрессивности), которые обеспечивают полноценное (максимально приближенное к адекватному пониманию передаваемой информации) восприятие речи адресатом» [5: 90].
л.в. БУЛДЫГИНА
Существует и узкое определение понятия выразительность речи, которая понимается как синоним экспрессивности речи [2: 94]; [7: 88]. Выразительность связывают с прагматической функцией речи, имея в виду «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и стимулируют интерес у слушателя» [6: 182]; как «свойство речи обращать на себя внимание и запоминаться» [15: 126]. Приведем еще ряд однотипных толкований понятия «выразительность»: это «способность текста привлекать внимание своей речевой организацией» [16:215]; «способность ... речи хорошо, ярко выразить что-нибудь, тем самым привлечь внимание собеседника и удерживать его на всем протяжении этой речи» [9:12]; как «приемы использования языка для достижения конечной цели - убедить, доказать» [11:38]. Во всех этих определениях учитывается позиция адресата как объекта речевого воздействия.
В этой связи приведем определение термина, предложенное Т.В. Матвеевой в «Полном словаре лингвистических терминов»: выразительность речи - «одно из коммуникативных качеств речи, акцентированное на прагматическом и эстетическом качестве речевых произведений, а именно, обеспечение полноценного и эстетически привлекательного восприятия путем особой организации речи и текста» [8:64]. Выразительность речи усиливает воздействие на адресата, привлекает и удерживает интерес и внимание в сценическом воплощении художественных стихотворных и драматургических текстов. Напротив, к деловой или научной устной речи требование выразительности не предъявляется как обязательное.
Специальные средства и приёмы выразительности зависят от конкретной коммуникативной ситуации, они отбираются говорящим (адресантом) в ориентации на адресата. В текстах воздействующих стилей они используются как стилеобразую-щие. Кроме того, именно этим средством маркируют авторскую речевую индивидуальность.
Интерес к выразительности звучащей речи зародился довольно давно. Ещё в V в. до н.э. в рамках софистической школы в Афинах возник «небывалый культ звучащего слова» [14:124]. Задачей софистического учения было научить хорошо и убедительно говорить о политических, нравственных и философских вопросах. «Греческий оратор говорил нараспев, меняя тональность в соответствии с содержанием речи, сопровождая свои слова гармоническими движениями тела, . выдерживая соответствующую ритмическую и интонационную организацию прозаической речи. ... Теорию выразительного произнесения или декламации как устного стиля ораторского искусства впервые ввел в риторику Фрасимах, использовав богатейший опыт актерского искусства, накопленный греческим театром» [14: 175].
В каждой культуре сложились национальные традиции в производстве и восприятии выразительной речи, в теоретических моделях описания выразительности и в технологиях её формирования. В отечественной традиции выделяются два подхода к понятию речевой выразительности: выразительность внутренняя и внешняя.
Внутренняя выразительность является, во-первых, отражением самостоятельности, оригинальности мышления, умением говорящего нестандартно выразить собственные мысли; во-вторых, характеризуется отбором и сочетанием специальных средств и приемов, с помощью которых возникает изобразительная образность речи и оттеняется отношение говорящего; в-третьих, внутренняя выразительность способствует выстраиванию говорящим оценочной шкалы по отношению к предмету речи.
Если внутренняя выразительность трактуется как качество, присущее и письменной, и устной речи, то выразительность внешняя приложима лишь к речи устной, звучащей. При характеристике этой стороны выразительности принимаются во внимание «хорошая дикция, правильная артикуляция, тембр и высота голоса, интонационное богатство и четкость фонетического членения речи, целесообразное использование логических и эмфатических ударений»[13:62]. Средства звуковой выразительности рассматриваются в тесной связи с такими невербальными знаками, как жесты, мимика, движение. При этом необходимо учитывать, что звуковые средства не могут самостоятельно, без связи с содержательной и модальной стороной высказывания или текста обеспечить выразительность, воздействующий эффект которой базируется на взаимодействии основных качеств, присущих конкретному речевому произведению.
Внешняя выразительность речи создается с помощью произносительных средств. Выразительность произношения создает особую, внешнюю и внутреннюю, эмоциональную и логическую воздейственность устной звучащей речи, однако, как правило, реализация этого качества предполагает специальную подготовку и тренировку.
Внутренняя выразительность речи изучается в школе на уроках литературы и русского языка; внешняя - пока не стала обязательным школьным предметом. В большей или меньшей степени произношение детей является специальным объектом наблюдения на этапе дошкольного образования. Программами начального и общего среднего школьного образования обучение произношению не предусмотрено. Много лет курс «Выразительное чтение» был специальной дисциплиной, преподаваемой на факультетах русского языка и литературы педагогических средних специальных и высших учебных заведений. К сожалению, в настоящее время этот учебный курс не изучается. В российских театральных институтах преподают сценическую речь, в границах которой студенты изучают технику речи.
«Сценическая речь - звуковая реализация актерами языка художественной литературы на сцене, экране, в радиопередачах, являющаяся важным выразительным средством их игры. Состоит из ряда компонентов: речевого фона, речевых характерологических средств, средств экспрессивной, эмоциональной передачи речи. Сценическая речь опирается на полный стиль нормированного литературного произношения и удерживает некоторые архаические черты традиционного московского произношения, от которых живое литературное произношение всё более и более отклоняется» [10: 343].
«Несмотря на архаические черты, сценическая речь, как и дикторская, всегда выступала образцом русского литературного произношения, следовательно, её можно считать и образцом выразительного произношения» [4: 9]. Но «в современном театре со сцены звучит не только образцовая речь, порой стали приемлемы и неполный стиль произношения, и произносительная небрежность, и вялая, нечеткая артикуляция» [1:50]. Наблюдаются некоторые уступки в сторону просторечной, либо диалектной, либо молодежной манеры произношения. «Нам необходимо максимально развивать активные формы обучения культуре речи, в частности произносительной, ... роль школы в повышении культуры речи вообще и произносительной в частности очень велика и ответственна» [1: 42-43].
Нет необходимости включать в школьный курс русского языка системное изучение сценической речи, но работа над произносительной выразительностью должна стать обязательной частью работы по изучению звуковой стороны языка в целом. Теоретическое и практическое изучение фонетики предусмотрено программами в
Л.в. БУЛДЫГИНА
начальной школе, а далее, в средних классах не отводится времени на совершенствование произносительных навыков. Орфоэпические нормы изучаются в полном школьном курсе русского языка, но, по большей части, недостаточно из-за большой плотности учебной программы.
Как следствие, правильная выразительная устная речь в наши дни все реже звучит, к сожалению, из уст говорящих-простых носителей русского языка, а также некоторых признанных и, особенно, молодых деятелей политики и образования, культуры и искусства. В 90-е годы прошедшего столетия на фоне демократических перемен наблюдался всплеск общественного интереса к подготовке устных публичных выступлений, в процессе которой уделялось внимание и технологиям выработки навыков правильного русского произношения. Но в наши дни они оказались незаслуженно забытыми. Между тем внешне выразительная устная речь востребована обществом не только в связи с её эстетической функцией, но и благодаря позитивному воздействующему эффекту, способному произвести «неотразимое впечатление своей убедительностью, ясностью воспроизводимой мысли, отчетливостью и точностью словесного определения, последовательностью, четкой группировкой слов и построением фразы» [12:67].
Литература
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Учебное пособие. - М: Просвещение, 1984. - 384 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М: Советская энциклопедия, 1966. - 608 с.
3. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи. Трудные случаи. - СПб.: Питер, 2005. - 368 с.
4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М.: Высшая школа, 2003 - 125 с.
5. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты. Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. А.П. Сковородникова. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 480 с.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи - М.: Высшая школа, 1988. - 320 с.
7. Матвеева Т.В. Лексическая экспрессивность в языке. - Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. - 234 с.
8. Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. - Ростов н/ Дону: Феникс, 2010. - 562 с.
9. Пекарская И.В. Стилистика деловой речи - Ростов н/Дону: Феникс, 2004. - 128 с.
10. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. - М.: Советская энциклопедия, 1979. - 432 с.
11. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 751 с.
12. Станиславский К.С. Работа актера над собой: Глава: Речь и ее законы // Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1989. Т. 3.- С. 80-133.
13. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой. -М.: ГИТИС, 2000. - 511 с.
14. ТронскийИ.М. История античной литературы. - М.: Высшая школа, 1983. - 464с.
15.Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. - М.: Флинта: МПСИ, 2001. - 136 с.
16.Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций: Словарь риторических приемов. - Ростов н/Дону: Феникс, 1999. - 384 с.