Научная статья на тему 'К вопросу о выдаче лицензии на приобретение оружия гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления'

К вопросу о выдаче лицензии на приобретение оружия гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
лицензия на приобретение оружия / хранение оружия / обвинение в совершении преступления / аннулирование лицензии / заключение под стражу / изъятие оружия / оборот оружия / Росгвардия / license cancellation / arms trafficking / accusation of committing a crime / license to purchase weapons / detention / seizure of weapons / weapons storage / Rosgvardiya

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаисханов Р.Р.

оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных причинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, имеет повышенную опасность для охраняемых Конституцией РФ ценностей. Установленные законодательством ограничения по обороту гражданского оружия направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности. При указанных обстоятельствах совершенно обоснованно позиционирование гражданина, владеющего оружием, как примера соблюдения законодательства, прав других граждан, а также интересов общества и государства. Однако на сегодняшний день не исключена возможность выдачи лицензии на приобретение оружия гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления, а также не предусматривается аннулирование такой лицензии и последующее изъятие оружия у владельцев, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в связи с чем объективно не способных обеспечить безопасность и сохранность оружия. Предложенные автором дополнения позволят предотвратить совершение преступлений с использованием зарегистрированного оружия гражданами, которым предъявлено обвинение в совершении преступления, а также будут способствовать исключению фактов безответственного хранения оружия в период заключения под стражей владельца такого оружия, обвиняемого в совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of issuing a license to purchase weapons to citizens who have been charged with committing a crime

the arms trade as a technical means, structurally designed to defeat living or other targets and, therefore, capable of causing significant damage to life and health, property and nature, poses an increased danger to the values protected by the Constitution of the Russian Federation. Legal restrictions on the renewal of civilian weapons are aimed at protecting the life and health of citizens, property and public safety. In turn, the owner of a weapon in the Russian Federation should be a model of a law-abiding citizen who respects the rights and freedoms of citizens, the interests of society and the state, and also be a guarantor of its safe use for others. At the same time, the current legislation obliges the territorial bodies of Rosgvardiya to grant licenses for the purchase of firearms to citizens of the Russian Federation who have been charged with committing a crime, and also does not provide for the cancellation of such a license and the subsequent seizure of weapons from citizens against whom a preventive measure in the form of detention has been chosen, in connection with which, objectively unable to ensure the safety and security of weapons, as well as the exclusion of access to it by unauthorized persons. The proposed amendments are aimed, among other things, at preventing and preventing cases of crimes committed by persons who have been charged with committing a crime, crimes with the use of weapons that can cause significant harm to the life and health of citizens, and will also allow to exclude irresponsible storage of weapons.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выдаче лицензии на приобретение оружия гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления»

Р.Р. Фаисханов,

аспирант

кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии

R.R. Faiskhanov,

Postgraduate .student

of the Department of Administrative

and Municipal Law

of the Saratov State Law Academy

emilzolal990@yandex.ru

DOI:

К ВОПРОСУ О ВЫДАЧЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОРУЖИЯ ГРАЖДАНАМ, КОТОРЫМ ПРЕДЪЯВЛЕНО ОБВИНЕНИЕ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация: оборот оружия как технических средств, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели и, следовательно, способных при- 3 чинить существенный вред жизни и здоровью людей, имуществу и природе, имеет о

повышенную опасность для охраняемых Конституцией РФ ценностей. Установлен- 0 0

ные законодательством ограничения по обороту гражданского оружия направлены ■§ о

на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной 3 о

безопасности. При указанных обстоятельствах совершенно обоснованно позициони- -о Ц

рование гражданина, владеющего оружием, как примера соблюдения законодатель- ^ 3

ства, прав других граждан, а также интересов общества и государства. Однако | j|

на сегодняшний день не исключена возможность выдачи лицензии на приобретение g g

оружия гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления, ° f

а также не предусматривается аннулирование такой лицензии и последующее изъ- to 3

ятие оружия у владельцев, в отношении которых избрана мера пресечения в виде ®

заключения под стражу, в связи с чем объективно не способных обеспечить без- 3 ^

опасность и сохранность оружия. Предложенные автором дополнения позволят ™ ®

предотвратить совершение преступлений с использованием зарегистрированного n g оружия гражданами, которым предъявлено обвинение в совершении преступления, о

а также будут способствовать исключению фактов безответственного хранения g g

оружия в период заключения под стражей владельца такого оружия, обвиняемого 3 f

в совершении преступления. о J

Ключевые слова: лицензия на приобретение оружия, хранение оружия, обвинение о д

в совершении преступления, аннулирование лицензии, заключение под стражу, изъятие 0 g

оружия, оборот оружия, Росгвардия. | |

257

ON THE ISSUE OF ISSUING A LICENSE TO PURCHASE ~

WEAPONS TO CITIZENS WHO HAVE BEEN CHARGED »

WITH COMMITTING A CRIME f

g

Abstract: the arms trade as a technical means, structurally designed to defeat living 0 or other targets and, therefore, capable of causing .significant damage to life and health, property and nature, poses an increased danger to the values protected by the Constitution of the Russian Federation. Legal restrictions on the renewal of civilian weapons are aimed at protecting the life and health of citizens, property and public safety. In turn, the owner

of a weapon in the Russian Federation should be a model of a law-abiding citizen who respects the rights and freedoms of citizens, the interests of society and the state, and also be a guarantor of its .safe use for others. At the .same time, the current legislation obliges the territorial bodies of Rosgvardiya to grant licenses for the purchase of firearms to citizens of the Russian Federation who have been charged with committing a crime, and also does not provide for the cancellation of such a license and the subsequent seizure of weapons from citizens against whom a preventive measure in the form of detention has been chosen, in connection with which, objectively unable to ensure the safety and security of weapons, as well as the exclusion of access to it by unauthorized persons. The proposed amendments are aimed, among other things, at preventing and preventing cases of crimes committed by persons who have been charged with committing a crime, crimes with the use of weapons that can cause significant harm to the life and health of citizens, and will also allow to exclude irresponsible storage of weapons.

Keywords: license cancellation, arms trafficking, accusation of committing a crime, license to purchase weapons, detention, seizure of weapons, weapons storage, Rosgvardiya.

Контрольно-надзорная деятельность государства в сфере оборота оружия представляет собой основной организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в указанной сфере [1, с. 25] и входит в число задач, возложенных законодательством на Федеральную службу войск национальной гвардии РФ (далее - Росгвардия) [2]. 2 По данным Росгвардии, по состоянию на 2021 г. официально ^ зарегистрировано более 4,5 млн владельцев оружия, имеющих по— рядка 7 млн ед. гражданского оружия, 150 тыс. ед. боевого, 94 тыс. § ед. служебного, а также 3 тыс. ед. холодного оружия [3]. Вопросы, 5 связанные с совершенствованием законодательства в области оборота § гражданского оружия, наиболее многочисленного из находящихся ^ в обороте видов оружия, являются предметом повышенного внимания Президента РФ В. В. Путина, отметившего необходимость повышения о требований к владельцам такого вида оружия и усиления контроля 2 за его оборотом [4].

С Указанные обстоятельства обусловлены относительной доступностью легального приобретения гражданского оружия, а также последствиями его противоправного использования, создающими ^ угрозу полноценному функционированию органов государственной СЧ власти и препятствующими нормальному быту граждан [5, с. 142]. ® Один из видов гражданского оружия - охотничье оружие, пред-^ ставленное шестью отдельными категориями, в том числе огнестрельными образцами, к которым относится длинноствольное с нарезным стволом, гладкоствольное длинноствольное (далее - гладкоствольное ружье), комбинированное. Конкретные требования к обороту каждой категории охотничьего оружия закреплены законодательством об ору-

■Û

258

жии [6]. Существенно, что в объем понятия «оборот оружия» также включены его приобретение и изъятие.

Первыми в плане доступности являются гладкоствольные ружья, т.к., например, для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом требуется либо статус профессионального охотника, либо пятилетний стаж владения гладкоствольным ружьем.

Истоки правового регулирования вопросов приобретения гладкоствольных ружей в отечественном государстве берут свое начало в XX в., когда требования к гражданам, приобретшим такое оружие, сводились к обязательной постановке его на учет в местных органах полиции [7].

Первые ограничения права на приобретение гладкоствольных ружей были установлены Декретом СНК РСФСР от 28 июля 1920 г. ^ «Об охоте», в соответствии с которым такое оружие могли приобретать § лишь владельцы охотничьих билетов [8, с. 458-459]. § §

В последующем требования к гражданам, желающим приобрести ■§ 1 гладкоствольное ружье, изменялись в сторону как ужесточения, так | | и некоторого послабления. Так, в годы Великой Отечественной войны ё была прекращена продажа огнестрельного оружия частным лицам, § | осуществлена проверка владельцев гладкоствольных ружей в целях | | противодействия незаконному владению оружием, а также его изъятие о | у отдельных учреждений и некоторых граждан, например у бывших | | кулаков, участников контрреволюционных восстаний, иных лиц, со- | § стоявших на учете в милиции. Гладкоствольные ружья не изымались I у лиц, занимавшихся промысловой охотой, а также у лиц, для которых § | охота служила единственным источником дохода [9, с. 375]. §

Постановлением Совета Министров СССР от 3 февраля 1956 г. гражданам было предоставлено право приобретения указанных об- ^ § разцов оружия на основании охотничьего билета без последующей <;> И регистрации [10, с. 117].

Вместе с тем отсутствие регистрации владельцев оружия в органах | | МВД СССР и последующего надлежащего контроля за соблюдением ими соответствующих правил хранения и использования оружия 259 способствовало возникновению предпосылок угрозы общественной ^ безопасности. В связи с чем Постановлением Совмина СССР от 11 мая Л

ф

1959 г. исключено участие лиц, не имеющих охотничьего билета, | в обороте гладкоствольных ружей [11]. |

В свою очередь, изданием Постановления Совмина РСФСР § от 10 октября 1960 г. ознаменовано введение лицензионного порядка приобретения гражданами СССР охотничьего огнестрельного оружия.

В целях усиления борьбы с нарушениями правил оборота охотничьего оружия Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 июня 1976 г. была закреплена административная ответственность за покупку или хранение гладкоствольных ружей гражданами, не имеющими соответствующего разрешения и охотничьего билета. Незаконное приобретение охотничьего оружия могло повлечь, помимо административного штрафа, изъятие такого оружия, которое подлежало реализации торгующими организациями с последующей передачей вырученных денежных средств владельцу оружия [12]. Разрешительные документы на оружие аннулировались, а оружие подлежало изъятию у граждан, выбывших из охотничьих коллективов.

На сегодняшний день для приобретения гладкоствольного ружья необходимо получить лицензию в соответствующем территориальном органе Росгвардии. Основания как для отказа в выдаче такой лицензии, „о так и для ее аннулирования и последующего изъятия хранящегося го оружия представляются исчерпывающими, обоснованными и способствующими некоторому ограничению граждан, склонных к девиантно-№ му поведению, в праве на приобретение гладкоствольного ружья [13, § с. 33-34], а кроме того, своевременному изъятию оружия у владельцев, § в отношении которых имеются основания полагать, что дальнейшее 2 владение ими оружием создает потенциальную угрозу общественному ^ порядку и общественной безопасности [14, с. 254-255]. — Вместе с тем отсутствие правовых предписаний, ограничивающих

§ право на приобретение гладкоствольного ружья, а также устанавли-с

§ вающих основания для аннулирования лицензии и изъятия оружия § у граждан, которым предъявлено обвинение в совершении престу-^ пления, является существенным пробелом. Так, в ходе следствия по уголовному делу в отношении лица при наличии существенных о доказательств его вины выносится постановление о привлечении ^ в качестве обвиняемого.

С Необходимо учесть, что уполномоченные должностные лица вправе избрать в отношении обвиняемого меру пресечения, предусмо-260 тренную уголовно-процессуальным законодательством [15], например ^ домашний арест (нахождение обвиняемого в изоляции от общества (V в жилом помещении, в котором он проживает) или заключение под ® стражу [16]. Однако в распоряжении субъектов, уполномоченных ^ на избрание обвиняемому таких мер, могут отсутствовать достаточные для этого основания, а также их избрание не носит обязательного характера.

Следовательно, гражданин, которому предъявлено обвинение в совершении преступления, может быть не ограничен в передви-

жении (т.к. меры пресечения могут не применяться), имеет законное право на получение лицензии на приобретение оружия при условии прохождения подготовки, а также предоставления соответствующих медицинских заключений и в полном соответствии с положениями законодательства об оружии может приобрести гладкоствольное ружье.

Более того, гражданское оружие должно храниться по месту жительства владельца, обязанного обеспечить условия его сохранности и безопасности хранения [17]. В случае избрания в отношении гражданина, являющегося владельцем оружия, которому предъявлено обвинение в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу для аннулирования лицензии на приобретение оружия и изъятия такового не имеется правовых оснований. С момента ареста владельца оружия и до освобождения его из-под стражи ^ либо до вступления в силу приговора суда, служащего основанием § для аннулирования лицензии и последующего изъятия оружия, от- § § ветственность за надлежащее хранение оружия де-юре несет его ■§ 1 владелец. Очевидна правовая неопределенность, обусловленная не- | | возможностью со стороны такого владельца оружия по объективным ё обстоятельствам обеспечить сохранность и хранение оружия в соот- § | ветствии с предъявляемыми требованиями. | |

Таким образом, представляется необходимым введение нормы, о | позволяющей ограничить в праве на получение лицензии на приоб- | | ретение оружия граждан, которым предъявлено обвинение в совер- | § шении преступления, выступающей основанием для аннулирования I такой лицензии и последующего изъятия оружия. § |

Аналогичная норма предусмотрена законодательством о частной | § детективной и охранной деятельности. Так, лица, которым предъяв- | ^ лено обвинение в совершении преступления, не вправе претендовать ^ I на приобретение правового статуса частного охранника [18]. да!

На основании изложенного целесообразно дополнить ч. 20 ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» | | новым пунктом следующего содержания: «11) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса 261 об их виновности в установленном законом порядке)». Л

Указанное дополнение ограничит в праве на получение лицензии Л на приобретение оружия граждан, которым предъявлено обвинение | в совершении преступления, а также исключит безответственное | хранение оружия, не позволяющее обеспечить его сохранность, без- § опасность хранения и недопущение к нему посторонних лиц в период заключения под стражей владельца оружия, обвиняемого в совершении преступления.

Список литературы:

1. Соколов, А. Ю. Правовая политика в сфере государственного контроля и надзора / А.Ю. Соколов, О.А. Лакаев // Правовая политика и правовая жизнь. - 2020. - № 2. - С. 24-35.

2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 27, ч. 1, ст. 4159; 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5107.

3. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/7-984 (дата обращения: 28.11.2021).

4. Рос. газ. - 2021. - 13 мая.

5. Фаисханов, Р. Р. К вопросу о субъектном составе нарушения сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет как административного правонарушения / Р. Р. Фаисханов // Актуальные вопросы теории и практики реализации публичной власти : сб. науч. тр. по матер. IV ежегод. Сарат. адм.-прав. чтений (Саратов, 11-12 октября

.д 2018 г.). - Саратов : ИП Коваль Ю.В., 2018. - С. 142-145. ^ 6. Об оружии : федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. § от 28 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 51, ^ ст. 5681 ; 2021. -№ 27, ч. 1, ст. 5141.

^ 7. ГА РФ. - Ф. 102. - Оп. 260. - Д. 264. - Л. 51 об. // Информационно-§ поисковая система ГА РФ online (дата обращения: 27.11.2021). ® 8. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г.: из-

дание Управления делами Совнаркома СССР. - М. : Юрид. лит., 1943. ^ 9. Служить Отечеству честь имею : док. по истории органов внутр. дел

Яросл. края в конце XVIII - начале XXI в. / М-во внутр. дел Рос. Федерации. « Упр. внутр. дел Яросл. обл., Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова; [сост. : А.М. Селиванов и др.]. - Ярославль, 2002.

10. Субанова, Н.В. Теоретические и правовые основы разрешительной О системы оборота оружия в России (советский период) / Н.В. Субанова, Е.Д. Шелковникова // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обо-| зрение. - 2016. - № 5(227). - С. 116-121.

О 11. О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства : постанов-

ление Совмина СССР от 11 мая 1959 г. № 478 // СЗ СССР. - 1990. - Т. 4. С; - С. 513. (Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г.

262 № 80 «О признании не действующими на территории Российской Федерации

_ актов СССР и их отдельных положений» // Собр. законодательства Рос.

Су Федерации. - 2020. - № 7, ст. 825).

«V 12. Об ответственности за нарушение правил приобретения, регистрации,

2 использования и хранения огнестрельного оружия : указ Президиума ВС « РСФСР от 28 июня 1976 г. // Ведомости ВС РСФСР. - 1976. - № 26, ст. 872.

13. Шмидт, А.А. Ограничение права на приобретение и владение гражданским оружием по медицинским показаниям: приглашение к дискуссии / А.А. Шмидт // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16, № 9(130). - С. 30-42.

14. Кодзокова, Л. А. Проблемы аннулирования лицензии на приобретение гражданского оружия / Л.А. Кодзокова // Евразийский юридический журнал.

- 2018. - № 3(118). - С. 254-256.

15. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52, ч. 1, ст. 4921; 2021. - № 27, ч. 1, ст. 5122.

16. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 7-е изд., перераб. и доп.

- М. : Юрайт, 2014. - 1087 с. - (Профессиональные комментарии).

17. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации : утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (в ред. от 1 января 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 32, ст. 3878; 2021. - № 3, ст. 593.

18. О частной детективной и охранной деятельности в Российской §

Федерации : закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (в ред. от 27 декабря * Ц

2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 12, ст. 1093; § °

2019. - № 52, ч. 1, ст. 7796. 1 1

2§ I 1

■о Ш

в

§ |

г г § §

О

§ I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ Ш * 1

® 0

г § о

§

0 2 § 1

ВО а 0 1

1 §

ев О

I !

г §

Р

а ш

I ш

II

263

ъ Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.