КАЗИХАНОВ A.M.,ИБРАГИМОВ М.-ТА.
К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВ ЕСТИЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ
В статье описывается система формирования и реализации региональной инвестиционной политики, анализируется общая характеристика инвестиционного потенциала региона, на основе чего предлагается совокупность наиболее перспективных направлений развития экономики региона на примере АПК республики Дагестан.
Ключевые слова: стратегия развития, инвестиционная привлекательность, инвестиционная политика.
KAZIKHANOV A.M.,IBRAGHIMOV М.-ТА.
CONCERNING THE TOPIC OF REGION STRATEGIC DEVELOPMENT
The system of regional investment policy formation and realization is described in the given article. The general features of the region investment potential are analyzed; on this basis the combination of the most perspective directions of the region economic development is offered.
Keywords: the strategy of development, investment attraction, investment policy.
Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационных технологиях. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования.
Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трех взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.
Первый блок — это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и соответственно механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Они главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые, в свою очередь, определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.
Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Основополагающими этого блока являются комплекс применяемых методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).
Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.
Основу совершенствования региональной инвестиционной политики в субъектах СКФО составляет системный подход к решению данной проблемы, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.
Проанализировав общую характеристику инвестиционных возможностей республики Дагестан, пришли к выводу, что регионы обладают большим инвестиционным потенциалом, который необходимо развивать. В современных условиях все большую актуальность приобретает
выбор направлений эффективного вложения средств. Важность выявления региональных приоритетов обусловлена крайней необходимостью концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики на общероссийском рынке. Выбор стратегических направлений инвестиционной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что в конечном итоге повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе.
В этой связи в целях совершенствования регионального управления инвестиционной деятельностью выделяются инвестиционные приоритеты, т. е. совокупность наиболее перспективных направлений развития, обусловленных складывающимися предпочтениями потенциальных инвесторов, осуществляющих вложения в определенные объекты и проекты, цель которых — обеспечение достижения стратегических целей и эффективное повышение конкурентных преимуществ региона (рис. 1).
Самостоятельной и до настоящего времени не решенной проблемой является разработка методов оценки, выбора и установление приоритетов экономического развития, с отбором и ранжированием отраслей производства в региональном аспекте.
Рис. 1. Трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования
Методы технико-экономического обоснования приоритетного развития отраслей и производств должны находиться в русле обшей концепции построения рыночных отношений, предусматривающей использование экономических механизмов при формировании инвестиционных средств конкретными хозяйствующими субъектами, с целью концентрации их на реализации приоритетных направлений.
При определении инвестиционных приоритетов региона необходимо, прежде всего, учитывать, что в условиях депрессивного состояния экономики, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона не представляется возможным. В этих условиях становится практически неизбежной необходимость более качественного научного обоснования соответствующих приоритетов инвестиционной политики, важнейшими элементами которого должны стать сокращение их общего количества и ориентация на получение максимального социально-экономического эффекта.
В этой связи можно выделить три основных направления формирования новой структуры экономики, отвечающей требованиям перехода к ее устойчивому росту:
Переход к формированию экономически обоснованных опорных точек («локомотивы роста»). Это место в Республики Дагестан может занять АПК республики, которая приведет к формированию новой экономики в рамках республики.
Оценка платежеспособного спроса и потребностей в товарах и услугах населения и формирование системы государственных закупок.
Реализация системы плановых проектов и программ (научных, инновационных, производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты рынка и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.
Отмеченные направления структурной политики могут быть взяты за основу и адаптированы к условиям республики с учетом сложившихся социально-экономических особенностей их развития.
В качестве важнейшего приоритета инвестиционной политики необходимо восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств и предметов труда путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологическою цикла.
При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой региональной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста формируется потенциал структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей народного хозяйства. На такой основе может быть обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более крупными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в региональной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.
В целях определения приоритетных направлений инвестирования представляется актуальной разработка методологических подходов, позволяющих отслеживать состояние и развитие отраслей экономики региона.
Среди них наиболее важными направлениями являются:
1) Интенсивное развитие промышленного строительства и производства стройматериалов. Определяющим фактором развития производства стройматериалов на юге в последние годы стал бум строительства, порожденный общим подъемом экономики. Общие тенденции, несмотря на замедление темпов строительства в текущем году в целом по стране, сделали строительную индустрию Южного региона, а вместе с ней и производство строительных материалов особо привлекательными для инвесторов. Реализация крупнейших проектов позволит помимо создания новых рабочих мест укрепить позиции этой отрасли промышленности, способной обслуживать потребности ближайших регионов и использовать ресурсы имеющейся базы полезных ископаемых республики.
2) Развитие туризма. Касаемо второй приоритетной сферы инвестирования необходимо отметить, что регион обладает высоким потенциалом для развития большинства видов туризма: пляжного, горного, оздоровительного, экологического и этнического. Пока развитие туризма сдерживают дефицит качественных мест размещения, кадров, состояние дорожной и коммунальной инфраструктур, неразвитость сектора развлечений, недостаточное развитие собственно туристической инфраструктуры и нестабильность на некоторых территориях. Сегодня в туристической отрасли работает большое количество персонала, не имеющего специального образования, в результате чего уровень обслуживания туристов весьма далек от международных стандартов. В то же время одно рабочее место, появившееся в туристическом секторе, по различным оценкам, ведет к появлению от 4 до 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. При этом туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.
3) Стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Потенциальная эффективность малого бизнеса в решении социальных проблем обусловлена его способностью в короткие сроки создавать рабочие места для работников различной квалификации. Малые предприятия играют важную роль в инновационной сфере, быстро адаптируясь к производству новых продуктов и новых технологий, их создание не требует крупных инвестиционных вложений. С учетом активного миграционного оттока трудоспособного населения, прежде всего высокообразованной молодежи, в субъектах СКФО стратегически значимо наращивание хорошо оплачиваемых, требующих высокой квалификации мест приложения труда, создание условий для реализации частной инициативы и предпринимательской активности, повышения самозанятости населения.
4) Развитие местной перерабатывающей промышленности. На фоне роста сельскохозяйственного производства объемы первичной и глубокой переработки сырья в республике снижаются, значительные объемы сырья в живом весе вывозятся за пределы республик, что отри-
цательно сказывается на формировании доходной части бюджета. Потенциалом для развития перерабатывающей промышленности является также малый бизнес. Рост доходов населения должен быть эффективно использован и направлен на развитие собственного производства и развитие сферы услуг — только в этом случае будет иметь место мультипликативный эффект от него в виде роста налоговых поступлений, повышения занятости и улучшения качества жизни населения.
5) Наращивание объемов жилищного строительства может стать действенным и социально значимым средством запуска инвестиционного механизма, основанного на использовании сбережений населения. В условиях острой нехватки жилья при наличии сырьевых и трудовых ресурсов инвестирование населения в жилищное строительство выступает в качестве генератора социально-экономического оживления, стимулируя развитие промышленности строительных материалов, производство товаров широкого потребления длительного пользования. Кроме этого, интенсивное жилищное строительство и повышение качества жилья во многом способствуют увеличению рождаемости, улучшению демографической ситуации, повышению семейного благополучия людей.
6) Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Ярко выраженные диспропорции в уровне развития между столицей и периферийными территориями, дезинте-грированность отдельных районов, недостаточно эффективное использование локальных конкурентных преимуществ и факторов хозяйственного развития предопределяют приоритетность оптимизации территориальной организации инвестиционной среды, в т. ч. реструктуризацию действующих и создание новых производств в республике, реконструкцию транзитных магистралей, господдержку отраслей и сфер субрегиональной специализации, обеспечение экономической и транспортно-коммуникационной целостности территорий.
7) Опережающее развитие потенциала сервисного (потребительского) сектора, услуги которого не мобильны и ориентированы на местный рынок, может послужить важным фактором формирования регионального спроса, а также условием обеспечения занятости населения. Сервисный сектор имеет низкую капиталоемкость, небольшие сроки окупаемости инвестиций и может дать быстрые результаты в обеспечении роста доходов населения в республике.
Таким образом, под выбором приоритетных направлений инвестирования на уровне региона следует понимать определение в стратегическом плане основных инвестиционных целей и задач региона и утверждение курса действия и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих стратегических целей. С учетом этого экономическая постановка задачи разработки инвестиционной стратегии региона понимается как выбор наиболее эффективного распределения стратегических ресурсов, обеспечивающих достижение стратегических целей субъекта. Применительно к такой постановке задачи должны рассматриваться основные особенности инвестиционной стратегии — учет основных параметров внешней среды и учет потенциальных внутренних сильных и слабых сторон рассматриваемого региона.
Литература
1. Гашимов, А. С. Регулирование инвестиционной деятельности на национальном и региональном уровне и в рамках двусторонних договоров. — М. : Анкил, 2001.
2. Глазырина, И. П. Исследование качества роста региональной экономики в контексте концепции устойчивого развития // Экономика природопользования. — ВИНИТИ РАН. 2006. № 4.
3. Давыдова, Л. В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона на основе оценки инвестиционных процессов //Региональная экономика : теория и практика. 2007. № 1.
4. Шаров, А. В. Перспективы развития инвестиционного климата в России // Региональная экономика. 2006. № 1.
5. Аганбегян, А. Г. Уроки кризиса : России нужна модернизация и инновационная политика // ЭКО, 2010. № 1.
6. Денисенко, А. В. Комплексный подход к формированию конкурентных преимуществ промышленного предприятия // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. № 9.