Научная статья на тему 'К вопросу о выборе методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия'

К вопросу о выборе методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1770
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДИКИ / ОЦЕНКА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чараева М.В.

В статье проведено исследование особенностей оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Сформирован авторский подход, который включает анализ существующих методик и выбор наиболее оптимальной в соответствии со стратегической направленностью инвестиционной деятельности инвестора. Это позволит инвестору не только выбрать наиболее эффективную методику оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования, но и следовать определенному направлению развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о выборе методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия»

Удк 336.02

к вопросу о выборе методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия

М. В. ЧАРАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и финансового менеджмента Е-mail: mvcharaeva@maU. т Ростовский государственный экономический университет (РиНХ)

В статье проведено исследование особенностей оценки инвестиционной привлекательности предприятий. Сформирован авторский подход, который включает анализ существующих методик и выбор наиболее оптимальной в соответствии со стратегической направленностью инвестиционной деятельности инвестора. Это позволит инвестору не только выбрать наиболее эффективную методику оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования, но и следовать определенному направлению развития.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, экспертные методики, оценка, аналитические методики, стратегические цели.

Экономический рост российской экономики во многом зависит от активизации инвестиционной деятельности предприятий как основных субъектов хозяйствования. В этом ключе инвестиции выступают как основополагающий фактор развития экономики. А прибыль, получаемая в результате их эффективной реализации, создает плацдарм для интенсификации воспроизводственного процесса [1].

Поэтому особую актуальность в настоящее время приобретает задача повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий, реализация которой невозможна без адекватной оценки достигнутых результатов в данной области. Такой ракурс исследования инвестиционной привлекательности предполагает:

- изучение существующих методик ее оценки;

- выбор наиболее оптимальной методики с учетом стратегической целевой направленности предприятия.

Обзор трактовок термина «инвестиционная привлекательность» позволяет прийти к выводу, что мнения ученых расходятся. В частности, Е. И. Шилов, О. В. Кухленко, А. Ф. Гойко под инвестиционной привлекательностью компаний и фирм понимают «... целесообразность осуществления капиталовложений в расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, которые рассматриваются как потенциальные объекты инвестирования».

Белорусские экономисты Н.А. Руснак и В. А. Руснак сводят определение инвестиционной привлекательности объектов в основном к эвристическим методам, связанным с ранжированием исследуемых объектов на основе оценки специалистов (экспертов). По их мнению, инвестиционная привлекательность выводится в результате сравнения нескольких объектов с целью определения:

- лучшего;

- худшего;

- среднего.

Экономист А. И. Бланк под инвестиционной привлекательностью понимает интегральную характеристику отдельных компаний (фирм) - объектов будущего инвестирования со следующих позиций:

- перспективность развития;

- объем и перспективы сбыта продукции;

- эффективность использования активов и их ликвидность;

- состояние платежеспособности и финансовой устойчивости.

В наиболее широком понимании оценку инвестиционной привлекательности следует трактовать как систему действий потенциального инвестора, направленных на подбор наиболее перспективных и эффективных проектов либо хозяйствующих субъектов, которые соответствуют его финансовым возможностям и отраслевой направленности в рамках стратегического развития.

Несмотря на отсутствие единого подхода к определению и оценке понятия «инвестиционная привлекательность», на практике в распоряжении

инвестора должны находиться работающие методики, обеспечивающие возможность объективно определить инвестиционный потенциал предприятия.

Один из ведущих отечественных экономистов В. И. Глазунов утверждает, что оценка инвестиционной привлекательности должна дать ответ на вопрос -куда, когда и сколько ресурсов может направить инвестор в процессе осуществления инвестиций.

Исследуя существующие методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий, можно сделать вывод, что их достаточно много. Поэтому проанализируем основные из них.

Начнем с группы методик, основанных на экспертных методах (табл. 1).

Сравнив достоинства и недостатки методик, основанных на экспертных методах, можно утверж-

Таблица 1

методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий, основанные на экспертных методах

Группа Автор методики Иабор показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятия Преимущества недостатки

Опросы профессиональных участников рынка ценных бумаг Российское информационное агентство -Росбизнесконсалтинг В ходе опроса эксперты должны назвать 3 акционерных общества, акции которых обращаются на фондовом рынке. При подведении итогов эмитентам присваиваются баллы в соответствии с полученными ответами. По сумме набранных баллов определяется итоговый рейтинг Простота, оперативность, использование опыта профессионалов Возможна необъективность оценки, поскольку эксперт может намеренно завысить или занизить рейтинг какого-либо акционерного общества. Ограниченность методики в плане того, что эксперт может назвать только то акционерное общество, акции которого обращаются на рынке

Оценка качества корпоративного управления компанией Институт корпоративного права и управления В расчет принимаются данные о структуре акционерного капитала, правах акционеров, отсутствии рисков, корпоративном окружении компании. Ежеквартально оценивается деятельность 100 ведущих российских эмитентов Использование только публичной, обязательной к раскрытию или добровольно раскрываемой информации Методика расчета результирующего показателя не раскрывается

Инвестиционная компания Brunswick UBS Warburg Расчет рисков, с которыми сталкивается инвестор при покупке крупного пакета акций предприятия. Все риски делятся на 8 категорий из 20 факторов. Каждый фактор оценивается экспертами по балльной шкале Охват большого объема рисков Ориентир только на крупнейшие предприятия

Рейтинговое агентство Standard & Poor's Рейтинг качества корпоративного управления определяется путем оценки 14 факторов, сгруппированных в 4 раздела. Каждому разделу присваивается от 0 до 10 баллов, затем рассчитывается общий рейтинг Все факторы и разделы рейтинга находятся в открытом доступе на интернет-сайте компании Standard & Poor's Методика подразумевает использование в расчетах «закрытой» для сторонних пользователей информации, которая составляет коммерческую тайну предприятия

дать, что данные методики довольно ограничены в своем применении на практике, поскольку служат целям инвесторов конкретного типа, т. е. таких, которые в состоянии инвестировать на длительные сроки в форме покупок крупных пакетов акций предприятий.

Данная группа методик рассчитана на использование стратегическими инвесторами, в чем и заключается ее узкая направленность.

Основу методик с использованием аналитических методов составляет расчет эффективности отдачи средств от произведенных вложений (табл. 2).

Анализ данных табл. 2 показывает, что, например, М. Н. Крейнина исходит из «... целесообразности вложения средств в предприятие». При этом в основу определения инвестиционной привлекательности объекта положена группа показателей:

- доходность капитала,

- курс акций;

- уровень дивидендов [4].

Наиболее распространенным подходом считается оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе анализа его финансового состояния. Так, И. А. Бланк в целях определения инвестиционной привлекательности предлагает произвести:

- анализ оборачиваемости активов предприятия;

- анализ прибыльности капитала;

- анализ финансовой устойчивости предприятия и ликвидности его активов.

Некоторые авторы включают и другие показатели экономической деятельности организации:

-платежеспособность;

- деловая активность;

- имущественное состояние предприятия;

- использование основных средств и др.

Необходимо отметить, что такой подход выбора

оценочных критериев:

- обеспечивает достаточно глубокий анализ финансово-экономической деятельности предприятия;

- учитывает отраслевую принадлежность предприятия и связанные с ней особенности деятельности.

Безусловно, финансовое состояние предприятия выступает важным показателем при принятии инвестиционного решения, поскольку характеризует конкурентоспособность, уровень и степень развитости предприятия. При этом порядок расчета финансовых коэффициентов является достаточно доступным

и понятным. Однако данный подход в силу своей ограниченности может служить целям менее требовательного либо некрупного инвестора, а также в ситуациях, когда к выбору инвестора представлено малое количество объектов для инвестирования.

Одним из наиболее распространенных методов оценки прибыльности инвестированного капитала является «Модель Дюпона». В целом показатель прибыльности инвестиций определяется отношением суммы чистой прибыли к инвестированному капиталу. Авторы модели ввели в структуру данного соотношения показатели прибыльности реализации и оборотности активов. Анализ отдельных элементов модели помогает выявить степень влияния на обобщающий показатель многих факторов

П = П / С, , = П / О= О / К = Р ■ О ,

и.к ч а(к) ч р р п к'

где Пик - прибыльность инвестированного капитала;

Пч - чистая прибыль;

Са(к) - сумма активов (капитала);

Ор - объем реализации;

К - капитал;

Рп - рентабельность продаж;

Ок - оборачиваемость капитала.

Для оценки компаний на предмет финансовой устойчивости, склонности к банкротству используются модели, рассчитанные по методу мультипликативного дискриминантного анализа. Среди них можно выделить:

- пятифакторную модель Альтмана (Edwardnl. АЬтап);

- четырехфакторную модель Тефлера (Таййег);

- четырехфакторную модель Тишоу (Tishaw) и др. [2].

Одним из достаточно распространенных методов, который применяется при проверке предприятий относительно их финансовой устойчивости, вероятности банкротства, является определение обобщающего показателя, который называют «2-счет» Е. Альтмана. Этот показатель рассчитывается в такой последовательности: ^счет = КА ■ 1,2 + Пч/Ав ■ 1,4 + И,. д/Ав ■ 3,3 +

+ ^О/П ■ 0,6 + ЧДр/Ав ■ I

где Ко - оборотный капитал;

Ав - все активы;

Пч - чистая прибыль;

По д - прибыль от операционной деятельности;

РСа - рыночная стоимость акций;

Пв - все пассивы;

ЧДр - чистый доход от реализации.

Таблица 2

методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий, основанные на аналитических методах

Группа Автор методики набор показателей оценки инвестиционной привлекательности предприятия Преимущества недостатки

Показатели рыночной капитализации предприятия Журналы Fortune и Forbes, газеты Financial Times и Business Week. Рейтинговое агентство «Эксперт», М. Н. Крейнина, А. П. Градов Расчет эффективности отдачи средств от вложения их в операции с ценными бумагами (анализируются доходность капитала, курс акций и уровень дивидендов) Успешное применение в условиях развитого фондового рынка Неприменимость в условиях российской экономической действительности из-за невозможности получения достоверных результатов

Финансово- экономические показатели деятельности предприятия И. А. Бланк, В. В. Ковалев, А.Д. Шеремет, Э. И. Крылов Расчет показателей ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности Доступность информационных ресурсов, прозрачность расчетов, возможность комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия Ограниченность оценки инвестиционной привлекательности предприятия, поскольку к расчету принимаются лишь финансовые показатели деятельности предприятия

Интегральный (обобщающий) показатель А. А Спесивцева, Е. Г. Патрушева, К. В. Щиборщ Расчет единого комплексного показателя с учетом финансово-экономических и производственных результатов деятельности предприятия Обобщенная количественная оценка уровня инвестиционной привлекательности предприятия, учитывающая и количественные, и качественные параметры деятельности предприятия Отвлечение внимания инвестора от возможно слабых сторон деятельности предприятия, а также - субъективность и сложность оценки

Интегральный показатель прибыльности инвестиций Корпорация «Дюпон» Расчет интегрального показателя прибыльности инвестиций Анализ отдельных элементов модели позволяет отследить степень влияния на обобщающий показатель многих факторов, которые характеризуют операционную, инвестиционную и финансовую деятельность исследуемого объекта Данная модель в основном построена на показателях деловой активности и практически не учитывает показателей финансового состояния, финансовой устойчивости и независимости предприятия

Метод мультипликативного дискриминант-ного анализа Пятифакторная модель Альтмана (Edwardnl. Altman). Четырех-факторная модель Тефлера (Taffler). Четырехфакторная модель Тишоу (Tishaw) и др. Расчет единого комплексного показателя для оценки компании на предмет финансовой устойчивости и склонности к банкротству Высокая вероятность, с которой предсказывается банкротство, - приблизительно за два года Уменьшение статистической надежности результатов при составлении прогнозов относительно отдаленного будущего

Рейтинговая оценка разных субъектов хозяйствования по трем показателям, значение и удельный вес которых приведены в табл. 2 Банки РФ Рассчитывается обобщенный рейтинговый показатель и составляется рейтинговый ряд В расчетах и технике достаточно проста и эффективна По выбранным в приведенной методике трем показателям сложно правильно оценить, как сработает исследуемый объект в будущем, потому что они касаются в основном ликвидности предприятия

При числовом значении данного показателя 3,0 и выше финансовое состояние предприятия считается стабильным, а вероятность банкротства является очень низкой. Если он находится в пределах 2,6-2,9 - финансовая устойчивость является высокой с малой вероятностью банкротства. От 1,8 до 2,6 - предприятие склонно к банкротству (критическое значение рассчитанного Альтманом индекса Z равняется 2,675).

Значение показателя ниже 1,8, как считают западные специалисты, свидетельствует о том, что вероятность банкротства является очень высокой, а инвестиции в такие предприятия будут очень рискованными.

Среди методик следует отметить методику рейтинговой оценки надежности должников, которые для инвестирования привлекают банковские ссуды. Данную методику рекомендовано применять банкам РФ при выдаче кредитов. Она базируется на рейтинговой оценке разных субъектов хозяйствования по трем показателям, значение и удельный вес которых приведен в табл. 3 [2].

Если оценивать данную методику с позиции техники расчетов, оперативности определения результатов, то она является достаточно простой и эффективной. Обобщенный рейтинговый показатель (К) определяется по формуле:

к- ак,

где к - показатели, которые учитываются в рейтинговой оценке;

Кк - класс, место исследуемого объекта в рейтинговой системе;

а?к - удельный вес каждого из показателей в рейтинговой оценке.

Рейтинговый показатель может изменяться в диапазоне от 100 до 300 %. При построении рейтингового ряда этот диапазон разбит на четыре интервала:

- 100-150 % - наиболее надежные должники относительно возврата полученных ссуд;

- 150-220 % - должники со средним уровнем надежности;

- 220-270 % - должники с низким уровнем кредитоспособности и большим риском;

- 270-300 % - предприятия, которым нежелательно выдавать ссуды.

Используя данную систему, можно оперативно установить уровень привлекательности (кредитоспособности) отдельного объекта или построить рейтинговый ряд, если во внимание берется несколько объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общим недостатком группы методик, основанных на аналитических методах, является то, что она практически не учитывает качественные факторы, характеризующие инвестиционную привлекательность предприятия. Особенно это касается методик с использованием показателя рыночной капитализации и методик с проведением анализа финансового состояния предприятия.

Главной целью оценки инвестиционной привлекательности предприятия выступает выбор лучшего из ряда сравниваемых объектов инвестирования. Чтобы осуществить такой выбор, инвестор должен опираться на методику, которая бы позволила ему:

- получить количественное выражение показателя инвестиционной привлекательности предприятия;

- сравнить полученные результаты по потенциальным объектам инвестирования.

Поэтому наиболее комплексной и достоверной может выступать методика с использованием обобщающего (интегрального) критерия - коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия. В данной методике сгруппирован анализ финансового и производственного состояния предприятия, а также могут быть учтены и различные качественные составляющие деятельности предприятия. Преимуществом данного методологического подхода выступает получение обобщенной количественной оценки уровня инвестиционной привлекательности организации с учетом качественных параметров.

Таблица 3

Критериальные значения показателей

Показатель Класс (К) - место в рейтинговой системе (в зависимости от диапазона изменения показателя) Удельный вес

1 2 3

Коэффициент текущей ликвидности Более 2 От 1,5 до 2 Менее 1,5 25

Коэффициент быстрой ликвидности Более 1,5 От 1 до 1,5 Менее 1 35

Коэффициент концентрации собственного капитала, % Более 45 От 40 до 45 Менее 40 40

В качестве недостатка можно отметить субъективность определения качественных критериев, входящих в интегрированный показатель. Но субъективность оценки - это в принципе и есть тот риск, на который идет инвестор. Все рыночные отношения построены на неопределенности и риске [4].

В целом, анализируя известные критерии, показатели и методы оценки, необходимо отметить, что для установления инвестиционной привлекательности отдельных объектов могут использоваться различные методологические подходы. Поэтому потенциальному инвестору будет сложно определить, какие подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия подойдут для него лучше всего. По мнению автора, лучше всего использовать подход, основанный на взаимосвязи стратегической целевой направленности инвестиционной деятельности и соответствующей методики оценки инвестиционной привлекательности. В связи с этим представим основные цели инвестиционной деятельности.

1. Классическая экономическая теория утверждала, что главной целью инвестиционной и других видов хозяйственной деятельности предприятия является максимизация прибыли. Эта цель вытекала из положения А. Смита, что максимизация прибыли отдельных субъектов хозяйствования ведет к максимизации всего общественного благосостояния. Впервые она была четко сформулирована в 1938 г. французским экономистом А. Курно и затем развита в работах представителей неоклассической школы. Реализация этой цели обеспечивалась путем достижения равенства показателей предельного дохода и предельных затрат предприятия.

Однако впоследствии эта формулировка главной цели хозяйственной (в том числе инвестиционной) деятельности предприятия была подвергнута критике многими экономистами. Было доказано, что максимизация прибыли далеко не всегда обеспечивает необходимые темпы экономического развития предприятия. Полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития. А неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал приращения собственного капитала за счет внутренних источников, что в ко-

нечном итоге приводит к снижению его рыночной стоимости.

Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне инвестиционного риска, генерирующего угрозу банкротства. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли должна выступать как одна из важнейших задач инвестиционной деятельности предприятия или как критерий оценки эффективности отдельных видов его инвестиций, но не как главная цель управления инвестиционной деятельностью предприятия.

2. Теория устойчивого экономического роста, развиваемая многими экономистами, главной целью инвестиционной деятельности выдвигает обеспечение финансового равновесия предприятия в процессе его развития. По мнению исследователей, реализация этой цели обеспечивает:

- длительное безкризисное развитие предприятия;

- поступательное расширение объема его хозяйственной деятельности в процессе инвестирования.

Вместе с тем такая цель инвестиционной деятельности предприятия, минимизируя уровень инвестиционных рисков, связанных с процессом реализации инвестиций, не позволяет реализовать в полной мере все резервы роста рентабельности их использования. Кроме того, механизм реализации этой цели недостаточно связан с колебаниями конъюнктуры финансового и товарного рынков, которые изменяют параметры условий формирования инвестиций конкретного предприятия при заданных темпах его экономического развития. В связи с этим достижение и поддержание финансового равновесия не может рассматриваться как главная цель инвестиционной деятельности предприятия (хотя и является одной из важных задач инвестиционного менеджмента) [3].

3. Современная экономическая теория в качестве главной цели инвестиционной деятельности предприятия выдвигает обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия, которое получает конкретное выражение в максимизации рыночной стоимости предприятия. Это положение разделяется всеми современными теоретиками в области управления инвестиционной деятельностью предприятий. По их мнению, оно наилучшим образом реализует финансовые интересы владельцев предприятия. В этой главной цели получают отражение следующие факторы:

Таблица 4

Подбор методик оценки инвестиционной привлекательности предприятий в соответствии с целями инвестиционной деятельности

Цель инвестиционной деятельности Экспертные методики Аналитические методики

Максимизация прибыли Опросы профессиональных участников рынка ценных бумаг Интегральный показатель прибыльности предприятий

Финансовое равновесие предприятия Оценка качества корпоративного управления компанией Финансово-экономические показатели деятельности предприятия. Метод мультипликативного дискриминантного анализа

Максимизация рыночной стоимости Опросы профессиональных участников рынка ценных бумаг. Оценка качества корпоративного управления компанией Показатели рыночной капитализации предприятия. Интегральный обобщающий показатель. Рейтинговая оценка субъектов хозяйствования

- времени;

- доходности;

- риска.

Это является более полным отражением мотивации инвестиционной деятельности предприятия.

Обобщим результаты проведенного исследования и упорядочим цели инвестиционной деятельности и методики оценки инвестиционной привлекательности (табл. 4).

Таким образом, ранжирование методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия в соответствии со стратегической целевой направленностью инвестиционной деятельности будет способствовать повышению эффективности при отборе инвестором объектов инвестирования.

Список литературы

1. Бесчастный Г. Б. Инвестиционная привлекательности компаний и возможности использования ее на практике // Экономика и управление. 2010. № 1.

2. Ключников С. В. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности объектов инвестирования // Финансы и кредит. 2010. № 22.

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ.

4. Шарф А. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятий // РИСК. 2011. № 1.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.