Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ РАННЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ РАННЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РЕЧЕВОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / РЕЧЕВАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PERINATAL PATHOLOGY OF THE NERVOUS SYSTEM / SOMATIC HEALTH / SPEECH UNDERDEVELOPMENT / SPEECH ENVIRONMENT / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Слепухина Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме профилактики нарушения раннего недоразвития речи, а также выявлению причин, вызывающих это нарушение. Первой причиной возникновения раннего недоразвития является формирование речевых зон и мозга; второй причиной становятся гаджеты, замкнутая информационная среда, минимальное общение с детьми первых лет жизни. Кроме того, важно учитывать психическое и физическое здоровье матери до родов и вынашивание ею ребенка во время беременности. В статье также показана необходимость комплексного подхода к профилактике нарушения речевого развития ребенка при участии компетентных специалистов различного профиля: воспитателей, врачей-логопедов, лор-врачей, педагогов, психологов, неврологов, педиатров, терапевтов и др.), а также значительность системного и индивидуального подхода в период развития ребенка. Для исключения грубых нарушений патологии предполагается решение проблемы путем создания необходимых условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF OCCURRENCE OF VIOLATION EARLY SPEECH RETARDATION

The article is devoted to the problem of preventing violations of early speech underdevelopment, as well as identifying the causes of this violation. The first cause of early underdevelopment is the formation of speech zones and the brain; The second reason is gadgets, closed information environment, minimal communication with children of the first years of life. In addition, it is important to take into account the mental and physical health of the mother before giving birth and carrying her child during pregnancy. The article also shows the need for an integrated approach to the prevention of violations of the child’s speech development with the participation of competent specialists of various fields: educators, speech therapists, ENT doctors, teachers, psychologists, neurologists, pediatricians, therapists, etc.), as well as the significance of systemic and individual approach in the period of child development. To eliminate gross violations of the pathology, the problem is supposed to be solved by creating the necessary conditions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ РАННЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.25

СЛЕПУХИНА Наталья Владимировна Клиника им. Мешалкина. г. Новосибирск, Россия

К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ РАННЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме профилактики нарушения раннего недоразвития речи, а также выявлению причин, вызывающих это нарушение. Первой причиной возникновения раннего недоразвития является формирование речевых зон и мозга; второй причиной становятся га-джеты, замкнутая информационная среда, минимальное общение с детьми первых лет жизни. Кроме того, важно учитывать психическое и физическое здоровье матери до родов и вынашивание ею ребенка во время беременности. В статье также показана необходимость комплексного подхода к профилактике нарушения речевого развития ребенка при участии компетентных специалистов различного профиля: воспитателей, врачей-логопедов, лор-врачей, педагогов, психологов, неврологов, педиатров, терапевтов и др.), а также значительность системного и индивидуального подхода в период развития ребенка. Для исключения грубых нарушений патологии предполагается решение проблемы путем создания необходимых условий.

Natalia V. SLEPUKHINA Clinic them. Meshalkin. Novosibirsk, Russia

TO THE QUESTION OF OCCURRENCE OF VIOLATION EARLY SPEECH RETARDATION

The article is devoted to the problem of preventing violations of early speech underdevelopment, as well as identifying the causes of this violation. The first cause of early underdevelopment is the formation of speech zones and the brain; The second reason is gadgets, closed information environment, minimal communication with children of the first years of life. In addition, it is important to take into account the mental and physical health of the mother before giving birth and carrying her child during pregnancy. The article also shows the need for an integrated approach to the prevention of violations of the child's speech development with the participation of competent specialists of various fields: educators, speech therapists, ENT doctors, teachers, psychologists, neurologists, pediatricians, therapists, etc.), as well as the significance of systemic and individual approach in the period of child development. To eliminate gross violations of the pathology, the problem is supposed to be solved by creating the necessary conditions.

Ключевые слова: перинатальная патология Keywords: perinatal pathology of the nervous sys-

нервной системы, соматическое здоровье, рече- tem, somatic health, speech underdevelopment,

вое недоразвитие, речевая среда, индивидуаль- speech environment, individual approach ный подход

Для цитирования: Слепухина Н.В. К вопросу о For citation: Slepukhina N.V.To the question of oc-

возникновении раннего недоразвития речи у currence of violation early speech retardation. Ped-

детей дошкольного возраста. Педагогика вчера, agogy yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. no.

сегодня, завтра. 2018. Том. 1. № 1 . с.52-54. 1. Pp. 52-54. (in Russ)

В наше время очень мало уделяют внимания проблемам профилактики речевого недоразвития детей. Учитывая хронический стресс современного мира, питание и экологическую обстановку разных регионов, можно сказать, что дети, все чаще и чаще рождаются с перинатальной патологией нервной системы, что сказывается не только на физическом, но и на соматическом здоровье наших детей, а вследствие этого и на речевом развитии ребенка. В результате в дальнейшем несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками, снижена учебная мотивация, возникают трудности в поведении.

К сожалению, уделяется внимание детям в возрасте с четырех - пяти лет, когда по онтогенезу уже формируются звуки. Конечно, это само собой разумеется, но работа над проблемой в этом возрасте дублирует работу логопеда.

Первой причиной возникновения раннего недоразвитие речи можно назвать то, что формирование речевых зон и мозга в целом происходит до трех лет, потом компенсируется за счет других полей. А также то, что дети запоминают речевой дефект, чему приво-

дит длительность работы разных специалистов (логопедов, неврологов). Учитывая хронический стресс современного мира, питание и экологическую обстановку разных регионов, можно сказать, что дети все чаще и чаще рождаются с перинатальной патологией нервной системы. Это дает отпечаток не только на физическом, но и на их соматическом здоровье, а вследствие этого, и на речевом развитии ребенка.

Второй причиной задержки речевого развития можно назвать наши гаджеты и минимальное (min) общение (именно речевое) с детьми первых лет жизни. Детям нужна речевая среда, необходимо расширять кругозор не играми, «мультиками», а при помощи малых фольклорных жанров. Таковыми являются сказки, потешки, чистоговорки, дразнилки, небылицы, загадки и т.д. (Е.А. Усова, Е.И. Тихеева). А также другие средства выразительного общения, при помощи которых у детей обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Таким образом, для речевого развития ребенка даже с малой патологией нервной системы нужна не только системность, но и индивидуальность подхода к каждому ребенку со стороны невролога, логопеда, педиатра и других специалистов. Основным фундаментом, на котором основана мелодико-интонационная сторона речи, является темп, ритм, санация хронических заболеваний, особенно лор-органов.

Работа с раннего возраста с учетом всех особенностей ребенка, указанных в паспорте здоровья, направлена, прежде всего, на развитие мелкой моторики, на познание окружающего мира посредством тактильного и слухового восприятия, темпа и ритма. Комплексная адаптированная работа способствует устранению речевого недоразвития или легкому течению тяжелой патологии речевого развития детей.

Во-первых, получается так, если мать плохо вынашивала ребенка во время беременности, например, у нее была хроническая гипоксия, то ребенок рождается с перинатальной патологией. Это есть в анамнезе. Конечно же, как правило, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу-логопеду. Но на сегодняшний день проблема состоит в том, что в логопедическую группу берут детей только с пяти лет. На самом деле существует много разных логопедических методик, направленных на профилактику речевого недоразвития. Чаще всего берется такая, которая больше основана на кругозоре ребенка, например, методика М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной и многие другие [1].

Во-вторых, упущено время из-за некомпетентности многих врачей, которые занимаются с детьми с задержкой речевого развития. Рассмотрим известную ситуацию. Одна молодая мать пошла с ребенком к логопеду, так как мальчик плохо разговаривал. Она рассказала, что когда была в положении, то чем-то переболела. Когда ребенку исполнилось три года, она решила обратиться к нескольким логопедам. Ответы логопедов были одинаковы, они сказали, что еще рано и что необходимо явиться, когда ребенку будет пять лет. А когда эта же женщина пришла с ребенком через два года, ей сказали: «Где ты была? Уже поздно! Ребенок уже с катастрофическими нарушениями!». Данный пример приводит к такому выводу, что хотя и наблюдается некая согласованность между действиями логопедов, однако нет компетентных специалистов в этом направлении.

Третий момент. По мнению многих специалистов, мозг формируется до трех лет. И вот эти поля, которые были выявлены как нарушения после перинатальной патологии, они восстанавливаются после трех лет, компенсируются другими полями и чаще всего с ними логопеды работают уже после пяти лет. Однако ученые в области логопедии доказали, что чем раньше начинать работать с детьми, тем быстрее все восстанавливается. А если начать с пяти лет, то развитие уже пошло на месяцы и на годы.

Что же в таком случае необходимо делать? Как решать эту проблему? По сути, предполагается необходимость создания таких групп для профилактики речевого недоразвития ребенка, которые должны быть основаны на перинатальных патологиях и на развитии ребенка. Таким образом мы исключим 60 - 70% грубых нарушений патологии.

Еще один момент, четвертый, тоже очень главный и не требующий отлагательств. В детских садах нет соответствующих специалистов, вероятно, поэтому отсутствуют и занятия по логоритмике. А если с ребенком не заниматься в этом направлении, если у ребенка не будет ритма и темпа, тогда у него будет явное нарушение речи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Игнатович С.С. Проблема индивидуализации образования в контексте общих тенденций развития современного общества // сб.материалов XII межрегиональной студенческой науч.-практ. конф. с международным участием ...Института экономики и управления в медицинской и социальной сфере. Серия "Развитие региона и социальное творчество молодежи". Краснодар: ИЭиУ МиСС, 19 мая 2011.

3. Слепухина Н.В. Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня старшего дошкольного возраста с использованием тендерного подхода .... Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2013. № 3. С. 79-82.

REFERENCES

1. Alekseeva M. M., Yashina B. I., Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov [The method of development of speech and teaching the native language of preschool children]. M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2000.

2. Ignatovich S.S. Problema individualizacii obrazovaniya v kontekste obshchih tendencij razvitiya sovremennogo obshchestva. sb.materialov XII mezhregional'noj studencheskoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem ...Instituta ehkonomiki i upravleniya v medicinskoj i social'noj sfere. Seriya "Razvitie regiona i social'noe tvorchestvo molodezhi" [The problem of individualization of education in the context of General trends in the development of modern society. Collection of materials XII interregional student science.- prakt. Conf. with international participation ...Institute of Economics and management in the medical and social sphere. Series "development of the region and social creativity of youth"]. Krasnodar: IEHiU MiSS, 19 maya 2011.

3. Slepukhina N. In. Formirovanie leksicheskoj storony rechi u detej s obshchim nedorazvitiem rechi 3 urovnya starshego doshkol'nogo vozrasta s ispol'zovaniem gendernogo podhoda [Formation of the lexical side of speech in children with General underdevelopment of speech level 3 of preschool age using a gender approach]. Nauka 21 veka: voprosy, gipotezy, otvety. 2013. No. 3. P. 79 - 82.

Информация об авторе:

Слепухина Наталья Владимировна, логопед с высшим образованием, педагог, медсестра. клиника им. Мешалкина. г. Новосибирск, Россия

Получена: 01.10.2018

Information about the author:

Slepukhina Natalia Vladimirovna, speech therapist with higher education, teacher, nurse. Novosibirsk, clinic them. Meshalkin. Novosibirsk, Russia

Received: 01.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.