Научная статья на тему 'Профилактика речевых нарушений у детей первой ступени обучения'

Профилактика речевых нарушений у детей первой ступени обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / РЕЧЬ / ДЕТИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ / MEDICAL CHECK-UP / SPEECH / CHILDREN AT FIRST STEP TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермашева М. А., Марченкова Ю. В., Московская К. Д., Шестакова В. Н.

Целью данной работы явилось изучение причинно-следственных связей общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов, и наметить меры профилактики формирования основной и сопутствующей патологии. В результате исследования установлено, что лица мужского пола чаще имеют общее недоразвитие речи. Ведущими причинами являются: патологически протекавшая беременность и осложнения в родах у матери, выраженная острая и хроническая гипоксия плода, перинатальные поражения центральной нервной системы, несоблюдение родителями здорового образа жизни, неполная семья, развод родителей, неблагоприятный психологический микроклимат и наличие вредных привычек в семье. От года к году состояние здоровья детей с общим недоразвитием речи ухудшается. В соматической патологии лидируют поражения центральной нервной, костно-мышечной и сердечнососудистой систем. Структура их однотипна, но частота ее встречаемости различна, по сравнению с детьми без речевых нарушений. Диспансерное наблюдение таких детей необходимо осуществлять на всех этапах развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермашева М. А., Марченкова Ю. В., Московская К. Д., Шестакова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPHYLAXIS OF SPEECH DISTURBANCES AT CHILDREN OF THE FERST STEP OF TRAINING

It was the aim of this work to study the causeand effect relationship, which leads to speech underdevelopment at children of the first step of training and to work the precautionary measures to prevent the formation of the main comorbidity and associated pathology. This investigation proved that the males suffer from said disorders more often than the females. It was revealed that different pathologies during mother’s pregnancy, problems during childrenbirth, acute and chronic fetal hypoxia, perinatal affection of central nervous system, the parent’s unhealthy way of life, divorce, broken families and pernicious habits in the family are the main reasons leading to such speech underdevelopment. The health of children with speech disorders gets worse year by year. The somatic pathology includes mostly the affection of central nervous system, the muscular skeletal and the cardio-vascular systems. The structure of these disorders is similar, but their frequency differs in comparison with the children who don’t have such speech disorders. A regular medical check-up of such children is required at every step of their training/

Текст научной работы на тему «Профилактика речевых нарушений у детей первой ступени обучения»

УДК 616.22-008.5+616.084+616-053.5

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Ермашева М.А., Марченкова Ю.В., Московская К.Д., Шестакова В.Н.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме: Целью данной работы явилось изучение причинно-следственных связей общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов, и наметить меры профилактики формирования основной и сопутствующей патологии. В результате исследования установлено, что лица мужского пола чаще имеют общее недоразвитие речи. Ведущими причинами являются: патологически протекавшая беременность и осложнения в родах у матери, выраженная острая и хроническая гипоксия плода, перинатальные поражения центральной нервной системы, несоблюдение родителями здорового образа жизни, неполная семья, развод родителей, неблагоприятный психологический микроклимат и наличие вредных привычек в семье. От года к году состояние здоровья детей с общим недоразвитием речи ухудшается. В соматической патологии лидируют поражения центральной нервной, костно-мышечной и сердечнососудистой систем. Структура их однотипна, но частота ее встречаемости различна, по сравнению с детьми без речевых нарушений. Диспансерное наблюдение таких детей необходимо осуществлять на всех этапах развития ребенка.

Ключевые слова: профилактика, речь, дети первой ступени обучения.

PROPHYLAXIS OF SPEECH DISTURBANCES AT CHILDREN OF THE FERST STEP OF TRAINING

Ermasheva M.A., Marchenkova U. V., Moskovskaya K.D., Shestakova V.N.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

Summary: It was the aim of this work to study the cause- and - effect relationship, which leads to speech underdevelopment at children of the first step of training and to work the precautionary measures to prevent the formation of the main comorbidity and associated pathology. This investigation proved that the males suffer from said disorders more often than the females. It was revealed that different pathologies during mother's pregnancy, problems during children- birth, acute and chronic fetal hypoxia, perinatal affection of central nervous system, the parent's unhealthy way of life, divorce, broken families and pernicious habits in the family are the main

reasons leading to such speech underdevelopment. The health of children with speech disorders gets worse year by year. The somatic pathology includes mostly the affection of central nervous system, the muscular skeletal and the cardio-vascular systems. The structure of these disorders is similar, but their frequency differs in comparison with the children who don't have such speech disorders. A regular medical check-up of such children is required at every step of their training/ Main words: medical check-up, speech, children at first step training.

Введение

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития человека. Она служит основным средством общения людей, обеспечивающая мышление человека. Речь -важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка, становление которой в раннем возрасте определяет ее качество во все последующие периоды. [1,2] Для формирования речи определяющим является период от первого года до 3-5 лет. Именно в этот возрастной промежуток происходит интенсивное развитие мозга и его функций. При этом до 2 лет важным показателем развития речи является не столько собственное произношение, сколько понимание обращенной речи. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Безусловно, дети, которые не пытаются заговорить в возрасте 2-2,5 лет, должны вызывать беспокойство. У ребенка, не имеющего дефектов речевого развития, к трем годам накапливает около 3000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения, употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но еще с некоторыми дефектами. Четырехлетний ребенок использует прошедшее время глаголов, наречия. В пятилетнем возрасте речь становится плавной, разборчивой, но у 1/3 детей может сохраняться неправильная артикуляция некоторых звуков. В 6 лет ребенок овладевает грамматическим строем разговорного языка. [3] Если на 3-4 году жизни ребенок не обращается с вопросами, не пользуется речью, не отвечает на вопросы, он должен быть осмотрен педиатром, логопедом, неврологом. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Таким образом, вопрос о нормальном речевом развитии детей и ранней профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.

Цель. Изучить причинно-следственные связи общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов и наметить меры профилактики формирования основной и сопутствующей патологии Методика

Сбор материала проводился путём выкопировки первичной информации из истории развития ребенка (ф. 112/у), результатов анкетирования родителей и педагогов, и клинического осмотра в динамике. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. При определении значимых и достоверных факторов для каждого кластера вычислялись прогностические коэффициенты признаков, и определялась информативность факторов (Г), при значениях р <0,05. Результаты исследования и их обсуждение

Под наблюдение были взяты обучающиеся коррекционных классов, которые имели общее недоразвитие речи - основная группа (п= 50). Группу сравнения составили дети аналогичного возраста, не имеющие проблемы речевого развития (п=50).

Результаты исследования показали, что ведущими причинами общего недоразвития речи являлись: патологически протекавшая беременность (100,0%) и осложнения в родах (76,0%) у матери, выраженная острая и хроническая гипоксия плода (94,0%), перинатальные поражения центральной нервной системы (72,0%), несоблюдение родителями здорового образа жизни (56,0%). Большое влияние на всех детей основной группы оказывали социально-средовые факторы: наличие неполной семьи (60,0%), развод родителей (20,0%), отсутствие у них высшего образования (52,0%), неблагоприятный психологический микроклимат (46,0%) и наличие вредных привычек в семье (36,0%). Обращало на себя внимание, что нарушения речи достоверно чаще имели лица мужского пола (84,0%). У всех детей основной группы наблюдения отмечались различные нарушения в соматическом (90,0%), психологическом (82,0%), неврологическом (74,0%) и физическом (50,0%) статусах. В физическом статусе отклонения проявлялись общей физической слабостью (68,0%), снижением ростовых параметров (60,0%), узкой грудной клеткой (40,0%), двигательной недостаточностью с нарушениями равновесия (36,0%) и координацией движений (32,0%). В неврологическом статусе диагностировалась микросимптоматика в виде изменений мышечного тонуса (59,5%), синкинезий в мимической и речевой мускулатуре (54,1%), стертых неярко выраженных парезов (45,9%), гиперкинезов (40,5%), асимметрии лица и рта (21,6%). В психологическом статусе выявлялись различные нарушения эмоционально-волевой сферы. Они характеризовались страхами (87,8%), повышенной возбудимостью (73,2%), чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям (68,3%),

агрессивностью (56,1%). В то время как в группе сравнения положительное влияние на речевое развитие играло благоприятное течение беременности и родов, отсутствие выраженных поражений центральной нервной системы и сочетанной соматической патологии, высокая своевременная медицинская активность родителей. К семи годам у детей основной группы наблюдения выявлялись сопутствующие заболевания, в основном со стороны центральной нервной (74,0%), костно-мышечной (54,0%) и сердечнососудистой (50,0%) систем. Также органов пищеварения (48,0%), ЛОР (30,0%) и зрения (20,0%). В последующие годы соматической патологии возрастала. При выпуске из начальной школы она составляла со стороны центральной нервной 80,0%, костно-мышечной 66,0%, сердечнососудистой 53,3% систем, органов пищеварения 50,0%, ЛОР 44,0%, зрения 30,0%. Кроме того, большинство детей с дефектами речи имели неблагоприятное течение адаптации (60,0%) и нуждались в проведении дополнительных реабилитационных мероприятиях.

В группе сравнения в 7 летнем возрасте поражения центральной нервной системы диагностировались достоверно реже (16,0%) и при выпуске из начальной школы частота этой патологии снижалась до 8,0%, убыль составила 8,0%, что свидетельствовало о хорошей положительной динамике. Первое место занимала патология косно-мышечной системы (22,0%), но частота ее достоверно ниже, чем в основной группе (р<0,05). За период обучения прирост ее составил 4,0%, что на 8,0% меньше, чем в основной группе. Второе место занимали поражения желудочно-кишечного тракта (18,0%) с незначительным приростом (на 2,0%). На третьей позиции располагалась сердечнососудистая патология (12,0%), частота которой оставалась без динамики, но частота ее оставалась достоверно выше, чем в основной группе (р<0,05). Как известно коррекцией сформировавшихся речевых нарушений вынуждены заниматься логопеды, невропатологи, психологи и фониаторы. При этом роль участкового педиатра и логопеда дефектолога в лечении и реабилитации таких детей, по нашему мнению, не обозначена. Однако именно этот специалист наблюдает ребенка с рождения, знает все его проблемы, хорошо знаком с его семьей. Поэтому, они обязаны распознавать ранние отклонения в развитии ребенка, помогая тем самым другим специалистам, а главное - сокращая и делая коррекционные мероприятия наиболее эффективными. В связи с этим, особую актуальность представляет разработка комплекса профилактических мероприятий по сохранению и укреплению состояния здоровья детей с нарушениями речи, в которой центральная координирующая роль была бы отведена участковому педиатру и логопеду. Выводы

1. Общее недоразвитие речи чаще диагностируется у лиц мужского пола.

2. Структура соматической патологии у детей с общим недоразвитием речи однотипна, но частота ее встречаемости различна, по сравнению с детьми без речевых нарушений.

3. Лидирующую позицию стабильно занимают нарушения костно-мышечной системы, что отражает не достаточную профилактическую работу других специалистов (акушеров-гинекологов, неонатологов, неврологов, ортопедов) и педиатров амбулаторно-поликлинического звена, как по основной патологии, так и сопутствующей.

4. Причинами общего недоразвития речи являются: патологически протекавшая беременность и осложнения в родах у матери, выраженная острая и хроническая гипоксия плода, перинатальные поражения центральной нервной системы, несоблюдение родителями здорового образа жизни.

5. Дети с общим недоразвитием речи не способны самостоятельно в достаточной степени адаптироваться к условиям школьной жизни и поэтому нуждаются в дополнительном внимании, в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи.

6. Диспансерное наблюдение таких детей необходимо осуществлять на всех этапах развития ребенка.

7. Учитывая сложности в адаптации к обучению, рассматривать возможность более позднего поступления в школу, обучение проводить в специализированных классах и учебных образовательных организациях.

Литература

1. Волкова О.С., Доскин В.А., Шестакова В.Н. Характеристика семей детей, страдающих речевыми нарушениями. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007; 3: 23-26.

2. Волкова О.С., Чижова Ж.Г., Терещенко Е.И., Доскин В.А. Возрастная динамика формирования речи и факторы, влияющие на возникновение дефектов речевого развития у младших школьников. Вестник Смоленской медицинской Академии. Смоленск. 2005; 4: 136-139.

3. Заваденко Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей и возможности их медикаментозной коррекции. Методическое пособие для врачей. М., 2003. 63 с.

4. Соболева М.В., Батуев А.С. Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора лет жизни. Вопросы психологии. 2004; 5: 9 - 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.