Научная статья на тему 'К вопросу о возможностях судебных экспертиз при расследовании получения взятки в области образования'

К вопросу о возможностях судебных экспертиз при расследовании получения взятки в области образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2794
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ОБРАЗЦЫ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭКСПЕРТ / CORRUPTION IN EDUCATION / JUDICIAL EXAMINATION / SAMPLES FOR COMPARATIVE RESEARCH / EXPERT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Христинина Е. В.

Рассматриваются вопросы назначения судебных экспертиз по уголовных делам о взяточничестве в области образования. Указываются основные вопросы, выносимые на разрешение эксперта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the possibilities of legal expertise in the investigation of bribery in education

The article considers the questions of appointment of forensic examinations on criminal cases of bribery in the field of education. The key issues for resolution of the expert are identified

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможностях судебных экспертиз при расследовании получения взятки в области образования»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 194-198.

УДК 343

Е.В. Христинина

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются вопросы назначения судебных экспертиз по уголовных делам о взяточничестве в области образования. Указываются основные вопросы, выносимые на разрешение эксперта.

Ключевые слова: взяточничество в области образования, судебная экспертиза, образцы для сравнительного исследования, эксперт.

Судебная экспертиза - это следственное действие, при проведении которого лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле (эксперт), исследует выявленные при расследовании материалы и дает заключение по вопросам, имеющим значение для уголовного дела [1]. Тактические рекомендации по назначению экспертизы широко освещены в криминалистической литературе [2].

Проведенное изучение архивных материалов уголовных дел по взяточничеству в области образования показало, что самыми распространенными экспертизами, назначаемыми в процессе их расследования, являются:

1) почерковедческие (47,1 %);

2) фоноскопические (35,6 %);

3) материалов, веществ и изделий (12,5 %);

4) технико-криминалистические (8,6 %);

5) компьютерно-технические (5,8 %);

6) судебно-товароведческие (3,6 %).

Почерковедческая экспертиза. Объектами экспертизы являются рукописные тексты, содержащиеся в черновых записях преподавателя, подписи в организационно-распорядительных документах (журнал, книга учета посещаемости и успеваемости учащихся, экзаменационная ведомость, зачетная книжка, направление на сдачу зачета, экзамена и т. п.). Почерковедческая экспертиза проводится, когда взяточничество сопряжено с использованием документов, оформленных в связи с выполнением служебных действий в интересах взяткодателя, когда следователю необходимо установить связь между участниками преступления (взяткодатель, взяткополучатель, посредник) либо когда взяткополучатель отрицает причастность к совершению преступления и выполнению организационно-распорядительных полномочий.

Например, в ходе допроса заведующий кафедрой «Механизация сельскохозяйственных машин» по факту получения взятки за экзамен и курсовое проектирование пояснил, что имеет алиби: находился в очередном отпуске и, следовательно, не проводил аттестацию студентов. Для установления факта выставления экзаменационных оценок конкретным лицом была проведена почерковедческая экспертиза, объектами которой стали: два экзаменационных листа, выписанных на имя студентки, зачетная книжка, экспериментальные образцы рукописных записей и подписей преподавателя. Эксперт вынес заключение об идентичности почерка в представленных объектах и выполнения их обвиняемым [3].

Вопросы, разрешаемые при производстве экспертизы, направлены на установление исполнителя текста, тождества его почерка и подписи. На экспертное исследование следователь в качестве объектов может предоставить свободные образцы почерка и подписи, выполненные не в связи с

© Е.В. Христинина, 2014

расследуемым уголовным делом (дневники, записные, телефонные книги и т. п.), условно-свободные образцы, выполненные после возбуждения уголовного дела (образцы почерка из официальных документов: жалоб, заявлений, объяснений, ходатайств).

В случае отсутствия свободных образцов или недостаточного их количества следователь осуществляет сбор экспериментальных образцов рукописи, выполненных по предложению следователя.

Фоноскопическая экспертиза. По результатам проведения исследования эксперты могут дать объяснение и толкование природы языка интеллектуального действия человека, закономерностей изменения языка под влиянием ситуативных и других факторов (возраст, образование, воспитание, окружающая среда, знания, профессиональный опыт и др.) [4].

Объектами экспертизы являются: фрагменты голоса и речи, зафиксированные на аудио- и видеоносителях. Процедура назначения фоноскопической экспертизы отражена во многих литературных источниках

[5]. Основной задачей экспертизы является исследование фонограмм для решения идентификационных вопросов установления человека по голосу, а также отождествления звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

При назначении фоноскопической экспертизы следователю необходимо уделять основное внимание отбору образцов для сравнительного исследования. Сложность получения экспериментальных образцов для сравнительного исследования голоса и речи подозреваемого состоит в том, что их получают в ходе записи фонограммы, где лицу нужно по возможности произносить такие же слова, что и на исследуемой фонограмме, что бывает довольно редко, так как подозреваемый может отказаться от их произнесения. Поэтому в качестве образцов для сравнительного исследования по делам данной категории, как правило, используют свободные и условно-свободные.

Свободные образцы для сравнительного исследования, не связанные с расследуемым уголовным делом, можно получить при обнаружении и изъятии при проведении осмотра, обыска, выемки (домашние архивы с аудио- и видеозаписями торжеств, любительские интервью, публичные выступления и т. п.).

Условно-свободные связаны с расследуемым уголовным делом, они предоставляются из материалов уголовного дела в результате фиксации процедуры проведения отдельных следственных действий (аудио-, видеозаписи речи и голоса подозреваемого при проведении допроса, очной ставки, проверки показаний на месте).

Особенность назначения фоноскопической экспертизы по делам расследования

взяточничества в области образования состоит в точной, имеющей однозначное толкование формулировке вопросов. Если эксперт будет решать неверно интерпретированный вопрос, возникает большая вероятность получения неверного вывода, поэтому при составлении вопросов следователю рекомендуется проконсультироваться с экспертом. Некорректно поставленные вопросы перед экспертом могут лишь свидетельствовать о некомпетенции следователя в области судебно-экспертной деятельности.

Так, при расследовании уголовного дела по факту получения членом аттестационной комиссии по защите дипломных проектов взяток за успешную защиту квалификационных работ возникла необходимость в проведении фоноскопической экспертизы, так как в ходе задержания с поличным проводилась аудиовидеозапись. Следователь, назначив экспертизу, не собрал достаточного количества образцов для сравнительного исследования и неконкретно сформулировал вопросы для экспертизы, вследствие чего им не были определены четкие границы исследования. В результате эксперт вынес заключение о невозможности проведения экспертизы. В последующем следователь осуществил дополнительный сбор образцов для сравнительного исследования и вновь назначил экспертизу, причем вопросы по согласованию со следователем были поставлены в редакции эксперта. Полученные результаты были положены в основу обвинения [6].

Для фоноскопической экспертизы следователем могут быть поставлены следующие вопросы:

- Каково содержание разговора, записанного на представленной видеофонограмме (аудиозаписи) (видеокассета (аудиокассета) №..., со слов... до слов)?

- Имеются ли на представленной видеофонограмме (аудиозаписи) признаки

монтажа или иных изменений, внесенных в нее во время производства записи или после ее окончания?

- Имеются ли на представленной видеофонограмме (аудиозаписи) голос и речь подозреваемого, образцы речи и голоса которого представлены на видеокассете (аудиокассете).

Экспертиза материалов, веществ и изделий. Особенностью экспертизы, проводимой по делам расследования взяточничества в области образования, является индивидуализация предмета взяточничества, который помечается специальным красящим веществом. Используются два вида обработки предмета взятки:

1. Специальными веществами, обладающими повышенным прилипанием. Если внешняя упаковка предмета взяточничества перед проведением оперативно-тактической комбинации «Задержание с полич-

ным» обрабатывается данными веществами, то при соприкосновении с предметом взятки химическое вещество переходит на руки взяткополучателя. Попытка спрятать взятку может привести к оставлению следов преступления, не видимых при обычном свете, но люминесцирующих при ультрафиолетовом освещении.

Так, в ходе расследования уголовного дела по факту получения заведующим кафедрой взятки за сдачу зачета была проведена вышеобозначенная экспертиза, на разрешение которой были поставлены вопросы: «Имеются ли следы люминесцентного порошка на изъятых смывах с поверхностей ладоней и пальцев рук подозреваемого, денежных купюрах соответствующей серии и номера и книге, изъятой у подозреваемого? Если имеются, то идентичны ли следы люминесцентного порошка на тампонах со смывами рук подозреваемого следам люминесцентного порошка на перечисленных купюрах и книге?». Эксперт представил заключение, где было указано, что на представленных объектах имелись наслоения люминесцирующего вещества, идентичные по люминесценции в ультрафиолетовых лучах, растворимости в воде, органическом растворителе, молекулярному составу. Проведенная экспертиза подтвердила факт получения взятки [7].

2. Радиоактивными изотопами с пометкой «взятка» перед проведением оперативно-тактической комбинации «Задержание с поличным». Предмет взятки с нанесенным на него химическим веществом позволяет увидеть свечение от него даже с дальнего расстояния. Однако применение таких химических веществ ограничено, это связано с негативным воздействием радиации на здоровье человека [8].

Технико-криминалистическая экспертиза назначается для установления времени составления документа, идентичности текста в нем и конкретного технического устройства, на котором он был выполнен, содержания записей, исследования разорванных и сожженных документов, установления факта изменения первоначального содержания документа, исследования оттисков печатей и штампов и т. д. Технико-криминалистическая экспертиза по делам расследования взяточничества в области образования исследует письменные и вещественные доказательства, подтверждающие преступный контакт между взяткодателем и взяткополучателем. Объектами исследования являются документы, обнаруженные и изъятые при осмотре места происшествия, личном обыске, обыске и выемке.

Обозначим вопросы, выносимые следователем на разрешение эксперта по делам расследования взяточничества в области образования:

1. При исследовании разорванных и сожженных документов (письмо, записка, журнал, записная книга и т. д.), которые уничтожались подозреваемым с целью скрыть преступление:

- Не составляли ли обрывки данного документа ранее одно целое?

- Частями скольких и каких документов являются данные обрывки?

- Результатом сгорания какого количества и каких именно документов являются данные остатки?

- Каково содержание разорванного (либо сожженного) текста?

2. Для установления подлинности либо подделки денежных средств, выступающих в качестве взятки, обнаруженных при производстве следственных действий:

- Не является ли данная денежная купюра поддельной? Если да, то каким способом она изготовлена и посредством каких технических средств?

- Соответствует ли данная денежная купюра установленному образцу? Если нет, в чем выражается ее несоответствие?

Например, при осмотре места происшествия по факту получения преподавателем технического университета взятки от студента за незаконный допуск к сдаче экзамена был обнаружен предмет взяточничества - денежная купюра достоинством 100 долларов США. Для установления подлинности либо подделки денежных средств следователь назначил технико-криминалистическую экспертизу, в результате которой экспертом была установлена подлинность денежного знака [9].

Для успешного проведения экспертизы необходимо привлекать к ее участию специалиста, способного подготовить к исследованию документы, обращение с которыми требует специальных навыков (хранить документы в специальном конверте, оберегать от источников воздействия, которые могут привести к существенным изменениям, пользоваться при осмотре специальными приспособлениями).

Компьютерно-техническая экспертиза по делам расследования взяточничества в области образования назначается, когда в качестве доказательств фигурируют аппаратно-программные средства компьютерной и периферийной техники и информация, зафиксированная на переносимых или встроенных в средства компьютерной техники машинных носителях. Информация, содержащаяся на машинных носителях (жесткий магнитный диск, дискета, компакт-диск), имеет доказательственное значение при расследовании исследуемой категории уголовных дел, поэтому зачастую взяткополучатели путем использования специальных мер ограничивают доступ к информации, например путем установления паролей и т. д.

При производстве компьютерно-технической экспертизы исследуются такие вопросы:

- Какова конфигурация и состав ЭВМ, и можно ли с ее помощью проводить экспертизу?

- Какие информационные ресурсы находятся в ЭВМ?

- Подвергалась ли компьютерная информация изменению? Если да, то какому именно?

- Какие правила эксплуатации ЭВМ существуют в данной информационной системе, и были ли нарушены эти правила? [10].

Например, при допросе по факту получения взятки от студента за выставление оценки за лабораторную работу «Цифровые измерительные устройства» подозреваемый пояснил, что денежные средства получал в качестве целевого взноса на приобретение компьютера на кафедру, тексты лабораторных работ и отчетов об их выполнении имеются в базе данных компьютера, находящегося на кафедре. Следователь назначил компьютерно-техническую экспертизу и поставил следующие вопросы: «Имеются ли на жестком диске, компакт-дисках тексты лабораторных работ по предмету “Цифровые измерительные устройства”? Если да, то кем, когда они изготовлены? Имеются ли данные о сдаче либо несдаче студентами лабораторных работ?». Экспертное заключение показало, что на жестких дисках системного блока обнаружены файлы, содержащие отчеты о лабораторных работах, в которых имеются даты их создания и последующих изменений. Таким образом, было установлено, что первоначально в базе данных отсутствовала информация о лабораторных работах, которая впоследствии была изменена преступником [11].

Судебно-товароведческие экспертизы

по делам расследования взяточничества в области образования проводятся в целях установления:

1) качественных и количественных характеристик изделий;

2) групповой принадлежности, происхождения, способа и времени изготовления изделий;

3) стоимости, фактической розничной цены товара.

Объектами исследования являются:

промышленные товары и их документация [12].

Судебно-товароведческие экспертизы определяют характеристики товара, на который, как правило, указывает взяткополучатель как на предмет, приобретенный на денежные средства, полученные в счет оказания материальной помощи.

Перечень вопросов, выносимых на разрешение эксперта, следующий:

- Каково наименование данного товара?

- К какому виду, сорту и артикулу относится данный товар?

- Какова стоимость единицы представленного товара?

- Какова розничная цена товара той единицы, которая указана в товаро-транс-портной накладной или счете-фактуре?

Например, при осмотре места происшествия по факту получения доцентом кафедры информационно-измерительных систем университета взятки от студента за экзамен была обнаружена расписка студента об оказании спонсорской помощи в размере 10 000 руб. Подозреваемый в ходе допроса пояснил, что на денежные средства приобрел металлическую дверь на кафедру. В целях проверки версии подозреваемого следователь назначил товароведческую экспертизу, на разрешение которой поставил вопрос: «Какова стоимость металлической двери, установленной на кафедре в аудитории № ...?». Эксперт представил заключение, в котором содержалась информация о стоимости двери. Исходя из вышеизложенного следователь сделал вывод, что часть денежных средств, полученных в качестве добровольного взноса, была потрачена преподавателем незаконно, на собственные нужды [11].

В целом тактика первоначальных следственных действий определяется особенностями расследования взяточничества в области образования, а также сложившейся следственной ситуаций. В результате проведения первоначальных следственных действий следователь получает определенную базу доказательств, на основании которой в процессе последующего этапа расследования происходит развернутое, последовательное и методичное доказывание всех обстоятельств по уголовным делам данной категории.

Констатируя изложенное, можно отметить важность и необходимость назначения и производства судебных экспертиз при расследовании получения взятки в области образования. Указанные судебные экспертизы отличаются сложным и многоэтапным характером решаемых задач, определяемым специфическими особенностями объектов исследования, в качестве которых выступают многокомпонентные события происшествия.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Семенцов В. А. Следственные действия : учеб. пособие. Екатеринбург, 2003.

[2] Мерецкий Н. Е. Проведение судебных экспертиз: криминалистическое обеспечение : учеб. пособие. М. ; Воронеж, 2004 ; Галяшина Е. И., Смотров С. А., Шашкин С. Б., Молоков Э. П. Теория и практика судебной экспертизы: сб. / под ред. А. В. Пахомова. СПб., 2003 ; Шуваева М. С. Правовые и организационные основы назначения и производства комплексной экс-

пертизы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

[3] Архив Первомайского суда г. Омска за 2003 г. Уголовное дело № 241412.

[4] Федяев С. М. Характеристика системы методов криминалистической фоноскопической экспертизы // Российский следователь. 2008. № 1. С. 6-8.

[5] Галяшина Е. И., Безрукова М. И., Фомичев А. Н., Хуртилов В. О. Диагностика личности человека по фонограммам устной речи: учеб. пособие. М., 1993 ; Плахтий Е. В. Проблемы назначения, организации и проведения фоноскопических экспертиз при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003

[6] Архив Первомайского суда г. Омска за 2004 г. Уголовное дело № 353075.

[7] Архив Омского областного суда за 2004 г. Уголовное дело № 602175.

[8] Кузнецов А. А., Лаврентьева Г. А. Оперативно-тактическая комбинация «Задержание с поличным» при расследовании коммерческого подкупа // Вестник криминалистики. 2006. Вып. 3 (19). С. 16-23.

[9] Архив Омского областного суда за 2000 г. Уголовное дело № 352343.

[10] Иванов Н. А. Экспертиза электронных документов и машинограмм. М., 2009.

[11] Архив Первомайского суда г. Омска за 2005 г. Уголовное дело № 353241.

[12] Шадрин В. В. Применение судебно-бухгалтерской экспертизы в уголовном процессе. М., 2003 ; Судебные экспертизы / [В. В. Колкутин и др.]. М., 2006 ; Судебно-бухгалтерская экспертиза : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е. Р. Россинской, Н. Д. Эриашвили. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.