НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
А. Г. АНТОНОВ A. G. ANTONOV
заместитель начальника
ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России по учебной и научной работе, доктор юридических наук, доцент, полковник внутренней службы
К вопросу о возможности снижения рецидива преступлений
To a question of a possibility decrease in a recurrence of crimes
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы снижения рецидива преступлений посредством более глубокого изучения состава осужденных и дифференцированного влияния на каждую их категорию с целью интеграции с обществом.
Ключевые слова: рецидив преступлений, ресоциализация, наказание.
Annotation. In the article the author considers questions of decrease in recurrence of crimes by means of deeper studying of list of convicts and the differentiated influence on their each category for the purpose of integration with society.
Key words: recurrence of crimes, resocialization, punishment.
Борьба с рецедивом преступлений является актуальной задачей в современной России. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, больше половины преступлений совершается лицами, ранее их совершавшими. Причем удельный вес повторной преступности в настоящее время растет. В 2015 году такие преступления составили 54,9 %; в 2016-м -56,7 %; а в 2017-м - уже 58,2 % от всех предварительно расследованных преступлений в указанных отчетных периодах [1]. Что обусловило сложившуюся ситуацию?
Совершив преступление, человек тем самым противопоставляет себя обществу, десоциализируется. Он утрачивает первичную социализацию, полученную в детском и юношеском возрасте*. То есть процесс интеграции индивидуума с обществом посредством формирования положительных социальных установок сводится на нет. Перед обществом и государством возникает сложная задача возврата преступника в об-
* Здесь необходимо отметить, что социализации в редких случаях может и не быть вовсе, но чаще все же она
имеет место.
[email protected] www.or.fsin.su
2
щество. Но при этом в общество должен вернуться уже неопасный человек с изменившимися психологическими установками относительно общественных ценностей. Таким образом, преступнику необходима новая, повторная социализация - ресоциализация.
На это и направлена деятельность государства. Так, согласно ч. 2 ст. 43 Уголовного кодекса Российской Федерации, «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». В сущности, одна из декларируемых целей содержит в себе указание на ресоциализацию осужденного. Ведь согласно ч. 1 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ), «исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения».
Можно условно выделить два направления ресоциализации.
Первое. При совершении преступления имеет место деятельность государства по ресоциализации преступника посредством наказания, и она строго регламентирована уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Так, согласно ч. 2 ст. 9 УИК РФ, «основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие». Таким образом, инструментарий ресоциализации осужденного достаточен и законодательно закреплен. Однако, как показывает практика, одним
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018
лишь наказанием часто невозможно достичь ресоциализации осужденного. Например, нахождение осужденного в местах лишения свободы этому не способствует: могут появиться новые антисоциальные установки, осужденный к лишению свободы находится в экстремальных условиях, помещается в негативную микросреду и т. п. Нахождение осужденного в местах лишения свободы отодвигает дальше его интеграцию с обществом, несмотря на то что законодательство и практика деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) направлены на привитие осужденному адекватного отношения к общественным ценностям.
Если гражданин осуждается к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, то, казалось бы, процесс ресоциализации значительно упрощается: ведь он не утрачивает социальных связей, в отличие от осужденного к лишению свободы. Однако такой осужденный остается в привычной ему микросреде, которая, вероятно, сформировала его отрицательное отношение к общественным ценностям, а влияние на него УИС является менее интенсивным, чем на осужденного, лишенного свободы.
Второе направление ресоциализа-ции. Если УИС удается изменить осужденного в положительную сторону, то это еще не означает, что ресоциали-зация достигнута. У последней есть две стороны. Помимо формирования положительных установок относительно общественных ценностей у осужденного, следует учитывать готовность общества принять человека, причинившего ему вред. Социальное пространство отрицает преступление. Если даже УИС удается изменить мировоззрение осужденного в лучшую сторону, то при освобождении ему будет непросто ин-
3
тегрироваться с обществом, которое не приемлет преступления, а с ним и преступника, даже отбывшего наказание. Поэтому ресоциализация осужденного имеет две стороны: соответствующее изменение психологии осужденного и согласие общества принять его.
Сегодня, как отмечено выше, более половины преступлений совершается лицами, ранее совершавшими таковые. То есть процесс ресоциализации лица, совершившего преступление, часто не срабатывает, что и обусловливает значительную долю рецидива преступлений.
А почему? Полагаю, необходимо обратить внимание на качественный состав осужденных. Если решить вопрос ресоциализации некоторых категорий осужденных, то рецидив можно значительно снизить.
Почти половина лиц, совершивших преступления, повторно их не совершает. Следовательно, можно судить о некотором положительном результате работы системы правосудия по ресо-циализации таких лиц. Однако почему нет положительного результата относительно другой их половины? Состав осужденных, отбывающих наказание, разнороден. Одних нужно ресоциа-лизировать, другим же необходимы дополнительная помощь и контроль. Сложность заключается не только в том, что осужденного трудно вернуть в общество. Он может этого не желать или не быть способным к этому. В связи с этим обратим внимание на психически больных осужденных и больных наркоманией. Ведь болезнь в их случае, как правило, является первопричиной совершенного преступления. Поэтому невозможно избежать рассмотрения этого фактора при решении вопроса предупреждения рецидива преступлений.
Элементами социализации являются семья, работа, жилье. Они труднодостижимы для данных осужденных. Факт десоциализации (совершение преступления) является результатом их соответствующих ярко выраженных негативных социальных свойств, отличающих осужденных от среднестатистического человека. В данном случае проблема ресоциализации усложняется: эти лица отторгаются обществом не только в связи с совершением преступления, но и из-за их низкого положения в социуме. Эта категория лиц, содержащихся в учреждениях УИС, имеет значительный объем среди общего числа осужденных. Всего по состоянию на 1 января 2018 года в учреждениях УИС содержалось 602 176 человек [1]. В конце 2017 года численность лиц, страдающих психическими расстройствами, составила 49 900 человек (8,29 %) [2], больных наркоманией -49 000 человек (8,14 %). Следует отметить, что при таком количестве осужденных, больных наркоманией, в лечебных исправительных учреждениях для наркоманов содержалось всего 5 008 человек [3]. Численность осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, на 1 января 2018 года составляла 423 092 человека, из них 25 068 человек (5,93 %) имели обязанность прохождения курса лечения от наркомании, а 9 771 человек (2,31 %) - от алкоголизма [4]. Отметим, что установленная форма отчетности уголовно-исполнительных инспекций не предусматривает ведение учета осужденных с психическими заболеваниями.
Представляется, что численность таких осужденных в действительности больше, чем приведенная в официальной статистике. Так, совершенно иное соотношение указанных больных
4
[email protected] www.or.fsin.su
лиц к общему количеству осужденных, содержащихся в исправительных колониях УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: общее количество осужденных -6 329 человек, а больных наркоманией -1 381 (21,82 %) [5]. Это в относительном выражении практически в два с половиной раза больше показателей федеральной статистики. Тем актуальнее представляется проблема. В связи с этим необходимо уделить внимание большей дифференциации в системе учета осужденных. Например, необходимо учитывать не только осужденных, страдающих психическими заболеваниями, но и осужденных, имеющих психические отклонения (не являются болезнью). Ведь часто такие отклонения и обусловливают совершение преступлений. Больных наркоманией нужно учитывать фактически, а не только тех, кто до совершения преступления состоял на учете.
Методы ресоциализации в отношении указанных групп осужденных должны отличаться от соответствующих методов, применяемых к обычному осужденному. Они возможны, когда уже будут преодолены препятствия ресоциализации осужденных определенного социального и медицинского характера. Так, необходимо достижение стойкого улучшения (если не излечения) состояния здоровья психически больных лиц, а также лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Если положительного результата в этом направлении добиться не удалось, то ре-социализация весьма затруднительна, почти невозможна.
Получить жилье, завести семью, устроиться на работу для этих категорий осужденных часто нереально. Вместо этого возможно было бы законодательно закрепить осуществление
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018
за ними контроля компетентными органами (органами внутренних дел, учреждениями социальной защиты совместно с медицинскими учреждениями). Иначе их ресоциализация невозможна и наказание их будет сведено только к изоляции от общества. Следует отметить, что если в отношении психически больных лиц может применяться принудительное лечение, то принудительного лечения осужденных-наркоманов российским законодательством не предусмотрено, за исключением наложения такой обязанности при условном осуждении. Это затрудняет предупреждение совершения новых преступлений со стороны таких лиц.
Главная проблема ресоциализации данных категорий осужденных состоит в том, что у большинства имеющиеся заболевания вызывают необратимые изменения психики, что не позволяет реинтегрировать их с обществом. В отличие от здорового преступника такие осужденные отторгаются обществом еще до совершения преступления. Инструментом контроля за ними может стать административный надзор, который осуществляется органами внутренних дел. Сейчас он устанавливается для потенциальных «профессиональных» преступников (осужденных с рецидивом, злостных нарушителей порядка и условий отбывания наказания), а также для педофилов (лиц с расстройством сексуального предпочтения).
Необходимо отметить, что и внутри исследуемых групп осужденных должен быть дифференцированный подход к ресоциализации и подготовке к ней. Так, прежде чем начать процесс ресоциализации лица, больного наркоманией, нужно его излечить от этой болезни. Вероятность его излечения зависит от вида употребляемого наркотика и продолжительности жизни человека
5
дотег_12_2018.1паа 5
28.11.2018 16:02:39
(например, «героиновый наркоман живет пять - семь лет» [6]). Исходя из этого и следует прогнозировать возможность его излечения с последующим ресоци-ализационным воздействием. Аналогично следует поступать и с психически больными.
Из изложенного вытекает необходимость исследования качественного состава осужденных. Категория психически больных и больных наркоманией осужденных занимает заметное место среди общей численности осужденных. Установив реальный объем указанной категории осужденных, необходимо пересмотреть подход к предупреждению с их стороны рецидива преступлений с учетом обязательного применения мер медицинского характера, что позволит значительно снизить долю рецидива. Ф
1. Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 12.06.2018).
2. Итоги деятельности уголовно-исполнительной системы за 2017 год. М. : ФСИН России, 2018. С. 19.
3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы (январь -декабрь 2017 года) : информационно-аналитический сборник. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. С. 11.
4. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций за IV квартал 2017 года (нарастающим итогом с начала года). Строки 56, 59 и 16. Отчет.
5. Форма ФСИН-6 (мед-1) квартальная (по состоянию на II квартал 2018 года).
6. Около 2 % россиян трудоспособного возраста употребляют наркотики. URL: https://ria.ru/society/20101015/285917838.html (дата обращения: 12.06.2018).
[email protected] www.or.fsin.su
6