Научная статья на тему 'К вопросу о возможности, необходимости и целесообразности принятия экологического кодекса'

К вопросу о возможности, необходимости и целесообразности принятия экологического кодекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
602
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗАЩИТА ПРИРОДЫ / ECOLOGY / DEVELOPMENT OF THE ENVIRONMENTAL CODE / ENVIRONMENTAL PROTECTION / PROTECTION OF NATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А.

Статья посвящена необходимости на государственном уровне законодательно закрепить экологическое законодательство в России путем принятия Экологического кодекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article focuses on the need at the national level to legislate environmental legislation in Russia through the adoption of the Environmental Code.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможности, необходимости и целесообразности принятия экологического кодекса»

образом не подготовили к службе в армии», и которые обладают криминогенным потенциалом, можно воздействовать путем запретительных мер. Так, с нашей точки зрения, статью 335 УК РФ имеет смысл дополнить пунктом, предусматривающим ответственность за нарушение уставных правил отношений между военнослужащими вследствие корыстных побуждений, и предусмотреть данной поправкой более тяжелую ответственность в сравнении с ответственностью предусмотренной статьей УК РФ за подобное преступление вне армейской среды.

Так же, на наш взгляд, статью 335 УК РФ следует дополнить нормой содержащей ответственность за совершение предусмотренного данной статьей деяния по мотивам расовой, национальной или религиозной вражды. Указанные уголовно-правовые меры, на наш взгляд, будут с должной степенью воздействовать на правомерное поведение среди военнослужащих по призыву.

Список литературы

1. Статистические данные преступлений и происшествий военной прокуратуры Западного военного округа // http://www.newsru.com/russia/29mar2011/balt.html

2. Белецкая О.К. Психологические особенности адаптивности военнослужащих контрактной службы // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8. № 10-2. С. 181-184.

3. Белецкая О.К. Оптимизация межличностных отношений военнослужащих как проблема современной науки и практики // Территория науки. 2012. № 1. С. 194-200.

Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А.

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: экология, разработка Экологического кодекса, охрана окружающей среды, защита природы.

Аннотация: статья посвящена необходимости на государственном уровне законодательно закрепить экологическое законодательство в России путем принятия Экологического

Территория науки. 2012. № 3. кодекса.

Keywords: ecology, development of the Environmental Code, environmental protection, protection of nature.

Abstract: article focuses on the need at the national level to legislate environmental legislation in Russia through the adoption of the Environmental Code.

Стабильность правового регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования во многом зависит от состояния системы экологического законодательства, которая к сожалению недостаточно сбалансирована, имеет внутренние дефекты, в том числе коллизии.

Создание Экологического кодекса - реальная перспектива отрасли экологического законодательства. В науке экологического права вопрос о допустимости разработки Экологического кодекса на определенном этапе развития экологического законодательства системно исследовался А.К. Голиченковым. Им были предложены критерии, фиксирующие возможность кодификации экологического законодательства.

Полагаем, что своевременность разработки Экологического кодекса определяется констатацией на стадии, предшествующей законопроектным работам, совокупности таких предпосылок и условий, которые, взятые в единстве, при одновременном своем проявлении, будут обеспечивать необходимый уровень полноты, объективности и качественности будущего акта. Об их наличии, по нашему мнению, может свидетельствовать фиксирование следующих существенных моментов в развитии экологического законодательства.

Прежде всего для создания Экологического кодекса необходимо установить факт существования потребности именно в кодификации экологического законодательства. Этой форме систематизации не следует отдавать спонтанного предпочтения. Если сегодняшние разработчики концепции проекта Экологического кодекса говорят о необходимости совершенствования экологического законодательства в отдельных его аспектах (например, о внедрении новых мер экономического регулирования охраны окружающей среды), то необходимость принятия Экологического кодекса из этого не следует. Как минимум нецелесообразно ожидание Экологического кодекса для решения лишь некоторых текущих задач модернизации и развития

экологического законодательства. Подобные задачи следует решать прежде всего в рамках существующих более простых законотворческих механизмов - внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, разработки и принятия новых актов.

Кодификация должна "назреть" - осознаваться законодателем как единственно возможный и доступный вариант развития экологического законодательства. Очевидно, что при таком условии кодификация в форме Экологического кодекса будет применимой лишь тогда, когда исчерпаны все другие возможности совершенствования данной отрасли. Это обстоятельство следует рассматривать в качестве необходимого условия для кодификации экологического законодательства.

Из сказанного следует, что вторым значимым условием рассматриваемой кодификации должно явиться наличие официальных опытов систематизации экологического законодательства - в формах официозной, официальной инкорпорации этого законодательства, консолидации во всех уместных случаях. На фоне этих работ будет выявлен ряд существенных для кодификации решений, таких, как понимание сущности кодификации экологического законодательства, ее возможностей и границ, объектов и субъектов кодификации и т.д.

Кроме того, требуется наличие как важной предпосылки законопроектных работ официальных примеров практического освоения идеи комплексности экологического законодательства относительно предмета его регулирования. Иными словами, данная идея через специальные научные разработки, теорию экологического права должна найти отражение по меньшей мере в различных документах программного характера, концепции развития экологического законодательства и т.п. (Оптимальным же вариантом для официального воплощения понимания экологического законодательства в широком смысле является его фиксирование как специального юридического понятия в действующем законодательстве.)

Необходимы предварительные теоретические исследования по основным положениям Общей части будущего Экологического кодекса, среди которых приоритетным представляется утверждение системы основных правовых ориентиров отрасли. И здесь важны не только цели нового акта, которые следует определить еще на стадии выработки его концепции в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных

законов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576. Не менее значимы в этом аспекте задачи, принципы, правовые понятия и их определения. Эти правовые начала в совокупности призваны отразить суть предстоящего правового регулирования.

Принятие кодификационного акта экологического законодательства целесообразно скоординировать с позитивными процессами развития всей системы российского законодательства. В этом смысле выбор формы такого акта (кодекс) в настоящее время вполне соответствует общим тенденциям в законотворчестве. Те же общие закономерности диктуют принятие Экологического кодекса как акта прямого действия, с минимальным количеством бланкетных норм. Ими же предопределяется использование некоторых уже общепринятых технических приемов в новом акте: например, выделение перечня правовых понятий и их определений, принципов законодательства и проч.

Помимо указанных необходимых предпосылок и условий для принятия решения о создании Экологического кодекса, могут быть выделены также условия, которые мы рассматриваем в качестве предпочтительных, субсидиарных. Так, для успешного включения в систему законодательных и иных нормативных правовых актов федерального уровня Экологический кодекс должен приниматься, как полагаем, в условиях развитой корректной экологизации иных отраслей российского законодательства.

Одновременно не менее значимым является изучение опыта зарубежных стран по кодификации и иному совершенствованию своего законодательства об окружающей среде (экологического законодательства). Названные и другие обстоятельства могут со своей стороны положительно повлиять на принятие решения о разработке Экологического кодекса.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Современные проблемы Экологического кодекса // Экологическое право. 2010. № 6. С. 6-10.

2. Игнатьева И.А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. 2010. № 1. С. 16-19.

3. Игнатьева И.А. Консолидация в экологическом законодательстве России: Теоретические проблемы и перспективы применения // Журнал российского права. 2010. № 2.

4. Петров В.В. Экологический кодекс России // Вестник Московского университета. Серия11. Право. 1992. № 3. С. 3-13.

5. Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А. Актуальные проблемы правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды // Территория науки. 2012. № 1. С. 179182.

6. Хлуднева Н.И. Коллизии в экологическом законодательстве // Журнал российского права. 2011. №12. С.12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.