Научная статья на тему 'Актуальные проблемы правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды'

Актуальные проблемы правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
144
30
Поделиться
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ЗАЩИТА ПРИРОДЫ / PUBLIC RELATIONS / ENVIRONMENTAL PROTECTION / LEGAL PROTECTION OF THE ENVIRONMENT / THE NATURAL ENVIRONMENT / THE PROTECTION OF NATURE

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А.

Данная научна работа акцентирует внимание на проблемы правовой регламентации отношений в области охраны окружающей среды, авторы указывают на основные правовые акты, защищающие природное богатство.This scientific work focuses on the problems of legal regulation of relations in the field of environmental protection, the authors point to the basic legal acts that protect the natural wealth.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы правовой регламентации общественных отношений в области охраны окружающей среды»

Таким образом, еще со времен древнего мира в первых писанных правовых памятниках стали появляться нормы, регулирующие общественные отношения с участием несовершеннолетних. Конечно, не всегда правовые нормы носили охранительный оттенок, но именно в то время берет свое начало юридическая защита детей и подростков.

Список литературы

1. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - С. 20.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999. - С.

91.

3. Голышева Л.Ю. К вопросу о формировании системы ювенального права в России // Научные труды III Международной научно-практической конференции "Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права". -Москва, 2000. - С. 6-8.

4. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - С.

92.

5. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Т.1. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юристъ, 2000. - С. 153.

6.Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов. - М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2002. - С. 49.

7.Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 29.

Хатунцева А.С., Овсянникова Е.А.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: общественные отношения, охрана окружающей среды, правовая защита окружающей среды, природная среда, защита

природы.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Аннотация: данная научна работа акцентирует внимание на проблемы правовой регламентации отношений в области охраны окружающей среды, авторы указывают на основные правовые акты, защищающие природное богатство.

Keywords: public relations, environmental protection, legal protection of the environment, the natural environment, the protection of nature.

Abstract: This scientific work focuses on the problems of legal regulation of relations in the field of environmental protection, the authors point to the basic legal acts that protect the natural wealth.

Проблемы совершенствования и природопользования актуальны в настоящее время ввиду особой значимости экологической составляющей в решении многих национальных задач, суть которой заключается в сохранении и восстановлении природной среды, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий, а также в защите экологических интересов социума.

Современное экологическое законодательство включает в себя несколько десятков федеральных законов и сотни подзаконных нормативных правовых актов, практика реализации которых показывает, что большая их часть характеризуется значительным числом законотворческих ошибок, не позволяющих достигать установленных целей правового регулирования. Часть федеральных нормативных правовых актов содержит модели поведения, применимые лишь в узкой сфере правового воздействия, а содержание некоторых из них чрезмерно декларативно. В отдельных федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах, входящих в систему экологического законодательства, присутствуют противоречия.

Перечисленные недостатки нарушают внутреннюю согласованность в системе экологического законодательства, приводят к снижению его результативности, однако именно коллизии запутывают правоприменителя, ведут к коррупции в системе государственного и муниципального управления, затрудняют реализацию целей законодательного регулирования и, как следствие, снижают эффективность экологического законодательства. По нашему мнению, наличие или отсутствие в системе экологического

законодательства юридических коллизий является существенным фактором, влияющим на успех правового регулирования экологических отношений, и, следовательно, выступает своеобразным маркером эффективности действующего экологического законодательства.

Анализ федерального экологического законодательства позволил выявить целый ряд отраслевых и межотраслевых коллизий, выявляющих степень коллизионного напряжения в данной отрасли законодательства. Для иллюстрации приведем некоторые из них.

1. В соответствии с положениями ст. 42 Конституции РФ [1] гражданин Российской Федерации имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Пункт 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды [2]" закрепляет аналогичное право за каждым гражданином Российской Федерации. В то же время согласно п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона возможность направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды предоставлена гражданам только в местах своего проживания.

2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании [3]" не предусматривает возможность установления в РФ государственных стандартов относительно охраны окружающей среды, однако Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет в ст. 29, что именно государственными стандартами устанавливаются требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

3. Из содержания п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует, что государственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется несколькими федеральными органами исполнительной власти. Однако в п. 4 этой же статьи речь идет уже о должностных лицах одного федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный

государственный экологический контроль.

4. Пунктом 3 ст. 70 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право на проведение научных исследований в области охраны окружающей среды предоставлено только научным организациям, в то же время, исходя из содержания ст. 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике [4]", можно сделать вывод о том, что научную деятельность вправе осуществлять не только юридические лица, но и физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Таким образом, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" существенно сужает перечень субъектов, наделенных правом на осуществление научно-исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 14.03.2009 №32-ФЗ) // Российская газета, №6, 12.01.2002.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ) // Российская газета, №245, 31.12.2002.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.02.2009 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. Федерального закона от 10.02.2009 №18-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, №35, ст. 4137.

Хузина Н. А.

ОПРАВДАНИЕ ПОДСУДИМОГО И НАЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, подсудимый, уголовно-процессуальное законодательство, оправдание подсудимого.

Аннотация: автор посвятила статью механизму оправдания подсудимого, принципам и особенностям данного процесса.