Научная статья на тему 'Экологизация государственных закупок'

Экологизация государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗЧИК / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ОХРАНА И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / CONTRACT / STATE CUSTOMER / MUNICIPAL CUSTOMER / ECOLOGIZATION OF STATE ORDER / ENVIRONMENTAL STANDARDS / PROTECTION AND PROTECTION OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова В. В.

Вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств являются актуальными для любого современного государства. Преследуя указанные интересы, в Российской Федерации существует система правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению государственных и муниципальных органов товарами, работами и услугами. Контрактная система закупок товаров, работ, услуг, обеспечивая государственные и муниципальные нужды, выступает инструментом развития внутреннего рынка, экономики в целом, предусматривает ряд положений, гарантирующих не только эффективность расходования бюджетных средств, но и обеспечивающих при этом охрану прав и законных интересов неограниченного круга лиц. Достижение указанной цели становится возможным, в частности, посредством реализации политики экологизации контрактной системы закупок. В статье рассматриваются проблемы правоприменения указанного аспекта государственного реформирования в сфере государственного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Устинова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of targeted and effective expenditure of budgetary funds are relevant for any modern state. Pursuing these interests, in the Russian Federation there is a system of legal norms governing relations for the provision of state and municipal bodies with goods, works and services. The contract system of procurement of goods, works, services is an instrument for developing the internal market, the economy as a whole, providing for a number of provisions guaranteeing not only the effectiveness of spending budget funds, but also protecting the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons, policy of greening the contractual system of procurement. The article deals with the problems of law enforcement of this aspect of state reform in the sphere of state procurement.

Текст научной работы на тему «Экологизация государственных закупок»

ПРАКТИКА

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ECOLOGIZATION OF PUBLIC PROCUREMENT

УДК 347.45/.47

В.В. УСТИНОВА V.V. USTINOVA

(Белгородский юридический институт (Putilin Belgorod Law Institute

МВД России имени И.Д. Путилина) of Ministry of the Interior of Russia)

[email protected]

Аннотация: вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств являются актуальными для любого современного государства. Преследуя указанные интересы, в Российской Федерации существует система правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению государственных и муниципальных органов товарами, работами и услугами.

Контрактная система закупок товаров, работ, услуг, обеспечивая государственные и муниципальные нужды, выступает инструментом развития внутреннего рынка, экономики в целом, предусматривает ряд положений, гарантирующих не только эффективность расходования бюджетных средств, но и обеспечивающих при этом охрану прав и законных интересов неограниченного круга лиц. Достижение указанной цели становится возможным, в частности, посредством реализации политики экологизации контрактной системы закупок. В статье рассматриваются проблемы правоприменения указанного аспекта государственного реформирования в сфере государственного заказа.

Ключевые слова: контракт, государственный заказчик, муниципальный заказчик, экологизация государственного заказа, экологические нормы, охрана и защита окружающей среды.

Abstract: the issues of targeted and effective expenditure of budgetary funds are relevant for any modern state. Pursuing these interests, in the Russian Federation there is a system of legal norms governing relations for the provision of state and municipal bodies with goods, works and services. The contract system of procurement of goods, works, services is an instrument for developing the internal market, the economy as a whole, providing for a number of provisions guaranteeing not only the effectiveness of spending budget funds, but also protecting the rights and legitimate interests of an unlimited number of persons, policy of greening the contractual system of procurement. The article deals with the problems of law enforcement of this aspect of state reform in the sphere of state procurement.

Keywords: contract, state customer, municipal customer, ecologization of state order, environmental standards, protection and protection of the environment.

В настоящее время вопросы целевого и эффективного расходования бюджетных средств, в частности, основная часть которых обеспечивает государственные и муниципальные нужды, приобретают все более острый характер. Зачастую, определяя понятия «неэффективное использование бюджетных средств» и «коррупция», не находят отличий, понимая под указанными категориями деяния различных хозяйствующих субъектов противоправного характера. Безусловно, от эффективности и законности расходования бюджетных ассигнований зависит не только качество осуществляемых государственными и муниципальными заказчиками задач, но и безопасность и национальные интересы общества и государства в целом.

Учитывая значимый объем бюджетных средств, расходование которых осуществляется в рамках функционирования системы закупок товаров, работ или услуг для государственных и муниципальных нужд, обращаясь к вопросам эффективности расходования указанного объ-

ема бюджетных средств, следует принимать во внимание массу различных обстоятельств. Прежде всего, государственные и муниципальные заказчики, вступая в правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны следовать принципу эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при расходовании бюджетных средств участники должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)1. В отношениях, относимых законодательством к сфере государ-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 1998. № 153-154.

2017'2

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ственных закупок, заказчик (т.е. субъект бюджетных отношений) определяет объем затрат бюджетных средств, необходимых для обеспечения государственных или муниципальных нужд, таким способом, который позволит достигнуть наилучшего результата. Так, заказчик при оценке заявок, окончательных предложений участников закупки учитывает несколько критериев, в частности качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, руководствуясь при этом значительным массивом нормативных правовых актов, прежде всего Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, под экологическими характеристиками принято понимать соответствие товара, работы или услуги экологическим нормам. Именно такое понимание категории «экологические характеристики»3 определяет указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации. Стоит отметить, что 2017 год на территории Российской Федерации был объявлен годом экологии. Курс на экологизацию государственных закупок был положен с момента принятия Федерального закона от 05.04.2013. Однако на практике возникает множество пробелов, связанных с применением указанных положений, прежде всего с узким профилем вопросов соответствия того или иного предмета закупок установленным законом экологическим нормам. Как правило, заказчики, формируя техническое задание, указывают сведения, на основании которых следует оценить критерий соответствия предмета закупки установленным экологическим нормам. В частности, участник закупки обязан в заявке указать информацию о снижении, устранении, отсутствии загрязнений (в том числе светового), о действиях, которые проводятся для предотвращения загрязнения окружающей

2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2013. № 80.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от. 14.11.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6428.

= ПРАКТИКА

среды, о ресурсосбережении, обращении с отходами, мерах по защите окружающей среды.

Самостоятельной формой оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также требований международных стандартов является экологический аудит [2].

Ряд авторов рассматривают экологический аудит, опираясь на определение аудита, закрепленное в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», как проверку бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Такой «традиционный» подход к понятию экологического аудита нашел отражение в работах Н.П. Барышникова, В.А. Бочкаревой, В.П. Суйца, Н.В. Смирнова [2]. Кроме того, формируя техническое задание, государственный (муниципальный) заказчик приводит показатели экологической безопасности (уровни шума, вибрации, иных физических воздействий), порядок охраны зеленых насаждений, нормативы санитарных и защитных зон и иные сведения, необходимые заказчику [3]. В качестве критерия оценки поданных заявок потенциальными поставщиками, подрядчиками, исполнителями отдельно качественные характеристики объекта закупок не выделены, а указаны в ст. 32 совместно с функциональными и экологическими характеристиками объекта закупок. При определении экологических характеристик заказчики закрепляют в документации обязанность участников закупки при определении названных категорий использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные различными техническими регламентами и стандартами, предусмотренными законодательством о техническом регулировании.

Устанавливая указанные требования к соответствию того или иного предмета закупки экологическим нормам, государственные заказчики, не имея специализированной подготовки в указанной области знаний, сталкиваются с определенными сложностями уже на этапе рассмотрения заявок участников закупки. Впоследствии проблемы правоприменения преследуют государственных и муниципальных заказчиков как в момент приемки результатов отдельного этапа исполнения контракта, так и в момент приемки исполнения предмета государственного контракта.

В этой связи государственные и муниципальные заказчики вынуждены обращаться к помощи экспертов, экспертных комиссий, работников и служащих различных экспертных организаций, в состав которых в силу закона

ПРАКТИКА

должны входить лица, не являющиеся работниками и служащими организации государственного или муниципального заказчика, при этом для привлечения таковых необходимо дополнительно организовать закупки на заключение контракта с указанным лицом.

Кроме того, осуществляя все указанные выше действия, предписанные законом, контрольные органы определяют установление экологических характеристик как незаконные действия заказчика, ограничивающие конкуренцию иных субъектов государственных закупок, в частности иных участников закупок, тем самым доказывая неэффективность использования бюджетных средств, привлекая государственных и муниципальных заказчиков к ответственности, предусмотренной нормами административного и отчасти уголовного законодательства, к которой привлекаются члены закупочной комиссии государственного (муниципального заказчика), иные должностные лица, как правило, руководитель органа, органи-

зации государственного (муниципального) заказчика. Таким образом, двойственность вопроса применения норм, установленных различными техническими и иными регламентами и стандартами, правоприменителю весьма очевидна, при этом законодатель не спешит конкретизировать правила и рамки применения законодательства в вопросах соответствия предмета закупки экологическим нормам и правилам.

Для решения указанной проблемы представляется возможным использовать международный опыт, в частности легализацию в рамках государственного заказа на территории Российской Федерации международных стандартов экомаркировок, таких как ISO 14024 и ISO 17065. В течение 2017 года - года экологии - часто высказываются идеи об экологизации государственного заказа, осуществлении «зеленых закупок», но при этом мало уделяется внимания смежным с указанными идеями вопросам права, экономики и доступным научным технологиям.

Литература

1. Заславская Н.М. Экологический аудит: история и современное правовое регулирование // Экологическое право. 2015. № 6. С. 3-11.

2. Поддубная Н.Н. Правовое обеспечение реализации административного механизма охраны окружающей среды г. Москвы // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 45-49.

3. Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом: сборник научных статей III Международной научно-практической конференции / Е.А. Абросимова [и др.]; под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой. - Москва: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. Юстицинформ, 2016. - 496 с.

References

1. Zaslavskaya N.M. Ekologicheskiy audit: istoriya i sovremennoye pravovoye regulirovaniye // Ekologicheskoye pravo. 2015. № 6. S. 3-11.

2. Poddubnaya N.N. Pravovoye obespecheniye realizatsii administrativnogo mekhanizma okhrany okruzhayushchey sredy g. Moskvy // Administrativnoye pravo i protsess. 2016. № 8. S. 45-49.

3. Aktualnyye problemy predprinimatelskogo i korporativnogo prava v Rossii i za rubezhom: sbornik nauchnykh statey III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / E.A. Abrosimova [i dr.]; pod obshch. red. S.D. Mogilevskogo. M.A. Egorovoy. -Moskva: RANKhiGS pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii. Yuridicheskiy fakultet im. M.M. Speranskogo Instituta prava i natsionalnoy bezopasnosti. Yustitsinform, 2016. - 496 s.

(статья сдана в редакцию 21.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.