13. Названова Л.В., Шеверева Ю.И., Якимец М.С. Традиции Донского казачества в контексте исторического време-ни//Материалы VIII международной научно-практической конференции фундаментальные и прикладные науки сегодня 10-11 мая 2016. NorthCharleston. USA, 2016.-С. 22-24.
14. Наухацкий, В. В. Модернизация сельского хозяйства и российская деревня. 1965-2000. Ростов н/Д: [РГЭУ «РИНХ»], 2003. - 199 с.
15. Орлов И. Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. -М.: ГУ ВШЭ, 2009. -320 с.
16. От волги до дона шумят ковыли... //Донской временник.- 2008. -№1. - Режим доступа: ttp://donvrem.dspl.ru (дата обращения 10. 02.2018).
17. Петрушенко С.А., Мерзляков М. П., Агеева В.А. Природоохранные традиции и экологическая культура донского казачества// Сб. научных статей «Фундаментальные и прикладные науки сегодня» XII международная научно-практическая конференция. Т. 2. NorthCharleston, USA, (Норт-Чарлстон, США). 2017.- С. 13-16.
18. Пушкарева, Н. Л. «История повседневности» как направление исторических исследований - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php (дата обращения 10. 02.2018).
19. Респондент: Капканов Николай Ефимович, 1930 г.р. Интервьюер Е.Н Капаканов Место проведения: Ростовская область, Цимлянский район, станица Калининская, квартира респондента, 2017 г. Продолжительность 45 минут
20. Респондент: Козлов Геннадий Лаврентьевич 1938 г.р. Интервьюер Е.Н Капаканов Место проведения: Ростовская область, Цимлянский район, станица Калининская, квартира респондента, 2017 г. Продолжительность 40 минут
21. Свечникова Е. Ю. Великая стройка коммунизма... //Донской временник.- 2010- №3. Режим доступа: ttp://donvrem.dspl.ru (дата обращения 10. 02.2018).
22. Свечникова Е. Ю. Спецконтингент великой стройки: заключённые советских лагерей на строительстве гидротехнических сооружений Волгодонстроя. 1948-1953 гг. Ростов н/Д :Ростиздат, 2009.- 219 с.
23. Скорик А.П. Донское казачество в начале 1950-х гг. // Вопросы истории. - 2013. -№ 1.- С. 64-72. - Режим доступа: http://shikardos.ru/text/skorik-a-p-donskoe-kazachestvo-v-nachale-1950-h-gg--voprosi-is/(дата обращения 04. 03. 2018.
24. Смирнов Н. Н. Тайны Волгодонстроя (1948-1952): Исторический очерк. Волгоград: Старая башня, 2002. - 519 с.
25. Смирнова В.К. Повседневность как проблема современной исторической науки (на примере историографии Великой Отечественной войны на Юге России)// Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова - 2015.- N° 2. - С. 377385
26. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / пер. с англ. Л. Ю. Пантина. М.:РОССПЭН, 2008. - 336 с.
27. Fitzpatrick, S. New perspectives on Stalinism // Russian Review. 1986. Vol. 45. № 4.
М.И. Гуров
К ВОПРОСУ О ВОССОЗДАНИИ ПРОФСОЮЗНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КРУПНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация: Статья продолжает цикл публикаций, посвященных научному осмыслению истории Великой Отечественной войны. В частности, затрагиваются отдельные аспекты, связанные с воссозданием профсоюзных комитетов на крупных промышленных предприятиях Ростовской области и Краснодарского края в 1943-1945 гг.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, промышленность, профсоюзные комитеты, заводские комитеты, производственное поле, тыл, военная действительность, патриотизм.
M. Gurov
ON THE THE RE-ESTABLISHMENT OF THE TRADE UNION SYSTEM AT THE ENTERPRISES OF LARGE-SCALE INDUSTRY OF ROSTOV REGION AND THE LAND OF KRASNODAR AT THE FINAL STAGE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract: The article continues the series of publications devoted to the scientific interpretation of the history of the Great Patriotic War. In particular, certain aspects related to the re-establishment of trade unions at large industrial enterprises of Rostov Region and the Land of Krasnodar in 1943-1945 are touched upon.
Keywords: the Great Patriotic War, industry, trade unions, factory committees, production field, rear, war reality, patriotism.
Разгром гитлеровцев под Сталинградом создал предпосылки для вытеснения оккупантов из южных районов РСФСР, а их окончательное изгнание осенью 1943 г. с территории Северного Кавказа позволило центральным и местным властям развернуть масштабные работы по реанимации социально-экономической инфраструктуры, разрушенной войной. Её скорейшее возрождение на освобождённых территориях диктовалось экономической, социальной и политической необходимостью. Не менее важным было и то, что реализация первоочередных восстановительных задач являлась общенациональной проблемой, воплощение которой сплачивало народы страны. Центральные власти требовали от управленцев на местах максимального использования всех сил и
средств для скорейшей ликвидации последствий немецко-фашистского нашествия, в том числе и в профсоюзной сфере.
Главная цель, вставшая перед общественными лидерами, состояла в возобновлении функциональной сущности профессиональных союзов образца 1941 года. Первоочередная задача заключалась в воссоздании управленческой пирамиды профессиональных союзов. После изгнания оккупантов из Ростова на Дону и прилегающих к нему районов осенью 1941 - весной 1942 года лидеры государственных и общественных институтов в центре и на местах получили определённый опыт восстановления разрушенной инфраструктуры, в том числе и в профсоюзной сфере [1, с. 132-134]. Однако нельзя не отметить, что на завершающем этапе Великой Отечественной войны, в плане восстановления, ситуация изменилась в худшую сторону. Расширение масштабов боевых действий, разрушение инфраструктурных объектов, негативное влияние длительной оккупации на сознание гражданского населения Ростовской области и Краснодарского края, влекли за собой существенное расширение комплекса первостепенных мер, необходимых для скорейшего восстановления, а зачастую, создание заново социальной сферы, культурной и экономической инфраструктуры на местах. При этом на Юге России указанные выше процессы приобретали качественно новый характер, что могло служить одной из основ для аналогичных процессов в западных районах страны по мере изгнания врага.
Вслед за частями Красной армии, стремительно гнавшими гитлеровцев на Запад, в освобожденные районы прибывали заблаговременно сформированные мобильные управленческие группы. Они включали в себя партийных и советских аппаратчиков, призванных не допустить вакуума гражданской власти на местах. К их числу привлекались и активы региональных комитетов профсоюзов, фабрично-заводских и местных комитетов [2]. В сложнейшей ситуации на их плечи легла ответственность по принятию мер в скорейшем восстановлении местных профсоюзных комитетов, участие в реанимации трудовых коллективов, выяснении масштабов материальных разрушений и путей их преодоления на предприятиях Дона и Кубани. Документы нередко доносят до нас только их фамилии. Мы не всегда знаем их имена и отчества. Одной из особенностей советского делопроизводства, публикаций в прессе тех лет, было то, что фамилии передавались, как правило, после сокращений т. или тт. (товарищ или товарищи). Но от своевременного и оперативного принятия на местах решений этими людьми зависело многое.
Показателен пример работы прибывшего в Краснодар т. Бурцева, являвшегося главой краевого комитета рабочих мясохладильной промышленности. Благодаря его настойчивости в кратчайшие сроки на основных отраслевых предприятиях Краснодарского края стали восстанавливаться фабрично-заводские и местные комитеты. Их председатели начали проводить организационную работу по восстановлению первичных общественных структур, занялись учётом сохранившегося имущества (хотя, зачастую, учитывать было практически нечего). Была развернута агитационно-массовая работа по мобилизации оставшегося населения на предприятия отрасли. Вскоре эти энергичные действия принесли свои плоды. На основных предприятиях края уже через месяц профкомы и цехкомы были восстановлены. Вновь созданные местные общественные структуры активно решали основной комплекс задач, возложенных на них региональными профсоюзными лидерами как в области кадровых, так и производственных задач. Аналогичные мероприятия можно проследить и в работе других региональных профсоюзов, также активно включившихся в восстановительный процесс. [2].
Широкий круг полномочий, прямо пропорциональный персонифицированной ответственности, был одним из ключевых условий по принятию эффективного комплекса мер, направленного на «запуск» политической системы как отправной точки «запуска» экономической и социальной инфраструктуры в освобожденных от врага районах. Нельзя не отметить, что действия по возрождению профсоюзной жизни были частью общего целого, призванного возродить довоенную модель управления. В Ростовской области и Краснодарском крае, как и на других территориях Северного Кавказа, эти процессы шли весьма оперативно, в условиях продолжавшихся неподалеку боевых действий, угрозы налетов гитлеровской авиации, возможных диверсий врага.
Энергичные меры мобильных групп зимой-весной 1943 года способствовали становлению управленческой вертикали профсоюзной системы, ядром которой временно становились организационные бюро, заложившие основу для восстановления фабрично-заводских и местных комитетов, в большинстве своем прекративших свою деятельность в 1942 году в связи с активными боевыми действиями и временной оккупацией Дона и Кубани. Ключевая цель, вставшая перед оргбюро, заключалась в своевременном и безотлагательном принятии решений, направленных на восстановление ФЗМК в соответствии с довоенным уставом профессиональных союзов СССР. Для её достижения было необходимо провести учет профсоюзного имущества, определить масштабы материального ущерба, провести регистрацию членов профсоюза, организационно оформить условия для проведения выборных конференций, необходимых для легализации вновь созданных структур. Параллельно необходимо было решать комплекс сопутствующих проблем: от
регистрации членов профсоюзов, относившихся до оккупации к профсоюзам других отраслей, до поиска бумаги (иногда кусков обоев) и чернил для проведения протокольных формальностей.
Нельзя не учитывать и того факта, что несколько волн эвакуации, боевые действия и оккупация «обескровили» область и край. Как свидетельствуют архивные документы, оргбюро, по существу, формировали заново, а не восстанавливали ФЗМК на местах. Ядро стратегически важных коллективов было перемещено на Восток страны вместе с мощностями своих предприятий. Некоторые коллективы либо распались в ходе эвакуации, либо влились в другие предприятия и действовали на благо обороны страны в составе иных заводских и фабричных комитетов.
Скорость восстановительных процессов была обратно пропорциональна значимости предприятия в экономическом пространстве страны. Можно заметить, что на предприятиях крупной промышленности, заводах и фабриках, игравших важную экономическую роль, материально -техническая база и, как следствие, кадровый состав восстанавливались значительно быстрее. Крупная индустрия, нефтедобыча, нефтепереработка сразу оказались в центре систематического внимания и контроля со стороны управленцев в центре и на местах. Обращение к архивным документам показывает, что именно здесь цеховые комитеты, групкомы, комиссии рабочего контроля, огородные комиссии и др. возникали достаточно быстро и действовали весьма энергично. На таких предприятиях как «Ростсельмаш», «Октябрь», «Краснолит», заводах им. Фрунзе, Седина, им. Дзержинского, металлургических заводах восстановительные темпы были весьма высоки. Несколько иначе обстояло дело на производствах, обделенных вниманием центральных и местных властей. Как видно из общей динамики, их полноценное возвращение в единое экономическое пространство было завершено уже после войны.
Роль и значение нефтедобычи и нефтепереработки определяли одно из их центральных мест в процессах возрождения. Эти предприятия обеспечивали подвижной состав воинских частей Красной Армии, промышленность и транспорт региона бензином, керосином, мазутом и др. Судя по имеющимся документам, с конца февраля 1943 года ЦК профсоюза отрасли, уже имевший опыт восстановительных работ, энергично развернул свою деятельность на территории Кубани. Группа работников Краевого комитета профсоюза, прибывшая в край вслед за наступавшими частями Красной армии, создала на местах оргбюро по всей цепочке профсоюзного управления в крае. Ключевые организационные вопросы находились на контроле отраслевого ЦК, координировавшего свою деятельность в тесной связи с партийными и советскими функционерами, оперативно решавшего кадровые и финансовые вопросы. В итоге, уже к декабрю первичные комитеты заработали на большинстве действующих производств отрасли в крае [3].
К сожалению, документов, свидетельствующих о тех первых месяцах после освобождения оккупированных территорий, не так много. Времени на написание отчетов, на составление многостраничных протоколов и пухлых стенограмм, проведение многочасовых собраний со строгой протокольной частью, включая черновые и чистовые экземпляры текста, не было. Требовались другие действия. Люди, избавившись от оккупации, стремились внести свою посильную лепту в разгром нацистских захватчиков. И тем ценнее то немногое с мест, что мы можем сегодня прочитать. Ярким примером может служить деятельность активистов, вернувшихся на завод им. Седина. Председатель бывшего правления клуба Л.К. Чемотуров, член комиссии соцстраха М.К. Скачко, бухгалтер заводского комитета А.М. Гусева, председатель цехового комитета Т.С. Почикайло составили актив возрождавшейся заводской профсоюзной организации. Уже 15 февраля 1943 г. состоялось собрание заводчан, избравших оргбюро, которое временно возглавил Л.К. Чемотуров. В кратчайшие сроки была восстановлена связь с региональными профсоюзными структурами. Как видно из дошедших до нас материалов, лидер оргбюро был работоспособен, энергичен, мог упростить сложную проблему, сделав её решение понятным каждому. Благодаря такой деятельности активистов, заработали первичные заводские профсоюзные ячейки. Заводской клуб и сохранившееся имущество были взяты под охрану. Начался поиск профсоюзного имущества, и, в первую очередь, киноаппаратуры. Возможность показывать боевые киносборники, демонстрировать хронику, дававшую представления о масштабах побед Красной Армии и глубине злодеяний оккупантов, позволяли преодолевать информационный вакуум, сопровождавший оккупацию, минимизировать последствия воздействия нацистской идеологической машины, крепить дух тружеников, во имя Победы отказывавшихся от многого. Прорыву информационного вакуума способствовало и то, что в цехах завода была организована читка газеты «Большевик», тридцать экземпляров которой удалось выписать на средства, взятые в долг у заводской администрации. Во взаимодействии с хозяйственниками профсоюзный актив проверил состояние сельскохозяйственных угодий, закрепленных за заводчанами, способствовал изготовлению и ремонту инвентаря, необходимого для предстоящих весенних посевных работ. Двадцать третьего февраля, в тридцать пятую годовщину Красной армии, состоялось торжественное открытие заводской столовой, отремонтированной и пущенной в строй в кратчайшие сроки [4].
В условиях военного времени, необходимости восстановления разрушенной экономики регионов, освобожденных от оккупации, Государственный комитет обороны придавал стержневое значение подъему угольной промышленности как одной из основ налаживания работы индустрии. Уже 22 февраля 1943 года было принято решение «О восстановлении угольных шахт Донбасса» [5, с. 169]. Это обусловило еще большую оперативность и персонификацию ответственности аппаратных работников, и так в полной мере занимавшихся восстановительными процессами. Фактический распад, в силу известных причин, профессионального союза угольщиков Донбасса в 1942 году, не позволял поначалу организовать профсоюзную работу на угольных производствах Дона [6]. Негативным фактором, сказывавшимся на этих процессах, было и то, что не все хозяйственники стремились полноценно сотрудничать с профактивом, ссылаясь на отсутствие средств, нехватку времени и т.д. На шахтах Новошахтинского района работа шахтовых комитетов настраивалась весьма неравномерно, несмотря на все усилия, вернувшегося из эвакуации и возглавившего Центральный комитет отрасли И.И. Совкова, сумевшего, тем не менее, централизовать восстановительные процессы в профсоюзе на местах. Эта неравномерность сказывалась и на отчетных показателях, когда из 3378 трудящихся шахт района на профсоюзном учёте состояло менее трети работающих, а профкомов района было менее половины от необходимого числа [7]. Только после вмешательства региональных властей, обязавших шахтовые администрации всемерно содействовать деятельности профсоюзных вожаков, немедля решать первоочередные задачи профсоюзной жизни, учитывать важность шахткомов в решении насущных вопросов [8], удалось добиться, того, что к концу июня 1943 года на всех производствах комбинатах «Ростовуголь» возродилась профсоюзная жизнь[9].
Структурное восстановление профсоюзных ячеек и их включение в «общее производственное поле» позволило им развернуть работы по реализации основного круга своих функциональных задач в производственной и в социальной сфере. Так, уже весной 1943 года, благодаря усилиям общественных структур, местные власти выделили 34905 горняцким семьям земельные участки, необходимы для проведения посевной, закупили семена, организовали помощь в проведении сельскохозяйственных работ семьям солдат и командиров Красной армии. Шахтовые комитеты контролировали работу отделов рабочего снабжения, обращали внимание на необходимость открытия магазинов, столовых, хлебных ларьков, обеспечения их основным ассортиментом. К лету удалось добиться открытия 65 магазинов и 74 столовых [9], заработавших для горняков, в неимоверных условиях ковавших Победу.
Важные задачи возлагались на крупную индустрию региона, призванную преодолевать весь комплекс экономических и социальных проблем в регионах, опаленных войной. Большое социально-экономическое значение имело возрождение одного из флагманов Дона - завода Рост-сельмаш. Здесь, как и на большинстве других крупных предприятий, организационное бюро возникло сразу после изгнания фашистских захватчиков. Профсоюзные активисты во главе с И. Табаковой сразу включились в решение разнообразных и трудных задач, неминуемо встававших при восстановлении большого и сложного производства. Представители профсоюза вместе с хозяйственниками, работниками отдела кадров, работали в комиссии, занимавшейся трудоустройством на предприятие. Активисты способствовали решению социально-бытовых вопросов, обращали внимание на необходимость, соблюдения мер техники безопасности на производстве. Систематически контролировалась работа столовых, продуктовых точек, ставились вопросы о дополнительном снабжении питанием передовиков производства и стахановцев. В полной мере работа профсоюзного комитета на Ростсельмаше развернулась после конференции, избравшей новый состав заводского комитета [10]. Схожие мероприятия, эффективно решаемые в процессе восстановления, мы встретим и на других предприятиях области и края.
Тем не менее, функционирование общественных структур было прямо пропорционально стабильности и кадровой устойчивости на донских и кубанских предприятиях. В 1943-1945 гг. говорить о подобной стабильности не приходится. Восстановление сложной и многоступенчатой структуры производства требовало совпадения множества факторов: от наличия сложной технической документации до квалифицированных работников и управленцев, умевших её читать. Это требовало от администрации предприятий пристального внимания к кадровым вопросам, формированию состава ценных рабочих и ИТР, участия в решении их насущных бытовых проблем. Безусловно, что в столь сложных условиях развитие общественных организаций носило весьма неравномерный характер.
Первые месяцы после изгнания врага сопровождались неустойчивой связью профсоюзных комитетов на местах с отраслевыми центральными комитетами, часть из которых ещё находилась в эвакуации. Большие трудности испытывали оргбюро на предприятиях местной промышленности. Так, их работа была малоэффективна на железнодорожном и речном транспорте [11]. Потребовалось вмешательство со стороны ВЦСПС, сумевшего переломить ситуацию. На места были отправлены специальные бригады, наделенные широким кругом полномочий. По существу они
были призваны для принятия решительных мер по избранию фабрично-заводских и местных комитетов там, где этого не удалось сделать ранее. Так, в Ростов-на-Дону специальная бригада ВЦСПС прибыла в марте 1943 г. В первую очередь воссоздавались 17 социально значимых областных комитетов, включая комитеты рабочих мукомольной, хлебопекарной, молочной, медсан-труда и др. [12]. Они, в свою очередь, стали восстанавливать стоявшие ниже по цепочке комитеты профсоюзов.
Представители ВЦСПС затребовали отчеты о проделанной работе, обратили внимание на необходимость четкого соблюдение действующего устава профсоюзов СССР. По их инициативе были проведены собрания, где обсуждались вопросы реализации первоочередных задач по ликвидации вражеского нашествия, создания условий в эффективном решении злободневных социально-экономических проблем. Решение этого виделось в создании цехкомов и завкомов, должных всемерно включиться в преодоление постоккупационных трудностей [13]. Уже действующим организационным бюро оказывалась методическая помощь. Представители центральных профсоюзных структур, присутствуя на отчетно-выборных собраниях и конференциях, следили за соблюдением уставных форм их проведения, вели агитационно-массовую работу. Во многом, благодаря их усилиям, уже к апрелю на большей части производств союзного значения ФЗМК возобновили свою деятельность.
Важным итогом работы этой и других бригад, посетивших районы, разорённые войной, стало постановление ВЦСПС от 21 июня 1943 года «О восстановлении профсоюзных организаций в освобождённых от немецкой оккупации районах» [14, с.230-232]. Этот документ и стал нормативно-правовой основой для реставрации всей региональной вертикали профессиональных союзов. С одной стороны, были одобрены первые положительные итоги восстановления, с другой, критиковалось проведение выборов фабричных заводских и местных комитетов открытым голосованием, действия, противоречившие уставу. Перед вновь избранными обкомами, крайкомами и ФЗМК ставились задачи, призванные нормализовать решение неотложных социальных задач, а ЦК отрасли обязывались нормализовать профсоюзное строительство на местах [14, с.230-232].
На основе этого Центральные комитеты обозначали и реализовывали комплексы первоочередных восстановительных мер. Как правило, они носили единообразный характер. Аппаратчики, обладая соответствующими полномочиями ЦК, лично принимали участие в работе отчетно -выборных собраний. Они же, имея соответствующие полномочия, открывали банковские счета, на которые для вновь избранных профсоюзных комитетов поступали финансовые средства, необходимые для первоначальных расходов. Практически сразу организовывалась покупка учебно -методической литературы, бланков документов, появлялась возможность для оказания материальной помощи самым нуждающимся. Показательна работа в этом направлении ЦК рабочих тяжелого машиностроения. Центральный комитет всячески помогал фабкомам и завкомам в организации профсоюзной жизни на местах, способствовал правильной реализации финансовых средств. Инструкторы ЦК на местах, систематически посещая подшефные предприятия, строго контролировали своевременное и правильное расходование денежных средств [15]. Опыт, полученный в первые месяцы после изгнания врага, был эффективно использован на таганрогских и миллеровских заводах осенью 1943 г. [16]. К тому времени процесс восстановления профсоюзной инфраструктуры занимал от одной до двух недель, в отличие от одного-двух месяцев в начале года. В свою очередь, Всесоюзный Центральный совет профсоюзов систематически следил за непрерывностью восстановительного процесса, учитывая весь комплекс поступающей информации, требовал неукоснительного выполнения принятых решений и оперативного преодоления возникавших трудностей на местах [17]. Скоординированная деятельность всех звеньев профсоюзной сети влекла за собой позитивные изменения в работе региональных профкомов, усиливала внимание партийных и советских структур на решении профсоюзных вопросов.
Не менее важным являлось и то, что областной, краевой, районные и городские комитеты ВКП (б) систематически обсуждали проблемы профсоюзной жизни в контексте и взаимосвязи с возрождением экономической жизни на Дону и Кубани. Эти решения характеризовались не просто резолюциями «принять...», «указать..», а в большей степени несли в себе конкретно-деловую риторику, призванную повысить эффективность деятельности профсоюзной сети. Усиление влияния за деятельностью профсоюзных структур сопровождалось закреплением за отделами обкома и крайкома соответствующих отраслевых профкомов, что повышало эффективность реализации партийных решений, касающихся профсоюзов [18, 19]. Так, работа кубанских крайкомов профсоюзов находилась под опекой краевого комитета партии, обращавшего внимание на необходимость более эффективного руководства ФЗМК в решении насущных проблем трудящихся. После вмешательства краевого комитета партии крайкомы профсоюзов получили отдельное здание [20], а парторганизации на предприятиях стали систематически заслушивать вопросы профсоюзного строительства. Во многом комплекс указанных выше мер позволил к концу 1943 года возобновить на Кубани функционирование 32 отраслевых профсоюзов.
Аналогично действовал областной комитет партии на Дону. Принятое 1 апреля 1943 года постановление «О восстановлении областных, фабричных, заводских и местных профсоюзных комитетов области» регламентировало работу партийных структур, обязывая их помогать профсоюзам [21]. Проверив через три месяца выполнение принятого решения, бюро обкома партии установило, что, помимо улучшений, видны и явные недоработки. Так, на предприятиях местной промышленности действовало 54 профсоюзных организации, а требовалось восстановить еще 124, что явно противоречило восстановительной программе и негативно сказывалось на решении социально-экономических вопросов. Исходя из этого, 25 июня было принято постановление, требовавшее от профсоюзных лидеров улучшить работу, повысить эффективность решения вопросов профсоюзного членства, сконцентрировать усилия на укреплении общественно-политической работы [22]. Во главу угла ставились вопросы рекомендации на ключевые должности более квалифицированных работников. Отраслевые отделы городских комитетов партии более оперативно стремились решать нужды профсоюзов[23], координировали их деятельность, а, в свою очередь, вожаки партийных комитетов на предприятиях ежедневно направляли ход восстановительного процесса.
Итак, именно скоординированные и целенаправленные действия всех компонентов управленческой системы стали важной предпосылкой возрастания роли массовых организаций трудящихся, сосредоточивших внимание на преодолении трудностей, порожденных боевыми действиями и оккупацией. За короткий промежуток времени, в условиях продолжавшейся войны в Ростовской области и Краснодарском крае в основном была воссоздана деятельность управленческих структур профсоюзных организаций. Как видно из обращения к архивным документам, профессиональные союзы воссоздавались на основе действовавшей до войны управленческой модели. По сути, именно она накануне войны эффективно выполняла свои функции, определённые правящей партией. В этом немалая заслуга мобильных групп, организационных бюро, бригад ВЦСПС, уполномоченных ЦК отраслевых профсоюзов. В освобождённых районах Дона и Кубани восстановительный процесс шёл быстрее на крупных предприятиях. Органам власти не удалось завершить процесс реанимации всей региональной системы профсоюзов в условиях войны. Это произошло значительно позднее. Тем не менее, именно в военное время был заложен фундамент для успешной реализации всего комплекса восстановительных мероприятий в профсоюзной сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гуров М.И. Специфика работы Профсоюзов Дона в первой половине 1942 г. Актуальные проблемы социальной истории: Сб. науч. ст. /Новочерк. гос. мелеор. акад.; / Под ред. П.Я. Циткилова. Новочеркасск; Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2005.- 148 с.
2. Фельдман Д.С. Боевые задачи профсоюзной организации // Большевик (орган Краснодарского крайкома и горкома ВКП(б) и краевого Совета депутатов трудящихся). - 1943. - 8 октября.
3. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ), Ф. 5451, оп. 25 б, д. 131, л. 1.
4. ГАРФ. Ф. 7676. Оп. 11. Д. 19. Л. 43. 43 об.
5. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сборник документов за 50 лет : в 5 т. / сост.: К.У. Черненко и М.С. Смиртюкова. - М: Политиздат, 1967-. Т.3: 1941-1952 годы. - 1968. - 751 с.
6. Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 368. Л. 125 об.
7. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 379. Л. 101.
8. Там же. Л. 102, 102 об., 103.
9. ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 43. Д. 210. Л. 100 об.
10. ГАРО. Ф. 3952. Оп. 2. Л. 8.
11. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 368. л. 126.
12. ЦДНИРО Ф. 9. Оп. 1. Д. 368. л. 125 об.
13. ГАРО. Ф. Р-2381. Оп. 1. Д. 1. Л. 22, 22 об.
14. Профсоюзы СССР: Документы и материалы. 1905-1963 гг.: В 4 т. - М.: Профиздат, 1963. - 4 т.; Т.3: Профсоюзы в период строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. (1937-1952 гг.) / Сост. и авт. введ. С. 5-27 И.И. Белоносов. - 1963. - 749 с.
15. ГАРФ. Ф. 7676. Оп. 9. Д. 59. Л. 2.
16. ГАРФ. Ф. 7676. Оп. 9. Д. 59. Л. 1. 1 об.
17. ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 25б.; Д. 132; Д. 135.; Л. 2, 2 об.; Д.136. Л. 2, 2об. Л. 40. 54. 60.; Д. 208. Л. 6, 7.; Д. 145. Л. 5, 5 об.
18. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1., Д. 432. Л 2, 2 об.
19. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее ЦДНИКК). Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 548. Л. 2.
20. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 548. Л. 12.
21. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 368. л. 125 об. 126, 127.
22. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 379. Л. 102, 102 об., 103.
23. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 432. Л 2, 2 об.