Научная статья на тему 'Практика организации деятельности культурно-просветительных учреждений Юга России в период Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области и Краснодарского края)'

Практика организации деятельности культурно-просветительных учреждений Юга России в период Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области и Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ИСТОРИЯ ВОЙНЫ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОНА И КУБАНИ / GREAT PATRIOTIC WAR / CULTURAL ACTIVITIES / EVERYDAY LIFE HISTORY OF WAR / CULTURE OF THE DON AND THE KUBAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеленская Татьяна Вячеславовна

Война имеет не только политическое, социально и экономическое измерение, но и затрагивает глубокие культурно-нравственные формы существования общества. В статье приводятся факты практической организации деятельности учреждений культуры в условиях военной действительности на региональном уровне южных регионов РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The war has not only political, social and economic dimension, but also affected profound cultural and moral forms of social existence. The article presents the facts of the practical organization of the activities of cultural institutions in terms of the internal validity at the regional level, the southern regions of the RSFSR.

Текст научной работы на тему «Практика организации деятельности культурно-просветительных учреждений Юга России в период Великой Отечественной войны (на материалах Ростовской области и Краснодарского края)»

Т.В. Зеленская

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-

ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮГА РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Аннотация. Война имеет не только политическое, социально и экономическое измерение, но и затрагивает глубокие культурно-нравственные формы существования общества. В статье приводятся факты практической организации деятельности учреждений культуры в условиях военной действительности на региональном уровне южных регионов РСФСР.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, культурно-массовая деятельность, повседневная история войны, учреждения культуры Дона и Кубани.

T.V. Zelenskaya

THE PRACTICE OF ORGANIZING THE ACTIVITIES OF CULTURAL INSTITUTIONS OF SOUTH RUSSIA DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR (ON MATERIALS OF THE ROSTOV REGION AND KRASNODAR TERRITORY)

Abstract. The war has not only political, social and economic dimension, but also affected profound cultural and moral forms of social existence. The article presents the facts of the practical organization of the activities of cultural institutions in terms of the internal validity at the regional level, the southern regions of the RSFSR.

Key words: Great Patriotic war, cultural activities, everyday life history of war, culture of the Don and the Kuban.

Обращения к вопросам истории Великой Отечественной войны продолжает иметь высокую степень актуальности и востребованности не только среди профессиональных исследователей [14], но и среди широкого круга неравнодушных к прошлому своей Родины граждан нашей страны [5; 6].

Сфера культуры выступала неотъемлемой частью жизни советского общества периода войны. Работа деятелей культуры оказалась жизненно необходимой во время колоссальных испытаний, выпавших на наш народ с началом Великой Отечественной войны. Эта тяга к искусству, к знаниям, к художественному слову оказалась такой же важной, как и внутренний порыв большинства советских граждан внести свою лепту в общее дело борьбы с врагом с оружием на передовой линии фронта и созидательным трудом в глубоком тылу.

Практическая деятельность работников культуры включала в себя разнообразные формы реализации, в том числе и методическую составляющую её организации.

Методическая работа учреждений культуры являлась составной частью общей культурно-просветительной деятельности и в предвоенные годы. В её основе лежали налаженные контакты, прежде всего, между городскими и сельскими культпросветучреждениями. Главная задача методической деятельности заключалась в обеспечении полноценной работы кадрового состава, особенно сельских учреждений культуры. В них уровень образования работников был весьма низок, наблюдалась постоянная смена кадров, а следовательно, нарушалась или совсем отсутствовала система передачи опыта, а также осложнялся процесс синхронизации системы культурно-массовой работы с деятельностью партийно-государственных и управленческих структур.

Методическая работа предусматривала проведение различных консультаций, семинаров и конференций для работников как сельских, так и городских учреждений культуры с участием опытных сотрудников областных и краевых библиотек (в частности, Ростовской областной библиотеки им. К. Маркса и Краснодарской краевой библиотеки им. А.С. Пушкина), а также клубов, музеев и театров. На таких встречах шел обмен знаниями и успешно апробированными в работе с гражданами эффективными формами и методами культмассовой деятельности. Также региональные управленческие структуры через сети городских учреждений культуры обеспечивали своих сельских коллег необходимыми для работы материалами, будь то сборники стихов, песен, пьес, музыкальные инструменты и т.п.

С началом войны методические контакты между учреждениями сферы культуры были прерваны. Неразбериха первых недель войны была вызвана не только неожиданностью её начала, стремительным продвижением врага вглубь советской территории, но и определенным непониманием того, как в сложившихся условиях следует организовать функционирование низовых структур культмассовой деятельности, так как в это время на первый план вышли задачи военно-

оборонного характера, связанные с мобилизацией всего общества на борьбу с захватчиками. При этом в сложившейся ситуации трудно было оперативно определить роль, функции и формы работы культурно-массового сектора в этом процессе.

Отсутствие четких установок в системе вертикали власти относительно перестройки деятельности учреждений культуры в связи с началом войны объясняло высокую степень личной инициативы со стороны работников культуры. А приближение линии фронта к районам Дона и Кубани ещё более активизировало этот процесс.

Приоритетное место было отведено мобильным формам работы. При этом перестройка содержания деятельности коллективов учреждений культуры определялась первичностью задач обороны страны и мобилизации общества на борьбу с врагом.

Степень влияния на сознание людей образцового стиля художественного слова была чрезвычайно важна именно в условиях психологического шока начала войны. Образность языка, особая эмоциональность средств воздействия, которыми обладали деятели культуры, создавали у слушателей, зрителей, читателей такой настрой, которого невозможно было добиться только лозунгами, призывами и приказами.

В центре внимания деятелей культуры стояла проблема организации индивидуальных и коллективных мероприятий с представителями различных социальных групп общества, в том числе эвакуированных граждан, строителей оборонных рубежей, культурное обслуживание контингента госпиталей, мобилизационных пунктов, резервных воинских соединений и военнослужащих на линии фронта [7].

Огромное значение для реализации полноценной и эффективной работы учреждений культуры с населением в сложившихся экстремальных условиях приобрело появление новых поэтическим, музыкальных и прозаических произведений, оперативно публикуемых на центральном, региональном и местном уровнях с целью поддержки морального состояния и патриотического духа в обществе. Значительную роль в этом процессе играли региональные представители творческой интеллигенции, стремившиеся в своих произведениях подчеркнуть всю остроту момента, силу и мощь единения советских граждан перед лицом беспощадного врага, вторгшегося в пределы советской государственности и разрушившего мирную созидательную жизнь.

В небольших книгах и брошюрах авторы писали о самоотверженности и героизме защитников страны, о смелых партизанских рейдах, обнародовали материалы антифашистских митингов и разоблачали политические цели оккупантов в отношении народов Юга России, развивали патриотические традиции, популяризировали достижения трудовых коллективов предприятий промышленности и транспорта, сельских тружеников. Среди работ этого периода можно выделить книги Е. Варга, В. Хвостова, А. Леонтьева, А. Назаревич, С. Бахрушина, П. Игнатова, С. Бондаренко, С. Огурцова, И. Юдина [8]. Эти работы были написаны на основе личных впечатлений, газетных публикаций центральной и региональной прессы, рассказов очевидцев страшных злодеяний, учиненных фашистами на захваченных советских территориях. И хотя порой эти произведения содержали стандартные мысли в рамках идеологических установок правящей партии и допускали некоторые неточности относительно сложившейся ситуации на фронте и в тылу, в то же время они сыграли важную роль в мобилизации советских граждан на борьбу с захватчиками. Именно за счет таких изданий малых форм в 1941-1942 гг. пополнялись книжные фонды библиотек, образовательных учреждений и сельских изб-читален Ростовской области и Краснодарского края.

Произошли существенные изменения и в работе донских и кубанских музеев. Главное место в музейных экспозициях стали занимать материалы военно-исторического содержания. В Таганрогском краеведческом музее уже в июле 1941 г. была открыта выставка «Героическое прошлое нашей Родины», в которой были представлены экспонаты времен Отечественной войны 1812 г., а также выставлена репродукция с картины А. Коцебу «Вручение русским ключей от Берлина» во время Семилетней войны [9]. В Темрюкском краеведческом музее сотрудники подобрали и оформили материалы о разгроме «псов-рыцарей» в 1242 г. и немецких баронов в 1414 г., о победах А. Суворова и взятии Берлина [10].

Осенью 1941 г. в Краснодарском музее изобразительных искусств силами местных художников были организованы две выставки батальных произведений, созданных ими в первые дни войны. Сюжеты представленных картин носили патриотический характер и были исполнены верой в победу советских солдат [11].

В связи с особенностями военного времени исключительное внимание музейных сотрудников было отведено созданию передвижных экспозиций для коллективов производственных предприятий, образовательных учреждений. Традиционными стали шефские экскурсии по выставочным залам музеев для уходивших на фронт солдат[12]. Знакомство с историческими материалами о героическом прошлом нашей страны имело огромное моральное значение для защитников Родины, вселяло в них уверенность в победе над врагом, поднимало боевой дух.

На новые условия работы перешли и театрально-зрелищные учреждения Ростовской области и Краснодарского края. Уже через несколько дней после начала войны значительная часть коллективов театров прервала летние отпуска и гастрольные поездки. Со 2 июля 1941 г. начались показы спектаклей на сцене Ростовского театра музыкальной комедии, с 12 июля приступила к работе труппа Ростовского драматического театра им. М.Горького, открыл новый сезон коллектив Майкопского драматического театра [13; 14].

С началом войны возникла острая необходимость в создании небольших мобильных театральных коллективов, использовавших репертуар малых форм и обслуживавших зрителей вне стационарных сцен. Исходя из этих потребностей, театральная сеть Дона и Кубани претерпела определенные изменения. В августе 1941 г. были расформированы Ростовская областная филармония и театр имени Ленинского комсомола. Работники этих учреждений были направлены в концертно-эстрадное бюро (КЭБ) и областной театр миниатюр, как «более отвечающие требованиям военного времени» [15]. Приступив к работе уже в сентябре 1941 г., коллектив нового театра до конца года дал более 80 представлений [16]. Постановки театра миниатюр состояли из набора небольших пьес («Рядовой Шульц» Н. Эрдмана, «Фюрер», «Радио Геббельс» и др.), скетчей («Бандит» Н. Григорица, «Телефонистка Зоя» Богачева), одноактных спектаклей актуального содержания, в том числе героико-романтической и антифашистской тематики («Рождение легенды» М. Никулина, «На баррикадах» Б. Летучева, «Ненависть» Б. Горбатова), водевилей («Нет худа без добра» муз. А. Артамонова, «Беда от нежного сердца» В. Сологуба) и т.п. [17]

На Кубани по решению крайисполкома с началом войны были упразднены все колхозно-совхозные театры, краснодарские театры драмы, музыкальной комедии и кукол. Часть актеров ушла на фронт, оставшиеся творческие кадры вошли в состав нового краевого музыкально-драматического театра и передвижного театра миниатюр. Сохранились в изначальном виде только театры в Майкопе и Армавире. Новые коллективы смогли начать работу со зрителями уже в конце сентября 1941 г. [18]. Спустя месяц в Краснодаре появился новый национальный коллектив, Украинский передвижной театр, труппу которого сформировали из местных и эвакуированных актеров [19].

Региональные театральные коллективы сразу же включились в творческий процесс по созданию нового репертуара, используя сюжеты уже готовых спектаклей. В июле 1941 г. труппа Ростовского драматического театра им. М. Горького специально для уходивших на фронт солдат осуществила постановку двух интермедий на основе лучших спектаклей театра «Фельдмаршал Кутузов» и «В степях Украины». Сила воздействия таких театральных представлений была чрезвычайно велика. Слишком близки к действительности и актуальны во времени были слова, которыми напутствовал смертельно раненый Багратион в исполнении актера Е. Агурова своих солдат: «...отдайте жизнь, но Родины и чести не отдавайте никому!» Этот наказ героя спектакля, боевого генерала русской армии неизменно отмечался бурными аплодисментами [20]. Отклики солдат на такие народно-патриотические театральные представления свидетельствовали о высокой ценности и реальной значимости той работы, которую проводили художественные коллективы: «Смотришь спектакль, вспоминаешь, что эту прекрасную жизнь хочет растоптать своим грязным сапогом немецкий фашизм, и невольно кулаки сжимаются от ярости» (о спектакле «В степях Украины» старший политрук Архипов) или «спектакль этот поднимает бодрость, уверенность в нашей победе, любовь к Родине... смотрится он с захватывающим интересом, вызывает у зрителей настоящий взрыв патриотических чувств» (о «Фельдмаршале Кутузове» командир отделения С. Серебряков) [21].

С первых дней Великой Отечественной войны мобильные бригады местных артистов обслуживали боевые части, госпитали и переправы. Сборная творческая группа ростовских актеров в августе 1941 г. выезжала на фронт, где в течение двух месяцев организовывала концерты на передовой для солдат Южного и 1-го Прибалтийского фронтов [22].

Заметную деятельность в начальный период войны осуществлял коллектив театра Северокавказского военного округа. В августе 1941 г. актеры возобновили гастрольные поездки по городам и районам Ростовской области и Краснодарского края. Пятнадцать дней театр провел в кубанской столице, дав 22 спектакля и 10 концертов. Зрителям, большинство которых составляли военнослужащие, были показаны лучшие постановки: «Полководец Суворов», «Парень из нашего города», «Шел солдат с фронта», «Доблесть» и др. Артисты работали на открытых площадках и в клубах. В отдельные дни труппа давала по три и более представления, в том числе шефских [23]. Вместе с библиотечными работниками актеры организовали несколько тематических выставок, сопровождавшихся чтением художественных произведений и рассказов о героическом прошлом страны, о героизме советских воинов [24].

Наряду с местными театрами в Ростовской области активно работали творческие труппы из других городов страны. Война застигла их в период гастрольных концертов. Не прерывая творческого процесса, они продолжили свою деятельность, принимая активное участие в различных об-

щественных мероприятиях, организуемых местными органами власти. В г. Шахты Ростовской области выступала труппа Ворошиловградского украинского музыкально-драматического театра, актеры которого играли спектакли на рабочих участках во время обеденных перерывов. В областном центре проходили гастроли Харьковского театра оперы и балета. Артисты давали представления на открытых площадках города после общегородских митингов и собраний трудовых коллективов [25]. На Кубани продолжали свои гастроли Ансамбль песни и пляски донских казаков, коллектив Московского цирка [26].

Новые условия работы потребовали от творческих коллективов театров серьезно пересмотреть свои репертуарные планы на театральный сезон 1941-1942 гг. Центральные и местные органы власти требовали от художественного руководства театров увеличения количества патриотических и антифашистских пьес [27]. В кратчайшие сроки театральным коллективам Дона и Кубани удалось осуществить несколько новых постановок на антифашистскую тематику: «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа (премьера прошла в Ростовском театре им. М.Горького уже 25 июля 1941 г.), «Захватчики» Ф. Ванингейма, «20 лет спустя» М. Светлова, «Величество поневоле» на муз. Ашке-нази (Ростовский театр музыкальной комедии 2 августа 1941 г.).

В августе 1941 г. Ростовский театр кукол представил зрителям в городском парке культуры им. М. Горького новую антифашистскую программу по произведениям местных писателей «Будет Гитлеру конец» (постановщик главный режиссер театра Д. Мельцер). Она включала в себя две сценки: «Адольф и его пакт» В. Гранова и «Бей по хайлам» В. Жака, а также отдельные номера: «Сон в руку» Л. Ленча, «Совет Наполеона» Г. Гридова, «Гитлер и жена» П. Яковлева и др. Содержание этих миниатюр в большинстве своем было достаточно наивным, но выражало настроения и идеи, которые превалировали в обществе в этот момент. Основной идеей подобных представлений была уверенность в неминуемом уничтожении врага и в победоносном завершении войны [28].

В кубанских театрах также велась работа над новыми патриотическими и антифашистскими спектаклями: «Батальон идет на запад», «Коричневая чума», «Гражданин мира» и рядом других. Однако большинству творческих коллективов так и не удалось оперативно ввести их в репертуар 1941 г. Особо отличился лишь коллектив Армавирского городского театра им. Луначарского, который за первые три месяца войны представил зрителям пять новых постановок антифашистских и военно-патриотических пьес [29].

В целом перестройка деятельности театральных коллективов Ростовской области и Краснодарского края в условиях военного времени была осуществлена достаточно оперативно. Театральные коллективы использовали различные формы работы с гражданским населением и военнослужащими, принимали заметное участие во многих общественных мероприятиях.

Оккупация большинства районов Дона и Кубани в 1942-1943 гг. привела к полной ликвидации сложившейся здесь советской системы культмассовой работы. На захваченных территориях, исходя из условий и продолжительности оккупационного периода, фашистам удалось частично восстановить функционирование ряда учреждений культуры, но превратить их в стройную систему идейно-массовой и культурно-просветительской работы с населением они не смогли [30].

После освобождения войсками Красной Армии территории Ростовской области и Краснодарского края от захватчиков начался активный и трудный процесс восстановления. Воссоздание системы культмассовой деятельности являлось неотъемлемой частью общего восстановительного процесса в южных районах страны. Последствия немецко-фашистского нашествия в идеологической сфере и в системе культурно-просветительной работы были не менее серьезными, чем в промышленности или в сельском хозяйстве. Население оккупированных территорий испытало на себе максимальное давление со стороны фашистской пропагандистской машины. Поэтому советское руководство было заинтересовано в возобновлении функционирования системы идеологического воспитания, а следовательно, и в скорейшем воссоздании всех составных элементов культуры в целом.

Серьезной проблемой при воссоздании региональной системы культпросветучреждений и возобновлении культмассовой работы с населением стал поиск и подбор профессиональных кадров. Кадровая проблема, обострившаяся в период войны и, особенно во время ликвидации последствий немецкого нашествия, явилась едва ли не самой трудной для решения. Здесь сказывались разрушительные последствия жестоких боев, ограниченность возможности реэвакуации квалифицированных специалистов, продолжение плановых мобилизаций в армию и т.п.

Остроту кадровой проблемы определяли и большие потери среди гражданского населения в связи с военными событиями, фашистским геноцидом и угоном людей на работу в Германию. Война внесла существенные коррективы и в соотношение мужского и женского труда на поприще культурно-просветительной деятельности, где значительно увеличилась численность представительниц слабого пола[31]. Особенно тяжело шла комплектация кадрового состава учреждений культуры в сельской местности, где в основном преобладали молодые сотрудники без необходимого опыта и стажа.

Обеспечение сферы культуры постоянными работниками осложнялось повышенной текучестью кадров. Наряду с планомерным перемещением части специалистов в освобожденные районы соседних областей и республик Советского Союза, имели место факты самовольного ухода сотрудников из учреждений культуры в другие сферы деятельности. Последняя тенденция была особенно характерна как раз для села.

В целях предотвращения оттока кадров культпросветучреждений было принято специальное решение Наркомпроса РСФСР «О закреплении работников за местами не менее одного го-да»[32]. Однако приостановить приказами сверху уход работников из сферы культуры не удалось.

Дефицит кадров вынуждал местных руководителей увеличивать масштабы совмещения культпросветработниками нескольких направлений культмассовой деятельности. Иногда заведующие клубами, наряду с выполнением своих непосредственных обязанностей, обеспечивали работу библиотек и изб-читален. Одновременно некоторые из них успевали руководить коллективами художественной самодеятельности, возглавляли кружки по интересам, брали на себя обязанности киномехаников. Но в основном выполнявшиеся ими дополнительные работы не имели материального подкрепления. Подобные процессы, обусловленные экстремальными условиями постоккупационного периода, негативно отражались на качестве и эффективности культмассовой деятельности. Работа сотрудников-совместителей иногда характеризовалась лишь формальным соблюдением режима функционирования очагов культуры.

Вместе с тем региональные власти продолжали настойчиво требовать от исполнителей на местах четкого выполнения всех решений партии и правительства по совершенствованию идейно-воспитательной работы и скорейшему возобновлению деятельности коллективов учреждений культуры, что в условиях обострения кадровой проблемы в освобожденных районах Дона и Кубани было затруднительно [33].

Тормозило разрешение кадрового вопроса в культурно-просветительной сфере и остававшееся низкое материальное обеспечение культпросветработников, особенно на селе. В архивных фондах Ростова-на-Дону сохранились письма работников культуры Таганрога, Шахт, Белой Ка-литвы, станицы Вешенской в областные партийные органы власти. В них интеллигенция униженно просила помощи государственных структур управления в повышении уровня их материального обеспечения. Низкая оплата труда являлась одной из причин ухода квалифицированных кадров из сферы культуры. В отдельных районах Кубани и Дона сменяемость сотрудников библиотек и изб-читален достигала 80 процентов в год [34].

В декабре 1943 г. управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) внесло предложение в правительство о повышении заработной платы работникам культуры [35]. С июня 1944 г. уровень оплаты труда сотрудников городских культпросветучреждений в среднем повысился на 60 - 80 процентов [36]. Новые оклады были установлены и сельским культпросветработникам. Однако из-за недостатка бюджетных средств на местах повышенная заработная плата не всегда выплачивались [37].

Тем не менее улучшение материального обеспечения работников привело к разрешению кадрового кризиса в системе культмассовой деятельности к началу 1945 г. [38].

Острота кадровой проблемы в системе культпросветработы выражалась также в снижении уровня профессиональной подготовки и квалифицированности сотрудников учреждений культуры. Большинство сотрудников изб-читален, колхозных клубов, библиотек зачастую не обладали ни знаниями (уровень образования многих сотрудников соответствовал начальной школе), ни необходимой квалификацией, ни опытом работы.

К началу 1944 г. среди 683 заведующих избами-читальнями и сельскими клубами, директоров домов культуры и руководителей художественной самодеятельности Дона почти две трети имели стаж работы менее года и только 4% проработали в этой сфере более пяти лет. Подавляющее большинство из них имели неполное среднее образование [39]. На Кубани из 385 библиотекарей только 19 имели профессиональное образование, а среди работников районных домов культуры специалистами были менее 10 % [40].

После освобождения от фашистов коллективы городских учреждений культуры не испытывали такого острого кадрового дефицита, как их коллеги в деревне. Профессионалы предпочитали работать в городских очагах культуры, что еще больше отдаляло село от города в уровне образованности и квалифицированности. В библиотеках кубанской столицы больше половины сотрудников проработали в этой сфере более 5 лет [41]. На Дону среди городских библиотекарей две трети имели стаж профессиональной деятельности от 10 до 25 лет и более [42]. Значительная часть сотрудников городской библиотечной системы получила среднее специальное и высшее образование. При этом уровень профессиональной подготовки культпросветработников в городах и в довоенные годы был выше, чем на селе. Но за годы войны эти различия еще более усугубились.

Управленческие структуры установили постоянный контроль над профессиональной подготовкой сотрудников учреждений культуры и реализацией программ по повышению квалификации

кадров культурно-просветительной сферы, включая передачу опыта работы профессиональных сотрудников новичкам. В этой связи особое значение приобрело оперативное воссоздание региональной системы профессионального образования и повышения квалификации культпросветработников, а также возрождение системы методических контактов между коллективами областных, краевых, городских и сельских очагов культуры.

Наркомпрос РСФСР уже осенью 1943 г. организовал в Ростове-на-Дону семинар, на котором столичные специалисты, доценты и профессора Московского библиотечного института, директора областных и краевых библиотек провели методические консультации для культпросветработников области. Наряду с этим были оформлены специальные передвижные выставки методических материалов для городских и сельских учреждений культуры [43].

Областным методическим центром по работе с библиотекарями Дона вновь стала Ростовская научно-техническая библиотека им. К. Маркса, коллектив которой уже весной 1943 г. поддерживал связи с 33 районами области. Сотрудники библиотеки только за первые три месяца после освобождения семь раз выезжали на село и оказали профессиональную помощь в организации работы шести сельских библиотек [44]. Одновременно были разработаны и разосланы в районные библиотеки комплекты методических материалов. Содержанием сборников являлись различные рекомендации по организации и проведению культурно-просветительных мероприятий, списки литературы, систематизированные по различной тематике, разнообразные справочники [45].

На Кубани в связи с уничтожением фашистами здания краевой библиотеки им. А.С. Пушкина функцию методического центра выполнял соответствующий подотдел при крайОНО. В 1943 г. сотрудники подотдела провели три семинара для сельских библиотекарей, а также организовали ряд выездных конференций заведующих библиотеками, избами-читальнями, клубами и руководителей кружков художественной самодеятельности. На пленарных заседаниях выступали ведущие специалисты и квалифицированные сотрудники учреждений культуры Краснодара, Новороссийска, Сочи, Майкопа [46].

Краевой отдел народного образования провел осенью 1944 г. расширенный семинар, на котором присутствовали культпросветработники большинства районов Кубани. К мероприятию были привлечены лучшие силы научной интеллигенции края, профессорско-преподавательский состав краснодарских высших и средних специальных учебных заведений, театральные деятели, представители партийного и комсомольского аппаратов, профсоюзные лидеры, практики, обладавшие большим опытом работы [47]. Одновременно подобное мероприятие было проведено и в Ростовской области. На него съехались работники сельских учреждений культуры из 68 районов Дона [48].

Определенную помощь кубанским учреждениям культуры в реализации программ переподготовки и повышения квалификации сотрудников оказывал краевой профсоюз работников полит-просветучреждений, который в 1943 г. провел 18 семинаров для заведующих районными библиотеками, а также 60 совещаний в районах края. В этих мероприятиях приняли участие 204 избача и 47 учителей-совместителей [49]. На организацию методических мероприятий и выпуск специальных сборников-методичек для начинающих культпросвет работников Кубани профсоюз края выделил из своего фонда 14 тыс. рублей. Аналогичную работу проводил и ростовский областной профсоюз [50].

Таким образом, в постоккупационный период возникло четкое понимание необходимости возобновления методических мероприятий в системе культпросветработы, где на первый план вышли вопросы повышения квалификации работников культуры и обмен опытом деятельности между профессиональными сотрудниками и новыми кадрами. В результате оперативных действий со стороны региональных управленческих структур за достаточно короткий промежуток времени и в условиях продолжавшейся войны на Дону и Кубани удалось в основном решить кадровую проблему, а также создать основу для повышения профессионального уровня и квалификации культпросветработников, укрепить методическую и профессиональную связь коллективов учреждений культуры города и села.

В августе 1943 г. вышло постановление правительства «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», а также организации государственной помощи по возобновлению деятельности культурно-просветительной сферы в этих регионах. За ним последовали решения союзного Комитета и республиканского Управления по делам искусств, а также Главного управления по делам музеев, театров, учреждений изобразительного искусства по обеспечению и реализации конкретных действия для развертывания силами работников искусств из тыловых районов страны культурного обслуживания людей, переживших оккупацию [51].

Выполняя эти решения управленческих структур, коллективы учреждений культуры тыловых районов страны направили на Дон и Кубань своих лучших представителей, которые стреми-

лись морально поддержать местных жителей, помочь им быстрее преодолеть последствия фашистского присутствия.

Артисты филармонии и театров Куйбышева сформировали несколько концертных бригад, которые успешно работали в городах и сельских районах Кубани, а в Ростовской области гастролировали посланцы Башкирии [52]. Кроме них на концертных площадках выступали артисты из Москвы, Тбилиси, Ставропольского края, Азербайджанской ССР [53]. Летом 1943 г. в Краснодаре побывали с концертами популярные в то время эстрадные исполнители В. Козин, И. Юрьева, М. Церетели и другие [54]. По распоряжению СНК РСФСР труппа Грозненского драматического театра переехала в освобожденный от фашистов Таганрог и работала там более полугода. А вот сезон 1944 г. открыл уже новый состав городского театра, получившего тогда же собственное имя в честь прославленного земляка А.П.Чехова [55].

Свою лепту во всенародное дело помощи освобожденным районам внесло Главное управление учреждений изобразительных искусств, направившее в 1943 г. в Ростовскую область и Краснодарский край более 20 выставок плакатов и репродукций картин военной тематики [56]. Коллективы музеев Москвы отправили в пострадавшие регионы 50 выставок-альбомов репродукций лучших произведений живописи из фондов государственной Третьяковской галереи, 500 комплектов живописных полотен, включавшие творения советских художников на тему «Великая Отечественная война», а также 10 передвижных выставок на тему «Москва героическая» [57].

Возобновили систематическое обслуживание жителей Дона и Кубани и местные театральные коллективы. К концу 1943 г. репертуар донских драматических театров насчитывал 34 пьесы, в том числе 10 постановок русской и зарубежной классики и 16 спектаклей советских драматургов. За это время актерские труппы организовали свыше 1500 представлений, которые смогли посмотреть более 860 тыс. человек [58]. Среди театральных постановок наибольшей популярностью у зрителей пользовались военно-патриотические спектакли по пьесам К. Симонова «Русские люди» и «Жди меня», Лопе де Вега «Собака на сене», А.Н. Островского «Без вины виноватые», а среди музыкальных постановок комедии «Свадьба в Малиновке» Ю. Юхвица, «Раскинулось море широко» В. Вишневского, А. Крона и В. Азарова, «Соловьиный сад» А. Сафронова и другие [59]. В репертуаре кубанских театров также значительное место занимала советская пьеса и русская классическая драматургия: «Касатка» А. Толстого, «Синий платочек» В. Катаева, «Машенька» А. Афиногенова, «Женитьба Белугина» А. Н. Островского и другие [60]. За первый год после освобождения театральные коллективы Кубани показали около 1380 спектаклей, которые смогли посмотреть более 480 тыс. зрителей [61].

Значительный вклад в процесс ликвидации последствий немецкого нашествия в духовной сфере внесли приступившие к работе сотрудники донских и кубанских музеев. Они развернули активную деятельность по подготовке выставочных залов для коллективных и индивидуальных посещений. Музееведы ускоренными темпами приступили к организации различных тематических выставок. Уже 23 февраля 1943 г. в Новочеркасском музее истории Донского казачества была открыта экспозиция, посвященная 25-ой годовщине Красной Армии. Впоследствии коллектив ежемесячно организовывал подобные мероприятия, посвященные знаменательным датам: «Восьмое марта - международный женский день», «Парижская коммуна», «Первомай» и другие [62]. В сентябре 1943 г. сотрудники музея открыли для посетителей новый отдел искусств, в котором были представлены разнообразные художественные произведения из фарфора, хрусталя, мрамора, керамики, дерева и бронзы. Только до конца года с представленными экспонатами смогли ознакомиться более 39 тыс. человек [63]. Сотрудники Таганрогского литературного музея к весне 1944 г. подготовили три новые выставки, посвященные творчеству А. П. Чехова, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко. Коллектив музея проводил также разнообразную по тематике лекционную работу с горожанами [64].

Музееведы организовывали и выездные мероприятия, в том числе готовили доклады, беседы и передвижные выставки на исторические и военно-патриотические темы для рабочих, служащих, школьников и сельских тружеников. Научные сотрудники Сочинского музея им. Н.А. Островского за восемь месяцев 1943 г. провели более 300 подобных мероприятий, а их коллеги из Таганрога подготовили 8 выставок-передвижек экспонатов из фонда краеведческого музея для заводских коллективов и школ города [65].

В целях сохранения материалов по истории Великой Отечественной войны работники музеев Дона и Кубани оперативно приступили к формированию новых фондов. Музейные коллекции пополнялись трофейными экспонатами, документами и фотоисточниками. Сотрудники Краснодарского краеведческого музея обратились к жителям города с просьбой о помощи в сборе трофеев. Краснодарцы активно откликнулись на этот призыв. В этой связи следует отметить вклад учащейся молодежи краевого центра. Школьники иногда приносили уникальнейшие экспонаты. В результате совместных усилий добровольных помощников и музейных работников были собраны предметы вооружения и снаряжения немецких солдат, различные печатные материалы фашистов

(листовки, воззвания, приказы и пр.), карты, письма, значки, наградные знаки, часть которых пополнила исторические фонды и выставочные залы музеев края [66]. Коллектив Краснодарского краеведческого музея длительное время занимался сбором материалов, свидетельств и воспоминаний для наполнения выставки «Партизаны Кубани» о Героях Советского Союза братьях Игнатовых. Сотрудники подготовили к печати небольшую брошюру об истории партизанского отряда. Новая экспозиция была открыта в феврале 1944 г. [67]. Работники Сочинского историко-краеведческого музея собрали около тысячи ценных экспонатов для создания экспозиции «Сочи в дни войны». Аналогичная работа проводилась в музеях Ейска, Темрюка и музееведами Дона [68].

Важнейшим содержательным компонентом деятельности региональных музеев являлась научно-исследовательская работа. Уже в 1944 г. научные сотрудники Краснодарского историко-краеведческого музея совместно с учащимися школ и студентами организовали несколько археологических экспедиций по изучению скифо-сарматских погребений на территории края, а также осуществили раскопки на Таманском полуострове. Все материалы, собранные в ходе исследований, были обобщены в научном отчете, представленном в Академию Наук СССР, а также опубликованы в исторических журналах [69]. Работники Сочинского и Темрюкского музеев провели более 30 выездов на обследование городищ и курганов скифо-сарматского времени. В результате изысканий были найдены уникальные предметы IV - V вв. нашей эры, пополнившие экспозиции местных музеев [70].

Ежедневная работа деятелей культуры стала приобретать познавательный, воспитательный и нравственно-эстетический характер. В 1944 -1945 г. впервые за военное время на общегосударственном уровне отмечались юбилеи И.Е. Репина, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, И.А.Римского-Корсакова и других выдающихся деятелей национальной культуры. Коллективы донских и кубанских библиотек также принимали участие в общесоюзных мероприятиях по празднованию знаменательных дат. Культпросветработники проводили многочисленные читательские конференции, посвященные жизни и творчеству И.А. Крылова, А.П. Чехова и т.п. [71]. Сотрудники Ростовской областной библиотеки подготовили обширную передвижную выставку произведений А.П. Чехова. На ней были представлены многочисленные фотографии писателя, личная переписка, а также произведения живописи, посвященные великому драматургу. В праздновании дней памяти классиков русской культуры приняли участие и коллективы местных музеев и театров. Творческие коллективы подготовили и показали зрителям спектакли по произведениям А.П. Чехова, в том числе «На большой дороге», «Ведьма», «Медведь» и т.д. В подготовке юбилейных торжеств приняли участие ведущие писатели Дона, в том числе А. Гарнакерьян, Д. Петров (Бирюк), Г. Шолохов-Синявский и другие [72].

В связи с приближающимся концом войны в театральной среде был поднят вопрос об определении дальнейшего развития советского театрального искусства. Большинство представителей культуры утверждали, что люди устали от войны и после победы им «захочется радости, жизни, смеха», а следовательно возрастет потребность в постановках развлекательного жанра. Анализ архивных материалов показал, что в репертуарах драматических театров действительно существенно сократилось число спектаклей военно-патриотической тематики, наряду с увеличением количества постановок комедийного, музыкально-драматического и классического содержания. При этом значительное место стали занимать спектакли по произведениям М.Горького, А. Толстого, А. Корнейчука, Н. Погодина, а также русской классической драматургии А.Н. Островского, А.П. Чехова и других [73].

Долгожданная весть об окончании войны молниеносно облетела города и села, станицы и хутора Дона и Кубани. Волна всеобщего ликования прошла по всей территории Юга России. Во всех культпросветучреждениях регионов в городских и сельских библиотека, избах-читальнях и домах культуры, клубах и музеях в кратчайшие сроки были подготовлены и проведены многочисленные мероприятия, посвященные победе над фашизмом. Ведущие театральные коллективы Дона и Кубани после окончания спектаклей проводили митинги со зрителями.

Для учреждений культуры победа не стала поводом к ослаблению интенсивности идейно-воспитательной деятельности и культмассового процесса. Опыт, приобретенный в период войны, позволил культпросветработникам обеспечить дальнейшее развитие культурно-просветительной и идейно-воспитательной работы в послевоенное время.

Итак, в период ликвидации последствий немецко-фашистского нашествия в культурно-массовой работе учреждений культуры Дона и Кубани была воссоздана дооккупационная модель деятельности, содержанием которой являлось комбинирование различных военно-патриотических, оборонно-практических, идейно-воспитательных и научно-просветительных мероприятий.

Интенсификация культмассовой деятельности обусловила успешность реализации восстановительных мероприятий в Ростовской области и Краснодарском крае, обеспечивая духовную поддержку всему населению возрождавшихся регионов.

Особенностью развития советской культуры военного времени, в том числе и на региональном уровне, являлось варьирование разнообразных средств и методов работы культурно-просветительных учреждений. Деятели культуры сумели создать духовно-нравственную основу общества, вступившего в тяжелейшее противостояние с всеразрушающей машиной фашизма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева, В.А. Человек тыла: историко-психологический аспект (на примере жизнедеятельности коллективов учебных заведений Юга России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) / В. А. Агеева; науч. ред. Р. А. Шипилова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". - Таганрог, 2009. - 80 с.

2. Гуров, М.И., Зеленская Т.В., Титовская А.Э. к вопросу об истории семьи в военное время (региональный компонент) //Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2015. - № 2. - С. 355-359.

3. Зеленская, Т.В. К вопросу о деятельности организации «Цеппелина» на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны //Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы V международной научно-практической конференции. 22-23 декабря 2014 г. Издательство: CreateSpace. North Charleston, SC, USA, - Т. 1. - 2015. - С. 19 - 21.

4. Кокунова, К.М. Возобновление деятельности культурно-просветительных учреждений в Краснодарском крае в 1943 г. //Общество: философия, история, культура. - 2015. - № 3. - С. 31-33.

5. Зеленский, А., Зеленская, Т. Таганрогское подполье. Возвращенные имена. Таганрог: ИП Кравцов В.А., 2015. -142 с.

6. Волошин, В., Ракочий, С. Таганрог «при немцах». Хроника оккупированного города. 1941-1943. Таганрог, 2015. - 265 с.

7. Зеленская, Т.В. Функциональная составляющая работы культурно-просветительных учреждений Дона и Кубани на начальном этапе Великой Отечественной войны // Актуальные проблемы социальной истории: сб. науч. ст. Вып. 8. - Новочеркасск; Ростов н/Д: Пегас, 2007. - С. 154-162.

8. Бахрушин, С. Москва в 1812 и в 1941 годах. - Махачкала, 1941. Когда и как мы били предшественников германского фашизма - немецких баронов и империалистов. - Управление политической пропаганды Черноморского флота, 1941; Благородные и возвышенные цели Отечественной войны. - Краснодар, 1942; Юдин И. Кубань борется. - Сочи, 1942; Партизаны. Ростов н/Д, - 1943; Игнатов П.К. Братья Игнатовы. - М., 1945; Бонда-ренко С. Тысячники. - Ростов н/Д, 1945 и др.

9. Молот. 1941. 24 июля.

10. Большевик. 1941. 4 ноября.

11. Екатеринодар - Краснодар. 1793-1993. - Краснодар, 1993. - С. 590.

12. Работа политико-просветительных учреждений в условиях военного времени. Директивы и инструктивные материалы для музеев. Вып. 4. - М., 1943. - С. 9-11.

13. Молот. 1941. 27 июня, 5 июля.

14. Вклад кубанцев в победу над фашизмом: Спец. Выпуск журнала «Природа. Общество. Человек. Вестник Южно-Российского отделения Международной академии наук высшей школы» /Авт. Г.П. Иванов, Ю.А. Болдырев, А.В. Жинкин и др. Краснодар, 1996. - С. 17.

15. Центр документации новейшей истории Ростовской области (далее - ЦДНИРО). Ф. 9. Оп. 1. Д. 308. Л. 7.

16. Государственный архив Ростовской области (далее - ГАРО). Ф. р-4138. Оп. 1. Д. 3. Л. 5.

17. ГАРО. Ф. р-4138. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

18. Вклад кубанцев в победу над фашизмом. - С. 17-18.

19. Большевик. 1941. 14 октября.

20. Наше время. 2003. 14 февраля.

21. Молот. 1941. 19 июля.

22. Наше время. 2003. 14 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Большевик. 1941. 21 сентября.

24. Молот. 1941. 10 июля.

25. Молот. 1941. 29 июня, 23 июля.

26. Большевик. 1941. 6 июля, 18 сентября.

27. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 308. Л. 7.

28. Большевистская смена. 1941. 10 августа.

29. Большевик. 1941. 2 октября.

30. Зеленская ,Т.В. Учреждения культуры Таганрога в период немецкой оккупации (осень 1941 - лето 1943 гг.) // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та. - 2006. - № 2. - С. 162-165.

31. Колесник, А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: проблемы тыла и всенародной помощи фронту. - М., 1982. - С. 224.

32. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 5. Д. 167. Л. 26 об.

33. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 5. Д. 88. Л. 28-29.

34. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 5. Д. 167. Л. 27.

35. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 125. Д. 219. Л. 158.

36. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 302. Л. 26.

37. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (далее - ЦДНИКК). Ф.1774-А. Оп. 2. Д. 1821. Л. 86-86об.; ГАРО. Ф. 4133. Оп. 1. Д. 19. Л. 3.

38. ГАРО. Ф. р-4246. Оп. 1. Д. 4. Л. 3; . Государственный архив Краснодарского края (далее - ГАКК) Ф. р-1626. Оп. 2. Д. 18. Л. 7.

39. ГАРО. Ф. р-4045. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.

40. ГАКК. Ф. р-1626. Оп. 2. Д. 18. Л. 5.

41. ГАКК. Ф. р-1380. Оп. 1. Д. 5. Л.1.

42. ГАРО. Ф. р-4246. Оп. 1. Д. 4. Л. 3.

43. Мазурицкий А.М. Очерки истории библиотечного дела периода Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. М., 1995. - С. 129.

44. ГАРО. Ф. р-4045. Оп. 1. Д. 80. Л. 65.

45. ГАРО. Ф. р-4045. Оп. 1. Д. 80. Л. 28.

46. ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 719. Л. 100.

47. ГАКК. Ф. р-687. Оп. 3. Д. 1346а. Л. 280.

48. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 5. Д. 167. Л. 23-32.

49. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 7901. Оп. 1. Д. 131. Л. 14 об.

50. ГАРФ. Ф. 7901. Оп. 1. Д. 254. Л. 73.

51. ГАРО. Ф. р-4133. Оп. 1. Д. 1. Л. 56-69.

52. ГАРО. Ф. р-4133. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.

53. ГАРО. Ф. р-4133. Оп. 1. Д. 1. Л. 21.

54. Большевик. 1943. 8 июня.

55. ГАРО. Ф. р-4133. Оп. 1. Д. 2. Л. 12; Д. 12. Л. 7.

56. ГАРО. Ф. р-4045. Оп.1. Д. 81. Л. 47, 85.

57. Молот. 1943. 22 сентября.

58. ГАРО. Ф. р-4133. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.

59. ГАРО. Ф. р-4133. Оп. 1. Д. 19. Л. 2.

60. ГАКК. Ф. р-1264. Оп. 1. Д. 206. Л. 19, 21, 23; Большевик. 1944. 3 января.

61. ГАКК. Ф. р-1378. Оп. 1. Д. 25. Л. 54.

62. ГАРО. Ф. р-4045. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.

63. Молот. 1943. 29 сентября; ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 10. Д. 133. Л. 7об.

64. ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 5. Д. 167. Л. 11.

65. ГАКК. Ф. р-1246. Оп. 1. Д. 206. Л. 1; ГАРО. Ф. р-4045. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.

66. Большевик. 1943. 30 мая. 1943.

67. Большевик. 1943. 30 мая.

68. ГАКК. Ф. р-1626. Оп. 2. Д. 17. Л. 35; ГАРО. Ф. р-4045. Оп. 1. Д. 4. Л. 5.

69. ЦДНИКК. Ф. 1072. Оп. 1. Д. 2353. Л. 17.

70. ГАКК. Ф. р-1626. Оп. 2. Д. 17. Л. 34, 35.

71. ГАКК. Ф. р-687. Оп. 3. Д. 1346 а. Л. 175, 176; ЦДНИРО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 472. Л. 17, 18.

72. Молот. 1944. 19 мая, 24 июня, 25июня, 14 июля, 15 июля; Большевик. 1944. 16 июля.

73. ГАРО. Ф. р-4133. Оп.1. Д. 26. Л. 1, 3, 10; ЦДНИКК. Ф. 1774-А. Оп. 2. Д. 1836. Л. 105, 106.

П.С. Качевский

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ НЕКЛИНОВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВВ.: ДОСТИЖЕНИЯ,

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье изучается история археологических исследований, проводившихся на территории современного Неклиновского района Ростовской области в период с 1990 г. по 2010 г. Автор описывает и анализирует научные открытия археологов в этом регионе, размышляет о проблемах и перспективах развития историко-археологических изысканий на современном этапе.

Ключевые слова: курганный некрополь, спасательные раскопки, поселение, городище, международные археологические исследования.

P. Kachevskiy

ARCHAEOLOGICAL RESEARCH ON THE TERRITORY OF NEKLINOVSKOGO DISTRICT OF ROSTOV OBLAST IN THE LATE 20TH-EARLY 21ST CENTURIES: ACHIEVEMENTS, PROBLEMS, PERSPECTIVES

Abstract. This article examines the history of archaeological research carried out on the territory of Neklinovskiy district of Rostov region in the period from 1990 to 2010, the author describes and analyzes the scientific discoveries of archaeologists in the region, reflects on the problems and prospects of development of historical and archaeological research.

Keywords, necropolis, rescue excavation, settlement, settlement burial, international archaeological research.

Развитие археологических исследований на территории Неклиновского района в 1990-е гг. было тесным образом связано с деятельностью хозрасчетных организаций, каковыми до 2000 года являлись Таганрогская археологическая экспедиция при Таганрогском государственном литературном и историко-архитектурном музее-заповеднике имени А.П. Чехова (начальникП.А. Ларе-нок) и Недвиговский отряд Археологического научно-исследовательского бюро при Ростовской областной инспекции охраны памятников истории и культуры (руководителиВ.В. Потапов и В.В. Яценко). Финансирование их исследовательской деятельности осуществлялось заказчиками, в качестве которых выступали крупные строительные и топливно-энергетические организации, ведущие активные земляные работы в местах скопления памятников археологии и древней истории Неклиновского района. Согласование планируемых археологических работ производилось в Институте археологии при Академии наук России в Москве. Туда же отправлялись ежегодные научные отчеты о проведенных изысканиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.