Научная статья на тему 'К вопросу о воссоздании бывшей Чечено-Ингушской АССР'

К вопросу о воссоздании бывшей Чечено-Ингушской АССР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
61
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сакирянская Екатерина

«Новая газета», М., 2007, № 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о воссоздании бывшей Чечено-Ингушской АССР»

Вопрос: И поэтому возникает вопрос: 2 декабря назначены выборы в Государственную Думу. Не получится ли так, что к выборам подтянут и референдум по объединению?

Ответ: Чушь! Этого не будет.

Вопрос: Совсем недавно ингушские беженцы из Майского поехали в Гудермес к Рамзану Кадырову просить, чтобы хотя бы он решил их проблему. Тогда он их не принял. А вдруг теперь возьмет и разыграет карту Пригородного района? Пообещает вернуть эти земли ингушам? Тогда ингуши могут согласиться на объединение?

Ответ: По поводу поездки беженцев из Пригородного района мне ничего не известно. Сегодня существование Республики Ингушетия не устраивает многих. Даже в центре от некоторых экспериментаторов иногда звучат такие предложения: а вот давайте объединим! И зачем? И ради чего?.. Нас же никто не разъединял и не сможет разъединить, мы два братских народа.

«Новая газета», М., 2007, № 71.

Екатерина Сакирянская,

публицист

К ВОПРОСУ О ВОССОЗДАНИИ БЫВШЕЙ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР

Чеченцы и ингуши были произвольно объединены в Чечено-Ингушскую АССР в 1934 г., а в 1991 г. Чечено-Ингушетия распалась в результате свободного волеизъявления двух народов, решивших каждый самостоятельно строить свою государственность. Как и в Чехословакии, развод родственных, но отдельных нахских этносов произошел мирно, на основе обоюдного согласия и взаимного уважения. Идея повторного объединения Чечни и Ингушетии возникла в ходе второй чеченской кампании: с тех пор как федеральные войска установили контроль на всей территории мятежной республики, прокремлевские региональные и федеральные политики регулярно поднимают пресловутый вопрос объединения, вызывая тревогу и раздражение у значительной части населения обеих республик.

Слияние двух субъектов Федерации может помочь кремлевским «державникам» решить ряд важных политических задач. Чечня - как символ слабости российской государственности, главный

предмет критики России со стороны международного сообщества за массовые нарушения прав человека, перестанет существовать на карте мира. С возникновением новой республики потеряют силу все договоры и документы, имеющие отношение к Чечне. Вопрос о легитимности требований сепаратистов и переговоров с воюющей стороной навсегда снимается с повестки дня. Кроме того, у федерального центра появятся новые возможности использовать конкурирующие национальные элиты в своих целях для осуществления контроля за ситуацией. И тем не менее сегодня для объединения Чечни и Ингушетии нет объективных предпосылок, оно не решит ни одну из острых региональных проблем, но нанесет сокрушительный удар по национальной идентичности обоих народов, что негативно скажется на их лояльности российскому государству, а значит - политической стабильности всего региона.

Чечня, где в течение почти 13 лет полыхал вооруженный сепаратистский конфликт, лишится не только суверенитета, к которому в той или иной форме стремилось большинство ее населения, но даже собственной республиканской государственности в составе Российской Федерации. В отличие от осетин, татар и якутов, у чеченцев, самого крупного северокавказского этноса и одного из самых многочисленных народов России, не будет больше ни своего парламента, ни президента, ни представителей в Государственной Думе, ни права самостоятельно формировать республиканский бюджет. Более того, доходы от добычи нефти и развивающейся чеченской экономики придется делить с дотационной Ингушетией, а не вкладывать в реабилитацию собственного общества, пострадавшего за годы войны.

Для ингушей потеря республиканской государственности еще более травматична и означает конец существования ингушского национального проекта, ингушской политической нации. Этот маленький народ, в целом очень лояльный России, неоднократно подвергался репрессиям, дискриминации, пережил вооруженный конфликт с последующей этнической чисткой и лишь недавно обрел некоторую защищенность в рамках собственного республиканского образования.

На сегодняшний день объединение Чечни и Ингушетии означает включение ингушей в авторитарное военизированное пространство под руководством Рамзана Кадырова. К такому жесткому султанистскому режиму ингуши не привыкли и вряд ли готовы его принять, несмотря на то что, безусловно, власть в Чечне более

эффективна, чем в Ингушетии. Ингушам будет сложно реинтегри-роваться и восстановить свое былое влияние в Грозном: теперешняя столица Чечни - это не Грозный конца 60-х, в котором одновременно и на равных начинали новую жизнь оба возвращавшихся из сталинской ссылки народа, и не тот многонациональный поликультурный город конца 80-х, о котором его бывшие жители вспоминают с ностальгией. В новом объединении два родственных этноса будут замкнуты друг на друге и поставлены в условия жесткой конкурентной борьбы за экономическое и политическое влияние. Эта ненужная борьба будет отнимать время и силы, которые лучше направить на созидательное развитие собственных народов, защищенных отдельными республиканскими образованиями, лишив федеральный центр возможности играть на им же созданных противоречиях.

Объединение Чечни и Ингушетии не решит проблему чеченского сепаратизма, напротив, реставрация советских форм управления приведет к еще большему недовольству среди населения и будет подпитывать вооруженное сопротивление. Объединение не снимет с повестки дня и вопрос Пригородного района - ингуши не забудут о своих родовых селах в Северной Осетии. Осетино-ингушскому конфликту нужно искать окончательное политическое решение, не ущемляющее законные интересы обеих сторон.

В настоящее время Ингушетия переживает глубокий кризис. Популярность президента Зязикова тяготеет к нулю, в республике нет реальной силы, способной защитить население от произвола военных, от нападений боевиков, дать импульс экономическому развитию трудолюбивого ингушского народа. Однако президенты меняются, а государственность остается, а с ней - возможность для поступательного развития, укрепления своей идентичности и затем, быть может, и интеграции на новых принципах и условиях.

Западная Европа пришла к объединению через создание и укрепление наций и интенсивное экономическое развитие. Российская Федерация станет сильным государством и идеологически победит сепаратизм, когда живущие на ее территории народы будут чувствовать себя свободно и защищенно, осознавая, что их перспективы в составе России много радужнее независимости. Тогда они будут с радостью платить налоги и болеть за российский футбол. И не беда, если для этого потребуется сохранить небольшие республики - идея федерализма и заключается в том, чтобы дать

возможность малым народам реализовать свое право на самоопределение в рамках более сильного и благополучного государства.

«Новая газета», М., 2007, № 72.

Игорь Ефимов, Александр Степанов СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ ВНОВЬ СТАНОВИТСЯ ТРЕВОЖНЫМ ФОНОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ

Как теперь уже очевидно, обострение ситуации на Северном Кавказе в преддверии важных политических событий в России было неизбежно. Череда преступлений на юге России - бессмысленных, но жестоких и громких - к сожалению, имеет все шансы быть продолженной. Однако стало не менее ясно, что к «предвыборным» активным действиям готовились не только экстремисты, но и власти. Так уж повелось в России в последние годы - политика, террор и антитеррор практически неотделимы друг от друга.

Первый в этом политическом сезоне и достаточно мощный удар приняла на себя Ингушетия. После серии убийств русских жителей и цыган жертвами преступников стали сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие. С другой стороны, ситуация накаляется продолжающимся исчезновением людей. В среду в Назрани местные жители вышли на стихийный митинг, протестуя против похищения людей. Около 200 человек не разошлись и ночью, отмечались столкновения участников акции с милиционерами и даже министром внутренних дел республики М. Медовым. Митингующие требовали найти преступников, которые 18 сентября 2007 г. похитили двух жителей Ингушетии - братьев Аушевых. Вскоре стало известно, что похищенные освобождены. После этого митинг завершился. В это же время в станице Орджоникидзевская Сунженского района бандиты расстреляли и. о. начальника уголовного розыска майора милиции А. Нейриева. Нападавшие скрылись, поиск боевиков по горячим следам результатов не дал. Накануне в Назрановском районе неизвестные расстреляли сотрудника ФСБ и его попутчика. Офицер - А. Калиматов, младший брат бывшего прокурора Ингушетии - погиб, его спутник ранен. А в населенном пункте Кантышево Назрановского района республики был убит бывший сотрудник ГИБДД МВД Ингушетии 33-летний А. Дугиев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.