Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивисенко Любовь Яковлевна, Сочивко Ольга Ивановна

Авторы указывают, что актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных подходов к воспитанию толерантности, гражданственности и патриотизма у школьников. Отмечается важность повышения внимания к воспитанию у юных граждан России уважения к окружающим, любви к труду, четкой гражданской позиции, преданности своему Отечеству и народу, ответственности за свое поведение в обществе, должной правовой культуры. Авторами отмечается важным фактором здоровая обстановка в семье, разделение близкими людьми общественных ценностей, искренней любови к Отчизне. В период проведения внеклассных уроков по истории МКОУ ШР «СОШ № 1» проводятся: соревнование «Игры предков»; военно-спортивная игра на местности «Таежный герой» среди обучающихся 6 и 8 классов, в которых принимают участие обучающиеся ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова. Применяется программа военно-спортивной игры на местности «Таежный герой», которая насыщена разными событийными мероприятиями: выставка плакатов «Я - будущее своей страны» и «Россия - моя история»; тренинги на командообразование «Тропа испытаний»; занятия с использованием видео и аудиосредств. Авторами сделан вывод, что в любом обществе, стремящемся к процветанию, основным ориентиром остаются ценности семьи, а главной задачей - создание условий для полноценного существования. В семье, где родители сами почитают традиции, ведут достойный образ жизни, проявляют уважение к участникам войн, вырастет патриот своей страны. Результативность работы по патриотическому воспитанию должна определяться не количественными показателями, а степенью интеграции гражданско-патриотической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EDUCATION AND LEARNING THE NEW GENERATION

The authors indicate that the relevance of the study is due to the need to search for effective approaches to the upbringing the tolerance, citizenship and patriotism among schoolchildren. It is noted the importance of increasing attention to the upbringing in the young citizens of Russia respect for others, love for labor, clear civil position, loyalty to their Fatherland and people, responsibility for their behavior in society, due legal culture. The authors marked as important factor a healthy environment in the family, separation by close people of social values, sincerely love for the Fatherland. During the period of extracurricular lessons on the history of MKOU SR "SOSH No. 1": the competition "Games of ancestors"; the military sports play of the Taiga Hero is among students of 6 and 8 classes, which is taken part by the students of in the center of assistance to children left without parental care, Zvekhov. The program of the military-sports game on the terrain "Taiga Hero" is applied, which is saturated with different events: the exhibition of posters "I am the future of my country" and "Russia is my story"; team forming trainings "Test path"; the classes using video and audio services. It was concluded that in any society, seeking to prosperity, the main objective remains the values of the family, and the main task is to create conditions for its full-fledged existence. In the family where parents themselves honor tradition, lead a worthy lifestyle, respect for the participants of the wars, the patriot of their country grows. The effectiveness of work on patriotic education should be determined not by quantitative indicators, but the degree of integration of civil-patriotic activities.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

ВЫВОДЫ

В ходе проведённого исследования предложена модель системы интегральной подготовки спортсменов высшей квалификации, выступающих в индивидуальном виде программы (ката) в киокусинкай, на основе матричного подхода с учётом адаптационных возможностей организма.

В модели учтены все компоненты интегральной подготовки, а также характеристики, накладывающие ограничения на процесс подготовки спортсменов в ката. К таким характеристикам относятся основные типы строения тела спортсмена, т.е. его приверженность к определённому соматотипу, а также адаптационный потенциал спортсмена.

Предложенный матричный подход позволяет подбирать упражнения для катистов так, чтобы поддерживать приоритетные и развивать отстающие компоненты подготовленности навыков, что позволит сделать процесс подготовки более эффективным и результативным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д. Интегральная подготовка спортсменов: учебное пособие для магистрантов / Бабушкин Г.Д. - Саратов : Вузовское образование, 2021. - 100 с.

2. Белый К.В. Технология обучения маневрированию в соревновательных поединках спортсменов киокусинкай: диссертация на соискание к.п.н. / К.В. Белый - Москва : РГУФКСМиТ, 2019. - 204 с.

3. Клещев В.Н. Интегральный подход к индивидуализации подготовки в спортивных единоборствах / В.Н. Клещев, Д.В. Кудинов, В.В. Клещев // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (11-12 мая 2017 г.). - Москва : РГУФКСМиТ, 2017. - С. 46-49.

4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва : АСТ, 2011. - 864 с.

5. Орлов Ю.Л. Анализ критериев и технология экспертной оценки участников аттестационных семинаров и соревнований по ката в каратэ / Ю.Л. Орлов // Додзё. Воинские искусства Японии. - 2001. - № 7. - С. 37-39.

6. Платонов В.Н. Двигательные качество и физическая подготовка спортсмена: монография / В.Н. Платонов. - Москва : Спорт-Человек, 2019. - 656 с.

REFERENCES

1. Babushkin, G. (2021), Integrated training athletes: a textbook for undergraduates, University education, Saratov.

2. Bely, K. (2019), Technology of maneuvering training in competitive duels of kyokushin athletes, dissertation, Moscow.

3. Kleshev, V., Kudinov, V. and Kleshev, V. (2017), "Integral approach to individualization of training in martial arts", Rudikov readings: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of psychologists of physical culture and sports, Moscow, pp. 46-49.

4. Ozolin, N. (2011), The trainer's handbook. Science to win, AST, Moscow.

5. Orlov, Yu. (2001), "Analysis of criteria and technology of expert evaluation of participants of certification seminars and competitions in kata in karate", Dojo. Martial arts of Japan, No. 7, pp. 37-39.

6. Platonov, V. (2019), Physical quality and the physical preparation of the athlete: monograph, Sports People, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.02.2022

УДК

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Любовь Яковлевна Дивисенко, учитель, Отличник народного просвещения, средняя общеобразовательная школа № 1, Шелехов, Иркутская область; Ольга Ивановна Сочив-

ко, преподаватель, кандидат психологических наук, майор внутренней службы, Кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк

Аннотация

Авторы указывают, что актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных подходов к воспитанию толерантности, гражданственности и патриотизма у школьников. Отмечается важность повышения внимания к воспитанию у юных граждан России уважения к окружающим, любви к труду, четкой гражданской позиции, преданности своему Отечеству и народу, ответственности за свое поведение в обществе, должной правовой культуры. Авторами отмечается важным фактором здоровая обстановка в семье, разделение близкими людьми общественных ценностей, искренней любови к Отчизне. В период проведения внеклассных уроков по истории МКОУ ШР «СОШ № 1» проводятся: соревнование «Игры предков»; военно-спортивная игра на местности «Таежный герой» среди обучающихся 6 и 8 классов, в которых принимают участие обучающиеся ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова. Применяется программа военно-спортивной игры на местности «Таежный герой», которая насыщена разными событийными мероприятиями: выставка плакатов «Я - будущее своей страны» и «Россия - моя история»; тренинги на командообразование «Тропа испытаний»; занятия с использованием видео и аудиосредств. Авторами сделан вывод, что в любом обществе, стремящемся к процветанию, основным ориентиром остаются ценности семьи, а главной задачей - создание условий для полноценного существования. В семье, где родители сами почитают традиции, ведут достойный образ жизни, проявляют уважение к участникам войн, вырастет патриот своей страны. Результативность работы по патриотическому воспитанию должна определяться не количественными показателями, а степенью интеграции гражданско-патриотической деятельности.

Ключевые слова: толерантность, гражданственность, патриотизм, средняя образовательная школа, школьники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p117-122

ON THE ISSUE OF EDUCATION AND LEARNING THE NEW GENERATION Lyubov Yakovlevna Divisenko, the teacher, Excellence in Public Education, Secondary School No. 1; Olga Ivanovna Sochivko, the teacher, candidate ofpsychological sciences, major of the internal service, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service ofRussia

Abstract

The authors indicate that the relevance of the study is due to the need to search for effective approaches to the upbringing the tolerance, citizenship and patriotism among schoolchildren. It is noted the importance of increasing attention to the upbringing in the young citizens of Russia respect for others, love for labor, clear civil position, loyalty to their Fatherland and people, responsibility for their behavior in society, due legal culture. The authors marked as important factor a healthy environment in the family, separation by close people of social values, sincerely love for the Fatherland. During the period of extracurricular lessons on the history of MKOU SR "SOSH No. 1": the competition "Games of ancestors"; the military sports play of the Taiga Hero is among students of 6 and 8 classes, which is taken part by the students of in the center of assistance to children left without parental care, Zvekhov. The program of the military-sports game on the terrain "Taiga Hero" is applied, which is saturated with different events: the exhibition of posters "I am the future of my country" and "Russia is my story"; team forming trainings "Test path"; the classes using video and audio services. It was concluded that in any society, seeking to prosperity, the main objective remains the values of the family, and the main task is to create conditions for its full-fledged existence. In the family where parents themselves honor tradition, lead a worthy lifestyle, respect for the participants of the wars, the patriot of their country grows. The effectiveness of work on patriotic education should be determined not by quantitative indicators, but the degree of integration of civil-patriotic activities.

Keywords: tolerance, citizenship, patriotism, the average educational school, students.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных подходов к воспитанию толерантности, гражданственности и патриотизма у

школьников, к повышению которой стремится каждое правовое государство. Молодое поколение, на наш взгляд, является необходимым гражданским активом, поэтому значимым представляется просвещение учащихся, их политическое воспитание, повышение правовой культуры. Важен и моральный облик молодого поколения, уровень его культуры, который закладывается родителями, близкими, окружением и той средой, в которой живет человек. Жизненные взгляды учащихся должны формироваться и основываться на чувствах патриотизма, гражданственности, толерантности и ответственности за собственные действия, поступки, в том числе чувстве уважения к правам и свободам других людей. Анализ научной литературы [1] и образовательной практики показал, что толерантность, гражданственность и патриотизм как важнейшая часть культуры современного молодого человека (в нашем исследовании обучающегося - школьника средней общеобразовательной школы), включающая в себя знание и понимание роли соблюдения действующих норм поведения в собственной жизнедеятельности, в настоящее время остается явлением малоизученным. На сегодняшний день обязанности педагогических работников отвечают политике страны и законодательного регулирования отношений, возникающих в области образования, прав и свобод личности, ее беспрепятственного развития. При этом важным моментом является повышение внимания к воспитанию у юных граждан России уважения к окружающим, любви к труду, четкой гражданской позиции, преданности своему Отечеству и народу, ответственности за свое поведение в обществе, должной правовой культуры. В конце декабря 2020 г. был принят Федеральный закон № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», закрепивший основы регулирования отношений между субъектами, действующими в области молодежной политики государства, принципы и условия ее формирования и претворения в жизнь, а также главные направления и формы этой деятельности. Педагог школы должен воспитывать учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, развивать представление обучающихся о патриотизме как о чувстве привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, развивать нравственное представление о вопросах патриотизма и гражданственности с учетом возрастных особенностей учащихся. Занимаясь патриотическим воспитанием, педагог должен стремиться к тому, чтобы учащийся смог осмыслить чувство любви и привязанности к своей Родине, ощутить единение с народом; увидеть красоту родной природы нашей необъятной страны и стараться беречь и приумножать ее; уважать людей, прославившихся своим трудом, боевыми заслугами и прославивших нашу Родину, а также тех, кто защищал и защищает ее сегодня, ценить их героизм и мужество; стремиться к тому, чтобы стать физически крепкими, храбрыми, уметь дружить и быть организованными; уважать людей других национальностей и народностей, населяющих нашу страну, их искусство, традиции.

Раскрытие способностей каждого учащегося и воспитание истинного патриота является основной задачей современного образования, которая решается образовательными учреждениями страны целенаправленно и систематически и заключается во всестороннем развитии личности, соответствующей требованиям, предъявляемым к ней обществом, как к гражданину - патриоту Отечества. В средней общеобразовательной школе воспитание рассматриваемого качества обычно происходит в процессе изучения исторических материалов, где наглядно показана история государства, поясняются народные традиции, представлены примеры подлинного героизма граждан и служения своей стране. В результате подобной деятельности происходит формирование у юного поколения соответствующих нравственных качеств, непримиримость к врагам государства, уважение к его главным атрибутам (флагу, гербу и гимну).

История Российского государства богата на тяжелые, страшные события в виде войн, революций, бунтов и волнений, которые становились испытанием на прочность нашего народа. Граждане страны показывали неподражаемые примеры героизма и мужества, стойко переносили непомерные тяготы и лишения. Обучающимся важно знать, во

имя чего проявлялся героизм, почему для многих поколений, живших до нас на родной земле, были возможными такие колоссальные жертвы, приносимые ими на алтарь Отечества.

Нет сомнений в том, что патриотическое воспитание граждан является наиболее значимым направлением государственной политики в сфере обучения и образования. В последние годы назрела необходимость в поиске новых подходов к воспитанию патриотов и путей их реализации на практике. Современная жизнь, ее реалии несколько изменили понятие патриотизма, выхолостили его суть, которая была неизменна многие века и обосновывалась необходимостью защиты от внешних врагов. Сегодня мирная жизнь, несмотря на многие трудности и даже лишения, проблемы нравственного порядка, привела к некоторой успокоенности социума, обратившего свой взор на материальное ценностное наполнение жизни индивидуума, оттеснив духовность и нравственные ценности на второй план. Это общая тенденция, нарушаемая отдельными патриотическими движениями (например, «Бессмертный полк» с каждым годом только набирает мощь, растет число участников Юнармии и др.), и вопрос воспитания патриотизма у молодежи, таким образом, приобретает все большую актуальность.

Стоит согласиться с тем, что степень патриотизма, любви к своему народу, способность что-то делать для блага Родины очень индивидуальны. При этом следует различать понятия «патриотизм» (отношение к своей Родине, ее прошлому и настоящему) и «гражданственность» (принадлежность человека к определенному народу, его политическая активность). Особое внимание государство обращает сегодня на должное формирование у молодежи политической культуры, для чего необходима выработка у обучающихся целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности. Системность гражданского воспитания подразумевает наличие нескольких целей, которые ставятся в зависимости от того, на какую возрастную аудиторию они рассчитаны. В связи с тем, что нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер, их формирование у школьников происходит в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности. Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли. Усилия педагогов и других задействованных в воспитательном процессе лиц должны быть направлены в первую очередь на передачу знаний, которые помогли бы учащимся осмыслить идею патриотизма и гражданственности.

Важным моментом в данном случае становится одновременное развитие самосознания и осознания человеком внешнего мира. Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек не сможет увидеть ценности других культур, так как единственно верной для него будет собственная культура, обычаи и традиции своего народа - исключительно правильными, а все чужое - не имеющим никакого значения.

Немаловажным фактором воспитания чувства патриотизма и гражданственности у подростка является здоровая обстановка в его семье, разделение его близкими людьми общественных ценностей, искренняя любовь к Отчизне.

Социальный заказ на творчество и активность дает позитивный импульс к освоению ценностей патриотизма и гражданственности, повышает их эффективность и влияние на образовательный процесс. С целью пропаганды здорового образа жизни, вовлечения учащихся в социально-значимую деятельность, в период проведения внеклассных уроков по истории, проводятся следующие мероприятия: соревнование «Игры предков»; военно-спортивная игра на местности «Таежный герой».

В соревнованиях принимают участие команды учащихся 6 и 8 классов Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 1» (МКОУ ШР «СОШ № 1»), а также команда учащихся

областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Шелехова.

Программа военно-спортивной игры на местности «Таежный герой» познавательна для учащихся школы и насыщена разными событийными мероприятиями: выставка плакатов «Я - будущее своей страны» и «Россия - моя история»; тренинги на командооб-разование «Тропа испытаний»; занятия с использованием видео и аудиосредств (с полноценной дискуссией политического, правового, этического характера) с обсуждением и анализом фактов, установлением взаимосвязей, мобилизацией интеллектуального потенциала личности на толерантное восприятие альтернативных точек зрения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью решения исследовательской задачи на основе сравнительного анализа нами проводилась работа по выявлению определенных сторон, показывающих уровень толерантности, гражданственности и патриотизма учащихся. Изучался комплекс показателей, характеризующих толерантность, гражданственность и патриотизм обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты работы в этом направлении позволили выявить основные доминантные показатели подготовленности обучающихся в плане толерантности, гражданственности и патриотизма, демонстрирующие успешность их деятельности и обеспечивающих прогнозирование их способностей к дальнейшему развитию в этом направлении. После систематической работы с учащимися школы происходит новое осмысление полученных знаний, свидетельствующее о гражданском становлении личности. Итогом исследования стали несколько выводов. Во-первых, принимавшие участие в эксперименте учащиеся средних классов, как правило, воспринимают в первую очередь яркие и конкретные жизненные явления, хотя начинают серьезно осмысливать все, что происходит вокруг, и формировать собственное четкое отношение к нему. Характерной чертой подростков является некий ореол романтики и желание быть замеченными и принятыми лицами более старшего возраста. Во-вторых, выявленные особенности школьников среднего звена обусловили необходимость самодеятельного характера общественных организаций, который реализуется в активной общественно полезной деятельности. Именно тогда происходит становление их гражданского и патриотического сознания, воспитание интернационализма и уважения к народам не только своей страны, но и всего мира.

Большое значение для патриотического воспитания юного поколения имеет содержание образования. Следует более последовательно внедрять в преподавание отдельных предметов (например, истории, обществознания) ознакомление учащихся с патриотическими, интернациональными традициями народов нашей страны, реформами, открывавшими всех наций и народностей России пути для свободного развития, дружбы и сотрудничества.

На основании материала, изложенного в статье, необходимо сделать вывод о том, что вопрос, связанный с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма, является действительно актуальным. Наиболее основные, значимые факторы, на наш взгляд, влияющие на этот процесс, были описаны в данной статье. Проблема, связанная с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма учащихся, требует дальнейшего тщательного изучения и научного анализа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в любом обществе, стремящемся к процветанию, основным ориентиром остаются ценности семьи, а главной задачей - создание условий для ее полноценного существования. Воспитание патриотизма «в теории» невозможно, необходимы конкретные примеры. В семье, где родители сами почитают традиции, ведут достойный

образ жизни, проявляют уважение к участникам войн, вырастет патриот своей страны.

Результативность работы по патриотическому воспитанию должна определяться не количественными показателями (число проводимых мероприятий и их участников), а степенью интеграции гражданско-патриотической деятельности: качеством готовности и стремлением молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сочивко Д. В. Экзистенциальная психодинамика / Д. В. Сочивко. - Москва, Рязань : Высшая школа психологии, 2020. - 225 с.

REFERENCES

1. Sochivko, D.V. (2020), Existential psychodynamics, Graduate School of Psychology, Moscow, Ryazan.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.01.2022

УДК 796.012.6

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ К ЗАНЯТИЯМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ

МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП

Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Нина Аркадьевна Зинчук, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Владимировна Ермолина, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет

Аннотация

Учебная деятельность, студентов медицинских вузов характеризуется постоянным ростом интенсивности учебного процесса, внедрение цифрового формата обучения сопровождается стресс реакцией на вынужденную самоизоляцию. Публикации последних лет, подтверждают возрастающую тенденцию хронических заболеваний студентов курсов высших учебных заведений. В этой связи, было проведено исследование условий формирования мотивации систематическими занятиями двигательной активностью в режиме дня у студентов Астраханского ГМУ и Кубанского ГМУ Цель исследования. Дать комплексную оценку мотивации студентов к систематическим занятиям видами спорта. Материал. Исходя из цели работы, было исследовано 113 студентов (юноши 18 -19 лет) I курсов лечебного и педиатрического факультетов из которых по результатам ежегодного врачебного обследования были сформированы следующие медицинские группы - основная - 27 человек (n1 - 27), подготовительная - 42 студента (n2 - 42), специальная медицинская группа «А» - 29 человек (n3 - 29), и специальная медицинская группа «Б» (ЛФК) - 15 студентов (n4 - 15). Методы исследования. Исследования проводились на кафедре физической культуры Астраханского государственного медицинского университета и на кафедре физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля Кубанского ГМУ в 2020/21 учебном году. Проведен анализ уровня физической подготовленности студентов, по результатам анкетирования были выявлены мотивационно обусловленные приоритеты занятием двигательной активностью. Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием стандартных пакетов (Microsoft USA). Достоверность различий исследуемых показателей устанавливали с помощью общепринятых методов математической статистики. Различия считались значимыми при вероятности принятия гипотезы p<0,05. Результат. Исследование показало, что мотивация для занятий физической культурой и спортом существенным образом обусловлена сложной учебной программой медицинского вуза, уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.