Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

К ВОПРОСУ О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / MILITARY COOPERATION / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / CENTRAL ASIA / ГОСУДАРСТВА - УЧАСТНИКИ ОДКБ / STATES - CSTO MEMBERS / ДОГОВОР О ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / TREATY ON POLITICAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костюхин А.А.

Определены проблемы военного сотрудничества России с государствами Центральной Азии и пути его реализации.Identified problems of military cooperation between Russia and the Central Asian states and the ways of its implementation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВОЕННОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИИ С ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

К вопросу о военном сотрудничестве России с государствами Центральной Азии

Генерал-майор А.А. КОСТЮХИН

ОТНОШЕНИЯ Российской Федерации с государствами Центральной Азии носят характер тесного военного сотрудничества. Это обусловлено важностью данного региона для обеспечения военной безопасности России, партнерства государств в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также рядом других факторов, о которых будет сказано ниже.

Отношения между военными организациями этих стран в области военного строительства и всесторонней подготовки вооруженных сил охватывают следующие сферы государственной деятельности: военного образования (подготовка и обучение военных кадров; обмен военной литературой и изданиями военно-прикладного характера); боевого применения войск (разработка и реализация планов обороны страны, операций и боев, создание оперативных группировок войск (сил) для непосредственного участия в военных действиях, обмен развединфор-мацией, непосредственное участие советников и специалистов в работе национальных штабов в мирное и военное время, а также в боевых действиях, ликвидация последствий локальных войн и вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и т. п.); гуманитарную сферу (совместное проведение и участие в международных конференциях, симпозиумах, связи в области военной науки, культуры, спорта, туризма и т. д.)1.

Как показывает практика, наиболее тесные отношения сложились между ВС РФ и вооруженными силами государств — участников Организации Договора о коллективной безопасности. Их можно охарактеризовать как полномасштабное военное сотрудничество, осуществляемое как в рамках договора, так и на двусторонней основе.

Помимо причин военно-политического характера в основе укрепления контактов между военными ведомствами лежат и иные причины, в частности:

высшее и среднее звено армий государств — участников ОДКБ получили высшее образование и проходили службу в Советской армии. Среди высшего офицерского состава остались личные контакты и связи, облегчающие принятие решений о сотрудничестве на уровне военных министерств;

отсутствие языкового барьера;

схожие (во многом одинаковые) программы боевой подготовки частей и подразделений, учебные программы военно-учебных заведений, оперативные и тактические приемы использования соединений, частей и подразделений, что позволяет без особых проблем осуществлять совместные учения, проводить подготовку личного состава ВС;

однотипное вооружение и боевая техника;

наличие общих элементов оборонной структуры (единая система ПВО и др.).

Военное сотрудничество России и Казахстана направлено на обеспечение военной безопасности обоих государств.

1 Российская Федерация: безопасность и военное сотрудничество. М., 1995. С. 15.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Россией были установлены 22 декабря 1992 года. Основой сотрудничества в военной сфере являются Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года и Договор о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года. Кроме того, важное место в отношениях двух стран занимает Декларация о вечной дружбе и сотрудничестве, заключенная 6 июля 1996 года.

Начиная с 1992 года между странами было заключено более 60 международных договоров и соглашений по военной линии, в том числе об основных принципах использования космодрома Байконур, полигонов, расположенных на территории Республики Казахстан (РК); о статусе воинских формирований РФ, временно расположенных на территории РК; о порядке прохождения службы лицами офицерского состава; о документах по вопросам совместного планирования и применения войск (сил) и др.

Военное сотрудничество РФ и РК в рамках рассматриваемого периода можно условно разделить на два этапа: первый — с мая 1992-го по март 1994 года, второй — с января 1995-го по 2000 год. Юридически союзнические отношения Казахстана и России были оформлены Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года. 28 марта 1994 года между Россией и Казахстаном был подписан первый пакет договоров и соглашений по военному сотрудничеству.

Основным явился Договор о военном сотрудничестве, в соответствии с которым были подписаны соглашения о военно-техническом сотрудничестве, о стратегических ядерных силах (СЯС), временно расположенных на территории РК, о взаимных поставках в 1994 году специального имущества, материальных средств, об оказании услуг военного назначения и о расчетах за эти виды военно-технического сотрудничества, Соглашение по демонтажу ядерного устройства на Семипалатинском ядерном полигоне.

В соответствии с Договором о военном сотрудничестве обе стороны признали, что «в случае возникновения ситуации, угрожающей безопасности, независимости или территориальной целостности одной из сторон, РК и РФ безотлагательно проводят консультации и предпринимают конкретные действия по оказанию друг другу необходимой помощи, включая военную, в соответствии с международным правом, двусторонним Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года и Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года».

Одним из наиболее значительных шагов в развитии российско-казахстанских отношений в военной сфере явились подписанные в Москве в марте 1994 года Договор о военном сотрудничестве и соглашения об аренде космодрома Байконур, на основе которых разработан объемный пакет российско-казахстанских документов, включая соглашения об аренде Россией казахстанских полигонов и о статусе российских воинских формирований, находящихся на территории РК.

Достижение указанных договоренностей дает основание говорить о новом этапе в развитии российско-казахстанского сотрудничества в военной сфере, о переходе к практическим шагам по осуществлению военной интеграции, прежде всего в области обучения командных кадров, подготовки и оснащения войск, взаимодействия в рамках единой системы ПВО.

Было налажено двустороннее сотрудничество в области военного образования и подготовки кадров для ВС РК. Развитие сотрудничества между вооруженными силами двух стран проходило довольно успешно: проводились совместные мероприятия по оперативной и боевой подготовке, в том числе под руководством и с участием министров обороны

России и Казахстана. Соединения и части сухопутных войск России и Казахстана неоднократно успешно проводили совместные оперативно-тактические учения.

Анализ российско-киргизского военного сотрудничества показывает, что оно развивается достаточно активно и имеет хорошие перспективы. Киргизская Республика (КР) является участницей Договора о коллективной безопасности. Кроме того, она заключила ряд соглашений с РФ, среди которых Договор о сотрудничестве в военной области, Соглашение о военной службе граждан России в вооруженных силах Киргизии и их статусе (1993), Соглашение по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории КР, и др.

В рамках двусторонних договоренностей осуществляется сотрудничество между вооруженными силами России и КР: участие в совместных учениях, подготовка кадров для киргизской армии и т. д.

Россия принимает юношей из Киргизии в свои военные училища. С этой целью в республику ежегодно прибывает выездная комиссия для отбора контингента. Оперативная группа ФПС России в Киргизстане открыла первые учебные курсы для пограничников. Хотя Россия ушла с рубежей Киргизии, но она продолжает готовить офицеров для несения службы на границе. Начальник Оперативной группы заявил, что Киргизия и впредь может рассчитывать на помощь россиян в подготовке офицеров-пограничников2.

Наиболее тесный характер российско-киргизское военное сотрудничество приобрело после прорыва осенью 1999 года на территорию Баткен-ского района Киргизии группы боевиков-исламистов. Военно-политическое руководство Киргизии оказалось в сложном положении. Опасность возрастающей активности различных террористических организаций была велика, и по инициативе президента Республики Узбекистан И. Каримова в сентябре 1999 года была создана объединенная оперативная группа при главном штабе ВС Киргизии для оказания помощи в планировании и проведении спецоперации по уничтожению международных бандформирований, вторгшихся на юг Киргизии, а также для организации контроля поставки материально-технических средств для киргизской армии. В ее состав вошли оперативные группы министерств обороны Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана3. Оперативную группу МО РФ возглавил заместитель командующего контингентом миротворческих сил в Республике Таджикистан генерал-лейтенант А. Пименов.

На завершающем этапе работы объединенной оперативной группы в Киргизии в период с 27 октября по 3 ноября 1999 года было проведено совместное командно-штабное учение войск (сил) Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан «Южный щит Содружества-99» (руководитель учения — заместитель начальника Штаба по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ генерал-лейтенант Л. Мальцев). На подведении итогов этого учения все министры обороны государств-участников высказали пожелание проводить такие учения на регулярной основе.

Важным шагом на пути развития военного сотрудничества Киргизии и России стало открытие в октябре 2003 года на киргизском аэродроме Кант российской авиационной базы. Эта база должна стать составной частью создаваемых Коллективных сил быстрого реагирования Цент-

2 http://www.e-journal.ru/p_bzarub-st8-13.html

3 Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951—2001 гг.). М., 2001. С. 213.

рально-Азиатского региона. На авиабазе Кант планировалось разместить более 500 военнослужащих и гражданского персонала. На аэродроме базируются около 20 летательных аппаратов — самолеты Су-25, Су-27, Ан-26, вертолет Ми-84.

Российско-таджикское военное сотрудничество является наиболее развитым по сравнению с отношениями России с другими государствами Центральной Азии. Оно осуществляется по следующим основным направлениям: охрана таджикско-афганской границы как южного рубежа СНГ со странами, не входящими в Содружество; участие в коллективных миротворческих силах СНГ; стабилизация обстановки в условиях вооруженного конфликта между правительственными силами и оппозицией; сотрудничество по линии министерств обороны двух стран.

Основным содержанием этого сотрудничества стали обеспечение надежной защиты границы с Афганистаном, сдерживание расширения масштабов межтаджикского вооруженного противоборства, оказание содействия в стабилизации обстановки в стране, помощь и поддержка вооруженных сил и пограничных войск Республики Таджикистан (РТ) по линии материально-технического обеспечения, подготовки военных специалистов как в самом Таджикистане, так и в РФ, проведение спецопераций, укрепление национальной безопасности в целом.

Таджикистан заключил с Россией ряд соглашений о сотрудничестве в военной области. Среди них: Договор о военном сотрудничестве (подписан 25 мая 1993 года, вступил в силу 17 ноября 1993 года); Соглашение о правовом статусе воинских формирований Вооруженных Сил России, которые находятся на территории Республики Таджикистан; Соглашение о правовом статусе пограничных войск России, которые находятся на территории Республики Таджикистан, и в качестве приложения к нему протокольное соглашение о порядке финансирования и материально-технического снабжения пограничных войск России, которые находятся на территории Республики Таджикистан; Соглашение о принципах материально-технического обеспечения и снабжения товарами повседневного спроса воинских формирований Вооруженных Сил России, которые находятся на территории Республики Таджикистан.

Уже в подписанном Россией и Таджикистаном в 1993 году Договоре о сотрудничестве в военной области две страны согласились на то, что «воинские формирования Вооруженных сил Российской Федерации... остаются на переходный период на территории Республики Таджикистан в местах их постоянной дислокации со всем имеющимся у них вооружением, боеприпасами, военной техникой и иным имуществом»5.

Сложное положение в Таджикистане, где не прекращалась гражданская война и не хватало подготовленных кадров оперативно-тактического звена, заставило военно-политическое руководство страны обратиться к России с просьбой направить в республику военных советников. В 1996 году было разработано, а 21 января 1997 года подписано Соглашение между РФ и РТ, согласно которому при министре обороны Таджикистана был создан аппарат главного военного советника (ГВС). Помимо этого были заключены дополнительные соглашения о направлении российских военных советников при начальниках соответствующих управлений МО и Главного штаба, командирах соединений и частей.

Группа военных советников во главе с главным военным советником МО РФ при МО РТ генерал-лейтенантом Ю. Барановым начала работать в 1997 году. Российские военные советники были направле-

4 Дробышевский А.В. Плацдарм в Киргизии // Военно-промышленный курьер. 2003. 5 июня.

5 Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Ратифицирован Верховным советом Российской Федерации в июле 1993 г., №. 5444-1, вступил в силу 17 ноября 1993 г.

ны также и в воинские части ВС РТ6. Офицеры аппарата ГВС и российские военные советники оказали действенную помощь таджикским военным в разработке руководящих документов по боевой подготовке и обеспечению жизнедеятельности войск, в проведении практических занятий с офицерами и личным составом воинских частей и подразделений национальных ВС. Российские советники также участвовали в проведении занятий в Таджикском высшем военном колледже. Такая деятельность дала свои положительные результаты. Как отмечали президент и министр обороны РТ, в ходе подавления попытки вооруженного мятежа 1998 года в Ходжентской (бывшей Ленинабадской) области с самой лучшей стороны проявили себя именно те части и подразделения, в которых работали российские военные советники.

Принципиальным является то, что Таджикистан в силу сложившейся военно-политической ситуации стал фактически единственной из бывших республик СССР, которая почти ничего не получила «в наследство» от Советского Союза.

Нехватка военных кадров предопределила направление сотрудничества между РТ и РФ по их подготовке. Оно осуществлялось двумя путями: направлением таджикских юношей на учебу в военно-учебные заведения России и прохождением военной службы гражданами республики в составе подразделений и частей 201-й мсд и ГПВ РФ в РТ. В ходе визита начальника Генерального штаба ВС РФ в Таджикистан была достигнута договоренность о формировании при 201-й дивизии учебной роты, в которой постоянный контингент составили офицеры и младшие командиры ВС РФ, а переменный (курсанты) — военнослужащие таджикской армии7.

В соответствии с межгосударственным российско-таджикским Соглашением о сотрудничестве в военной области от 23 мая 1993 года и решением глав государств СНГ о формировании коллективных миротворческих сил (КМС) от 24 сентября 1994 года на территории РТ была размещена российская 201-я мотострелковая дивизия, выполняющая задачи в составе КМС и обеспечивающая прикрытие таджикско-аф-ганской границы. Численность 201-й дивизии составляла около 8 тыс. человек8. При этом на вооружении частей и подразделений дивизии состояли 190 танков (Т-72), 313 БМП и БТР (БМП-2, БРМ-1К, БТР-80), 120 САУ (66 122-мм 2С1 «Гвоздика», 54 152-мм 2С3 «Акация»), 24 РСЗО (12 122-мм БМ-21 «Град», 12 220-мм 9П140 «Ураган»), 36 минометов (120-мм ПМ-38).

Присутствие 201-й мотострелковой дивизии сыграло важную стабилизирующую роль в Таджикистане. Именно ее подразделения составили основу Коллективных миротворческих сил (КМС) СНГ. Россия взяла на себя главную задачу в условиях вооруженного противоборства между правительственными силами и отрядами оппозиции по обеспечению сдерживания разрастания масштабов боевых действий, поддержки ПВ РФ в РТ и защите таджикско-афганской границы9.

В ходе вооруженных столкновений 1992—1993 годов, да и в последующем, в составе КМС СНГ 201-я мсд своим присутствием не позволила экстремистским силам распространить войну на всю территорию РТ; при этом дивизия несла людские потери, которые только с 1993-го по 1995 год составили 97 человек10. Одновременно военнослужащие ди-

6 Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951—2001 гг.). С. 212.

7 Независимая газета. 1999. 13 янв.

8 The Military Balance, 1998/1999. L., 1998. P. 163.

9 Сабуров А., Саидов З. Таджикистан: внешняя политика и новая информация (1993—1995). Душанбе, 1997. С. 8.

10 Красная звезда. 1998. 27 мая.

визии оказывали содействие в подготовке кадров для ВС РТ, осуществляли транспортирование гуманитарной помощи местному населению, участвовали в ликвидации последствий стихийных бедствий, а в составе КМС СНГ провели три операции по «выводу» боевиков объединенной таджикской оппозиции после подписания перемирия.

В декабре 1999 года был подписан межгосударственный Договор о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан. Договором в течение года после его вступления в силу предусматривалось создать ракетную военную базу на основе находящихся на территории республики воинских формирований РФ11, и прежде всего 201-й мсд.

Узбекистан подписал Договор о коллективной безопасности стран СНГ, заключенный в Ташкенте 15 мая 1992 года. Кроме того, между РФ и Узбекистаном были подписаны Договор о сотрудничестве в военной области (2 марта 1994 года, закрытый, сроком на пять лет) и Соглашение о принципах взаимного технического и материального снабжения вооруженных сил (2 марта 1994 года, сроком на пять лет).

В конце июля 1995 года в ходе визита российского премьер-министра В.С. Черномырдина был подписан протокол о расширении военного сотрудничества. Однако в 1997—1998 годах между Россией и Узбекистаном произошло расхождение во взглядах на решение проблем безопасности в Центрально-Азиатском регионе, и в частности в Таджикистане. Вследствие этого в феврале 1999 года Узбекистан заявил о том, что не намерен пролонгировать Договор о коллективной безопасности.

Несмотря на жесткие меры руководства Узбекистана по подавлению исламской оппозиции, исламисты усилили и распространили свое влияние в Ферганской долине, Самарканде и Хиве, нагнетая противостояние между сторонниками светского и исламского государственного устройства. И в России, и в Узбекистане исламский фундаментализм представляет реальную угрозу для безопасности государства. В 1998 году во время визита И. Каримова в Москву было объявлено о создании «тройки» Россия — Узбекистан — Таджикистан. Главная цель этого альянса была обозначена как «противодействие агрессивному фундаментализму и экстремизму в регионе»12.

В апреле 1999 года Узбекистан отказался пролонгировать Договор о коллективной безопасности стран СНГ. Президент И. Каримов полагал, что для обеспечения безопасности в регионе будет достаточно договоренности стран Центральной Азии о взаимной поддержке в чрезвычайных обстоятельствах. Именно поэтому президент Узбекистана выступал против создания российской военной базы в соседнем Таджикистане.

В конце 90-х годов ХХ века наметилась тенденция к свертыванию сотрудничества узбекской армии с российскими ВС. Стремясь действовать на международной арене независимо от России, Узбекистан попытался сделать ставку в обеспечении своей безопасности на отношения со странами НАТО, и прежде всего с Турцией и США. Однако после боев в Киргизии в августе — октябре 1999 года и ноябрьского инцидента в том же году под Янгиабадом, вблизи Ташкента, когда ваххабиты совершили рейд по территории республики, США и НАТО не оказали ожидаемой помощи Узбекистану, несмотря на то что на протяжении последних двух лет на территории Узбекистана проходили международные военные учения, финансируемые Пентагоном. Как выяснилось, такое сотрудничество может даже быть опасным. Весной 1999 года солдаты 16-й горнострелковой дивизии ВС США, участвовавшие в узбекско-американских

11 Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации (1951—2001 гг.). С. 209.

12 http://uniforma.freenet.uz/dosug.htm

учениях, получили подробные карты местности, сделанные с помощью фотосъемок со спутника. Неожиданностью для узбекских спецслужб стало то, что точно такие же карты были обнаружены у ваххабитов во время боев в горах на юге Киргизии13.

Все эти события показали, что Узбекистану выгодно поддерживать военное сотрудничество с Россией. В 2001 году была достигнута договоренность об увеличении квоты Узбекистана в российских военных учебных заведениях, особенно в авиационных институтах и академиях. Во время визита в Москву президента И. Каримова в мае 2001 года был заключен Договор о сотрудничестве по пограничным вопросам.

14 ноября 2005 года президенты В. Путин и И. Каримов подписали Договор о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном. Документ предполагает широкий спектр военного сотрудничества. В частности, Москва и Ташкент намерены тесно взаимодействовать в целях нейтрализации исходящей из Афганистана наркотической и террористической угрозы. Отдельным пунктом зафиксировано положение о военной и иной помощи друг другу в случае акта агрессии против одной из сторон. Кроме того, в целях поддержания мира и стабильности в регионе государства могут предоставлять друг другу право использования военных объектов, находящихся на их территориях. Это особенно привлекательно для России, которая, как считают некоторые эксперты, сможет разместить на территории Узбекистана военную базу, чтобы как-то компенсировать вывод аналогичных объектов с территории Грузии14.

Туркмения объявила себя нейтральным государством, и ее нейтралитет официально признан ООН. Поэтому она не входит ни в какие военные союзы. Туркмения не подписала Договор о коллективной безопасности, который 15 мая 1992 года заключил ряд государств СНГ.

В связи с этим Туркмения осуществляла военное сотрудничество с Россией исключительно на двусторонней основе. 31 июля 1992 года Туркменистан подписал с Россией Договор о дружбе и сотрудничестве, который содержал несколько соглашений о сотрудничестве в военной сфере15, в частности: Соглашение о правовом статусе и условиях присутствия подразделений ПВО и ВВС России на территории Туркмении (31 июля 1992 года); Соглашение о принципах снабжения вооруженных сил Туркмении и подразделений ПВО и ВВС России на территории Туркменистана имуществом, техникой и товарами повседневного спроса (31 июля 1992 года). Кроме того, 1 сентября 1993 года между двумя странами было подписано Соглашение о военной службе граждан России в вооруженных силах Туркменистана и их статусе.

В 1992 году при МО Туркменистана начала действовать оперативная группа МО России, обеспечивающая сотрудничество и координацию действий двух государств в военной сфере. До 1994 года в Туркмении находились два российских полка пусковых установок зенитных ракетных комплексов.

2 сентября 1993 года Россия и Туркмения подписали военное соглашение, согласно которому Туркмения брала на себя основные расходы по содержанию российских и туркменских военных соединений и которое давало право российским гражданам служить в туркменских войсках. Из 300 соединений и частей бывшей Советской армии, находившихся на территории республики и насчитывавших 110 тыс. человек, 200 были переданы под командование Туркмении, 70 остались под юрисдикцией России и 30 были выведены или расформированы.

Однако различия в понимании процессов военного строительства и военно-политического курса привели в январе 1994 года к роспуску

13 Коммерсант. 1999. 10 дек.

14 Российская газета. 2005. 15 ноября.

15 FBIS-SOV-93-169. 1993. 2 September. P. 10.

Объединенного командования. В апреле 1995 года Россия, учитывая состояние двусторонних отношений в военной области, приняла решение не продлевать действие российско-туркменских договоров по вопросам сотрудничества в военной области. После вывода российских военнослужащих с территории республики сотрудничество военных ведомств России и Туркменистана было переведено исключительно в прагматическое русло. На практике это означало, что туркменская сторона была намерена обращаться к России лишь в случае особой нужды в российской военной и военно-технической помощи, а при отсутствии таковой контакты и долговременные соглашения, как считали в Туркмении, не имеют смысла.

В 1996 году вновь наметились определенные подвижки в отношениях между вооруженными силами двух стран. В апреле была проведена рабочая встреча между делегациями МО РФ и МО Туркмении по актуальным вопросам сотрудничества в военной сфере. На встрече стороны пришли к пониманию необходимости дальнейшего углубления военного и военно-технического сотрудничества между двумя государствами16. После фактического замораживания двусторонних отношений в военной сфере процесс налаживания военных контактов между двумя странами оказался слишком долгим. В этом признался во время своего визита в Туркменистан в ноябре 1999 года бывший в то время заместителем министра обороны России Н. Михайлов. Представительная российская военная делегация впервые за пять лет посетила тогда эту республику СНГ. «К сожалению, — сказал во время визита Михайлов, — на этой паузе мы потеряли как во времени, так и в возможностях взаимодействия»17. Дальнейшее усложнение военно-политической обстановки в Центральной Азии создало условия для более тесных отношений в военной области между Россией и Туркменией.

В настоящее время Туркменистан имеет более 20 договоров и соглашений с Россией, предусматривающих широкий спектр военных связей. Среди них — о сотрудничестве между Главным разведывательным управлением Генерального штаба России и Разведывательным управлением МО Туркменистана, о подготовке военных кадров Туркменистана в учебных заведениях России, о совместном аэродромно-техническом обеспечении воздушных судов, о военно-техническом сотрудничестве. Особенно широко налажено военное сотрудничество Туркмении с Россией в области использования объектов военной инфраструктуры.

Дальнейшее развитие российско-туркменских военно-политических отношений зависит от развития ситуации вокруг Афганистана и Каспийского моря. В целом поддерживая антитеррористическую коалицию, Туркмения не приняла прямого участия в ней и в отличие от своих соседей по региону не предоставила свою территорию для размещения иностранных военнослужащих.

Вместе с тем перспективы активизации двустороннего военного сотрудничества вследствие туркменского нейтралитета выглядят достаточно проблематичными.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Сотрудничество ВС РФ и вооруженных сил государств Центральной Азии связано с политическими и экономическими взаимоотношениями этих государств и зависит от них.

Наиболее плодотворно развивается военное сотрудничество России с государствами — участниками ОДКБ. Главными факторами этого сотрудничества являются совпадение или близость национальных интересов, общий характер военных опасностей и угроз, объективно существующее единое геостратегическое пространство, сохранившиеся экономические, культурные, этнические и другие связи.

16 Вестник военной информации. 1996. № 6. С. 9.

17 Парламентская газета . 1999. 4 ноября. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.