Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.'

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
491
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / IINTERNATIONAL MILITARY COOPERATION / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PARTNERSHIP / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / COLLECTIVE SECURITY TREATY ORGANIZATION / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СИЛЫ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ / COLLECTIVE RAPID REACTION FORCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Костюхин А.А.

Рассмотрены возможные направления и особенности военного сотрудничества бывших советских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) в Центрально-Азиатском регионе.The possible areas and especially the features of military cooperation between the former Soviet Republics (Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan) in the Central Asian region are investigated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.»

Международное военное сотрудничество государств Центральной Азии

Генерал-майор в запасе А.А. КОСТЮХИН

ВООРУЖЕННЫЕ силы государств Центральной Азии являются существенным фактором формирования военно-политического климата в данном геостратегическом пространстве. Их развитие в каждой конкретной стране зависит от ряда факторов (военно-политических, экономических, социально-культурных, религиозно-этнических и т. п.). Вооруженные силы рассматриваются руководством этих государств как инструмент обеспечения внутренней стабильности и сохранения существующего статус-кво в регионе. С этой целью центрально-азиатские государства стремятся диверсифицировать свое сотрудничество с военно-политическими союзами или непосредственно с армиями зарубежных стран.

Международное военное сотрудничество Республики Казахстан (РК) осуществляется по нескольким направлениям.

Казахстан — СНГ. Казахстан подписал Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 года и в рамках этого договора сразу же начал активно участвовать в системе военного сотрудничества Содружества. Войска ПВО Казахстана несут боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО СНГ. Части ПВО Казахстана совместно с другими государствами СНГ участвуют в совместных тактических учениях с боевыми стрельбами, ежегодно проводящихся на российском полигоне Ашулук. В Алма-Ате развернут региональный пункт Объединенной системы ПВО.

После создания в 2002 году на базе Договора о коллективной безопасности одноименной организации — ОДКБ Казахстан является полноправным членом этой военно-политической структуры. В принятой в 2007 году новой военной доктрине РК законодательно закреплен приоритет участия страны в ОДКБ. Военно-политическим руководством Казахстана было принято решение участвовать в коалиционном строительстве в рамках ОДКБ, создавая необходимые группировки. Это до-ктринальное положение было подкреплено решениями Московского саммита 2009 года о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.

В задачи КСОР входит отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Предполагается, что Казахстан будет представлен в КСОР мотострелковой или десантно-штурмовой бригадой.

Вместе с тем с 2001 года два батальона ВС Казахстана входят в состав Коллективных сил быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР), созданных в рамках ОДКБ. В мирное время национальные формирования (контингенты), выделенные в состав КСБР, находятся на своей территории в подчинении национальных органов военного управления. Подготовка и обучение личного состава возлагаются на национальное министерство обороны, но при этом значительная часть их проводится по плану совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

В октябре 2008 года Казахстан, пока единственный из центрально-азиатских государств — членов ОДКБ, ратифицировал Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ.

Соглашением предусматривается создание на постоянной основе миротворческих сил ОДКБ из выделяемых государствами-членами миротворческих контингентов. Последние будут проходить подготовку по единым программам, оснащаться едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимать участие в регулярных совместных учениях.

В соответствии с документом миротворческие силы ОДКБ смогут принимать участие в миротворческих операциях как на территории государств — членов Организации, так и, по решению Совета Безопасности ООН, в других регионах.

Казахстан также является участником Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам — членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии.

Протокол определяет порядок и условия оказания военно-технической помощи при заблаговременно выявленной подготовке к агрессии, планировании крупномасштабных актов международного терроризма и возможности проявления других внешних угроз безопасности, суверенитету и территориальной целостности одной или нескольких сторон, подписавших документ, а также при совершении названных действий.

Под военно-технической помощью в соответствии с документом подразумевается предоставление продукции военного назначения на безвозмездной или иной льготной основе в целях поддержания и восстановления боеготовности вооруженных сил государств — членов Организации в случае возникновения угрозы агрессии, а также иных вышеназванных действий.

Части ВС Казахстана принимают регулярное участие в военных учениях «Рубеж», проводимых ОДКБ.

Казахстан активно развивает региональное военное сотрудничество с центрально-азиатскими государствами. К подписанному главами Казахстана, Узбекистана и Киргизии Договору о создании единого экономического пространства добавилось Соглашение о военно-техническом сотрудничестве (8 июня 1994 года). На встрече трех президентов 15 декабря 1995 года было принято решение об образовании совместного миротворческого батальона (Центразбат) для участия в миротворческих операциях ООН. Одновременно создан Совет министров обороны трех государств, который уполномочен изучать проблемы в областях военно-технического сотрудничества, региональной безопасности, в том числе вопросы координации военного образования, ПВО и военно-стратегических исследований.

На регулярной основе проходят совместные военные учения и командно-штабные тренировки вооруженных сил стран Центральной Азии и России — «Южный щит Содружества» и «Юг-Антитеррор».

В 2007 году десантно-штурмовой батальон из состава ВС Казахстана принял участие в антитеррористических учениях «Мирная миссия» под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В учениях также принимали участие воинские контингенты России, Китая, Таджикистана и Киргизии.

В 2008 году на полигоне Чебаркуль в Челябинской области состоялись крупномасштабные совместные российско-казахстанские командно-штабные учения «Центр-2008».

Казахстан — НАТО. Политическое руководство Казахстана рассматривает тесное сотрудничество с государствами — членами НАТО, включая

сотрудничество в рамках программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), как одно из условий обеспечения военной безопасности страны.

В июле 1992 года в Алма-Ате побывала первая делегация представителей НАТО. В ходе этой встречи было достигнуто соглашение об обмене информацией и аналитическими материалами в военно-политической области.

Результатом налаживания прямых связей с НАТО, в том числе с органами Совета Североатлантического альянса, явилась ратификация соглашения о Североатлантическом договоре.

В феврале 1999 года в лингвистическом центре МО Казахстана было подписано совместное заявление о сотрудничестве с МО Великобритании. Помимо языковой помощи предусматривается расширение взаимодействия по военной линии и в других сферах, расширение участия Казахстана в натовских программах.

В Алма-Ате по инициативе НАТО был организован международный семинар по вопросам реагирования национальной системы гражданской защиты от землетрясений. Этот семинар проводился в рамках программы ПРМ. В его работе участвовали спасательные формирования из Киргизии, Туркмении и Узбекистана. Представители этих стран прошли специальную подготовку на курсах в США. В качестве наблюдателей в Алма-Ату прибыли представители Грузии, Молдавии, США, Турции, Украины и Швеции.

В рамках сотрудничества с НАТО Казахстан в сентябре 1996 года открыл кадетский корпус, специализирующийся на подготовке профессиональных армейских сержантов по американской модели, став первой страной СНГ, в которой введена американская сержантская система в качестве основы будущей профессиональной армии1.

В 2006 году в рамках визита Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе между РК и Североатлантическим альянсом был подписан план индивидуальных действий партнерства.

Летом 2009 года в Казахстане должен состояться форум Совета евро-атлантического партнерства. Данное мероприятие впервые пройдет в Центральной Азии.

Казахстан активно сотрудничает с НАТО в сфере обеспечения действий альянса в Афганистане, предоставляя свою территорию для транзита грузов в Исламское Государство Афганистан (ИГА).

В 2003—2008 годах инженерный саперный отряд специального назначения казахстанского миротворческого батальона (Казбат) численностью около 30 военнослужащих находился в Ираке в составе Межнациональных коалиционных сил по поддержанию мира и безопасности.

Казахстан и США подписали большое количество соглашений в области обороны и безопасности. В августе 2002 года в рамках программы финансирования ВС США оказали Казахстану помощь в размере 2,75 млн долларов. На эти деньги была закуплена американская военная техника для аэромобильных войск ВС РК, в частности автомобили «Хаммер» и вертолеты «Белл Текстрон». В рамках той же программы в 2003 году Казахстану были дополнительно выделены еще 3 млн долларов. В течение последующих двух лет 1,8 млн долларов из этой суммы направлялись на обучение казахстанских офицеров в американских военно-учебных заведениях: Национальном университете обороны, Академии ВВС и Академии в Уэст-Пойнте.

На регулярной основе фактически ежегодно проходят совместные казахстано-американские военные учения «Жардем», «Баланс-Каяк»,

1 Коппитерс Б. Партнерство ради мира с Центральной Азией// http://pubs.carnegie.ru/ CRS/puЫi/etm-3/coppieters2.htm

«Степной орел». В 2008 году в учениях «Степной орел» принимали также участие подразделения ВС Великобритании.

В апреле 2001 года Турция оказала военно-техническую помощь ВС Казахстана в размере 1,2 млн долларов. На эту сумму были закуплены военное имущество и 30 автомобилей. В том же году турецкая сторона предоставила МО Казахстана патрульный катер, который используется как учебный корабль в Военно-морском институте.

В августе 2001 года в Астане прошла церемония открытия военно-технического представительства Объединенного штаба ВС Турции. Основная задача представительства — координация военного сотрудничества между оборонными ведомствами Казахстана и Турции.

Казахстан и Турция подписали более 11 соглашений по военно-техническому сотрудничеству. В рамках программы военных связей между двумя странами до 2010 года ВС Казахстана будет предоставлена помощь на сумму 10 млн долларов.

Международное военное сотрудничество Киргизии. За годы своего существования ВС Киргизии в рамках международного военного сотрудничества накопили определенный опыт, позволяющий строить свою работу в едином русле с внешнеполитической деятельностью руководства республики. Министерство обороны рассматривало военное сотрудничество как важный фактор обеспечения национальной безопасности.

Были установлены и получили развитие международные военные отношения с военными ведомствами многих стран и международных организаций. Приоритетными остаются отношения с государствами — членами СНГ, и прежде всего с Российской Федерацией.

Киргизия — СНГ. Киргизская республика (КР) принимает участие в военном сотрудничестве и обмене информацией в следующих структурах: Совете глав государств СНГ, Совете глав правительств СНГ, Межпарламентской ассамблее стран СНГ, Совете министров обороны СНГ, Штабе по координации военного сотрудничества стран СНГ, Межгосударственном совете центрально-азиатских республик, Совете министров обороны центрально-азиатских республик, Комитете начальников штабов министерств обороны центрально-азиатских республик.

КР является активным участником СНГ и Организации договора о коллективной безопасности. Как считают киргизские специалисты, безопасность Киргизии неотделима от безопасности других государств Содружества2.

Киргизия участвует в деятельности Объединенной системы ПВО СНГ. Войска ПВО КР регулярно принимают участие в ежегодном тактическом учении с боевыми стрельбами соединений и частей ПВО государств СНГ «Боевое содружество», которое проводится с 1998 года на российском полигоне Ашулук.

С 2001 года два батальона ВС Киргизии входят в состав Коллективных сил быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона, созданных в рамках ОДКБ. Штаб-квартира этой структуры находится в Бишкеке.

В сентябре 2003 года Россия заключила договор с Киргизией о размещении в Канте авиационного подразделения в составе КСБР ЦАР ОДКБ. Главная задача авиабазы — поддержка с воздуха действий воинских подразделений Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.

Подразделения ВС Киргизии принимают регулярное участие в учениях в рамках ОДКБ «Рубеж».

Киргизия является участником Протокола о механизме оказания военно-технической помощи государствам — членам ОДКБ в случаях

2 Оролбаев Э.Э. Киргизия: гражданский контроль над вооруженными силами // Парламентский контроль над военной сферой в новых независимых государствах. М., 1998. С. 123.

возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии. Уже в 2009 году Киргизия планирует получить военную технику для своих вооруженных сил на безвозмездной основе или на льготных условиях согласно подписанному протоколу ОДКБ.

Предполагается, что в создаваемых в настоящее время Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ ВС Киргизии будут представлены батальоном.

Киргизия активно использует предоставляемые ОДКБ возможности подготовки военных специалистов в вузах вооруженных сил стран — участниц ОДКБ. В настоящее время в Академии Генерального штаба ВС РФ обучается около 50 офицеров, а в других вузах Министерства обороны РФ — более 200 курсантов ВС Киргизии. Всего же за последние годы обучение в военных учебных заведениях Российской Федерации прошли более 1000 офицеров ВС Киргизии. Военное образование в рамках ОДКБ военнослужащие ВС Киргизии получают также и в Казахстане. Киргизия является членом Шанхайской организации сотрудничества. В 2007 году подразделение специального назначения ВС Киргизии приняло участие в антитеррористических учениях «Мирная миссия» под эгидой ШОС. В учениях также приняли участие воинские контин-генты России, Китая, Таджикистана и Казахстана.

Киргизия — НАТО. Подписав в 1994 году рамочный документ программы «Партнерство ради мира» и определив степень своего участия, Киргизия приступила к практической реализации партнерства. Основными целями, определенными Киргизской Республикой в рамках ПРМ, являются следующие:

содействие «транспарентности» в военной сфере и осуществление на этой основе действенных мер по укреплению доверия и безопасности; обеспечение демократического контроля над силами обороны; поддержание способности и готовности вносить вклад с учетом положений национальной конституции и реальных возможностей в операции под эгидой ООН и/или ОБСЕ;

подготовка к участию в операциях по поддержанию мира, поиску и спасению людей и в других гуманитарных операциях, относительно которых будет достигнута договоренность;

развитие национальных ВС, их оснащение современными техническими средствами;

сотрудничество с экономическим, научным и другими комитетами НАТО во имя оздоровления и развития соответствующих сфер жизнедеятельности общества;

использование благоприятных возможностей сотрудничества со странами-партнерами и гармоничная интеграция в международные структуры, действующие в Европе3.

Во второй половине 90-х годов ХХ века было отмечено повышенное внимание стран — членов НАТО к Киргизии. Осуществлялся активный обмен делегациями. Начиная с 1995 года республику ежегодно посещало до 20 делегаций и высокопоставленных деятелей НАТО4. Альянс привлекает в первую очередь выгодное географическое положение Киргизии в стратегическом районе Центральной Азии с выходом на такие государства, как Китай, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, и страны Среднего Востока и Южной Азии. Территория Киргизии считается выгодным местом для контроля за ситуацией в этом стратегически важном регионе, где сходятся интересы многих держав. КР также представляет определенную ценность для Запада в качестве опорной точки для борьбы с исламским фундаментализмом. Кроме того, принимается

3 Оролбаев Э.Э. Киргизия: гражданский контроль над вооруженными силами С. 124.

4 http://www.e-journal.ru/p_bzarub-st8-13.html.

во внимание растущая зависимость Киргизии от иностранной помощи и другие факторы, делающие ее значительно более подверженной внешнему влиянию по сравнению с другими странами ЦА.

Развитие связей с Киргизией велось НАТО последовательно, на плановой основе и с расчетом на перспективу. Республика постепенно втягивалась в сферу деятельности блока, все чаще участвовала в совместных мероприятиях. С лета 1995 года подразделения киргизских ВС регулярно принимали участие в маневрах НАТО по осуществлению миротворческих операций, в учениях Центразбата при участии НАТО на территории Киргизии, Казахстана и Узбекистана. После присоединения Киргизии к программе ПРМ были организованы и проведены мероприятия в рамках сотрудничества с НАТО. В частности, более 60 офицеров ВС КР участвовали в различных КШУ («Кооператив Оспрей», «Кооператив Аура», «Кооператив Сэппорт», «Комбайнд Ин-дейвор», «Кооператив Драгон» и др.).

После 11 сентября 2001 года Киргизия присоединились к антитеррористической коалиции и предоставила аэропорт Манас в Бишкеке для базирования авиации США и других государств, обеспечивавших антитеррористическую операцию в Афганистане. Аэропорт Манас был выбран в качестве основной базы для авиационной поддержки коалиционных войск в Афганистане. В феврале 2002 года США и Франция приступили к переоборудованию аэропорта для размещения авиабазы Ганси. Там были построены ангары для боевых самолетов, складские помещения для топлива и боеприпасов.

Размещение военного контингента США и их союзников в Мана-се дало возможность киргизскому руководству получать значительные средства (плата за взлет и посадку военно-транспортного самолета составляет 7 тыс. долл., каждый полет боевого самолета стоит 2 тыс. долл.; 20 млн долл. были потрачены государствами коалиции на реконструкцию аэродрома)5.

В июле 2005 года на саммите ШОС была принята декларация с призывом к США рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания военнослужащих США на территории Узбекистана и Киргизии.

В феврале 2009 года правительство Киргизии приняло решение о закрытии американской военной базы Ганси. 2 апреля 2009 года указ о закрытии авиабазы подписал президент КР Курманбек Бакиев.

НАТО также проявляло заинтересованность в создании на территории Киргизии многоцелевого центра для контроля за Ланьчжоуским военным округом КНР и группировкой ракетных войск НОАК в этом районе, а также за ракетным полигоном «Шуаньчжэнь» и ядерным полигоном «Лобнор» в пустыне Такла-Макан.

Из 95 млн долл., которые были предоставлены США Киргизии в рамках программы помощи, 37,4 млн направлены на совершенствование структур безопасности и исполнительных органов6.

Программа помощи также предусматривает развитие инфраструктуры служб безопасности и пограничной, включая закупку модернизированных вертолетов, авиационной электроники, систем наблюдения и связи, систем охраны границы, приборов ночного видения, транспортных средств, бронежилетов, запасных частей для вертолетов и самолетов.

Государственный департамент США увеличил финансовую помощь киргизским силовым структурам с 0,5 млн долл. в 2001 году до 1,25 млн долл. в 2002 году. Эти средства были направлены Научному центру и

5 Kamilov Bakhtiyar. Formation of Conceptual Approaches to the Problems of Ensuring National Security in Central Asian States. In: Facing the Terrorist Challenge — Central Asia's Role in Regional and International Cooperation. Vienna, 2005. P. 64.

6 Ibid.

Фонду гражданских исследований и развития с целью переобучения бывших военных ученых для гражданских исследований. В 2006 году эта помощь была увеличена до 150 млн долл. Данные средства включали также плату США за использование авиабазы Ганси.

Помимо США наибольшую активность в отношении Киргизии в рамках НАТО и по линии двусторонних военных связей проявляли Германия и Турция. На посольство ФРГ в Бишкеке была возложена роль координатора вопросов деятельности НАТО в Киргизии.

В 2002 году Киргизия и Германия подписали соглашение о предоставлении военно-технической помощи ВС КР. Оно предусматривало поставки специального оборудования, приборов ночного видения и других технических систем. Стороны договорились об открытии в Бишкеке объединенного центра по изучению сейсмической, геологической и экологической ситуации в Киргизии7.

Турция в свою очередь также оказала военно-техническую помощь ВС Киргизии в размере 1,1 млн долл., поставив средства связи и экипировку для личного состава. Начиная с 1999 года общая сумма военной помощи Анкары Бишкеку составила 3,5 млн долл.

15 июня 2000 года МО Киргизии и ВС Турции подписали Протокол по подготовке подразделений специального назначения. С июля 2000 года эта программа начала выполняться и к концу 2004-го 339 киргизских военнослужащих прошли соответствующую подготовку8.

Военно-техническую помощь Киргизии оказывали также Франция, Индия и Китай, помощь которого составила несколько миллионов долларов.

Помимо этого с 1995 года Киргизия осуществляла военно-политическое сотрудничество с ОБСЕ в рамках «Венского документа» и договора «Открытое небо».

Международное военное сотрудничество Таджикистана осуществляется по нескольким направлениям.

Таджикистан — СНГ. Таджикистан подписал 15 мая 1992 года в Ташкенте Договор о коллективной безопасности, а в 2002 году стал членом созданной на базе ДКБ Организации договора о коллективной безопасности. 10 февраля 1995 года президентом Э. Рахмоновым было подписано Соглашение о создании объединенной системы ПВО. Однако реальное состояние войск ПВО Таджикистана не позволяло им участвовать в совместном боевом дежурстве по охране воздушных границ СНГ. Тем не менее Таджикистан регулярно участвует в учениях Объединенной системы ПВО СНГ, которые проходят в том числе и на территории РТ.

С 2001 года три батальона ВС Таджикистана входят в состав Коллективных сил быстрого реагирования Центрально-Азиатского региона, созданных в рамках ОДКБ.

Подразделения ВС Таджикистана принимают регулярное участие в учениях в рамках ОДКБ «Рубеж».

Предполагается, что в создаваемых в настоящее время Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ ВС Таджикистана будут представлены батальоном.

Таджикистан наряду с другими государствами Центральной Азии является участником Шанхайской организации сотрудничества.

В 2007 году подразделение ВС Таджикистана приняло участие в антитеррористических учениях «Мирная миссия» под эгидой ШОС. В учениях также принимали участие воинские контингенты России, Китая, Киргизии и Казахстана.

Из отношений в военной сфере с другими государствами необходимо выделить таджикско-узбекские отношения. С момента возникновения этих независимых государств их взаимоотношения отличались

7 Kamilov Bakhtiyar. Formation of Conceptual Approaches to the Problems of Ensuring National Security in Central Asian States. P. 64.

8 Ibid. Р.65.

непостоянством, переживали периоды как тесного сотрудничества, так и охлаждения. Так, в 1992—1994 годах Узбекистан оказывал военное содействие таджикским властям в их противостоянии исламистской оппозиции. ВВС Узбекистана наносили удары по вооруженным формированиям оппозиционеров.

В октябре 1998 года Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Декларацию о всестороннем сотрудничестве трех стран. В ней в частности говорилось, что стороны будут координировать усилия по противодействию распространению религиозного и иных видов экстремизма, попыткам силовым путем извне или изнутри изменить конституционный и общественный строй, нарушить территориальную целостность страны9. Предусматривалось, что каждая из сторон будет воздерживаться от поддержки действий, направленных против другой стороны, или от участия в таких действиях и не допустит использования своей территории в целях их подготовки или осуществления, а также предусматривалось право государств в случае совершения против них агрессии получать и предоставлять военную помощь друг другу. Однако уже в ноябре 1998 года мятеж полковника Худойбердыева, решительно подавленный таджикским правительством, вызвал кризис в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном.

Эти отношения еще более ухудшились в 1999—2000 годах, после того как Узбекистан обвинил Таджикистан в бездеятельности по отношению к формированиям Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которые действовали с таджикской территории. Официальные лица Узбекистана утверждают, что еще в 1998 году предупреждали Таджикистан о нахождении на его территории узбекских мятежников. Таджикские власти отрицали это, однако некоторые специалисты полагают, что отказ Таджикистана действовать против ИДУ отчасти был ответом на инцидент с Худойбердыевым10.

В настоящее время граница между Таджикистаном и Узбекистаном заминирована узбекской стороной. По разным данным, число заложенных мин достигает 10 тыс. Ежегодно на минах подрывается и погибает около десятка мирных граждан, как правило, чабанов-таджиков.

Динамично развиваются российско-таджикские военные связи. С момента провозглашения независимости Таджикистана в стране находилась 201-я мотострелковая дивизия. В 2004 году дивизия была преобразована в 201-ю военную базу Министерства обороны РФ. При этом была достигнута договоренность о размещении базы в Таджикистане на безвозмездной основе. Помимо этого российской стороне был передан Центр космического слежения «Окно» без уплаты аренды за землю и в счет долга России на сумму 250 млн долл. США.

В 2008 году Россия и Таджикистан договорились о совместном использовании военного аэродрома Айни. При этом российская сторона должна была достроить на аэродроме ряд незавершенных объектов.

Части и подразделения 201-й военной базы Минобороны РФ регулярно проводят учения с частями и подразделениями ВС Таджикистана. Последние крупные учения «Центр-2008», в которых приняло участие более 1500 военнослужащих и 300 единиц военной техники, состоялись в 2008 году.

Таджикистан — НАТО. Военное сотрудничество Таджикистана с США и другими государствами — членами НАТО в 90-е годы ХХ века было гораздо менее интенсивным, чем с государствами СНГ. Ситуация изменилась в октябре 2001 года после начала военной операции США в Афганистане. Правительство Таджикистана предложило американ-

9 Мадамиджанова З.М. Развитие военно-политического сотрудничества Таджикистана // Демократический контроль над военной сферой в России и странах СНГ М., 2002. С. 127.

10 Бурнашев Р. Таджикистан: политика и вооруженные силы // http://www.continent. кг/2002/14/13.Мш1.

цам использовать свои аэродромы для авиационной поддержки боевых действий в Афганистане.

Подразделения США расположились на аэродромах Душанбе и Куляба. Емкость этих аэродромов невелика, но с оперативно-стратегической точки зрения они достаточно выгодно расположены, использование их наряду с аэродромами в Киргизии, Узбекистане и Казахстане позволяет взять под контроль весь Центрально-Азиатский регион11.

В благодарность США предоставили Таджикистану финансовую поддержку и помощь в подготовке специалистов для охраны границы. Кроме того, после начала антитеррористической операции в Афганистане США отменили эмбарго на поставку оружия и военной техники Душанбе, сохранявшееся в течение 10 лет. 20 февраля 2002 года Таджикистан, последний из государств Центральной Азии, присоединился к программе НАТО «Партнерство ради мира».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 августа 2002 года Таджикистан подписал соглашение по предоставлению американскому военному контингенту иммунитета от преследования Международным уголовным судом ООН. Таким образом, Таджикистан стал четвертой страной после Израиля, Румынии и Восточного Тимора, гарантирующей неприкосновенность американских военнослужащих на своей территории12.

После того как США получили возможность создать военную базу на территории Киргизии, их авиационные подразделения покинули Таджикистан, уступив место ВВС Франции. На аэродроме в Душанбе размещено более 250 французских военнослужащих и около 10 военно-транспортных самолетов. Время от времени на аэродроме базируются истребители «Мираж», поддерживающие с воздуха действия французского контингента в Афганистане.

С 3 по 6 августа 2002 года на полигоне Фахрабад было проведено совместное тактическое учение подразделений таджикской армии и французского контингента, размещенного в аэропорту Душанбе. К учениям привлекались самолеты ВВС Франции.

Международное военное сотрудничество Туркмении. Нейтралитет Туркмении официально признан ООН. Поэтому она не входит ни в какие военные союзы. Туркмения не подписала Договор о коллективной безопасности.

Наиболее интенсивные контакты в военной сфере у Туркменистана существуют с Россией, а также с соседними государствами.

Туркмения — СНГ. Туркмения была среди тех стран СНГ, которые в 1995 году подписали документы о создании Объединенной системы ПВО СНГ, однако она не принимает участия в ее работе и не отрабатывает вопросы взаимодействия на совместных учениях.

В июле 1992 года Россия и Туркменистан заключили договор по совместным действиям в сфере обороны. В соответствии с этим документом Россия выступила в качестве гаранта безопасности Туркмении, части ВС СССР, дислоцированные на территории Туркменской ССР, были переданы независимой Туркмении для формирования национальных вооруженных сил. Договором уточнялось, что помимо частей и подразделений Пограничных войск, ВВС и ПВО, которые остаются под российским командованием, все остальные воинские формирования перейдут под объединенное командование с постепенной передачей руководства туркменской стороне в течение 10 лет. За этот переходный период Россия обязывалась оказывать военно-техническую и оперативно-тактическую поддержку, а также выплачивать туркменской стороне компенсацию за право размещения на ее территории своего оборудова-

11 Бурнашев Р. Таджикистан: политика и вооруженные силы.

12 Kamilov Bakhtiyar. Op. cit. P. 73.

ния, в то время как Туркменистан принял на себя расходы по содержанию и обеспечению частей совместного подчинения.

В 1993 году Москва и Ашхабад подписали соглашение о совместной охране государственной границы Туркменистана и статусе российских военнослужащих на территории Туркмении. Договор был бессрочным. В соответствии с ним в марте 1994 года была создана оперативная группа ФПС, которая тогда насчитывала более 3 тыс. военнослужащих. За шесть лет своего существования численность группы уменьшилась в 10 раз. 20 мая 2000 года туркменская сторона в одностороннем порядке изъявила желание прекратить действие договора, и к 20 декабря того же года российские пограничники покинули Туркменистан13. Однако с 2003 года Туркменистан снова стал развивать отношения с Российской Федерацией.

Отношения Узбекистана и Туркменистана, бывшие в начале 90-х годов достаточно тесными, начали обостряться с введением между государствами визового режима и делимитацией границ. Так, к 2002 году было отмечено семь вооруженных столкновений пограничников и мирных жителей в районе туркмено-узбекской границы.

В связи с этими событиями некоторые подразделения ВС Туркменистана были подтянуты в приграничную с Узбекистаном Ташаузскую область, была также усилена охрана границы в этом районе, некоторые пограничные пропускные пункты закрыты. В свою очередь, Узбекистан заявил, что «не предпринимает никаких чрезвычайных мер по усилению границы с Туркменией». Однако наблюдатели отметили, что после описанных событий близ города Чарджоу начались учения узбекских внутренних войск для «подготовки полицейских к возможному нападению крупных преступных группировок, которые могут находиться в пустынных районах Каракумов в приграничной с Узбекистаном территории». В частности, на участке Алат-Фараб началось строительство казарм для размещения военнослужащих пограничных и внутренних войск из Самаркандской области, к границе переброшен танковый полк из города Караул-Базар.

Туркмения активно развивает сотрудничество с Украиной. Согласно туркменско-украинскому межправительственному соглашению от 2001 года государственная компания «Туркменойлгаз» до 2006 года должна поставлять природный газ на Украину, которая, в свою очередь, до 50 % стоимости газа обязуется возместить за счет поставок военно-технического имущества и обучения туркменских военных специалис-тов14.

С целью обеспечения государственной пограничной службы необходимым вооружением и боевой техникой в 2001 году от Украины были получены 20 боевых катеров «Гриф» и «Калкан», поставленных в счет оплаты туркменского природного газа. На Львовском авиаремонтном заводе планировалось отремонтировать четыре самолета МиГ-2915.

Туркмения также заключила контракт с Грузией на ремонт штурмовиков Су-25 в компании «Тбилавиастрой» в счет долга этого государства за поставки туркменского газа. 22 самолета были отремонтированы в 2001 году. Грузинские специалисты принимают участие в обучении туркменских военных летчиков на авиабазе Мары-2.

Туркмения — Афганистан. До октября 2001 года существовало активное военно-техническое сотрудничество Туркменистана с противоборствующими группировками в Афганистане, заключавшееся в поставках им горючего и смазочных материалов, стрелкового оружия и боеприпасов. С зимы 1994 года действовала железнодорожная ветка от Кушки до Тургунди. Начиная с 1997 года поставки осуществлялись системати-

13 Алексеев А. Вооруженные силы Туркменистана // Экспорт вооружений. 2002. № 3.

14 Kamilov Bakhtiyar. Op. cit. P. 82.

15 Ibid. P. 64.

чески. При этом Туркмения подчеркнуто придерживалась нейтралитета в афганском конфликте и поддерживала тесные политические и экономические отношения как с правительством Раббани, так и с движением «Талибан». В Туркмении считали неправильным разделять афганский народ по группировкам и искать пути урегулирования вне рамок мирного переговорного процесса с помощью инструментов принуждения. Ашхабад высказывал заинтересованность в стабилизации ситуации в Афганистане, причем характер режима, которому это окажется под силу, не играл для него особой роли. Ниязов неоднократно заявлял, что все происходящее в Афганистане является внутренним делом афганского народа и Туркмения «не испытывает угрозы со стороны «Талибана». Такая позиция стала поводом для обвинений Ашхабада в симпатиях к режиму талибов, которые выдвигались соседними с Туркменией государствами, и прежде всего Узбекистаном16.

С началом военной операции в Афганистане Ниязов, ссылаясь на нейтральный статус Туркмении, отказался предоставить свои аэропорты для дислокации сил антитеррористической коалиции. МИД Туркменистана распространил заявление, в котором подчеркнул, что республика не собирается предоставлять свою территорию и военные объекты для проведения иностранными государствами военных действий. Воздушное пространство республики не было открыто также для пролета военных самолетов альянса. При этом руководство страны предоставило наземные и воздушные коридоры для доставки гуманитарных грузов в Афганистан. В результате Туркмения стала второй страной по объему транзита гуманитарной помощи для Афганистана (35 % от общих поставок). Ее опережает только Пакистан (50 %), следом идет Узбекистан (11 %)17.

Туркмения — НАТО. Сотрудничество Туркмении с НАТО осуществлялось в рамках программы «Партнерство ради мира» и на двусторонней основе. При этом интересно отметить, что Туркмения была первым государством Центральной Азии, присоединившимся к ПРМ (май 1994 года). Участие в ПРМ осуществляется в соответствии со специальным заявлением «О принципах сотрудничества Туркменистана в программе «Партнерство ради мира». В нем определены цели этого участия:

сохранить и укрепить государственный суверенитет и развивать его роль в международном сотрудничестве;

создать благоприятные внешние условия для внутреннего развития страны;

укрепить безопасность Туркменистана политическими и дипломатическими средствами и т. д.18

При этом подчеркнуто, что участие Туркмении в ПРМ будет ограничиваться рамками оборонной доктрины и признанного нейтрального статуса страны и сведется к следующим мерам:

принимать участие в дискуссиях с другими участниками ПРМ, направленных на предотвращение войн и вооруженных конфликтов;

показывать свою приверженность к конституционным нормам при организации субординации и отчетности военных структур, а также при обеспечении демократического контроля над ними;

принимать участие в мероприятиях, связанных со спасением людей от последствий природных катаклизмов, экологических катастроф, а также в проведении поисковых работ, оказании гуманитарной помощи;

принимать участие в семинарах, конференциях, связанных с обеспечением национальной безопасности и т. д.19

В рамках сотрудничества проводятся подготовка и переподготовка военных специалистов, а также поставки техники (все в незначительных

16 Ткаченко С., Петерманн С. Сотрудничество стран СНГ в военной области и фактор НАТО. СПб, 2002. С. 170.

17 http://www.turkmenistan.ru/index.cfm?d=1695&op=viw

18 Эсенов М. Роль гражданских лиц в силовых структурах Туркменистана // Гражданский контроль национальной политики безопасности: опыт стран СНГ. М., 2004. С. 285.

объемах). Так, около 30 офицеров силовых структур Туркменистана прошли стажировку в различных учебных заведениях НАТО. С 1999 года в Туркмении работают американские инструкторы по подготовке специального подразделения пограничных войск для борьбы с контрабандой наркотиков. В сентябре 2002 года в Ашхабаде состоялся 15-й региональный семинар НАТО по планированию гражданской обороны и гражданско-военному сотрудничеству. Однако Туркмения принимает участие в незначительном количестве мероприятий ПРМ, оговаривая это нейтральным статусом государства. Эти мероприятия связаны со спасением людей от последствий природных катаклизмов и экологических катастроф20.

В ноябре 2004 года в городе Туркменбаши прошел семинар по техническому обслуживанию и снабжению патрульно-сторожевых катеров в рамках программы правительства США «Экспортный контроль и безопасность границ». Ранее, в октябре, Ниязов принимал у себя генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера. А в сентябре с целью рассмотрения вопросов военного сотрудничества и охраны границы Ашхабад посетил заместитель командующего центральным командованием США генерал-лейтенант Лэнс Смит.

В 1992—2001 годах американское правительство ассигновало около 217,42 млн долл. на финансирование программ в Туркмении, в том числе и на совершенствование туркменской военной структуры. Из последних поставок следует отметить патрульный катер класса «Пойнт Джэксон», переданный Туркмении центральным командованием США21.

В 2002 бюджетном году американское правительство направило 16,9 млн долл. на выполнение программ помощи Туркмении, в том числе на безопасность — 8,3 млн долл.

Международное военное сотрудничество Узбекистана с другими государствами и международными организациями является составной частью его внешнеполитической деятельности. Провозгласив в военной доктрине главным стратегическим направлением своей внешней политики предотвращение войн и военных конфликтов, невхождение в военные блоки, Узбекистан рассматривает межгосударственное военное сотрудничество как способствующее открытости военного строительства и расширению контактов по военной линии.

Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности Узбекистан имеет со странами, входящими в центрально-азиатский региональный комплекс безопасности. Узбекистан принимает участие в таких международных структурах, имеющих военно-политическую составляющую, как СНГ, ШОС, а также сотрудничает в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». На двустороннем уровне наиболее значимы отношения Узбекистана с Россией и США.

Узбекистан — СНГ. Несмотря на тот факт, что создание Договора о коллективной безопасности было инициировано Узбекистаном, в феврале 1999 года Ташкент отказался продлить участие в ДКБ, посчитав эту организацию неэффективной. По неофициальным данным, Узбекистан воспринял роль России в этой организации как слишком доминирующую и не был согласен с этим. Так, в апреле 1999 года на пресс-конференции в Ташкенте президент И. Каримов заявил, что его стране угрожают «имперские силы, которые не хотят согласиться с мыслью, что Узбекистан может идти независимым путем»22. Однако в 2006 году Узбекистан возобновил свое членство в ОДКБ. Вместе с тем в начале 2009 года после приостановления Узбекистаном своего членства в ЕвраЗЭС в СМИ вновь стали появляться слухи о возможном выходе или приостановлении членства Узбекистана и в ОДКБ.

19 Эсенов М. Роль гражданских лиц в силовых структурах Туркменистана. С. 285.

20 Adam Albion, 2002. The NATO Summit and Central Asia. 21 November 2002, Volume 2, # 44.

21 Kamilov Bakhtiyar. Op. cit. P. 64.

22 Коммерсант. 2005. 14 ноября.

Тем не менее Республика Узбекистан поддержала решение ОДКБ о создании КСОР, однако с оговорками. По словам генсека ОДКБ Н. Бордюжи, узбекская сторона высказала сомнение в целесообразности включения в их состав сил специального назначения, заявив о готовности выделения в распоряжение КСОР войскового компонента23.

Узбекистан наряду с другими государствами Центральной Азии является участником Шанхайской организации сотрудничества. Тем не менее он оказался единственным государством ШОС, которое не направило своего воинского контингента для участия в антитеррористических учениях «Мирная миссия-2007». Активизация Узбекистана в деятельности ШОС ожидается в 2009—2010 годах, когда страна будет председательствовать в организации.

В 1995 году Узбекистан принял участие наряду с другими государствами СНГ в создании Объединенной системы ПВО СНГ, однако позже решил сотрудничать в этой области с Россией исключительно на двусторонней основе.

В апреле 1999 года в Вашингтоне президент Каримов встретился в ходе юбилейных мероприятий по случаю 50-летия НАТО с главами государств— участников ГУАМ. После переговоров стороны подписали документы о присоединении Узбекистана к этой организации. В период участия Узбекистана в объединении ГУАМ Ташкент активно развивал сотрудничество с другими его членами. Так, Украина и Узбекистан установили отношения стратегического партнерства. Масштабный Договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный 19 февраля 1998 года, стал основанием для политического и экономического сближения двух государств.

Развивалось военное сотрудничество и между Узбекистаном и Грузией. Официальный визит узбекской военной делегации завершился подписанием в МО Грузии протокола о грузино-узбекском военном сотрудничестве (конец марта 1999 года). «У военного сотрудничества между Грузией и Узбекистаном хорошие перспективы», — заявил на брифинге министр обороны Грузии Д. Тевзадзе24. Министры отметили, что военные ведомства Грузии и Узбекистана намерены расширять рамки и масштабы сотрудничества. В частности, было решено регулярно обмениваться военными делегациями, координировать свои действия в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». По мнению министров обороны двух стран, важнейшим направлением должно стать сотрудничество между военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны двух стран. Кроме того, министры договорились, что будут развивать сотрудничество в военно-технической области. В частности, военные ведомства двух стран планировали размещать в Грузии и Узбекистане заказы на производство необходимой им техники, осуществлять на предприятиях ВПК ремонт боевых машин и оружия, оказывать друг другу иную помощь.

Однако после андижанских событий в мае 2005 года Узбекистан сделал официальное заявление о выходе из ГУАМ. При этом было заявлено, что акцент в работе этой организации делается не на экономической составляющей, а на военно-политической и идеологической. Это связано с тем, что страны ГУАМ, находящиеся под влиянием американской администрации, высказали критические замечания в адрес узбекского руководства по поводу событий в Андижане.

Узбекистан принимает определенное участие в работе Антитеррористического центра СНГ, который предназначен для координации взаимодействия стран СНГ в борьбе против международного терроризма и экстремизма. Узбекистан участвовал в учениях «Юг-Антитеррор-2001»,

23 Независимое военное обозрение. 13 февраля. 2009.

24 http://www.e-journal.ru/p_bzarub-st5-4.htmi

проводимых Центром, однако он не финансировал его и не принимал участия в работе постоянно действующей группы Центра в Бишкеке.

Узбекистан — США. Интересы военно-политического и военного сотрудничества с США были обусловлены оценкой американской стороной Узбекистана как одного из потенциальных партнеров, способного проводить активную внутреннюю и внешнюю политику в Центрально-Азиатском регионе, в том числе по отношению к Афганистану и Таджикистану. Основополагающим документом, положившим начало реальному сотрудничеству Узбекистана и США в оборонной области, является Меморандум о договоренности и сотрудничестве по вопросам обороны и военных взаимоотношений между департаментом обороны США и Министерством обороны Узбекистана от 13 октября 1995 года. В нем определены перспективные направления военного сотрудничества, которые сегодня успешно реализуются. Среди них можно выделить следующие:

проведение регулярных консультаций военных ведомств по вопросам глобальной и региональной безопасности, миротворчества и другим, представляющим взаимный интерес;

расширение участия Узбекистана в программе международного военного образования и обучения (1МЕТ), в результате чего будет получена возможность более широкого доступа к военной информации и обучению в учебных заведениях США на льготной основе;

оказание помощи Узбекистану в совершенствовании учебно-материальной базы военно-учебных заведений, организация широкого обмена опытом преподавания и обучения, а также обмен преподавателями, слушателями и курсантами;

изучение возможности использования ВС Узбекистана американских образцов вооружения и военной техники, а также создания с использованием американских технологий предприятий по выпуску продукции военного назначения и т. д.

В соответствии с программой международного военного образования и подготовки в 1995—2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии. В свою очередь, американские военнослужащие принимали участие в учениях на территории Узбекистана (например, «Баланс-2000»). США также оказывали содействие узбекским военнослужащим и пограничникам в приобретении военного снаряжения. Была создана постоянно действующая группа по военно-техническому сотрудничеству.

Первые шаги сотрудничества, выражавшиеся в обмене военными делегациями, личных контактах министров обороны Узбекистана и США, были закреплены подписанием меморандума о военном сотрудничестве между вооруженными силами Узбекистана и США, а также участием узбекистанских военных в совместных учениях государств — участников программы «Партнерство ради мира» под наименованием «Самородок взаимодействия-95» и «Кооператив Оспрей-96», «Кооператив Наггет-97»25.

Соединенные Штаты Америки оказывали помощь в конверсии оборонных предприятий Узбекистана и подготовке узбекских офицеров. Кроме того, Узбекистан получал помощь в рамках специальной программы США, предусматривающей финансовую поддержку военных за рубежом. Так, только в 1998 году Ташкенту было выделено в ее рамках 750 тыс. долл.26 После визита в Узбекистан в мае 1999 года командующего Центральным командованием ВС США генерала Э. Зинни и его переговоров с президентом И. Каримовым появились слухи о том, что США намерены создавать военные базы на территории Узбекистана.

25 http://uniforma.freenet.uz/vvedenie.htm

И хотя эти слухи были опровергнуты специальным советником госсекретаря США по новым независимым государствам С. Сестановичем, многие наблюдатели в то время полагали, что дальнейшее усиление сотрудничества Узбекистана и США может привести к новым формам взаимодействия двух армий.

После начала военной операции в Афганистане 7 октября 2001 года президент Каримов одним из первых поддержал действия США в Афганистане. В официальном сообщении о заседании Совета национальной безопасности (1 октября 2001 года) говорилось, что Узбекистан готов внести свой вклад в ликвидацию баз и лагерей террористов в Афганистане и предоставить в этих целях свое воздушное пространство.

7 октября того же года Узбекистан и США подписали соглашение о предоставлении последним воздушного пространства Узбекистана, а также необходимой инфраструктуры одного из аэродромов. Соглашением не определялись сроки военного присутствия США, оно касалось использования авиабазы только в рамках антитеррористической операции в Афганистане. При этом было заявлено, что «с территории Узбекистана не допускается осуществление боевых наземных операций против Афганистана», а также «не разрешается осуществление бомбово-штурмовых операций». Было определено, что боевые самолеты могут осуществлять посадку на аэродромах Узбекистана (Ханабад, Кокайды и Тузель) в исключительных случаях.

В соответствии с соглашением вооруженным силам США была передана авиабаза Ханабад, которая использовалась, по данным США, в гуманитарных целях, а также для поисково-спасательных операций и разведывательной деятельности. По словам президента Каримова, на базе дислоцировалось около 1,5 тыс. военнослужащих США. По данным Международного института стратегических исследований — около 1200 (в рамках операции Enduring Freedom).

На авиабазе были размещены отряды 720-й тактической группы командования сил специальных операций ВВС США, подразделения 10-й горной дивизии, военнослужащие которой участвовали в учениях «Цен-тразбат-2000» и подразделения 96-го батальона по связям с гражданской администрацией, части РЭБ и разведки. На базе размещались военно-транспортные самолеты, вертолеты поисково-спасательных служб, самолеты радиоэлектронной и психологической борьбы ЕС-130 «Ком-мандо соло», а также беспилотные самолеты-разведчики «Предатор». При этом на аэродроме Ханабад продолжали дислоцироваться и узбекские военные самолеты27.

В обмен на американское присутствие в Узбекистане США обязались предоставить Ташкенту финансовую помощь и инвестиции, которые оценивались в 8 млрд долл. Согласно достигнутым договоренностям предполагалось оснастить ВС Узбекистана образцами вооружения и военной техники в соответствии со стандартами НАТО, создать с помощью США производственную базу по их ремонту и выпуску некоторых видов вооружения и военной техники. Планировалось также развернуть единую интегрированную систему связи и приступить к разработке новой системы ПВО.

В марте 2002 года в ходе визита президента Каримова в США были подписаны Декларация о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в политической, экономической и юридической областях, а также в сфере безопасности и Соглашение о сотрудничестве в нераспространении ядерных технологий.

В то время президент Каримов заявлял, что ВС США должны находиться в регионе ровно столько, сколько того потребует ситуация,

26 Независимое военное обозрение. 1998. № 11. С. 3.

27 Kamilov Bakhtiyar. Op. cit. P. 41.

а именно — до окончательной стабилизации обстановки в Афганистане. «Я против того, чтобы американцы уходили из этого района до тех пор, пока не наступят мир и стабильность на всей территории Центральной Азии», — заявил он28.

Однако после событий в Андижане в мае 2005 года отношения между США и Узбекистаном ухудшились. Ташкент подозревал Вашингтон в попытке организации в Узбекистане «цветной революции», Вашингтон потребовал провести независимое расследование действий узбекских силовиков в Андижане.

Тем временем в июле 2005 года на саммите ШОС была принята декларация с призывом к США рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания военнослужащих США на территории Узбекистана и Киргизии.

30 июля 2005 года Узбекистан потребовал от США в течение шести месяцев покинуть авиабазу Ханабад. На заседании верхней палаты парламента республики было принято заявление о выводе американского военного контингента.

В документе подчеркивалось, что Узбекистан предоставлял доступ к использованию аэродрома Ханабад в связи с проведением антитеррористической операции США в Афганистане и с завершением операции его использование теряет свой смысл. Было также отмечено, что узбекская сторона в полной мере выполнила взятые на себя обязательства. В то же время американская сторона не производила никаких материальных расходов, связанных с созданием наземной и воздушной инфраструктуры, охраной, осуществлением полетов, компенсацией потерь и ущерба, наносимого проживающему вблизи аэродрома населению, окружающей среде, за исключением затрат по обустройству личного состава американского контингента. Исходя из того, что проведение масштабных боевых операций в Афганистане в целом завершено, говорилось в документе, Узбекистан не видит никаких оснований для продолжения пребывания на своей военной базе американского контингента.

В ответ группа американских конгрессменов стала настаивать на введении международных санкций против Ташкента и возбуждении против Каримова дела в Международном уголовном суде. В июне 2005 года Пентагон начал передислокацию самолетов с базы Ханабад. Как сообщила газета «Вашингтон пост» со ссылкой на неназванных представителей администрации Дж. Буша, самолеты НС-130 были переправлены на базу Баграм в Афганистане. А тяжелые военно-транспортные самолеты ВВС США С-17 размещены в Киргизии на американской военно-воздушной базе Манас29. В ноябре 2005 года последний американский военный самолет покинул Узбекистан.

Узбекистан — НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется в рамках программы «Партнерство ради мира» и на двусторонней основе. Узбекистан является участником ПРМ с 1994 года, а с 1995 года принимает активное участие в международных миротворческих учениях, проводимых в рамках ПРМ. Также в рамках ПРМ отдельные подразделения ВС Узбекистана проходят подготовку в США, Германии и Норвегии. Американские и немецкие военные инструкторы оказывают помощь в строительстве ВС республики. В Турции, США и ФРГ готовятся офицерские кадры для ВС Узбекистана.

Взаимодействие Узбекистана со странами — членами НАТО и другими государствами, подписавшими настоящую программу, включает комплекс мер как военно-политического, так и собственно военного характера, осуществляемых в целях национальной, региональной и глобальной безопасности, развитие технологии миротворчества, озна-

28 Бурнашев Р., Черных И. Вооруженные силы Республики Узбекистан // Континент. 2003. № 2. 31 января.

29 Известия. 2005. 15 июня.

комление с деятельностью ВС других государств.

Основными направлениями сотрудничества Узбекистана в рамках программы «Партнерство ради мира» являются:

участие в мероприятиях по отработке совместимости сил и средств, выделяемых партнерами для операций по поддержанию мира; оперативный обмен информацией в рамках партнерства; участие в постоянно действующих семинарах по обмену опытом миротворческой деятельности, а также по проблемам планирования в области обороны, военной деятельности и гражданской защиты населения;

использование возможности подготовки перспективных офицеров ВС по проблематике «Партнерство во имя мира» в учебных заведениях стран НАТО;

участие представителей ВС Узбекистана (делегаций и подразделений) в качестве наблюдателей и непосредственных участников в учениях (тренировках) миротворческих сил партнеров и качественная подготовка миротворческого учения Центразбата, стран НАТО и государств-партнеров и др.30

До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в Центральной Азии в целом, ограничивалась вопросами нераспространения, сбором разведданных о политике безопасности Узбекистана, информированием о стратегии альянса и воплощением в жизнь принципов поддержания мира в регионах, куда Североатлантический блок не заинтересован посылать свои войска. Сотрудничество также касалось невоенных вопросов — стихийных бедствий и защиты окружающей среды.

После начала военной операции США в Афганистане страны — участницы НАТО начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-технической сфере. Основное внимание уделялось борьбе с терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом сотрудничестве с Турцией, в июне — Соглашение о военном сотрудничестве с Польшей.

Развивается взаимодействие с ФРГ. С конца 2001 года на аэродроме города Термез дислоцируется подразделение бундесвера, обеспечивающее тыловую поддержку действий немецкого контингента в Афганистане. Официальный договор аренды был подписан в феврале 2002 года в ходе визита в Ташкент министра обороны Германии. На базе в Термезе размещены около 300 солдат бундесвера.

Германия уже инвестировала в модернизацию базы 12 млн евро, главным образом в модернизацию взлетно-посадочных полос, не готовых принимать тяжелые военно-транспортные самолеты. Согласно двустороннему соглашению Узбекистану ежемесячно переводятся 240 тыс. евро за проживание немецких военнослужащих. Оплата за каждую подачу трапа составляет 600 евро31.

30 http://uniforma.freenet.uz/mirotvor.htm

31 ИА «ТгеМ», 9 марта 2009 г. http://news-ru.trend.az/politics/foreign/1437053.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.