российских портов как военных форпостов России и о деактуали-зации военного измерения безопасности вообще. Повторное изложение этим автором данного тезиса в одной из своих последних работ заявления, будто «никогда раньше так не снижалась значимость фактора военной безопасности», явно противоречит очевидным фактам, отчего выглядит весьма странно. Факторы энергетической безопасности неотделимы от военно-стратегической составляющей. После 11 сентября 2001 г., когда окончательно ушла в прошлое романтика посткоммунизма, энергетическая безопасность вместе с сопровождающим ее военно-силовым компонентом начала восприниматься как неизбежность и принуждение.
«Свободная мысль», М., 2009 г., № 2, с. 83-98.
Анатолий Цыганок,
кандидат военных наук, руководитель Центра военного прогнозирования РОССИЯ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АЗИАТСКИХ СТРАН СНГ
Термин «безопасность пространства» один из четырех пространств (свободы, правосудия и безопасности; экономическое; научных исследований и образования; внешней безопасности), введенных в политический и международный оборот руководством Евросоюза в начале XXI в., на котором базировались общие пространства Европейского союза и России, и по которым было определено международное сотрудничество. По аналогии с ними, все пространство, занимаемое странами СНГ, представляет собой совокупность нескольких пространств, которые можно условно разделить на несколько подпространств, с одинаковыми или схожими проблемами и также одинаковыми и схожими угрозами, влияющие на одно или несколько пространств стран СНГ.
Проблемы безопасности становятся одними из наиболее сложных и важных как для России, так и для Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении, отношения между которыми далеко не безоблачны. Огромное влияние на это пространство оказывают страны: Иран, Афганистан, Синцзян-Уйгурский район Китая, район Джамму и Кашмир, пограничный с ним район Пакистана; оно представляет собой перекресток, на котором сталкиваются интересы межгосударственных структур - ЕС, НАТО,
80
ЕврАзЭс, ОДКБ, ШОС, а также таких мощных государств как США, Россия и Китай, транснациональных и транспортных компаний Запада и Востока, различных религиозных конфессий и направлений. Кроме того, именно в этом пространстве происходит вооруженное противостояние НАТО и Талибана с «Аль-Каидой», обостряемое войной афганской наркомафии против всех государственных структур региона. Только в этом пространстве на одной территории дислоцируются военные базы НАТО и ОДКБ, США и России. Непосредственно вблизи ведется война в Ираке и не исключено применение силы против Ирана. Тем самым, подчеркнем еще раз, пространство безопасности Средней и Центральной Азии становится одним из наиболее сложных и наиболее важных во внешней и внутренней политике России.
Регион центральноазиатских стран в постсоветское время, особенно в последнее десятилетие, стал объектом бурной политической активности многих государств и международных организаций. Это связано с растущей самостоятельностью новых государств Средней и Центральной Азии, открытием новых месторождений углеводородного сырья, вводом в эксплуатацию новых трубопроводных маршрутов, открытием новых транспортных коридоров TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) и «Север-Юг» и близостью замороженных конфликтов Кавказа, а также стремлением США, ЕС, НАТО, Ирана и Турции расширить свое политическое, экономическое и военно-техническое присутствие в этом стратегически важном регионе.
Около 20% государственной границы между Таджикистаном и Узбекистаном все еще не определено на карте (не говоря о ее демаркации на местах), нерешаемая проблема минной опасности на границах обретает особую значимость. Кроме того, неопределенность линии границы между двумя государствами препятствует непосредственному разминированию опасных участков. В годы гражданской войны в Таджикистане противопехотные мины нанесли огромный урон жизни и здоровью людей и экономике страны. Многие сельхозугодия вышли из оборота. Сегодня, по подсчетам экспертов, в Таджикистане осталось 25 млн. м2 заминированной территории, в 150 районах перманентно существует минная опасность. Власти Таджикистана и местные НПО при содействии международных посредников за последние годы очистили всего 500 тыс. м2.
81
Не меньшую угрозу для безопасности пространства представляет исламский экстремизм и радикализм. Исламский экстремизм непримирим к гражданскому светскому обществу, стремясь заменить его исламским, устроенным по законам шариата; отрицающий единство мировой цивилизации, противопоставляя исламскую зону всему остальному миру; не допускает раздельного сосуществования государства и религии, требуя единства мечети и государства; нетерпим к международному праву, используя дестабилизацию ради продвижения своих целей; готов сотрудничать со всеми силами национализма и сепаратизма. Последние десятилетия показали тенденцию «разворота» исламского экстремизма в сторону ранее закрытого для него пространства Крыма, Кавказа, Средней и Центральной Азии. События на Кавказе, в Таджикистане и Узбекистане свидетельствуют о заинтересованности исламских радикалов в затягивании конфликтов в этих районах для создания на южных границах некоего «санитарного исламского кордона».
Не меньшую опасность для пространства безопасности азиатских стран СНГ играет и радикальный ислам. Первыми были атакованы области ранней исламизации Центральной Азии - Таджикистан, Узбекистан и южный Киргизстан, где преобладает узбекское и таджикское население, значительно более исламизиро-ванное, чем киргизы. Эти атаки на пространство безопасности с 1999 г. возглавило Исламское движение Узбекистана. Конфликтную ситуацию во многом инициировали афганские наркодельцы, заинтересованные в расширении «северного маршрута» транспортировки героина в Россию и Западную Европу. Таджикские боевики и узбекские «исламисты» использовались в первую очередь именно ими для прокладки «героиновых троп». Дестабилизация обстановки в Таджикистане, во время «маковой революции» в Кир-гизстане и событий в Ферганской долине Узбекистана создала комфортные условия для увеличения наркотрафика.
На пространство безопасности стран Средней и Центральной Азии наибольшее влияние оказывает продолжающаяся с 2001 г. операция НАТО в Афганистане и одновременное, связанное с проведением этой операции, размещение сил и средств, военных баз и объектов России и НАТО. Проводимая НАТО операция на первый взгляд как будто дает основания ожидать, что напряженность в Ферганской долине и на южных границах Киргизстана и Узбекистана ослабевает. Однако угроза конфликта не исчезла, и ситуация в Афганистане находится пока в неустойчивом равновесии. Во
82
многом на уровень безопасности пространства может повлиять то, каким путем и какими способами и силами будут решаться задачи внутреннего урегулирования в Ираке, как долго будет проводиться операция по выходу сил коалиции из Ирака. И не будут ли перенесены силовые методы на территорию Ирана, что значительно усложнит и так непростую ситуацию в этом регионе. Значительное воздействие на уровень безопасности пространства государств Центральной Азии оказывает фактор силы - состояние вооруженных сил, уровень боевой выучки и боевой готовности армий Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.
Вооруженные силы Казахстана - одни из крупнейших в регионе. Основой для Казахской армии послужили соединения и части Среднеазиатского военного округа, 40-й армии, являвшейся основой ограниченного контингента Советских войск (ОГСВ) в Афганистане и имевшая опыт боевых действий в горно-пустынной местности. Вооруженные силы Казахстана разделены на три вида войск: сухопутные войска, силы воздушной обороны (СВО), военно-морские силы, тыла ВС и родов войск (аэромобильные войска, ракетные войска и артиллерия, специальные войска, военно-учебные заведения и военно-научные учреждения). В военное время в оперативное подчинение Комитету начальников штабов ВС РК будут переданы пограничные войска КНБ, внутренние войска МВД, республиканская гвардия и части гражданской обороны. В 2001 г. создано четыре военных округа, которые затем были преобразованы в региональные командования: Астана (со штабом в Караганде), Запад (со штабом в Актюбинске), Восток (со штабом в Семипалатинске) и Юг (со штабом в Таразе (Джамбуле)). Из-за большой территории и невысокой плотности населения войска сконцентрированы в регионах, где имеются угрозы безопасности республики, на востоке и юге. При этом Министерство обороны дислоцируется в столице - Астана, управление сухопутных войск, силы воздушной обороны и аэромобильные войска в Алма-Ате; управление ВМФ в Актау (Шевченко).
Численность вооруженных сил у Казахстана - примерно 74 тыс. человек (военизированные формирования - 34 500). На 2006 г. Казахстан располагал тремя дивизиями; пятью отдельными мотострелковыми бригадами; двумя отдельными десантно-штурмовыми бригадами; бригадой специального назначения; ракетной артиллерийской бригадой; тремя зенитными ракетными бригадами; пушечной и артиллерийской бригадой; десятью авиаба-
83
зами. На вооружении казахской армии всего состоят 4900 танков; 5179 боевых бронированных машин; 9282 орудия и миномета, в том числе 12 пусковых установок тактических ракет «земля-земля». По другим данным, на вооружении казахской армии численностью около 65 800 человек имеется 24 ПУ тактических ракет, 940 танков, 2483 боевых бронированных машин (в том числе 573 боевых машин пехоты), 147 реактивных систем залпового огня, 986 орудий и минометов, 100 ПУ ЗРК, 255 боевых самолетов, 214 вертолетов, в том числе - 53 боевых.
В силы воздушной обороны Казахстана входят десять воздушных баз ВВС и три зенитно-ракетных бригады ПВО. Общая численность СВО - 19 тыс. человек, на вооружении имеется 347 самолетов, из них - 301 боевых, 214 вертолетов, из них - 53 боевых, 292 зенитно-ракетных комплексов. В составе авиации - 41 фронтовой истребитель МиГ-29, 14 штурмовиков Су-25, 37 фронтовых бомбардировщиков Су-24, 30 истребителей Су-27, 44 перехватчика МиГ-31 и 29 МиГ-25, ВС Казахстана также имеют 18 военно-транспортных самолетов. Армейская авиация представлена почти всеми типами вертолетов. Их 214 единиц (Ми-24, Ми-8, Ми-6, Ми-26). Высшим соединением авиации является база ВВС (приравнивается к авиадивизии). По оценкам специалистов, авиация Казахстана находится на высоком уровне боеготовности, средний налет у летчиков достигает 100 часов в год. Военно-морские силы образованы в соответствии с указом президента РК в 2003 г. Одновременно разработана концепция развития ВМС, главной базой которых стал морской порт Актау. В состав флота вошла морская пехота, береговая артиллерия и каспийская флотилия. До 2003 г. Казахстан имел на Каспии только пограничные катера и один сторожевой корабль. Однако с 2004 г. запланированы закупки у Украины нескольких катеров типа «Гриф», а также четырех патрульных катеров типа «Калкан». Несколько судов и вертолетов будут приобретены в США, Турции и России. Численность ВМС РК планируется увеличить с 3 тыс. до 5 тыс. военнослужащих.
Аэромобильные силы - самостоятельный род войск, который является резервом президента. Сформированы в феврале 1998 г. на базе двух десантно-штурмовых бригад и бригады специального назначения. Пограничные войска Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в своем составе имеют четыре региональных управления, 11 пограничных отрядов (из них шесть на казахско-китайской границе, одну базу береговой охраны на Каспии).
84
Вооруженные силы Киргизии насчитывают около 11 тыс. человек. В составе сухопутных войск сокращенная 8-я мотострелковая дивизия, одна мотострелковая и одна горнострелковая бригады, три пулеметно-артиллерийских батальона. На вооружении сухопутных войск 220 танков, 419 бронетранспортеров и боевых машин пехоты, 284 орудия и минометов, 16 реактивных систем залпового огня. ВВС и ПВО насчитывают 59 МиГ-21 и МиГ-24. Вертолетов всего 32, из них - 15 боевых и 17 транспортных. Аэродромы базирования - Кант и Бишкек. Два дивизиона С-175 и четыре дивизиона С-75 (Бишкек), 90 зенитных пушек (ОШ). Пограничные войска в составе пяти пограничных отрядов, из них четыре дислоцируются на юге республики, пятый - на севере. Всего около 3,5 тыс. человек. В национальной гвардии - около 1 тыс. человек, службы национальной безопасности - 3 тыс. человек, внутренние войска МВД - около 3,5 тыс. человек.
Киргизия - страна с наибольшим процентом малограмотного или безграмотного населения среди всех стран Средней Азии. После событий двухлетней давности, когда за жесткое подавление беспорядков часть сотрудников милиции была отдана под суд, милиция заняла выжидательную позицию и практически не выполнила свои обязанности по поддержанию порядка, чем и воспользовались приехавшие и пришедшие в столицу с более бедного юга «революционеры», занявшиеся мародерством. Можно надеяться, что часть высшего командного состава армии, настроенного про-российски, не допустит резкого антироссийского крена во внешней политике. Развитие ситуации в Киргизии несомненно скажется на внутренней политике соседних тоталитарно-бюрократических государств, которые несомненно сделают свои выводы в плане усиления контроля над силовыми структурами и дальнейшего давления на оппозицию, дабы не допустить повторения киргизского сценария.
Вооруженные силы Туркменистана. Общая численность вооруженных сил Туркменистана составляет 54 900 человек, из них в сухопутных войсках - 26 700, в ВВС и ПВО - 10 тыс. человек, в ВМС - 200 человек. 17 800 человек проходят службу в пограничных войсках, внутренних войсках Министерства внутренних дел, Министерства национальной безопасности и Службе личной охраны президента. На вооружении СВ имеется: 808 танков, 27 оперативно-тактических ракет, 1966 боевых бронированных машин, 1077 орудий и минометов, 327 противотанковых средств, 736
85
средств ПВО. В составе ВВС и ПВО - 536 боевых самолетов, 21 вертолет, 113 ПУ ЗРК. В составе ВМФ - четыре корабля гидрографической службы и пять боевых катеров. Кроме того, флотом арендуется у иранской стороны эсминец и семь боевых катеров. Следует отметить, что структура туркменской армии практически осталась неизменной по сравнению с советскими временами. Все четыре мотострелковых дивизии имеют по три мотострелковых полка, танковый полк, артиллерийский полк, зенитно-артиллерий-ский полк. Отдельные батальоны (разведки, связи, инженерно-саперные, химической защиты и материального обеспечения) тоже не изменили своей структуры и предназначения. Учитывая, что вся инфраструктура Туркменистану досталась после развала СССР, это и определяет дислокацию туркменских ВС вдоль туркмено-иранской и вдоль туркмено-афганской границы, имея непосредственно на границе пограничные заставы восьми пограничных отрядов.
Вооруженные силы Таджикистана. В настоящее время ВС Таджикистана представляют собой слабо интегрированные формирования, разбросанные по различным районам республики с целью обеспечения безопасности в «горячих» точках. Они не имеют определенной штатной структуры и четкой концепции своего строительства. К числу военно-силовых и военизированных структур Таджикистана могут быть отнесены подразделения Министерства обороны, пограничные войска Комитета по охране государственной границы, формирования Управления внутренних войск Министерства внутренних дел, подразделения Министерства безопасности, формирования Министерства по чрезвычайным ситуациям и Президентская гвардии. По данным местных экспертов, вооруженные силы Таджикистана насчитывают около 20 тыс. человек. Правительственная армия включает около 12 тыс. человек, имеет около 200 БТР, 35 танков, более 200 орудий и минометов. Еще около 8 тыс. человек входят в интегрированные отряды Таджикской оппозиции (ОТО). Сведения из разных источников, однако, различаются. По данным «Независимой газеты», численность правительственных сил составляет около 7 тыс. человек, имеющих на вооружении 40 танков, 125 боевых бронированных машин и 24 артиллерийские системы. Международный институт стратегических исследований (Лондон) оценивает численность армии Республики Таджикистан в 6 тыс. человек в составе двух моторизированных бригад (одна учебная), горной и артиллерийской бригад, бригады и
86
отделения (батальона) специальных сил и ракетного полка. В пограничные войска организационно входят две пограничные бригады общей численностью около 1200 человек. Значительное число пограничников, особенно среди охраняющих таджикско-узбекскую границу в Ленинабадской области - бывшие бойцы оппозиции. Важный момент состоит в следующем. Учитывая то, что основные угрозы нынешнему режиму в Таджикистане происходят не извне, а изнутри страны, основу Вооруженных сил составляет не армия, а формирования Управления внутренних войск МВД общей численностью до 15 тыс. человек.
Ключевое место среди формирований МВД занимает 1-я оперативная бригада особого назначения. Бригада была образована в 1994 г. из оперативного полка (до 1993 г. - Душанбинский ОМОН). В организационно-штатную структуру входят четыре батальона (оперативный, специального назначения, мотострелковый, патрульно-постовой службы), четыре отдельные роты (разведки, комендантская, автомобильная и связи) и два спецотряда (горных егерей и горнолыжников). Личный состав - 2300 военнослужащих. Все подразделения бригады оснащены спутниковой связью. До 70% офицеров бригады - выпускники российских военных учебных заведений (Рязанское высшее воздушно-десантное училище, Пермское и Санкт-Петербургское училища внутренних войск).
Подразделения Министерства безопасности. Наблюдатели отмечают, что таджикистанское Министерство безопасности остается одной из самых сильных спецслужб на территории СНГ. Считается, что спецслужба Таджикистана является активной сторонницей интеграции спецслужб стран СНГ. Оценить численность подразделений министерства не представляется возможным из-за закрытости информации.
Формирования Министерства по чрезвычайным ситуациям. Министерство по чрезвычайным ситуациям было образовано из соответствующего комитета в июле 1999 г. для того, чтобы дать одному из влиятельных полевых командиров ОТО Зиееву иллюзию власти. В настоящее время формирования МЧС включают около 22,5 тыс. бойцов и контролируют ключевые участки таджикско-киргизской и таджикско-узбекской границы.
Можно утверждать, что кооптированные лидеры ОТО в целом как минимум нейтральны Рахмонову, по крайней мере внешне. Однако в Таджикистане сохраняются и иррегулярные вооруженные формирования оппозиции. В конце 90-х годов ОТО располагала
87
примерно 5 тыс. вооруженных бойцов. К марту 2000 г. в соответствии с соглашением 1997 г. 4498 бойцов ОТО были интегрированы либо в состав армии, либо в структуры безопасности. В Гарме и Горно-Бадахшанском автономном округе почти все бывшие члены вооруженной оппозиции вошли в состав МВД. Хотя интеграция оппозиции в вооруженные структуры прошла более или менее успешно, властям оказалось трудно финансировать армию. 23 июня 2000 г. правительство объявило, что 4 тыс. бывших солдат ОТО, влившихся в состав армии, будут демобилизованы к 1 августа. Однако в итоге были демобилизованы лишь 1500 человек. Некоторые из них вновь вступили в иррегулярные вооруженные формирования. С 1 августа 2000 г. в Таджикистане был ликвидирован институт контрактной службы, что также сократило численность бывших боевиков ОТО в составе государственных силовых структур. Определить численный состав этих вооруженных формирований достаточно сложно, поскольку они сливаются с местным населением и могут свободно пополнять свои ряды.
Вооруженные силы Узбекистана являются самыми крупными по численности среди республик Центральной Азии и оцениваются военными экспертами как наиболее боеспособные в регионе. Большинство частей имеет опыт ведения боевых действий в Афганистане. В высокой степени боевой готовности находятся авиация, танковые войска и мотострелковые части. Армия Узбекистана сформирована на базе дивизий и полков бывшего Туркестанского военного округа, упраздненного 30 июня 1992 г. в связи с распадом СССР. Состоит из четырех военных особых округов: Юго-Западного (штаб в Карши); Восточного (штаб в Фергане); Центрального (штаб в Джизаке); Северо-Восточного (штаб в Нукусе). Дополнительно действует оперативное командование со штабом в Ташкенте. Каждый особый округ укомплектован армейской бригадой (мотострелковой, танковой или десантно-штурмовой). Руководство осуществляется из единого центра - Объединенного штаба Вооруженных сил, образованного в 2000 г. на основе Генерального штаба. В настоящее время в состав Министерства обороны входят следующие рода войск: сухопутные войска; войска противовоздушной обороны; военно-воздушные силы; войска специального назначения; Национальная гвардия. Сухопутные войска состоят из танкового корпуса, десяти моторизированных, одной горной, воздушно-десантной, трех воздушно-штурмовых и четырех инженерных бригад. На 1 января 2000 г., по данным авто-
88
ритетного еженедельника «Джейнс дефенс уикли», на вооружении армии Узбекистана состояло 280 танков, 700 боевых бронемашин, 140 боевых самолетов, 20 ударных вертолетов, ствольная и реактивная артиллерия, а также оперативно-тактические ракеты - пять комплексов типа «Точка», а также ЗРК С-200 и С-125. Личный состав насчитывал около 80 тыс. солдат и офицеров в двух армейских корпусах, двух зенитно-ракетных и одной оперативно-тактической ракетной бригадах, четырех авиаполках и корпусе Национальной гвардии. Уже более шести лет в сухопутных войсках происходит сокращение штата. В 2002-2005 гг. общая численность подразделений составляла, по данным различных источников, порядка 5055 тыс. человек. В то же время, по данным Международного института стратегических исследований, численность сухопутных войск оценивается в 40 тыс. человек. Учитывая состояние парка боевых машин, Ташкент постепенно начинает наращивать свой военный потенциал. ВВС Узбекистана располагают фронтовыми бомбардировщиками Су-17 и Су-24. На авиабазах также дислоцируются полк штурмовиков Су-25 и полк истребителей МиГ-29. Основные военно-воздушные базы находятся в районе городов Андижан и Карши. В качестве военно-воздушных баз также могут использоваться аэродромы в районе городов Термез и Чирчик. Силы специального назначения были сформированы на базе действовавшей в советское время 15-й бригады специального назначения, 459-й отдельной роты специального назначения, а также учебного полка специального назначения (в полку проходили подготовку военнослужащие, отправлявшиеся в Афганистан). Особая система подготовки подразделений сил специального назначения, а также оснащенность современными видами вооружения делают их мобильными, готовыми выполнить задачи по локализации вооруженных отрядов, незаконно проникнувших на территорию Узбекистана. Национальная гвардия имеет в своем распоряжении одну бригаду. Подразделения Национальной гвардии общей численностью порядка 1 тыс. человек защищают стратегические базы и объекты.
Сценарии развития конфликтов в Средней и Центральной Азии
Военные сценарии для пространства безопасности Средней и Центральной Азии могут развиваться по нескольким направлени-
89
ям. Первый из них предполагает весьма гипотетический развал коммунистического Китая по югославско-советскому варианту. В этом случае не исключено появление вдоль границ Казахстана, Киргизии и Таджикистана зоны нестабильности и стремления к самоопределению народов, населяющих Синдзян-Уйгурский автономный район и Джунгарию.
Второй опасный для пространства безопасности сценарий может возникнуть в связи с пограничными спорами между Таджикистаном и Узбекистаном, ввиду того, что около 20% государственной границы между ними, как уже отмечалось, все еще не определено. Эта ситуация порождает нерешаемую проблему минной опасности и препятствует непосредственному разминированию опасных участков. Поводом для конфликта двух центральноази-атских стран СНГ с возможным его перерастанием в столкновение могут быть односторонние меры по разминированию со стороны Таджикистана.
Третий сценарий военной опасности связан с резким усилением исламского экстремизма и радикализма, стремящихся создать на южных границах СНГ уже упоминавшийся «санитарный исламский кордон». Атаки на пространство безопасности может, как и в 1999 г., возглавить Исламское движение Узбекистана. Это случится при условии, что операция НАТО в Афганистане не достигнет поставленных задач по восстановлению государственности и афганские наркодельцы, заинтересованные в расширении «северного маршрута» транспортировки героина в Россию и Западную Европу, попытаются «под шумок» создать комфортные условия для увеличения поставок наркотиков и окажут всемерную помощь исламским экстремистам и радикалам.
Четвертый возможный сценарий может произойти в течение ближайших лет после неудачного завершения операция НАТО в Афганистане, когда совместные группировки моджахедов, боевиков «Аль-Каиды», афганского ополчения, отрядов национальных полевых командиров туркменских, узбекских, таджикских, пуштунских племен совместно с отрядами наркодельцов перейдут к наступлению. По такому сценарию объединенные группировки захватывают афганские провинции, НАТО не способно отразить одновременные атаки по всем направлениям, боевые действия одновременно переносятся на сопредельные с Афганистаном страны, где находятся перевалочные и военно-воздушные базы НАТО и
90
США. Под ударом в таком варианте оказываются Пакистан, Ирак, Киргизия и Таджикистан.
«Россия и современный мир», М., 2008 г., № 4, с. 202-211.
А. Белоглазов,
политолог
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КИРГИЗСТАНЕ И ТАДЖИКИСТАНЕ
В настоящее время энергетическая политика России в Центральной Азии учитывает не только возросшую дифференциацию постсоветского пространства, но и потенциальные столкновения интересов России и других игроков в данном регионе. Добыча и переработка энергоресурсов, строительство трубопроводов и транспортировка по ним углеводородов, сооружение, модернизация и обслуживание энергетических объектов являются важнейшими инструментами влияния России в регионе и реализации своих геополитических интересов. Кроме того, посредством этих шагов российская политика обеспечивает энергетическую безопасность Центральной Азии, являющуюся важнейшей составной частью надежной и устойчивой системы региональной безопасности. Следовательно, Центральная Азия сегодня - это своего рода показательный полигон реализации успешной стратегии России на постсоветском пространстве, подкрепленной адекватными тактическими шагами.
Таджикистан и Киргизия не обладают сколько-нибудь значимыми запасами углеводородного сырья и заинтересованы в максимальном развитии собственной гидроэнергетики. При этом почти вся используемая вода берется из двух главных трансграничных рек - Сырдарьи и Амударьи, впадающих в Аральское море и формирующихся в горах Памира и Тянь-Шаня. Сырдарья течет из Киргизии через Таджикистан в Узбекистан по густонаселенной Ферганской долине и далее в Казахстан, Амударья - из Таджикистана в Туркмению и Узбекистан. Таким образом, богатые нефтью, газом и другим сырьем «нижние» страны находятся в водной зависимости от бедных «верхних» стран: доля Таджикистана и Киргизии в формировании стока поверхностных вод в регионе составляет около 85%. Однако реки Киргизии и Таджикистана - это не полноводные российские сибирские реки, поэтому для обеспечения бесперебой-
91