Научная статья на тему 'К вопросу о внутренних резервах инновационного развития компаний'

К вопросу о внутренних резервах инновационного развития компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГ / РЕЗЕРВЫ / INNOVATIONS / DEVELOPMENT / THE ORGANIZATION / MANAGEMENT / MARKETING / RESERVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарева Наталья Васильевна

Задача перехода экономики на инновационный путь развития должна решаться не только путем поддержки и стимулирования разработки, создания и внедрения новой техники со стороны государства. Анализ факторов, сдерживающих инновации, свидетельствует о необходимости самостоятельного поиска предприятиями адекватных решений в сферах организации, управления и маркетинга, имеющих целью смену традиционной парадигмы на инновационную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бахарева Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of transition of economy should dare at an innovative way of development not only by support and stimulation of working out, creation and introduction of new technics from the state. The analysis of the factors constraining innovations, testifies to necessity of independent search by the enterprises of adequate decisions in spheres of the organization, management and the marketing, having for an object change of a traditional paradigm with the innovative.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внутренних резервах инновационного развития компаний»

И

Н

Н

О

В

А

Ц

И

И

К ВОПРОСУ О ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИЙ

Н. В. Бахарева,

начальник Департамента ООО «Темпобур»

Задача перехода экономики на инновационный путь развития должна решаться не только путем поддержки и стимулирования разработки, создания и внедрения новой техники со стороны государства. Анализ факторов, сдерживающих инновации, свидетельствует о необходимости самостоятельного поиска предприятиями адекватных решений в сферах организации, управления и маркетинга, имеющих целью смену традиционной парадигмы на инновационную.

The problem of transition of economy should dare at an innovative way of development not only by support and stimulation of working out, creation and introduction of new technics from the state. The analysis of the factors constraining innovations, testifies to necessity of independent search by the enterprises of adequate decisions in spheres of the organization, management and the marketing, having for an object change of a traditional paradigm with the innovative.

Ключевые слова: Инновации, развитие, организация, управление, маркетинг, резервы.

Key words: Innovations, development, the organization, management, marketing, reserves.

На пленарном заседании XIV Петербургского международного экономического форума 18 июня 2010 г. Президент РФ еще раз подтвердил, что: «В течение ближайших десятилетий - это наши планы - Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечивается не столько за счёт сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами: инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности».

Несомненно, что решение данной задачи, в первую очередь (и это доказано мировой практикой), требует применения мер государственного регулирования, участия, стимулирования и поддержки. Вместе с тем, как представляется, для укрепления инновационной компоненты развития страны весьма значимыми являются проблемы внутренней организации действующих инновационных компаний, сохранения их потенциала и наращивания эффективности деятельности.

Большую часть вопросов, связанных с развитием таких компаний, охватывает раздел науки: организация и управление, обобщенно называемый «инновационный менеджмент». Традиционно в поле зрения специалистов по инновационному менеджменту находятся проблемы: изобретательства и интеллектуальной собственности; категорий и статистики инноваций; жизненного цикла продукта; государственной инновационной политики; прогнозирования и стратегии инноваций; личностных качеств инновационного менеджера; организационных форм инновационных компаний; финансирования и оценки эффективности инновационных проектов; международного сотрудничества в инновационной сфере; управления рисками; организации исследований и разработок и пр.

При этом основной акцент делается на исследовании специфики инновационных компаний с позиции характера основного аспекта их деятельности - создания и/или внедрения, коммерциализации нововведений.

Вместе с тем, очевидно, что любая, даже наиболее продвинутая инновационная компания, в первую очередь, является хозяйствующим субъектом, главной целью которого служит создание условий для извлечения прибыли путем выполнения уставных задач (для коммерческих компаний) или бесприбыльного выполнения уставных задач (для некоммерческого сектора). Такому хозяйствующему субъекту свойственны организационные и экономические проблемы, общие для других предприятий и организаций

с

ИННОВАЦИИ

промышленности и/или сферы услуг, в том числе, - проблемы обеспечения финансовой состоятельности и предотвращения риска банкротства.

Что собой представляет инновационная компания с официальной точки зрения?

Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. 1 содержат указание на то, что «инновационная система - это совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы». При этом, инфраструктуру инновационной системы составляет совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.

Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация 2, инновационной (инновационно активной) считается компания, «если она в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке сбыта, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику, новые или значительно улучшенные методы маркетинга, организационные и управленческие методы».

Концепция инновационной политики г. Москвы 3 по-своему трактует понятие инновационной инфраструктуры и относит к ней, помимо городских органов координации и управления инновационной деятельностью, следующих хозяйствующих субъектов:

• научно-технические предприятия, которые генерируют новые знания, идеи, разработки и создают инновации;

• инновационные предприятия, специализирующиеся на внедрении инноваций в реальную экономику;

• предприятия, осваивающие инновации;

• обслуживающие предприятия, которые оказывают участникам инновационной деятельности финансовые, экспертно-консалтинговые, правовые, патентные, информационные, рекламные, проектно-конструкторские, производственные, образовательные и другие услуги.

Локальные нормативные акты на уровне административных округов г. Москвы конкретизируют понятие «субъекты инновационной деятельности», относя к основным участникам инновационной деятельности: субъекты отраслевой науки (НИИ, КБ, инновационные компании, ВУЗы) 4; субъекты производственной сферы (промышленные предприятия, инновационные компании). Прочие органы, организации, компании, фонды, центры, советы и т.п. образуют инфраструктуру инновационной деятельности.

Вместе с тем, особую важность имеет вопрос о том, насколько та или иная компания является инновационной.

Значимость определения критериев отнесения компании к числу инновационных имеет и сугубо практическое значение. В случае успешного создания инновационной системы в стране, регионе, городе, можно ожидать серьезных преференций в адрес инновационных компаний, предусмотренных федеральными, а также, региональными нормативными документами, например, законом «Об инновационной деятельности в г. Москве». Попадание же в число таких компаний предприятий и организаций, лишь эпизодически вспоминающих о новой технике и технологиях, не имеющих собственных средств для проведения НИОКР и технического переоснащения, окажет негативное влияние на характер принимаемых решений органами, призванными регулировать, координировать и контролировать инновационную деятельность.

1 Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. Правительством РФ 05.08.05 г., № 2473п-П7.

2 Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». Утв. Приказом Росстата от 19.01.09 г., № 4.

3 О концепции инновационной политики г. Москвы. Постановление Правительства Москвы от 5 сентября 2006 г. № 658-ПП.

4 Программа «ЮВАО - инновационный округ». Утв. префектом ЮВАО г. Москвы 6.10.06 г.

Н. В. Бахарева

К вопросу о внутренних резервах инновационного развития компаний

В этой связи представляется целесообразным отметить следующие признаки действительно инновационной компании. Инновационная компания:

• постоянно разрабатывает новую продукцию или совершенствует выпускаемую. Объемы такой продукции составляют не менее 10% выпуска в натуральном и/или стоимостном выражении. Продукция компании пользуется спросом на рынке;

• использует в своей деятельности передовые технологии и новые технические решения, которые играют заметную роль в производственном процессе и обеспечивают его новое позитивное качество (производительность, экономичность, снижение брака в работе, трудозатрат, экологическую безопасность и т.п.);

• располагает квалифицированными кадрами, позволяющими поддерживать инновационный уровень продукции (услуг). Ведет их постоянную переподготовку и повышение квалификации;

• является финансово состоятельной, способной расходовать собственные средства и иметь необходимое обеспечение, чтобы привлекать заемные ресурсы для инновационной деятельности.

Известно, что наиболее емким индикатором возможного кризиса компании является низкий уровень или ухудшение динамики финансовых показателей ее деятельности. С полным основанием данное утверждение относится и к инновационным компаниям.

В 2008 г. с участием автора было проведено обследование 335 промышленных предприятий, науч-

но-исследовательских организаций и ВУЗов ЮгоВосточного административного округа г. Москвы. Анализ соответствия обследованных предприятий и организаций отдельным критериям отнесения компаний к числу инновационных показал, что действительно инновационными являются:

• по критерию доли новой, прогрессивной продукции в общем объеме выпуска - 70% компаний;

• по критерию использования прогрессивных технологий и технических решений - 80%;

• по критерию финансовой состоятельности, способности расходовать собственные средства и привлекать заемные ресурсы для обеспечения инновационной деятельности - 67% 1.

Иными словами, научно-промышленный потенциал округа на 2/3 состоит из инновационных компаний. В то же время, результаты анализа финансового состояния компаний показали, что треть обследованных организаций обладают признаками несостоятельности и в ближайшее время могут быть объявлены банкротами.

Очевидно, что подобное положение в большой мере связано именно с инновационной ориентацией предприятий и, в первую очередь, обусловлено причинами, препятствующими развитию инновационной деятельности.

Согласно данным статистики, основные факторы, препятствующие инновационному развитию предприятий промышленности, можно проиллюстрировать следующей диаграммой.

Рис. 1. Рейтинг факторов, препятствующих инновационной деятельности

1 Аналитический доклад по результатам мониторинга финансово-экономической и хозяйственной деятельности инновационных организаций Юго-Восточного округа г. Москвы в 2008 г. Научный отчет, подготовленный по Государственному контракту № 11-И/08 от 22.10.08 г.

Научно-практический журнал

июль-ноябрь 2010

Анализ диаграммы позволяет условно разделить факторы, сдерживающие осуществление инноваций на три группы: экономические, производственные и «другие»:

Экономические факторы:

1) недостаток собственных денежных средств;

2) недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

3) высокая стоимость нововведений;

4) высокий экономический риск;

5) низкий спрос на новые продукты;

6) длительные сроки окупаемости нововведений.

Производственные факторы:

7) низкий инновационный потенциал предприятия;

8) недостаток квалифицированного персонала;

9) недостаток информации о новых технологиях;

10) недостаток информации о рынках сбыта;

11) невосприимчивость предприятия к нововведениям;

12) неопределенность сроков инновационного процесса.

Другие факторы:

13) неразвитость рынка технологий;

14) недостаточность правовой базы;

15) недостаток возможностей кооперирования;

16) неразвитость инновационной инфраструктуры 1.

Следует заметить, что большинство из перечисленных факторов, препятствующих инновациям, являются внутренними по отношению к предприятию и относятся к основным сферам его деятельности следующим образом (см. табл. 1).

Таблица 1

Сфера деятельности компании Факторы

Наименование Количество

Организация и управление • цели • внешние условия • структура • процессы • методы • информационные технологии управления • управленческий персонал • недостаток собственных средств • низкий инновационный потенциал организации • высокий экономический риск • недостаток возможностей кооперирования • невосприимчивость организации к инновациям 5

Маркетинг • исследование динамики спроса и предложения на рынке • адаптация производства к требованиям рынка • воздействие на рынок и потребительский спрос • сегментация рынка • разработки стратегии маркетинга • недостаток собственных средств • высокий экономический риск • низкий спрос на новые продукты • недостаток информации о рынках сбыта • недостаток информации о новых технологиях 5

Ресурсное обеспечение • товарно-материальные ценности • кадры • финансы • информация • низкий инновационный потенциал организации • недостаток квалифицированного персонала 2

Исследования и разработки • техническое задание на НИР • техническое предложение на НИР • теоретические НИР • техническое задание на ОКР • техническое предложение на ОКР • эскизный проект • технический проект • разработка рабочей документации • высокая стоимость нововведений • большие сроки окупаемости нововведений • недостаток информации о новых технологиях • неопределенность сроков инновационного процесса 4

1 График построен по данным таблицы, приведенной в статье Скубы Р.В. Современные тенденции и особенности управления инновационной деятельностью на промышленных предприятиях. http://iournal.vlsu.ru/index.php2idH548.

Н. В. Бахарева

К вопросу о внутренних резервах инновационного развития компаний

Окончание таблицы 1

Сфера деятельности компании Факторы

Наименование Количество

Производство • конструкторская, организационная, технологическая подготовка производства • собственно производственный процесс • высокая стоимость нововведений • большие сроки окупаемости нововведений • неопределенность сроков инновационного процесса 3

Логистика • снабжение (закупки) • сбыт (распределение) • складирование • транспортировка • сервис • высокая стоимость нововведений 1

Анализируя полученное распределение, мы приходим к выводу о том, что, как это ни парадоксально, основные сферы деятельности предприятия, в которых должно решаться наибольшее число внутренних проблем инновационного развития - это: организация и управление, а также - маркетинг. От собственно НИОКР и производства зависит решение на треть меньше ключевых вопросов.

Таким образом, решение проблемы перехода на инновационный путь развития, в первую очередь, будет осуществляться конструктивными усилиями менеджмента предприятий в области преодоления сложившихся консервативных организационных и управленческих стереотипов, доставшихся нам по наследству от времен «плановой экономики». Благо, примеров этому появляется все больше и больше.

Бахарева Наталья Васильевна - начальник Департамента ООО «Темпобур»

Научно-практический журнал

«МИР» (Модернизация. Инновации. Развитие)

приглашает к сотрудничеству новых авторов Основные требования к статьям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Статья представляется в электронном виде в форматах .doc и .rtf и в виде распечатки.

Статья на бумажном носителе должна строго соответствовать рукописи на электронном носителе.

Все аббревиатуры следует расшифровывать. Возможно предоставление научной статьи и сопроводительного письма по электронной почте.

2. Распечатка научной статьи должна быть подписана автором с указанием даты ее отправки.

3. Объем научной статьи должен быть не менее 5 и не более 15 страниц, напечатанных через 1,5 интервала с размером шрифта не менее 12. Рекомендуемый тип шрифта - Times New Roman.

4. К каждой статье необходимы ФИО автора, название статьи, аннотация и ключевые слова на русском и английском языках.

5. Авторам статей, утвержденных к публикации Научно-редакционным советом, в обязательном порядке необходимо заполнить анкету автора и выслать на электронный адрес журнала свою фотографию в графическом формате (.¡pg, -tif).

6. Оформление библиографического списка, обязательного в конце статьи, должно соответствовать ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Научно-редакционный совет оставляет за собой право на редактирование статей. Статьи, не соответствующие указанным требованиям, не публикуются и не возвращаются авторам.

Статьи и все материалы к ним ждем по адресу: ¡nfo@idnayka.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.