Научная статья на тему 'Проблемы развития рынка инноваций и формирования инновационной инфраструктуры в российской экономике'

Проблемы развития рынка инноваций и формирования инновационной инфраструктуры в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таничев Александр Валерьевич, Пышкин Алексей Вячеславович

Рассмотрены вопросы инновационной деятельности и взаимодействия инновационной инфраструктуры с рынком. Предложены ряд моделей для формирования инновационной инфраструктуры, которые могут применяться в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of innovation activities and relationship between innovative infrastructure and market are considered. Several models for compiling of innovative infrastructure that can be used in practice are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития рынка инноваций и формирования инновационной инфраструктуры в российской экономике»

--►

Материалы конференции «Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ)»

УДК 621.2:338

Таничев А. В., ПышкинА. В.

проблемы развития рынка инноваций и формирования инновационной инфраструктуры в российской экономике

Интерес к исследованию современных инновационных процессов в экономике определяется значением технологического развития как фактора конкурентоспособности предприятий [1]. Эффективность использования научно-технических достижений определяется не только уровнем научных исследований и разработок, но и комплексом определенных технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций, составляющих инновационный процесс и являющихся его неотъемлемыми элементами. В связи с этим появилась необходимость в разработке современной информационной базы, призванной отразить процесс создания, внедрения и распространения на рынке новых или же усовершенствованных продуктов, услуг и технологических процессов.

Анализ показывает, что для инновационной деятельности в российской промышленности характерна низкая эффективность. Это подтверждается, прежде всего, низкой долей инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции.

В основе низкой результативности инноваций лежит целый комплекс факторов. Неустойчивая экономическая ситуация в стране затрудняет достоверную оценку спроса на инновационную продукцию даже на краткосрочную перспективу. Порой необходимость в подобной продукции может отпасть еще до ее появления на рынке. В сочетании с недостаточным опытом маркетинговых исследований названные факторы служат серьезным препятствием на пути продвижения новых продуктов к потребителю на внутреннем рынке. А низкий уровень конкурентоспособности инновационной продукции и услуг затрудняет их продвижение на внешние рынки.

Среди факторов производственного характера, препятствующих внедрению инноваций, в первую очередь можно выделить низкий инновационный потенциал предприятий, недостаток информации

о новых технологиях, почти полное отсутствие информации о рынках сбыта и недостаточные возможности для кооперации с другими предприятиями и организациями. Все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва производственных, экономических и информационных связей.

Инновационный потенциал определяет возможности использования производственной системой собственных, заемных и продаваемых инновационных ресурсов, а также организационных форм взаимодействия участников инновационной деятельности [2]. Использование инновационного потенциала в качестве объекта управления позволяет формировать планы, организационные формы и проекты применения различных инновационных ресурсов с включением их в программы развития, поддерживать оптимальный баланс системы инновационных ресурсов, увеличивать возможности использования финансовых ресурсов в инновации и снизить риск использования инноваций.

Зарубежные фирмы, учитывая большой риск и повышенные затраты, переходят на изготовление новой продукции довольно осторожно. Анализ обновляемости продукции крупными американскими фирмами показывает, что 70 % ее новых видов - модификации, 20 % - небольшие инновации и только 10 % - действительно новая продукция, которую прежде никто не выпускал.

Для нормального функционирования в компании инновационного цикла от поиска идеи до изготовления необходимо, чтобы доход от реализации новой продукции, как минимум, перекрывал затраты на проведение дальнейших разработок (создание следующего поколения продукции). Мировые компании-лидеры в отдельных подотраслях направляют на НИОКР около 3-10 % своих доходов, что составляет десятки и сотни миллионов долларов в год, что в среднем составляет доход российских компаний-лидеров в этих подотраслях (на НИОКР при этом обычно направляется

не более 1 % доходов). Из этого следует, что для сохранения долгосрочной конкурентоспособности необходимо:

1. Увеличить масштабы своей деятельности за счет:

а) вывода на мировой рынок конкурентоспособного продукта. Альтернативная политика сохранения за собой внутреннего рынка в целом малоперспективна;

б) укрупнение посредством горизонтальной интеграции (политики поглощений).

2. Финансировать разработки не более двух наиболее перспективных видов продукции.

Конечный результат инновационной деятельности - высокотехнологичные инновации, получившие реализацию в виде продукта мировой новизны или приведшей к смене поколений выпускаемой продукции. Высокотехнологичный продукт ("high tech") позволяет монополизировать рынок. При этом монополия используется не столько для получения сверхприбыли, сколько для того, чтобы расширить сам рынок, утвердить его, а значит, и себя на нем. В работе [3] представлена система показателей, позволяющая осуществлять мониторинг деятельности предприятия. К ним относятся: уровень выживания инновационных продуктов; доля эффективного выживания инновационных продуктов; доля продаж инновационных продуктов в общем объеме продаж; структура процесса разработки новых продуктов; структура инновационного портфеля; эффективность инвестиций в НИР и ОКР; структура затрат на НИР И ОКР; инновационный доход на одного работника; рентабельность инноваций. В работе [4] приведены показатели эффективности инновационно-инвестиционной деятельности.

Основными целями системы показателей являются: позиционирование исследуемого предприятия по критерию инновационной активности; выявление направлений повышения эффективности деятельности; индикация инновационного процесса. Предлагаемая система показателей позволяет учитывать особенности как отдельного предприятия, так и отрасли.

К сожалению, большинство российских промышленных компаний не готовы признать тот факт, что у них не будет ресурсов на обновление всего имеющегося технологического парка. Затраты на ремонт старого оборудования уже нередко приближаются к затратам на приобретение нового. Альтернативой в данной ситуации является кооперация, концентрация освободившихся ресурсов на серьезной модернизации оборудования конечного

(сборочного) передела и "специфических" переделов (уникальные станки).

В работе [5] содержится методика проведения целенаправленной реструктуризации многопродуктовых предприятий в рыночных условиях на основе предложенного организационно-экономического механизма с использованием бизнес-инкубаторов и инновационных центров, позволяющего оценить и эффективно задействовать инновационно-инвестиционные ресурсы предприятий.

Использование методики системного анализа при разработке методических основ, определяющих процедуры оценки инвестиционных ресурсов предприятий, подтверждается применением неформальных и формальных методов исследования, использованием целевой концепции, системным применением методов теории выбора и принятия решений.

Обследование более 25 тыс. организаций показало, что научно-технологический потенциал пребывает в начальной стадии адаптации к условиям рынка [6]. За период с 2002 по 2007 гг. проявилось усиление инновационной активности предприятий и организаций по всем отраслям экономики о чем свидетельствует динамика созданных передовых технологий. (рис. 1).

2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 1. Динамика создания новых технологий в РФ

Возможность более энергичного развертывания научно-технологического потенциала в среднесрочной перспективе - освоение технологий инновационного менеджмента на тех предприятиях, которые имеют возможность осуществлять инновационную деятельность. Более сложная задача - вовлечение крупных корпораций в экономически ответственную конкуренцию на рынках продукции и услуг.

Реформирование экономики современной России, направленное на создание эффективной системы хозяйствования, обусловливает преобразования отношений как на макро-, так и на микро-уровнях . На уровне предприятия такие

преобразования на практике оказались наиболее сложными. Нестабильность экономической ситуации в стране, осложненная мировым экономическим кризисом, кризис в финансовой сфере, обострение конкурентной борьбы с зарубежными производителями на внутреннем рынке побуждают отечественных практиков осваивать методы и инструменты инновационного менеджмента. Главное преимущество таких методов управления предприятием состоит в возможности обеспечить высокую ликвидность как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, получить оптимальные размеры прибыли и создать необходимые условия для расширения своей деятельности.

Организация инновационной деятельности современного промышленного предприятия соединяет такие свойства, как способность изменять свою структуру, систематически переходить на производство товаров, потребляемых динамичным рынком, находить и работать с потребителем своей продукции. Формирование действенной системы управления инновационной деятельностью представляет важнейшую задачу по созданию эффективного хозяйствующего субъекта в российских условиях.

На базе возникающих отношений формируется рынок инноваций, который может быть определен как система экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций, возникновением инновационного спроса и предложения.

Природа рынка новшеств такова, что интеллектуальный товар ориентирован, как правило, на известного покупателя, которого определяют в результате маркетинговых исследований. Это обстоятельство позволяет построить инновационные отношения между участниками рынка в соответствии с современными требованиями, главная особенность которых состоит в том, что производитель выходит на рынок не просто с продукцией для неизвестного покупателя, а со способностью качественно выполнить заказ конкретного потребителя.

Все это означает, что современный рынок новшеств развивается главным образом как рынок заказов, вследствие чего система отношений между покупателями и продавцами превращается в систему инновационных коммуникаций, которая снижает риски и дает возможность разрабатывать и создавать новшества с продолжительным циклом производства при сотрудничестве и под гарантии инвестора (заказчика). При этом во многих инновационных проектах участвует множество

хозяйствующих организаций, и инновационные коммуникации оказываются разветвленными и долговременными, что позволяет использовать многие крупные и мелкие предприятия на основе взаимной заинтересованности в получении прибылей от нового продукта, изготовленного в процессе совместной работы.

Потребность в нововведениях возникает всякий раз, когда данное предприятие проигрывает конкурентам в борьбе за наиболее эффективное использование производственных факторов и за увеличение объемов продаж на рынках готовой продукции. Непосредственным результатом такого события обычно оказывается снижение прибыльности, которое приводит к значительному сокращению накоплений и уменьшению возможностей дальнейшего развития предприятия. При этом прекращение производства изделий, потерпевших поражение в конкурентной борьбе, делает ненужными активы, связанные с их изготовлением и распределением, что создает опасность их омертвления без вовлечения в производство новых изделий.

Такие негативные явления происходят в работе предприятия практически постоянно. А избежать возможных тяжелых последствий можно только путем систематического применения методов инновационного бизнеса, которые должны быть основаны на непрерывных и программируемых заранее изменениях в технологии производства и в свойствах продукции, согласованных с реальными и прогнозируемыми требованиями рынка реализации [7].

Остановимся на использовании современных методов в системе информационного обеспечения, которые также определяют устойчивость рынка инноваций. В ходе разработки новых изделий очень большое значение приобретает информация, которая поступает в систему управления хозяйствующей организации при помощи конкурентной разведки. Эту работу обычно выполняет специальная служба, работающая в сфере действия потенциальных конкурентов предприятия, ведущего инновационную деятельность. Информация о конкурентах постоянно изучается и обновляется по мере надобности, анализируются сведения о продукции, выпускаемой конкурентами, о ее качестве, особенностях производства и новшеств на рынках труда и готовой продукции. При этом главное внимание эта служба обращает на виды продукции, которые либо уже производятся ин-новатором, либо предполагается производить в недалеком будущем. В результате такой разведки

могут быть выявлены дополнительные данные об эффективности избранного пути или о неудачах, которые постигли конкурентов при попытках решения сходных проблем. В ряде случаев результатом разведки становится приобретение лицензии на производство некоторого полезного изделия или технологии на более выгодных условиях, которую можно использовать при разработке собственных проектов предприятия. Опыт показывает, что особенно велика роль подобной информации в процессе решения конкретной задачи на этапе выполнения необходимой научно-исследовательской работы каким-либо научным разделением в составе предприятия или сторонней научно-исследовательской организации (НИО) по договору с промышленным предприятием в режиме аутсорсинга.

Как правило, процесс выполнения работы на этом этапе имеет стохастический характер, поскольку оказывается возможным как выполнение заказа в точности с соответствующими требованиям заказчика, так и некоторый неполный результат или вообще невыполнение основных условий заказа. Анализ показывает, что увеличение финансирования заказа на 10 % повышает вероятность его точного и своевременного выполнения примерно на 7.5 %. Опыт свидетельствует, этот результат связан главным образом с тем, что благодаря дополнительным финансовым средствам увеличивается количество вариантов разрабатываемого продукта и поэтому возрастает возможность более точного выполнения заказа.

Необходимо отметить, что использование достижений конкурентной разведки также способствует расширению множества возможных вариантов выполнения заказа и тем самым и роль, аналогичную дополнительному финансированию. Это обстоятельство используется для оценки стоимости, получаемой путем сравнения эффекта от этой информации с тем результатом, который дает определенная сумма дополнительных финансовых вложений.

В настоящее время применяется несколько различных видов конкурентной разведки, снабжающей предприятие - инноватора полезными сведениями научно-технического характера. Один из наиболее эффективных способов основан на том, что кандидат в инноваторы определяет в секторе несколько наиболее успешных предприятий или НИО и пытается наладить с ним информационное взаимодействие, чтобы тем или иным способом (путем покупки лицензий, ноу-хау или патентов) установить достаточно полезный и прочный канал связи.

Отметим, что в деятельности, связанной с поиском и получением информации о наилучших решениях, осуществляемых передовыми компаниями и предприятиями, активно используются контрольные сравнения или "бенчмаркинг". Этот термин ведет свою историю, по-видимому из геодезии, где похожим образом обозначается фиксированная отметка уровня (репер), на которую ориентируется дальнейшая съемка местности. Аналогичным способом, начиная с некоторой удачной заимствованной идеи, происходят распространение многих новых методов организации и управления в различных компаниях. Значительный успех достигается, как показывает опыт, в организации систем выполнения заказов в условиях большого числа товарных групп и нестабильности спроса.

В настоящее время в мире создается такая обстановка, что всем компаниям, не желающим уступать своим конкурентам, нужно не только изучать и использовать передовой опыт на всех направлениях своей деловой активности, но и выступать со своими новыми идеями и предложениями на различных информационных форумах. Это дает возможность фирме встать в один ряд с известными генераторами новых идей и получать полезную информацию в комфортной доверительной обстановке путем взаимного обмена сведениями.

Многим российским фирмам целесообразно изменить излишне жесткую политику засекречивания своих прогнозов номенклатуры товаров и цен в ближайшем будущем. Следует заметить, что хотя существование строгой секретности в каждом отдельном случае находит оправдание, некий общий настрой, наблюдаемый в российской экономике, может привести к большим потерям в инновационной деятельности.

Поиск подходящей среды для информационной разведки начинается с общего обзора возможных источников полезной информация, а также изучения вероятных конкурентов в сфере интересов фирмы. При этом также собираются разнообразные сведения об этих организациях и связанных с ними компаниях.

На следующей стадии поиска полученные ранее сведения упорядочиваются и выполняется детальное описание свойств и особенностей предполагаемых источников информации и возможных партнеров. При этом служба экономической разведки обязана стремиться установить те направления деятельности, технологии, или же потребительские свойства конечных продуктов,

по которым намечаемые партнеры идут впереди данной фирмы. Одновременно служба должна определить те фирмы, которые, в свою очередь, превосходят или могут превзойти намеченного возможного партнера, и тем самым расширить круг возможных источников полезной информации.

В результате появляется реальная возможность сопоставить эффективность деятельности компании с результатами работы конкурентов и на основе полученных оценок определить, какие именно улучшения требуются данной фирме в первую очередь и насколько готова фирма к изменениям в интересующей ее области.

В ходе осуществления улучшений компания должна принимать во внимание не только характерные особенности данного сектора или отрасли промышленности, в которой она работает, но и существующие общие рыночные тенденции. Поэтому на следующих этапах разработки инновационной темы важную роль играет служба маркетинга, которая организует надежную и удобную форму взаимодействия с выбранными партнерами.

Совместная работа информационной разведки и службы маркетинга может быть организована различными способами. Часто применяется способ формирования "образцов по аналогии», когда компания определяет для себя фирму или группу фирм, задающих тон на интересующем ее

сегменте рынка. После чего руководство компании или ее специальная служба тщательно следят за деятельностью и успехами этой группы, чтобы перенимать и использовать у себя все ее лучшие достижения.

Следует заметить, что развитие отношений сотрудничества между конкурирующими фирмами в инновационной сфере ставит новые проблемы перед службой информации. В частности, разведка должна проверять качество тех или иных решений и технологий, которые фирма-консультант готова предоставить своему партнеру. При этом следует руководствоваться точным наполнением термина «инновации» - коммерческого успеха передовой технологии. Большинство патентуемых нововведений - это производственные решения, улучшающие технологию ради снижения издержек. Благодаря патентной защите эти инновации дают фирме конкурентное преимущество на несколько лет. Поэтому в Китае, например, компании финансируют 64 % инноваций и разработок. В нашей стране бизнес неохотно вкладывает в НИОКР, инвестируя лишь 25% средств, остальное вкладывает государство - главным образом в фундаментальные мегапроекты.

Творческий подход к делу, от природы свойственный россиянам, мог бы успешно работать на экономику РФ: для этого нужно упростить процедуру получения патента и создать систему защиты прав его владельца.

Таблица 1

Структура заявок заявителей по регионам РФ, 2007 г.

№ Регион РФ Заявки на изобретения

Всего от юридических лиц от физических лиц

1 Москва 8317 3356 4962

2 Санкт- Петербург 1876 1252 624

3 Московская область 1501 838 663

4 Ивановская область 1022 106 916

5 Татарстан 760 574 186

6 Башкортостан 715 544 171

7 Свердловская обл. 689 500 189

8 Воронежская обл. 679 575 104

9 Самарская обл. 628 300 328

10 Новосибирская обл. 625 428 197

11 Ростовская обл. 601 386 215

12 Краснодарский край 552 381 171

13 Волгоградская обл. 512 360 152

14 Пермский край 505 388 117

15 Челябинская обл. 486 338 148

16 Остальные 8037 5582 2455

Итого 27505 15907 11598

В таблице 1 видна значительная неоднородность подачи заявок по регионам и примерное равенство подачи от юридических и физических лиц. Наблюдается также тенденция к снижению подачи заявок в РФ , что свидетельствует о необходимости стимулирования развития изобретательской деятельности, которая является основой инновационного развития экономики.

Инновационная инфраструктура представляет собой множество субъектов инновационной деятельности, выполняющих функции обслуживания и содействия инновационным процессам. С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются такие основные задачи содействия инновационной деятельности, как информационное обеспечение, производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности, задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции, содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов, проведение выставок инновационных проектов и продуктов, оказание консультационной помощи, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности и другие.

По аналогии с транспортной инфраструктурой можно сказать, что инновационная инфраструктура - это информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее добираться до своей практической реализации и находить своего потребителя.

Как свидетельствуют результаты проведенного анализа отечественного и зарубежного опыта, ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются:

- во-первых, технопарковые структуры, включающие научные парки, технологические и исследовательские парки; инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры; центры трансферта технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; виртуальные инкубаторы; технополисы;

- во-вторых, информационно-технологические системы, состоящие из баз научной и технологической информации, технико-юридической и технико-экономической информации.

В результате исследования особенностей развития инновационной деятельности установлено, что отсутствие на внутреннем рынке платежеспособного спроса на научную продукцию и заказов от промышленности, а также нерешенные вопросы защиты объектов передаваемой интеллектуальной

собственности, сдерживают реализацию инноваций, хотя 90 % готовых к использованию технологии обладают коммерческим потенциалом.

В настоящее время известно несколько моделей по формированию инновационной инфраструктуры:

Государственная модель базируется на государственных программах развития конкретных (прорывных) направлений, финансировании системы образования, фундаментальных и прикладных исследований. Стратегия развития в такой модели сводится, как правило, к общенациональным многолетним компаниям по развитию системы образования (особенно высшей школы), привлечению зарубежных технологических корпораций в страну и созданию сильных льгот своим национальным научно-техническим бизнесом и особенно тем из них, которые экспортируют технологические продукты. Накопленный опыт показывает, что достижение успеха в этом процессе с необходимостью требует долгосрочного подхода и значительных материальных затрат на начальном этапе.

Модель крупных корпоративных лабораторий активно существовала и развивалась в прошлом веке, но в настоящее время она перестала быть доминирующей, на смену ей приходит все большая децентрализация, направленная на объединение внутренних и внешних ресурсов.

Кооперационная модель или модель «открытых инноваций» включает в себя положительные элементы предыдущих моделей, носит межгосударственный характер и базируется на тесной кооперации участников инновационного рынка при низком уровне бюрократизации и эффективном сочетании внутренних корпоративных и внешних ресурсов. Одной из главных проблем в этой модели - является сложность ее управления, серьезные командные усилия, повышается роль руководителя его компетентности, системности подхода, лидерства. В такой модели управления роль руководителя заключается в стимулировании сотрудников, обеспечении их деятельности необходимыми ресурсами и контроле соответствия исследовательских задач требованиям рынка.

Исследование социально-экономических условий формирования инновационной инфраструктуры позволило выделить сдерживающие инновационное развитие факторы. К ним, прежде всего, относится отсутствие системной связи между элементами инновационной инфраструктуры, что определяет замедление процессов перенесения

новшеств из сферы науки в сферу производства, а также существенно снижает эффективность обратной связи в развитии инновационных процессов. Другим фактором, снижающим эффективность инновационной деятельности, является низкий уро-

вень взаимодействия инновационной инфраструктуры с рынком, что определяет недостаточный уровень коммерциализации созданных новшеств и невостребованность полученных результатов производственным сектором экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герасимов В. В., Минина Л. С., Васильев А. В. Управление инновационным потенциалом производственных систем. Новосибирск, 2003. 64 с.

2. Бортник И. 10 лет развития малого инновационного предпринимательства в России // Инновации. 2004. № 1. С. 5.

3. Шарашкина Т. П. Малый инновационный бизнес: факторы устойчивого развития // Региональные проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (13-14 нояб. 2003 г.). Саранск, 2003. С. 103-105.

4. Таничев А. В. Критерии эффективности инно в ацио нно - инвестицио нной деятельно сти// Научно-технические ведомости СПбГПУ, Экономические науки. 2008, № 4, с. 182-190

5. Кулакин Г. К. Научно-технологический потенциал отраслей: инновационная активность организаций // Проблемы прогнозирования. - 2004. № 1. С. 133-145.

6. Сухарев О.С.: Механизмы разрушения Российского "high tech"// Промышленная политика в РФ, 2005. № 3.

7. Багриновский К. А., Исаева М. К., Нико-нова А. А. и др. Исследование механизмов инновационного развития России. М: ЦЭМИ РАН , 2006.

УДК 338.32

Вагнер О. В.

управление инновАционно-ТЕхнологичЕским потенциалом промышленного предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационное развитие современной экономики требует реализации всего потенциала высокотехнологичного и ресурсосберегающего производства, способного в непродолжительные сроки обеспечить разработку и внедрение конкурентоспособных систем нового поколения, ориентированных на удовлетворение запросов внутреннего и внешнего рынков. Получение такого уровня производства все больше связывают с нетрадиционными конструкторскими и технологическими решениями, реализация которых далеко не всегда возможна на основе использования

технологических аналогов известных рабочих процессов, то есть на основании всего того, что составляет суть понятия «традиционные технологии». Поэтому в рамках инновационно-технологического развития формируется особое направление - высокотехнологичное производство, характеризуемое наукоемкостью, системностью, компьютерной технологической средой и прецизионностью, устойчивостью и надежностью, экологической направленностью. Принципиальным отличием высоких технологий от аналоговых является их индивидуализация, целевой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.