Научная статья на тему 'К вопросу о внешних угрозах безопасности Российской Федерации'

К вопросу о внешних угрозах безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Вячеслав Владимирович

В статье раскрыта актуальность вопросов о внешних угрозах безопасности Российской Федерации. Проведен анализ определений понятий «безопасность», «объекты защиты», «угрозы безопасности». Дается характеристика внешних угроз безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of external threats to the security of the Russian Federation

In the article the actuality of external threats of the Russian Federation is explained. The analysis of the definitions «security», «objects of protection», «security threats» is carried out. The external threats of the Russian Federation are also characterized.

Текст научной работы на тему «К вопросу о внешних угрозах безопасности Российской Федерации»

ИC7OPИKO-nPttBOBblE И OБЩEГVMЯИИ7ЯPИЫE ПPOБЙEMЫ OБECПEЧEHИЯ VKOHOMMEC^ БEЗOПЯCHOC7И

их

З

и

x

ия

x

е

р

з

и

&

о

I

I

е

тве

с

е

б

о

р

е

х

ы

I

ь

s

а

ода

I

8

а

з

о

б

а

р

ы

в

о

с

й

и

с

с

s

м

ко

1

с

р

те

с

и

і

и

Власть оказалась не в состоянии пресечьнищен-ство в России. Правительство пыталось решить эту проблему путем ужесточения наказания нищих. Запретительные и карательные меры нельзя рассматривать как эффективное средство борьбы с этим явлением, они не только не способствовали уменьшению данного негативного явления, но даже не препятствовали его развитию. Ни общество, ни государство не сделали всего должного и возможного в организации целесообразной помощи разным категориям лиц, вынужденных жить подаянием. Однако отсутствие законодательства, содержавшего суровое наказание паразитировавшего элемента, приводило к рецидиву нищенства.

В России в конце XIX — начале XX века существовали три главные причины, препятствовавшие успешной борьбе с профессиональным нищенством. Одна из них заключалась в несоответствии законодательства потребностям времени. Другая отчасти вытекала из предыдущей и выражалась в затруднительности практического применения законов. Система выявления и пресечения нищих не была разработана. В предупреждении и пресечении нищенства большое влияние оказывал субъективный фактор. Следующая причина коренилась в мировоззрении русского человека. Всегда готовый сам помочь, он не считал предосудительным попросить помощи и для себя. Прошение пособия Христовым именем не считалось позорным. Неразборчивая подача милостыни, традиционно характерная для русского общества, стимулировала развитие нищенства.

Не вызывает сомнения, что определенная часть лиц, занимавшихся нищенством, действительно,

находилась в очень тяжелом материальном положении и не могла существовать без филантропической помощи, но в области благотворительности имели место свои проблемы.

Примечания

1. Цит. по: Лихачев А. Наказание и помощь бедным // Трудовая помощь. — 1899. — № 1. — С. 5.

2. См.: Лихачев А. Наказание и помощь нищим. — СПб., 1899. — С. 15—16.

3. Ильинский В. Благотворительность в России. — СПб., 1897. — С. 23.

4. См.: Материалы по общественному призрению: В 2 кн. — СПб., 1896. — Кн. I: Некоторые данные о состоянии общественного призрения в России. — С. 1.

5. К вопросу о борьбе с профессиональным нищенством в России. (Материалы, изданные учреждением при Министерстве юстиции Комиссией для разработки вопроса о мерах против профессионального нищенства и бродяжничества: В 2 т. — СПб., 1899. — Т. 1. — С. 139.

6. См.: Положения о попечительствах общественного призрения // Вестник благотворительности. — 1897. — № 4. — С. 79.

7. См.: Проект общих оснований. Положения об общественном призрении // Вестник благотворительности. — 1897. — № 6. — С. 71.

8. См.: Положения о попечительствах общественного призрения // Вестник благотворительности. — 1897. — № 4. — С. 94.

9. См.: Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. 1890—1907: В 82 т. и 4 полутомах. — СПб., 1898. — Т. 49. — С. 176.

с

о

ї

ь

S

я

е

ч

.В.

а

I

и

3

ка

ерк

С

B.B. Петров

Петров Вячеслав Владимирович — начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин Института Федеральной

службы безопасности России (г. Нижний Новгород), кандидат юридических наук

E-mail: Petrov slava@bk.ru

К вопросу о внешних угрозах безопасности Российской Федерации

й

а

£

В статье раскрыта актуальность вопросов о внешних угрозах безопасности Российской Федерации. Проведен анализ определений понятий «безопасность», «объекты защиты», «угрозы безопасности». Дается характеристика внешних угроз безопасности России.

In the article the actuality of external threats of the Russian Federation is explained. The analysis of the definitions «security», «objects of protection», «security threats» is carried out. The external threats of the Russian Federation are also characterized.

В настоящее время Российское государство стоит перед лицом многочисленных реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз1, в

том числе имеющих долговременный характер. На первый план выходят и так называемые нетрадиционные угрозы безопасности, заявившие о себе

в последние десятилетия, среди которых главенствующее место занимают угрозы техногенного и экологического характера, угрозы, связанные с развитием международного терроризма и транснациональной организованной преступности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Локализация и устранение этих угроз возможны только при наличии разработанной на государственном уровне концепции, включающей в себя определение стратегических и тактических целей. Важностьи значимость указанной проблемы объединили усилия научной общественности вообще и ученых различных научных школ в частности: они налаживают взаимодействие между собой, анализируют формы угроз, осуществляют совместный поиск наиболее оптимальных решений по политическим, экономическим, социальным и другим вопросам2. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, решить проблему обеспечения безопасности государства до конца не удается. Отчасти это объясняется отсутствием комплексных научных исследований по данной теме, что лишний раз подчеркивает актуальность настоящей статьи.

Так что же представляет собой безопасность Российской Федерации, и от каких внешних угроз ее следует защищать? Согласно действующему законодательству безопасность — это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»3. Определение правового понятия «безопасность», по сути, соответствует лексическому значению данного термина4.

В то же время официальная трактовка категории «безопасность» на сегодняшний день не является достаточно полной, так как не отражает постоянной динамики и понимания этого явления. К тому же законодательное определение этого понятия содержит массу противоречий. Например, жизненно важные интересы рассматриваются как совокупность потребностей,тогда как интересы — это всегда субъективное осознание потребностей. Что касается угрозы безопасности, то она может исходить от отдельно взятого условия или фактора, а необязательно от их совокупности.

Некоторые исследователи рассматривают безопасность как системугарантий, обеспечивающих устойчивое развитие, защиту основных ценностей как внутреннего свойства процветающей системы в условиях конфликта и риска. По нашему мнению, безопасность следует рассматривать, прежде всего, как устойчивое состояние социальной системы, сохраняющей свою целостность, качественную определенность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Безопасность государства — это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое прогрессивное развитие страны.

Актуализация комплекса вопросов, связанных с проблемами обеспечения безопасности России, в

последние годы во многом была вызвана теми преобразованиями в экономике и политике, которые предопределили возникновение и масштаб наиболее острых кризисных явлений. В соответствии с конституционными положениями основные направления деятельности органов государства в сфере обеспечения безопасности должны быть направлены на охрану следующих объектов защиты: основ конституционного строя; государственного суверенитета; территориальной неприкосновенности и целостности5. Все эти объекты защиты являются элементами единой взаимосвязанной системы. Поэтому нарушение одного объекта неминуемо влечет нарушение другого объекта защиты.

По отношению ко всем другим видам угроз первостепенное значение следует уделять угрозе в адрес государства. Именно государственная власть устанавливает необходимые каждому«пра-вила игры», определенный порядок, стабильную систему социальных связей, в условиях которой каждый член общества может спокойно планировать деятельность по удовлетворению собственных интересов и развитию своих способностей. Поэтому разрушение или нарушение функционирования государства подрывают всю систему безопасности страны, представляют угрозу жизненно важным интересам каждого гражданина и общества в целом.

Важность безопасности государства состоит и в том, что оно одновременно является и главным субъектом обеспечения своей безопасности в силу того, что имеет для этого необходимые властные полномочия, органы, силы и средства. Значимым фактором, определяющим устойчивость и целостность государства, является его способность к противодействию угрозам, источник которых может находиться и вне государственного механизма. Оно должно эффективно противодействовать всевозможным деструктивным и дестабилизирующим влияниям внешнего характера, которые могут исходить от других государств, их учреждений и отдельных граждан, а также от негосударственных организаций и отдельных граждан Российской Федерации.

В период становления российской государственности, формирования новой системы международных политических и экономических отношений спектр внешних угроз нашему государству, хотя и претерпел серьезные количественные и качественные изменения, к сожалению, не сократился. Поэтому актуальной на сегодняшний день является проблема обеспечения безопасности государства от внешних угроз, которое характеризуется устойчивостью основ организации и деятельности государственной власти от воздействия внешних угроз.

На современном этапе безопасность России от внешних угроз испытывается на прочность практически на всех основных направлениях. К числу основных внешних угроз для России можно отнести следующие: территориальные притязания не-

и

и

з-

а

ера

I?

Ф

й

кой

с

й

и

с

с

о

сц

с

о

I

с

а

с

о

з

е

ю

з

о

угро

их

I

3

е

I

в

су

о

&

о

в

В.

в

о

(5-

е

с

£

з-

&

3

в

>5

§

О

>5

О

О

£

О

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

3

со

0

1 £

I

3

ф

I

со

о

о

о

&

о

со

со

ад

со

О

&

с:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

которых сопредельных стран в связи с отсутствием четкого договорно-правового оформления государственных границ; вмешательство зарубежных стран во внутренние дела России, включая посягательства на государственное единствои территориальную целостность; попытки игнорировать и ущемлять интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности; возникновение и эскалация вооруженных конфликтов вблизи границ России и ее союзников; создание группировок войск и их наращивание, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации и ее союзников; расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности нашей страны; действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности.

Вместе с тем, несмотря на теоретическую и практическую значимость категории «угроза», ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе еще не выработано единого подхода к этому понятию. Анализ существующих определений понятия угрозы свидетельствует, что в каждом из них такили иначе отражен процесс нанесения вреда в качестве ущерба, опасности, посягательства, помехи, негативного воздействия и т. п.

В статье 3 Закона РФ «О безопасности» дается следующее определение угрозы безопасности: это «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства»6. Таким образом, угроза есть возможное негативное воздействие на жизненно важные интересы личности, общества и государства, условия и механизмы их реализации, на систему отношений. Угрозы — это прежде всего действия, направленные на ущемление жизненно важных интересов личности, общества и государства, использующие для этого последствия различных экономических, социальных, политических и природных факторов и процессов.

Именно конкретная деятельность, наносящая ущерб интересам общества и государства, вне зависимости от того, осознает или не осознает лицо или иной субъект наличие общественных отношений, представляет угрозу национальной безопасности. Поэтому зачастую угроза имеет явно выраженный субъективный характер. Она является выражением противодействия (или бездействия) отдельных личностей, определенныхсоци-альныхгрупп, субъектов хозяйствования или иных представителей экономических, политических и других отношений удовлетворению общенациональных или государственных, а также личных жизненно важных интересов.

Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения безопасности государства, при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов. Важную роль в практической деятельности по обеспече-

нию безопасности государства играет классификация угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степеньсфор-мированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.

В зависимости от того, где расположен источник опасности, угроза может быть внешней или внутренней. Однако следует заметить, что деление угроз на внешние и внутренние может иметь место только по отношению к социальным объектам, то есть людям и их объединениям. Но угрозы личности, обществу и государству, как известно, этим не ограничиваются. Стихийные бедствия, неразумное воздействие человека на окружающую среду, эпидемии — эти и подобные им опасности также не могут оставаться вне поля зрения государства. Но найти среди них критерий выделения внешней и внутренней опасности не представляется возможным.

Проанализируем более подробно внешние угрозы безопасности России.

Внешнеполитические факторы российской государственности в сфере федеративных отношений и регионального развития связаны с практически нескрываемым желанием ряда иностранных государств получить части территории Российской Федерации, включить их в состав своей государственной территории либо в сферы своего влияния. В связи с чем имеют место целенаправленные попытки вмешательства зарубежных государств во внутренние дела России, целью которых являются раздробление России на отдельные государства, отторжение «спорных» российских территорий, а также экономическое подчинение и закабаление иностранными транснациональными компаниями и финансово-промышленными группами.

Именно поэтому своевременное выявление и нейтрализация внешних угроз суверенитетуи территориальной целостности нашей страны, укрепление российской государственности и федерализма, принятие эффективных мер по пресечению деятельности иностранных государств и организаций, направленной на развал целостности России, входят в число основных средств обеспечения безопасности Российской Федерации от внешних угроз.

В соответствии с военной доктриной одной из важнейших функций государства является защитная, оборонительная функция, позволяющая сохранить целостность и жизнеспособность страны. Несмотря на это, в России сохраняются, а в ряде регионов усиливаются потенциальные внешние угрозы военной безопасности государства. Непринятие адекватных мер в отношении этих угроз чревато нанесением непоправимого ущерба нашим национальным интересам. Наряду с военной бе-

зопасностью, сегодня на первый план выдвигаются и тесно взаимосвязанные между собой ядерная, радиационная, технологическая и другие виды (структурные элементы) безопасности, не в меньшей степени влияющие на состояние и здоровье нации, ее выживание и будущее развитие.

В пограничных пространствах Российской Федерации ее ключевые национальные интересы находятся в области экономики, противодействия организованной преступности в сфере наркобизнеса, контрабанды оружием, боеприпасами, сырьевыми и материальными ресурсами, экологии и терроризма. В области охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере также складывается напряженная ситуация. Нелегальная миграция превратилась в высоко прибыльный бизнес международных преступных группировок.

В сфере обеспечения безопасности государства от внешних угроз важное место занимает и ее политическая составляющая, которая требует специального изучения. Политическая безопасность тесно связана со способностью страны обеспечить политический суверенитет, сплоченность общества в достижении общезначимых целей на основе баланса базовых интересов его граждан, основных социальныхгрупп и представляет собой, прежде всего, состояние защищенности национальных интересов России в области организации и функционирования политической власти от вмешательства извне (потери политического суверенитета).

В современном мире в период глобализации все большее значение приобретает и такой компонент безопасности государства, как экономическая безопасность. Экономическая безопасность в самой широкой трактовке понятия является во многом ключевым фактором существования государства в современных условиях.

Окончание периода военно-политической конфронтации не привело к тому, что мир распахнул России свои «экономические объятия». Напротив, нормой жизни в международном экономическом сообществе остается жесткая конкуренция за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние.

Особенностью современного состояния экономики нашей страны является то, что она напрямую влияет на возможности государства по противодействию угрозам практически во всех сферах безопасности: экологической, информационной, оборонно-промышленной, военной и других. Среди нихобоснованную тревогу вызывает состояние оборонно-промышленного комплекса страны, определяющего наши возможности по предотвращению и нейтрализации угроз национальной безопасности.

Проблемы криминализации экономики страны, организованной преступности в экономической сфере, сырьевой ориентации российского экспорта, истощения запасов разведанныхсырьевых ре-

сурсов, падения объема инвестиций в экономику регионов приобретают наибольшую остроту среди экономических проблем России. С учетом этого интернационализация преступности в форме роста преступлений международного характера и транснационального объединения организованной преступности, ее коррумпирование и политизация, а также криминализация политики представляют собой серьезную угрозу безопасности современного Российского государства.

Важным направлением противодействия транснациональной преступности как одной из внешних угроз безопасности Российской Федерации является сотрудничество с другими государствами и межгосударственными объединениями на основе различных договорных актов антикрими-нальной направленности.

В настоящее время особо актуальны новые угрозы и вызовы, в первую очередь со стороны международного терроризма. Очевидно, что сегодня ни одна страна мира, даже самая мощная, не может гарантированно защитить своих граждан от проявлений терроризма. Вместе с тем, можно констатировать, что пока еще не во всех странах, в том числе и европейских, осознают всю серьезность угрозы со стороны международного терроризма.

Информатизация практически всех сторон общественной жизни, интенсивное развитие информационной инфраструктуры, как известно, оказывают существенное влияние на эффективность функционирования общества и государства в целом. Вместе с тем, информационная инфраструктура, информационные ресурсы все в большей степени становятся объектами межгосударственного противоборства за мировое лидерство, за достижение противоборствующими сторонами глобальных целей. Названные обстоятельства требуют осуществления эффективного противодействия посягательствам в информационной сфере7.

Приоритетными в новом веке являются проблемы обеспечения целостности данных, компьютерных систем, доступности информации, конфиденциальности сведений, пресечения негативного целенаправленного воздействия информации на органы власти с целью обеспечения принятия необходимых решений со стороны иностранных государств. Более того, источником угроз интересам общества в информационной сфере является непрерывное усложнение информационных систем, сетей, инфраструктур, используемых в обеспечении жизни общества. Чрезвычайные и непредсказуемые последствия в случаях выхода их из строя могут проявляться как следствие непреднамеренных ошибок в виде сбоев и отказов техники и программного обеспечения, так и умышленного вредного воздействия на эти инфраструктуры. Объектами реализации таких угроз могут выступать информационные системы атомной, химической, металлургической промышленности, энергетической, транспортной,трубопроводной и некоторых других инфраструктур.

8

8

а-

то

&

I?

©

>5

8

О

>5

О

О

О

сц

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

со

0

1 £

I

3

ф

I

со

&

о

&

о

со

со

ад

со

о

&

ф

с

£

з-

&

3

в

>5

§

о

>5

о

о

§

о

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

3

со

0

1 £

I

3

ф

I

со

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

&

о

со

со

ад

со

о

&

с:

Создание новейших информационных технологий, систем информационного воздействия и информационного противоборства, современных информационно-телекоммуникационных систем уже привело к тому, что в политическом лексиконе появилось понятие «информационная война», а отдельные эксперты считают, что уже сейчас информационное оружие по силе своего воздействия можно сравнивать с оружием массового поражения.

Опасность указанных угроз чрезвычайно высока, так как они способны дезорганизовать работу системы национальной безопасности и привести к катастрофическим последствиям8.

Наиболее опасным источником угроз в сфере информационного общества является существенное расширение возможности манипулирования сознанием человека за счет формирования вокруг него индивидуального «виртуального информационного пространства», а также возможности использования технологий воздействия на его психическую деятельность. Так, в настоящее время иностранными государствами и организациями осуществляются попытки невыгодного для России воздействия на ее кредитно-финансовую систему. Особое внимание отводится операциям по инспирированию «цветных» революций в СНГ, установлению контроля над избирательными кампаниями и решению задачи продвижения к власти выгодных людей.

Обеспечение безопасности России в экологической сфере в настоящее время становится актуальным направлением деятельности государства и общества9. Масштабы проблемы экологической безопасности страны, ее серьезность и срочная необходимость практических действий определяются размахом и глубиной экологического кризиса в мире. Кроме того, специалисты отмечают опосредованную, а в ряде случаев и прямую связь экологических кризисных ситуаций с развитием на этой основе экономических, социальных, межнациональных и территориальных конфликтов.

Деятельность по обеспечению безопасности в области духовной культуры, в том числе религиозной безопасности, призвана способствовать стабильному функционированию и развитию этой сферы, что соответствуетстратегическим интересам и жизненным потребностям российского общества и государства. Следует констатировать, что инициированная из-за рубежа миссионерская деятельность уже привела к значительному росту новых религиозных движений, в связи с чем количество только зарегистрированных в Российской Федерации конфессиональных направлений возросло за десятилетие более чем в три раза. Особую озабоченность с учетом роста культурно-религиозной экспансии из зарубежных стран вызывает тенденция нарастания экстремизма на религиозной основе, что во многом обусловлено существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри них.

В заключение следует отметить, что современная практика обеспечения безопасности Российского государства от внешних угроз нуждается в комплексных теоретических исследованиях. Необходимость исследования данной проблемы определяется ее многоаспектностью, масштабностью и сложностью. Важной задачей при этом является своевременный анализ истоков и причин возникновения внешних угроз безопасности страны при использовании разнообразныхформ и методов. В этом случае новые вызовы и угрозы могут быть парированы системой государственных сил и средств с большей вероятностью.

От правильного выбора пути и средств достижения целей зависит безопасность России, ее физическое выживание, территориальная целостность и суверенитет, престиж и влияние державы на мировой арене, ее влияние на формирование международной среды, наиболее благоприятной для процветания и демократического развития общества, региональных социальных общностей, семьи и отдельной личности.

Примечание

1. В Толковом словаре русского языка под угрозой понимается «запугивание, обещание причинить кому-нибудь вред, зло; возможная опасность» (см.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 1999. — С. 825).

2. См.: Кадровое обеспечение системы национальной безопасности России: постановка проблемы, ее содержание // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке: Материалы научно-практической конференции, 15—16 февраля 2001 г. / Науч. ред. В.А. Воз-жеников. — М., 2001. — С. 263—270.

3. Статья 1 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. от 2 марта 2007 года № 24-ФЗ) // Российская газета. — 1992. — 6 мая.

4. В толковом словаре русского языка под безопасностью понимается «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» (см.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М., 1999. — С. 41).

5. См.: Кузнецов А.П. Преступления против государственной власти: Комментарий к разделу X Уголовного кодекса Российской Федерации. — М., 2005. — С. 21—34.

6. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. от 2 марта 2007 года № 24-ФЗ) // Российская газета. — 1992. — 6 мая.

7. См.: Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Президентом РФ 9 сентября 2000 года № пр-1895) // Российская газета. — 2000. — 28 сентября.

8. См.: Кузнецов А.П. Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации: Учебнопрактическое пособие. — Н. Новгород, 2007. — С. 23.

9. См.: Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 1300 (в ред. от 10января 2000 года) // Российская газета. — 1997. — 26 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.