Научная статья на тему 'Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия'

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29419
1546
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кабанов А. А., Бончук Г. И.

Объект исследования - угрозы экономической безопасности. Цель - выявление внутренних и внешних угроз и факторов, определяющих способы защиты от них. Предмет исследования и область применения - отношения в сфере защиты от угроз экономической безопасности. В работе сформулированы варианты подразделения угроз по различным квалификационным признакам (внутренние и внешние, объективные и субъективные, реальные и потенциальные), подчеркивается важность внутренних угроз, выделены принципы обеспечения экономической безопасности в части декриминализации общества. Отмечены наиболее опасные из внешних угроз экономической безопасности предприятия, в частности угроза недружественного захвата, определены риски, представляющие собой угрозу экономической безопасности, прежде всего неопределенность и непредсказуемость хозяйственной деятельности. Указываются основные причины неопределенности этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Экономика, финансы

А.А. Кабанов*, Г.И. Бончук

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия

Объект исследования - угрозы экономической безопасности. Цель - выявление внутренних и внешних угроз и факторов, определяющих способы защиты от них. Предмет исследования и область применения -отношения в сфере защиты от угроз экономической безопасности.

В работе сформулированы варианты подразделения угроз по различным квалификационным признакам (внутренние и внешние, объективные и субъективные, реальные и потенциальные), подчеркивается важность внутренних угроз, выделены принципы обеспечения экономической безопасности в части декриминализации общества. Отмечены наиболее опасные из внешних угроз экономической безопасности предприятия, в частности угроза недружественного захвата, определены риски, представляющие собой угрозу экономической безопасности, прежде всего неопределенность и непредсказуемость хозяйственной деятельности. Указываются основные причины неопределенности этой деятельности.

An object of research is a threat of economic security and treatment inc a sphere of defense. A purpose of research is elucidation of internal and external threat and factors and defence methods.

The research formulates various variants of threats subdivided by sighs (internal and external, objective and subjective, real and potential). There is a higher importance of internal threats. There are principles of security criminalization decreasing for increasing economic security. There are the most dangerous treats of M&A (Mergers & Acquisitions). The research defines risks, and causes first of all indefinite and unforeseen of business.

Как известно, безопасностью называется «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»1. Законодателем эта формулировка более 15 лет не менялась, и для этого имеются самые серьезные основания. Совершенно справедливо выделены не просто интересы, а именно «жизненно важные». Не все экономические интересы являются жизненно важными. В самом законе под такими интересами понимается «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Критерии выделения таких интересов, как правило, более подробно не обсуждаются2.

Кроме того, важной представляется последовательность интересов в соответствии с Конституцией: сначала - интересы личности, затем - общества и только в последнюю очередь -

* Кандидат юридических наук, доцент.

государства. Однако уже в законе «О государственной тайне» (абз. 4 ст. 6) последовательность субъектов прямо противоположна: «исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан». Причем следует иметь в виду, что личность не всегда является гражданином: она может быть иностранцем, апатридом, бипатридом или беженцем.

Проблемам обеспечения экономической безопасности на уровне страны посвящено достаточное количество исследований, в которых ее основные элементы складываются из следующих стратегических аспектов:

а) способности экономики функционировать в период смены общественно-экономической формации;

б) повышения уровня жизни российского народа;

в) формирования устойчивости финансово-банковской системы;

г) создания условий взаимовыгодной внешнеэкономической деятельности;

д) активизации научно-технического прогресса;

е) создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;

ж) совершенствования законодательной системы, отвечающей интересам государства и народа;

з) государственного регулирования, направленного на стабилизацию и развитие экономики страны.

Сущность экономической безопасности в основном представляется как определенное состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается надежная защита российских интересов, высокий оборонный потенциал и социально направленное развитие страны в любых, даже неблагоприятных условиях, рождаемых внутренними и внешними реалиями3.

Как показывают исследования ряда ученых, занимающихся проблемами именно экономической безопасности предпринимательства (В.К. Сенчагова, А.А. Одинцова, Б.Н. Торянникова, А.П. Красковского), выжить в таких условиях и обеспечить финансовое благополучие смогли в основном те предприятия, в которых главенствующее внимание уделялось экономической безопасности4. Известно, что в развитых капиталистических странах предприниматели выделяют на обеспечение экономической безопасности из годового бюджета от 15% до 25% денежных средств5.

Угрозы стабильности и жизнеспособности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные.

Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимо от принятых решений и действий руководителей. Например, состояние финансовых и экономических отношений в стране и за рубежом, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т.д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях.

Субъективные же угрозы порождены, как правило, умышленными или неумышленными действиями людей, а также различных органов и организаций, включая, к сожалению, нередко государственные, которые по статусу обязаны содействовать экономической безопасности предприятия6.

Безопасность может определяться как состояние, при котором опасность не угрожает, есть защита от опасности; или как отсутствие опасности: сохранность, надежность7.

Что касается важности геополитического фактора в системе внешних угроз, то одним из современных заблуждений в области безопасности является то, что в политической жизни России продолжают господствовать стереотипы, сложившиеся еще до Октябрьской революции - понимание национальной безопасности только как государственной безопасности8.

Новые геополитические ориентиры диктуют необходимость смены приоритетов9. Для многих ученых, ведущих работы в области исследования процессов развития глобального кризиса современной цивилизации, этот кризис является в основе своей мировоззренческим10. Все остальные кризисные явления (политического, экономического, социального и экологического характера) являются лишь следствиями кризиса мировоззрения11.

По характеру угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние. Практически все внутренние угрозы носят реальный характер. Из внешних угроз к таковым относятся целенаправленные действия преступников, включающие и нарушение функционирования внешних систем. Нарушения технологического характера, а также чрезвычайные происшествия некриминального характера являются потенциальными источниками угроз. Предотвращение и парирование угроз составляет главное содержание экономической безопасности.

К основным внутренним угрозам, как правило, относят:

- низкий профессиональный уровень руководителей;

- нарушения трудовой дисциплины;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

- превышение полномочий руководителями;

- выбор ненадежных партнеров и инвесторов;

- отток квалифицированных кадров;

- низкую компетентность кадров;

- нарушения режима сохранения коммерческой тайны;

- аварии, пожары, взрывы;

- перебои в энерго-, водо- и теплоснабжении;

- выход из строя компьютерной техники;

- зависимость ряда руководителей от уголовного мира;

- существенные упущения как в тактическом, так и в стратегическом планировании.

К внешним угрозам экономической безопасности следует прежде всего отнести:

- неблагоприятное изменение политической ситуации;

- изменение законодательства, влияющего на условия хозяйственной деятельности;

- макроэкономические потрясения (экономические кризисы, нарушение производственных связей, инфляция, потеря рынков сырья, материалов, энергоносителей, товаров и т.д.);

- противоправные действия криминальных структур;

- использование недобросовестной конкуренции;

- промышленно-экономический шпионаж;

- запугивание, шантаж и физическое воздействие на руководителей и членов их семей;

- хищения материальных средств;

- недобросовестная конкуренция;

- заражение компьютерных систем предприятия различного рода вирусами;

- противозаконные финансовые операции;

- чрезвычайные ситуации природного и технического характера;

- несанкционированный доступ конкурентов к конфиденциальной информации;

- кражи финансовых средств и ценностей;

- мошенничество;

- повреждение зданий, помещений.

К другим внешним факторам, влияющим на результаты хозяйственной деятельности, относятся:

- политическая и экономическая обстановка в стране и регионе предпринимательской сферы;

- наличие местных сырьевых и энергетических ресурсов;

- развитие транспортных и других коммуникаций;

- наполняемость рынка;

- состояние конкурентов;

- наличие свободных трудовых ресурсов;

- уровень их профессиональной подготовленности;

- уровень жизни населения;

- его платежеспособность;

- криминализация экономики и др.

Выше перечислены угрозы, имеющие место в макроэкономике.

Экономическая безопасность предприятия - это постоянно действующая система мероприятий, гарантирующая стабильность функционирования его организационных структур, финансовую устойчивость предприятия, применение прогрессивных научно-технических достижений и социальное развитие независимо от стабильности или неопределенности внешней среды, а также от возникновения проблем во внутренней среде предприятия.

Основной внешней угрозой экономической безопасности мы считаем криминализацию общества. Если рассмотреть противодействие этой угрозе как управленческий процесс, то следует учесть, что управление имеет несколько определений, подразумевающих прежде всего наличие цели. Как известно, в управлении организацией проблема целеполагания является центральной12, она определяет и регулирует действия и является неким алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. Среди целей управления выделяют стратегические, тактические и оперативные13. Стратегической целью противодействия криминализации как угрозы экономической безопасности является достижение такого состояния системы обеспечения экономической безопасности, которое обеспечивало бы соответствие деятельности всех ее подсистем и элементов современному их состоянию, интересам личности, общества и государства, а также адекватное реагирование на новые экономические угрозы, связанные с обострением криминальной ситуации в экономической сфере14.

Реализация цели обеспечения экономической безопасности, закрепляющей приоритеты государства в указанной области, должна осуществляться15:

- в контексте общегосударственной политики реформирования российского общества;

- посредством государственной координации деятельности различных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих экономическую безопасность;

- с использованием внутренних и внешних федеральных, региональных и местных ресурсов -организационных, интеллектуальных, информационных, материальных, финансовых и др.

Криминализация - это не только рост преступности, поэтому и защита от нее не сводится лишь к воздействию на преступность и преступников. Исправить ситуацию, переловив всех бандитов и коррупционеров, невозможно. Подобно тому, как В. Радаев16 характеризует неформальную экономику как сектор или совокупность секторов, совокупность отношений и определенную логику действий, можно характеризовать и российский криминал. Лишь ликвидировав названные выше социальные и культурные предпосылки, осознав, что только от нас зависит наша судьба, можно сделать более выгодным некриминальное поведение.

С позиций обеспечения экономической безопасности комплекс превентивных мер должен состоять:

- во-первых, из доктрины национальной безопасности, включающей определенную идеологию и программу действий;

- во-вторых, из правовой основы, т.е. системы законов, позволяющих защитить интересы общества и его институтов;

- в-третьих, из системы государственных сил и органов, функциональная задача которых состоит в обеспечении безопасности общества;

- в-четвертых, из системы общественной безопасности.

Условием эффективного функционирования такой системы является ответственность органов власти перед обществом, строгое выполнение системой безопасности своих обязанностей, а также ограничение вмешательства государства в дела общества17.

Обычно выделяют две основные группы организационных механизмов обеспечения декриминализации. Первая группа механизмов - это общие инструменты. Она направлена на уменьшение криминогенного потенциала посредством долгосрочного изменения фундаментальных основ общества. Применительно к экономической сфере, эти инструменты должны воздействовать на экономику в целом. По своей сущности, характеру и целевому назначению эти инструменты обязаны решать более масштабные проблемы.

Часть механизмов направлена непосредственно на обеспечение декриминализации. К таким механизмам относятся специальные механизмы, непосредственно воздействующие на криминальную экономику через систему специально уполномоченных на это правоохранительных органов. Специальные меры, в отличие от общих, предметно ориентированы, направлены на борьбу с отдельными проявлениями криминализации и используются на оперативно-тактическом уровне противодействия криминализации. К этой группе следует отнести меры, связанные с так называемой карательной практикой. Совершенствование деятельности в этих сферах предполагает повышение эффективности борьбы с конкретными видами преступности, своевременное реагирование на конкретные преступления, обеспечение неотвратимости наказания лиц, совершивших преступное деяние, возмещение ими вреда потерпевшим и обществу. Следовательно, можно утверждать, что специальные меры обладают направленным воздействием именно на процесс криминализации. К специальным инструментам обычно относят уголовно-процессуальные, административно-правовые, технические, непосредственно экономические и др.

При разработке мер декриминализации прежде всего следует учитывать условия места и времени, а также обстоятельства, в которых имеет место криминализация. Однако существуют общие принципы, на которых должна базироваться деятельность по декриминализации. Это, во-первых, комплексное программирование и планирование экономической деятельности; иерархическое деление хозяйствующих субъектов с целью обеспечения их экономической безопасности; четкое и ясное закрепление за субъектами конкретного уровня определенного круга задач в соответствии с их компетенцией18.

Можно выделить принципы обеспечения экономической безопасности в части декриминализации общества.

Принцип системности, который предполагает:

- во-первых, учет зависимости между всеми элементами программного комплекса (объектносубъектные отношения, взаимосвязь целей, задач и средств, методов их достижения и др.);

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

- во-вторых, иерархию субъектов декриминализации, четкое разграничение областей компетенции, функций, ответственности;

- в-третьих, временное структурирование, т.е. выделение этапов декриминализации;

- в-четвертых, комплексность по отношению к мерам, производимым внутри отдельных элементов программы19.

Принцип адекватности, означающий, что программа действий должна соответствовать условиям времени и места реализации (конкретным историческим условиям, внутреннему и международному положению страны, уровню экономического развития и др.), учитывать их специфику. Если говорить о применении этого принципа непосредственно к объекту программы, то его суть сводится к тому, что инструменты декриминализации должны отвечать современным тенденциям развития криминальных процессов в нашей стране.

Принцип вариативности определяет, что система мер декриминализации должна учитывать все возможные направления криминализации, быть гибкой в соответствии с изменениями криминальной и социальной реальности.

Принцип открытости предполагает, что программа строится с учетом общественных интересов, обеспечивает четкое усвоение декларируемых целей, задач и их одобрение, поддержку гражданами Российской Федерации. Принцип открытости также предполагает двустороннее взаимодействие между основными субъектами, осуществляющими декриминализацию общества, в вопросах разработки и реализации программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип обратной связи, заключающийся в постоянном мониторинге состояния преступности и контроле за обеспечением экономической безопасности всеми заинтересованными субъектами. Сущность обратной связи заключается в том, что информация (ресурсы) с выхода системы (или входящих в нее подсистем) поступает на вход этой системы (или подсистем, в нее входящих)20 .

Одной из наиболее опасных для коммерческих предприятий внешней угрозой экономической безопасности является корпоративный захват собственности. Консультационный центр «Стратегия защиты» отмечает, что если за 2002 г. на российском рынке было совершено сделок по недружественным поглощениям на общую сумму 3 млрд. долларов, то за 2003 г. - на сумму свыше 15,4 млрд. долларов. Ежегодно только в одной Москве происходит более 300 захватов предприятий21. Под корпоративным захватом (недружественным поглощением) понимается установление над компанией или ее активом полного контроля (юридического и фактического) вопреки воле менеджмента и собственников этой компании или ее актива.

Можно выделить следующие основные технологии реализации проектов по захвату предприятия:

- скупка акций, распределенных среди большого количества собственников, при условии, что ни один из них не имеет значимого пакета;

- блокировка пакетов акций;

- хищение акций.

Захват предприятия путем скупки акций является самым предпочтительным с точки зрения компании-агрессора. В настоящее время такой способ захвата предприятия является довольно редким, т.к. в подавляющем большинстве случаев контрольные пакеты акций или близкие к ним, как правило, или скуплены внешним инвестором, или приобретены советом директоров этих компаний.

Блокировка пакетов акций как способ захвата предприятия встречается чаще. Основной недостаток этого способа для компании-агрессора состоит в том, что блокировка акций дает лишь кратковременный эффект, однако достаточный для того, чтобы подорвать бизнес конкурента. Блокировка пакетов акций позволяет лишить соответствующего акционера права голосования принадлежащими ему акциями, что и представляет собой угрозу экономической безопасности.

Наиболее распространенным способом захвата предприятия является хищение акций. При этом объектом преступных посягательств являются акции, выпущенные в бездокументарной форме, а таких в практике современного хозяйствования подавляющее большинство. Для того чтобы похитить такие акции, достаточно обеспечить их списание с лицевого счета конкретного акционера и зачислить на лицевой счет другого акционера. С помощью цепочки последующих сделок похитители оставляют акционеру только возможность предъявления иска регистратору о возмещении причиненных убытков. Однако эффективность такого иска чрезвычайно низка.

Методика защиты от корпоративных захватов, как представляется, должна быть сориентирована на превентивную защиту от недружественных поглощений. Это, в первую очередь, предполагает:

1) построение защищенной корпоративной структуры;

2) мониторинг текущей ситуации;

3) формирование эффективной мотивации менеджмента и ограничение полномочий руководителей предприятия;

4) создание условий, препятствующих массовой скупке акций22.

Смысл построения защищенной корпоративной структуры состоит в том, чтобы в максимально степени затруднить возможность недружественного поглощения бизнеса.

Обеспечение эффективной экономической безопасности предприятия с помощью мониторинга текущей ситуации достигается за счет создания собственной службы безопасности, в структуре которой имеется подразделение бизнес-разведки.

Формирование эффективной мотивации менеджмента и ограничение полномочий руководителей предприятия наиболее эффективны в том случае, когда потенциальная компания-цель управляется наемным менеджментом. Собственникам предприятия необходимо сформировать такую систему мотивации своим управляющим, чтобы они были ориентированы на дальнейший рост компании и развитие существующего бизнеса. В противном случае сами менеджеры могут выступить инициаторами недружественного поглощения23.

Создание условий, препятствующих массовой скупке акций, также является актуальным с точки зрения превентивной защиты компании-цели от недружественного поглощения. Наиболее распространенной схемой, позволяющей решить эту проблему, является конструкция перекрестного владения акциями с той лишь разницей, что потенциальная компания-цель создает дочернюю структуру - закрытое акционерное общество с преобладающей долей участия в уставном капитале (51% и более). В качестве остальных учредителей компании выступают миноритарные акционеры, которые вносят в качестве вклада в уставный капитал принадлежащие им акции головного предприятия. Таким образом, у дочерней структуры консолидируется контрольный пакет материнской компании. Генеральный директор компании-цели избирается на должность генерального директора дочернего общества. Получается конструкция, гарантирующая не только контроль над материнской компанией, но и полную несменяемость генерального директора, который на общих собраниях акционеров голосует за собственную кандидатуру. Такую конструкцию крайне сложно разрушить законными средствами. Компании-агрессоры, столкнувшись с описанной структурой перекрестного владения акциями, обычно отступают.

Таким образом, эффективно построенная система экономической безопасности способна защитить от недружественных захватов.

Практически любой исследуемый социальный механизм - это продукт целенаправленной творческой активности отдельных людей, либо их коллективов, либо социума в целом. В этом смысле проявление общественной активности может быть описано понятием «механизм», во-первых, если в исходном моменте выделяется общий волевой акт; во-вторых, если возникающее явление имеет системообразующие признаки; в-третьих, если созданная система обладает устойчивыми, предсказуемыми параметрами функционирования24.

Экономика всегда сопровождается рисками, также представляющими собой угрозу экономической безопасности. Существует много различных точек зрения по вопросу о сущности риска. Риск - это возможная опасность, действие наудачу, в надежде на счастливый исход, с пониманием того, что могут произойти неприятности, наносящие ущерб. Риск в условиях рыночной экономики становится неизбежным. Идти на риск предпринимателя вынуждает неопределенность, непредсказуемость возникающих в процессе хозяйственной деятельности событий. Под неопределенностью обычно понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации бизнес-плана, невозможность точного прогнозирования (предвидения) изменений в окружающей среде бизнеса, непредсказуемость в действиях конкурентов, партнеров, невозможность предугадать прорывы в научных открытиях и т.д.

Основными причинами неопределенности являются:

- невозможность полного знания хозяйствующего субъекта об окружающем мире;

- случайность возникновения событий, которые могут привести к убыткам или значительной выгоде;

- непредсказуемость рыночной ситуации (динамика цен, платежеспособный спрос, наполненность рынка товарами-субститутами и комплиментарными товарами, изменение вкусов потребителей и т.д.);

- противодействие фирме со стороны криминальных элементов, конкурентов, конфликты с партнерами по бизнесу, нарушение договорных обязательств, трудовые конфликты и т.д.25

Добросовестная конкуренция между участниками экономических отношений является одним из основных критериев рыночной экономики26. Тем не менее опыт социально-экономических реформ

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (37) 2008

в России в условиях затянувшегося переходного периода показывает, что конкуренция в нашей стране не является добросовестной и приобретает все более и более криминальный характер27.

Недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации28.

По справедливому мнению В.Е. Перекислова, недостатки российского законодательства в сфере защиты от недобросовестной конкуренции, обусловленные отсутствием гармонизации правовых норм, сосредоточенных в многочисленных законах, регулирующих экономические отношения в различных сферах, не позволяют обеспечить эффективную защиту бизнеса29.

Таким образом, выделены наиболее актуальные, на наш взгляд, внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия. Подчеркнута важность и реальность внутренних угроз, тем не менее, достаточное внимание уделено внешним угрозам. Кроме того, приведен ряд возможных действий по реализации механизма обеспечения экономической безопасности.

1 Ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая (с последними изменениями от 2 марта 2007 г. № 24 // Российская газета. 2007. 5 марта).

2 См., напр.: Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.

3 См.: Субботин В.Н. Теоретические и практические проблемы обеспечения экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность бизнеса: актуальные проблемы правового обеспечения: Материалы межвузовской научнопрактической конференции в СПбГИЭУ. Санкт-Петербург, 19 января 2005 г. СПб., 2005. С. 7.

4 См. там же. С. 8.

5 См.: Экономическая безопасность предпринимательской деятельности: Методическое пособие для предпринимателя / Сост. Б.Н. Торянников, А.П. Красковский. СПб., 2000. С. 28.

6 См.: Субботин В.Н. Указ. соч. С. 9.

7 См.: Кабанов А.А. Система защиты государственной тайны: Лекция. СПб., 2003. С. 5.

8 См.: Алексеев А.Н. Система внутренней и внешней безопасности: Учебное пособие. СПб., 1996. С. 35.

9 См. там же. С. 36.

10 См.: Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. М., 1998. С. 3.

11 См.: Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. М., 1997.

12 См.: Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. М., 2000. С. 213.

13 См.: Терминология менеджмента: Словарь / Сост. А.К. Семенов, В.И. Набоков. М.: Маркетинг, 2002.

14 См.: Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: Учебное пособие. М., 2005. С. 46.

15 См.: Белов О.С. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы (По материалам Приволжского Федерального округа): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

16 См.: Радаев В. Неформальная экономика и внеконтрактные отношения в российском бизнесе. Подходы к исследованию неформальной экономики // Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. М., 1999. С. 38-39.

17 См.: Мисник В.Л. Превенция терроризма как главное направление взаимодействия антитеррористических центров стран - участниц СНГ // Консолидация усилий правоохранительных органов стран СНГ - основа противодействия транснациональной преступности: Сборник материалов третьей международной научнопрактической конференции «О развитии взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ в борьбе с преступностью, международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма». Минск, 2001. С. 115-116.

18 См.: Лобанова О.В. Особенности криминализации современного российского общества: социокультурный анализ: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006.

19 См.: Белов О.С. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационные и правовые вопросы (По материалам Приволжского Федерального округа): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

20 Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М., 1999.

21 См.: Зыкова Т. Троянские кони корпораций // Российская газета. 2004. 24 ноября.

22 См.: Ионцев М.Г. Корпоративные захваты. М., 2003. С. 131.

23 См.: Осиновский А.Д. Акционер против акционерного общества. СПб., 2004. С. 59.

24 См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С. 168-196.

25 См.: Грунин О.А. Науки о безопасности и рисках как инновационный фактор современного образования // Экономическая безопасность бизнеса: актуальные проблемы правового обеспечения. С. 55-56.

26 См.: Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Предисл. В.Ф. Яковлева. М., 2002. С. 75.

27 См.: Одинцов А.А. Защита предпринимательства (экономическая и информационная безопасность): Учебное пособие. М., 2003. С. 12-28.

28 Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Российская газета. 1991. № 89 (с последними изменениями от 26 июня 2006 г. № 135-ФЗ // Российская газета. 2006. 27 июля. № 162).

29 См.: Перекислов В.Е. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции как угрозы экономической безопасности бизнеса // Экономическая безопасность бизнеса: актуальные проблемы правового обеспечения. С. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.