Научная статья на тему 'Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии'

Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3147
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладких Виктор Иванович

В настоящей статье автор анализирует нормативное и доктринальные понятия экономической безопасности; приводит перечень поставленных под угрозу экономических интересов Российской Федерации и классификацию угроз экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность Российской Федерации: к вопросу о понятии, структуре, угрозах, противодействии»

26. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/ca_1982.html [Электронный ресурс]

27. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/ca_1907.html [Электронный ресурс]

28. http://laws.justice.gc.ca/en/P-26/text.html [Электронный ресурс]

29. http://laws.justice.gc.ca/en/F-8/text.html [Электронный ресурс]

30. См.: Немова, Л. А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика [Текст] / Л. А. Немова // США - Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 1. С. 38-53.

31. См.: Барановский, К. Ю. Квебек: после референдума [Текст] / К. Ю. Барановский. С. 114117.

32. http://www.solon.org/Statutes/Canada/EngHsh/!/ I-5.html [Электронный ресурс]

33. Королевская декларация 1763 г. признавала существование в Северной Америке коренного населения и устанавливала между ними и британской королевской властью форму отношений, основанных на договорах между индейскими племенами и европейскими поселенцами.

34. http:// www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/ca_1982.html [Электронный ресурс]

35. Камерон, Д. Различия и неравенства регионов и как с этим справляться: Доклад для консорциума по вопросам прикладных экономических исследований (Cepra) [Текст] / Д. Камерон. М., 1999.

36. http:// www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/cap_1983.html [Электронный ресурс]

37. См.: Соколовский, С. В. Коренные народы и самоуправление [Текст] / С. В. Соколовский. М., 2002.

38. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/ca_1999-na.html [Электронный ресурс]

39. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/ca_1975_2.html [Электронный ресурс]

40. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/ca_1975_1.html [Электронный ресурс]

41. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/Proposals/Bill-C-xxx_1996.html [Электронный ресурс]

42. Килгур, Д. Свет и тени канадского федерализма [Текст] / Д. Килгур // Very Important Person (VIP). 1997. № 1. С. 66.

43. В. Е. Шило, исследуя историю развития федеративной системы США, выделяет хронологически синхронные периоды: период централизма с начала XX в. до конца 1960-х гг. и начавшийся с конца 1960-х - начала 1970-х гг. период децентрализации. См.: Шило, В. Е. Периодизация американского федерализма [Текст] / В. Е. Шило // США - Канада: экономика, политика, культура. 2002. № 1. С. 6177.

44. Ажаева, В. С. Канада: тенденции социально-политического развития [Текст] / В. С. Ажаева. М., 2001. С. 75.

В. И. Гладких

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, СТРУКТУРЕ, УГРОЗАХ, ПРОТИВОДЕЙСТВИИ

В настоящей статье автор анализирует нормативное и доктринальные понятия экономической безопасности; приводит перечень поставленных под угрозу экономических интересов Российской Федерации и классификацию угроз экономической безопасности.

Экономическая безопасность в последнее десятилетие стала объектом пристального внимания как экономистов, так и юристов, однако единого подхода к ее определению не выработано. Это не только затрудняет разработку практических мер по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов, но и негативно сказывается на состоянии национальной безопасности России в целом.

В действующем законодательстве и правоприменительной практике термин «экономическая безопасность» широко используется, однако нигде не раскрывается.

Следует отметить, что в законодательстве дается родовое определение безопасности, которое послужило основой для описания и исследования ее видовых определений: экономической, энергетической, продовольственной безопасности и др. В связи с этим необходимо обратиться к Закону Российской Федерации «О безопасности» [1], в котором это понятие раскрывается.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного закона безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В ч. 2 ст. 1 конкретизируется понятие жизненно важных интересов, а в ст. 3 - угроз безопасности. Под жизненно важными интересами законодатель понимает совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угрозы безопасности рассматриваются как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Таким образом, сущность безопасности может быть выявлена исходя из анализа жизненно важных интересов и угроз, которые создают им опасность.

ГЛАДКИХ Виктор Иванович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации (Академия экономической безопасности МВД России) © Гладких В. И., 2006

Коллектив авторов под руководством С. В. Степашина предлагает следующую формулировку экономической безопасности: «Режим функционирования государства в лице законодательной, исполнительной и судебной властей, при котором обеспечиваются неуязвимость и независимость экономических интересов РФ по отношению к возможным и внутренним угрозам и воздействиям» [2].

Недостатком приведенного определения является возможность его неоднозначной трактовки, размытость в том, что касается смысла слов «неуязвимость» и «независимость».

Наиболее полное, на наш взгляд, определение экономической безопасности содержится в работе «Экономическая безопасность России» под ред. академика В. К. Сенчагова: это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором гарантирована защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [3].

Ключевыми понятиями, призванными описать и исследовать экономическую безопасность государства, являются «жизненно важные интересы в экономической сфере», «угрозы экономической безопасности», «показатели экономической безопасности», «индикаторы экономической безопасности», «пороговые значения показателей экономической безопасности». Они призваны не только конкретизировать эту категорию, но и сформировать методологический аппарат для ее мониторинга и совершенствования механизмов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Экономическая безопасность Российской Федерации представляет собой системное образование. С одной стороны, она является частью национальной безопасности Российской Федерации и находится в тесном взаимодействии с другими ее подсистемами: информационной безопасностью, военной безопасностью и др. С другой стороны, экономическая безопасность включает в себя совокупность элементов, образующих ее структуру.

В нее, как правило, включают следующие блоки:

- Концепция и Стратегия национальной безопасности;

- национальные интересы России в сфере экономики;

- угрозы в сфере экономики;

- индикаторы экономической безопасности;

- пороговые значения индикаторов экономической безопасности;

- организационная структура экономической безопасности;

- правовое обеспечение экономической безопасности.

Вместе с тем некоторые из перечисленных блоков не включаются в структуру экономической безопасности, а представляют собой инструменты ее оценки и средства ее обеспечения. Так, из структуры экономической безопасности необходимо исключить индикаторы и их пороговые значения, поскольку они представляют собой количественные показатели, описывающие состояние экономической безопасности, и не включаются в данное понятие. Аналогично, нельзя включить в экономическую безопасность Концепцию и Стратегию национальной безопасности.

Из названных выше блоков в структуру экономической безопасности входят национальные интересы России в сфере экономики; угрозы экономической безопасности; организационная структура экономической безопасности, а также система ее правового (а в более широком смысле - информационного) обеспечения.

Кроме того, в структуру экономической безопасности необходимо включить ее объекты.

Субъектами, обеспечивающими экономическую безопасность РФ, выступают:

- государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- организации, в том числе общественные объединения;

- отдельные граждане.

Закон РФ «О безопасности» выделяет следующие основные объекты безопасности:

1) личность - ее права и свободы;

2) общество - его материальные и духовные ценности;

3) государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Изложенное верно и для экономической безопасности, с учетом ряда особенностей.

Во-первых, что касается личности, то в разрезе рассматриваемой проблемы объектом экономической безопасности будут выступать социально-экономические права человека и гражданина, содержащиеся в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. [4], в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [5] и детализируемые в законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

Непосредственным объектом экономической безопасности общества выступают материальные и духовные ценности, ряд из которых отражен в действующих нормативных актах, а часть сформулирована на концептуальном уровне. Так, в уже упоминавшемся Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 1) провозглашается право народов на самоопределение. В силу этого права они сво-

бодно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Ключевым для понимания сути экономической безопасности является определение сферы интересов различных субъектов в экономической сфере.

Что касается определения круга жизненно важных интересов в экономической сфере, то он к настоящему времени не сформирован. В последнее десятилетие ведутся активные дискуссии о том, какие именно интересы в сфере экономики следует признать жизненно важными для российского государства, общества и отдельных граждан. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, отразилась официальная точка зрения на жизненно важные национальные интересы России экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, круг интересов в экономической сфере не определен. И это при том, что, как следует из Раздела II Концепции, они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Таким образом, целая сфера национальных интересов России была исключена из механизма определения стратегических задач Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Отсутствует перечень экономических интересов России и в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации [6].

Необходимо учитывать, что Государственная стратегия была разработана и принята около 10 лет назад. За это время в России и в мире изменились экономические и политические условия, появились новые угрозы устойчивости экономики.

Среди группы факторов, ставящих в опасность национальные интересы России в сфере экономики, особую актуальность приобретают угрозы, которые в Концепции национальной безопасности Российской Федерации обозначены как криминализация экономики.

Особую тревогу в последнее десятилетие приобретают угрозы, связанные с теневизацией экономической деятельности в России, с оттоком капитала за границу, ростом коррупции и др.

Масштабы теневой экономики в России вызывают не только озабоченность у специалистов, но и являются одним из ведущих факторов, негативно влияющих на экономическую безопасность. По различным оценкам, масштабы теневой экономики в России составляют от 26 до 47%

ВВП. При этом различные отрасли экономики по-разному вовлечены в теневую деятельность. Если внешнеэкономическая деятельность (до 5560% всего товарооборота), рыночная торговля (50-55%), добыча водных биоресурсов (до 75%) наиболее подвержены криминализации, то в строительстве доля теневых процессов относительно невелика - 8%.

По данным Госкомстата РФ, доля теневой экономики в России составляет 23,9%, а величина укрываемых налогов - 353,5 млрд руб., т. е. 29,3%.

И. И. Елисеева, А. Н. Щирина и Е. Б. Капралова пришли к выводу, что теневой ВВП в России в 2002 г., созданный в сфере производства, приближается к 50%. Эти данные подтверждаются и специалистами МВД России. Таким образом, объем теневых экономических операций оценивается приблизительно в 7,5 трлн. руб. в год.

Также угрожающе выглядят экспертные оценки бегства капиталов за рубеж. По данным, которые приводятся Всемирным банком, ежегодный отток капиталов из России оценивается в 14-15 млрд долл. США. Однако, по уточненным оценкам, эта величина составляет до 26 млрд долл. США ежегодно.

Факторами, негативно влияющими на масштабы оттока капитала из России, в настоящее время являются:

- несовершенство законодательства, в том числе в сфере налогообложения и регулирования внешнеэкономической деятельности, валютного регулирования и контроля;

- недостаточность объектов для вложения финансовых средств, отвечающих интересам инвесторов;

- неурегулированность отношений собственности;

- определенная нестабильность политической ситуации;

- криминализация экономики, внешнеэкономической деятельности и коррумпированность власти;

- недостаточно благоприятный инвестиционный климат и т. д.

Достаточно острой остается проблема коррупции в Российской Федерации. По имеющимся данным, в России правоохранительными органами ежегодно выявляется около 8 тыс. случаев взяточничества. Однако официальная статистика не отражает реальный уровень взяточничества в стране. Это, в первую очередь, обусловлено высокой латентностью коррупционных преступлений, заинтересованностью взяткодателей и взяткополучателей в сокрытии этих противоправных деяний. По этой причине не существует единого универсального метода оценки масштабов коррупционного рынка. Наибольшее распро-

странение получили методы экспертной оценки взяточничества в России, использование которых позволяет получить более или менее объективное представление об этом виде преступности.

За последнее пятилетие значительно ускорился процесс глобализации, сопровождающийся появлением новых угроз национальным экономикам.

В ходе глобализации на планете устанавливается определенный нормативный порядок, благоприятствующий действиям и инициативам одних государств и запретительный для других. Ограничиваются возможности национальных правительств регулировать деятельность транснациональных корпораций, одновременно включая все новые области в сферу своих корпоративных привилегий. Складываются негативные политические последствия утраты контроля над национальной экономикой в условиях свободного движения транснациональных финансовых ресурсов и примата норм международного права над национальным.

Специфическую роль в создании угроз экономической безопасности России играет ее положение на стыке цивилизаций, сосредоточение на ее территории транспортных коридоров, связывающих экономики европейского и азиатского регионов.

Также следует отметить следующие угрозы:

1. Возрастание монопольной власти крупного олигархического капитала, его политические устремления, попытки давления на государственную власть. Интересы олигархического бизнеса, крупнейших монопольных финансово-промышленных групп нередко находятся в противоречии с национальными интересами РФ и причиняют вред экономике России, а также ее политической системе. Характерной чертой олигархического капитала в России становится стремление не только получить всю полноту экономической власти (проявление монополизма), но и достичь максимума влияния на политическую власть. Данное явление может быть охарактеризовано как финальная монополизация, которая приводит к обогащению олигархического бизнеса за счет разрушения экономических и политических институтов общества. Внешним проявлением деструктивной активности олигархических элит на экономическом уровне являются серьезные и масштабные правонарушения в области приватизации, криминальные банкротства крупных государственных и частных организаций в интересах передела (захвата) собственности, увод из-под налогового обложения значительных средств и др.

Угрозы, представляемые олигархическим капиталом, во многих случаях не связаны с прямыми нарушениями действующего законодательства,

поскольку созданная ими система лоббирования своих интересов отражается в принятой системе нормативно-правовых актов, их отражающих и зачастую противоречащих интересам государства и общества.

2. За последние пять лет значительно возросла угроза терроризма. Данное негативное явление вызывает целый комплекс вредных последствий для экономики России. Они выражаются в снижении инвестиционной привлекательности тех регионов, на территории которых осуществляются террористические акции, в использовании террористическими организациями легальных финансовых структур для финансирования своей деятельности, в превращении терроризма (в том числе и международного) в разновидность бизнеса. За последнее десятилетие террористические организации все больше ставят перед собой экономические цели: получение прибыли от совершения террористических акций, дестабилизация внутригосударственных и международных экономических отношений и т. д. Некоторые террористические организации фактически превратились в концерны и способны не только полностью профинансировать свою деятельность, но и накапливают финансовые ресурсы для ее расширения, а также для финансирования научных исследований, направленных на разработку средств массового уничтожения.

Опыт самых крупных террористических актов показывает, что одним из их негативных последствий является дестабилизация мировых рынков, ослабление национальных валют, снижение инвестиционной привлекательности государств, а также общее снижение уровня развития национальных экономик. Экономики государств в условиях постиндустриального общества с превалирующим финансовым сектором становятся весьма чувствительными к любым негативным воздействиям, особенно вызванным террористическими актами.

Террористические организации получают средства для организации своей преступной деятельности из многочисленных источников: как внутренних, так и внешних. Внутренние источники финансирования терроризма, как правило, носят криминальный характер. В их число включаются денежные средства и иные материальные ценности, которые поступают в результате захватов заложников, торговли оружием и наркотическими средствами, торговлей людьми и др. Вместе с тем в последнее десятилетие все четче вырисовывается тенденция к получению террористическими организациями средств от вполне легальных источников: различного рода организаций, граждан, благотворительных организаций.

Нередко террористические организации специально создают или устанавливают контроль над

различными юридическими лицами, часть прибыли которых направляется для финансовой поддержки террористов. В отдельных случаях террористические организации устанавливают контроль над элементами финансовой системы государства - кредитными, страховыми и иными организациями, через которые легализуются доходы, полученные в результате террористической деятельности, а также направляются средства на нужды террористов. Таким образом, налицо стремление террористических групп не только использовать действующие финансовые институты, но и создать собственную инфраструктуру, в рамках которой с наибольшей эффективностью перераспределялись финансовые потоки, связанные с террористической деятельностью.

Помимо внутренних, для обеспечения террористов используются и внешние источники финансирования. Их роль особенно возрастает в свете интернационализации терроризма, проникновении его из одних регионов мира в другие. К их числу относятся помощь иностранных государств, международных организаций, благотворительных организаций, диаспоры и др. Особенное беспокойство вызывает участие иностранных спецслужб в финансировании терроризма, поскольку данная деятельность направлена, в первую очередь, на ослабление конкурирующих государств. Опасность финансирования терроризма из внешних источников заключается также в значительно больших возможностях для сбора средств, нежели это возможно при внутреннем финансировании. Кроме того, практически невозможно привлечь государства и организации-спонсоры к ответственности за помощь террористам.

3. В настоящее время необходимо выделить в качестве самостоятельной группу криминальных угроз экономической безопасности России. Она представляет собой совокупность угроз, исходящих от теневой экономики и экономической преступности. В данную группу можно включить угрозы, связанные с организованной преступностью, профессиональной общеуголовной и непосредственно экономической преступностью. Сюда входят наиболее общественно опасные виды преступности, связанные с финансовой преступностью и инкорпорированием криминала в деятельность официальных финансовых институтов; криминальная экономика добычи и оборота драгметаллов и драгкамней; криминальная экономика добычи и оборота в области стратегических ресурсов (энергоносители; лес; моредобыча; браконьерство в промышленных масштабах в живой природе); наркоэкономика; контрабанда; незаконная торговля оружием; организация нелегальной миграции; торговля живым товаром - список открыт). К стратегическим ресурсам, активно

вовлекаемым в теневую экономику, относятся интеллектуальные, информационные, научно-технические ресурсы, новые и новейшие технологии. Так называемая новая экономика также стоит перед лицом криминальной угрозы. Специфика всех данных видов преступности заключается в их явно выраженном экономическом характере, они негативно сказываются в первую очередь на функционировании различных экономико-правовых институтов. Данные явления официально признаны общественно опасными и наказуемы в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Организованная преступность традиционно признается одной из угроз экономической безопасности России. В 2004 г., к примеру, по данным ГИАЦ МВД России, организованными группами или преступными сообществами совершено 28 161 преступление.

К числу факторов, которые обостряют данную угрозу в современной России, можно отнести коррупционное сращивание организованной преступности и государственного аппарата, проникновение организованной преступности в целые сектора экономики, сращивание организованной преступности с терроризмом и ее транснационализация. Организованная преступность в различной степени охватила все отрасли российской экономики. Наиболее вовлеченными оказались внешнеэкономическая деятельность, ТЭК, финансовые учреждения. Кроме того, организованная преступность проникла и в военно-промышленный комплекс, что создает угрозу национальной безопасности РФ в целом. Негативное влияние организованной преступности на российскую экономику становится все более институ-ционализированно. Это проявляется в создании так называемой системы «крышевания» хозяйствующих субъектов, в создании и функционировании легализации доходов, полученных преступным путем, в налаживании каналов нелегального ввоза и вывоза капитала из России, в установлении монопольного контроля над деятельностью отдельных предприятий и отраслей экономики. Для государства все это выражается в недополучении сумм налогов, в нарушении принципов добросовестной конкуренции, в затруднении увеличения прибыли и конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем и зарубежных рынках, в ориентировании российской экономики на преимущественное обслуживание интересов организованной преступности.

Профессиональная преступность, хотя и является одной из угроз национальной безопасности России в сфере экономики, в силу своей устойчивости, преемственности, распространенности, в настоящее время тесно переплетается с организованной преступностью, становится ее элементом, поэтому негативное воздействие про-

фессиональной преступности на экономическую сферу происходит в рамках организованной преступности. Новую и недостаточно обоснованную в стратегии экономической безопасности России и концепции национальной безопасности России угрозу представляет экономическая преступность. Ее возникновение и расширение масштабов обусловлено действующей экономической системой РФ, недостатками экономической политики, институциональным вакуумом, а также субъективными причинами. Экономическая преступность в РФ становится неотъемлемым элементом хозяйственной жизни, проникает во все финансово-хозяйственные структуры и отрасли экономики. Негативное воздействие экономической преступности на национальную безопасность РФ неравномерно, в зависимости от субъектов, совершающих эти преступления, а также от отрасли экономики, в которых они совершаются.

В 2004 г. в Российской Федерации правоохранительными органами выявлено 402 359 преступлений экономической направленности. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в общем объеме экономической преступности возрос до 32,2%, что позволяет отметить, что криминализация экономической сферы представляет угрозу национальной безопасности государства, прежде всего, угрозу экономическому развитию страны. Поэтому необходимы меры по развитию органов внутренних дел по борьбе с преступлениями экономической направленности.

В современных условиях значительно обострились угрозы в отдельных областях российской экономики, что вызвано диспропорциями экономического развития России. Наибольшую опасность для сферы экономики представляют угрозы в сфере энергетики и финансов. По данным МВД России, в 2004 г. ущерб от экономических преступлений в сфере ТЭК составил 5 661 384 тыс. руб.

Государственная стратегия экономической безопасности определяет пороговые значения индикаторов экономической безопасности как количественные и качественные параметры состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны. В литературе встречается несколько иная трактовка данного понятия. В одной из работ пороговые значения индикаторов экономической безопасности определяются как предельные значения, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения [7]. Аналогичное определение приводится в статье С. А. Тропина, который предлагает понимать под пороговыми значениями предельные величины, несоблюдение значе-

ний которых препятствует нормальному развитию экономики, вызывает появление негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности [8]. При достижении экономикой пороговых значений она не перестает функционировать, но переходит в опасную зону (зону экономической нестабильности), в которой происходят социальные конфликты.

Проблема разработки пороговых значений индикаторов экономической безопасности носит не только теоретический, но и практический характер, поскольку от их обоснованного выбора зависит направленность экономической политики государства.

Большое значение имеет определение угрозы безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достигается безопасность проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Уже упомянутая Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) от 29 апреля 1996 г. является одним из первых программно-политических документов, направленных на разработку комплекса мер по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.

В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности:

• увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;

• деформированность структуры российской экономики;

• возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

• криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В Стратегии были впервые определены следующие национальные интересы страны в области экономики:

• способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

• приемлемый уровень жизни населения;

• устойчивость финансовой системы;

• рациональная структура внешней торговли;

• поддержание научного потенциала страны;

• сохранение единого экономического пространства и разносторонних международных экономических отношений;

• создание экономических условий, исключающих криминализацию общества;

• определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

В последующие годы в мире с особой остротой проявились некоторые процессы, потребовавшие внесения изменений и дополнений в указанные Стратегию экономической безопасности и Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Это, прежде всего, крайне быстро расширявшаяся в мире именно в эти годы глобализация во всех сферах и международный терроризм.

Для учета этих интересов Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Это, прежде всего, следующие принципиальные положения: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (далее Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Данные положения определяют место Концепции в ряду других нормативных актов Российской Федерации. Это, во-первых, всеобъемлющий документ, отражающий национальные интересы и угрозы им во всех сферах жизнедеятельности - политической, экономической, социальной, военной, техногенной, экологической, информационной и иной. Во-вторых, это документ принципиальной государственной важности, так как содержит важнейшие направления государственной политики, обязательные для учета в соответствующих программах во всех сферах жизнедеятельности.

Вместе с тем можно выделить следующие основные недостатки существующего нормативно-правового обеспечения экономической безопасности России:

1. Отсутствие целостной системы нормативно-правовых актов, которые комплексно регулируют отношения в сфере обеспечения экономической безопасности. Можно выделить не более одного десятка законов и подзаконных нормативных правовых актов в этой сфере. Все дей-

ствующие политико-правовые документы устарели и требуют либо серьезной доработки, либо отмены. В первую очередь, это относится к Концепции национальной безопасности и Государственной стратегии экономической безопасности. Эти два базовых политико-правовых документа должны служить основой для формирования экономической политики государства на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Для этого необходимо создать иерархию политико-правового обеспечения экономической безопасности.

Концепция национальной безопасности, на наш взгляд, должна содержать в себе долгосрочные программные положения, касающиеся обеспечения, в том числе, экономической безопасности. Это, в частности, вопросы, связанные с формированием национальных интересов в экономической сфере, порядка оценки и реагирования на вызовы и угрозы экономической безопасности, позиционирования России в мировом сообществе с точки зрения обеспечения защиты национальных интересов в экономической сфере.

Концепция национальной безопасности - это документ, утверждаемый Президентом Российской Федерации и распространяющий свое действие, в первую очередь, на деятельность федеральных органов исполнительной власти, которые ему непосредственно подчинены. Поэтому содержащиеся в ней программные положения не могут иметь обязательной силы для Федерального Собрания Российской Федерации. Иными словами, законодательная власть не связана в принимаемых федеральных законах положениями Концепции национальной безопасности, что может снизить эффект от применения этого документа. Для наиболее полного учета положений Концепции национальной безопасности России в федеральных законах необходимо отражать их в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Как показывает практика, специально подчеркиваемые Президентом РФ направления развития государства, в том числе обеспечения экономической безопасности, учитываются в деятельности Государственной Думы и Совета Федерации.

Следующее место в иерархии политико-правовых актов, направленных на обеспечение экономической безопасности, должна занимать Государственная стратегия экономической безопасности. Ее адресатами также должны являться органы исполнительной и законодательной власти. За основу можно принять имеющуюся Государственную стратегию экономической безопасности. Однако этот документ требует серьезной корректировки. Во-первых, необходимо уточнить перечень экономических интересов Российской Федерации. Во-вторых, нужно пересмотреть виды

и остроту угроз экономической безопасности Российской Федерации, а также разработать основы их мониторинга. Некриминальные угрозы необходимо дополнить теми новыми вызовами и угрозами, которые вызваны к жизни глобализа-ционными процессами. В данную группу следует отнести возрастание монопольной власти крупного олигархического капитала.

В связи с этим необходимо в качестве самостоятельной группы выделить криминальные угрозы экономической безопасности России, включающие в себя:

Угрозы со стороны организованной и профессиональной преступности:

проникновение организованной преступности в легальную экономику;

ориентирование отдельных отраслей экономики на обслуживание интересов организованной преступности;

возникновение и развитие целых секторов криминальной экономики: наркоторговли, незаконной торговли оружием, черного рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и др.;

проникновение организованной преступности в органы управления крупными (в том числе государственными) предприятиями;

включение российской организованной преступности в международную криминальную экономику.

Угрозы, исходящие от экономической преступности:

нарушение принципов добросовестной конкуренции;

уменьшение поступления налогов в бюджетную систему России, вызванное различными нарушениями законодательства о налогах и сборах;

сращивание экономической преступности с организованной преступностью;

хищническое уничтожение природных богатств;

искажение сведений об истинных масштабах деятельности хозяйствующих субъектов, что серьезно осложняет выработку государством мер экономической политики;

вовлечение в легальный оборот денежных средств, получаемых от незаконной деятельности.

Угрозы, исходящие от терроризма:

возможность повреждения транспортной инфраструктуры;

получение доступа террористических организаций к легальным финансовым ресурсам (бюджетным средствам, средствам банков и других финансовых учреждений и др.);

снижение инвестиционной привлекательности и, как следствие, конкурентоспособности российской экономики;

превращение терроризма в разновидность высокодоходного бизнеса (похищение человека и торговля людьми, борьба с конкурентами и др.).

В-третьих, требуют дополнительного обоснования и разработки индикаторы экономической безопасности Российской Федерации и их пороговые значения. Они призваны охарактеризовать происходящие экономические процессы на предмет их соответствия заданным параметрам функционирования экономики. Поскольку для современной российской экономики характерны постоянные изменения, в Государственной стратегии целесообразно определить лишь общие положения, касающиеся индикаторов и пороговых значений экономической безопасности (определение понятий, указание на порядок и периодичность разработки и уточнения индикаторов и пороговых значений, определение органа исполнительной власти, ответственного за их разработку).

В-четвертых, Государственная стратегия экономической безопасности должна содержать План реализации ее положений. Именно от него зависит реализация Государственной стратегии экономической безопасности. Возможны два варианта Плана реализации положений Государственной стратегии: включение его в текст Государственной стратегии либо подготовка Федеральной целевой программы реализации положений Государственной стратегии экономической безопасности. Первый вариант удобен тем, что в нем можно предусмотреть укрупненные мероприятия по обеспечению экономической безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу. В свою очередь, целевые программы напрямую связаны с бюджетным процессом и разрабатываются на срок 3-5 лет. Однако их важнейшим преимуществом является финансовая обеспеченность каждого мероприятия с указанием конкретных администраторов бюджетных средств. Поэтому полагаем, что план реализации положений Государственной стратегии экономической безопасности целесообразно воплотить в соответствующую целевую программу.

И наконец, третье место в иерархии подзаконных актов в сфере обеспечения экономической безопасности должны занимать акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в рамках их компетенции в целях реализации Концепции национальной безопасности, Государственной стратегии экономической безопасности и плана реализации ее положений.

2. Отсутствие требований об экспертизе проектов законодательных актов с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Это приводит к принятию законов, препятствующих защищенности жизненно важных интересов в сфе-

ре экономики или игнорирующих национальные интересы в сфере экономики. В целях устранения указанного недостатка необходимо при подготовке важнейших законов в соответствующих отраслях проводить их экспертизу на соответствие требованиям экономической безопасности. Это, в первую очередь, касается:

- миграционного законодательства;

- налогово-бюджетного законодательства;

- законодательства о труде и занятости населения;

- законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность (валютного, таможенного и др.);

- законодательства в сфере инвестиционной деятельности;

- других отраслей законодательства.

3. Отсутствие нормативно-правовых актов, специально направленных на поддержание экономической безопасности России. Речь идет об усилении контролирующей и правоохранительной составляющих обеспечения экономической безопасности. Следует отметить, что в этом направлении ведется активная работа. Принят Федеральный закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», новая редакция Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и т. д. Однако многие аспекты обеспечения экономической безопасности не нашли должного законодательного закрепления.

4. Не созданы правовые основы мониторинга экономической безопасности. Оперативное реа-

гирование на изменение состояния экономической безопасности предполагает создание системы ее мониторинга. Необходимость в ее формировании назрела давно, однако на федеральном уровне не разработаны научные и правовые основы мониторинга экономической безопасности. В этих целях необходимо принять отдельный нормативно-правовой акт (на уровне Президента Российской Федерации) или же включить соответствующий раздел в Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации.

Примечания

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992 г., № 15, ст. 769.

2. Экономическая безопасность Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов. Ч. 1 / под общ. ред. С. В. Степашина. М.; СПб., 2001. С. 8.

3. Экономическая безопасность России: Общий курс [Текст]: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 72.

4. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами [Текст]. М., 1978. Вып. XXXII. С. 36.

5. См.: Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

6. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 18, ст. 2117.

7. См.: Экономическая безопасность России: Общий курс [Текст]: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. М.: Дело, 2005. С. 82.

8. См.: Тропин, С. А. Экономическая безопасность России [Текст] / С. А. Тропин // Законодательство и экономика. 2004. № 5.

НОВЫЕ КНИГИ

Рогова, Н. Н. Совокупность преступлений: вопросы теории и практики [Текст] : монография / Н. Н. Рогова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. - 104 с.

Совершение лицом совокупности преступлений, то есть двух или более деяний, ни за одно из которых оно ранее не было осуждено, - весьма распространённое явление в следственной и судебной практике.

В работе анализируются определения понятия множественности преступлений, имеющие отражение в теории уголовного права, исследуется понятие отдельного (единичного) преступления как составной части совокупности преступлений, проводится классификация единичных сложных преступлений, которая зависит от объективных и субъективных признаков их составов. Предлагается несколько общих правил, определяющих, при каких условиях и в каких пределах теория уголовного права и судебная практика признают возможным поглощение одних преступных действий другими. Анализируются понятия идеальной и реальной совокупности преступлений и их виды, ошибки в судебной практике при отграничении идеальной совокупности от сложного единичного преступления, конкуренции уголовно-правовых норм и выявляются причины этих ошибок. Рассмотрены проблемы назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.