К вопросу о внедрении информационных технологий в деятельность прокуратуры Российской Федерации
Потапова Лариса Валерьевна,
доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета E-mail: lvpotapova2014@yandex.ru
Статья посвящена исследованию темы внедрения цифровых технологий в деятельность прокуратуры Российской Федерации, изучению процессов цифровой трансформации. Подчеркивается, что в настоящее время активно идут процессы включения информационных технологий, информационно - цифровой среды в организацию и деятельность всей прокурорской системы Российской Федерации. Они направлены на встраивание вычислительной инфраструктуры в централизованную сеть, на объединение отдельных компонентов цифровой среды с локальными невзаимодействующими между собой прежде сегменты сети, для того, чтобы, прежде всего, исключить неоднократные вводы данных по причине разрозненности информационных систем.
Информационные технологии, существующие инструменты электронной подписи, позволяющие однозначно идентифицировать подписанта, создают необходимый базис для того, чтобы правовые средства применялись прокурорами именно в электронном виде, например, путем направления соответствующих электронных образцов (акта прокурорского реагирования) на официальных адрес электронной почты поднадзорного (проверяемого) объекта или передачи через использование информационной системы взаимодействия прокуратуры с органами исполнительной власти на федеральном уровне. В процессе написания статьи автор приходит к выводу о том, что цифровые технологии должны стоять на страже обеспечения законности на всей территории государства, помогать защищать интересы общества, восстанавливать нарушенные права и свободы человека и гражданина, способствовать поддержанию и укреплению правопорядка в Российской Федерации как в целом, так и в каждом отдельно взятом ее регионе.
Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации; циф-ровизация, цифровая трансформация; цифровые технологии; эффективность деятельности прокуратуры.
S2
со см о см со
Процессы цифровой трансформации внедряются в деятельность органов прокуратуры Российской Федерации уже не первый год. Постепенно наращивая скорость, они оказывают существенное влияние на реализацию полномочий прокурорами во всех направлениях их работы. Цифровое пространство формируется быстрыми темпами, ставя перед собой цели упрощения работы, повышения ее эффективности и улучшения качественных характеристик.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функ-ции[1].
Максимально эффективное выполнение возложенных на органы прокуратуры Российской Федерации обязанностей возможно при условии использования современных технологических достижений, в частности, в области цифровых инноваций.
Цифровизация прокуратуры Российской Федерации осуществляется постепенно, поэтапно и неизбежно сталкивается в рядом сложностей. Так, далеко не везде типовые прокурорские процедуры автоматизированы, что приводит к большому объему бумажной работы, дублированию данных в различных информационных системах.
В настоящее время активно идут процессы вовлечения информационных технологий, информационно - цифровой среды в организацию и деятельность всей прокурорской системы Российской Федерации; они направлены на встраивание вычислительной инфраструктуры в централизованную сеть, на объединение отдельных компонентов цифровой среды с локальными невзаимодействующими между собой прежде сегменты сети, для того, чтобы, прежде всего, исключить неоднократные вводы данных по причине разрозненности информационных систем.
Отсутствие формализованных процедур и сведений по проведенным прокурорским проверкам приводит к значительному увеличению их продолжительности, что особенно негативно влияет на эффективность работы по обращениям граждан, вынужденных ожидать разрешения своей проблемы достаточно длительное время.
Для обеспечения прокуратуры Российской Федерации современными цифровыми инструмента-
ми, предоставления единой точки доступа к реализованным в составе единого информационного пространства подсистемам и цифровым сервисам, осуществляющим автоматизацию надзорной и ненадзорной работы прокуратуры, цифровиза-цию выполнения отдельных действий в рамках осуществления полномочий, информации, необходимой для осуществления работы органами прокуратуры Российской Федерации, а также с целью повышения качества выполняемой работы и снижения повседневной нагрузки на оперативных сотрудников, крайне важно не приостанавливать, а, напротив, максимально наращивать темпы информационного прогресса, постепенно создавая целостное информационное пространство.
Кроме прочего, цифровая трансформация, применение автоматизированных систем способствуют формированию атмосферы общественного доверия, повышению открытости и доступности информации, связанной с деятельностью прокуратуры Российской Федерации на всех уровнях системы, что означает реализацию одного из важнейших руководящих положений организации и деятельности прокуратуры - принципа гласности.
Информационные технологии, существующие инструменты электронной подписи, позволяющие однозначно идентифицировать подписанта, создают необходимый базис для того, чтобы правовые средства применялись прокурорами именно в электронном виде, например, путем направления соответствующих электронных образцов (акта прокурорского реагирования) на официальных адрес электронной почты поднадзорного (проверяемого) объекта или передачи через использование информационной системы взаимодействия прокуратуры с органами исполнительной власти на федеральном уровне.
Вместе с тем, применение обозначенных технологий остро требует законодательного оформления. Восполнение пробелов правовой регламентации возможно различными способами, в частности, с помощью внесения соответствующих дополнений в текст Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2].
Особое внимание при внедрении информационных технологий надлежит уделить вопросам информационной безопасности. Так, к примеру, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации образованы ситуационные центры государственной системы обнаружения и предупреждения компьютерных атак, которые в онлайн - режиме осуществляют мониторинг событий информационной безопасности в органах прокуратуры Российской Федерации [3].
К сожалению, имеющиеся технические решения в ряде случаев опираются на разнообразные импортные технические и программные средства обеспечения, часто создающие реальную угрозу надежному функционированию информационных систем и ресурсов. Эта проблема весьма актуальна в современных политических и экономических условиях и требует немедленного разрешения.
Еще одним из вопросов, заслуживающих внимания в контексте затронутой темы, является качественное обучение сотрудников прокуратуры Российской Федерации работе в новых информационных реалиях.
Сегодня создан и действует портал дистанционного обучения и технической поддержки пользователей ГАС ПС, который требует расширения и совершенствования.
Проведенные отдельные исследования показали, что внедрение информационных технологий и их дальнейшее успешное использование не под силу всем прокурорским работникам даже при условии получения ими дополнительного образования. В данном случае речь идет (в подавляющем большинстве случаев) о возрастных сотрудниках, которые в силу ряда причин не способны быстро и полно освоить новые технологии.
Кроме прочего, в прокурорской среде иногда встречаются ситуации полного психологического неприятия и даже отторжения инноваций под предлогом их бесполезности и даже вреда уже налаженной работе органов прокуратуры Российской Федерации.
Неоспоримо, что процессы цифровизации и цифровой трансформации охватывают все большее количество сфер жизни общества и государства, эти процессы движутся по нарастающей. В качестве одного из последних примеров можно привести законодательное оформление использования на территории Российской Федерации цифрового рубля, что еще раз подчеркивает продолжающееся выстраивание цифрового пространства.
Ключевым фактором успеха реализации цифровой трансформации в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации являются человеческие ресурсы. Прокурорские работники обязаны принимать активное и непосредственное участие в решении задач по созданию цифровых инструментов, их реализации с целью формирования нового цифрового поля.
Таким образом, цифровые технологии, используемые в повседневной практике органами прокуратуры Российской Федерации должны стоять на страже обеспечения законности на всей территории государства, помогать защищать интересы общества, восстанавливать нарушенные права и свободы человека и гражданина, способствовать поддержанию и укреплению правопорядка в Российской Федерации как в целом, так и в каждом отдельно взятом ее регионе.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята 5 всенародным голосованием 12.12.93 года с из- д менениями, одобренными в ходе общероссий- Ч ского голосования 01.07.2020 года. К
2. Федеральный закон «О прокуратуре Россий- § ской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 //РГ, УУ № 39, 18.02.1992. К
3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2017, № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года».
INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN
Potapova L.V.
Ural State Law University
This article explores the introduction of digital technologies into the activities of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, focusing on the study of digital transformation processes. It is emphasized that currently, there is an active process of integrating information technologies and the information and digital environment into the organization and activities of the entire prosecutorial system of the Russian Federation. The goal is to integrate the computing infrastructure into a centralized network and combine different components of the digital environment with local network segments that previously had no interaction. This integration aims to eliminate repeated data entry caused by information system fragmentation. Information technologies and existing electronic signature tools, which allow for unambiguous identification of the signatory, create a nec-
essary foundation for legal measures to be applied by prosecutors in electronic form. For example, prosecutors can send relevant electronic documents (such as responses or acts) to the official email address of the supervised object or transfer them through an information system for interaction between the prosecutor's office and executive authorities at the federal level. Through this article, the author concludes that digital technologies should protect the rule of law throughout the state, help safeguard society's interests, restore violated rights and freedoms of individuals, and maintain and strengthen law and order in the Russian Federation as a whole, as well as in each individual region.
Keywords: Prosecutor's Office of the Russian Federation; digitali-zation; digital transformation; digital technologies; efficiency of the prosecutor's office.
References
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020.
2. Federal Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" dated January 17, 1992 No. 2202-1 //RG, No. 39, February 18, 1992.
3. Order of the Prosecutor General of the Russian Federation dated September 14, 2017 No. 627 "On Approval of the Concept of Digital Transformation of Bodies and Organizations of the Prosecutor's Office of the Russian Federation until 2025.
СЧ 00