областью использования. Радиус влияния скважин достигает 150 м, а местная область питания скважин составляет около 60 м.
Сельскохозяйственное использование территории и окружение сельскими населенными пунктами не исключают возможности подсоса поверхностных загрязнений в водозабор.
Зону I пояса рекомендуется установить в пределах местной области питания на расстоянии 60 м от оси каждой скважины.
Данный принцип установления границ зоны строгого режима для скважин позволяет уточнять и обосновывать размеры границ лишь при наличии полноценных гидрогеологических и санитарно-топографических данных. Поэтому соответствующее техническое задание на бурение и производство пробных откачек из скважин с целью изучения химико-бактериологического состава воды и построения депрессионных кривых должно выдаваться одновременно с заданием на проведение санитарно-топогра-фического обследования.
Санитарной защите подлежит вся область интенсивного присасывания поверхностных вод, которая и является областью местного питания скважины.
Предлагаемый способ определения границ I пояса в пределах площади местного питания скважины перебрасывает мост к принципу установления границ II пояса в пределах общей площади питания водоносного горизонта, создавая единую объективную методику проектирования границ зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения.
ЛИТЕРАТУРА
Могилевский Я. А., Гигиена и санитария, 1953, № 1. — Каменский Г. Н., Основы динамики подземных вод, 1943. — Альтовский М. Е., Методическое руководство по расчету взаимодействия артезианских и грунтовых водозаборов, 1947.
* * Ъ
«
И. И. Беляев
К вопросу о влиянии загрязнения воды в водопроводной сети на заболеваемость населения острыми кишечными расстройствами
Из Горьковского медицинского института имени С. М. Кирова
Известно, что за последнее время произошли значительные сдвиги в структуре инфекционной заболеваемости. Резко снизились такие заболевания, как сыпной тиф, малярия, брюшной тиф. Однако продолжает держаться на повышенном уровне заболеваемость дизентерией, энтеритами и колитами. Далеко не все вопросы, связанные с профилактикой и лечением этих заболеваний, ясны. В частности, еще не полностью изучена роль водного фактора в развитии дизентерии и острых кишечных расстройств (энтериты, колиты). Как ни странно, но в последние годы водный фактор в распространении этих заболеваний почти выпал из сферы внимания гигиенистов и эпидемиологов. И только в самое последнее время стали появляться отдельные сообщения (Бирковский и Сорвина, Кадэн и др.) о возможности передачи дизентерии водным путем.
Конечно, в нашей стране сейчас уже немыслимы крупные вспышки водных эпидемий, которые регистрировались ранее и время от времени появляются за рубежом.
Центральное водоснабжение является мощным оздоровительным фактором. Однако на общем благоприятном фоне действия водопровода и сейчас еще возможны случаи возникновения отдельных местных вспышек кишечных инфекций, связанных с локальным загрязнением отдельных водоразборов. В литературе описания таких вспышек касаются, как правило, только брюшного тифа и паратифов и не затрагивают вульгарных энтеритов, колитов, энтероколитов; между тем часто бывает трудно установить грань между вульгарным колитом и дизентерией.
Возникает естественно вопрос: не является ли недостаточное внимание к группе этих заболеваний одной из причин относительно высокого уровня, на котором в ряде мест продолжает держаться заболеваемость дизентерией.
Если больные брюшным тифом, паратифом, дизентерией быстро госпитализируются и, таким образом, удаляются из обычной бытовой обстановки, то заболевшие вульгарными острыми кишечными расстройствами в большинстве случаев остаются дома. Нередко эти заболевания протекают настолько легко, что больные переносят ■ их буквально «на ногах» и не обращаются за медицинской помощью.
Таким образом, создаются благоприятные условия для распространения инфекционного начала. Одним из путей, по которому может распространяться инфекция, является загрязнение территории, окружающей водоразбор, а оттуда и загрязнение воды, которое может легко произойти в случае неисправности или санитарно-техниче-ского несовершенства водоразбора.
Ряд авторов, описавших водные эпидемии брюшного тифа, указывает, что вспышкам этих заболеваний предшествовали массовые заболевания острыми вульгарными кишечными расстройствами. Некоторые авторы называют эти заболевания, возбудитель которых неизвестен, «водной болезнью». Вспышку такой «водной болезни» несколько лет назад нам пришлось наблюдать.
На одном из участков было зарегистрировано почти одновременно 14 случаев-заболевания острыми энтероколитами. В процессе изучения причин этой вспышки было установлено, что все заболевшие проживают в двух смежных домах и употребляют воду из одного и того же водоразбора. Как оказалось при проверке, последний был оборудован колонкой Черкунова и находился в антисанитарном, запущенном состоянии — был заполнен грязной водой. В результате этого происходило подсасывание грязной воды из колодца и подмешивание ее к водопроводной воде.
Вода из крана водоразбора характеризовалась низким колититром (0,4). Из воды была выделена палочка рагасоП. В связи с тем, что вспышка наблюдалась глубокой осенью, когда мухи отсутствовали, и грубых нарушений санитарного режима в домах, где проживали заболевшие, не отмечалось, имелись все основания считать вспышку заболевания водной. После очистки и дезинфекции водоразбора заболеваемость прекратилась.
Появление этой вспышки заставило обратить внимание на ту роль, которую может играть вторичное загрязнение воды в сети водопровода в развитии острых кишечных расстройств невыясненной этиологии.
С целью изучения этого вопроса нами были суммированы за 6 лет данные бактериологического контроля за качеством воды в сети наружных водоразборов по одному крупному городу. Эти данные были затем сопоставлены с материалами наблюдений за движением «вульгарных» энтероколитов среди населения этого города по месяцам в течение года (данные заболеваемости также взяты в среднем за 6 лет).
Как показали эти материалы, существует параллелизм между временем и интенсивностью бактериального загрязнения воды в сети водопровода и уровнем заболеваемости энтероколитами. Наличие связи между загрязненностью воды и уровнем заболеваемости населения острыми кишечными расстройствами подтверждается рядом фактов, выявленных в результате специально проведенных наблюдений.
Так, в разных районах большого города были выделены отдельные водоразборы, вода которых, по данным лабораторных наблюдений, систематически характеризовалась неблагоприятными показателями. Были взяты на учет все случаи острых кишечных расстройств, появившихся среди населения, проживающего в домах, использующих воду данных водоразборов.
Оказалось, что заболеваемость среди населения обследованных домов была в 1,5—3 раза выше, чем заболеваемость населения в общерайонном масштабе, хотя по другим показателям санитарного благоустройства взятые под наблюдение дома ничем существенным не отличались от остальных домов района.
В одном из районов города были подвергнуты подробному изучению все случаи заболеваний энтероколитами за год. При исследовании качества воды, употребляемой заболевшими, было обнаружено, что среди них около половины употребляли воду, получаемую из санитарно-неблагополучных водоразборов, и в ряде случаев характеризовавшуюся повышенным (против показателей стандарта) содержанием кишечной палочки. Несколько раз из воды была выделена палочка рагасоН.
Для большей эффективности борьбы с этими заболеваниями целесообразно составлять районные или участковые топографические карты распределения заболеваемости в связи с существующей в районе (участке) сетью водоразборных сооружений. Если составленные картограммы дополнить данными санитарно-бактериологической характеристики водоразборных установок, то этот материал в ряде случаев может помочь своевременно и правильно установить причину заболевания.
Естественно, что в группе вопросов профилактики кишечных расстройств надлежащее место должно занять предупреждение вторичного загрязнения воды в сети водопровода.