ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИГРАФА
OI
Z •
О
О CJ
О О О Q.
СС
СО
s н
о
0
1
о я с о т ф vo >s
о *
о
ф у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
*
S I
н
о ф
со
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА НА КАЧЕСТВО ТЕСТИРОВАНИЯ НА ПОЛИГРАФЕ
Носс И.Н.*
Article is devoted to a parity of personal features of examinees and the physiological parameters received by means of hardware researches. The given parity determines an opportunity of development ofpersonnel verifying tests in view offeatures ofperception and processing of the acting substantial and semantic information.
Довольно банально заявлять о том, что человек индивидуален и что эта индивидуальность во многом определяет степень его подверженности стрессогенным факторам. Стресс — это ответная реакция организма на значимый стимул. Значимость стимула определяется его смысловой нагрузкой и эмоционально окрашивается. Но смысл является индивидуальным значением стимула для конкретного человека. Значение предмета или какого-либо события с точки зрения социума может не быть смыслом для отдельного человека.
С точки зрения теории «поля» К. евина, когда система поведения индивида регламентируется напряжением, возникающим при нарушении равновесия между ним и внешней средой, существенным фактором, детерминирующим поведение человека, является соотношение объективного предметного поля, понятийного поля, поля значений (социального поля) и субъективного смыслового поля. Именно личностный смысл является причиной иллюзий в восприятии действительности субъектом. Здесь он сливается с функцией установки. Структура иллюзии-образа представлена в психологии (по А.Н. Леонтьеву) как единство значений предметной действительности (социального поля), личного смысла их для субъекта (смысловое поле) и чувственной ткани или эмоционального отношения к ним человека. В дошкольном возрасте, по мнению Л.С. Выготского, «видимое и смысловое поле слиты», но их различие проявляется в сознании ребёнка уже в подростковом возрасте. Тенденция нерасчленённости значения и смысла также наблюдается и в первобытном сознании человека. То есть, иллюзорное представление действительности
у субъекта детерминируется формированием личностно-смысловых конструктов в соприкосновении его с социумом. Это соприкосновение может выражаться как в форме социализации человека, так и в форме защиты от влияния социума. Именно поэтому смысловое поле относят к сфере неосознанной психики, связывая его с «ориентацией на эмоциональные метки».
Личностный смысл может представляться в сознании человека, по крайней мере, в трёх формах. Первая форма — это, так называемые, «навязанные социумом» смыслы. Они функционируют в качестве своеобразной приманки и проверяются субъективной реальной практикой человека. Приманки-смыслы навязываются социумом посредством других людей, семьи, правовых, нравственно-этических и экономических отношений, существующих в обществе. Приманки-смыслы отражают значения предметов и событий для социума и могут не совпадать с личностными потребностями отдельного человека. Вторая форма личностного смысла — это т.н. «истинный смысл» жизнедеятельности, внутренне осознанная потребность для человека, которая исходит из мироустройства или природы. В качестве третьей формы личностного смысла может быть откорректированный реальной деятельностью истинный смысл, который получил название «ключевой смысл» поведения человека. Это — смысл основного элемента поведения и деятельности человека, который исходит из структуры жизнедеятельности и составляет значения ключевых предметов, фактов или событий, занимающих в структуре жизнедеятельности индивида иерархически более высокие позиции.
Профессор кафедры психологии развития и профессиональной деятельности факультета Московского государственного областного университета, г. Москва, доктор психологических наук, профессор.
Применение полиграфа
В полиграфном исследовании, в частности в рамках разработки вопросника, воочию вырисовывается трудность составления контрольных и значимых тем. Это связано с семантикой, с одной стороны, и личностными особенностями испытуемого, с — другой. Значимость темы может приобрести личностную окраску, то есть стать смыслом для человека, только в том случае, если стимул усвоен испытуемым как свой. В этом смысле участие субъекта в «исследуемом событии» определяет его конкретную значимость, то есть личностный смысл. На этом основывается построение вопросников, где и контрольные и значимые вопросы строятся на базе представлений о «присутствии» человека в теме.
Некоторые авторы утверждают, что осознание стимула испытуемым зависит от его интеллекта. Однако проведенный нами анализ не совсем укладывается в эту концепцию. Исследования на выборке студентов показали, что логические и аффективно-смысловые компоненты мыслительной деятельности человека не всегда линейно связаны. Видимо не логический, а эмоционально-смысловой компонент интеллекта должен определять особенности понимания и принятия испытуемым стимула-темы, а значит и физиологической реакции на него организма. Так в SKY-тес-те испытуемый с пониженным уровнем логической составляющей интеллекта активно реагирует на термин, а не на логику события. Обследуемый, непосредственно участвовавший в «событии», не значимо реагирует на первые два вопроса теста («Подозреваю кого-то» и «Знаю кто»), но дает положительную реакцию на вопрос «Я это сделал». То есть, не происходит эффекта, о котором пишут зарубежные и отечественные полиграфологи, о нарастании эмоциональной напряжённости. Реакция на термин — это реакция на смысл, на семантику «события», а не на логику.
Этот пример показывает, что логическая составляющая мышления человека в процессе аппаратурного психофизиологического исследования может частично нейтрализоваться, а смысловой будет проявляться всегда. На это указывал в своё время А.Н. Леонтьев, подчёркивая, что усвоение логики, как отражения социального действия, хотя и является психологической функцией, всё же не есть эмоционально-мотивационный акт. И поэтому не может быть зарегистрирован при оценке физиологических реакций, как отражения степени эмоционально-психологического напряжения в условиях стресса. Логика не
способна привести человека к стрессу, если она не станет алогичной, то есть оживёт.
Наши исследования соотношения логического компонента мышления и физиологических реакций человека (стресса) полностью подтверждают эти рассуждения. В ходе эксперимента ни по одному параметру стресса не была обнаружена значимая связь физиологических показателей с уровнем интеллекта испытуемых.
В исследовании взаимосвязи индивидуальных особенностей людей с их психофизиологическими показателями стресса в ситуации полиграфной проверки при устройстве на работу приняли участие 56 испытуемых с высшим юридическим и экономическим образованием, средний возраст 27 лет.
Анализ результатов обследования при помощи калибровочного теста «Имена», показывает, что ни основные социально-демографические, ни возрастные, ни половые характеристики, ни даже уровень интеллекта людей не оказывают существенного влияния на параметры стресса.
Изучение влияния характерологических и поведенческих особенностей испытуемых, измеренных клиническими и проективными методами, показано в табл.1.
В качестве психодиагностического инструмента для оценки характерологических и поведенческих особенностей испытуемых в исследовании применялись клинический вопросник СМИЛ, тест цветовых выборов М. Люшера и формализованная методика исследований фрус-трационных реакций С. Розенцвейга.
В результате анализа соотношения личностных особенностей и полиграфных показателей было выявлено, что депрессивный и импульсивный типы личности значимо (на уровне р J 0.05) коррелируют с дыхательной, кардио и тремор-ной компонентами эмоциональной напряженности испытуемых, находящихся в стрессе при не искреннем ответе на тест.
Замечено, что электро-дермальный параметр не соотносится с характерологическими признаками испытуемых. Кожно-гальваническая реакция (КГР), являясь основным каналом детекции лжи, практически не зависит от типа и черт личности и, видимо, детерминируется (на уровне р < 0.1) лишь показателями психического состояния испытуемых. Интересно, что проявление кожной реакции, теоретически во многом обусловленная состоянием вегетативной нервной системы, статистически не значимо связано с показателем вегетативного тонуса по тесту М. Люшера.
N 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
ISSN 1997-1001
Таблица 1
Значения коэффициентов корреляции между показателями психологических методик и психофизиологическими параметрами
Показатели психологических методик Преобразованные полиграфологические показатели
Дыхательная компонента Электро-дермальная компонента Кардио-компонента Тремор-ная компонента Итоговый показатель Вероятность стресса
СМИЛ-ДЕ 0.62 - 0.52* 0.53 0.57 0.53
СМИЛ-ПП 0.57 - 0.5 0.52 0.5 0.46
СМИЛ-МА - - -0.45** - - -0,45
ТЦВ: Тревожность -0.51 -0.44 -0.45 -0.53 -.043 -0.51
ТЦВ: Работоспособность - 0.43 - 0.47 - 0.45
ФТФ-Е - - -0.49 -0.43 - -
ФТФ-ОD -0.45 - -0.54 - - -
ФТФ-ЕD - - 0.53 - 0.48 -
ФТФ^СЯ -0.43 - -0.66 - - -
* Статистическая значимость р < 0.05 (выделены шрифтом). ** Статистическая значимость р < 0.1.
Исследования поведенческих реакций испытуемых в состоянии фрустрации выявило их взаимозависимость с деятельностью сердечно-сосудистой системы. Причём, у людей с преобладанием препятствен-но-доминантного типа поведенческой реакции наблюдается повышение стрессоус-тойчивости, а у эгозащитного — снижение. То есть, если человек довольно равнодушно относится к внешнему стимулированию вообще, иногда считая его препятствием, иногда — необходимостью, то его конституциональное спокойствие является физиологической защитой от стрессогенных факторов. В этом смысле, надо подходить более тщательно к подготовке таких людей к тестированию на полиграфе. Также следует уделять более пристальное внимание регистрации психо-эмоциональных реакций при помощи кардио-канала полиграфа.
Показатель социальной адаптации человека ^СЯ) так же, как и препятс-твенно-доминантный тип поведенческой реакции, отражает сформированность защитного внутреннего фактора от стресса.
Эгозащитный тип напрямую связан с показателями кардио-компоненты. То есть, люди, в любых сложных ситуациях старающиеся отрицать свою вину, наиболее уязвимые для стрессогенных факторов.
Таким образом, характерологические и поведенческие особенности, состояние человека и личностно-смысловые компоненты мышления испытуемых могут накладывать значительный отпечаток на процесс и результаты полиграфического исследования. Их влияние следует постоянно анализировать и учитывать психологу в ходе подготовки и в процессе тестирования на полиграфе.
Литература и примечания
1. Беспалов Б.И. О понятиях «смысловое поле» и «предметное значение» объекта в субъектно-деятельнос-тной психологии // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика: материалы международной конференции, 28—30 мая 2003 г. М.: МГУ. 2003. С.29—32.
2. Варламов В.А. Детектор лжи. М.: ПЕР СЭ, 2004.
3. Васильева Ю., Курзаева Е. Соотношение эмоционального и смыслового компонентов познавательной деятельности // Актуальные проблемы современной психологии. М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой. 2003. С.22—32.
4. Гордеева О.В. Проблема определения понятий «значение» и «личностный смысл» в концепции А.Н.Леонтьева // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика: материалы международной конференции, 28-30 мая 2003 г. М.: МГУ, 2003. С.49-52.
5. Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // Вестник МГУ, Серия 14, Психология. 2003. № 2. С.4-18.
6. Селин А.В. Диагностика и коррекция мотивационно-смысловой сферы личности // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика: материалы международной конференции, 28-30 мая 2003 г. М.: МГУ. 2003. С.130-132.