К вопросу о влиянии геосоциальных факторов на трудоустройство выпускников технических вузов
Лукичева Светлана Васильевна - доцент. E-mail: lukicheva.cveta@yandex.ru
Маркова Ольга Юрьевна - канд. физ.-мат. наук, доцент. E-mail: ctma@sibsau.ru
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решет-
нёва, Красноярск, Россия
Адрес: 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82
Аннотация. На основе анкетирования студентов выпускных курсов технических специальностей рассматривается система факторов, обусловливающих мотивацию выбора места работы в контексте обеспечения стабильного трудоустройства и возможного продвижения по карьерной лестнице, начиная с деятельности на рабочих должностях. Выявлены приоритетные факторы, определяющие выбор места будущей профессиональной деятельности молодого специалиста. Определены доминирующие и особо значимые факторы, охарактеризована их взаимосвязь. Дана объективная характеристика профессиональной и психологической готовности будущих специалистов работать по специальности в рамках выбранной профессии. На основании исследования определены системообразующие факторы эффективного трудоустройства молодых специалистов.
Ключевые слова.: трудоустройство, компетенции, геосоциальные факторы, комфортные условия труда, гендерный фактор
Для цитирования.: Лукичева С.В, Маркова О.Ю. К вопросу о влиянии геосоциальных потребностей на трудоустройство выпускников технических вузов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 108-112.
Успешность решения проблемы трудоустройства молодого специалиста - выпускника технического вуза во многом определяется его выбором места работы, соответствующего полученной специальности. В свою очередь, выбор сферы будущей деятельности детерминирован многими факторами как субъективного, так и объективного характера [1]. При этом происходит разрешение противоречия между предлагаемыми рабочими местами (потребности работодателя) и приемлемыми для будущего работника условиями труда (потребности будущего работника).
На наш взгляд, к особо значимым могут быть отнесены следующие факторы:
• геосоциальный (регион будущего места работы, уровень оплаты труда, наличие социального пакета и пр.);
• возможность карьерного роста, начиная с рабочих должностей, соответствующих выбранной профессии;
• гендерный фактор;
• уровень сформированности компетенций;
• осведомлённость об условиях труда в отрасли (уровень заработной платы, комфортность и оснащённость производственного процесса, вредность и пр.);
• осведомлённость о будущем месте работы и возможной должности;
• уровень удовлетворения культурно-социальных потребностей (наличие комфортного жилья, культурно-развлекательных, социально-бытовых учреждений в населённом пункте и пр.);
• профориентационная работа, предшествующая выбору будущей профессии (школа, вуз);
• преемственность поколений в выборе профессии.
В ходе исследования ставились следующие задачи: 1) определить приоритетность
факторов, влияющих на мотивированный выбор выпускниками вуза будущего места работы в контексте овладения будущей специальностью; 2) установить уровень их взаимовлияния; 3) дать объективную характеристику профессиональной и психологической готовности будущих специалистов к работе по специальности в рамках выбранной профессии; 4) определить меру социальной ответственности молодых специалистов.
Для реализации исследования по всем аспектам было проведено анкетирование студентов выпускных курсов технических специальностей ряда факультетов. Опрос проводился в нескольких независимых малых группах, не имеющих возможности обсудить ответы на поставленные вопросы (то есть были исключены межгрупповые и внутригрупповые «шумы», искажающие объективную картину). Поэтому каждый ответ на предлагаемый вопрос определялся индивидуальным, обдуманным решением, а не коллективным выводом. В ходе исследования было опрошено 85 человек, из них: 71 - мужчин, что составило 83,5%, и 14 -женщин (16,5%), обучающихся на факультетах технической направленности СибГУ им. М.Ф. Решетнёва. Поскольку опрашивались студенты выпускных курсов, подавляющее большинство респондентов находились в возрасте от 20 до 24 лет, что позволяет считать группу респондентов однородной по возрастному составу. Геосоциальный состав респондентов достаточно разнообразен, опрашиваемые проживали в городе Красноярске - 37 чел. (43,5%); в малых городах - 27 чел. (31,8%); в селах - 21 чел. (24,7%). Следует заметить, что такое соотношение позволяет сделать вывод о «равномерной» потребности в получении профессии представителей различных слоев.
Анализ ответов на вопросы о выборе профессии и перспективных планах трудоустройства по выбранной специальности показал, что полное представление о характере будущей работы имеют студенты, на момент окончания вуза работавшие по специально-
сти или получившие опыт работы во время обучения. Таких студентов - подавляющее большинство. На вопрос о наличии опыта работы в настоящий момент отрицательно ответили 15,3%; «работают в настоящий момент» - 28,3%, «имеют опыт работы» -56,5% респондентов. Таким образом, 84,7% респондентов имели сформированные профессиональные компетенции [2; 3], уровень развития которых подтверждается не только решением учебно-производственных задач на протяжении обучения в вузе, но и реальным опытом работы по выбранной специальности. Поэтому неудивительно, что 63,5% респондентов планировали работать по выбранной специальности. Однако 7,1% респондентов не собирались работать по специальности. Как правило, такие студенты уклоняются от ответов на вопросы, непосредственно касающиеся будущей профессии, при этом они обозначают очень высокий уровень претензий на заработную плату, которую хотели бы получать после окончания вуза. 29,4% респондентов ещё не определились.
Некоторую тревогу вызывает тот факт, что подавляющее большинство выпускников (71,7%) не определились с выбором конкретного предприятия, на котором хотели бы работать по окончании вуза. Этот факт, на наш взгляд, достаточно неоднозначен, поскольку может быть объяснён как с точки зрения работодателя, так и с точки зрения будущего работника. Возможными причинами такой «неопределённости» являются:
1) несоответствие профессиональных и социальных притязаний будущих специалистов и предлагаемых работодателем условий труда;
2) отсутствие достаточного опыта работы в отрасли (15,3% опрошенных), необходимого для работодателя;
3) отсутствие у предприятия потребности в специалистах предлагаемой специальности;
4) низкий уровень саморекламы предприятий, нуждающихся в выпускниках вуза;
5) невысокий уровень геосоциальных характеристик предприятий (местоположе-
Недостаточная оборудованность рабочего места Проблемы с обеспечением жильём | 2,35% 7,06%
Напряжённый график работы 18,82%
Удалённость от места жительства ШШШШЯШ 21,18%
Работа в тяжёлых условиях
ШЯШЯШШШЯЯ 30,59%
Проблемы с оплатой труда
Некомфортные условия труда 51,76%
Вредные уловия производства 63,53%
Рис. 1. Ранжирование неблагоприятных условий труда по результатам опроса
ние, низкий уровень технического оснащения производства, низкая оплата труда, отсутствие культурно-бытовых условий).
Очевидно, что к этим позициям можно добавить ещё одно, вполне актуальное - неуверенность в том, что конкретное предприятие способно к функционированию в обозримом будущем. Понятно нежелание молодых людей работать в нестабильных условиях, не обеспечивающих гарантий постоянной работы и продвижения по карьерной лестнице. Это относится к убыточным предприятиям и предприятиям, удалённым от крупных населённых пунктов, а также от вуза.
Характерны ответы будущих специалистов на следующие вопросы. «Готовы ли Вы приступить к трудовой деятельности с рабочей специальности, соответствующей профильному образованию?» Проявили готовность 70,6%, не уверены - 4,7%, не готовы - 12,9%. «В течение какого времени Вы готовы работать по профессии ниже своей квалификации?»: менее одного года - 56,5%; от одного года до трёх лет - 32,9%; от трёх до пяти лет - 3,5%, свыше 5 лет - 7,1%.
Существенное влияние на выбор будущего места работы оказывает степень информированности выпускников вуза об условиях работы на предприятиях лесной и химической отрасли (на этот вопрос положительный ответ дали 76,47% респонден-
тов). Объективность такой осведомлённости уточнялась просьбой к выпускникам описать проблемные условия работы на предприятиях (Рис. 1). При ранжировании ответов по значимости оказалось, что экологические факторы условий труда имеют для трудоустройства выпускников приоритетное значение, что может стать существенным и определяющим фактором выбора ими места работы. На втором месте стоят факторы геосоциального профиля (условия жизни, заработная плата). Хотя следует отметить, что они существенно взаимосвязаны, и не принимать во внимание их обусловленность нельзя, поскольку это может дать эффект отторжения предлагаемых мест работы и оттока молодых специалистов после непродолжительной трудовой деятельности.
Итак, на основании проведённого исследования получены следующие результаты.
• Накануне окончания вуза подавляющее большинство студентов имеют чёткое представление о характере будущей работы, условиях труда на предприятиях лесного и химического комплекса (за счёт всесторонней сформированности профессиональных компетенций) [2; 3].
• Респонденты имеют адекватные потребности в объёме заработной платы с учётом реального экономического положения в стране.
• Существенное значение для выбора места работы имеют геосоциальные факторы, важные для социализации молодых специалистов в условиях новой сферы деятельности и формирования их социальной ответственности.
• Гендерный фактор существенного влияния на разброс мнений не оказывает.
• Выпускники вуза в подавляющем большинстве собираются работать по выбранной специальности, имеют чёткую мотивацию к трудовой деятельности в рамках выбранной профессии.
• Высокий уровень взаимообусловленности имеют следующие факторы: наличие опыта работы и предварительная осведомлённость об условиях труда и заработной плате на предприятиях предполагаемого трудоустройства.
На основании полученных результатов определены системообразующие факторы
эффективного трудоустройства молодых специалистов.
Литература
1. Темнова Л.В, Лизунова О.А. Факторы формирования карьерных траекторий выпускников вузов // Высшее образование в России. 2017. № 11. С. 89-97.
2. Лукичева С.В, Коваленко О.Н. Квалиметри-ческий подход к оценке сформированности компетенций студентов вуза в курсе высшей математики // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 1. С. 24-28.
3. Маркова О.Ю, Вопилова Л.В, Лукинова С.Г. Пути формирования профессиональных компетенций при подготовке бакалавров для лесной отрасли // Глобальный научный потенциал. 2017. № 8(77). С. 7-10.
Статья поступила в редакцию 21.02.18 Принята к публикации 15.04.18
on the Impact of Geo-social Factors on the Employment of graduates ofTechnical Universities
Svetlana V. Lukicheva - Assoc. Prof., e-mail: lukicheva.cveta@yandex.ru Olga Yu. Markova - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Assoc. Prof., e-mail: ctma@sibsau.ru Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, Russia Address: 82, Prospect Mira, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation
Abstract. The paper explores the system of factors influencing on motivation of workplace choice by graduates of technical higher education institution. The paper is based on the results of questioning of students of final courses of technical specialties. Priority factors determining the choice of the future professional activity of a young specialist are revealed. The authors state that the dominant and especially important factors are the following: geo-social factor (region, wage level, social package), career-building opportunities, gender factor, skills development, awareness about work conditions (wage level, comfort of workplace, harmful production), satisfaction of cultural needs, career guidance on previous stages, continuity of generations in the choice of profession. The purpose of the study was also to determine the interrelation between the key factors and to ensure an objective assessment of the graduates' professional and psychological readiness to work according to the specialty chosen. Based on the research, the system-forming factors of effective employment of young specialists were determined.
Keywords: graduates' employment, workplace choice, competences, geo-social factors, comfortable working conditions, gender factor
Cite as: Lukicheva, S.V., Markova, O.Yu. (2018). [On the Impact of Geo-social Factors on the Employment of Graduates of Technical Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 6, pp. 108-112. (In Russ., abstract in Eng.)
112
Bbicrnee oöpasoeame e Poccuu • № 6, 2018
References
1. Temnova, L.V., Lizunova, O.A. (2017). [Factors of Formation of University Graduates' Career Trajectories]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11 (217), pp. 8997. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Lukicheva, S.V., Kovalenko, O.N., (2014). [A Qualitative Approach to Assessing the Formation of Competencies of University Students in the Course of Higher Mathematics]. Vestnik Mosko-vskogo Universiteta im. S.Yu. Vitte Serija 1: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of S.Yu. Witte Moscow University, Series 1: Economics and Management]. No. 1, pp. 24-28. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Markova, O.Yu., Vopilova, L.V., Lukinova, S.G. (2017). [Ways of Forming Professional Competencies in the Preparation of Bachelors for the Forest Industry]. Global'nyi nauchnyi potentsial [Global Scientific Potential]. No. 8 (77), pp. 7-10. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 21.02.18 Accepted for publication 15.04.18