Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВИДАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

К ВОПРОСУ О ВИДАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / предпринимательство / законодательство / интернет-торговля / онлайн-кинотеатры / онлайн-обучение / каршеринг / digitalization / entrepreneurship / legislation / e-commerce / online cinemas / online education / carsharing

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буняева Мария Викторовна

На сегодняшний день современный мир меняется под воздействием информационных преобразующих технологий и инновационных бизнес-моделей, которые активно поддерживаются и развиваются управленческими информационными инструментами. Предприниматель все большое и больше осваивает ключевые digital-технологии для создания и оптимизации процессов в рамках цифровой трансформации организации. Автор в статье анализирует виды предпринимательской деятельности в цифровом обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

-

Today, the modern world is changing under the influence of information transformative technologies and innovative business models, which are actively supported and developed by management information tools. An entrepreneur is increasingly mastering key digital technologies to create and optimize processes as part of the digital transformation of an organization. The author in the article analyzes the types of entrepreneurial activity in a digital society.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВИДАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 358 ББК 67.404

Мария Викторовна Буняева

Руководитель направления по внутреннему аудиту дирекции по внутреннему контролю и аудиту АО «РХК» (Акционерное общество «Русатом Хэлскеа»)

bunyeva@rusatomhc.ru

109028, Москва, Средний Овчинниковский пер. 4, стр. 1

К ВОПРОСУ

О ВИДАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. На сегодняшний день современный мир меняется под воздействием информационных преобразующих технологий и инновационных бизнес-моделей, которые активно поддерживаются и развиваются управленческими информационными инструментами. Предприниматель все большое и больше осваивает ключевые digital-технологии для создания и оптимизации процессов в рамках цифровой трансформации организации. Автор в статье анализирует виды предпринимательской деятельности в цифровом обществе.

Ключевые слова: цифровизация, предпринимательство, законодательство, интернет-торговля, онлайн-кинотеатры, онлайн-обучение, каршеринг.

M. V. BUNYAEVA,

Head of the Internal Audit Department of the Directorate for Internal Control and Audit

JSC «RCC» (Joint Stock Company «Rusatom Healthcare»),

bunyeva@rusatomhc. ru 4, p. 1 Sredny Ovchinnikovsky lane, Moscow, 109028, Russia

TO THE QUESTION OF THE TYPES OF ENTREPRENEURSHIP IN THE DIGITAL SOCIETY

Annotation. Today, the modern world is changing under the influence of information transformative technologies and innovative business models, which are actively supported and developed by management information tools. An entrepreneur is increasingly mastering key digital technologies to create and optimize processes as part of the digital transformation of an organization. The author in the article analyzes the types of e ntrepreneurial activity in a digital society.

Key words: digitalization, entrepreneurship, legislation, e-commerce, online cine mas, online education, carsharing.

На данный момент можно сказать, что предпринимательство, как явление, достаточно активно распространилось в обществе и воспринимается как его неотъемлемая часть. Вместе с тем, развивающаяся большими темпами цифровизация, вызывает к необходимости адаптации и развития предпринимательства в современных реалиях, о чем в дальнейшем и пойдет речь.

Отдельная ветвь, которая непосредственно относится к цифровому предпринимательству это цифровая экономика, в которую напрямую вовлечены огромное количество хозяйствующих субъектов, особенно для тех, целью создания которых является систематическое извлечение прибыли.

Цифровая экономика сама по себе представляется главным инструментом развития в этой сфере, именно благодаря ей Россия встаёт на путь цифровизации и модернизации в самых разных отраслях общества [1]. Цифровая экономика, как стратегическое направление развития Российской Федерации нашла свое закрепление на законодательном уровне, в связи с чем 28 июля 2017 г. Правительством Российской Федерации принята и утверждена программа «Цифровая экономика». Ее реализация предполагает развитие технологической сферы.

Приведем некоторые статистические данные. По версии бизнес-школы IMD, которая оценивает развитие в странах мира сферы технологий, по критериям World Digital Competitiveness Ranking, являются: США, Сингапур, Швеция, Дания, Швейцария . И несмотря на то, что Россия не входит в данный перечень, по оценкам экспертов, с каждым годом ее показатели обнаруживают рост. Так, в 2017 г. наша страна занимала 42-е место, в 2018 г. поднялась до 40го, в 2019 г. — до 38-го, 2020 г. — заняла уже 35-е место.

Отмечается рост количества предпринимателей в цифровой сфере, например, если проанализировать данные сотовых операторов, то количество предпринимателей, зарегистрированных абонентами мобильной связи выросло до 153, по сравнению с предыдущим годом, где из насчитывалось 100. Это обусловлено массовой информатизацией общества [2]. На сегодняшний день, по статистике, наиболее развитыми и доходными сферами бизнеса является:

1. Интернет-торговля. Через интернет-магазины можно купить практически всё — от продуктов питания, вещей и хозяйственных товаров, до сложной техники — телефона, компьютера, бытовой техники, до автомобиля и недвижимости. Однако несмотря на простоту приобретения товаров данным способом, покупатель подвержен определенным угрозам криминального характера, со стороны лиц, совершающих противоправные действия (например, мошенничество) в сети Интернет. С другой стороны, угрозы могут исходить и от

хозяйствующих субъектов, которые не всегда соблюдают действующее законодательство, продавая товары через интернет-магазин. Уязвимыми являются персональные данные покупателя, который авторизуется на сайте продавца. И несмотря на принятые меры по защите такой информации и распространение на сферу торговли норм Федерального закона «О защите прав потребителей», как показывают данные социологического опроса, большая часть населения при покупке или оформлении заказа не истребует и не знакомится с договором/пользовательским соглашением.

2. Онлайн-кинотеатры. Посещение таких кинотеатров упрощает жизнь граждан, избавляет их от необходимости простаивания в очереди в кассу, поскольку в любое время граждане могут купить билет онлайн на конкретную дату, выбрать время сеанса, забронировать определенные места. Это говорит о том, что наша, развивая такой бизнес страна, как и весь мир очень сильно шагнула вперёд.

3. Онлайн-обучение. Не так давно обучающиеся не могли себе представить, что получить диплом можно дистанционно, без личного ежедневного посещения учебного заведения. Субъекты предпринимательства осваивая эту сферу, на платной основе реализовывают обучающие вебинары, «онлайн-курсы», курсы повышения квалификации с выдачей соответствующих дипломов и сертификатов.

4. Каршеринг. Это достаточно новый (как и онлайн-курсы) вид предпринимательства, позволяющий любому гражданину, имеющему водительское удостоверение брать напрокат каршеринговый автомобиль на любое время и самостоятельно передвигаться на нем в любое место и на любое расстояние, оплачивая при этом за аренду исходя из времени пользования транспортным средством, которая в случаях разовых поездок будет существенно ниже аренды автомобиля на сутки и стоимости проезда на такси. Такой бизнес

дает хозяйствующим субъектам----предпринимателям, которые зарабатывают

посредством каршеринга извлекать доход от этого вида деятельности. При этом все действия, связанные с заключением такого договора, реализуются через интернет-приложение, которым пользуется арендатор и оплачивает поездки через свою онлайн-карту. Однако такой интернет-бизнес включает не только положительные моменты, но также содержит ряд проблем, по большей части также касающихся защиты и сохранности персональных данных пользователей, которые при регистрации оставляют о себе информацию, пересылают фотокопии личных документов, данные банковских карт.

Цифровизация общества не только порождает новые виды бизнеса, но и вовлекает бизнес в разработку программных продуктов, которые способны

изменить структуры рынка различных услуг (как пример, юридических) [3]. В этой связи вполне допустимо появление интернет-консультаций по оказанию юридических услуг и составлению документов «электронным» юристом. Для этого уже сейчас ведется разработка и тестирование специализированных программ (в частности, «Legal research»), способных проводить простейший правовой анализ ситуации, составлять типовые документы. Соответственно, предприниматели, развивающие такой стартап смогут получать прибыль, абстрагируясь от человеческого участия в работе компании и сами использовать разработанные программные продукты.

Так, например, существуют программные продукты для оказания помощи пользователям. Это различные приложения, среди которых:

Autolawyer (бот, который позволяет сформировать жалобу в страховую компанию на неправильно определенный коэффициент бонус-малус для ОСАГО);

Platforma (подыскивает адвокатов, работающих по модели «no win no fee», когда адвокат получает вознаграждение только в случае выигрыша дела и взыскания денег истцом);

Flexbby (автоматизирует документооборот);

Jeffit (решает стандартные задачи — ставит в календарь информацию о судебных заседаниях, выставляет счета клиентам и т.п.);

XSUD (систематизирует информацию о судебных делах и контролирует работу сотрудников);

Patentbot (позволяет автоматически подать заявку на регистрацию товарного знака, проверив предварительно его оригинальность);

Freshdoc (составляет договоры из модулей);

Simplawyer (предлагает решения в области самоисполняемых договоров);

Правовед.ру (сервис по консультациям массовых клиентов — бот, который отвечает на 85% вопросов по Закону о защите прав потребителей).

И это всего лишь малая часть из них. Среди имеющихся, представляется интересным проект, связанный с технологической платформой по маркетплейсу юристов, который позволяет подобрать специалиста под определенные задачи через интернет. Это минимизирует затраты на поиск нужного специалиста в узкой сфере, а, следовательно, упрощает жизнь предпринимателя и одновременно содействует юристам в помощи клиентов.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Это у нее было, но в тексте сносок нет.

1. Безручкин, Е.А., Васильева, О.Н. Технология блокчейн как

обеспечение принципа добросовестности // Образование и право.

№ 7. — С. 157-160.

2. Васильева, О.Н., Безручкин, Е.А. Устойчивое развитие налогового контроля в условиях цифровизации // В книге: Правовые и финансово -экономические средства достижения целей устойчивого развития. Под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — С. 467-485.

3. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез. 4-е издание / Шаркова А.В., Килячков Н.А., Белобрагин В.В. и др. — М.: Издательство Юрайт, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.