Научная статья на тему 'К вопросу о важности организации спортивных секций в школе'

К вопросу о важности организации спортивных секций в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
303
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивная секция / образовательное учреждение / физическое воспитание / школьники

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошкина Наталья Александровна, Комарова Анастасия Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы целесообразности организации спортивных секций в школах, направленные на повышение уровня физического развития школьников, подготовку спортивного резерва. Автор указывает, что занятия в спортивных секциях оказывают положительное влияние на физическое и психическое здоровье, способствуя общему физическому развитию, координации движений и ловкости, развитию силы воли, умения преодолевать препятствия и работать в команде. Преимуществом является изменение стиля общения между педагогом и занимающимися, более комфортная атмосфера для занятий, наличие специализированного оборудования для тренировочного процесса. Кратко представлены основные методы и средства, применяемые педагогом в процессе тренировки. В статье подчеркивается важность деятельности образовательных учреждений по организации занятий школьников в спортивных секциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошкина Наталья Александровна, Комарова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о важности организации спортивных секций в школе»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-279-283

К вопросу о важности организации спортивных секций в школе

Кошкина Наталья Александровна, кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Комарова Анастасия Сергеевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы целесообразности организации спортивных секций в школах, направленные на повышение уровня физического развития школьников, подготовку спортивного резерва. Автор указывает, что занятия в спортивных секциях оказывают положительное влияние на физическое и психическое здоровье, способствуя общему физическому развитию, координации движений и ловкости, развитию силы воли, умения преодолевать препятствия и работать в команде. Преимуществом является изменение стиля общения между педагогом и занимающимися, более комфортная атмосфера для занятий, наличие специализированного оборудования для тренировочного процесса. Кратко представлены основные методы и средства, применяемые педагогом в процессе тренировки. В статье подчеркивается важность деятельности образовательных учреждений по организации занятий школьников в спортивных секциях. Ключевые слова: спортивная секция, образовательное учреждение, физическое воспитание, школьники.

К организационным формам физического воспитания школьников, реализующих основные задачи физической подготовки, относятся самостоятельные занятия тренировочной направленности, урочные занятия в школьных спортивных секциях или группах общей физической подготовки (ОФП). По мнению

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

А. Д. Викулова [2], наиболее значимый эффект достигается организацией секционных занятий различными спортивными дисциплинами.

Школьная спортивная секция позволяет учитывать интересы занимающихся, а при относительной однородности и наличии элементов спортивной подготовки может дать хороший оздоровительный и тренировочный эффект. Занятия обучающихся в спортивных секциях оказывают положительное влияние на физическое и психическое здоровье, способствуя общему физическому развитию, координации движений и ловкости, силы воли, настойчивости, уверенности в себе, умения преодолевать препятствия, работать в команде. Спортивные секции могут быть самыми разными: волейбол, баскетбол, хоккей, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, бассейн и т. д. Выбор спортивной секции во многом определяется физическими данными школьника, его задатками, а также такими факторами как время работы, стоимость занятий, месторасположение и т. д. [1; 6].

Спортивные секции, во-первых, направлены на повышение уровня физического развития школьников, во-вторых, на подготовку спортивного резерва. Кроме того, организация спортивных секций создает возможности для обучения основам техники и тактики, развития и совершенствования спортивно-силовых и двигательных качеств, способствует воспитанию у порастающего поколения потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, мотивирует к ведению здорового образа жизни. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки - общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

При формировании секционной группы необходимо учитывать возраст, пол, уровень спортивной подготовленности, группу здоровья школьников. Проведением занятий в спортивных секциях занимаются учителя физической культуры, военные руководители (по военным и прикладным видам спорта), а также компетентные специалисты в вопросах методики организации и проведения спортивных занятий с детьми. Такие секции существуют практически во всех

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

общеобразовательных школах. Занятия, как правило, проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 минут. Занятия в спортивных секциях создают возможность чередования видов умственной и физической деятельности, изменения стиля общения между педагогом и обучающимися; например, неформальная обстановка создает более комфортную атмосферу для занятий. Преимуществом организации спортивных секционных занятий также является смена круга общения детей и оснащение специализированным оборудованием данных помещений. Важной составляющей при организации секционных занятий является комплектование групп (формируются однородные либо смешанные группы). Работа секций реализуется на основе программы образовательного учреждения, включающей теоретический и практический материал, судейскую и инструкторскую практику. Теоретический материал включает вопросы истории развития разных видов спорта, соблюдения правил безопасности на занятиях, влияния физической нагрузки на организм, основы режима дня, питания, гигиены тела и спортивной формы и т. д. Практические занятия направлены на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для спортивных достижений. Особое внимание следует уделить вопросам профилактики травматизма и оказания первой помощи [3].

Методы и средства, используемые педагогом в ходе тренировочного процесса, во многом определяют результат занятий в спортивных секциях. Во-первых, это общепедагогические (словесные и наглядные методы). Во-вторых, практические, включающие игровой (соревновательный) метод и метод строго регламентированного упражнения.

Наиболее часто из группы словесных методов в спортивной тренировке применяется рассказ, объяснение, беседа, обсуждение и др. с включением специальной терминологии и понятий. Правильное сочетание словесных методов (команды, словесные оценки, разъяснения) является залогом успешности тренировочного процесса.

При организации практических занятий важную роль играют наглядные (демонстрационные) методы. К ним относятся показ отдельных упражнений и

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

их элементов; видеозапись техники двигательных действий занимающихся, тактические схемы на макетах игровых площадок; использование простейших ориентиров, ограничивающих направление движений и т. д.

Методы строго регламентированного упражнения направлены на освоение спортивной техники. Среди них метод разучивания упражнений в целом (используется при освоении простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно) и по частям (используется при освоении менее сложных движений, которые можно разделить на самостоятельные части).

Методы, преимущественно направленные на воспитание физических качеств: непрерывные (однократное непрерывное выполнение тренировочной работы) и интервальные (выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха).

Особый интерес у занимающихся вызывает игровой метод, который применяется в процессе спортивной тренировки как на этапе начального обучения движениям, так и на этапе комплексного совершенствования двигательной деятельности в более сложных условиях. Данный метод наиболее часто применяется как средство активного отдыха, позволяет переключится с одного вида двигательной активности на другой с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов. Примером игрового метода являются подвижные и спортивные игры. Для повышения эффективности тренировочного процесса также применяется соревновательный метод, использование которого связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена [7]. Следует подчеркнуть, что выбор методов и средств спортивной тренировки должен соответствовать общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки.

Таким образом, занятия в спортивных секциях способствуют повышению интереса школьников к физической культуре и спорту, создают возможность реализовать скрытый потенциал каждого ученика, развивать и совершенствовать физические качества, формировать культуру сохранения и укрепления здоровья средствами физических упражнений. Регулярные занятия в спортивных секциях

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности, способствуют повышению психологической устойчивости занимающихся [4; 5], что подтверждает важность организации работы спортивных секций в образовательных учреждениях.

Библиографический список

1. Алашеева, М. А. Спортивные секции в жизни школьников [Электронный ресурс] / М. А. Алашеева // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90744 (дата обращения: 15.11.2023).

2. Викулов, А. Д. Эффективность занятий подростков в школьной спортивной секции [Текст] / А. Д. Викулов, Д. В. Фролов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (59). С. 43-46.

3. Дергач, Е. А. Занятия обучающихся в спортивных секциях как фактор становления их спортивной карьеры [Текст] / Е. А. Дергач, Д. А. Завьялов, О. Б. Завьялова, Э. К. Кыгрыс // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 139-142.

4. Доронцев, А. В. Влияние внеурочных форм занятий двигательной активностью на функциональные резервы учащихся 11 -х классов [Текст] / А. В. До-ронцев, М. А. Зеренинов, Зинчук Н. А., Л. Н. Порубайко // Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021. Т. 16. № 3. С. 105-110.

5. Пестряков, Н. Н. Физическая подготовка юных футболистов в условиях школьной спортивной секции [Текст] / Н. Н. Пестряков, В. В. Черкасов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2022. Т. 7. № 2. С. 72-77.

6. Чамокова, А. Я. Влияние двигательной активности на физическое развитие школьников [Текст] / А. Я. Чамокова // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021. № 4. С. 76-98.

7. Спортивные секции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwo-od.net/1935783/pedagogika/sportivnye_sektsii (дата обращения: 10.11.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.