Научная статья на тему 'К вопросу о вариативности социального аспекта возраста в современном государстве: опыт социально-философского осмысления'

К вопросу о вариативности социального аспекта возраста в современном государстве: опыт социально-философского осмысления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / AGE / SOCIETY / SOCIAL OUTLOOK / SOCIAL DESIGN / SOCIAL EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Килясханов Магомед Хизриевич, Зенин Константин Анатольевич, Исламов Ферзилах Исламович

В статье анализируются основные подходы к рассмотрению возраста. Рассматривается теория социального конструирования возраста и соотносится с идеей объективных возрастных характеристик. Обосновывается точка зрения, что существует ряд аспектов, в которых возрастная определенность имеет характер условности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Килясханов Магомед Хизриевич, Зенин Константин Анатольевич, Исламов Ферзилах Исламович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the variability of the social aspect of age in a modern state: the experience of socio-philosophical understanding

The article analyses basic approaches to age consideration. The theory of social construction of age is considered and relates to the idea of objective age characteristics. It is argued that there are a number of aspects in which age certainty is conditional.

Текст научной работы на тему «К вопросу о вариативности социального аспекта возраста в современном государстве: опыт социально-философского осмысления»

М.Х. КИЛЯСХАНОВ кандидат философских наук, доцент, представитель МВД России в Республике Таджикистан

К.А. ЗЕНИН кандидат социологических наук, доцент, докторант Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

Ф.И. ИСЛАМОВ кандидат социологических наук, доцент, докторант ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп*

К вопросу о вариативности социального аспекта возраста в современном государстве: опыт социально-философского осмысления

В статье анализируются основные подходы к рассмотрению возраста. Рассматривается теория социального конструирования возраста и соотносится с идеей объективных возрастных характеристик. Обосновывается точка зрения, что существует ряд аспектов, в которых возрастная определенность имеет характер условности.

Ключевые слова: возраст, общество, социальное мировоззрение, социальное конструирование, социальные ожидания.

Klyashanov M.H., Zenin K.A., Islamov F.I. To the question of the variability of the social aspect of age in a modern state: the experience of socio-philosophical understanding. The article analyses basic approaches to age consideration. The theory of social construction of age is considered and relates to the idea of objective age characteristics. It is argued that there are a number of aspects in which age certainty is conditional.

Keywords: age, society, social outlook, social design, social expectations.

* Килясханов Магомед Хизриевич, Зенин Константин Анатольевич, Исламов Ферзилах Исламович, e-mail: gurbo4073@gmail.com

Для современной науки возраст и, в частности, возрастное разделение членов общества, является важным фактором, детерминирующим различные области общественных отношений. Существует множество исследований, посвященных отношениям между представителями различных поколений, предпочтениям представителей различных возрастных групп, возрастным факторам политической, экономической, образовательной деятельности и т. д., т. е. возрасту, как социальному фактору, уделяется довольно серьезное внимание, при этом, в большинстве случаев мы видим рассмотрение его в качестве объективного фактора, иными словами - той данности, которую необходимо учитывать. Мы не ставим под вопрос данные исследования и их корректность, однако, хотелось бы отметить, что они опираются на усредненные, статистические представления о возрасте, при этом - на деле присутствует существенная вариативность социальных проявлений представителей различных возрастных групп. И это указывает на то, что наличие ряда качеств, приписываемых определенным возрастным категориям населения, не является необходимым, и, соответственно, мы имеем дело с атрибутами, не проистекающими напрямую из возрастной определенности, но, одновременно с этим, статистически более часто встречающимся среди представителей конкретных возрастных групп.

На первый взгляд здесь обнаруживается зримое противоречие: коль скоро есть статистически выраженные тенденции, уже проблематично говорить о том, что проявление каких-либо качеств не связано с возрастом. Однако мы не зря подчеркнули, что некоторые качества, не будучи связанными с возрастом напрямую, тем не менее, могут чаще встречаться у представителей конкретных возрастных групп в силу внешних факторов социального или культурного плана. Иными словами, помимо сущностных атрибутов возраста могут присутствовать также конструируемые его аспекты, укорененные в культуре и социальной практике. Как результат - мы будем наблюдать на практике наличие тенденций, не являющихся необходимыми и объективно проистекающими из возраста потому, что в их основе лежит социальная условность. Для примера того принципа, из которого мы исходим в постановке данной гипотезы, достаточно привести эмпирический факт разницы в социальном положении мужчин и женщин в позапрошлом веке: статис-

тическое исследование позволило бы сделать вывод о различиях между социальной включенностью представителей разных гендерных групп, но в основе этого различия лежит не разница в природе их представителей, но наличие устойчивой социальной условности, регулирующей гендер-ный статус. Мы исходим из предположения о том, что возраст, воспринимаемый чаще всего как объективная данность, содержит в себе существенный элемент социальной условности, что сказывается на характере взаимодействия представителей разных возрастных групп, а также обусловливает их социальные характеристики, модели самоидентификации и способы построения жизненной стратегии.

В задачу, поставленную нами в рамках настоящей статьи, входит, с одной стороны, обоснование точки зрения, в соответствии с которой возраст имеет четко выраженный социально конструируемый характер, с другой - детализация данного явления. Прежде всего целесообразно проиллюстрировать различия в социальном восприятии возраста, характерные для различных обществ и разных исторических периодов. В период античности сорок - сорок пять лет считалось возрастом максимального расцвета физических и интеллектуальных сил мужчины. Одновременно с этим, если рассмотреть средневековую Европу, то здесь мы обнаружим совершенно иную картину восприятия возраста: сорокалетний мужчина мог восприниматься в качестве старика. Уже на уровне этих двух примеров можно заключить, что между хронологическими сроками жизни человека и внешней определенностью возраста существует серьезное различие, связанное с принятыми в культуре общества условностями.

Следует отметить, что некоторые из вариативных аспектов восприятия возраста имеют под собой вполне зримые объективные основания. В частности, например, восприятие возраста может производиться не с точки зрения оценки количества прожитых лет, но с точки зрения степени износа организма. Последнее находит выражение в концепции биологического возраста, противопоставляемой чисто хронологическому его исчислению1. В таком случае приведенный выше пример различий в восприятии возраста

1 Плакуев А.Н., Юрьева М.Ю., Юрьев Ю.Ю. Современные концепции старения и оценка биологического возраста человека // Экология человека, 2011, № 4.

может быть объяснен тем, что существуют различия в образе жизни и условиях внешней среды, которые определяют изменения в средней продолжительности жизни, а также задают иную интенсивность возрастных изменений. Однако проблема возраста не исчерпывается вопросом физиологического состояния человека, прожившего определенное число лет. Существенное значение приобретает то, как различаются между собой образ жизни, социальное положение, способ самоопределения и внешняя оценка представителей различных возрастных групп при условии их рассмотрения на уровне разных обществ. В данном случае существуют три основных варианта: либо возрастные характеристики носят объективный характер (и в таком случае независимо от социальной среды мы будем наблюдать сходные формы активности представителей конкретных возрастных групп), либо имеют место социальные модели возрастной определенности, позволяющие воспринимать других членов общества и выстраивать собственную стратегию поведения с учетом возрастной определенности основных участников социального взаимодействия, либо - имеет место соединение обозначенных вариантов, когда на фоне объективно существующих факторов и тенденций, связанных с возрастом, существует его вариативный, конструируемый аспект, меняющий свои проявления в зависимости от характеристик конкретной социальной и культурной среды.

В пользу первого варианта присутствуют аргументы из области биологического и психологического знания, отражающие моменты развития тела и психики человека в процессе взросления, а также возрастных изменений, связанных с приходом старости. Стоит подчеркнуть - в данном случае имеется ввиду психофизиологический аспект, связанный с гормональным фоном человека, уровнем развития основных его органов, характером когнитивных способностей и т. д.. Согласно этой позиции, существуют объективные возрастные факторы, проистекающие из особенностей организма человека и процесса его взаимодействия с окружающей средой.

В пользу точки зрения, согласно которой возраст имеет социально и культурно определенный характер свидетельствует то, что в современном мире категория возраста трактуется очень широко, иными словами - данное понятие при-

обрело существенную добавочную смысловую нагрузку, связанную с сложившимся набором представлений о наиболее характерных качествах представителей конкретных возрастных групп. Отдельно следует отметить, что имеют место развитые социальные практики, направленные в отношении людей с различной возрастной определенностью, и вот это социальное измерение возраста, выраженное в характере его внешнего восприятия, имеет большое значение для нашего исследования. Фактически, речь идет о проявлении поливариантности восприятия возраста, связанного с его преломлением в различных социокультурных сферах. В качестве одной из ярких иллюстраций различий в восприятии возраста в разных обществах можно привести рассмотренную Э. Дюрк-геймом практику добровольного ухода из жизни (альтруистического самоубийства) пожилыми людьми, считающими себя бесполезными для племени1, и, в противовес этому -культуру почитания старших, характерную для многих древних народов и связанную с ценностью последних как носителей знания и опыта в различных областях. Еще один важный пример социально варьируемых аспектов возраста -это конвенциональные установки, связанные с признанием дееспособности (совершеннолетия) члена общества, его возможности вступить в брак и т. д.. Здесь налицо явный факт наличия социальной характеристики, тесно связанной с категорией возраста, и одновременно с этим - имеющей характер социальной условности.

Приведенные аргументы как в пользу рассмотрения возраста в качестве объективной характеристики, так и в пользу концепции социального измерения возраста, справедливы и обоснованы. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание, что в данном случае говорится о различных аспектах возраста, и потому обозначенные выше подходы не вступают друг с другом в прямое противоречие. Иными словами, некоторые из аспектов возраста имеют универсальный характер, в то время как другие отражают уже совокупность социальных условностей, прикрепленных к категории возраста и активно реализуемых в ходе социальной практики. Таким образом, мы склоняемся к точке зрения, согласно которой категория возраста имеет сложный,

1 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. Пер. с фр. с сокр. // Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. - 399 с.

многоплановый характер, при этом, некоторые из аспектов возраста имеют объективный характер, в то время как другие связаны с наличием социальных условностей и потому являются либо устойчивыми ожиданиями, приводящими к специфической интерпретации реальности, либо моделями отношения и поведения, реализуемыми как представителями конкретных возрастных групп, так и в их отношении.

Вернемся к исходной постановке вопроса, а именно к способу рассмотрения возраста на уровне научного знания. Возраст, воспринимаемый как данность, может оцениваться в качестве такового либо в силу того, что признается универсальность и инвариантность возрастных характеристик, либо факт конструирования социальных характеристик возраста умалчивается и оценивается уже его конечный результат. Вместе с тем, различие между конструируемым и универсально-объективным аспектами возраста состоит в моменте вариативности возрастных характеристик в ситуации, когда речь идет о возрастных аспектах, связанных с социальными условностями. Этот момент вариативности позволяет оказывать воздействие на область социальной практики через изменение характера социального позиционирования конкретных возрастных групп, в то время как признание возрастных характеристик универсальными и необходимыми таких возможностей не дает.

Одна из основных проблем в данном случае - это определение грани между естественными возрастными проявлениями и социокультурным проявлением возраста. Основная сложность в данном случае состоит в том, что мы не можем даже рассортировать возрастные проявления по критерию их принадлежности к естественным и конструируемым. По факту, в рамках общественной жизни происходит преломление естественных тенденций и склонностей, присущих представителям конкретного возраста, в русле тех моделей и шаблонов поведения, которые присутствуют в социокультурной сфере. Что это означает применительно к категории возраста? Детализируем данный аспект, а также, заодно, концептуализируем категорию социального конструирования возраста.

Данная категория не является авторской разработкой -она базируется на общей конструктивистской парадигме,

разработанной П. Бергером и Т. Лукманом1, а также на исследовании конструируемых аспектов возраста, произведенном Э.Е. Чекановой2. Данная теория имеет три основных измерения: социальное познание; социальная самоидентификация; социальная деятельность.

В рамках социального познания принцип конструирования реальности связан с подведением опыта, получаемого членами общества, под те ожидания и представления, которые уже существуют в сознании субъекта. Еще одним важным аспектом конструирования реальности является достраивание социальной картины мира в условиях недостатка информации. Иными словами, в процессе социального познания человек формирует версию мировоззрения, принимаемую в качестве рабочей и, в дальнейшем (если она не будет опровергнута) - встраиваемую в общую картину мировоззрения. При этом, что немаловажно, индивидуальное мировоззрение стремится к самообоснованию -что определяет активную интерпретативную деятельность, направленную на сохранение собственных представлений и убеждений. Это является одной из причин того, почему социальные стереотипы имеют столь прочно укоренившийся в общественном сознании характер. Фактически, их носители стремятся подводить получаемый опыт под уже существующие ожидания. Применительно к тематике возраста это означает, что они заведомо настроены на восприятие стереотипных моделей проявления возрастных качеств.

На уровне механизмов самоопределения представления о различных возрастных этапах, присутствующие в культурной среде, могут выступать в качестве модели, носящей предписывающий характер. Иными словами, члены общества, достигающие определенного возрастного рубежа, могут стремиться к воспроизведению того набора достижений (и того социального образа), который является для этого возраста общепринятым. Отчасти существующие «возрастные кризисы» связаны как раз с тем, что человек чувствует острое несоответствие между личной возрастной определенностью и тем набором социальных характеристик, которым он к этому возрасту обладает. В какой-то мере возраст задает качест-

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., «Медиум», 1995.

2 Чеканова Э.Е. Социальное конструирование старости в современном обществе: Дисс... док. соц. наук: 22.00.04. Саратов, 2005. - 401 с.

венную планку для членов общества, одновременно мотивируя к одним социальным проявлениям и ограничивая в других. Здесь мы переходим к такому вопросу, как влияние социальных условностей, связанных с возрастом, на характер деятельности членов общества. По факту, речь идет о следовании той модели поведения или жизненной стратегии, которая в обществе считается приемлемой для представителей конкретной возрастной группы. И в данном случае могут быть как положительные конструируемые модели возраста, так и негативные модели, способствующие ухудшению социального положения представителей конкретной возрастной группы, либо повышению вероятности реализации конфликтных сценариев с их участием.

Итак, возраст, выступающий как социальный фактор ряда общественных процессов, в социокультурном своем измерении обнаруживает существенную вариативность и зависимость от ряда факторов культурно-мировоззренческого плана. При этом поливариантность социального измерения возраста задает существенные перспективы по поиску наиболее конструктивных моделей восприятия возрастной определенности, с учетом основных проблем и тенденций современного общества. Это очень важно с учетом того, что в современном обществе существует ряд проблем, связанных с социальным положением (и, в том числе -социальными склонностями) представителей различных возрастных групп, а также с характером межпоколенного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.