Научная статья на тему 'К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки'

К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСТВО / ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / MUSICAL CULTURE / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Оксана Викторовна

Раскрыта специфика музыкально-педагогической деятельности, обозначены задачи профессионально-педагогической направленности учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article features of pedagogical activity of the teacher of music are described, the specificity of musical-pedagogical activity is given; the problems of professional-pedagogical orientation of the educational process are outlined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о творческой деятельности будущего учителя музыки»

О. В. Самсонова

К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Раскрыта специфика музыкально-педагогической деятельности, обозначены задачи профессионально-педагогической направленности учебного процесса.

Ключевые слова: деятельность; учебный процесс; музыкальная культура; творчество.

Педагогический труд во все времена был творческим, ведь основное его назначение - сотворение, созидание личности, развитие, утверждение духовного начала в человеке. Кроме того, деятельность педагога осуществляется в постоянно изменяющихся ситуациях, требует учета всех условий.

Обладая крепкой профессиональной базой, современный учитель должен иметь представление о творческом характере своего труда, быть подготовленным к педагогической деятельности как к творческому процессу, обладая значительным личностным, профессиональным и творческим потенциалом. Чтобы творить, создавать новое, учителю необходимо развивать и совершенствовать свои творческие способности, существенную роль в выявлении и развитии которых может сыграть высшая школа. Творчество как компонент формирования личности учителя должно присутствовать на всех этапах ее становления, стать ведущим системообразующим компонентом учебно-воспитательного процесса. Сформировать творческую индивидуальность учителя музыки, готовность к осуществлению художественно-педагогического процесса как творчества, заложить основы создания творческой лаборатории педагога-музыканта - актуальная задача высшего музыкально-педагогического образования.

Именно во время учебы в вузе у будущего учителя музыки имеются наиболее благоприятные условия для успешной интеграции теории и практики, анализа передового опыта и достижений науки, собственной профессиональной, включающей в себя концертно-исполнительскую и исследовательскую, деятельности.

Профессия педагога-музыканта сочетает в себе разностороннюю деятельность, которая включает умения и навыки педагогической, воспитательной, организаторской, просветительской, методической, исполнительской работы. Эти направления в деятельности преподавателя музыки играют важную роль в решении специфических задач, ориентированных на формирование музыкальной культуры не только обучаемых, но и постоянное личностное совершенствование самого педагога.

Современная мировая музыкальная культура представляет собой своеобразный сплав, в котором можно выделить множество традиций, стилей, направлений. Задача педагога состоит в том, чтобы донести до обучаемого многообразие музыкального произведения, научить видеть и понимать специфические особенности музыки, другими словами - научить «чувствовать музыку».

Специфика музыкально-педагогической деятельности заключается в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства, которые объединяют комплекс специальных, психолого-педа-гогических, общенаучных, методологических знаний, умений, навыков при ведущей роли общепедагогических способностей. Музыкальная деятельность -структура многогранная и заключает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музы-

кально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и синтезировать полученные знания [1, 3-12].

Специфичность этой профессии обусловлена сложной многогранной структурой самой деятельности учителя музыки, общеобразовательной школы, обогащающей духовный мир подрастающего поколения, развивающей и формирующей в нем столь важные нравственно-эстетические взгляды, чувства, прививающие потребность, интерес к познанию достижений национальной и мировой культуры и искусства. Поэтому учитель музыки должен быть не просто грамотным, образованным специалистом, но прежде всего творческой личностью. Учитель музыки должен ощущать себя первооткрывателем раннее неизвестной музыки, сохраняя творческое отношение к каждой пьесе, песне. Педагог-музыкант должен быть личностью в высоком общественном значении этого слова.

Специфика профессии педагога-музыканта, прежде всего, связана с творческой деятельностью. Проблемам творчества в деятельности учителя уделяли внимание В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова, Н.Д. Никандров, Н.Ю. Посталюк.

Подготовка будущих учителей к творческой деятельности была исследована Ю.К. Бабанским, В.В. Краевским, В.Г. Максимовым, В.А. Сластениным, В.И. Загвинским. Значительный вклад в разработку теории творчества внесли известные ученые Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.

Творчество, творческое преобразование действительности, творческий взгляд на мир, творческий процесс в человеческой деятельности - явления загадочные, не до конца познанные и вечно притягательные для сознания человека. Философы, психологи, социологи и педагоги изучают этот удивительный феномен, высказывая разные, порой весьма противоречивые точки зрения на природу и сущность творчества.

Под творчеством в философии и социологии понимают деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности. Результатом творческой деятельности может быть появление нового продукта, внесение объективной новизны в технологию или организацию трудовой деятельности, конструкцию или предмет труда.

В определении сущности творчества прослеживаются две основные тенденции: первая - творчество есть создание чего-либо принципиально нового, вторая тенденция предполагает возможность субъективного творчества. Творчество всегда связано с порождением чего-либо нового, пусть даже и субъективного: это может быть новое знание, открытие неизвестных связей между предметами и явлениями, изменение и расширение ранее сложившихся парадигм, решение профессиональных задач-ситуаций, умение связать несвязуемое, что является в свою очередь сущностью самого творчества.

Деятельность - это важнейшая форма проявления активного отношения человека к действительности. Деятельность - представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. Именно материально преобразующей предметной деятельности, труду обязан человек как своим первоначальным становлениям, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств [2].

Вопросам определения структуры деятельности посвящены работы многих психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). Разделение труда, естественно, влечет за собой выделение практической (материальной) деятельности и теоретической (умственной). Любая творческая деятельность связана с поиском новых путей в познании и отмечена элементом новизны и оригинальности. Педагогическую деятельность издавна квалифицируют как творческую потому, что в ней присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, оценок, чувств, которые неразрывно слиты с учебно-воспитательным процессом, иначе говоря, сотворчеством учителя с учеником, ученика с учителем, ученика с одноклассниками и т.д.

Качества, свойства личности, педагогические умения, определяющие творческую деятельность учителя, относятся к характеристике творческой деятельности педагога-музыканта.

Музыкально-педагогическая деятельность характеризуется нерасторжимым единством педагогики и музыкального искусства, общепедагогических и специальных музыкальных способностей, целесообразной зависимостью, которые и определяют профессионально-педагогическую направленность личности педагога-музыканта.

Музыкально-исполнительская деятельность как определенный вид творческой деятельности реализуется в двух формах: духовно-практической - формирование художественного замысла и деятельностно-практической - воплощение этого замысла в звуках, его обработке и в исполнении музыки. Музыкально-исполнительская деятельность основывается на интерпритации музыкальных произведений. Система индивидуального обучения музыке в вузе (основной инструмент, концертмейстерский класс, дирижирование, постановка голоса) заключает в себе благоприятные многообразные возможности для исполнительской деятельности. В исполнительстве особенно ярко выражается творческая направленность личности будущего педагога, ибо этот вид деятельности дает возможность полнее раскрыть его

индивидуальность, развивает творческую самостоятельность, активизирует прошлый эстетический опыт, привлекает нужные ассоциативные связи.

Процесс формирования профессиональной готовности непосредственным образом зависит от развитости творческих качеств личности, от реализации творческих проявлений личности в процессе профессиональной подготовки, через которые происходит процесс становления и развития творческой деятельности будущих специалистов.

Профессионально-педагогическая направленность

учебного процесса должна учитывать специфику будущей профессии и решать общие задачи музыкальной подготовки учителей музыки высшей квалификации, иными словами, специалиста с широкими профессиональнопедагогическими и музыкальными познаниями и интересами. Главной задачей в профессионально-практической подготовке студентов в вузе является формирование творческой самостоятельности, успех которой возможен лишь при условии целостного единства профессиональной подготовки: методов изучения, профессиональных и познавательных систем знаний, способность к самостоятельному освоению, оценке достижений.

Овладение музыкальной культурой активизирует профессиональную направленность деятельности учителя музыки. Современный учитель обязан не только передать новым поколениям опыт предыдущих, вооружить своих учеников знаниями, но и сформировать у них потребность в постоянном обновлении, привить навыки самообразования. Обладая крепкой профессиональной базой, современный учитель музыки должен иметь представление о творческом характере своего труда, быть подготовленным к педагогической деятельности как к творческому процессу, обладать значительным личностным, профессиональным и творческим потенциалом, использовать нестандартный подход к решению педагогических задач. Обогащение теории и практики воспитания и обучения и есть педагогическое творчество. Каждый учитель имеет свой особый стиль профессиональной деятельности, а учитель-исследователь - собственную лабораторию. Чтобы создавать новое учителю музыки необходимо развивать и совершенствовать свои творческие способности.

По-настоящему высокого, творческого уровня преподавания сегодня может достичь лишь тот педагог-музыкант, который обладает достаточно развитым диалектическим стилем мышления, способен к объективному и всестороннему осмыслению педагогической деятельности, к ее самостоятельной критической оценке и творческому преобразованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М., 1984.

2. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохов. М.: Советская энциклопедия, 1985. С. 1314.

3. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.

4. Осухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3^.

5. Базиева Ф.У. Дидактические условия самореализации будущего учителя в процессе его подготовки в вузе. Волгоград, 2004.

6. Нейгауз Г.Г. Искусство фортепианной игры. М., 1967.

7. Выготский Л.С. Психология творчества. М., 1986.

8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

9. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапатина. М., 1989.

10. Бордовская Н.В, Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2000.

11. ВислогузоваМ.А., Сушкова Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М., 1995.

12. Современный философский словарь / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академический про-

ект, 2004. 864 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 28 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.