Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦЕНТРАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И ПОДГОТОВКОЙ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ'

К ВОПРОСУ О ЦЕНТРАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И ПОДГОТОВКОЙ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАСТАВНИЧЕСТВО / MANAGEMENT / ECONOMY / MANUFACTURE / TRAINING OF SKILLED WORKS / RAINING PROFESSIONAL QUALIFCATION / MENTORING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Люлюкин Валерий Валентинович

В статье представлен исторический взгляд на некоторые проблемы центрального и местного управления, развития экономики, подготовки рабочих кадров и повышения их квалификации на предприятиях Псковской области в 60-70 гг. XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE CENTRAL AND LOCAL MANAGEMENT OF ECONOMY THE TRAINING SYSTEM OF SKILLED WORKERS AT FACTORIES

The present article considers issues of the central and local management of economy its development training of skilled works at factories of the region and raining professional qualifcation in Pskov Region in 60-70 years of XX century.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦЕНТРАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И ПОДГОТОВКОЙ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ»

УДК 93/99;908

В. В. Люлюкин

К ВОПРОСУ О ЦЕНТРАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И ПОДГОТОВКОЙ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

В статье представлен исторический взгляд на некоторые проблемы центрального и местного управления, развития экономики, подготовки рабочих кадров и повышения их квалификации на предприятиях Псковской области в 60-70 гг. XXвека.

Ключевые слова: управление, экономика, производство, подготовка рабочих, повышение квалификации, наставничество.

В 1968 году Совет Министров СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению подготовки и повышению квалификации рабочих непосредственно на производстве» [11]. В нём министерства и ведомства СССР и Советы министров союзных республик были обязаны создать за последние годы восьмой пятилетки (1968-1970 гг.) для подготовки рабочих предприятиях учебно-производственную базу. Это — учебно-курсовые комбинаты, учебные цехи, мастерские, кабинеты, лаборатории.

Профсоюзные и комсомольские органы также приняли меры по подготовке кадров рабочего класса. «Профсоюзные организации, — как отмечено в постановлении Президиума ВЦСПС от 11 апреля 1969 года «О задачах профсоюзов в области подготовки квалифицированных рабочих непосредственно на производстве», — совместно с комитетами комсомола оказывают помощь администрации предприятий в осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке рабочих и в этих целях используют разнообразные формы воспитательной работы с учениками: проводят вечера, вечера трудовой славы, торжественное вручение пропусков, свидетельств о присвоении квалификаций, организуют конкурсы профессионального мастерства, смотры состояния подготовки кадров и т. д. [12].

В 1969 году было принято типовое Положение о подготовке и повышению квалификации рабочих на производстве, утверждена обязательность подготовки вновь принятых, которые или не имеют специальности, или меняют её [9]. Здесь же были определены повышенные требования к инструкторам производственного обучения, которые должны иметь среднее образование, высокий профессиональный уровень и, кроме того, изучить курс педагогического минимума.

Через два года в материалах XXIX съезда партии было подчеркнуто, что современное производство предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь машинам, технике, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто эти машины создаёт и этой техникой управляет. Специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращается в обязательное условие успешного труда всё более широких слоёв работников [6]. Поэтому в Директивах съезда по девятому пятилетнему плану было записано: «Улучшить качество подготовки и повышения квалификации рабочих непосредственно на производстве».

Однако именно в годы восьмой пятилетки, в условиях провозглашенной новой хозяйственной реформы, управление экономикой, подготовка рабочих на предприятиях стали приобретать более массовый и качественный характер. Основными фор-

мами подготовки и обучения рабочих стали индивидуальное и бригадное обучение, школы и курсы с отрывом и без отрыва от производства. В 1969 году 75 % новых рабочих прошли на предприятиях данную подготовку [1].

Уровень производственно-технического обучения определял последующее производственное и культурное развитие кадров рабочего класса, развитие экономики в целом. От степени культуры производства, от постановки обучения зависела во многом тяга рабочих к источникам духовного обогащения: книгам, журналам, справочникам.

В 1965-1966 годы Венский центр социальных наук ЮНЕСКО провёл международное исследование бюджетов свободного времени городского населения десяти стран мира. В качестве типичного среднего города нашей страны был избран Псков. Город с честью выдержал сравнение с городами капиталистических стран. Характерно, что доля рабочего населения в Пскове оказалось большей, чем в городах США, ФРГ, Бельгии и других стран. Намного больше по сравнению с ними псковичи затрачивали времени на учёбу и самообразование, на чтение художественной литературы и периодической печати, на посещение кино, театров и других культурно-массовых мероприятий [10]. Всё это положительно сказывалось на экономическом развитии региона в целом.

Одной из новых активных форм подготовки рабочих являлось наставничество, которое выросло в результате развития традиции шефства.

Наставничество — это добровольное шефство передовых кадровых рабочих или бригад над молодыми производственниками или комсомольско-молодёжными бригадами с целью формирования людей, обладающих высоким профессиональным мастерством и нравственными принципами коммунистической сознательности. «Наставничество, — как отметила газета «Правда», — замечательное движение современности, рождённое социализмом» [8].

Инициатором движения наставничества являлись ленинградские рабочие, а один из первых наставников — коммунист С. С. Витченко — был удостоен звания Героя Социалистического труда [5].

Рабочий класс всегда был заинтересован в передачи передовых традиций. Но если речь шла в основном об овладении молодежью специальных профессиональных знаний, то с зарождением и развитием наставничества вопрос ставился уже о её воспитании, передаче рабочих традиций верности партии, народу, рабочей чести.

Соединение процесса труда и воспитания, как считалось, являлось спецификой наставничества. Оно носило индивидуальный характер, что объясняло его действенность. Общественная значимость наставничества состояла в том, что оно формировало не только профессиональные качества и коммунистическое мировоззрение учеников, но и оказывало большое влияние на развитие трудовых навыков и сознания самого наставника. Как двусторонний процесс, в котором формируются и личность молодого рабочего и совершенствуются личные качества наставника, наставничество должно было открывать перед человеком безграничные возможности самосовершенствования и самоподготовки. Это движение не давало останавливаться в своём развитии ни наставнику, ни молодому рабочему. Взаимообогощая друг друга, они на практике демонстрировали сущность социалистического гуманизма.

Подготовка рабочих на производстве, дающая возможность получить специальность, повысить квалификацию и общую культуру, основы экономических знаний в

исследуемый период всегда находилась в центре внимания партийной организации Псковской области. Выполняя решение XXIII съезда КПСС и других документов партии и правительства, псковичи проводили эту политику на местах.

Следует отметить, что вопросы улучшения производства и создание крепких трудовых коллективов, развитие новых отраслей промышленности являлись и причиной, и следствием пристального внимания к подготовке кадров рабочих ещё и потому, что рабочий класс Пскова был молод по стажу работы и по возрасту. В Псковской области 123 тысячи, или 42 % работающих, — это люди в возрасте до 35 лет, то есть молодого возраста. На промышленных предприятиях 58 % работающих имели стаж работы на данном предприятии не более 5 лет. По общему стажу работы из всей численности рабочих и служащих почти 40 % — со стажем лишь до 10 лет [2].

В овладении профессиональным мастерством, передаче лучших традиций коллектива, заинтересованности в работе велика была роль и мастера. Мастер — полномочный руководитель и непосредственный организатор производства и труда. Мастера составляли самую многочисленную группу руководителей производства. И не только многочисленную, но и самую влиятельную в рабочих коллективах. Мастера трудились плечом к плечу с рабочими, каждый день они направляли их производственную деятельность.

Многие партийные организации Псковщины уделяли в это время внимание повышению роли мастера. В Невельском районе, например, был учреждён специальный «День мастера». В 1967 году там был проведён слёт мастеров, его участники включились в соревнование за право называться «Лучший мастер-воспитатель». Большим авторитетом пользовался у себя в цехе № 13 и на всём заводе радиодеталей старший мастер Курыжов М. Н., на заводе «Реостат» — мастер Петров А. А. На наш взгляд там, где мастер лично начинал готовить молодого рабочего с точки зрения его квалификации и воспитания, то он уже сам, наряду со специально выделенными кадровыми рабочими, становился наставником молодёжи. Видимо, ещё и поэтому движение наставничества родилось так естественно на наших заводах и фабриках, среди передовых представителей рабочего класса.

Партийные организации Псковской области также сделали немало по его развитию и совершенствованию. Так, Псковский горком партии создал институт наставников из числа кадров рабочих, мастеров и командиров производства. Чтобы наставники со знанием дела вели свою работу, для них была организована специальная школа, где изучались вопросы педагогики, психологии, этики, морали [2]. Постоянную помощь и контроль в этот период оказывает своим наставникам партийный комитет Псковского машиностроительного производственно-технического объединения. На предприятии стали производиться дни цеха, дни дисциплины, стали заполняться трудовые журналы, книги полезных дел. Опыт работы наставников цеха № 11 был обобщен парткомом и доведён до других цехов. Молодые рабочие объединения ещё раз могли убедиться в высоком культурно-техническом уровне своих старших товарищей, которые бескорыстно передавали свой опыт и знания другим: за успешное выполнение заданий восьмой пятилетки 45 передовиков были награждены орденами и медалями СССР [2]. Именно передовики производства в дни, предшествующие XXIV съезду КПСС, одними из первых поддержали почин москвичей и ленинградцев работать под девизом: «Пятидневное здание — за четыре дня» и выступили инициатором движения в области: «Восьмичасовое сменное задание — за семь часов».

В этот период профсоюзные и комсомольские организации тоже придавали большое значение подготовке рабочих на производстве, используя в этих целях в основном такие свои массовые формы, как конкурсы профессионального мастерства, различные смотры. За три последних года пятилетки обком комсомола и совет профсоюзов Псковщины провели смотры: по повышению квалификации молодых рабочих, по работе молодых рационализаторов и конкурс технического мастерства. Это дало определённые результаты. Более 5000 юношей и девушек повысили квалификацию и получили новую, выросло количество молодых рационализаторов и изобретателей. Бюро обкома ВЛКСМ одобрило опыт работы комсомольской организации Великолукского локомотивовагоноремонтного завода по развитию технического творчества молодёжи, где комитет ВЛКСМ, используя комсомольско-молодёжные творческие объединения, советы НОТ и другие средства, помог каждому молодому рабочему определить своё конкретное место в пропаганде технических и экономических знаний, в условиях научно-технического прогресса на предприятии. В результате на заводе не стало комсомольцев, не выполняющих норм выработки. Всё большей популярностью стали пользоваться конкурсы мастерства на звание «Лучший молодой рабочий своей профессии». На Псковском заводе радиодеталей, например, эти конкурсы стали традиционными: только в первом полугодии 1968 года это звание было присвоено 80 молодым рабочим. Широко и гласно пропагандировался передовой опыт участников и победителей через газету «Радиосигнал» и заводское радио. Характерно, что одним из этапов заводского конкурса был общегородской конкурс мастерства, который прошёл 29 июня 1968 года среди токарей, фрезеровщиков и рабочих других профессий [2].

Подготовка кадров рабочего класса во всём её многообразии средств и форм, несмотря на отдельны недостатки, была всегда в центре внимания советской власти. Это было вызвано не только потребностью производства и экономическим развитием страны в целом, но и промышленной интеграцией стран социалистического содружества. Это ещё раз было отмечено в октябре 1979 года на Московском совещании представителей социалистических стран (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Монголии, Вьетнама), где обсуждались вопросы подготовки и повышения квалификации рабочих в условиях научно-технического прогресса [7].

Несмотря на отдельные недостатки экономического развития страны и области, в частности, планомерная работа в сфере подготовки кадров носила устойчивый характер и давала высокие результаты. Сегодня о системной подготовке рабочих кадров говорить не приходится.

Литература

1. Аналич Л. А., Юляхман Л. С. Заводская молодёжь: профессиональные интересы. М., 1971, С. 95.

2. ГАПО. ф. 1219. оп. 67. д. 131. л. 203-204, 224.

3. ГАПО. оп. 75. д. 106. л. 176-178, 129.

4. ГАПО д. 98, л. 106. оп. 71. д. 6, л. 84.

5. Логинова А. А. Партийное руководство воспитанием рабочей молодёжи в производственных коллективах в условиях развитого социализма. В кн.: Развитое социалистическое общество — продолжение дела Великого Октября. Л., 1979. С. 123.

Вестник Псковского государственного университета

6. Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1972, С. 41.

7. Новое время // Забота о рабочих кадрах. 1979. № 44. С. 19.

8. Правда. 1979. 14 сентября.

9. Профессионально-техническое образование. 1969. № 3. С. 25.

10. Пруденский Г. Псков и псковитяне // Неделя. 1976. № 16. С. 12-13.

11. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам Т. 6. М., 1968, С. 688-689.

12. Справочник партийного работника. Вып. 10. М., 1970. С. 373.

Об авторе

Люлюкин Валерий Валентинович — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, исторический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: jurist-i@mail.ru

V. V. Lyulyukin

THE QUESTION OF THE CENTRAL AND LOCAL MANAGEMENT OF ECONOMY THE TRAINING SYSTEM OF SKILLED WORKERS

AT FACTORIES

The present article considers issues of the central and local management of economy its development training of skilled works at factories of the region and raining professional qualification in Pskov Region in 60-70 years of XXcentury.

Key words: management, economy, manufacture, training of skilled works, raining professional qualification, mentoring.

About the author

Lyulyukin Valery Valentinovich — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of National History, Historical Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: jurist-i@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.