Научная статья на тему 'Работа наставников с молодежью на промышленных предприятиях Южного Урала в 1965-1975 гг'

Работа наставников с молодежью на промышленных предприятиях Южного Урала в 1965-1975 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМСОМОЛ / ЭКОНОМИКА ЮЖНОГО УРАЛА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАСТАВНИК / СОВЕТЫ НАСТАВНИКОВ / ПЯТИЛЕТКА / ТРУДОВЫЕ ДИНАСТИИ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ / KOMSOMOL / ECONOMY OF THE SOUTH URALS / ECONOMIC GROWTH / MENTOR / MENTOR COUNCILS / FIVE-YEAR PLAN / LABOR DYNASTY / SOCIALIST EMULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парфенова Светлана Алексеевна

Статья посвящена экономическому развитию региона Южного Урала, охватывающего Курганскую, Оренбургскую и Челябинскую области, в 1965-1975 гг. Регион развивался динамично, росло количество промышленных предприятий. Остро стоял вопрос о подготовке квалифицированных кадров из числа молодежи. Уделено внимание формам работы комитетов ВЛКСМ с молодыми рабочими по освоению профессий. Показана роль системы профессионально-технического образования в подготовке молодых специалистов, но, как видно из опыта, одним из эффективнейших методов в процессе становления молодого рабочего на предприятиях было признано наставничество. Рассмотрены основные организационные формы наставничества; работа по подбору наставников из числа опытных рабочих, так как роль личности самого наставника в процессе воспитания молодежи велика; деятельность по воспитанию самих наставников, оказанию им методической и теоретической помощи; итоги выполнения 8-й и 9-й пятилеток на Южном Урале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The cooperation between mentors and the youth at industrial enterprises of the South Urals in 1965-1975

The study discussed the economic development of the South Urals, covering the Kurgan, Orenburg and Chelyabinsk regions, in 1965-1975. The region developed dynamically, the number of industrial enterprises increased. Training the highly qualified young professionals was an acute task. The research reviewed the modalities of assisting entrants to master a profession by the Komsomol Committees. The paper demonstrated the role of the system of vocational education when training the fledgling experts. However, based on the evidence, mentoring was recognized as one of the most effective techniques for raising young workers at enterprises. The author considered the basic organizational modalities of mentoring; the selection of effective mentors as the personality of a mentor played a crucial role in the educational process; training mentors and providing the methodological and theoretical assistance to them; the results of the 8th and 9th five-year plans in the South Urals.

Текст научной работы на тему «Работа наставников с молодежью на промышленных предприятиях Южного Урала в 1965-1975 гг»

УДК 94:67:371.311.1-053.6(470.55/.58)"1965/1975"

https://doi.org/10.24158fik.2018.10.19

Парфенова Светлана Алексеевна

Parfenova Svetlana Alekseevna

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и права Шадринского государственного педагогического университета

РАБОТА НАСТАВНИКОВ С МОЛОДЕЖЬЮ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЮЖНОГО УРАЛА В 1965-1975 ГГ.

PhD in History, Associate Professor, History and Law Department, Shadrinsk State Pedagogical University

THE COOPERATION BETWEEN MENTORS AND THE YOUTH AT INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE SOUTH URALS IN 1965-1975

Аннотация:

Статья посвящена экономическому развитию региона Южного Урала, охватывающего Курганскую, Оренбургскую и Челябинскую области, в 19651975 гг. Регион развивался динамично, росло количество промы/шленны/х предприятий. Остро стоял вопрос о подготовке квалифицированных кадров из числа молодежи. Уделено внимание формам работы комитетов ВЛКСМ с молодыми рабочими по освоению профессий. Показана роль системы профессионально-технического образования в подготовке молодых специалистов, но, как видно из опыта, одним из эффективнейших методов в процессе становления молодого рабочего на предприятиях было признано наставничество. Рассмотрены основные организационные формы наставничества; работа по подбору наставников из числа опытных рабочих, так как роль личности самого наставника в процессе воспитания молодежи велика; деятельность по воспитанию самих наставников, оказанию им методической и теоретической помощи; итоги выполнения 8-й и 9-й пятилеток на Южном Урале.

Ключевые слова:

комсомол, экономика Южного Урала, экономический рост, наставник, Советы наставников, пятилетка, трудовые династии, социалистическое соревнование.

Summary:

The study discussed the economic development of the South Urals, covering the Kurgan, Orenburg and Chelyabinsk regions, in 1965-1975. The region developed dynamically, the number of industrial enterprises increased. Training the highly qualified young professionals was an acute task. The research reviewed the modalities of assisting entrants to master a profession by the Komsomol Committees. The paper demonstrated the role of the system of vocational education when training the fledgling experts. However, based on the evidence, mentoring was recognized as one of the most effective techniques for raising young workers at enterprises. The author considered the basic organizational modalities of mentoring; the selection of effective mentors as the personality of a mentor played a crucial role in the educational process; training mentors and providing the methodological and theoretical assistance to them; the results of the 8th and 9th five-year plans in the South Urals.

Keywords:

Komsomol, economy of the South Urals, economic growth, mentor, Mentor Councils, five-year plan, labor dynasty, socialist emulation.

Период 1960-1980-х гг. с конца XX в. стал преподноситься в учебной, научной литературе как годы застоя во всех сферах жизни, в том числе в экономике и культуре. Можно выделить работы экономистов Г.И. Ханина [1], В.М. Кудрова [2], Е.Т. Гайдара. Эти ученые критически негативно писали об экономике советского периода, утверждая, что экономика СССР была неспособна к саморазвитию, восприятию достижений научно-технического прогресса. Критические подходы ко всему советскому характерны и для западных ученых 1970-х гг. Американский историк, профессор Л.С. Ставрианос утверждал, что если Алексей Стаханов в 1930-х гг., совершив трудовой подвиг, быстро стал национальным героем, то сегодня (1976 г. - Авт.) передовик производства «не гордость и радость своей администрации и руководителей партии». Рабочие в СССР без энтузиазма относятся к трудовым подвигам передовиков производства, «усматривая в них угрозу своему удобному темпу работы». Ставрианос считал, что в СССР отсутствовали материальные стимулы к высокопроизводительному труду. «Зарплаты низкие, потребительских товаров недостаточно и почти невозможно быть уволенным, поэтому почему рабочий должен стараться, лезть из кожи вон? Неизбежный вывод, обусловленный утратой мечты о социализме среднего русского рабочего, заключается в словах: "Они притворяются, что платят нам, а мы притворяемся, что работаем". Больше чем полвека существует советская власть, а русские рабочие сегодня повторяют синдикалистский лозунг XIX в. - "плохая работа за плохую плату"» [3, p. 154].

В XXI в. зарубежные экономисты отводят ведущую роль в экономическом развитии человеческому капиталу, рассматривая его в качестве и эндогенного, и экзогенного фактора. Ученые утверждают, что «стиль и цели планирования могут быть изменены с течением времени, но сохра-

нение фокуса на материальном производстве в конечном счете приводит к относительному переоцениванию накопления физического капитала по сравнению с другими факторами производства, прежде всего с человеческим капиталом». В СССР накопление физического капитала шло быстрее, чем человеческого [4, p. 39]. Этим и обосновывается спад производства в 1990-е гг.

Но времена жесткой политической полемики вокруг оценки советской эпохи завершаются. Серьезный, бесконъюнктурный анализ архивных документов, материалов периодической печати, воспоминаний рабочих дает основание не согласиться с этими утверждениями. Экономика СССР - сверхэкономика, которая была способна обеспечить работой всех граждан страны. 1960-1980-е гг. - годы труда, созидания, экономической стабильности. Люди жили и трудились с уверенностью в завтрашнем дне. Отличительной чертой повседневности 1960-1980-х гг. была всеобщая занятость населения.

Южный Урал, располагая огромным многоотраслевым народно-хозяйственным комплексом, охватывал Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую области с территорией 282,9 тыс. км2 и населением 6,5 млн чел. В промышленности Южного Урала преобладали черная и цветная металлургия, машиностроение, нефтехимическая, газовая промышленность. По объему экспортной продукции регион в начале 1970-х гг. занимал одиннадцатое место в СССР [5, с. 89-92].

За рассматриваемый период комсомольская организация Челябинской области выросла почти в 2 раза, Оренбургской - на 95 419 чел., Курганской - на 36 786 чел., всего на 1 января 1976 г. в областях Южного Урала она объединяла 899 858 тыс. чел. Увеличилось и число комсомольцев, занятых в промышленности региона, - на 73 681 чел. В процентах от общего числа членов ВЛКСМ в 1976 г. рост составил, по сравнению с 1966 г., в Оренбургской области - 2,8 %, Курганской - 2,3, в Челябинской - 0,4 % [6; 7; 8].

На заводах именно комитеты ВЛКСМ были центрами по работе с молодежью. Во второй половине 1960-х - 1970-х гг. главное внимание уделялось переходу ко всеобщему среднему образованию, повышению уровня квалификации рабочих-комсомольцев, укреплению единства поколений. На промышленных предприятиях составлялись перспективные планы повышения общеобразовательного уровня молодых рабочих. Росла численность учащихся в вечерних и заочных школах, техникумах, вузах. Работающая молодежь училась.

Так, на Орско-Халиловском металлургическом комбинате за 8-ю пятилетку без отрыва от производства высшее образование получили 120 чел., среднетехническое - 685, среднее и восьмилетнее - 1 654. На Шадринском телефонном заводе в 1970 г. из 829 чел. в возрасте до 30 лет 644 имели среднее и среднеспециальное образование, 367 продолжали учебу [9; 10].

Комитеты ВЛКСМ проводили смотры общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, научно-технического творчества под девизом «Пятилетке - мастерство и поиск молодых». На заводах были организованы производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы по изучению передовых методов труда, школы коммунистического труда.

Только в Курганской области за 1974-1975 гг. были проведены областные конкурсы на звание «Лучший по профессии» по 25 специальностям, 40 тыс. молодых рабочих повысили свои разряды и освоили смежные профессии. Все конкурсы и смотры посвящались юбилейным датам: 50-летию Октябрьской революции, 50-летию ВЛКСМ, 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, 50-летию образования СССР, 30-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Хочется отметить, что сегодня в России с целью повышения престижа рабочих профессий молодежь принимает участие в международном движении World Skills. Это можно считать возрождением советской традиции проведения конкурсов профессионального мастерства в годы 8-й и 9-й пятилеток.

Немало для подготовки квалифицированных рабочих сделала система профессионально-технического образования. В Курганской области за годы 8-й пятилетки в училищах было подготовлено 39,4 тыс. молодых специалистов, 9-й - 55,4 тыс. [11, с. 198]. При этом все выпускники училищ трудоустраивались. В итоге число комсомольцев с высшим, неоконченным высшим, средним (полным и неполным) образованием увеличилось в 1975 г. по сравнению с 1966 г. в Оренбургской области на 11,4 %, Курганской - на 12,4 %, Челябинской - на 6,5 % и составило 808 003 чел. [12].

Изучение материалов периодической печати 1966-1975 гг. показывает, что главным героем дня в то время был человек труда. Вся система идеологической пропаганды была направлена на воспитание любви и гордости за свою страну, свой город, свой завод, а главное - на воспитание уважения к честному труду. Если сегодня именно молодежь пополняет ряды безработных, то тогда на заводах к молодому пополнению относились с должным вниманием.

Оренбуржье всегда славилось рабочими династиями. Именем рабочей династии Свиридовых, проработавших на Бузулукском заводе тяжелого машиностроения 125 лет, был даже назван буровой станок 2СБШ-200. В 1975 г. в Оренбургской области насчитывалось более 400 трудовых династий [13].

Немалую роль в повышении квалификации молодежи сыграло движение наставничества. Становление молодого рабочего - длительный и сложный процесс. Молодой человек должен освоить оборудование, технологический процесс, справиться с нормой выработки. Здесь неоценимую помощь может оказать грамотный, творческий наставник.

В регионе Южного Урала сложились три основные организационные формы наставничества. Во-первых, коллективное шефство членов бригады, смены над отдельными лицами; во-вторых, шефство передовых рабочих и специалистов производства над комсомольско-молодежными бригадами; в-третьих, индивидуальное шефство кадровых рабочих над отдельными лицами.

Интересен опыт работы наставников в Челябинской области. Токарь Копейского машиностроительного завода им. С.М. Кирова, Герой Социалистического Труда Н.И. Доброносов предложил передать ему группу молодых рабочих, не выполнявших производственное задание, но освободив его на 3 месяца от основной работы. Первая же подготовленная по этому методу группа молодых рабочих в 3,2 раза увеличила выработку, что компенсировало потери производства, связанные с освобождением Н.И. Доброносова от основной работы. Прирост производительности труда по цеху составил 8,2 %. Аналогичный эффект дали и все другие обученные новатором группы - всего за годы 9-й пятилетки он обучил 100 молодых станочников. В результате текучесть кадров среди молодых рабочих-станочников сократилась, по сравнению с 1972 г., в 2 раза. На заводе была организована межсоюзная школа Н.И. Доброносова, обучение в которой прошли 300 наставников молодежи. Когда движение наставничества стало массовым, на заводах стали создаваться школы шефов-наставников для оказания им теоретической и методической помощи. К концу 9-й пятилетки в Челябинской области работало 350 школ наставников [14; 15].

В годы 8-10-й пятилеток развивалось социалистическое соревнование. Это составная часть советского образа жизни, повседневности. Уже в годы перестройки соревнование прекратит свое существование. Рассмотрим некоторые формы соревнования, где особенно важна была роль наставников.

В 1968 г. в областях Южного Урала развернулось социалистическое соревнование по достойной встрече 50-летия ВЛКСМ под девизом «Мой трудовой подарок - юбилею ленинского комсомола». На Курганском заводе колесных тягачей молодые комсомольцы выступили с инициативой по принятию личных обязательств под девизом единства комсомольцев всех поколений. Опытные рабочие - комсомольцы 1920-1950-х гг. тоже приняли личные обязательства: помочь молодежи повысить свою квалификацию. Движение «единства поколений» было поддержано на предприятиях областей Южного Урала.

В Оренбургской области в этом юбилейном году зародилось «корчагинское» движение, инициатором которого были комсомольцы бригады № 5 механосборочного цеха Южно-Уральского машиностроительного завода. Звание «корчагинец» присваивалось лучшим комсомольцам дважды в году: ко дню рождения комсомола и ко дню рождения В.И. Ленина. Одним из основных требований к комсомольцам-корчагинцам было высококачественное изготовление изделий, сдача их с первого предъявления. Движение развивалось и в годы 9-й пятилетки.

На Златоустовском металлургическом заводе отставал второй мартеновский цех. Во главе сталеварских бригад здесь были вчерашние подручные - старательные, грамотные, но не имевшие опыта люди. На этом заводе зародилось «парное соревнование» под девизом: «Умеешь сам - научи товарища», имевшее целью в короткий срок передать молодым сталеварам опыт, знания. В ходе соревнования весь сверхплановый металл записывали на общий счет наставника и подшефного. Это накладывало взаимную ответственность, побуждало отстающих перенимать опыт передовиков. Плавки велись без нарушений технологии, с минимальными потерями металла. Соревнование привело к возрождению лицевых счетов экономии, а затем позволило перейти на работу по единому наряду. Но не менее важен и воспитательный аспект - укрепление трудовых традиций, повышение коллективной ответственности за порученное дело [1б].

В Курганской области распространению движения наставничества также способствовали Советы наставников. Так, Шадринский городской Совет наставников возглавлял слесарь-сборщик завода полиграфических машин, почетный гражданин города Г.Т. Шлыков. Основным результатом наставничества на Швейной фабрике им. Володарского явились создание благоприятного психологического климата, более быстрое приобретение профессиональных навыков. В 1972 г. 61 молодая работница фабрики в содружестве с наставниками уже в ноябре выполнила личные годовые планы второго года пятилетки. На заводе полиграфических машин сократилась текучесть кадров среди молодых рабочих с 7 % в 1969 г. до 3 % в 1972 г., преступность среди несовершеннолетних -с 7 % в 1969 г. до одного случая хулиганства в 1972 г. Под влиянием наставников молодые рабочие фабрики и завода продолжали учебу в вечерних школах. В декабре 1975 г. в городе насчитывалось 1194 наставника. Однако были и проблемы: в Челябинской и Оренбургской областях один наставник приходился на четырех комсомольцев, занятых в промышленности, в Курганской же - один на двух, не каждый комсомолец был охвачен наставничеством [17; 18; 19].

Несмотря на наличие формализма и некоторой заорганизованности, наставничество сыграло немалую роль в воспитании молодежи. Опыт показал, что именно наставничество - результативная, индивидуальная по характеру, всесторонняя по содержанию, комплексная форма воспитания рабочей молодежи. В регионе Южного Урала 8-я и 9-я пятилетки - «золотые» пятилетки, роль комсомола в их выполнении была велика.

В Оренбургской области 124 комсомольско-молодежных коллектива выполнили 9-ю пятилетку досрочно, в Челябинской области 571 комсомольско-молодежный коллектив рапортовал о досрочном выполнении пятилетки. В Курганской области за 1974-1975 гг. 17 950 молодых за-уральцев за высокие производственные показатели были отмечены наградами ЦК ВЛКСМ и обкома КПСС. Результаты экономического развития были достаточно впечатляющими: продукция Челябинской области экспортировалась в 30 стран мира, Оренбургской - в 77, Курганской - в 60, всего по региону - более чем в 167 стран мира.

Ссылки:

1. Ханин Г.И.: 1) Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991. 267 с. ; 2) Трезвые мысли американского экономиста // ЭКО. 1993. № 4.

2. Кудров В.М. Советская экономика в ретроспективе: опыт переосмысления. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. 306 с.

3. Stavrianos L.S. The Promise of the Coming Dark Age. San Francisco, 1976. 211 p.

4. Foldvari P., Leeuwen B. van, Didenko D. Capital Formation and Economic Growth under Central Planning and Transition: A Theoretical and Empirical Analysis, CA. 1920-2008 // Acta Oeconomica. 2015. Vol. 65, iss. 1. P. 27-50. https://doi.org/10.1556/aoecon.65.2015.12.

5. Заплетнюк П.А. Предприятия Южного Урала в системе сотрудничества стран СЭВ. Челябинск, 1975. 124 с.

6. ГАОПДКО (Гос. арх. обществ.-полит. документации Кург. обл.). Ф. 1200. Оп. 24. Д. 15. Л. 1, 2 ; Оп. 32. Д. 32. Л. 2, 3.

7. ОГАЧО (Объед. гос. арх. Челяб. обл.). Ф. (П) 485. Оп. 3. Д. 61. Л. 18, 19 ; Оп. 9. Д. 36. Л. 7, 8.

8. ЦДНИОО (Центр документации новейшей ист. Оренбург. обл.). Ф. 1697. Оп. 12. Д. 21. Л. 1, 2 ; Оп. 19. Д. 19. Л. 1, 2.

9. ГАОПДКО. Ф. 1200. Оп. 32. Д. 12. Л. 195.

10. Металлург. 1970. 11 нояб.

11. Курганская область в девятой пятилетке. 1971 -1975 гг. : стат. сб. Челябинск, 1976. 280 с.

12. ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 12. Д. 21. Л. 1 ; Оп. 13. Д. 56. Л. 1 ; Оп. 19. Д. 19. Л. 1 ; ГАОПДКО. Ф. 1200. Оп. 24. Д. 15. Л. 1 ; Оп. 32. Д. 32. Л. 2 ; Оп. 38. Д. 24. Л. 13 ; ОГАЧО. Ф. 1697. Оп. 12. Д. 21. Л. 1 ; Оп. 13. Д. 56. Л. 1 ; Оп. 19. Д. 19. Л. 1.

13. ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 65. Д. 34. Л. 60.

14. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 182. Д. 83. Л. 5-7 ; Оп. 185. Д. 4. Л. 29, 30.

15. Челябинский рабочий. 1974. 4 янв.

16. Златоустовский металлург. 1971. 13 окт. ; ОГАЧО. Ф. (П) 254. Оп. 20. Д. 2. Л. 304, 305.

17. ОГАЧО. Ф. 485. Оп. 9. Д. 11. Л. 104.

18. ГАОПДКО. Ф. 1200. Оп. 38. Д. 4. Л. 13.

19. ЦДНИОО. Ф. 1697. Оп. 18. Д. 5. Л. 12.

References:

Chelyabinsky Rabochy 1974, January 04, (in Russian).

Foldvari, P, Leeuwen, B van & Didenko, D 2015, 'Capital Formation and Economic Growth under Central Planning and Transition: A Theoretical and Empirical Analysis, CA. 1920-2008', Acta Oeconomica, vol. 65, iss. 1, pp. 27-50. https://doi.org/10.1556/aoecon.65.2015.12.

Khanin, GI 1991, Dynamics of the Economic Development of the USSR, Novosibirsk, 267 p., (in Russian). Khanin, GI 1993, 'Sober Thoughts of an American Economist', EKO, no. 4, (in Russian).

Kudrov, VM 2003, The Soviet Economy in Retrospect: the Experience of Rethinking, 2nd ed., Moscow, 306 p., (in Russian). Kurgan Region in the Ninth Five-Year Plan. 1971-1975: a Statistical Compilation 1976, Chelyabinsk, 280 p., (in Russian). Metallurg 1970, November 11, (in Russian).

Stavrianos, LS 1976, The Promise of the Coming Dark Age, San Francisco, 211 p.

Zapletnyuk, PA 1975, Enterprises of the South Urals in the System of Cooperation between the CMEA Countries, Chelyabinsk, 124 p., (in Russian).

Zlatoustovsky Metallurg 1971, October 13, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.