Прищепа Александр Иванович
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА
БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА В 1970-Е ГГ.
В статье рассматривается исторический опыт организации работы по повышению общеобразовательного уровня рабочих промышленных предприятий Урала. Анализируется деятельность трудовых коллективов по развитию материально-технической базы вечерних школ, обеспечению их необходимой учебно-методической литературой, наглядными пособиями и другими средствами обучения. Большое внимание уделяется характеристике материальных и моральных форм заинтересованности молодых рабочих в совершенствовании своего образования, вовлечения их в учебу и сохранению контингента учащихся, созданию необходимых производственных и бытовых условий обучения.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/4/50.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 175-178. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37(091)(470.5) Исторические науки и археология
В статье рассматривается исторический опыт организации работы по повышению общеобразовательного уровня рабочих промышленных предприятий Урала. Анализируется деятельность трудовых коллективов по развитию материально-технической базы вечерних школ, обеспечению их необходимой учебно-методической литературой, наглядными пособиями и другими средствами обучения. Большое внимание уделяется характеристике материальных и моральных форм заинтересованности молодых рабочих в совершенствовании своего образования, вовлечения их в учебу и сохранению контингента учащихся, созданию необходимых производственных и бытовых условий обучения.
Ключевые слова и фразы: общее образование; вечерняя школа; контингент учащихся; шефская помощь; материальная база; учебная литература; педагогический коллектив; отсев учеников.
Прищепа Александр Иванович, д.и.н., профессор
Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры aiprishepa@yandex. т
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ ТЯЖЕЛОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УРАЛА БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА В 1970-Е ГГ.
На современном этапе научно-технический прогресс и рыночная экономика меняют характер рабочих профессий и содержание их труда, который принимает все более интегрированный характер. Выполнять его на основе узкопрофессиональных знаний и умений становится все труднее, требуется широкая общеобразовательная и политехническая подготовка. Общее образование выступает как первоначальная необходимая ступень профессионального развития рабочих кадров. Общеобразовательная подготовка является основой широкого профиля, мобильности и высокого квалификационного мастерства, творческого и активного участия в общественном производстве на любом рабочем месте.
Изучение этой зависимости в первой половине 1970-х гг. на Челябинском металлургическом заводе показало, что рабочий-токарь в механическом цехе, имевший среднее образование, на повышение своего разряда затрачивал 2-3 года, а токарь с образованием 5-6 классов - 4 года. Первая группа токарей достигала 8-го разряда в течение 9,3 года, а вторая, с более низким образованием, затрачивала на это почти 16 лет [25].
На Уральском заводе тяжелого машиностроения норма выработки рабочих с восьмилетним образованием и выше на 8,3% превышала норму выработки машиностроителей без соответствующего образования [4]. Если иметь в виду то, что на многих участках металлургического и машиностроительного производства Урала образование рабочих было ниже требований тарифно-квалификационного разряда, становится особенно понятна острота задачи совершенствования общеобразовательной подготовки в те годы.
С другой стороны, рост общеобразовательного уровня содействует дальнейшему повышению производственной активности, участию в рационализаторском и изобретательском движении, в работе общественных организаций трудовых коллективов. Так, изучение зависимости отношения к труду от образования на Север-ском трубном заводе г. Полевского показало, что лица, удостоенные звания «Ударник коммунистического труда», составляли: в числе работников с неполным средним образованием - 40,1%, с общим средним - 45,1%, со средним специальным - 52,9% [17, д. 100, л. 7].
Исследуемый период истории советского государства характеризовался дальнейшим развитием системы народного образования, в структуре которого наибольшие изменения претерпела общеобразовательная школа. Для ее совершенствования определяющее значение имели решения ХХШ [8, с. 10] и ХХ^ съездов КПСС [9, с. 206, 277-278], а также Постановление ЦК КПСС и Совета министров «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (июнь 1972 г.) [4, с. 94-102].
Эти постановления стали основополагающими документами развертывания работы по совершенствованию системы вечернего образования на Урале с учетом конкретно-исторических условий культурного строительства в этом регионе. Его особенности состояли в том, что, несмотря на большой сдвиг, который произошел в уровне общего образования трудящихся Урала во второй половине 1960-х гг., этот экономический район отставал от союзных и республиканских показателей: здесь была значительно меньшая доля лиц с высшим и средним образованием. Такое положение было связано, во-первых, с отставанием культурного развития региона в прошлом и, во-вторых, с «вымыванием в течение 1960-х - 1970-х гг. лиц с высоким уровнем образования, эмигрирующих из уральских областей в силу неудовлетворенности социальными и экологическими условиями индустриального центра восточной периферии страны» [1, с. 23]. Особенностью механического движения рабочей силы Урала являлось не только отрицательное сальдо по сравнению с большинством других экономических районов и союзных республик, но и отток квалифицированных кадров, а также специалистов, уровень образования которых был весьма высок. Как показало анкетное обследование в г. Магнитогорске, в начале исследуемого периода среди выбывших лиц со средним специальным образованием было на 33,6% больше, чем среди прибывших [13, с. 39].
Положение усугублялось тем, что по ряду причин в начале 1970-х гг. охват трудящихся Среднего и Южного Урала общеобразовательной учебой без отрыва от производства не отвечал задачам перехода ко всеобщему среднему образованию. В Свердловской области в 1970-1971 уч. г. в школах для взрослых обучалось 94,9 тыс. чел., хотя по данным переписи 1970 г. почти 375 тыс. чел. в возрасте от 16 до 29 лет не имели среднего образования [16, д. 20, л. 91]. На предприятиях Челябинской области 65 838 чел. не имели восьмилетнего образования, а учились в вечерних школах только 25 505 чел., т.е. всего 39% [10, д. 209, л. 145].
Перспективы развития системы образования без отрыва от производства, в первую очередь, были связаны с укреплением материально-технической базы школ рабочей молодежи. Значительную роль в ее развитии сыграла шефская помощь промышленных предприятий. В Свердловске большое внимание этому вопросу уделялось на Уральском заводе тяжелого машиностроения, на котором была создана комиссия содействия школам рабочей молодежи, которая последовательно проводила работу по реализации совместных с педагогическими коллективами мероприятий по оборудованию в них учебных кабинетов, оснащению мебелью, техническими средствами обучения и наглядными пособиями [20, д. 42, л. 196].
Аналогичная работа проводилась на многих предприятиях Урала. Статистические материалы показывают, что учебно-материальная база вечерних школ Свердловской области развивалась по пути расширения ее площадей. При сокращении школ с 233 в 1971-1972 уч. г. до 228 в 1975-1976 уч. г. их общая площадь увеличилась с 51 283 кв. м до 124 561 кв. м, т.е. более чем в 2,4 раза. Это значительно превышало темпы роста контингента учащихся вечерних школ, который увеличился в 1,2 раза [14, с. 129].
Улучшение материальной базы вечерних школ характеризовалось также и тем, что значительная часть из них получила собственные помещения. В Свердловской области в 1975-1976 уч. г. из 228 школ 112 проводили занятия в собственных зданиях, 58 школ размещались в зданиях своих базовых предприятий и учреждений [2, д. 498, л. 6]. Это позволяло широко организовывать сменные занятия с учетом производственного режима предприятий. Увеличение числа школ, работавших в две смены, позволяло привлечь к учебе больший контингент молодежи и улучшить учебно-воспитательный процесс. Их число в 1971-1975 гг. возросло со 160 до 177 единиц, а число обучающихся - с 65 524 до 83 013 чел. [Там же]. Особенно примечательными были успехи в деле рационального размещения школьных зданий. В Свердловской области более 50% общего числа школ работали при предприятиях [17, д. 100, л. 158]. Для сравнения отметим, что по стране в 1975 г. лишь 10% школ рабочей молодежи находились непосредственно на предприятиях [12].
Значительные финансовые вложения промышленных предприятий Урала в дело народного образования, которые только в Свердловской области ежегодно составляли от 1,5 до 2 млн рублей, являлись надежным источником увеличения школьных помещений и учебных кабинетов. В 1971-1975 гг. в Свердловской области число кабинетов физики увеличилось со 155 до 177, химии - со 143 до 156, число школ, имеющих книжные фонды, со 195 до 221, количество книг - с 616 608 до 769 357 экземпляров [2, д. 498, л. 6].
Существенное укрепление материально-технической базы вечерних школ создавало надежные основы совершенствования работы по привлечению к учебе трудящихся, особенно молодежи, с учетом социальных планов личности и перспектив развития производства. Важно было в этой связи наладить строгий учет изменений в образовании трудящихся на каждом предприятии, выявить предрасположенность к учебе прибывающих на производство рабочих. Эти задачи в полной мере выполняли общественные отделы кадров промышленных предприятий. Наиболее эффективно они работали на крупнейших из них, таких как Уральский завод тяжелого машиностроения в Свердловске, металлургические комбинаты Магнитогорска и Челябинска [24].
Наряду с общественными отделами кадров, целенаправленно работали комиссии по работе с молодыми рабочими, комиссии по общеобразовательной учебе, комиссии содействия школам рабочей молодежи. В Свердловской области в 1975 г. при партийных комитетах, местных советах депутатов трудящихся, комсомольских и профсоюзных органах работало около 400 общественных советов, содействующих повышению общеобразовательного уровня трудящихся [18, д. 105, л. 150]. Они осуществляли работу по набору в вечерние школы, контролировали посещаемость и успеваемость, боролись с отсевом. Этим же целям служили созданные при горкомах партии и городских исполнительных комитетах координирующие советы по работе с молодежью.
Большую роль в деле вовлечения работающей молодежи в учебу играло социалистическое соревнование. Вопросы образования рабочих являлись составной частью социалистических обязательств предприятий, коллективных договоров трудящихся и администрации, договоров между отдельными предприятиями, заводами и цехами [26].
На предприятиях металлургии и машиностроения широко использовалось зарекомендовавшее себя в 1960-е гг. социалистическое соревнование за звание «Лучший молодой рабочий», «Отличник учебы - передовик производства». Дальнейшее развитие эти формы социалистического соревнования получили после включения комсомольцев Урала в движение за звание «Чемпион пятилетки». Умело организовывали эти формы социалистического соревнования парткомы Магнитогорского металлургического комбината, Уральского завода тяжелого машиностроения, Челябинского металлургического завода [18, д. 105, л. 160].
В пропаганде необходимости повышения общеобразовательного уровня важное место занимали «Дни» и «Недели школы», «Месячники молодого рабочего», когда особенно интенсивно велась такая разъяснительная работа [26].
В начале 1970-х гг. большой интерес вызвала инициатива молодых рабочих Магнитогорского металлургического комбината, обратившихся ко всем выпускникам и учащимся учебных заведений ММК взять шефство над товарищами, которые не имеют среднего образования. В походе за званием девизом каждого
учащегося должно стать: «Учеба: один плюс два!», т.е. необходимо было привлечь в школы рабочей молодежи не менее двух молодых производственников. Отметим, что наиболее высокие результаты от реализации этой инициативы достигались в комсомольско-молодежных коллективах, где личный пример ровесника в силу особого микроклимата такого рода коллективов во многом оказывался определяющим в решении пойти учиться. Показателен в этом отношении опыт бригады электрослесарей ММК А. А. Павлова, где почти все комсомольцы продолжали учиться в школе [6].
Важную роль в решении задач роста общеобразовательного уровня молодежи сыграл Всесоюзный смотр, объявленный ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и Министерством просвещения на период 1971-1975 гг., по развертыванию массового движения молодежи, занятой в народном хозяйстве, под девизом «Каждому молодому труженику - среднее образование!». Основной целью смотра являлось «объединение усилий профсоюзных и комсомольских организаций, органов народного просвещения на... дальнейшее развитие сети вечерних школ в целях обеспечения потребностей различный категорий работающей молодежи в повышении общего образования» [22, д. 3639, л. 81].
Организация смотра-конкурса и деятельность общественных организаций по привлечению рабочей молодежи к учебе давали заметные результаты. В Свердловской и Челябинской областях количество рабочих, обучающихся в вечерних школах, в 1970-е гг. постоянно росло, плановые задания ежегодно выполнялись. Отметим, что Челябинская область в 1971-1972 уч. г. впервые за предыдущие 5 лет выполнила план набора в ШРМ [10, д. 209, л. 145]. В Свердловской области на протяжении всех пяти лет планы выполнялись на 104-107% [18, д. 105, л. 155].
Показательна в этом отношении работа трудового коллектива самого крупного на Урале промышленного предприятия - Уральского завода тяжелого машиностроения. Статистические данные свидетельствуют, что на протяжении первой половины 1970-х гг. плановые задания по комплектованию школ рабочей молодежи на Уралмаше систематически существенно перевыполнялись [21, д. 11, л. 145], они убедительно доказывают, что в целом на Урале в 1971-1975 гг. промышленным предприятиям удалось добиться существенных успехов в деле привлечения работающей молодежи к учебе. В Свердловской области контингент вечерних (сменных) и заочных школ вырос с 94,9 тыс. чел. в 1970-1971 уч. г. до 117,6 тыс. чел. в 1975-1976 уч. г. [5, с. 42]; в Челябинской области - с 66,9 тыс. чел. до 91,9 тыс. чел. соответственно [23, с. 142].
После существенного сокращения количества трудящихся, обучающихся в вечерних школах, произошедшего во второй половине 1960-х гг., в исследуемый период наблюдается существенный рост контингента ШРМ, достигшего высшей точки в 1975-1976 уч. г.
Таким образом, в результате напряженной работы администрации и общественных организаций промышленных предприятий и педагогических коллективов вечерних школ по вводу в эксплуатацию новых помещений, совершенствованию методического обеспечения учебного процесса, использованию форм материального и морального поощрения учащихся вечерних школ трудовым коллективам Урала удалось в 1970-е гг. добиться заметных результатов в улучшении образовательной подготовки рабочих кадров.
Список источников
1. Вагина Г. Н. Показатели уровня образования в материалах переписи населения // Уровень жизни населения и трудовые ресурсы крупного экономического района. Свердловск, 1976. С. 17-22.
2. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 233р. Оп. 7.
3. Коган Л. Н. На пути к всеобщему полному среднему образованию. М.: Наука, 1973. 73 с.
4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1988) / Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М., 1976. 573 с.
5. Крупнова Е. В. Вопросы общеобразовательной подготовки в комплексном плане социального развития предприятия // Технический прогресс и научная организация труда в народном хозяйстве СССР. М.: Наука, 1976. С. 40-46.
6. Магнитогорский металл. 1972. 11 апреля.
7. Магнитогорский металл. 1974. 27 января.
8. Материалы ХХШ съезда КПСС. М.: Издательство политической литературы, 1966. 304 с.
9. Материалы XXIV съезда КПСС. М.: Издательство политической литературы, 1972. 320 с.
10. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. 288. Оп. 173.
11. ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 182.
12. Правда. 1975. 9 февраля.
13. Проблемы повышения эффективности использования трудовых ресурсов. М.: Наука, 1973. 65 с.
14. Свердловская область в цифрах. 1966-1970 гг. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. 139 с.
15. Свердловская область в цифрах. 1976-1980 гг. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. 191 с.
16. Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 79.
17. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 87.
18. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 88.
19. ЦДООСО. Ф. 153. Оп. 33.
20. ЦДООСО. Ф. 1020. Оп. 13.
21. ЦДООСО. Ф. 1020. Оп. 16.
22. Центральный архив Министерства просвещения РСФСР. Ф. 2306. Оп. 76.
23. Челябинская область в девятой пятилетке. 1971-1975. Челябинск: Челяб. Южно-Урал. кн. изд-во, 1976. 272 с.
24. Челябинский металлург. 1971. 19 февраля.
25. Челябинский металлург. 1972. 10 октября.
26. Челябинский металлург. 1974. 29 января.
GENERAL EDUCATION OF URAL HEAVY INDUSTRY WORKERS ON A PART-TIME BASIS IN THE 1970S
Prishchepa Aleksandr Ivanovich, Doctor in History, Professor Surgut State University aiprishepa@yandex. ru
The article examines historical experience of organizing the work to raise general educational level of Ural industry workers. The author analyzes activity of the workers' associations to develop the material and technical basis of the evening schools, to provide them with necessary educational and methodical literature, visual and other teaching aids. The paper focuses on characterizing material and moral incentives for the young workers to improve their education, promotive measures to involve them into the study and to preserve the student body, to create necessary production and everyday provisions for training.
Key words and phrases: general education; evening school; student body; patronage assistance; material basis; educational literature; pedagogical staff; dropout of students.
УДК 316.472.4 Философские науки
Статья посвящена категории «габитус» и ее ключевым составляющим, которые являются определяющими для социально-экономической структуризации любого социального пространства. Автор, прибегая к социально-философскому представлению и дескрипции габитуса П. Бурдье, стремится раскрыть объективную роль и значимость данного явления в процессе мировидения на основе прошлого опыта агента.
Ключевые слова и фразы: габитус; социальное пространство; регулярность поведения; систематичность; социальная философия.
Рубцова Ольга Валериевна
Национально-исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ГАБИТУС» В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ПЬЕРА БУРДЬЕ
Социальное окружение человека как явление, отношения между классами и установление связей, основанных на определённой совокупности социально-экономических условий, - аспекты, интересующие ученых разных поколений.
В социуме стремление к определенной регулярности и систематичности видов поведения представляется очевидным результатом намерения индивида следовать признанным и закодированным правилам поведения. В данном случае систематичность и регулярность являются продуктом правила, а повиновение правилу - сознательный и осмысленный поступок, включающий осознание и понимание того, что значит правило в данном случае. Все, что происходит в пространстве не только с человеком, но и с природой, обусловлено систематичностью характерных регулярностей, вызванных действием известных для агента механизмов, которые могли бы объяснить сущность и причины этих регулярностей.
Однако существует также регулярное социальное поведение, являющееся, пожалуй, наиболее распространенным и частым среди людей, которое невозможно однозначно интерпретировать ни с помощью норм, благодаря которым агенты осознанно выстраивают поведение, ни с помощью терминологии сложной каузальности. По всей видимости, на этом переходном уровне известным французским социологом Пьером Бурдье было введено базовое определение категории «габитус», которое легло в основу философской концепции ученого.
Габитус (habitude - фр. привычка) «обозначает не те метафизические привычки и "таинственную память", о которых говорится в солидных томах или небольших и знаменитых диссертациях. Эти привычки варьируются не просто в зависимости от индивидов и их подражательных действий, но главным образом в зависимости от различий в обществах, воспитании, престиже, обычаях и модах» [3, с. 67].
Габитус - это система правовых норм, формирующая и составляющая поведение человека и его отношений в социальном пространстве, которое «представляется в форме пространственных схем, а язык, повсеместно используемый для разговоров о социальном пространстве, изобилует метафорами, заимствованными из физического пространства» [4, с. 24]. Данная категория складывается последовательно, с течением времени, в ходе становления личности как социального агента. Процесс формирования может начинаться с первичного габитуса - социального пространства в семье. Далее в структуру габитуса включаются все новые составляющие, которые приводят к появлению других форм габитуса. Количество перемещений (склонностей) личности увеличивается, структура габитуса становится более комплексная. Габитус позволяет агенту «спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и реагировать более или менее адекватно на события и ситуации» [5, с. 273]. Реализация этого возможна только благодаря огромной работе, проведенной в сфере образования и воспитания в процессе получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе,